Библиотека soteria.ru
Комментарии Мэтью Генри — 1-Фессалоникийцам
Мэтью Генри
Дата публикации: 01.04.17 Просмотров: 1654 Все тексты автора Мэтью Генри
3 глава
В этой главе апостол дает дальнейшие доказательства своей любви к фессалоникийцам, напоминая им о том, как он посылал к ним Тимофея, с какой целью и с какими побуждениями делал это, ст. 1-5. Сообщает им также о том, какое глубокое удовлетворение доставило ему возвращение Тимофея, принесшего добрые вести о них, ст. 6-10. Заканчивает главу горячей молитвой о них, ст. 11 и до конца.
Стихи 1-5. В этих стихах апостол повествует о том, как он отправлял Тимофея к фессалоникийцам. Обстоятельства воспрепятствовали ему самому посетить их, но любовь его к ним была так велика, что он не мог терпеть и послал к ним Тимофея. Хотя Тимофей был нужен ему, расстаться с ним было для него нелегко, Павел все-таки согласился ради их блага остаться в Афинах один. Заметим: если служитель не готов отказывать себе во многом ради блага своих подопечных, значит, он не заботится по-настоящему об их утверждении в вере и духовном благополучии.
I. Характеристика, которую он дает Тимофею (ст. 2): И послали Тимофея, брата нашего… Обычно Павел называет его своим сыном, а здесь — братом. Тимофей был моложе Павла по возрасту, уступал ему по одаренности и был ниже по рангу служения, ибо Павел был апостолом, а Тимофей — благовестником. И тем не менее он называет его братом. Это свидетельствует о его смирении и желании почтить Тимофея перед церквами. Он называет его также служителем Божиим. Служители благовествования Христова суть служители Божий, созидающие царство Божие среди людей. Он называет его также сотрудником в благовествовании Христовом. Заметим: служители должны смотреть на себя как на работников в винограднике Господнем: их служение почетно, их труд хотя и тяжел, но в высшей степени полезен и важен. Верно слово: если кто епископства желает, доброго дела желает, 1Тим 3:1. Служители должны заботиться друг о друге и поддерживать друг друга, не бороться и не соперничать друг с другом (что будет препятствовать их служению), но бороться совместно, чтобы общими усилиями выполнить великую задачу, возложенную на них, — проповедовать и распространять Евангелие Христово, убеждать людей принять его и жить соответственно ему.
II. Цель и намерение, побудившие Павла послать Тимофея к фессалоникийцам: …чтобы утвердить вас и утешить в вере вашей, ст. 2. Павел обратил их в христианскую веру и теперь желал, чтобы они утвердились и утешились в ней — утвердились в своем выборе христианской веры и утешились в обладании ею и в практическом применении ее. Заметим: чем больше мы получаем утешения в вере, тем более в ней утверждаемся, потому что когда мы находим удовольствие в путях Божиих, тогда стремимся быть постоянными и твердыми в них. Целью апостола было утвердить и утешить фессалоникийцев в их вере: утвердить относительно объекта их веры, то есть истин Евангелия, в частности той истины, что Иисус Христос есть Спаситель мира, такой мудрый и благой, такой могущественный и верный, что они могут всецело положиться на Него; утвердить относительно вознаграждения за их веру, которое было более чем достаточно, чтобы компенсировать все их потери и воздать им за все их труды.
III. Мотивом, побудившим Павла отправить Тимофея в Фессалонику, был благочестивый страх, как бы они не поколебались в вере во Христа, ст. 3. Он желал, чтобы никто из них не смутился в уме своем, чтобы они не отступили от веры и не поколебались в ней. И тем не менее 1. Он чувствовал, что была такая опасность, и боялся последствий.
(1) Эта опасность вызывалась:
[1] Скорбями и преследованиями за Евангелие, ст. 3. Фессалоникийцы не могли не знать о тех скорбях, какие претерпевали апостолы и проповедники Евангелия, и это могло соблазнить их. Исповедующие Евангелие также подвергались гонениям, и, несомненно, фессалоникийцы испытали это на самих себе.
[2] Коварством и злобой искусителя. Апостол опасался, чтобы искуситель не искусил их каким-нибудь образом, ст. 5. Дьявол — хитрый и неутомимый искуситель, он ищет возможности обольстить и погубить нас и использует все против нас как во дни нашего благополучия, так и во время скорби. И нередко его нападки на человека, переживающего скорби, бывают успешны. Ему удается отвратить людей от веры в Бога на том основании, что исповедующие ее подвергаются скорбям. Поэтому мы имеем все основания для бодрствования как в отношении самих себя, так и в отношении других, чтобы не быть уловленными в его сети.
(2) Последствия, которых опасался Павел, — чтобы их труд не сделался тщетным. Это могло случиться, если бы искуситель сумел искусить их и преодолеть, отвратить от веры. Заметим: цель сатаны — воспрепятствовать успеху проповеди Евангелия, чтобы оно не принесло плода. Если ему не удается помешать служителю исполнять свой долг в проповеди слова и учении, то он будет, по возможности, препятствовать успеху его труда. Заметим также, что верные служители должны заботиться об успехе своего труда. Никто не хочет трудиться тщетно, и служители не должны напрасно тратить свои силы, время и старания.
