Библиотека soteria.ru
Комментарии Мэтью Генри — Откровение
Мэтью Генри
Дата публикации: 01.04.17 Просмотров: 5015 Все тексты автора Мэтью Генри
2 глава
Описав в предыдущей главе то, что он видел, теперь апостол переходит, согласно повелению Христа (1:19), к описанию того, что есть, то есть к описанию настоящего состояния семи церквей Асии, с которыми он был лично знаком и о которых имел особую заботу. Он получил указание написать каждой из церквей послание, соответствующее их состоянию и обстоятельствам, и адресовать его Ангелу церкви, служителю, или, скорее всего, служителям церкви, названным Ангелами потому, что они являются посланниками Божиими для рода человеческого. В этой главе содержатся:
I. Послание Ефесской церкви (ст. 1-7).
II. Смирнской (ст. 8-11).
III. Пергамской (ст. 12-17).
IV. Фиатирской (ст. 18-29).
Стихи 1-7. Здесь имеется:
I. Вступление, в котором заметьте:
1. Кому адресовано это первое послание: Ангелу Ефесской церкви, известной церкви, которую насадил апостол Павел (Деян. 19), а впоследствии поливал и управлял ею апостол Иоанн, имевший там свою резиденцию. Вряд ли можно предполагать, что Тимофей был в то время ангелом, то есть единственным пастырем и епископом этой церкви. Вряд ли мог человек такого высокого духа, так сердечно заботившийся о благополучии душ, удостоиться тех укоризн, какие делаются служителю этой церкви. Заметьте,
2. От кого было это послание. Указываются некоторые из тех титулов, что были даны Христу при описании Его явления Иоанну в предыдущей главе: …Держащий семь звезд в деснице Своей, ходящий посреди семи золотых светильников, 1:13,16. Эта характеристика состоит из двух частей:
(1) Держащий семь звезд в деснице Своей. Служители Христа находятся под Его особой опекой и защитой. Да будет слава Богу за то, что Он знает число звезд и все их называет по именам, Он связывает узел Хима и разрешает узы Кесиль. Слава Христу за то, что в Его руке находятся служители Евангелия, являющиеся более великим благословением для Его церкви, чем звезды для мира. Он управляет всеми их движениями: ставит на определенные им орбиты служения, наполняет их светом и силой; Он держит их, так как иначе они скоро стали бы падшими звездами; они являются орудиями в Его руке, и все доброе, что они делают, делается Его рукой через них.
(2) Он ходит посреди семи золотых светильников. Это говорит о Его отношении к Своим церквам, как выше говорилось об его отношении к служителям. Христос очень близок к ним, Он присутствует и ходит среди них. Он знает об их состоянии и наблюдает за ними; Ему приятно ходить среди них, подобно человеку, прогуливающемуся по своему саду. Хотя Христос на небесах, но Он ходит среди Своих церквей на земле, наблюдая, чего им недостает и в чем они нуждаются. Великое ободрение для тех, кто несет попечение о церквах, знать, что Христос начертал их на дланях Своих.
II. Содержание послания, в котором, как и в большинстве этих посланий,
1. Христос выражает церкви, служителям и членам ее, похвалу, сопровождая ее, как всегда, заявлением о том, что знает их дела. Поэтому надо серьезно относиться как к Его похвале, так и к Его порицанию, ибо Он никогда не говорит наугад, но знает, о чем говорит. Итак, ефесская церковь заслужила похвалу:
(1) За свое усердие в труде: Знаю дела твои, и труд твой… ст. 2. Это может более непосредственно относиться к служителям церкви, трудолюбивым и усердным людям. Высокое положение обязывает ко многому. Звезды, находящиеся в руке Христа, должны всегда быть в движении, распространяя свет на окружающих. Ибо ты… для имени Моего трудился и не изнемогал, ст. 3. Христос учитывает каждый день и каждый час труда, что Его рабы совершают для Него, и труд их не тщетен пред Господом.
(2) За их терпение в страданиях: …труд твой, и терпение твое… ст. 2. Недостаточно быть только усердными, надо быть и терпеливыми, переносить страдания, как подобает добрым воинам Иисуса Христа. Служители должны иметь и развивать в себе великое терпение, и никакой христианин не может обойтись без него. Необходимо иметь терпение, чтобы переносить как зло, причиняемое людьми, так и укоризны от Бога. Необходимо также иметь терпение, чтобы ожидать, когда, исполнив волю Божию, мы получим обещанное: Ты много переносил и имеешь терпение… ст. 3. Нам могут встретиться такие трудности на пути и препятствия в труде, которые потребуют от нас большого терпения, чтобы мы могли продолжить и хорошо завершить свое поприще.
