14. Любовь проявляется в общении

«Если же ходим во свете, подобно как Он во свете, то имеем общение друг с другом»

1 Иоан. 2,7

Успех миссии Христа на земле зависел от того, поверят Ему люди или нет. Если бы они не поверили Ему, то Его жизнь, жертва на кресте были бы напрасны.

Как Он доказывал скептическому миру, что Он — Мессия, пришедший спасти человечество, имея в распоряжении всего три года.

Он создал братство — группу из 12–ти человек, которые, за исключением Иуды, не имели образования и изысканных манер поведения. Они отличались друг от друга по интересам и личностным особенностям. С человеческой точки зрения это один из наименее эффективных методов выполнения той грандиозной задачи, которая стояла перед Иисусом.

Мы могли бы понять, если бы Он попытался завоевать уважение людей и доказать Свою Божественность с помощью чудес. Однако Иисус творил чудеса во имя удовлетворения человеческих нужд, а не для доказательства Своей правоты. Он знал, что, несмотря на великие чудеса, которые Бог творил для Израиля на протяжении многих столетий, израильтяне то и дело восставали против Него. Христос понимал, что, хотя чудесами можно привлечь всеобщее внимание и вызвать восхищение толпы, они не заставят людей доверять Ему как Своему вечному Спасителю.

Иисус мог ограничить Свое служение в мире логическим объяснением истины о Самом Себе. Он мог сделать это наиболее убедительным образом, представив неопровержимые аргументы. Но Он знал, что одного понимания истины недостаточно для того, чтобы изменить жизнь людей, сделать ее пригодной для вечности. Чтобы перекинуть мост через пропасть, разделявшую Бога и человека, требовалось нечто большее.

Да, Христос должен был прийти в человеческой плоти, творить чудеса и учить истине. Все это должно было пробудить в людях интерес и сообщить им о том, что на карту поставлена их вечная участь. Бог решил не только захватить воображение и разум человека, но и пленить его сердце.

Как? Поручив Иисусу Христу установить такое братство любви в мире, которого люди никогда не видели и о котором они не моли и мечтать.

Бог есть любовь. «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную». (Ин.3,16) Бог действует наилучшим образом через любовь. Он был готов прибегнуть к наиболее действенным средствам, чтобы спасти людей для вечности.

Иисус — совершенный дар неба — начал открывать всеобъемлющий характер Божьей любви с того, что создал небольшое братство из 12–ти человек.

Конечно, Иисус желал затронуть жизнь возможно большего числа людей. Ему предстояло завоевать Своей любовью весь мир. И все же Он предпочел сначала открыть истинный характер Божьей любви небольшой горстке людей.

Иисус понимал, что люди смогут поверить в Его Божественное предназначение только в том случае, если они воочию увидят новые принципы взаимоотношений с Богом и друг с другом, воплощенные в жизни Его учеников, если Его ученики станут любящими, заботливыми людьми.

Перед самой Своей смертью Он высказал Отцу Свое сокровенное желание. Он молился о единстве учеников. В их единстве Он видел главное доказательство того, что Бог пришел в наш мир в образе человека и оставил незабываемый пример всеобъемлющей любви, спасительной для всего человечества «Да будут все едино, — молился Христос, — как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино, — да уверует мир, что Ты послал Меня» (Ин. 17, 21)

Учитель знал, что люди поверят в благую весть о том, что христианство способно изменить мир только в том случае, если грешники будут привлечены в братство людей, живущих по принципу бескорыстной, участливой, сплачивающей любви. Его план состоял в том, чтобы люди получили представление о любви Божьей, видя любовь, которую имеют друг ко другу Его последователи. Его любовь объединяет Его учеников. Она является неотразимым свидетельством о лучшем мире.

В последние часы Своей земной жизни, общаясь в верхней горнице с теми, кому Он уделял столько времени и сил, Иисус указал на характерные особенности, по которым люди должны узнавать Его последователей в этом мире: «По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Ин.13,35)

Христос предвидел, что этот круг любящих друг друга братьев будет впоследствии расширяться до тех пор, пока весь мир не убедится в том, что любовь Божья может жить в человеческих сердцах и преобразовывать людей. Это будет привлекать к Нему людей.

Христос поручил нам, Его последователям, продемонстрировать миру реальную силу нашей веры в Спасителя. Эта сила открывается в нежных братских отношениях друг ко другу.

Мы должны понимать, как волнует Христа уровень наших братских взаимоотношений во имя Его. В свое время Иисус употребил все Свои силы на то, чтобы сформировать уникальное братство на земле. Он так был озабочен этим, что готов был пожертвовать Своей репутацией, лишь бы только утвердить принцип любви во взаимоотношениях между Своими учениками. Когда мы вполне поймем значение этого принципа, то будем вынуждены задать себе следующий вопрос: имеется ли в нашей церкви такое братство, какое желает видеть Иисус? Является ли жизнь современных христиан ответом на молитву Спасителя, произнесенную Им накануне распятия: «Да будут все едино… и да уверует мир, что Ты послал Меня»?

