13. Любовь выражается в исповедании

«Признавайтесь друг пред другом в проступках и молитесь друг за друга ,чтоб исцелиться»

Иак. 5: 16.

В ту душную чикагскую ночь, когда я вместе со своими друзьями студентами сидел в переполненной комнатке Тихоокеанской миссии, я упивался чувством благочестивой жалости к тем нищим, которые сидели рядом с нами. Наши холеные лица, горевшие святым огнем, говорили о возросшем умении анализировать Евангелие от Иоанна на греческом языке. Добропорядочные семинаристы, мы сидели в рядок в костюмах и галстуках Ботинки были начищены до блеска, волосы аккуратно уложены. Вокруг нас распространялся запах лосьона и лака для волос.

Боясь показать свою неопытность, я не хотел признаться в том, что впервые видел в одной комнате столь разношерстную публику. Здесь были собраны алкоголики, наркоманы, проститутки, бродяги и просто бездельники — короче, именно те люди, которых обычно представляешь себе, когда читаешь в Библии: «Накормите алчущих и оденьте нагих».

Человек с заурядной внешностью, стоящий впереди, в мятом сером костюме, который сидел на нем мешком, проповедовал скучным, монотонным голосом. Я слушал его невнимательно, думая о том, сколько этому человеку предстоит работать над интонацией своего голоса. Затем я подумал, что неплохо было бы заняться научным исследованием посещаемости Богослужений в Тихоокеанской миссии: какая существует пропорция между количеством посещающих Богослужения и количеством человек, выстаивающих в очереди за обедом.

Мои размышления были прерваны неожиданным громким восклицанием оратора. Видимо, он хотел, чтобы место из Библии, которое он читал, произвело сильное впечатление на слушателей. «Все мы блуждали, как овцы», провозгласил он. Я посмотрел на своего соседа и слегка приподнял бровь. Он кивнул головой, как бы соглашаясь с невысказанной мыслью о том, что это весьма подходящий текст для такой аудитории. «Им это полезно послушать» — шепнул я ему.

«Совратились каждый на свою дорогу» — продолжал проповедник, уверяя нас в том, что мы находились в обществе низко павших людей.

«Все согрешили и лишены славы Божьей» — очень уместный стих.

Когда проповедник снова заговорил монотонным голосом, длинно комментируя эти стихи, я опять отвлекся.

После окончания проповеди нам показали оборудование миссии, и мы направились к выходу. Когда мы были уже на улице, один из моих спутников заметил «Я понял, что эта работа не для меня».

«Да, нам повезло», — откликнулся я на его реплику, и ухоженные головы семинаристов закивали в знак согласия.

Придя домой поздно вечером, я с удовольствием поломал голову над тем, как составить отчет о проделанной работе. Выполнив еще одно задание, я с наслаждением влез под одеяло. Но сон не шел ко мне.

Почему–то у меня не выходили из головы слова этого непривлекательного проповедника из миссии: «Все мы блуждали, как овцы» «Все согрешили и лишены… Я вспомнил, как он окинул взглядом задний ряд, на котором мы сидели, когда произнес слова: «Все присутствующие сегодня в этой комнате — грешники» Я вспомнил, как рассмешили меня эти слова, и удивился, почему никто из нас не сказал ему, что мы семинаристы. Наконец, я погрузился в тревожную дрему.

В последующие дни слова проповедника из миссии неотступно преследовали меня. Они прокладывали себе путь через джунгли моего себялюбия до тех пор, пока я не понял со всей определенностью, что не могу больше сопротивляться их влиянию. В конце концов, я вынужден был признать: да, я, Дуглас Купер — грешник.

Осознание собственной греховности пробило брешь в моей гордыне и самодовольстве. Теперь я смог увидеть себя в истинном свете. О, каким же грешным, гордым, себялюбивым, лживым, непримиримым, нетерпеливым и черствым я был!

В отчаянии и ужасе я вынужден был прийти к Богу с тем, чего мне так недоставало раньше — с чистосердечным признанием. Когда я увидел себя «во всем блеске» у меня не было другого выбора. Мне оставалось лишь исповедоваться перед Богом в своей греховности и ничтожности.

Теперь все изменилось. Раньше я не осознавал до конца своей нужды во Христе. Теоретически, конечно, я понимал, что послушание заповедям Божьим или служение в церкви не гарантирует мне спасение.

