Библиотека soteria.ru
Комментарии Мэтью Генри — Евреям
Мэтью Генри
Дата публикации: 01.04.17 Просмотров: 3641 Все тексты автора Мэтью Генри
7 глава
Учение о первосвященническом служении Христа так превосходно само по себе и составляет такую существенную часть христианского вероисповедания, что апостол любит задерживаться на нем. Для иудеев ничто не было так дорого в левитском служении, как служение первосвященника, они высоко чтили его, и, несомненно, это было священное и превосходнейшее служение. Очень страшной угрозой было для них пророчество Осин (Ос 3:4) о том, что сыны Израилевы долгое время будут оставаться без царя и без князя, или священника, без жертвы, без жертвенника, без ефода и терафима. И вот апостол уверяет евреев в том, что, приняв Христа, они будут иметь гораздо лучшего первосвященника, первосвященство более высокого чина и, следовательно, лучшее домостроительство, лучший закон и лучший завет. Он показывает это в данной главе, где содержится:
I. Более подробная характеристика Мелхиседека, ст. 1-3.
II. Описание превосходства его священства над священством Аарона, ст. 4-10.
III. Применение всего сказанного к Христу с целью доказать превосходство Его личности, Его служения и Его завета, ст. 11-28.
Стихи 1-10. Предыдущая глава закончилась повторением цитаты из Пс 119:4, уже неоднократно приводившейся выше: … Иисус, сделавшись первосвященником навек по чину Мелхиседека. Данная глава представляет собой проповедь на этот стих. Здесь апостол предлагает евреям кусочек той самой твердой пищи, о которой говорил раньше, надеясь, что они, приложив побольше старания, смогут усвоить ее.
I. Большой вопрос, который напрашивается первым, — кто был Мелхиседек? Все, что мы можем прочитать о нем в Ветхом Завете, записано в Быт 14:18 и в Пс 119:4. Многое о нем для нас остается сокрытым; Бог посчитал необходимым оставить нас в неведении о Мелхиседеке, чтобы он мог быть более живым прообразом Того, Чей род неизъясним.
1. Наиболее достойными нашего внимания являются следующие три мнения относительно Мелхиседека:
(1) Раввины и большинство иудейских писателей считают, что это был Сим, сын Ноя, который, подобно другим патриархам, был царем и священником для праотцев иудеев; однако маловероятно, чтобы он изменял свое имя. Кроме того, в Библии ничего не написано о его поселении в Ханаане.
(2) Большинство христианских писателей считают, что это был Сам Иисус Христос, оказавший особую милость и привилегию Аврааму и явившийся ему во плоти под именем Мелхиседек, что очень хорошо соответствует Христу и сказанному в Иоан 8:56: Авраам, Отец ваш, рад был увидеть день Мой: и увидел и возрадовался. Много может быть высказано в защиту этого мнения, и ни к какому простому человеку нельзя как будто отнести сказанного уст.. Но в таком случае Христос становится прообразом Себя Самого, что представляется весьма странным.
(3) Наиболее распространенным является мнение, что Мелхиседек был ханаанским царем, который правил в Салиме и исповедовал веру в истинного Бога и поклонялся Ему; что он был воздвигнут как прообраз Христа и что Авраам почитал его как такового.
2. Но мы оставим все эти предположения и догадки и постараемся понять, насколько сможем, что сказано здесь апостолом о Мелхиседеке и как представлен в нем Христос, ст. 1-3.
(1) Мелхиседек был царем, и Господь Иисус тоже Царь, помазанный Богом, владычество на раменах Его, и Он правит всеми ко благу Своего народа.
(2) Мелхиседек был царем правды, его имя означает праведный царь. Иисус Христос есть полноправный и праведный Царь, полноправный по Своему назначению и праведный по Своему правлению. Он есть оправдание наше, Он исполнен всякой правды и принес вечную правду, Он любит правду и праведников и ненавидит беззаконие.
