Библиотека soteria.ru
Комментарии Мэтью Генри — 1-Тимофею
Мэтью Генри
Дата публикации: 01.04.17 Просмотров: 1764 Все тексты автора Мэтью Генри
6 глава
I. Павел говорит об обязанностях рабов, ст. 1, 2.
II. О лжеучителях, ст. 3-5.
III. О благочестии и алчности, ст. 6-10.
IV. О том, чего Тимофей должен избегать и чему следовать, см. 11,12.
V. Торжественное завещание, см. 13-16.
VI. Наставление богатым, ст. 17-19. Заключительное наставление Тимофею, см. 20,21.
Стихи 1-5. I. В этом разделе Павел говорит об обязанностях рабов. Они названы здесь рабами, под игом находящимися. Это означает, что они должны подчиняться и работать; они находятся под игом, чтобы работать, а не вести праздную жизнь. Рабы, принявшие христианство, оставались рабами, потому что Евангелие не устраняет обязанностей, налагаемых на человека законом природы или взаимным соглашением. Они должны были уважать своих господ и почитать их достойными всякой чести (потому что они их господа), то есть всякого уважения, угождения и послушания, как по справедливости ожидается от рабов по отношению к их господам. Это не означает, что они должны были считать их такими, какими те не являлись, но что они должны были почитать их как своих господ достойными всякой чести, какую полагалось им оказывать, дабы не было хулы на имя Божие. Если рабы, принявшие христианство, становились непочтительными и непокорными по отношению к своим господам, то из-за них учение Христа могло подвергнуться нареканию, будто оно делает людей хуже, чем они были до принятия Евангелия. Заметьте: когда исповедующие христианскую веру ведут себя неправильно, то подвергают имя Божие и учение опасности хуления со стороны ищущих повода к тому, чтобы бесславить доброе имя, которым мы называемся. Это является веским доводом для нас, чтобы мы всегда вели себя хорошо и не давали повода, какого многие ищут, чтобы из-за нас не бесславилось учение Христа. Если же, предположим, и господин и раб были верующими, то мог ли раб извинять себя тем, что во Христе нет ни раба, ни свободного? Нет, ни в коем случае, ибо Иисус Христос пришел не для того, чтобы разрушать социальные взаимоотношения в обществе, но укреплять их: Те, которые имеют господами верных, не должны обращаться с ними небрежно, потому что они братья… ибо это братство имеет отношение только к духовным привилегиям, а не к внешним преимуществам (для кого религия является прикрытием для отказа от обязанностей по отношению к их родственникам, те неправильно понимают ее и злоупотребляют ею);
наоборот, они тем более должны служить им, что они верные и возлюбленные. В таком случае они должны считать себя еще более обязанными служить своим господам, потому что вера и любовь, отличающие христиан, обязывают их делать добро, а в этом-то и состоит их служение. Заметьте: если мы знаем, что наши родственники являются верными и возлюбленными, то это должно тем более вдохновлять нас на исполнение своих обязанностей перед ними. С другой стороны: Верующие господа и верующие рабы — братья и участники в благодати, ибо во Христе Иисусе нет ни раба, ни свободного, но все вы одно во Христе Иисусе, Гал 3:28. Тимофей призывается учить сему и увещевать. Служители должны учить не только общим обязанностям, но также и конкретным, касающимся частных взаимоотношений.
