4 глава

В этой главе говорится:

I. О верности апостола и его сотрудников делу служения. Заявляется об их верности (ст. 1), дается свидетельство об их искренности (ст. 2), опровергаются возражения (ст. 3, 4), и доказывается их непорочность, ст. 5-7.

II. Об их мужестве и терпении в страданиях. Мы видим, как они страдали, и как получали облегчение в страданиях (ст. 8-12), и как это сохраняло их от отчаяния и уныния, ст. 13-18.

Стихи 1-7. В предыдущей главе апостол возвеличивал свое служение, описывая превосходство и славу Евангелия, которому он служил. В этой же главе его цель в том, чтобы защитить свое служение от обвинений со стороны лжеучителей, представлявших их как лукавых делателей или пытавшихся настроить против них умы людей на том основании, что они подвергались страданиям. Поэтому он рассказывает коринфянам о том, как они уверовали и доказали свое достоинство как служители Евангелия. Они не возносились, но трудились с еще большим усердием: «Посему, имея по милости Божией такое служение.., такое выдающееся и столь славное, мы не важничаем, не предаемся праздности, но стремимся как можно лучше исполнить свой долг».

I. Главное, о чем говорит Павел, — это их верность и искренность в служении.

1. За явление об их верности и постоянстве в труде: «…мы не унываем (ст. 1) в трудностях и не оставляем свое дело». Этой твердостью они были обязаны милости Божией. От этой милости они получили свое апостольство (Рим 1:5), и она же даровала им силу быть преданными ему. Примечание: Мы обязаны великой милости и благодати Бога как тем, что были призваны к святости, признаны верными и определены на служение (1Тим 1:12), так и тем, что остаемся верными и стойкими в своем труде и усердии. Самые лучшие люди могут ослабеть от труда или от тяжелого бремени, если не будут получать милости от Бога. Благодатию Божиею есмъ то, что есмъ.., — сказал великий апостол в своем предыдущем послании коринфянам, 1Кор 15:10.

2. Заверения в искренности, с какой они совершали свое служение (ст. 2): …отвергнувши скрытные постыдные дела… Скрытные дела – это постыдные дела, они не переносят света, и совершающие эти дела стыдятся их, особенно, когда о них становится известно. Апостол не допускал таких дел, но избегал и отвергал их с негодованием. Не прибегая к хитрости.., то есть к какой-то маскировке, к лукавым и коварным поступкам, но действуя в великой простоте и с открытым сердцем. Они не преследовали низменные и нечистые цели, прикрывая их благовидными предлогами и претензиями на доброе. В своих проповедях они не искажали слова Божия, но, как он говорил выше, проповедовали простым языком и не использовали свое служение для достижения каких-то корыстных или низменных целей. Они не обманывали людей, выдавая ложь за истину. Они открывали истину… совести всякого человека, возвещая только то, что сами считали истиной и в чем могли убедить совесть слушающих, чтобы они сами могли судить об истине и сами за себя дать отчет. Все это апостолы делали, как пред Богом, желая таким образом представить себя Богу и совести людей. Примечание: Непоколебимая преданность евангельской истине похвальна как для служителей, так и для всех христиан; искренность, или добросовестность, заслуживает доброй репутации среди мудрых и добрых людей.

II. Павел предотвращает возражение, могущее быть сформулированным следующим образом: «Если это так, то почему же Евангелие остается закрытым и оказывается бездейственным для некоторых из слушающих его?» Отвечая на это возражение, апостол показывает, что причина заключается не в Евангелии и не в проповедующих его. Истинными причинами являются следующие:

1. Если же и закрыто благовествование наше, то закрыто для погибающих, ст. 3. Христос пришел взыскать и спасти погибшее (Мф 18:11), и Евангелие предназначено для спасения таковых. Если же оно не достигает и не спасает их, то они обречены на погибель, они не могут надеяться спастись каким-то другим путем, ибо нет иного способа или средства спасения. Поэтому если Евангелие закрыто для души, то это является как признаком, так и причиной ее гибели.

2. Бог века сего ослепил умы их, ст. 4. Они находятся под влиянием и властью сатаны, названного здесь богом века сего, а в других местах князем мира сего, по причине его огромного влияния на этот мир и того почтения, какое оказывают ему множество людей, а также той власти, с какой он управляет, по допущению Божиему, миром и сердцами подданных его, вернее, его рабов. И поскольку он является князем тьмы и правителем тьмы века сего, то ослепляет человеческие умы, сеет предрассудки и, действуя в своих интересах, держит их разум во тьме и слепоте посредством невежества, заблуждений и предубеждений, чтобы для них не воссиял свет благовествования о славе Христа, Который есть образ Бога невидимого.

(1) Цель Христа посредством Евангелия открыть Бога умам людей. Будучи образом Божиим, Он являет силу и мудрость Бога, Его благодать и милость с целью нашего спасения.

(2) Цель же сатаны — держать человека в неведении, и если он не может изгнать из мира свет Евангелия, то старается не дать проникнуть ему в сердца людей.