(3) Мелхиседек был царем Салима, то есть царем мира, сначала царем правды, а потом царем мира. Также и наш Господь Иисус. Праведностью Своею Он приобрел мир, мир есть плод правды. Христос говорит о мире, творит мир, Он есть наш Миротворец.
(4) Мелхиседек был священником Бога Всевышнего, уполномоченный и помазанный экстраординарным образом на служение священника Божия среди язычников. Так и Господь наш Иисус Христос. Он есть священник Бога Всевышнего, и язычники приходят к Богу через Него. Только посредством Его священства мы можем получить примирение и прощение грехов.
(5) Мелхиседек был без отца, без матери, без родословия, не имеющий ни начала дней, ни конца жизни, ст. 3. Это следует понимать не буквально, но в том смысле, что Писание представляет Мелхиседека как необыкновенную личность, ничего не говоря о его происхождении, чтобы он был более точным прообразом Христа: Христос как человек не имел отца, а как Бог не имел матери; Его священство не перешло к Нему от кого-то и от Него ни к кому не перешло, но является Его личным и вечным.
(6) Мелхиседек встретил Авраама и благословил его, возвращающегося после поражения царей. Этот инцидент описан в Быт 14:18 и далее. Он вынес хлеб и вино для подкрепления Авраама и его рабов, когда они были утомлены; он одарил их как царь и благословил как священник. Так и наш Господь Иисус встречает Своих детей, утомленных в духовной борьбе: Он подкрепляет их, обновляет их силы и благословляет.
(7) Которому и десятину отделил Авраам от всего… (ст. 2), то есть, как далее объясняет апостол, из лучших добыч своих. Этим самым Авраам выразил Мелхиседеку благодарность за то, что он сделал для него, — либо в знак своего почтения и покорности ему как царю, либо как приношение, обещанное и посвященное Богу и представленное Ему через Его священника. Так и мы обязаны воздавать Господу Иисусу любовью и благодарностью за все Его царские, щедрые благодеяния к нам, воздавать Ему почтением и покорностью как Царю и вручать Ему все наши приношения, чтобы Он представил их Отцу как благоухание Своей собственной жертвы.
(8) Мелхиседек, уподобляясь Сыну Божию, пребывает священником навсегда. Он носил образ Божий в своем благочестии и в своей власти и отмечен на страницах Писания как бессмертный первосвященник, как древний прообраз Того, Кто является вечным и единородным от Отца, Кто пребывает священником навсегда.
II. Теперь посмотрим (как советует апостол), как велик был Мелхиседек и насколько выше был чин его священства по сравнению с чином Аарона (ст. 4-10): Видите, как велик тот, и далее. Величие этого человека и его священства видно из того, что:
1. Авраам дал ему десятину от своей добычи, а в лице Авраама, как правильно замечено, сам Левий уплатил ему десятину, ст. 9. Левий получил священническое служение от Бога и должен был брать десятины от народа, и тем не менее он уплатил десятину Мелхиседеку как священнику более высокого чина, чем он сам. Следовательно, Первосвященник, кому надлежало явиться впоследствии и прообразом кого был Мелхиседек, должен намного превосходить любого из левитских священников, уплативших в лице Авраама десятину Мелхиседеку.
2. Мелхиседек благословил Авраама, имевшего обетования. Без всякого же прекословия меньший благословляется большим, ст. 6, 7. Обратим здесь внимание:
(1) На великое достоинство и блаженство Авраама, состоявшее в том, что он имел обетования. Он был единственный, с кем Бог заключил завет и дал ему великие и драгоценные обетования. Поистине богат и блажен человек, чье имущество в чеках, заверенных собственной рукой и печатью Бога. Это обетования жизни настоящей и будущей; кто принимает Иисуса, в Ком все обетования Божий да и аминь, тот поистине имеет великую честь.
(2) На то, что Мелхиседек имел более великую честь — ему была дана привилегия благословить Авраама, а что меньший благословляется большим — это неоспоримая истина. Тот, кто дает благословение, больше того, кто получает его. Следовательно, Христос, первообраз Мелхиседека, Даятель и Посредник всех благословений для сынов человеческих, должен быть выше всех священников чина Ааронова.