II. Павел предупреждает Тимофея, чтобы он удалялся тех, кто искажает учение Христа и делает его предметом словопрений, состязаний и распрей. Кто учит иному… (ст. 3, 5), то есть не проповедует практического учения, не учит и не наставляет тому, что содействует серьезному благочестию; не следует здравым словам Господа нашего Иисуса Христа, словам, направленным на исцеление души. Заметьте: мы не должны считать никаких других слов здравыми, за исключением слов Господа Иисуса Христа. К словам же Господа и учению о благочестии мы должны относиться с непритворным уважением и следовать им. Учение нашего Господа Иисуса есть учение о благочестии; оно имеет своей непосредственной целью сделать людей благочестивыми. Но кто не следует словам Христа, тот горд (ст. 4), склонен к спорам, невежествен, причиняет много вреда церкви, ничего не зная. Заметьте: как правило, больше всего гордится тот, кто знает меньше всего, ибо при всех своих знаниях он не знает самого себя. Заражен страстью к состязаниям и словопрениям. Те, что отпадают от ясного практического учения христианства, впадают в споры, поглощающие жизнь и силу религии; их словопрения приносят много вреда церкви, служа поводом для распрей, злоречия и лукавых подозрений. Когда люди не следуют здравым словам Господа Иисуса Христа и учению о благочестии, но развивают свои собственные идеи и навязывают их, прибегая к словам, изученным от человеческой мудрости, а не от Духа Святого (1Кор 2:13), то они сеют в церкви всякое зло. Отсюда происходят пустые споры между людьми поврежденного ума (ст. 5), споры, содержащие в себе одно лукавство и ничего истинного. Заметьте: люди поврежденного ума чужды истины. Причиной повреждения их ума является то, что они не прилепляются к истине, которая во Христе Иисусе, думая, будто благочестие служит для прибытка, то есть делая религию средством для достижения своих мирских интересов. От таковых Тимофей должен удаляться. Заметьте:
1. Слова нашего Господа Иисуса Христа это здравые слова, это самое подходящее средство для предотвращения или исцеления ран, нанесенных церкви, так же как и для исцеления раненой совести, ибо Христу дан язык мудрых, чтоб Он мог словом подкреплять изнемогающего, Ис 50:4. Слова Христа являются наилучшим средством для предотвращения разделений в церкви, ибо никто, исповедующий веру в Него, не будет оспаривать приемлемость или авторитет Его слов, Того, Кто является их Господом и Учителем; и не может быть благополучной та церковь, где слова людей почитаются наравне с Его словами, а в некоторых случаях даже ставятся выше их.
2. Всякий, кто учит иному и не следует здравым словам, тот горд и ничего не знает, ибо гордость и невежество обычно идут вместе.
3. Павел отмечает только тех, кто не следует словам Господа Иисуса Христа и учению о благочестии: они горды, ничего не знают; других слов, более здравых, он не знает.
4. Мы знаем по печальному опыту, к чему приводит страсть к словопрениям и состязаниям: к зависти, распрям, злоречию, лукавым подозрениям и пустым спорам. Когда люди оставляют здравые слова Христа, они никогда не могут найти согласия ни в каких других словах, ни в своих собственных измышлениях, ни в измышлениях другого человека, но постоянно вступают в состязания из-за них. Они впадают в зависть, когда видят, как те, кого они считали своими единомышленниками, предпочитают слова других; это приводит к распрям и лукавым подозрениям и к пустым спорам.
5. Люди, склонные к пустым спорам, являются людьми поврежденного ума, чуждыми истины; к таковым особенно относятся те, кто поступает так из корысти, ради прибыли (составляющей все их благочестие), предполагая, что благочестие служит для прибытка, в противоположность понятию апостола, считавшего само благочестие великой прибылью.
6. Божий служители и все христиане должны удаляться от таковых. «Выйдите из среды их и отделитесь, народ Мой», — говорит Господь. Удаляйся от таких.
Стихи 6-12. Упомянув о тех, кто имел неверное представление о благочестии и употреблял его для служения своим мирским интересам, апостол I. Пользуется этим как поводом, чтобы показать превосходство состояния довольства и пагубность алчности.