Что же касается моих личных опытов во Христе, то все эти «дела» мешали мне установить правильные взаимоотношения со Христом. Я считал себя хорошим христианином, потому что исполнял определенные обязанности. Мне казалось, что в глазах Бога я был даже немного выше своих братьев, которые не были такими аккуратными и добросовестными, каким был я.

Бог вынужден был окунуть меня по уши в грязь несколько раз, прежде чем я понял, кем являюсь на самом деле. Я благодарен проповеднику из миссии за то, что он пробудил мою совесть и заставил меня исследовать свое духовное состояние.

Теперь я знаю, что каким бы хорошим я ни был, каких бы правильных взглядов я ни придерживался, как бы педантично я ни выполнял свой христианский долг, сам по себе я никогда не стану лучше вора, алкоголика или проститутки. Моя благопристойная внешность, за которой я следил с таким пристрастием, в конце концов оказалась грязными лохмотьями. Я понял, что как бы старательно я ни скрывал свою внутреннюю сущность, в очах всевидящего и всезнающего Бога я — жалкий грешник.

С того момента я всегда помнил о своем истинном состоянии и непрестанно уповал на необъяснимую любовь Божью ко мне, грешнику. Теперь я знаю, что нуждаюсь в прощении Божьем в полной мере — точно так же, как самые низко падшие люди. Я точно так же нуждаюсь в Спасителе, Иисусе Христе. Подобно тем жалким, опустившимся людям, которых я встретил в Тихоокеанской миссии, я вынужден всецело положиться на милость моего Искупителя. Я понял, что в духовном отношении я ничем не лучше их.

Мы, христиане, просто не отдаем себе отчета в том, насколько мы грешны. Мы не исповедуем своих грехов достаточно откровенно.

Я не могу забыть своего первого посещения общества анонимных алкоголиков. Глубокоуважаемый руководитель нашей группы встал и представился. Я помню, как я был потрясен его словами. «Меня зовут Том, — сказал он. — Я алкоголик».

Во мне все возмутилось против сказанных им слов. Я хотел крикнуть, что он не алкоголик. Я хотел рассказать находящимся здесь людям о его хорошем характере. Я знал, что он не выпил ни глотка спиртного за многие годы. И я хотел сказать ему, что не следует унижать себя таким образом.

Том продолжал. Он спокойно рассказывал группе собравшихся, что он смог оставаться трезвым только потому, что каждую минуту, каждый день он держался за руку божественной силы. Он сказал, что, несмотря на годы успешной борьбы с алкоголем, он знал, что не может доверяться себе, потому что он был, есть и всегда будет по природе алкоголиком.

Впоследствии Том объяснил мне, что, только честно признавая свою слабость перед другими людьми, которые также боролись с этим грехом, он и ему подобные могут одержать победу в личной борьбе против алкоголя.

Впоследствии меня часто подкрепляла мысль о поразительной честности, проявленной в тот вечер. Я ощущал присутствие необыкновенного духа единства, близости и братства, когда люди, не стыдясь, признавались в своих слабостях. Очевидно, гордость, самомнение и лицемерное притворство не могут уживаться с духом искреннего раскаяния и исповедания. Если человек может при всех заявить со всей серьезностью, что он алкоголик, то он освобождается o r самовлюбленности.

Я знал многих людей в нашем городе, жизнь которых резко изменилась благодаря тому, что они познакомились с Томом и его обществом трезвости. Они сами освобождались от этой вредной привычки и помогали сделать это другим людям. Своей честностью, личным примером, участливостью они завоевывали сердца бывших алкоголиков.

Как бы прошло церковное богослужение, если бы проповедник встал и сказал: «Я, Том, я — грешник»?

Традиционно христианское богослужение включает в себя пение, молитву и проповедь. Каждая из этих частей служения — неповторимо ценна. Но были ли вы когда–нибудь на собрании христиан, где создается атмосфера для исповедания грехов? Если да, то сколько людей приезжали на эти собрания задолго до начала и сколько людей не спешили уезжать домой после окончания Богослужения? Библия говорит, как и много веков тому назад. «Признавайтесь друг пред другом в проступках и молитесь друг за друга, чтоб исцелиться» Иак. 5:16

Исповедание дается непросто. Оно сталкивает нас лицом к лицу с нашей отвратительной сущностью; оно втаптывает в грязь нашу гордыню; оно требует полного отказа от личных заслуг, от своего «я».