2. Чтобы предотвратить эту опасность, со всеми ее печальными последствиями, апостол позаботился послать к ним Тимофея с той целью, чтобы:
(1) Напомнить им о том, чему он прежде учил их относительно страданий (ст. 4), а именно: …что так нам суждено (ст. 3), то есть страдать. Таковы воля и намерение Божий, что многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие. Их скорби и преследования не были случайными, они исходили не просто от ярости и злобы врагов веры, но были суждены Богом. Случившееся произошло согласно определению Божию, и они знали об этом, он еще прежде говорил им, что так будет. Поэтому они не должны казаться им странными, и, будучи предостережены о них, они должны были заранее вооружиться. Заметьте: апостолы были очень далеки от того, чтобы обольщать людей надеждами на земное благополучие на пути веры, но, наоборот, ясно предсказывали им, что их ожидают скорби по плоти. Они следовали в этом примеру своего великого Учителя, начальника нашей веры. Кроме того, эти испытания могли послужить утверждению их веры, когда они убедятся, что с ними случилось только то, что было предсказано раньше.
(2) Узнать о вере их, чтобы Тимофей мог сообщить апостолам, остались ли они твердыми в вере во всех этих страданиях, не пошатнулась ли их вера, так как если она не пошатнулась, то они смогут противостать искусителю и всем его искушениям: их вера должна быть щитом, которым они возмогут угасить все раскаленные стрелы лукавого, Ефес 6:16.
Стихи 6-10. Здесь мы читаем о том великом утешении, какое получил Павел, когда Тимофей вернулся с доброй вестью о фессалоникийцах. Мы можем заметить при этом следующее:
I. Доброе сообщение Тимофея о фессалоникийцах, ст. 6. Несомненно, он с радостью принес эти добрые вести. Это была весть о вере их, то есть о их твердости в вере, о том, что они не поколебались и не отреклись от Евангелия. О том, что их любовь также сохранилась, любовь к Евангелию и к служителям Евангелия. Ибо они сохраняли, причем всегда, добрую память об апостолах. Им были очень дороги имена апостолов и воспоминания о них, они так ценили полученное от них, что желали… увидеть их снова, чтобы получить от них еще некоторый духовный дар. Те, кто так сильно желал видеть апостолов, не могли охладеть в любви к ним. Как отрадно, когда есть такая любовь между служителями и членами церкви. Это содействует росту благочестия и успеху Евангелия. Мир ненавидит верующих, поэтому они должны любить друг друга.
II. Огромное утешение и удовлетворение, полученные Павлом от этого доброго сообщения (ст. 7, 8): То мы, при всей скорби и нужде нашей, утешились вами, братия, ради вашей веры. Апостол почел эти добрые вести вполне достаточными для того, чтобы компенсировать все его скорби. Ему легко было переносить страдания, преследования и всякое противодействие от внешних, когда он видел успех своего служения и верность обращенных им в христианство. И его подавленное состояние, вызванное внутренними страхами, как бы труд его не оказался тщетным, теперь в значительной степени рассеялось, когда он узнал об их вере и твердости в ней. Эта весть оживила дух апостола и придала ему новое мужество и энергию в труде для Господа. Таким образом он получил не только утешение, но и большую радость: …теперь мы живы, когда вы стоите в Господе, ст. 8. Если бы они поколебались или отступили, это было бы убийственно для апостола; с другой стороны, ничто так не могло ободрить его, как их стойкость.
III. Результатом этого были благодарность Павла Богу и молитва за них. Заметим:
1. Как велика была благодарность апостола, ст. 9. Он был полон радости, хвалы и благодарения. В минуты наибольшей радости мы должны испытывать наибольшую благодарность Богу. За все, что вызывает у нас радость, мы должны благодарить Его. Это означает радоваться пред Богом, одухотворять свою радость. Павел говорит так, как если бы он не мог найти слов для выражения своей благодарности Богу или своей радости о них. Он боялся, чтобы Бог не лишился Своей славы в том утешении, какое он имел в благополучии своих друзей. Его сердце было переполнено любовью к ним и благодарностью к Богу. Он хотел выразить то и другое так, как только мог.
2. Он молился о них ночь и день (ст. 10), утром и вечером, или очень часто, среди дневных дел или ночного отдыха его сердце возносилось в молитве к Богу. Так и мы должны молиться непрестанно. Его молитва была всеусердной. Он молился с чрезвычайным усердием и ревностью. Заметим: когда мы испытываем наибольшую благодарность, тогда должны особенно усердно молиться; те, за кого мы благодарим, еще нуждаются в наших молитвах за них. Приносящие нам радость и утешение должны быть предметом наших постоянных забот, пока они находятся в этом мире искушений и несовершенства. Вере фессалоникийцев еще чего-то недоставало, и Павел желал восполнить этот недостаток и поэтому хотел видеть их лица. Заметим:
(1) Даже лучшим из людей может чего-то недоставать в вере их, если не по существу их веры (когда они недостаточно хорошо знают некоторые тайны или доктрины или не вполне уверены в них), то в отношении ясности и уверенности их веры (когда остается еще некоторое недопонимание и сомнение), или, по меньшей мере, в отношении результатов и проявлений веры (когда они не так заметны и совершенны, как им следовало бы быть).
