7. Любовь проявляется в действии

«Уповай на Господа и делай добро»

Пс. 36. 3.

Иисус Христос, пытаясь помочь одному законнику, раскрыл самую сокровенную суть любви. Подобно многим нашим современникам, этот законник мог «красиво рассуждать» о значении любви, но он понятия не имел о том, как практически проявить любовь.

Хотя законник тогда не принял слова Иисуса, эта история дошла до нас через столетия как несравненный пример того, как Бог определяет истинную любовь.

Ниже этот отрывок Евангелия передан в изложении Коттона Пача:

«Однажды учитель библейской школы для взрослых встал и задал Христу испытывающий вопрос: «Господи, что должен человек делать, чтобы спастись?»

Иисус ответил: «Что говорит Библия? Как ты понимаешь ее?»

Учитель ответил: «Возлюби Господа Бога твоего от всего сердца и от всей души твоей, всем разумом своим и всеми своими силами. И возлюби ближнего твоего, как самого себя».

«Правильно, — сказал Иисус, — пусть это войдет у тебя в привычку, и ты будешь спасен».

Но учитель воскресной школы, чтобы не ударить в грязь лицом, спросил: «Но… кто мой ближний?»

Тогда Иисус, желая преподать ему урок, сказал: «Один человек ехал из Атланты в Олбани и был остановлен гангстерами. Они отобрали у него бумажник, сняли совершенно новый костюм, избили и укатили на его машине, оставив его лежать без сознания на обочине дороги.

По этой дороге случайно проезжал белый проповедник. Увидев человека, лежащего в крови, он нажал на газ и промчался мимо.

Следом ехал руководитель церковного хора, тоже белый человек. Увидев окровавленного человека на обочине дороги, он повторил поступок проповедника.

Через некоторое время мимо этого места проезжал темнокожий. Сцена, которую он увидел, тронула его до слез. Он остановил машину, подошел к несчастному и оказал ему первую помощь. Он туго перевязал его раны, вытер кровь, подтащил пострадавшего к своей машине и уложил его на заднее сиденье. Приехав в Олбани, он отвез его в больницу и сказал санитарке: «Позаботьтесь об этом белом человеке, которого я подобрал на шоссе. У меня с собой два доллара, но если он не сможет заплатить, пришлите мне счет по этому адресу».

Если бы вы были тем человеком, на которого напали гангстеры, кого из этих троих — белого проповедника, белого руководителя хора или негра вы посчитали бы своим ближним?»

Учитель воскресной школы сказал. «Ну, конечно же, этого чернома… я хотел сказать, того, кто оказал мне помощь».

Иисус сказал: «Хорошо, тогда и ты поступай так же» («Евангелие от Луки» и «Деяния апостолов» в изложении Коттона Пача).

Библия показывает любовь Божию к людям в действии Ее авторы в благоговении преклоняются перед великими делами любви. «Смотрите, какую любовь дал нам Отец, чтобы нам называться и быть детьми Божиими» 1 Иоан.З:1 «Но бог Свою любовь к нам доказывает тем, что Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками» Римл. 5: 8 «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» Иоан. 15: 13.

Христос знал, что Он мог открыть любовь Божию наилучшим образом в конкретных делах. О Себе Он сказал. «Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих» Матф. 20: 28.

Другая запись о Нем гласит: «Он ходил благотворя и исцеляя всех, обладаемых диаволом» Деян. 10: 38.

И сегодня Бог ожидает от Своих последователей такой же активной жизненной позиции, такого же энтузиазма, направленного на благотворение людям. Но как часто мы забываем об этом аспекте воли Божьей! Георг Смолл писал:

Я прочел, как один Человек,

Которого звали Христос,

Не напрасно прожил Свой век:

Исцеленье на землю принес.

Он ходил и добро творил,

Его жизнь для меня — упрек.

Хоть давно по земле я хожу,

Я еще никому не помог

Иисус Христос творил добро лишь потому, что был добр.

К такой же бескорыстной любви Он призывает нас сегодня. Но слишком часто за нашими добрыми делами стоят мотивы, чуждые духу Христа. Мы творим добро потому, что нам сделали что–то «приятное» Мы делаем добро потому, что чувствуем себя «в долгу» перед ближним. Или, что еще хуже, мы можем делать добро с тем, чтобы поставить людей в зависимое от нас положение, а затем оказывать на них давление и добиваться от них того, что нам нужно.