(3) За их непримиримое отношение к злу: …ты не можешь сносить развратных… ст. 2. Хорошо, когда терпение христианина сочетается с нетерпимостью к греху, когда он не покрывает зла и, тем более, не разрешает его. Хотя мы должны оказывать всю кротость к людям, однако к их грехам должны относиться непримиримо. Усердие, проявляемое ефесянами, было особенно похвально потому, что оно основывалось на знании, на предварительном испытании развратных людей, их претензий и их практического поведения: …ты испытал тех, которые называют себя Апостолами, а они не таковы, и нашел, что они лжецы. Истинное усердие должно сочетаться с рассудительностью, никого не следует отвергать, прежде не испытав его. В церкви появились те, которые претендовали на звание апостолов не довольствуясь положением простых служителей. Их испытали и обнаружили, что претензии их необоснованны и ложны. Тот, кто беспристрастно исследует истину, придет к познанию ее.
2. Упрек, данный этой церкви: Но имею против тебя то, что ты оставил первую любовь твою, ст. 4. Имеющие в себе много доброго могут, в то же время, страдать многими недостатками; наш Господь Иисус как беспристрастный Судия замечает то и другое. И хотя в первую очередь Он замечает доброе, и более склонен к этому, однако замечает также недостатки и справедливо укоряет за них. Грех, заслуживший упрек Христа этой церкви, заключался в ее упадке и охлаждении святой любви: …ты оставил первую любовь твою; не оставил и не забыл объект своей любви, но потерял ту пылкость, какую проявлял вначале. Заметьте:
(1) Первая любовь человека к Христу, к святости и к небу обычно бывает живой и горячей. Бог напоминал Израилю о дружестве юности его, когда он последовал за Ним в пустыню.
(2) Это сильное чувство будет ослабевать и остывать, если о нем не проявлять большой заботы и не прилагать усердия по сохранению его постоянного горения.
(3) Христос крайне огорчается и скорбит, когда видит, как дети Его охладевают в любви к Нему, и предпринимает те или иные меры, чтобы дать им почувствовать Свое недовольство.
3. Совет, данный им Христом: …вспомни, откуда ты ниспал, и покайся, и твори прежние дела.
(1) Кто потерял свою первую любовь, должен вспомнить, откуда он ниспал; он должен сравнить свое настоящее состояние с прошлым и понять, насколько его состояние было лучше тогда, чем теперь; как много он утратил мира, силы, чистоты и радости, оставив свою первую любовь: насколько спокойнее тогда он ложился спать и насколько радостнее был, пробуждаясь утром; насколько лучше он мог переносить бедствия и более достойным образом принимать проявления благоволения Божьего к себе; насколько легче для него была мысль о смерти и насколько сильнее было его стремление к небу и надежда на него.
(2) Они должны покаяться. Они должны сокрушаться о своем упадке и стыдиться его, должны укорять себя за него и со смирением исповедовать свое состояние перед Богом, осудив себя за него.
(3) Они должны возвратиться к своим прежним делам. Покаявшийся должен, так сказать, начать все сначала, возвращаясь шаг за шагом, пока не достигнет того места, где был сделан им первый ложный шаг. Он должен приложить все усилия, чтобы оживить и восстановить свое прежнее усердие, искренность и серьезность, должен молиться так горячо и бодрствовать так старательно, как он это делал, когда впервые вступил на путь Божий.
4. Этот добрый совет усиливается и подкрепляется:
(1) Серьезной угрозой в случае пренебрежения им: …а если не так, скоро приду к тебе и сдвину светильник твой с места его, если не покаешься. Если мы пренебрегаем Христовой благодатью и Его Духом, то можем лишиться Его благоволения. Непокаявшиеся церкви и непокаявшихся грешников Он посещает судами, внезапными и неожиданными: Он отлучит их, заберет от них Свое Евангелие, Своих служителей и Свои таинства, и что будут делать церкви, или их ангелы, когда они будут лишены Евангелия?
