Введение

В канон Священного Писания включены два послания, написанные апостолом Петром, самым выдающимся из апостолов Иисуса Христа; его характер ярко сияет в описаниях, данных в четырех евангелиях и Деяниях Апостолов, но паписты и сочинители легенд изображают его человеком непомерной гордости и честолюбия. Священное Писание свидетельствует, что Симон Петр был одним из первых, кого наш Господь призвал быть Своим учеником и последователем, что он был необыкновенно одарен как от природы, так и по благодати, обладал большими способностями и красноречием, быстро понимал и смело осуществлял все, что сознавал своим долгом. Когда наш Спаситель призвал Своих апостолов и назначил их на служение, то первым Он упомянул имя Петра; и Своим отношением к Петру Христос выделял его из двенадцати, оказывая ему особое благоволение. В Писании отмечено много случаев проявления любви нашего Господа к этому апостолу как во время Его земной жизни, так и после воскресения. Однако об этом святом человеке распространено много явно ложных сведений, например: что он имел высшую власть над остальными апостолами; не был одного с ними уровня; что он был их князем, монархом и верховным правителем; что он совершал правосудие над всей коллегией апостолов; кроме того, что он, якобы, был единым и всеобщим пастырем всего христианского мира, единственным заместителем Христа на земле; что он был епископом Рима свыше двадцати лет; что римские папы являются преемниками Петра и унаследовали от него верховную власть и юридические полномочия над всеми церквами и христианами земли; что все это было определено и назначено самим Господом, в то время как Христос никогда не удостаивал Петра такого превосходства, но категорически запрещал подобное и оставил совершенно противоположные заповеди. Другие апостолы никогда не соглашались с такими притязаниями. Павел заявлял о себе: Я думаю, что у меня ни в чем нет недостатка против высших Апостолов, 2 Кор. 11:5, 12:11. Здесь не делается никакого исключения Петру как имеющему высшее достоинство; обличая его, Павел лично противостал ему, Гал. 2:11. И сам Петр никогда не присваивал себе ничего подобного, но скромно называл себя апостолом Иисуса Христа; когда он пишет пресвитерам церкви, то смиренно ставит себя на одну ступень с ними: Пастырей ваших умоляю я, сопастырь.., гл. 5:1. См. Др. Барроу по вопросу о превосходстве пап.

Цель первого послания состоит в том, чтобы:

I. Более полно объяснить христианское учение новообращенным иудеям.

II. Направить и склонить их к святой жизни, к верному исполнению всех обязанностей, как личных, так и по отношению к другим, чтобы таким путем они могли сохранять свой собственный мир и успешно опровергать клевету и поношения своих врагов.

III. Подготовить их к страданиям. Это, вероятно, была его главная цель, ибо в каждой главе своего послания он касается этой темы и самыми различными доводами побуждает их к терпению и стойкости в вере, чтобы предстоящие им преследования и скорби не заставили их отступить от Христа и Евангелия. Примечательно, что ни в одном из посланий Петра вы не обнаружите ни одного слова, в котором сквозил бы гордый дух римского папы.