Если мы хотим любить так, как любил Иисус, мы никогда не будем делать добро ради личной выгоды или для получения награды. Конечно же, это — революционная философия в наш век материализма, вещизма и культа денег.

В журнале «Ревью энд Геральд» доктор Сакае Кубо заявил: «Он (Иисус) приобретал друзей не для того, чтобы привести их в церковь. Он исцелял и творил добро не для того, чтобы они присоединились к Его движению. И однако же великое множество людей следовало за Ним, потому что люди были очарованы Его естественной и неисчерпаемой любовью. Но еще раз повторю, Иисус делал добро не для того, чтобы люди шли за Ним толпами».

«История о милосердном самарянине показывает на примере, как мы должны делать добро. Самарянин не смотрел по сторонам в надежде заметить журналистов или газетных репортеров; он не думал о том, сможет ли пострадавший впоследствии присоединиться к его церкви и принести ей «реальную пользу» Он не делал добро по расчету Он просто увидел нуждающегося человека и помог ему из самых добрых побуждений, по влечению сердца, без всяких скрытых мотивов, без «дальнего прицела» (Р. Г. 20 июля 1967г., с.З).

Иисус был самой любовью, проявляемой в делах. Христианская любовь всегда проявляется в действии. Кейт Миллер дает следующее простое, но глубокое определение: «Христианская любовь — это просто добрые поступки по отношению к другому человеку, содействующие восстановлению его физического и духовного самочувствия. Только так может быть исполнена воля Божья в отношении всех людей. Если я совершаю такие поступки в духе Христа, я обладаю Его любовью, которую не следует путать с теми чувствами, которые гнездятся порой в моем сердце.

Христианин делает добро потому, что видит страдающих людей и не может оставаться равнодушным к их нуждам. При этом он не думает о том, что ему будет за это, и не обращает внимания на свои чувства. Так поступал и Иисус. Это и есть любовь Божья, идеал, к которому стремится каждый христианин.

Не удивительно, что Библия говорит: «Чистое и непорочное благочестие… есть то, чтобы призирать сирот и вдов в их скорбях». Иак. 1: 27

Тысячелетия тому назад псалмопевец советовал. «Уповай на Господа и делай добро» (Пс.36:3) Ясно, что доверие, вера, убеждение сами по себе тщетны. Слишком часто мы сосредотачиваемся на вере и забываем о делах.

Подобно законнику, многим необходимо осознать, что способность вдохновенно излагать неискаженную библейскую истину и провозглашать пророческие обетования никогда не заменит действенной любви.

Иисус довел эту истину до сознания Петра не совсем обычным способом (см. Ин.21 15–17). После того, как ученики с удовольствием съели пищу, приготовленную для них Господом (любовь в действии удовлетворяет практическую нужду), Христос прервал молчание вопросом в лоб: «Любишь ли ты Меня, Петр?»

Ученик был поражен, что Господь спрашивает его об этом. Разве Иисус не знает, что он предан Ему, что он верит в Него?

Петр был очень удивлен и обижен. Он сразу же стал защищаться и быстро ответил: «Да, Господи, Ты знаешь, что я люблю Тебя».

Наверно, Петру показалось, что Христос задал ему бестактный вопрос — это можно заключить из его ответа. В конце концов, разве не его, Петра, Иисус похвалил, когда Петр, не колеблясь, исповедал Его Сыном Божьим.

Петр проявил тогда непоколебимую веру в Иисуса, провозгласив, что Он — Христос, Сын живого Бога.

Теперь Господь, казалось, подвергал сомнению чистоту веры Петра. Как это могло быть?

Если бы вы или я были на месте Господа в то время, мы, несомненно, ответили бы на озабоченные слова Петра, в которых чувствовалась обида, банальным заверением: «Я тоже люблю тебя» Затем мы перевели бы разговор на другую тему, не желая больше задевать деликатные чувства другого человека. Мы поступили бы в этом случае так, как мы это делаем, когда наши маленькие дети приходят к нам и говорят: «Я люблю тебя, папа» Как мы реагируем на такие слова? В лучшем случае мы говорим ребенку слащаво умильным голосом, глядя поверх очков и не выпуская из рук газеты: «Папа тоже любит тебя».