(2) Ободряющим упоминанием того, что еще было хорошего среди них: Впрочем то в тебе хорошо, что ты ненавидишь дела Николаитов, которые и Я ненавижу, ст. 6. «Хотя ты охладел в своей любви к добру, однако сохранил ненависть к злу, в частности, к тому, что является таким большим злом». Николаи™ были развращенной сектой, прикрывавшейся именем христианства. Они держались ненавистного учения и были виновны в ненавистных делах, ненавистных для Христа и для всех верных христиан. Ефесянам вменяется в похвалу их справедливая ревность и отвращение к нечестивым учениям и развратному образу жизни николаитов. Безразличие к истине и заблуждению, к добру и злу может называться кротостью и любовью, но оно неугодно Христу. Наш Спаситель добавил эту похвалу к Своей строгой угрозе с той целью, чтобы сделать более действенным Свой совет.
III. Заключение к посланию: в нем, как и в остальных посланиях, содержится:
1. Призыв к вниманию: Имеющий ухо да слышит, что Дух говорит церквам… Заметьте:
(1) Все написанное в Священном Писании говорится Духом Святым.
(2) Что говорится одной церкви, касается всех церквей в любом месте и в любое время.
(3) Лучшее, на что мы можем использовать свою способность слышать, является слушание слова Божьего, и если мы не употребляем нашего слуха для этой цели, то можем лишиться его. Кто непослушен призыву Божьему сейчас, тот в конце концов пожелает ничего не слышать вообще.
2. Обещание великой награды побеждающему. Жизнь христианина есть борьба против греха, сатаны, мира и плоти. Недостаточно только вести эту борьбу, надо довести ее до конца. Мы никогда не должны уступать своим духовным врагам, но должны подвизаться добрым подвигом, до тех пор пока не одержим победу, как действуют все стойкие христиане; борьба и победа увенчаются славным торжеством и великой наградой. Побеждающим обещается, что они будут вкушать от древа жизни, которое посреди рая Божия. Они достигнут совершенства святости и того утверждения в ней, какое мог бы иметь Адам, если бы выдержал испытание: он смог бы тогда вкушать от древа жизни, что было посреди рая Божьего, и это утвердило бы его в святом и блаженном состоянии. Все те, кто сохраняет верность в испытании и побеждает в борьбе, получат от Христа как древа Жизни совершенство и утверждение в святости и блаженстве, но уже не в земном, а в небесном раю, 22:1,2.
Стихи 8-11. Теперь мы переходим ко второму посланию, адресованному другой из асийских церквей, где, как и прежде, имеется:
I. Вступление, состоящее из двух частей.
1. Надпись, сообщающая нам о том, кому более непосредственно направлено послание: Ангелу Смирнской церкви… Смирна — город, хорошо известный нашим торговцам и в настоящее время. Это большой и богатый торговый город, может быть, единственный из всех семи, до сих пор еще известный под тем же самым именем, хотя теперь в нем нет христианской церкви, так как этот город был покорен магометанами.
2. Подпись, содержащая другие славные титулы нашего Господа Иисуса, взятые из 1:17,18: Первый и Последний, Который был мертв, и се, жив.
(1) Иисус Христос есть первый и последний. Нам в этом мире отведен лишь весьма незначительный отрезок времени, а наш Искупитель — Первый и Последний. Он первый, ибо чрез Него все было сотворено и Он в начале был с Богом и был Богом. Он последний, ибо все сотворено для Него и Он будет судить всех. Несомненно, этот титул является божественным, так как означает Того, Кто существует от вечности и до вечности. Но это также титул Того, Кто является неизменным Посредником между Богом и человеком, ибо Иисус вчера и сегодня и во веки Тот же. Он был первый, ибо Им было положено основание церкви в патриархальное время, и Он есть последний, ибо Им будет принесен и положен последний камень в конце строительства ее.
(2) Он был мертв, и се, жив. Он был мертв, и умер за наши грехи; Он жив, ибо воскрес для нашего оправдания, и живет вечно, чтобы ходатайствовать за нас. Он был мертв и Своей смертью приобрел нам спасение, Он жив и Своей жизнью спасает нас. Ибо, если, будучи врагами, мы примирились с Богом смертию Сына Его, то тем более, примирившись, спасемся жизнию Его. Его смерть мы вспоминаем всякий раз, когда совершаем святое причастие, Его воскресение и жизнь каждый воскресный день.