1. Превосходство состояния довольства, ст. 6-8. Некоторые рассматривают христианство как выгодную профессию в этом мире. В том смысле, какой они подразумевают, это неверно; тем не менее является несомненной истиной то, что хотя торговать христианством есть наихудший из всех видов торговли, однако быть христианином — это наилучшее призвание в мире. Того, кто делает христианство своей профессией, чтобы оно служило его мирским интересам, ожидает разочарование: он убедится, что это плохая профессия; но кто смотрит на него как на свое призвание и дело всей своей жизни, тот узнает, как велика прибыль от него, ибо оно имеет обетование жизни настоящей и будущей.
(1) Истина, утверждаемая Павлом: Великое приобретение быть благочестивым и довольным (англ. — Благочестие с довольством есть великая прибыль. — Прим. переводчика). Некоторые читают это так: Благочестие с достатком, то есть, если человек имеет немного, но достаточно для поддержания его жизни в этом мире, то ему не надо желать большего, его благочестие в дополнение к его достатку составит для него великую прибыль. Малое у праведника лучше богатства многих нечестивцев, Пс 36:16. Мы читаем это как благочестие с довольством. Благочестие и само по себе есть великое приобретение, оно на все полезно, и где есть истинное благочестие, там всегда будет довольство; достигшие вершины довольства в своем благочестии являются счастливейшими людьми на свете. Благочестие и довольство, то есть христианское довольство (довольство, исходящее из принципов благочестия), составляет великое приобретение, оно равносильно обладанию всеми богатствами в мире. Благочестивый непременно будет счастлив в будущем мире, кроме того, ему и здесь будет вполне достаточно, если он довольствуется своим положением. Итак:
[1] Благочестие и довольство являются приобретением для христианина, благочестие — истинный путь к приобретению, более того, оно само является приобретением.
[2] Приобретение христианина велико, оно не похоже на жалкие прибытки мирских людей, так сильно привязанных к мирским благам.
[3] Благочестие всегда сопровождается довольством в той или иной степени. Все истинно благочестивые люди научились, как и апостол Павел, быть довольными в любом положении, Фил 4:11. Они довольствуются определенным им от Господа уделом, зная, что он является наилучшим для них. Поэтому будем достигать благочестия и довольства.
(2) Аргумент, приведенный Павлом в подтверждение этой истины: Ибо мы ничего не принесли в мир; явно, что ничего не можем и вынести из него, ст. 7. Вот в чем причина, почему мы должны довольствоваться малым.
[1] Мы ничего не можем требовать как долг, как положенное нам, ибо мы нагими пришли в этот мир. Всем, что мы приобрели, мы обязаны Божьему провидению. А Тот, Кто дал, может взять то, что Ему угодно и когда Ему угодно. Придя в этот мир, мы получили существование, тело и жизнь (которые больше пищи и одежды), хотя мы пришли нагими и ничего не принесли с собою; можем ли мы быть недовольными тем, что наше существование и наша жизнь продолжаются, даже если мы не имеем всего того, что нам хотелось бы иметь? Мы ничего не принесли с собою в этот мир, и тем не менее Бог обеспечил нас всем, взяв на Себя заботу о нас, Он поддерживал нас в течение всей нашей жизни до сего дня. Поэтому даже в час самой крайней нужды мы не можем быть беднее того, чем были, когда пришли в этот мир, хотя тогда мы были обеспечены всем необходимым. Поэтому будем уповать на Бога и в оставшееся время нашего странствования по земле.
[2] Мы ничего не унесем с собой из этого мира. Саван, гроб и могила вот все, что берет с собой из своего богатства самый богатейший из людей. Зачем же домогаться многого? Почему бы нам не довольствоваться малым, ибо как бы много мы ни имели, все должны будем оставить, Еккл 5:15,16.