III. Павел дает доказательства их искренности, ст. 5. Задачей всей их жизни было проповедовать Христа, а не самих себя: Мы не себя проповедуем… Собственное я не было ни предметом, ни целью их проповеди. Свои собственные понятия и личные мнения они не выдавали за слово Божие и свои желания и суждения за волю Его; они не искали своего ни выгоды, ни славы. Они проповедовали Христа Иисуса, Господа, что подобало и надлежало им делать как рабам Христовым. Их задачей было возвестить миру о своем Господе как о Мессии, или Христе Божием как об Иисусе, то есть единственном Спасителе рода человеческого, и как о справедливом Господе, чтобы возвеличить и прославить Его. Примечание: Все христианское учение центрируется вокруг личности Христа, проповедуя Христа, мы проповедуем все, что должны проповедовать. «Что же касается нас, — говорит апостол, — то мы -рабы ваши для Иисуса». Он не делает им комплимента, но признает свою готовность послужить их душам, их духовным и вечным интересам, причем ради Иисуса, — не ради своих собственных или их интересов, но ради Иисуса, ради того чтобы подражать Его великому примеру и содействовать Его славе. Примечание: Служители, слуги душ человеческих, не должны быть гордыми, господствующими над наследием Божиим, но, в то же время, они не должны становиться рабами человеческих настроений и прихотей, ибо если бы они угождали людям, то не были бы рабами Христовыми, Гал 1:10. Причины этого в следующем:

1. Почему они должны проповедовать Христа. Потому что в свете Евангелия мы познаем славу Божию, сияющую в лице Иисуса Христа, ст. 6. Свет Солнца правды гораздо славнее того света, которому Бог повелел воссиять из тьмы при творении. Приятно видеть небосвод, освещенный солнцем, но еще приятнее наблюдать сердце, освещенное светом Евангелия. Примечание: Как свет появился в самом начале при творении первого мира, так просвещение от Духа Святого в новом творении является первым воздействием на сердце человека. Благодать Божия творит такой свет в душе, что те, кто были некогда тьма, а теперь — свет в Господе.., Еф 5:8.

2. Почему они не должны проповедовать себя: потому что они всего лишь глиняные сосуды, не имеющие сами по себе никакой ценности или имеющие очень незначительную ценность. Возможно, здесь есть намек на светильники, которые воины Гедеона несли в глиняных кувшинах. Сокровище евангельского света и благодати вложено в глиняные сосуды. Служители Евангелия — слабые и бренные создания, подверженные тем же немощам, что и другие люди; они смертны и вскоре разрушатся, как глиняный сосуд. И Бог распорядился таким образом, что чем слабее сосуд, тем более проявляется в нем Его сила, чтобы больше ценилось само сокровище. Примечание: В Евангелии Христа заключена огромная сила, способная просвещать разум, пробуждать совесть, обращать души и давать радость сердцам, но вся эта сила -от Бога Творца, а не от человека, так как он является лишь инструментом в Его руках, поэтому Бог должен быть прославляем во всем.

Стихи 8-18. В этих стихах Павел говорит о мужестве и терпении в их страданиях. Заметим:

I. Как описываются их страдания и их терпение в этих страданиях, ст. 8-12. Апостолы были великими страдальцами, следуя по стопам своего Учителя. Христос говорил Своим ученикам, что в мире они будут иметь скорбь, и они ее имели; однако в этой скорби они испытывали чудесную поддержку, облегчение и утешение. «Мы отвсюду притесняемы, но не стеснены.., cт . 8. Мы не связаны и не ограничены, потому что видим помощь в Боге и от Бога потому что имеем к Нему свободный доступ». Далее: «…мы в отчаянных обстоятельствах.., мы часто не уверены относительно своего будущего, и поэтому не всегда наш дух спокоен, …ноне отчаиваемся (ст. 8), зная, что Бог способен поддержать и избавить нас, и мы полагаем в Нем свою надежду и упование». И еще: «Мы гонимы.., гонимы человеческой ненавистью и жестокостью, как люди, недостойные того, чтобы жить, …ноне оставлены Богом» (ст. 9). Добрые люди могут иногда быть оставлены своими друзьями и гонимы своими врагами, но Бог никогда не оставит их. Далее: «Мы низлагаемы, враги могут торжествовать, наш дух начинает ослабевать, внутри могут быть страхи, а отвне — нападения, но не погибаем» (ст. 9). Они все еще живы и не пали духом. В каких бы условиях ни оказались дети Божий в этом мире, они имеют утешение в этих словах «но не»: их положение бывает иногда плохое, даже очень плохое, но не безвыходное. Апостол говорит, что он постоянно страдает и что его страдания являются уподоблением Христовым страданиям, ст. 10. Страдания Христа, в некотором смысле, повторяются в страданиях христиан, так что они носят… мертвость Иисуса Христа в своих телах, представляя миру великий пример Его страданий, чтобы и жизнь Иисусова открылась в смертной плоти их (ст. 11), то есть чтобы люди могли увидеть силу Христова воскресения, действенность благодати, пребывающей в живом Иисусе и исходящей от Него, чтобы являться в тех и для тех, кто все еще остается жив, несмотря на то что непрестанно предаются на смерть (ст. 11) и смерть действует в них (ст. 12), они постоянно подвергаются смерти, и смерть готова поглотить их. Страдания апостолов были так велики, что в сравнении с ними другие христиане, даже в то время, благоденствовали: …смерть действует в нас, а жизнь в вас, ст. 12.