II. Содержание послания. После обычного заявления о всеведении Христа и Его осведомленности о всех делах людей и особенно Его церквей, Он отмечает:
1. Улучшение, которого они достигли в своем духовном состоянии. Это сказано очень короткой, но выразительной фразой: …впрочем ты богат… (ст. 9), хотя беден материально, но богат духовно, нищ духом, но богат благодатью. Их духовное богатство выделяется на фоне материальной бедности. Многие, богатые земными благами, бедны духовно. Так обстояло с церковью в Лаодикии. Другие же, внешне нищие, богаты внутренне, богаты верой и добрыми делами, богаты привилегиями и проявлениями даров, богаты упованием и правом на наследство. Духовные богатства обычно бывают наградой за большое усердие: усердная рука обогащает. Там, где есть духовное богатство, легче переносится внешняя нищета. И когда народ Божий беднеет ради Христа и доброй совести, Он возмещает их нищету духовным богатством, являющимся непреходящим и приносящим большее удовлетворение.
2. Их страдания: Знаю твои дела, и скорбь, и нищету… то есть преследования, каким они подвергались, вплоть до расхищения их имения. Кто хочет остаться верным Христу, тому предстоит пройти через многие скорби. Но Иисус Христос замечает их все. Он скорбит вместе с ними во всех их скорбях и тем, кто причинял им скорбь, воздаст скорбью, а тем, кто переживал скорби, — отрадою в явление Свое.
3. Он знает о злобности и лживости их врагов: знаю… злословие от тех, которые говорят о себе, что они Иудеи, а они не таковы… то есть от тех, которые претендовали на то, что являются единственным избранным народом Божиим, чем хвалились иудеи даже после того, как Бог отверг их; или от тех, кто настаивал на соблюдении иудейских ритуалов и обрядов, не только устаревших, но и отмененных уже; возможно, они говорили о себе, что являются единственной истинной церковью в мире, в то время как в действительности представляли собой сборище сатанинское. Заметьте:
(1) Как Христос имеет церковь в этом мире, духовный Израиль, так и сатана имеет свою синагогу. Эти сборища, противостоящие истинам Евангелия и распространяющие пагубные ереси, противостоящие чистоте и духовности евангельского поклонения Богу и распространяющие пустые человеческие вымыслы, обряды и ритуалы, лишенные всякой мысли о Боге, являются синагогами сатаны: он возглавляет их, он действует в них, они служат его интересам и оказывают ему верность и почтение.
(2) Когда сборище сатанинское выдает себя за церковь или Израиль Божий, это ничто иное, как богохульство. Богу оказывается величайшее бесчестие, когда Его имя употребляется для содействия интересам сатаны; это вызывает у Него величайшее возмущение, и Он справедливо воздаст тем, кто упорствует в этом нечестии.
4. Христос знает наперед испытания, предстоящие Его народу, и предупреждает его и вооружает против них.
(1) Он предупреждает их о будущих испытаниях: Вот, диавол будет ввергать из среды вас в темницу, чтоб искусить вас, и будете иметь скорбь… ст. 10. Народ Божий должен ожидать в этом мире целый ряд скорбей, и скорби их будут все возрастать. Ранее они были доведены до нищеты преследованиями, теперь же их будут заключать в темницы. Заметьте: это диавол возбуждает нечестивых людей, они являются его орудиями в преследовании народа Божиего; тираны и гонители — это орудия сатаны, хотя при этом они удовлетворяют собственное чувство злобы и не сознают, что их подстрекает сатана.
(2) Христос заранее вооружает церковь против приближающихся бедствий [1] Своим советом: Не бойся ничего… Это не просто слово повеления, но действенное слово, оно не только запрещает рабский страх, но побеждает его и снабжает душу силой и мужеством.
[2] Показывая им, что их страдания будут умеренными и ограниченными.
Во-первых, они будут не всеобщими. Не все, а только некоторые из них будут ввергнуты в темницу, те, что наиболее способны перенести эти страдания и могут ожидать утешения и ободрения от остальных.
Во-вторых, они будут длиться не всегда, а в течение определенного, короткого времени: …дней десять. Скорбь не будет вечной, она сократится ради избранных.
В-третьих, они необходимы для того, чтобы испытать их, а не погубить, чтобы их вера, терпение и мужество могли быть испытаны и усовершенствованы и найдены достойными похвалы и славы.
[3] Предлагая и обещая им великую награду за их верность: Будь верен до смерти, и дам тебе венец жизни. Заметьте:
во-первых, гарантированность награды: Я дам тебе. Он говорит о том, что может сделать, и гарантирует, что сделает это. Они получат награду от Него Самого, и никто из их врагов не может взять ее из Его руки или снять с их головы.
Во-вторых, соответствие награды.
1. Венец, который вознаградит их за нищету, верность и бедствия.
