Библиотека soteria.ru
Комментарии Мэтью Генри — 2-Коринфянам
Мэтью Генри
Дата публикации: 01.04.17 Просмотров: 3147 Все тексты автора Мэтью Генри
10 глава
Не было такого места, где бы апостол сталкивался с большим противодействием со стороны лжеапостолов, чем в Коринфе; в этом городе у него было много врагов. Пусть служители Христовы не удивляются, подвергаясь опасности, исходящей не только от врагов, но и от лжебратьев, ибо сам благословенный апостол пережил это. Несмотря на то что он был безупречен в своем поведении, снисходил до каждого и каждому был полезен, находились все-таки люди, питавшие к нему враждебные чувства; они завидовали ему и делали все возможное, чтобы навредить ему, ущемить его интересы и лишить авторитета. Вот почему он защищает себя от их обвинений и вооружает коринфян против их происков. В этой главе апостол с кротостью и смирением отстаивает свою власть проповедовать и наказывать согрешивших, ст. 1-6. Затем продолжает рассуждать с коринфянами, заявляя о своей близости с Христом и утверждая свой авторитет как апостола Христова, ст. 7-11; он отказывается оправдывать себя или действовать по правилам, к каким прибегали лжеучители, но предпочитает держаться лучшего правила, ст. 12-18.
Стихи 1-6. Здесь мы можем заметить,
I. В какой кроткой и смиренной манере Павел обращается к коринфянам, как он не желал, чтобы они вынуждали его прибегать к строгости.
1. Он обращается к ним очень мягко и смиренно: Я, Павел.., умоляю вас (англ. — Прим. переводчика), ст. 1. Здесь, в отличие от введения к посланию, Павел говорит только от своего имени, поскольку лжеапостолы выступали, в основном, именно против него. Среди самых жестоких нападок апостол проявляет кротость и смирение, по примеру кротости и снисхождения Христова, и желает, чтобы этот великий пример оказал такое же действие и на коринфян. Примечание: Когда мы испытываем искушение нагрубить или быть резкими с кем-либо, то должны вспомнить о кротости и снисхождении Христа, явленных во дни плоти Его во всех поступках и действиях Его благодати по отношению к бедным душам. С каким смирением великий апостол говорит о себе: Я же, Павел, который лично между вами скромен! Так презрительно отзывались о нем его враги, и он готов признать эту оценку; в то время как другие были невысокого мнения о нем и насмехались над ним, он еще ниже ставил сам себя и говорил о себе с большим смирением. Примечание: Мы должны сознавать свои собственные слабости и думать о себе скромно, даже тогда, когда люди укоряют нас за них.
2. Апостол не хочет прибегать к строгости, ст. 2. Он просит их не давать ему никакого повода для проявления к ним той твердой смелости, то есть власти, какую он думал употребить против несправедливо обвинявших его в том, будто он поступает по плоти, то есть руководствуется в своем поведении, в своих действиях как служителя плотскими соображениями или мирскими интересами. Павел совершенно отвергал это, это противоречило духу и цели Евангелия и было очень далеко от намерений и планов апостола. Основываясь на этом,
II. Он утверждает свою власть проповедовать и власть наказывать провинившихся.
1. Власть проповедовать, ст. 3, 5. Заметим здесь:
(1) Дело служителя — борьба, но не по плоти, так как это борьба духовная с духовными врагами и во имя духовных целей. И хотя служители ходят во плоти, то есть живут в теле и причастны к обычным житейским делам, как и прочие, однако в своем служении и борьбе они не должны руководствоваться плотскими нормами и стремиться угодить плоти; плоть должна быть распята с ее страстями и похотями; ее следует умерщвлять и подавлять.