К сожалению, этого нет. Сегодня церковь, как никогда, нуждается в любви, единстве и братском общении сердец. Современный мир ни в чем так сильно не нуждается, как в том, чтобы увидеть любовь Христову в жизни людей, именующих себя Его последователями. Все небо с нетерпением ожидает появления таких людей, через которых Бог сможет открыть подлинную силу христианства.

Неужели это братство останется только красивой мечтой? Когда же, наконец, оно станет реальностью? Сам Господь сказал, что мы не сможем испытать всей полноты духовного счастья и не сможем успешно свидетельствовать миру об истине, пока у нас самих не воцарится братское единство и любовь.

Мы должны ответить на насущный практический вопрос: можем ли мы немедленно предпринять что–либо для того, чтобы восстановить истинно христианское братолюбие в своей общине? Должны ли мы пассивно ожидать, когда Бог осуществит необходимые перемены?

Георг Уэббер в книге «Собрание в миссии» говорит следующее: «Любовь между людьми должна развиваться на каком–то основании». Это фундаментальный принцип динамики во взаимоотношениях между разумными существами: между человеком и Богом, между двумя людьми или между несколькими людьми в общине. Бог поручил христианам создать атмосферу, в которой может действовать Святой Дух, укрепляя чувства взаимной привязанности между братьями. Бог предлагает нам Свой чудесный напиток, но мы должны предоставить чашу Бог зажжет огонь, если мы поднесем свечу.

Что же является надежным фундаментом для развития христианского братолюбия? «Я убежден, — пишет Ховард Снайдер в статье, опубликованной в журнале «Христианство сегодня», — что «койнония» (общение) Святого Духа лучше всего ощущается во время неформальных встреч христиан в непринужденной обстановке. Лучше всего собираться небольшими группами» Лоуренс Ричарде в книге «Новое лицо церкви» пишет: «Сила и глубина общения, присутствующая на встречах небольшого числа людей, а также непреодолимое влияние Святого Духа, действующего через одаренных людей, освобождает, преобразует и открывает верующих друг для друга и для Бога. Возрождение в жизни верующих приведет к возрождению всей церкви. Для этого церковь должна стать общиной в полном смысле этого слова. Для достижения этой цели лучше всего начать с общения в небольших группах» (с. 173).

А Кейт Миллер в книге «Вкус нового вина» утверждает: «Мы (в небольшой компании) обнаружили, что это (христианство) вовсе не «религия» а настоящая творческая жизнь, в которой мы чувствуем себя достаточно свободно, чтобы быть самими собой, любить друг друга и Его, потому что в нашей среде находится живой Христос. Который покоряет нас Своей любовью и вдохновляет нас на служение этому миру. Совершенно неожиданно у нас появилось нечто такое, чем мы можем поделиться с другими, что мы вместе видели, слышали и испытали!» Затем, в конце своей книги, Миллер пишет: «Если вы действительно желаете увидеть возрождение в своей церкви, вы должны прежде сами, на личном опыте испытать, что значит братское, живое общение душ, которые, побывав в точиле Божьем, постепенно стали вином новой жизни. Такие группы людей станут духовным домом для многих людей и духовным центром Церкви Христовой» (с. 115).

Мы уже говорили, что Иисус привнес в человеческие взаимоотношения дотоле невиданную глубину и тепло. Он решил собрать группу из 12–ти человек и убедительно доказал, что такие группы христиан имеют огромный потенциал, обладая внутренней созидательной силой. Христос учил, что Он сможет совершать чудеса в жизни людей, связанных между собой братскими узами. «Ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф.18,20)

Павел надеялся, что христиане будут проявлять участие друг ко другу, укреплять и поддерживать друг друга. «Носите бремена друг друга и таким образом исполните закон Христов» — писал он в Гал. 6,2.

Он учил основополагающему принципу, что, подобно тому, как Бог использует людей для спасения своих ближних, Он желает использовать христиан в деле взаимного духовного обогащения и возрастания в меру полного возраста Христова, помогая им строить правильные взаимоотношения друг с другом на основе христианской любви. Он понимал, что не всегда просто быть честным.

Обличай, запрещай, увещевай со всяким долготерпением и назиданием» (2Тим.4:2) «Слово Христово да вселяется в вас обильно, со всякою премудростью, — научайте и вразумляйте друг друга» (Кол. 3,16)

В Новом Завете неоднократно указывается на то, что могут сделать небольшие группы людей. Жизнеспособность христианских групп, которые черпают силу из общения с Христом, поистине безгранична. Бог по–прежнему желает использовать их.

Тот, Кто никогда не заблуждается, предусмотрел объединение христиан в небольшие группы для совершения необходимой работы. В больших общинах члены должны разделяться на малые группы, чтобы совершать эффективное служение как для собратьев, так и для неверующих. Члены этих групп должны сплотиться в любви и согласии. Они должны ободрять и вдохновлять друг друга. Только так они смогут быть сильными и мужественными.