(3) Из этого Павел делает вывод: Имея пропитание и одежду, будем довольны тем, ст. 8. Пропитание и покров, включающий в себя и одежду и жилище. Заметим: если Бог дает нам все необходимое для нашей жизни, мы должны довольствоваться этим, хотя и не обладаем сокровищами и удовольствиями этого мира. Если природа должна довольствоваться малым, то благодать должна довольствоваться меньшим; хотя у нас нет изысканной пищи и дорогих одежд, но если мы имеем достаточно пищи и одежды, то должны быть довольны. Агур молился: …нищеты и богатства не давай мне, питай меня насущным хлебом, Прит 30:8. Мы видим здесь:
[1] Какое безумие — полагать свое счастье в земных благах, если мы ничего не принесли с собой в этот мир и ничего не можем взять из него. Что будет делать мирской человек, когда смерть отнимет у него все его счастье и богатство, когда он должен будет навсегда распрощаться со всем тем, к чему был так сильно привязан? Он должен будет сказать вместе с несчастным Михой: Вы взяли богов моих… чего еще более? Суд 18:24.
[2] Жизненно необходимое — вот предел желаний истинного христианина, он старается довольствоваться этим; в его желаниях нет ненасытимости. Он удовлетворяется немногими удобствами этой жизни, и уверен, что будет иметь их: Имея пропитание и одежду…
2. Пагубное действие алчности: А желающие обогащаться (прилепляющиеся своим сердцем к мирскому богатству и готовые достигать его всеми правдами и неправдами) впадают в искушение и в сеть… ст.
9. Здесь говорится не о богатых, а о тех, кто хочет быть богатым, кто видит свое счастье в мирском богатстве, кто неумеренно алчет и настойчиво, упрямо домогается его. Таковые неизбежно впадают в искушение и в сеть, ибо когда диавол видит, на какие пути влекут их вожделения, то он расставляет свои ловушки на нем. Он знал, как Ахан любил золото, и подложил его ему. Они впадают во многие безрассудные и вредные похоти. Заметьте:
(1) Апостол предполагает, что:
[1] Некоторые желают обогащаться, то есть приняли решение, что ничто меньшее их не удовлетворит.
[2] Таковым угрожает опасность погубить себя навеки, ибо они впадают в искушение и сеть.
[3] Мирские похоти безрассудны и вредны, ибо они погружают людей в бедствие и пагубу.
[4] Хорошо, когда мы сознаем всю опасность плотских похотей мира сего. Они безумны, и поэтому мы должны стыдиться их, пагубны, и поэтому мы должны бояться их, особенно если учесть степень их опасности ибо они погружают людей в бедствие и пагубу.
(2) Апостол утверждает, что корень всех зол есть сребролюбие, ст. 10. На какие только грехи ни толкает людей любовь к деньгам? В частности, именно она была причиной отступления некоторых от веры во Христа. Предавшись сребролюбию, от уклонились от веры и сами себя подвергли многим скорбям. Заметьте:
[1] Что является корнем всех зол? -Сребролюбие. Люди могут иметь деньги, и тем не менее не любить их, если же они чрезмерно любят их, то это может толкнуть их на любое зло.
[2] Алчные люди готовы оставить веру, если это будет содействовать их обогащению: … сребролюбие, которому предавшись, некоторые отступили от веры. Димас оставил меня, возлюбив нынешний век… 2Тим 4:10. Мир был дороже ему, чем христианство. Заметьте: тот, кто уклоняется от веры, подвергает себя многим скорбям, а кто отступает от Бога, тот собирает скорби для себя.
II. Павел берет из этого повод для того, чтобы предостеречь Тимофея и посоветовать ему хранить себя на пути Божием, на пути своего долга, в частности, исполнения вверенного ему как служителю дела. Он обращается к нему, как к человеку Божию. Служители — это люди Божий и должны во всем вести себя соответственно этому званию. Это люди, используемые для Бога, посвященные непосредственно для Его славы. Пророки Ветхого Завета назывались людьми Божиими.
1. Он призывает Тимофея остерегаться любви к деньгам, оказавшейся столь пагубной для многих: Ты же, человек Божий, убегай сего… Никому не следует прилепляться к земному, но особенно это не подобает людям Божиим; они должны быть заняты божественным.