2. Венец жизни как вознаграждение тем, кто был верен даже до смерти, кто остается верным до тех пор, пока не умрет, кто расстается с самой жизнью, сохранив верность Христу. Жизнь, истраченная на служение Ему или отданная за Его дело, будет награждена иной и гораздо лучшей жизнью, жизнью вечной.
III. Заключение к посланию. Как и прежде, послание заканчивается:
1. Призывом к всеобщему вниманию, чтобы все люди, весь мир прислушались к тому, что происходит между Христом и Его церковью, как Он одобряет ее, как утешает, как укоряет за ее недостатки и как награждает за верность. Все обитатели мира должны наблюдать за тем, как обращается Бог со Своим народом, чтобы весь мир таким образом мог научиться мудрости и ведению.
2. Чудесным обетованием побеждающему христианину: …побеждающий не потерпит вреда от второй смерти, ст. 11. Заметьте:
(1) Существует не только первая, но и вторая смерть, смерть после того, как умрет тело.
(2) Эта вторая смерть несравненно хуже первой как по мучительной агонии ее (ибо это агония души, которая не будет иметь никакого утешения), так и по продолжительности ее – это вечная смерть, умирание смерти, это значит умереть и всегда умирать. Это действительно мучительно, фатально мучительно. Для всех, кто подвергнется ей, это будет действительно погибелью, неизбежной погибелью.
(3) От этой ужасной смерти Христос спасет всех Своих верных слуг. Вторая смерть не имеет власти над теми, кто является участником первого воскресения. Первая смерть им не повредит, а вторая не будет иметь над ними никакой власти.
Стихи 12-17. Здесь мы также рассмотрим:
I. Заглавие к посланию.
1. Кому адресовано послание: Ангелу Пергамской церкви… Был ли Пергам городом, воздвигнутым на руинах древней Трои, новой Троей (как некогда называли наш Лондон), или каким-то другим городом того же названия, неизвестно, и это не столь существенно. Главное, что в этом городе Христос воздвиг евангельскую церковь через проповедь Евангелия и излияние благодати Своего Духа, сделавшего слово действенным.
2. Кто был отправителем этого послания в Пергам: им был тот же самый Иисус, представленный здесь как имеющий острый с обеих сторон меч (1:16), из уст Его выходящий. Как отмечают некоторые, титулы Христа, которые Он предпосылает в обращении к каждой церкви, соответствуют состоянию этой церкви. Что могло бы лучше пробудить и восставить дремлющую и уклоняющуюся от истины Ефесскую церковь как не слова Христа, обратившегося к ним под именем держащего семь звезд в деснице Своей, ходящего посреди семи золотых светильников? Церковь в Пергаме была наводнена людьми развращенного ума, прилагавшими все старания, чтобы разрушить как веру, так и нравы членов церкви. Поэтому Христос, решив воевать против них мечом Своего слова, называет Себя здесь имеющим острый с обеих сторон меч.
(1) Слово Божие есть меч, это оружие как нападения, так и защиты; в руке Божией он силен поражать и грех, и грешников.
(2) Это острый меч. Нет сердца настолько жесткого, чтобы он не мог пронзить его. Он проникает до разделения души и духа, то есть души и греховных наклонностей, превратившихся в привычки и ставших как бы второй природой, второй душой человека.
(3) Это обоюдоострый меч, он поворачивается и поражает в любом направлении. Одна его сторона, закон, направлена против преступников старого завета, другая, Евангелие, против пренебрегающих им; одна наносит раны, а другая вскрывает гнойные раны и врачует их. Невозможно уклониться от этого меча: если вы повернетесь направо, наткнетесь на одно его лезвие, если повернетесь налево, встретитесь с другим: он обращается на все стороны.
II. Теперь перейдем к содержанию послания, которое построено по тому же принципу, как и все остальные.
1. Христос отмечает испытания и трудности, с какими встретилась эта церковь: Знаю твои дела, и что ты живешь там, где престол сатаны, и далее, ст. 13. Чтобы лучше судить о делах рабов Божиих, надо учитывать те обстоятельства, в которых они совершаются. То, что Пергамская церковь находилась там, где живет сатана, очень много прибавило славы к добрым делам этой церкви. Наш великий Господь замечает как все преимущества и благоприятные возможности, какими мы располагаем для своего служения в окружающей нас обстановке, так и все искушения и обескураживающие обстоятельства, встречающиеся в ней, проявляя Свое великодушное снисхождение. Данная церковь жила там, где был престол сатаны, где он держал свой двор. Его сеть покрывает весь мир, а его престол стоит в местах, известных своим нечестием, заблуждениями и жестокостью. Некоторые думают, что римский правитель этого города был особенно жестоким врагом христиан, что престол сатаны — это престол преследований.