II. Что сохраняло их от отчаяния и уныния в этих страданиях, ст. 13-18. Каковы бы ни были страдания и тяжести в жизни добрых людей, они имеют достаточно причин, для того чтобы не унывать.

1. Вера хранила их от уныния: Мы имеем тот же дух веры (ст. 13), то есть веры, являющейся плодом Духа; они имели ту же самую веру, посредством которой ветхозаветные святые совершали великие дела и переносили великие страдания. Примечание: Вера — это превосходное средство против малодушия во время скорби. Дух веры поддерживает дух человека в его немощах; как апостол подражал примеру Давида, сказавшего: «Я веровал и потому говорил», так нам апостол оставляет свой пример для подражания: «…мы веруем, потому и говорим». Как мы сами получаем поддержку и ободрение от доброго слова и доброго примера, так должны стараться быть примером для других.

2. Надежда на воскресение сохраняла их от отчаяния, ст. 14. Они знали, что Христос воскрес и что Его воскресение было залогом и гарантией их воскресения. Их надежда была твердой, так как основывалась на том, что Тот, Кто воскресил Христа, Главу, воскресит и члены Его тела. Примечание: Надежда на воскресение должна ободрять нас в дни скорби и поднимать выше страха смерти; ибо какие могут быть основания для страха перед смертью у верного христианина, умирающего в надежде на радостное воскресение?

3. Искание славы Божией и блага Церкви сохраняло их от изнеможения под гнетом страданий, cт. 15. Их страдания служили к пользе всей Церкви (гл 1:6) и приносили славу Богу. Ибо когда Церковь созидается, тогда Бог прославляется. Мы можем терпеливо и радостно переносить страдания, когда видим, что они служат ко благу других — наставляют, назидают, ободряют и утешают их. Примечание: Страдания служителей Христа, так же как их проповедь и их поведение, предназначены для блага Церкви и для славы Божией.

4. Их удерживала от уныния также мысль о той пользе, какую их души получали благодаря страданиям тела: …если внешний наш человек и тлеет, то внутренний со дня на день обновляется, ст. 16.

Отметьте здесь:

(1) У каждого из нас есть внешний и внутренний человек, тело и душа.

(2) Если внешний человек тлеет, то против этого нет никаких средств, это неизбежно, этому надлежит быть, он сотворен смертным.

(3) Но наше счастье, если разрушение внешнего человека способствует обновлению внутреннего, если внешние скорби приносят пользу внутреннему человеку, если в слабом и болезненном теле живет сильный и здоровый дух. Даже лучшие из людей нуждаются в постоянном и ежедневном обновлении внутреннего человека. Там, где начато доброе дело, необходимо приложить еще больше труда, чтобы оно продвигалось вперед. Как пороки нечестивых людей с каждым днем становятся хуже, так добродетели благочестивого человека с каждым днем становятся прекраснее.

5. Перспектива вечной жизни и вечного блаженства также хранила их от уныния и служила им сильным ободрением и утешением.

(1) Апостол и его товарищи по страданиям видели, что их скорби работают для неба и в конце концов прекратятся, ст. 17. Они верно взвесили все на весах святилища: положив на одну чашу весов небесную славу, а на другую — земные страдания, они определили, что страдания -легкие, а слава неба безмерно преизбыточествует. То, что их чувствам казалось тяжелым и продолжительным, вера воспринимала как легкое и кратковременное. С другой стороны, ценность и достоинство венца славы значительно превосходят все, что может человек представить или о чем помыслить; они таковы сами по себе, и должны так же оцениваться верующей душой; мы найдем особую поддержку в наших страданиях, если будем воспринимать их как предназначенные для нашего приготовления к будущей славе.

(2) Вера помогала им правильно судить о всем: …мы смотрим не на видимое, но на невидимое.., ст. 18. Именно верой мы видим невидимого Бога (Евр 11:27), верой представляем себе невидимое небо и невидимый ад, и вера есть уверенность в невидимом. Примечание:

[1] Невидимое так же реально, как и видимое.

[2] Между ними существует огромная разница: невидимое – вечно, а видимое — временно.

[3] Верою мы не только познаем видимое и невидимое и огромную разницу между ними, но также избираем своей целью невидимое, смотрим, главным образом, на невидимое и не стремимся к тому, чтобы избегать зла в этой жизни или искать ее временных и преходящих благ, но стараемся избежать будущего зла и достичь будущих благ, которые невидимы, но реальны, определенны и вечны. Вера же есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом, Евр 11:1.