Стихи 11-28. Заметьте, для чего необходима была перемена левитского священства и сопряженного с ним закона, для чего надо было восставать иному священнику, по чину Мелхиседека, а не по чину Аарона, — для того чтобы посредством его могло быть достигнуто совершенство, какое не могло быть достигнуто левитским священством, cт. 11, 12 и дальше. Итак здесь:
I. Утверждается, что совершенство не могло быть достигнуто посредством левитского священства и сопряженного с ним закона. Они не могли привести тех, кто обращался к ним, к совершенному наслаждению теми благами, на которые указывали им; они могли только показать им путь.
II. Следовательно, должен был восстать другой священник, по чину Мелхиседека, чтобы посредством Его и Его закона веры все повинующиеся Ему могли достигнуть совершенства. Да будет благословен Бог за то, что, согласно Евангелию, мы можем иметь через Христа в завете благодати совершенную святость и совершенное блаженство, ибо мы совершенны в Нем.
III. Утверждается далее, что перемена священства требовала и перемены закона; так как между священством и законом существо вала тесная связь, то при новом священстве не могло сохраниться прежнее домостроительство. Новое священство должно руководствоваться новым уставом, управляться правилами, соответствующими его сущности и его чину.
IV. Это не только утверждается, но и доказывается, что священство и закон должны были измениться, ст. 13, 14. Священство и закон, посредством которых не могло быть достигнуто совершенство, устраняются, и на место их восстает священник и вводится домостроительство, посредством которых истинные верующие могут стать совершенными. Что эта перемена имеет место, очевидно из следующего:
1. Переменилось колено, из которого восстает священник, ст. 14. Прежде это было колено Левиино, а наш Первосвященник воссиял из колена Иудина, о котором Моисей ничего не сказал относительно священства. Перемена колена указывает на действительную перемену закона о священстве.
2. Изменились форма и порядок назначения священников. Прежде, в левитском священстве, священники ставились по закон заповеди плотской, а наш великий Первосвященник восстал по силе жизни непрестающей. Согласно прежнему закону служение священника переходило по смерти отца к его старшему сыну, по порядку плотского, или естественного, происхождения; ни один из священников Ветхого завета не был без матери или отца и без потомков: они не имели в себе жизни непрестающей. Они имели начало дней и конец жизни, поэтому плотская заповедь, или принцип первородства, определяли преемственность священников, подобно гражданским законам о праве и наследстве. Но Христос был поставлен священником по чину Мелхиседека по закону силы жизни непрестающей. Право на священство было дано Христу жизнью и бессмертием, которые Он имел в Себе Самом, а не происхождением от священника. Именно это делает большую разницу в священстве и в связанном с ним домостроительстве и обуславливает бесконечное превосходство Христа и Евангелия. Сам закон, которым было введено левитское священство, предполагал, что священники — слабые, немощные, смертные создания, не могущие сохранить свою естественную жизнь и вынужденные довольствоваться жизнью в своих потомках по плоти; еще менее могли они, своей силой и властью, сообщить духовную жизнь и блаженство тем, кто приходил к ним. А Первосвященник исповедания нашего, совершающий Свое служение посредством присущей Ему силы жизни непрестающей, не только сохраняет Свою собственную жизнь, но и сообщает духовную и вечную жизнь всем тем, кто уповает на Его жертву и посредничество. Некоторые думают, что под законом заповеди плотской подразумеваются внешние ритуалы посвящения и совершаемые при этом плотские жертвоприношения, а под силой жизни непрестающей — духовные живые жертвы, а также духовные и вечные привилегии, приобретенные Христом, Кто был посвящен вечным Духом жизни, Которого Он имел без меры.