2. Чтобы вооружить Тимофея против любви к миру, Павел предписывает ему следовать добру: …преуспевай в правде, благочестии, вере, любви, терпении, кротости, то есть в праведности во взаимоотношениях с людьми, в благочестии по отношению к Богу, в вере и любви, являющихся принципами духовной жизни и поддерживающих его на пути праведности и благочестия. Те, что следуют путем праведности и благочестия, из принципа веры и любви, нуждаются еще в терпении и кротости: в терпении, чтобы сносить укоризны как от Бога, так и от людей, и в кротости — чтобы с кротостью наставлять противников и сносить оскорбления и обиды. Заметьте: недостаточно, чтобы Божий человек просто избегал мирского, он должен следовать в прямо противоположном направлении. Как прекрасны люди Божий, преуспевающие в праведности! Они — украшение земли и, будучи одобряемы Богом, должны иметь также одобрение и от людей.
3. Павел призывает Тимофея быть воином: Подвизайся добрым подвигом веры… Тот, кто хочет достичь неба, должен подвизаться на пути к нему. На нем встречаются искушения и сопротивление властей тьмы. Это добрый подвиг, это доброе дело, которое принесет добрые результаты. Это подвиг веры, мы должны воинствовать не по плоти, ибо оружия воинствования нашего не плотские, 2Кор 10:3,
4. Он призывает его держаться вечной жизни. Заметим:
(1) Вечная жизнь предлагается нам как венец для нашего ободрения в борьбе, чтобы мы подвизались добрым подвигом веры.
(2) Мы должны держаться вечной жизни, боясь не достичь или потерять ее. Держи, что имеешь, дабы кто не восхитил венца твоего, Отк 3:11.
(3) Мы призваны подвизаться и держаться вечной жизни.
(4) Исповедание, какое исповедовали Тимофей и другие верные служители перед многими свидетелями, является добрым исповеданием, ибо они не только исповедовали, но и подвизались добрым подвигом веры и держались вечной жизни; их призвание и их собственное исповедание обязывали их к этому.
Стихи 13-21. Апостол завещает Тимофею соблюсти заповедь (то есть исполнить все дело служения, все, что возложено на него и что ожидается от него) чисто и неукоризненно. Он должен так исполнять свое служение, чтобы не навлечь на себя никаких нареканий. Какие мотивы должны побуждать его к этому?
I. Павел делает торжественное завещание Тимофею: Пред Богом, все животворящим, …завещаваю тебе. Он завещает ему по той причине, что некогда он должен будет предстать перед Богом, Который всегда видит всех нас и знает, что мы из себя представляем и что мы делаем: Пред Богом, все животворящим, имеющим жизнь в Самом Себе и являющимся источником жизни. Нас должно побуждать на служение Богу то, что мы служим Богу, все животворящему. Павел завещает ему перед Иисусом Христом, с Кем он имеет особые отношения как служитель Евангелия: …Который засвидетельствовал перед Понтием Пилатом доброе исповедание… Заметьте: Христос умер не только как жертва, но и как мученик. Он засвидетельствовал доброе исповедание, когда был обвиняем перед лицом Пилата сказав (Иоан 18:36,37): Царство Мое не от мира сего … и Я на то пришел в мир, чтобы свидетельствовать об истине… Это доброе исповедание Христа перед Пилатом, Царствие Мое не от мира сего, вполне достаточно, для того чтобы отвратить Его последователей, как служителей, так и рядовых христиан, от любви к этому миру.
II. Он напоминает Тимофею о его собственном исповедании: Ты исповедал доброе исповедание пред многими свидетелями (ст. 12), — когда он был рукополагаем пресвитерами на служение. Обязательства, связанные с этим исповеданием, остаются в силе, он должен жить достойно своего исповедания, оно должно вдохновлять его на служение.