(2) Большую пользу для восполнения недостатков нашей веры оказывают служение слова и святые обряды, поэтому следует желать их и прибегать к ним.
Стихи 11-13. Здесь содержится усердная молитва апостола. Павел желал быть орудием в деле дальнейшего усовершенствования фессалоникийцев; единственным путем к этому во время его отсутствия была молитва за них, а также отправление посланий или посланников. Он желал совершенствования их веры; он не мог быть причиной или источником ее, ибо не претендовал ни на господство над нею, ни на получение какой-то прибыли от нее, поэтому заканчивает молитвой о них.
I. К кому обращается апостол — к Богу и Христу. Молитва должна возноситься к Богу как к Отцу, нашему Отцу, а также и к Христу, нашему Господу Иисусу Христу. Следовательно, наш Господь Иисус Христос есть Бог, так же как и наш Бог Отец есть Бог. Так Христос учил молиться Своих учеников, и так же учит нас молиться Дух Святой, Дух усыновления: Авва, Отче. Молитва должна быть возносима не только во имя Христа, но и Самому Христу как нашему Господу и Спасителю.
II. О чем он молится за самого себя и своих сотрудников и за фессалоникийцев.
1. Относительно себя и своих сотрудников он молится о том, чтобы их путь к фессалоникийцам был благоуспешен, чтобы Сам Бог направил его, ст. 11. Казалось бы, предпринять путешествие в то или другое место зависит от собственной воли человека и находится в его власти, так что апостолу незачем было обращаться к Богу с такой просьбой. Но апостол знал, что мы Им живем и движемся и существуем, то есть зависим от Бога во всех наших перемещениях и действиях, так же как от Него зависит продолжительность нашей жизни и сохранение ее; что божественное провидение устраивает все наши дела и успехом в них мы обязаны исключительно Ему; что Бог Отец управляет Своими детьми, указывая, куда им идти и что делать; что наш Господь Иисус Христос особенным образом руководит Своими верными служителями, этими звездами, которые Он держит в Своей руке. Будем же искать Бога во всех путях наших, и Он направит их.
2. Он молится о преуспевании фессалоникийцев. Представится ему возможность посетить их или нет, но он усердно молится о преуспеянии их душ. Он говорит о двух вещах, которые он желает им. Мы также должны желать их как себе, так и своим друзьям.
(1) Чтобы они исполнялись и преисполнялись любовью (ст. 12), любовью друг к другу и ко всем людям. Заметим: от всех христиан требуется взаимная любовь, и не только любовь друг к другу, но и доброе расположение ко всем людям и забота об их благополучии. Любовь от Бога и является исполнением не только закона, но и Евангелия. Тимофей принес добрые вести о вере фессалоникийцев, хотя в ней и недоставало чего-то, и об их любви, но апостол все же молится, чтобы они возрастали и изобиловали в ней. Заметим: нам следует желать возрастания во всякой добродетели, все мы нуждаемся в силе Духа Святого для возрастания в благодати, и путем к достижению этого является молитва. Мы обязаны Богу не только за то, что Он начал в нас Свое доброе дело, но также и за его продолжение его. В своих молитвах мы должны проявлять усердие. Чтобы побудить к этому фессалоникийцев, апостол снова напоминает им о своей великой любви, о преисполняющей его любви к ним. Чем более мы любимы, тем больше сами должны любить.
(2) Чтобы они могли быть утверждены непорочными в святости, ст. 11. Этот духовный плод упоминается как результат возрастания в любви: Чтобы утвердить сердца ваши непорочными во святыне до конца. Заметьте: чем более мы возрастаем и изобилуем в благодати, особенно в благодати любви, тем более утверждаемся в святости. Заметьте также: святость требуется от всех, кто хочет войти в небо, и мы должны быть непорочными в ней, то есть во всем должны поступать так, чтобы не противоречить нашему исповеданию святости. Нашим желанием должно быть, чтобы наши сердца были утверждены в святости перед Богом и сохранены в ней до пришествия Господа Иисуса, чтобы мы были непорочны перед Богом Отцом сейчас и предстали непорочными перед престолом Его славы в день, когда Господь Иисус придет со всеми Своими святыми. Заметьте:
[1] Господь Иисус придет опять, и придет во славе.
[2] Когда Он придет, то все святые Его придут вместе с Ним: Они явятся с Ним во славе.
[3] Тогда откроется превосходство святости, равно как и ее необходимость, потому что при отсутствии ее никакое сердце не будет утвержденным в тот день, никто не окажется непорочным и не избежит вечного осуждения.