2. Христос хвалит их за стойкость: Ты… содержишь имя Мое, и не отрекся от веры Моей. Эти два выражения довольно-таки близки по смыслу, однако первое может означать результат, а второе — его причину или средство к достижению этого результата.
(1) «Ты содержишь имя Мое; ты не постыдился своего родства со Мной, но посчитал за честь для себя носить Мое имя; подобно тому как жена носит имя мужа, так ты носишь Мое имя; ты держался его твердо, как своей чести и привилегии».
(2) «Тебя сделала способным к такой верности благодать веры: Ты не отрекся от великого учения Евангелия, не отступил от христианской веры, и это помогло тебе сохранить верность Мне». Наша верность зависит от нашей веры. Те, кто хранит веру во Христа, могут похвалиться своей искренностью, верностью Богу и доброй совестью. Но те, кто теряет истинную веру, вряд ли могут сохранить верность. Обычно добрая совесть терпит кораблекрушение на той же самой скале, что и вера. Наш благословенный Господь возвеличивает верность этой церкви, подчеркивая не только условия их местонахождения, но также и время, в которое они жили: они были верны даже в те дни, в которые у них …был умерщвлен Его верный свидетель Антипа. Кем был этот человек, была ли какая-то тайна в этом имени, мы не имеем определенных сведений. Он был верный ученик Христа, претерпел мученическую смерть за Него и там, где живет сатана, доказал свою веру и верность собственной кровью. Остальные верующие знали об этом, видели это, и, тем не менее, они не упали духом и не отреклись от веры: это упоминается как дополняющее их честь.
3. Христос упрекает их за их греховные недостатки (ст. 14): Но имею немного против тебя, потому что есть у тебя там держащиеся учения Валаама и держащиеся учения Николаитов, которое Я ненавижу. Среди них были некоторые, учившие, что вкушать идоложертвенное вполне законно и что любодеяние не является грехом; путем нечистого поклонения они вовлекали людей в нравственную нечистоту, подобно тому как это делал Валаам с израильтянами. Заметьте:
(1) Скверны духа и скверны плоти часто связаны между собой. Извращенное учение и ложное поклонение приводят к развращенному поведению.
(2) Вполне законно приписывать имена лидеров еретических учений их последователям. Это самый краткий способ выражения, когда мы хотим охарактеризовать человека.
(3) Общение с людьми порочных принципов и порочной жизни неугодно Богу, оно навлекает вину и позор на все общество: они становятся участниками в чужих грехах. Хотя церковь как таковая не имеет права подвергать людей телесному наказанию за их ересь или безнравственное поведение, однако она имеет власть исключать их из своего общества. И если она этого не делает, то оскорбляет Христа, главу и законодателя церкви.
4. Он призывает их к покаянию: Покайся; а если не так, скоро приду к тебе и сражусь с ними мечем уст Моих, ст. 16. Заметьте здесь:
(1) Каяться должны не только грешники, но и святые; это евангельская обязанность.
(2) Это обязанность церквей и общин, как и отдельных людей; те, кто грешил совместно, должны и каяться все вместе.
(3) Христианские общины обязаны каяться в грехах других людей, поскольку они содействовали им хотя бы только тем, что попускали, потворствовали им.
(4) Когда Бог наказывает согрешивших членов церкви, Он упрекает и саму церковь, за то что она позволила таковым оставаться в своей среде, и отдельные капли Его гнева падают и на всю общину.
(5) Никакой меч не проникает так глубоко и не наносит такой смертельной раны, как меч, исходящий из уст Христа. Как только угрозы слова Божьего коснутся совести грешника, он становится ужасом для себя самого, а когда эти угрозы исполнятся, то грешник будет уничтожен. Рано или поздно, но слово Божие достигнет грешника и приведет его либо к покаянию, либо к погибели.
III. В заключение послания, после призыва к всеобщему вниманию, дается обетование великого воздаяния побеждающим. Они будут вкушать сокровенную манну и получат белый камень и на камне написанное новое имя, которого никто не знает, кроме того, кто получает, ст. 17. 1. Сокровенная манна — это веяния и утешения от Духа Христова в минуты общения с Ним, нисходящие время от времени с неба на душу, чтобы поддержать ее, дать ей вкусить немного той жизни, какой живут ангелы и святые на небесах. Она является сокровенной для всего остального мира — в эту радость не вмешается чужой; она находится во Христе, в ковчеге завета, во святом святых.