(2) Оружием в этой борьбе являются Евангельское учение и церковная дисциплина; это не плотские оружия. Евангельский метод заключается в применении не внешнего насилия, а силы убеждения, силы истины и кроткой мудрости. Это хороший аргумент против преследования за убеждения совести: совесть подотчетна только Богу, и людей надо приводить к Богу и к исполнению их долга путем убеждения, а не силой оружия. Итак, оружия воинствования нашего сильные, очевидность истины убедительна и неоспорима. Они сильны Богом, потому что принадлежат Ему, являются Его установлениями и сопровождаются Его благословением, что обрекает всякое противодействие победоносному Евангелию на поражение. Мы можем заметить здесь:
[1] Какое сопротивление Евангелию воздвигают силы греха и сатаны в сердце человека. Невежество, предрассудки, похоти — это сатанинские твердыни в душах одних; в других — пустые фантазии, плотские рассуждения, высокое самомнение, превозношение, восстающее против познания Божия. Такими путями сатана старается удержать человека от веры и послушания Евангелию и сохранить обладание человеческим сердцем как своим собственным домом или имением. Но заметим далее:
[2] Какую победу одерживает слово Божие. Эти твердыни разрушаются Евангелием как средством и силой благодати Божией как главного действующего фактора. Примечание: Обращение души есть победа над сатаной в этой душе.
2. Власть апостола наказывать (причем сверхординарным образом) всякое непослушание, ст. 6. Он был премьер-министром в Царстве Христа и главнокомандующим в Его армии и был готов (имел власть и право) наказать всякое непослушание, то есть наказать согрешивших примерным и сверхординарным образом. Апостол говорит не о личном мщении, но о наказании за непослушание Евангелию и за неправильное поведение членов церкви путем наложения церковного взыскания. Примечание: Хотя апостол был кроток и снисходителен, однако он не был намерен отказываться от своей власти, поэтому заявляет, что когда похвалит тех, чье послушание исполнится, или обнаружится, то будет готов строго наказать других.
Стихи 7-11. В этих стихах апостол продолжает рассуждать по данному вопросу с коринфянами, в духе противодействия тем, кто презирал его, обвинял и жестко высказывался о нем: «На личность ли смотрите..? — говорит апостол, ст. 7. Можно ли оценить человека или что-то другое по такому критерию, годится ли он, для того чтобы судить между мною и моими врагами?» Внешность Павла была незначительна, и многими он был пренебрегаем; он не был выдающимся человеком, какими были, вероятно, некоторые из его соперников. Но это был ложный критерий для оценки истинного достоинства человека. Кое-кто, видимо, хвастался своими преимуществами и имел очень внушительную внешность. Однако внешность бывает крайне обманчива. Человек, не познавший Христа, может показаться знающим или иметь добродетельный вид, не имея в своем сердце принципа благодати. Относительно себя апостол заявляет:
I. О своей принадлежности Христу: …Кто уверен в себе, что он Христов, тот сам по себе суди, что, как он Христов, так и мы Христовы, ст. 7. Из этих слов можно заключить, что враги Павла хвалились своей принадлежностью Христу как Его служители и рабы. Апостол убеждает коринфян следующим образом: «Предположим, что это так, допустим, что они говорят правду (позволим себе отметить, что в честных рассуждениях мы должны допускать все, с чем разумно можно согласиться, и не должны считать, что люди, отличающиеся от нас, не могут принадлежать Христу, как мы), допустим, что они Христовы, как они хвалятся, но тогда они должны допустить, что и мы Христовы». Примечание:
1. Делая самые великодушные допущения в отношении тех, кто отличается от нас, мы не должны отсекать от Христа себя или отрицать нашу принадлежность Ему. Ибо 2. Во Христе для многих есть место, и люди, сильно отличающиеся друг от друга, тем не менее могут быть одно в Нем. При всей нашей уверенности в принадлежности Христу мы должны помнить, что отличающиеся от нас тоже могут принадлежать Христу, и поэтому к ним надо относиться соответствующим образом; это поможет нам избежать разделений. Мы не должны думать, что дети Божий это мы, что никто, кроме нас, не принадлежит Христу. От осуждающих и презирающих нас мы можем защищать себя тем, что, как бы слабы мы ни были, тем не менее мы принадлежим Христу, как и они: исповедуем ту же веру, живем по тем же правилам, строим на том же основании и надеемся на то же наследство.
II. О своей власти как апостола Христова. Он уже упоминал об этом раньше (ст. 6) и теперь говорит, что мог бы более хвалиться ею, поскольку воистину Господь дал ему эту власть, и это было более, чем то, на что его враги могли бы законно претендовать. И при этом апостол не остался бы в стыде, ст. 8. Относительно этого заметим:
1. Характер этой власти: она была дана ему к созиданию, а не расстройству. Такова, в сущности, цель всякой власти, как гражданской, так и духовной; такой же была цель и той сверхъестественной власти, какой обладал апостол, а также всякого церковного взыскания.