III. Он напоминает ему о втором пришествии Христа: «Соблюди заповедь… даже до явления Господа нашего Иисуса Христа; соблюди ее до конца дней твоих, пока Христос не посетит тебя смертью, чтобы освободить от заповеди. Соблюдай ее, ожидая Его второго пришествия, когда мы все будем давать отчет за доверенные нам таланты» (Лук 16:2). Заметьте: Господь Иисус Христос явится, и явление Его будет славным, не таким, каким было Его первое явление, когда Он был в уничижении. Служители должны в своем служении устремлять взор на грядущего Господа Иисуса Христа и соблюдать заповедь Его, вплоть до Его явления, чисто и неукоризненно. Павел относился к числу возлюбивших явление Иисуса Христа и поэтому любил говорить о нем и о Том, Кто должен явиться. Пришествие Христа несомненно (Он откроет его), но не наше дело знать времена или сроки, которые Отец положил в Своей власти: будем довольствоваться тем, что в свое время Он откроет его, в то время, какое найдет подходящим. Заметьте:
1. Как апостол говорит о величии Бога и Иисуса Христа.
(1) Что Бог — единый Властелин, земные цари получают власть от Него и зависят от Него. Существующие власти от Бога установлены, Рим 13:1. Он единый Властелин, абсолютный и суверенный, совершенно независимый.
(2) Он блаженный и единый сильный, Он бесконечно блажен, ничто ни в малейшей степени не может ослабить Его блаженства.
(3) Он есть Царь царствующих и Господь господствующих. Все цари земные получают свою власть от Него. Он возлагает на них венцы и имеет над ними суверенное господство. Это имя Христа (Отк 19:16) было написано на одежде Его и на бедре Его, ибо Он имеет имя выше, чем имена царей земли.
(4) Он единый имеющий бессмертие. Только Он бессмертен в Себе Самом и имеет бессмертие, является источником его, ибо из Него проистекает бессмертие ангелов и духов.
(5) Он обитает в неприступном свете, в свете, к которому ни один человек не может приблизиться: никто из людей не может попасть на небо, кроме тех, кого Ему угодно ввести туда и допустить в Свое Царство.
(6) Он невидим: …Которого никто из человеков не видел и видеть не может. Глаза смертных не способны вынести сияния Его славы. Никто не может увидеть Бога и остаться живым.
2. Упомянув о славных атрибутах Бога, Павел завершает описание их доксологией: …Ему честь и держава вечная! Аминь. Так как вся власть и честь принадлежат Богу, то наш долг — приписывать их Ему.
(1) Каким злом является грех, совершаемый против такого Бога, блаженного и сильного! Вина греха возрастает пропорционально достоинству того, против кого он совершается.
(2) Как велика снисходительность Бога, что Он обращает внимание на такие незначительные и ничтожные творения, каковыми являемся мы! Что такое мы, что блаженный Бог, Царь царей и Господь господствующих, должен искать нас?
(3) Как блаженны те, кому позволено пребывать с таким великим и блаженным Властелином! Блаженны люди твои и блаженны сии слуги твои, которые всегда предстоят пред тобою, — сказала царица Савская царю Соломону, 3Цар 10:8. Намного более блаженны те, кому позволено предстоять пред Царем царей.
(4) Будем же любить нашего великого Бога, восхищаться Им и прославлять Его, ибо кто не убоится Тебя, Господи, и не прославит имени Твоего? Ибо Ты един свят, Отк 15:4.
IV. Апостол добавляет, в виде послесловия, наставление богатым людям, ст. 17-19.
1. Тимофей должен увещевать богатых беречься искушений и правильно использовать возможности, какие им дает их материальное благосостояние.
(1) Он должен предупреждать их, чтобы они остерегались гордости. Это грех, в который очень легко впадают богатые люди, те, кому улыбается этот мир. Он должен их увещевать, чтобы они не высоко думали о себе, то есть не выше того, чего они заслуживали, и чтобы не надмевались своим богатством.