2. Белый камень с начертанным на нем новым именем. Белый камень есть символ освобождения от вины греха; здесь намекается на древний обычай, когда оправданным по суду вручался белый камень, а осужденным черный. Новое имя есть имя, получаемое человеком при усыновлении: усыновленный человек принимает имя той семьи, которая его усыновляет. Никто не может прочесть это доказательство усыновления человека, кроме самого усыновляемого, и последний не всегда может прочесть его, но если останется верным, то будет иметь доказательство как своего сыновства, так и права на наследство.
Стихи 18-29. Структура каждого послания одна и та же; в данном послании, как и в остальных, мы имеем заголовок, содержание и заключение.
I. Заголовок, в котором указано:
1. Кому адресуется послание: Ангелу Фиатирской церкви… Фиатира — город проконсула Асии, граничащий на севере с Мисией и на юге — с Лидией; это торговый город, откуда была родом женщина по имени Лидия, торговавшая багряницею. Будучи в Филиппах, в Македонии, вероятно, по торговым делам, она слышала там проповедь Павла, и Господь отверз сердце ее внимать тому, что говорил Павел; уверовав и крестившись, она пригласила Павла и Силу в свой дом. Через нее ли было принесено Евангелие в ее родной город Фиатиру, неизвестно. Из послания очевидно лишь одно, что Евангелие достигло этого города и имело там большой успех — там возникла евангельская церковь.
2. Кто был отправителем этого послания: Сын Божий, у Которого очи — как пламень огненный, и ноги подобны халколивану. Главное имя, под которым здесь представляется Христос — Сын Божий, то есть вечный и единородный Сын Бога, а это означает, что Он имеет одну и ту же природу с Отцом, но отличную, подчиненную форму существования. Характер Сына Божьего представлен здесь двумя чертами:
(1) Его глаза подобны пламени огненному, что символизирует Его совершенное ведение, способность проникать внутрь всех людей и всех вещей; Он есть испытующий сердца и внутренности… (ст. 23), и Он даст уразуметь это всем церквам.
(2) Его ноги подобны чистой меди: все действия Его провидения основательны, внушают благоговение, все они чисты и святы. Он судит с совершенной мудростью и управляет с совершенной силой и твердостью.
II. Содержание, или тема, этого послания. Как и в остальных посланиях, оно включает в себя:
1. Одобрительную характеристику и похвалу в адрес церкви, ее служителей и членов; они даются Тем, Кто хорошо знает их и мотивы их поступков. Христос одобряет в этой церкви:
(1) Их любовь, подразумевая при этом либо любовь вообще, склонность делать добро всем людям, либо особую любовь к детям Божиим; где нет любви, там нет истинной религии.
(2) Их служение. Это относится, главным образом, к служителям церкви, которые трудятся в слове и в учении.
(3) Их веру, добродетель, приводящую в действие все остальные добродетели, как их любовь, так и их служение.
(4) Их терпение. Те, что наиболее милосердны к другим, наиболее усердны в служении и наиболее верны, должны, тем не менее, ожидать того, что их терпение подвергнется испытанию.
(5) Их растущую плодотворность — последние дела их были больше первых. Это замечательная характеристика; в то время как некоторые оставили свою первую любовь и потеряли свое прежнее усердие, эти верующие стали мудрее и лучше. Все христиане должны усердно стремиться к тому, чтобы их последние дела были больше первых, чтобы они становились все лучше и лучше с каждым днем. 2. Справедливый упрек за их недостатки. Этот упрек относится не столько к церкви в целом, сколько к отдельным нечестивым обольстителям, находившимся среди них; вина церкви состояла в том, что она слишком много потворствовала им.
(1) Эти нечестивые обольстители сравниваются с Иезавелью и называются ее именем. Иезавель была гонительницей пророков Господних и главной покровительницей ложных пророков, служивших идолам. Грех этих обольстителей заключался в том, что они стремились совратить Божиих слуг к блуду и идолослужению. Они называли себя пророками и претендовали на высший авторитет в церкви и уважение среди служителей ее. Грех этих обманщиков, о которых говорится как об одной личности (так как они были одного духа и действовали с одной целью), усугублялся двумя обстоятельствами:
[1] В борьбе против учения Евангелия они прикрывались именем Божиим.
[2] Они злоупотребляли Божиим терпением, ожесточаясь в своем нечестии. Бог дал им время для покаяния, но они не покаялись. Заметьте:
во-первых, для предотвращения погибели грешников необходимо покаяние.