Исповедание больно ранит самовлюбленное сердце. Оно с болью вырывает из него взлелеянные грехи.

Но так ли уж это тяжело? Да, исповедание грехов уязвляет гордость, но ведь у мертвого человека нет гордости, а христиане умирают для себя, для своего «я».

Бог представил исповедание как путь жизни для христиан Он желает, чтобы мы жили в состоянии постоянного исповедания перед Ним, а если нужно, и перед другими людьми. Только так и можно принять Его прощение, которое все время нам предлагается и в котором мы постоянно нуждаемся. Мы, грешники., и минуты не можем прожить без него Бог не может простить нас, если мы не принимаем Его прощение, а принять его мы можем только после исповедания грехов.

Чтобы поддерживать общение с Богом на основе любви, нужно все время иметь в сердце дух искреннего исповедания То же самое необходимо для налаживания доброжелательных отношений с окружающими людьми. Исповедуя свои грехи против Бога, мы получаем у Него прощение; исповедуя согрешения против ближних мы получаем у них прощение и примиряемся с ними.

Когда вы исповедуете свои грехи в молитве вы не должны ограничиваться упоминанием прошлых грехов. Многие начинают вспоминать, как они украли в детстве 10 долларов или нагрубили брату неделю назад Хотя эти подробности могут быть важны, искреннее исповедание предполагает нечто большее. Вам придется признать, что по природе своей вы грешник, что вы расположены ко греху и что только всецело, каждое мгновение полагаясь на Христа, вы можете застраховать себя от очередного грехопадения.

И в нашем исповедании друг пред другом суть дела заключается в нашей готовности признать полную меру своей греховности. Если мы будем помнить об этом, то исповедание будет играть особую роль в нашем Богослужении и братском общении Христианину не следует признаваться перед братьями в грехах, не имеющих к ним прямого отношения, тем более, если они были совершены в далеком прошлом. Братьям необязательно знать об этом Это знание может даже повредить им.

Однако он должен исповедоваться в своих эгоистичных наклонностях, в своей притуплённой совести, в своем жестокосердии. Исповедуясь таким образом, мы сможем одержать победу над грехом, обрести желанную свободу и получить помощь от Бога. Мы можем так же открыть свои глубочайшие потребности, чтобы наши братья по вере помогли нам своими молитвами. Это Божественный взгляд на общественное исповедание в кругу христиан.

Помимо исповедания перед Богом и «общественного исповедания» существует еще исповедание друг перед другом. Иисус, ссылаясь на него, говорит: «Итак, если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что–нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди, прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой» Мф. 5: 23–24.

Иисус хочет сказать, что наши приношения и жертвы не будут иметь никакой ценности в очах Божьих, если мы не примирились со всеми людьми. Единственный, Богом определенный способ восстановления нормальных, здоровых взаимоотношений с человеком, которого мы, возможно, обидели — это исповедание с глазу на глаз. В результате такого исповедания любовь снова польется могучим потоком, последует возрождение духовности.

Исповедание имеет такую духовную ценность, что Бог желает, чтобы оно стало частью наших Богослужений. Здесь не может быть никаких альтернатив. Библия повелевает христианам не только молиться, возвещать об истине, исследовать Священное Писание, но и исповедоваться в грехах: «Признавайтесь друг пред другом в проступках и молитесь друг за друга, чтоб исцелиться» Иак. 5: 16. Исповедание должно стать частью нашей жизни, если мы желаем получить духовное, умственное и физическое исцеление.

Почему в современной церкви так мало случаев духовного, эмоционального и даже физического исцеления? Не потому ли, что члены церкви пренебрегают исповеданием? Сумели ли мы создать в церкви атмосферу поощрения искренних и честных признаний, атмосферу прямоты и открытости?

«Большинство людей, — писал Торей, — живут в крайнем отчаянии» Это касается душевного и духовного состояния многих наших современников — как в церкви, так и в мире. До тех пор, пока мы не перестанем надевать на себя маску притворного благочестия, чтобы скрыть свое истинное положение перед Богом, до тех пор, пока мы не начнем признаваться друг перед другом во взаимных проступках, как этого хочет Бог, мы не сможем сами жить победоносной жизнью и помогать ближним побеждать грех.