(2) Он должен предостерегать их против тщетного упования на свое богатство, чтобы они уповали не на богатство неверное. Нет ничего более неверного, чем богатство этого мира; многие, имевшие некогда большие богатства, неожиданно лишались их, Прит 23:5.
(3) Он должен увещевать их, чтобы они уповали на Бога живого, дающего нам все обильно для наслаждения. Богатые должны сознавать, что богатство им дает Бог и Он же дает им обильно пользоваться им. Ибо много существует богатых, не умеющих пользоваться своим богатством.
(4) Он должен убеждать их употреблять свое богатство на добрые дела (ибо в чем состоит превосходство богатства, как не в том, что оно дает человеку возможность больше делать добра?): Чтобы они благодетельствовали, богатели добрыми делами. Истинно богат тот, кто богат добрыми делами. Они должны быть щедры и общительны, то есть не только делать добро, но делать его охотно, ибо доброхотно дающего любит Бог.
(5) Он должен убеждать их помышлять о горнем и делами милосердия готовить доброе основание для будущего: Собирая себе сокровище, доброе основание для будущего, чтобы достигнуть вечной жизни, чтобы могли держаться вечной жизни.
2. Мы можем из этого сделать для себя следующие выводы:
(1) Служители не должны робеть перед богатыми; как бы ни были они богаты, служители должны их увещевать.
(2) Они обязаны предостерегать их против гордости и тщетного упования на свое богатство: Чтобы они не высоко думали о себе и уповали не на богатство неверное. Должны побуждать их к делам благочестия и милосердия: Чтобы они благодетельствовали…
(3) Таким путем богатые соберут себе сокровище, доброе основание для будущего и достигнут вечной жизни. Мы должны постоянством в добром деле искать славы, чести и бессмертия, чтобы достигнуть вечной жизни (Рим 2:7).
(4) В завещании, данном Тимофею, заключается урок для служителей: …храни преданное тебе… Каждый служитель является доверенным лицом, и он должен хранить доверенное ему. Хранить истины Божий, заповеди Его, отвращаясь негодного пустословия. Он не должен поддаваться влиянию человеческого красноречия, которое апостол называет негодным пустословием, или человеческих знаний, частенько противодействующих истинам Божиим, но тщательно держаться Священного Писания, доверенного нам. Некоторые из тех, кто слишком гордится своим образованием, своей наукой, ложно так называемой (рус. — лжеименное знание. — Прим. переводчика), развращаются через них и отходят от веры во Христа. Вот почему мы должны держаться чистого и ясного евангельского слова, жить и умирать по нему. Заметьте:
[1] Не надо бояться переусердствовать в увещании служителей, чтобы они хранили преданное им, ибо им доверено весьма великое: О Тимофей! храни преданное тебе!.. Как если бы Павел хотел сказать: «Я не могу закончить свое послание, не напомнив тебе еще раз: что бы ты ни делал, будь верным, дабы сохранить преданное тебе, ибо оно слишком велико, чтобы изменить ему».
[2] Служители должны избегать пустословия, которое негодно, если они хотят сохранить преданное им.
[3] Знания, выступающие против евангельских истин, являются ложными, лжеименными знаниями. Это не истинные знания, ибо если бы они были таковыми, то одобряли бы Евангелие и соглашались бы с ним.
[4] Кто прилепляется к таким знаниям, подвергается большой опасности впасть в заблуждение в вопросах веры; кто превозносит разум над верой, находится в опасности оставить веру.
V. Апостол заканчивает торжественной молитвой и благословением: Благодать с тобою. Аминь. Это короткая, но в то же время всеобъемлющая молитва, какую мы можем приносить за наших друзей, ибо благодать соединяет в себе все, что является благом, благодать — это залог будущей славы, более того — это начало славы, ибо если Бог дает благодать, то Он даст и славу, Он не лишает никаких благ того, кто ходит в правде. Благодать со всеми вами. Аминь.