3. Произошло также изменение эффективности священства. Прежнее священство было немощным и бесполезным, оно ничего не довело до совершенства. А священство Христа принесло с собой лучшую надежду, посредством которой мы приближаемся к Богу, ст. 18, 19. Левитское священство ничего не довело до совершенства: оно не могло оправдать человека, снять с него вину греха, оно не могло освятить его, омыть от внутренней испорченности, не могло очистить совесть от мертвых дел. Все, что оно могло сделать, это указать человеку на первообраз. Но священство Христа несет в себе и приносит с собой лучшую надежду, оно дает истинное основание для нашей надежды на Бога в вопросе прощения грехов и спасения; оно более ясно раскрывает великие предметы нашей надежды и производит в нас более сильную и живую надежду на примирение с Богом. Эта надежда дает нам дерзновение приближаться к Богу, вступать в завет с Ним и жить жизнью постоянного общения с Ним. Теперь мы можем приближаться с искренним сердцем, с полною верою, очистив сердца свои от порочной совести. Прежнее же священство, наоборот, держало человека на расстоянии в оковах духа рабства.
4. Метод действий Бога в этом священстве также иной. Он клялся Христу, чего никогда не делал в отношении священников по чину Аарона. Он никогда не давал им заверения в том, что они будут священниками навек, никогда не связывал Себя клятвой или обещанием, что их священство никогда не отменится, и, следовательно, не давал им никакого повода надеяться на это, скорее, наоборот, у них были все основания смотреть на свое служение как на временное установление. Христос же был поставлен священником с клятвой Бога: Клялся Господь и не раскается: Ты священник вовек по чину Мелхиседека, ст. 21. Бог дал клятву в том, что священство Христа будет неизменным, превосходным, эффективным и вечным.
5. Произошла перемена и в завете, для которого священство было поручительством, а священник- поручителем, а именно: перемена в домостроительстве этого завета. Евангельское домостроительство более полное, свободное, ясное, духовное и действенное, чем домостроительство закона. Христос в евангельском завете является нашим поручителем перед Богом и поручителем Бога перед нами, чтобы наблюдать за соблюдением условий завета обеими сторонами. Он как поручитель соединил в Самом Себе божественную и человеческую природу, обеспечив этим самым примирение; Он как поручитель соединил Бога и человека узами вечного завета. Он умоляет людей сохранять завет с Богом и умоляет Бога исполнить Свои обещания людям, и Бог всегда готов делать это путем, соответствующим Его величию и славе, то есть через Посредника.
6. Существует также замечательная разница в количестве священников между этими двумя чинами священства. В священстве по чину Аарона было много священников и первосвященников, не одновременно, но последовательно, а в священстве по чину Христа всегда действует один и тот же священник. Причина ясна: левитских священников было много, потому что смерть не допускала пребывать одному. Их служение, каким бы ни было оно высоким и почетным, не избавляло их от смерти. Когда один умирал, другой должен был заменить его, а этот должен был уступить место третьему, и таким образом число их становилось весьма большим. Но наш Первосвященник пребывает вечно и Его священство непреходящее, оно не переходит от одного к другому, как прежнее. В этом священстве не может быть перерыва ни на один час, ни на одно мгновение, в течение которого народ оставался бы без Священника, ходатайствующего на небе об их духовных нуждах. Такой перерыв был бы очень опасным и пагубным для них, но их безопасность и блаженство в том, что их вечно пребывающий Первосвященник может спасать всегда — во всякое время, во всех случаях и обстоятельствах, всех, приходящих через Него к Богу, ст. 25.
7. Замечательна также и разница в нравственных качествах священников. Священники по чину Аарона были не только смертными, но и грешными людьми, они имели свои немощи, не только естественные, но и греховные. Они нуждались в том, чтобы приносить жертвы сначала за свои собственные грехи, а потом уже за грехи народа. А наш Первосвященник, поставленный с клятвою, должен приносить жертвы только за народ так как Сам совершенно не нуждается в этом, ибо Он имеет не только непреходящее священство, но и непреходящую святость. Он такой Первосвященник, какой и должен быть у нас: святый, непричастный злу, непорочный и далее, ст. 2628. Заметим:
(1) Будучи грешниками, мы нуждаемся в первосвященнике, который мог бы принести выкуп и ходатайствовать за нас пред Богом.