К сожалению, христианские церкви в своем большинстве пренебрегают этим Божественным планом, отдавая предпочтение более громоздкой и формальной организации. По этой причине сегодня так редко можно увидеть общение в духе любви и единстве в христианских церквах.

Отсутствие таких маленьких уютных компаний среди христиан привело к тому, что многие молодые люди потеряли доверие к церкви и разочаровались. Некоторые из них пришли к заключению, что они никогда не смогут найти в церкви недостающую им духовную силу и энергию.

Если у нас не будет такого тесного общения, какое Иисус имел со Своими учениками, мы не сможем испытать в полной мере ту волнующую силу любви, которая, по словам Учителя, должна отличать Его истинных последователей. Каким бы верным ни было церковное вероучение, какой бы живой и деятельной ни была ее организация, при отсутствии теплого общения и дружбы церковь по сути дела ничего не имеет.

К счастью, христиане начинают переосмысливать этот вопрос. Многие почувствовали, что им чего–то не хватает, и стали чаще встречаться небольшими группами в неформальной обстановке, где они смогли почувствовать взаимную любовь и подлинную близость.

Вот что пишет жена одного пастора. «Неформальные встречи в узком кругу единомышленников стали самым волнующим переживанием в моей жизни как жены служителя. В каждой такой группе люди заметно меняются, готовясь к жизни в Царстве Небесном. Мы славим Бога за то, что Он делал и делает.

«Поскольку истинная любовь требует доверия и откровенности, вполне возможно, что в наших церквах так мало любви потому, что люди не имеют возможности делиться друг с другом своими переживаниями и трудностями. Когда мы начинаем принимать близко к сердцу не только радости и горечи наших родных, но и членов нашей группы, у нас развивается способность любить других людей — за пределами нашей группы. Когда мы говорим в своем кругу о любви Божьей, нам потом легче говорить о радостях христианского образа жизни с теми, кто встречается нам на жизненном пути» («Служение» январь, 1970г с. 20, 21).

Когда в церкви происходит возрождение и реформация, то это бывает результатом общения внутри малых групп. Напротив, когда неформальные встречи становятся реже, огонь возрождения постепенно угасает.

Любимый ученик Христа, Иоанн, который брал уроки христианской любви у Самого Господа, писал много лет назад: «Если же ходим во свете, подобно как Он во свете, то имеем общение друг с другом» (1Ин.1,7)

Жить по принципам любви Божьей можно, только общаясь с другими людьми. Это общение предполагает нечто более глубокое, чем совместное участие в формальных Богослужениях! Наши Богослужения по–прежнему проходят формально, потому что это удобно. Никто не желает рисковать или брать на себя ответственность. Это несовместимо с Библейским понятием о священстве всех верующих, об участии каждого члена церкви в христианском служении. Строгость и холодный формализм диаметрально противоположны фанатизму. Однако и то, и другое есть нечто иное, как сатанинский подлог.

В течение недели члены церкви должны верно выполнять работу домостроителей Божьих. А затем они могут рассказывать о своих опытах в церкви. Такое собрание может накормить алчущих. Оно сможет вдохнуть свежие силы и энергию в членов общины. Когда христиане поймут, что они должны трудиться на благо ближних так же, как это делал Христос, их радостные рассказы будут укреплять в вере членов церкви.

Помимо проповеди церковь должна предоставить возможность любящим Бога выражать свою благодарность и восхищение. Затем верующие могут молиться и свидетельствовать о Боге. Все должны принимать участие в том, чтобы сделать Богослужения более интересными. Вместо того, чтобы формально отсиживать положенные часы на церковной скамье, мы должны обмениваться идеями, делиться повседневными опытами и благодарить за все Бога. Такие совместные общения во Христе укрепят наш дух и подготовят к испытаниям и борьбе. Христиане не имеют права уходить в себя. Каждый из нас является частицей всего человечества. Опыты каждого будут в значительной мере определяться опытами его единоверцев. Мы сможем получить благословения Божьи стократ, если будем поклоняться Богу таким образом. Такие общения принесут нам истинную радость и наслаждение. Мы будем светиться любовью Божьей и с надеждой предвкушать вечное блаженство в нашей небесной отчизне. Мы сможем иметь приятнейшие духовные встречи. Наше единство будет изумлять весь мир.

Это общение с детьми Божьими, это предвкушение вечной радости в Царстве Небесном есть дар любящего Бога. Наш Небесный Отец желает, чтобы мы наслаждались этой обновляющей, вдохновляющей, спасительной любовью. Он желает, чтобы эта любовь наполнила нашу жизнь. Если мы не стремимся к получению этого чудного дара мы по сути дела отвергаем его.

Так давайте же не будем упускать этот драгоценный дар!