Введение

Теперь мы приступаем к изучению труда другого евангелиста; имя его Лука, сокращенное, как некоторые считают, от Lucilius; по мнению Иеронима, он был родом из Ан-тиохии. Существует предположение, что это был единственный из составителей Священного Писания, не принадлежавший роду Израилеву. Он был иудейским прозелитом и, как некоторые думают, обратился к Христу через служение апостола Павла в Антиохии, а после прихода Павла в Македонию (Деян. 16:10) стал его постоянным сотрудником. Лука был врачом по образованию и по профессии, поэтому Павел называл его Лука, врач возлюбленный, Кол. 4:14. Некоторые из так называемых античных писателей представляют его как художника, написавшего портрет Девы Марии. Однако д-р Whitby считает, что поскольку нет доказательств от противного, то вполне вероятно, что Лука был одним из семидесяти учеников и последователей Христа в то время, когда Он был еще на земле; а если это так, то, значит, он был природным израильтянином. Я не вижу, что можно противопоставить этому, кроме сомнительных преданий античных авторов, на которые нельзя полагаться и которым противоречат свидетельства Оригена и Епифана: они оба заявляют, что Лука был из числа семидесяти учеников. Предполагают, что свое Евангелие Лука написал во время совместных путешествий с Павлом и под его руководством; некоторые считают, что слова апостола Павла – с ним послали мы также брата во всех церквах похваляемого за благовествование (2 Кор. 8:18), – относятся именно к Луке, в том смысле, что его хвалили во всех церквах за составление этого Евангелия, а также что апостол Павел имеет в виду именно это Евангелие, когда говорит о своем благовестии, как например в Рим. 2:16. Однако все эти предположения лишены какого-либо основания. Д-р Кэйв (Cave) отмечает, что у этого евангелиста точная и аккуратная манера письма, его стиль изящный и утонченный, возвышенный и величественный, и в то же время ясный. Его греческий язык более чист, чем у других составителей Священной Истории. О некоторых событиях он повествует более подробно, чем другие евангелисты, и, главным образом, пишет о том, что относится к священническому служению Христа. Точное время написания этого Евангелия неизвестно. Одни считают, что оно было написано в Ахаии во время его путешествия с Павлом, через семнадцать лет (двадцать два года, как говорят другие) после вознесения Христа. Другие думают, что оно было написано в Риме, незадолго до написания Деяний Святых Апостолов (книги, являющейся продолжением его Евангелия), когда он находился там вместе с Павлом, жившим под надзором римского воина в своем доме, где он и проповедовал. Этим эпизодом заканчивается книга Деяний. Именно тогда Павел сказал, что только один Лука был с ним, 2 Тим. 4:10. Находясь в добровольном заключении с Павлом, Лука имел достаточно свободного времени, чтобы написать Евангелие и Деяния Святых Апостолов (многими превосходными произведениями Церковь обязана узникам). Если это верно, то в таком случае Евангелие Луки было написано приблизительно спустя двадцать семь лет после вознесения Христа, в четвертом году царствования Нерона. Иероним пишет о Луке, что он никогда не был женат и скончался в возрасте восьмидесяти четырех лет. Некоторые авторы сообщают, что Лука претерпел мученическую кончину, но где и когда – неизвестно. Христианские предания относительно составителей Нового Завета заслуживают доверия не больше, чем иудейские предания относительно составителей Ветхого Завета.