2. Осторожность, с какой апостол говорит о своей власти, заявляя, что его целью не было устрашать их грозными словами и гневными посланиями, ст. 9. Этим самым он, по-видимому, хотел опровергнуть возражение, которое могло быть выдвинуто против него, ст. 10. Он заявляет, что вовсе не намеревается устрашать тех, кто послушен Христу, или писать в посланиях то, что не способен осуществить на деле против непослушных. Он хочет, чтобы его противники знали (ст. 11): что, употребив дарованную ему апостольскую власть, он докажет ее реальную силу.
Стихи 12-18. I. Апостол отказывается оправдывать себя или действовать по правилам лжеапостолов, ст. 12. Он прямо заявляет, что они избрали неверный метод выставления самих себя, измеряя себя самими собою и сравнивая себя с собою неразумно. Они были довольны и горды собой и своими успехами и не замечали тех, кто превосходил их дарами и благодатью, силой и властью; это сделало их высокомерными и надменными. Примечание: Если мы будем сравнивать себя с тем, кто превосходит нас, то это поможет нам оставаться смиренными; мы должны быть довольны и благодарны за те дары, какие имеем, но никогда не должны гордиться ими, как если бы никто не мог сравниться с нами или превзойти нас. Апостол не хотел быть в числе тщеславных людей, и мы должны принять твердое решение не быть таковыми.
II. Павел устанавливает для себя более совершенное правило, а именно: Мы не без меры хвалиться будем, той меры, какую назначил нам Бог.., ст. 13. Это может означать либо то, что он не хотел хвалиться сверх того, чем Бог в действительности одарил его, большей благодатью или большими добродетелями, большей силой или властью; либо то, скорее всего, что он не хотел превышать свои полномочия и преступать границы, предписанные ему, как это делали лжеапостолы, хвалясь чужими трудами. Павел твердо держался своего собственного удела, в пределах тех стран, какие определил ему Бог. Его задачей как апостола была проповедь Евангелия повсюду, особенно среди язычников, поэтому он не ограничивался одним местом, однако соблюдал указания Божиего провидения и Духа Святого относительно конкретных мест, куда ему идти и где ему оставаться.
III. Он действовал согласно правилу: Мы не напрягаем себя сверх меры, ст. 14. В частности, он придерживался этого правила в Коринфе, как в проповедовании, так и в применении своей власти, ибо пришел туда по повелению Божиему и многих привел там к Христу; поэтому, хвалясь ими, он поступал не вопреки своему правилу, так как хвалился не чужими трудами.., ст. 15.
IV. Он заявляет, что действуя по этому правилу, он добился успехов. Он надеялся, что вера коринфян возрастает и что Евангелие будет принято и в соседних с ними местах, вплоть до самых отдаленных районов Ахаии. И при всем этом он не превышал свои полномочия и не вторгался в чужую сферу.
V. Он останавливает себя, как если бы слишком много хвалился собою. Несправедливые обвинения и упреки его врагов заставили его оправдываться; неправильный метод, принятый ими, дал ему возможность упомянуть о лучшем правиле, какого он держался; однако он боялся хвалиться, то есть приписывать себе какую-то славу, поэтому он предлагает два увещания, достойные нашего внимания:
1. Хвалящийся хвались о Господе, ст. 17. Если мы способны установить добрые правила для своего поведения, действовать согласно им, достигать успеха соблюдая их, то вся слава и хвала должна быть приписываема Богу. Служители должны быть особенно осторожны, чтобы не возгордиться своими успехами, но всю славу за свой труд и за успехи в нем воздавать Богу.
2. Ибо не тот достоин, кто сам себя хвалит, но кого хвалит Господь, ст. 18. Из всех видов лести наихудшей является лесть самому себе, и самовосхваление не лучше, чем самообман. В самом лучшем случае, самовосхваление не есть слава и часто бывает таким же безумием, как и гордость. Поэтому, вместо того чтобы хвалиться собою, нужно стараться заслужить Божие одобрение, оно будет для нас наилучшей похвалой.