Не следует создавать ажиотаж вокруг вопроса об исповедании. Не следует доводить себя до состояния нервного перевозбуждения, в котором человек выворачивает наизнанку душу, о чем впоследствии горько сожалеет.

Существует три вида грехов: одни грехи мы должны открывать перед одним лишь Богом. Другие грехи мы должны исповедовать также перед людьми, которых мы обидели. И, наконец, есть грехи, которые наносят оскорбление всему обществу. В этом случае требуется общественное исповедание.

Если так понимать исповедание, то оно будет могучим средством распространения любви и создания атмосферы доброжелательности, чего так желает Господь. В такой атмосфере может плодотворно действовать Святой Дух.

На первый взгляд, исповедание — это единственная область в жизни христианина, в которой он не имеет перед глазами примера Христа. Этот факт вызывает нерешительность и колебания у некоторых христиан. Мы читаем о том, как Христос молится, борется с искушениями, прощает грешников, исцеляет больных и любит тех, кого трудно любить. Но Христос ни разу не исповедовался в грехах, потому что он не согрешал. И все же Иисус оставил пример честности, откровенности, свободного признания Своих слабостей, которому мы можем следовать. Несмотря на всю Свою чистоту и безгрешность, Иисус не стеснялся открыть Свои переживания и нужды. Как же можем мы, грешники, лицемерно скрывать свои грехи и проступки?

Иисус свободно высказывался о почти непреодолимых искушениях и затруднительных обстоятельствах, с которыми Он встречался лицом к лицу В ту страшную ночь в Гефсиманском саду, когда бремя всего мира тяготело на Нем, Христос признался, что Ему очень тяжело Сознание собственной беспомощности наполняло Его душу В агонии духа Он попросил о помощи Своих ближайших учеников «И взяв с Собою Петра и обоих сыновей Зеведеевых начал скорбеть и тосковать. Тогда говорит им Иисус. душа Моя скорбит смертельно; побудьте здесь и бодрствуйте со Мною» Мат 26: 37–38.

Иисус испытывал такой страх, такую неуверенность в Себе перед лицом предстоящих мучений, что Он в присутствии ближайших учеников умолял Отца пощадить Его и. если только возможно, снять с Него это ужасное бремя.

Иисус решил понятие исповедания. Всей Своей жизнью Он показал, что исповедание — это не только признание своих грехов и ошибок перед Богом или человеком, но и абсолютная честность перед Богом и людьми в признании своей полной беспомощности и зависимости от Бога.

Бог ненавидит притворство. Анания и Сапфира пытались ценой обмана завоевать себе репутацию верных христиан. Притворившись благочестивыми людьми, они попытались обмануть и обокрасть Самого Бога. Однако они поплатились за это своей жизнью.

Иисус скорбел душой, видя лицемерие и фальшь фарисеев. Он направлял против них самые суровые обличения, публично разоблачая их внутреннюю испорченность. Но Он делал это с безграничной любовью.

В Нагорной проповеди Христос называл лицемерами и обманщиками тех людей, которые пытались выглядеть лучше, чем они есть на самом деле, и слова которых не отражают их подлинных чувств и намерений. Все дела христианина должны быть светлы, как солнце.

Однако только с помощью благодати Божьей мы сможем сбросить с себя все маски и жить по принципам Божьей любви.

Пожалуй, труднее всего было для Иисуса убедить людей признаться в своем истинном состоянии. Многих Ему так и не удалось убедить. Эти люди так и не пожелали исповедовать свои грехи. К сожалению, они так и не признались в том, что нуждаются в Иисусе, как в своем личном Спасителе. Но другие люди откликнулись на призыв Христа и стали Его последователями.

Очень многие сегодня лишаются всего только потому что боятся честно признать свое истинное состояние реальную нужду!

Как печально сознавать, что многие колеблются из–за боязни быть отвергнутыми и осмеянными! Они не хотят открывать душу перед людьми; они никому не доверяют, в том числе и Богу Они не понимают, что только через исповедание они могут обрести любовь, в которой они так нуждаются.

Мы, христиане, должны понять, что наша самоправедность и лицемерное притворство часто объясняются желанием заслужить любовь и одобрение. Большинство людей так жаждет любви, что они готовы идти на любые жертвы, включая притворство, в стремлении выглядеть лучше или добрее, чем они есть на самом деле Они обманывают других людей, Бога и даже самих себя.