Во-вторых, покаяние требует времени, определенного отрезка времени, подходящего времени; это серьезное дело, и на него необходимы затраты времени.
В-третьих, когда Бог дает время для покаяния, то Он ожидает плодов покаяния.
В-четвертых, если грешник не использует дарованной ему возможности покаяться, то его постигает двойное наказание.
(2) Почему же нечестие этой Иезавели ставится в вину церкви в Фиатире? Потому что церковь попускала ей совращать жителей этого города. Но как церковь могла противостоять этому бедствию? Она не обладала полномочиями гражданских властей, чтобы изгнать ее или посадить в темницу, но она имела церковную власть наказать и исключить ее. Вероятно, пренебрежение этой властью сделало их виновными в соучастии в грехах Иезавели.
3. Наказание этой обольстительницы, Иезавели (ст. 22, 23), в котором есть предсказание о падении Вавилона.
(1) Я повергаю ее на одр, одр болезни, а не наслаждений, огненный одр. И те, кто грешил с ней, будут вместе с ней и страдать. Но этого наказания можно еще избежать чрез покаяние.
(2) Детей ее поражу смертью, то есть второй смертью, которая сделает свое дело эффективно и не оставит никакой надежды на будущую жизнь, для умерших второй смертью нет воскресения, а есть только позор и вечное осуждение.
4. Цель Христа в наказании этих нечестивых обольстителей состоит в том, чтобы вразумить остальных и особенно церковь: …и уразумеют все церкви, что Я есмь испытующий сердца и внутренности; и воздам каждому из вас по делам вашим. Бог познается по судам, которые Он совершает. По тому, как Он воздаст нечестивым обольстителям в Фиатире, все узнают:
(1) О Его безошибочном знании сердец человеческих, их принципов, замыслов, настроений и нрава, их формализма, равнодушия и тайной склонности к идолослужению.
(2) О Его беспристрастном суде Он воздает каждому по делам его; имя христианина не должно быть прикрытием, и церковь не должна быть пристанищем для греха и грешников.
5. Ободрение тем, кто сохранил себя чистым и неоскверненным: Вам же и прочим, находящимся в Фиатире… сказываю, и далее, ст. 24. Заметьте:
(1) Эти обольстители называли свое учение глубинами, глубокими тайнами, чтобы воздействовать на воображение людей и внушить им, будто они обладают более глубоким проникновением в вопросы религии, чем это доступно их служителям.
(2) Христос называет их глубинами сатанинскими, сатанинскими обманами и кознями, диавольскими тайнами. Наряду с великой тайной благочестия существует и тайна беззакония. Опасно пренебрегать тайной Божией и принимать тайны сатанинские.
(3) Как нежно заботится Христос о Своих верных слугах: «…не наложу на вас иного бремени; только то, что имеете, держите, пока приду, ст. 24, 25. Я не собираюсь обременять вас какими-то новыми тайнами или новыми законами. Я только требую от вас внимания к тому, что вы уже приняли. Держите то, что имеете, пока приду, Я большего не хочу». Христос придет, чтобы положить конец всем искушениям, и если они сохранят твердую веру и добрую совесть до Его пришествия, то все трудности и опасности будут преодолены.
III. Мы подошли к заключению этого послания, ст. 26-29. В нем содержится:
1. Обещание богатого вознаграждения верующему, одержавшему победу; оно включает в себя:
(1) Великую власть и господство над остальным миром: …тому дам власть над язычниками. Возможно, имеется в виду то время, когда империя станет христианской и миром будет править христианский император, как это было во времена императора Константина; либо здесь имеется в виду иной мир, когда верующие воссядут с Христом на Его престоле суда и будут участвовать с Ним в процессе осуждения и наказания врагов Христа и церкви. …И на утро праведники будут владычествовать.
(2) Знание и мудрость, соответствующие такому положению и власти: И дам ему звезду утреннюю. Христос есть утренняя звезда. Он приносит с Собой день в души человеческие, свет благодати и славы. И Он даст Своему народу совершенство света и мудрости, необходимое ему в том положении достоинства и владычества, которого он достигнет в утро воскресения.
2. Послание заканчивается обычным призывом к вниманию: Имеющий ухо (слышать) да слышит, что Дух говорит церквам. В предыдущих посланиях это требование внимания предшествовало заключительному обетованию, а в этом оно следует за ним, указывая нам, что надо быть внимательными как к наставлениям, так и к обетованиям, которые Христос дает церквам.