(2) Ни один священник не мог примирить нас с Богом, кроме абсолютно праведного своей личной праведностью. Он должен быть сам праведным, иначе не сможет принести выкупа за наши грехи или быть нашим ходатаем пред Отцом.
(3) Наш Господь Иисус является именно таким Первосвященником, в котором мы нуждаемся, ибо Он обладает личной святостью, и эта святость абсолютно совершенна. Обратим внимание на то, как описывается личная святость Христа в каких выражениях; некоторыми учеными богословами они все рассматриваются как относящиеся к Его совершенной чистоте.
[1] Он свят, совершенно свободен от всяких греховных привычек или принципов, не имеет ни малейшей склонности ко греху в Своей природе. В Нем не обитает никакой грех, находящий место даже в самых лучших из христиан.
[2] Он непричастен злу, совершенно свободен от всякого действительного преступления, никогда не прибегал к насилию, никогда не было обмана в Его устах, Он никогда не причинял зла ни Богу, ни человеку.
[3] Он непорочен, никогда не участвовал ни в чьих грехах. Человеку очень трудно сохранить себя чистым, остаться невиновным в соучастии в чужих грехах, либо в содействии им, либо в уклонении от противодействия. Христос же был непорочен; хотя Он взял на Себя вину наших грехов, однако никогда не был замешан и никогда не был виновен в них.
[4] Он отделен от грешников, не только в смысле Его настоящего положения (когда Он вошел как наш Первосвященник во святое святых, куда ничто нечистое не может войти), но и в смысле Его личной чистоты: Он не имел такого союза с грешниками, природного или происходящего из объединения с ними, который мог бы приобщить Его к первородному греху. Нам этот грех передается вследствие нашего природного союза и добровольного объединения с первым Адамом, вследствие нашего естественного происхождения от него. Но Христос, путем непорочного зачатия от девы, отделил Себя от грешников; хотя Он и воспринял истинно человеческую природу, тем не менее сверхъестественный способ Его зачатия отделил Его от всего остального человечества.
[5] Он превознесен выше небес. Большинство толкователей понимают эти слова как относящиеся к вознесению Спасителя на небеса, где Он сидит одесную Бога, чтобы осуществлять задачу Своего священства. Но д-р Гудвин (Goodwin) полагает, что это вполне справедливо можно отнести к личной святости Христа, более высокой и совершенной, чем святость воинств небесных, то есть святых ангелов, которые, хотя и свободны от греха, но не свободны от вероятности совершить его. Поэтому мы читаем: Вот, Он и слугам Своим не доверяет, и в Ангелах усматривает недостатки (Иов 4:18), то есть немощи и подверженность греху. Они могут сегодня быть ангелами, а завтра – демонами, что и случилось со многими из них. И то, что ангелы сейчас не падают, обусловлено не безгрешностью их природы, но избранием Бо-жиим; это избранные ангелы. Вполне вероятно, что такое объяснение слов превознесенный выше небес может показаться слишком странным, что эти слова следует относить к достоинству положения Христа, а не к совершенству Его личной святости, и что, скорее всего, именно поэтому сказано, что Он был превознесен выше небес. Однако совершенно очевидно, что это слово употреблено в нейтральном смысле, как в выражении: Да будет верен Бог. Так как другие достоинства Христа, описываемые в рассматриваемом стихе, явно относятся к Его личной совершенной святости, противопоставляемой греховным немощам левитских священников, то представляется вполне естественным и это достоинство относить к Его личности; такое толкование даже более вероятно, поскольку достоинство и превосходство священства Христа в ст. 27 связывается именно с его беспристрастием и бескорыстием; Он не нуждался в том, чтобы приносить жертву за Себя; Он ходатайствовал о милости для других, Сам же в ней не нуждался. Если бы Он нуждался в ней Сам, то был бы заинтересованной стороной и не мог бы быть Посредником, был бы преступником и не мог бы быть ходатаем за грешников.