Когда мы замечаем подобные потуги со стороны других людей, мы должны положиться на благодать Божью, чтобы не раздражаться и не пытаться разоблачить и; обман. Напротив, мы должны окружить их такой любовью, чтобы они не стеснялись быть самими собой в нашем присутствии.

Как христианин, вы имеете огромное преимущество быть честным и откровенным. Вы имеете заверение, что Бог принял вас такими, какие Вы есть, поэтому вам не должно казаться обременительным быть самим собой в обществе с другими людьми Свобода быть самим собой, вести себя естественно — является одним из самых вдохновляющих даров Бога Вам уже не нужно «принимать красивые позы» и пытаться произвести на людей наиболее благоприятное впечатление, потому что во Христе вы становитесь тем, кем и должны быть.

Человек, который не может признать своего истинного состояния, является беспомощным рабом, томящимся под бременем живучей лжи. Неудивительно, что Библия говорит о целительном действии исповедания! Когда человек исповедуется перед Богом, он чувствует, что на него изливается поток Божественной любви и прощения. Он обретает истинную свободу, углубляя свои взаимоотношения с Богом Если человек находит в себе силы и мужество честно признаться перед людьми в своих нуждах, у него появляется под ногами твердый фундамент, на котором можно строить и развивать взаимоотношения с ними.

Свобода быть самим собой создает благоприятные предпосылки для любого рода общения. Взаимные признания, доверие и общие нужды сближают людей. Дух откровенности создает атмосферу, в которой Дух Божий может совершить определенную работу по сплочению людей друг с другом и с Богом. Исповедание всегда предшествовало духовному возрождению и установлению братских отношений во Христе, которые меняют жизнь.

Закон динамики человеческих отношений, учрежденный Самим Творцом, выражается в том, что христианская честность и дух исповедания мгновенно приносят плод в виде взаимного единства, близости и братской любви. Там, где нет откровенных признаний, не может быть и любви.

Апостол Павел являет собой пример христианского служителя, жизнь которого была на виду у всех. Павел не пытался скрыть свои слабости. Это был самый высокообразованный из всех новозаветных писателей, лучший богослов, самый деятельный миссионер и евангельский проповедник. Однако он был достаточно скромным и откровенным, чтобы сделать следующее признание в письме к своему ученику и соработнику Тимофею: «Христос Иисус пришел в мир спасти грешников, из которых я первый» 1 Тим. 1,15.

Когда мир увидит безупречную честность христиан во взаимоотношениях друг с другом, многие будут привлечены к этому оздоровляющему и возрождающему общению. Именно этого так жаждут сегодня люди как вне, так и внутри церкви. Многие устали играть роль. Они желают найти такое общество, в котором они могли бы, ничего не опасаясь, быть самими собой.

Не должна ли церковь стать цитаделью такой любви и дружбы? Должны ли люди посещать злачные места или занятия по групповой психотерапии в поисках этой дружбы? Разве церковь, наделенная плодами Святого Духа, не должна стать местом, где люди могут достичь полного раскрепощения? Не должна ли церковь славиться своими братскими общениями? Не должна ли она стать маяком, выводящим людей из тьмы к свету, к общению с Христом, к атмосфере неба? Не должна ли она наполнить радостью и ликованием одинокие и опустошенные сердца?

Если в церкви не воцарится дух откровенности, сокрушения и искренних признаний, грешники не будут привлечены в нее. Она не сможет проводить евангельскую работу.

Вопрос об исповедании грехов заслуживает большего внимания, поскольку он является ключевым для возрождения, реформации и успешной евангельской работы.

В Библии неоднократно показано, что чем выше духовный уровень человека, тем более он склонен к исповеданию своих грехов. Мы находим в Священном Писании много мест, в которых описываются грехи, заблуждения и слабости гигантов веры. Но мы читаем и о том, как они исповедовались перед Богом, перед своими современниками и перед нами. Беспристрастное перо библейских писателей зафиксировало и их поражения, и их победы. Мы видим, какую борьбу пришлось переживать в своей жизни Адаму, Моисею, Давиду, Илье, Ионе, Исайе, Иоанну Крестителю, Петру, Павлу и многим другим героям веры. Их сокрушенный дух и искреннее исповедание оздоровило духовную жизнь многих тысяч людей.