Но если бы Христос ответил в тот день тривиально, Петр, да и мы с вами ничему бы не научились.

Он бы ушел, подобно многим другим, так и не поняв, чем в действительности является любовь.

Иисус, конечно же, знал, что Петр верит в Него. Он так же знал, что по–своему, по–человечески Его ученик любит Его. Господь не сомневался в том, что Петр предан Ему.

Но Он не ограничился поверхностной реакцией на слова Петра. Он сказал всего три простых слова, но в этих простых словах Он выразил всю суть любви. Эти слова сегодня говорят нам о многом.

Мягко, но решительно Спаситель повелел: «Паси овец Моих».

«Петр, — сказал Он, — есть нечто очень важное, чему Я хочу научить тебя сегодня. Если ты веришь, если ты любишь, делай что–то с этой любовью. Ибо ты понимаешь, Петр, что любовь не является лишь приятным чувством. Любовь — это не только те чувства, которые ты испытываешь к тому, кого ты любишь. Любовь — это то, что ты делаешь.

Другими словами, если ты действительно любишь Меня, Петр, если ты являешься Моим настоящим учеником, то твоя любовь обязательно проявится в активном служении людям».

Многие считают любовь естественным результатом правильного мировоззрения и желания повиноваться воле Божией. Подобно Петру, они не сомневаются в том, что любовь Божия живет в их сердцах. Они, подобно Петру, уверены в том, что если они искренно служат Богу и придерживаются библейского вероучения, то с любовью у них все в порядке.

Ничто не может так утвердить церковь в Лаодикийском самодовольстве и бесчувственности, как это искаженное понятие. Никакое другое понятие не может так хитро и завуалированно отвести человека от Царства Небесного.

Эти жизненно важные слова Иисуса, раскрывающие природу истинной любви, были одним из Его последних высказываний, обращенных к ученикам перед вознесением на небо. Это говорит о том, какое значение придавал Иисус раскрытию Божественной любви.

Он желает, чтобы все усвоили великий христианский принцип — любовь должна проявляться в деле.

Господь мог бы многое сказать Своим ученикам во время их последней трапезы на земле. Он мог бы напомнить им о многих важных истинах. Он мог бы сделать обзор наиболее важных пунктов вероучения.

Но Иисус был озабочен тем, насколько ясно Его ученики и мы с вами понимаем действие Божественной любви.

Когда Он придет во второй раз и еще раз лицом к лицу встретится со Своим народом, Его будет интересовать, насколько хорошо усвоили урок любви, преподанный Им на берегу Галилейского моря:

«Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей, и соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов; и поставит овец по правую Свою сторону, а козлов — по левую» Мф.25: 31–33.

Какой разительный контраст в вечной участи тех, кто составляет эти две заключительные группы людей:

«Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: «придите благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира… Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: «идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его» Мат 25: 34. 41.

В чем же разница между этими двумя группами? От чего, в конечном итоге, зависит, будет ли человек наслаждаться несравненным даром вечной жизни или исчезнет навсегда в бездне вечной смерти?

Что является основанием последнего Божественного суда?

В словах, понятных даже маленькому ребенку, Господь несколькими меткими штрихами рисует перед нами портрет людей, которые смогут войти в Его дивное вечное Царство.

Почему избранные услышат радостные слова Божественного приветствия: «Придите… наследуйте Царство» Потому ли, что они придерживались правильного вероучения или повиновались букве закона?

Нет Божья бесценная награда дается тем людям, которые имеют в сердце любовь Божию благодаря тесной связи с Иисусом Христом:

«Ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне» Тогда праведники скажут Ему в ответ: «Господи! когда мы видели Тебя алчущим, и накормили? или жаждущим, и напоили? Когда мы видели Тебя странником, и приняли? или нагим, и одели? Когда мы видели Тебя больным, или в темнице, и пришли к Тебе?» И Царь скажет им в ответ: «истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне» Мф. 25: 35–40.

И так, на основании Слова Божьего мы видим, что наша готовность к вечной жизни определяется наличием или отсутствием любви Божьей в сердце и в жизни.

Когда Господь просмотрит дело каждого из людей, когда–либо живших на земле, Он не спросит их какую веру они исповедовали. Вместо этого Он спросит, что они сделали. Жили ли они жизнью Христа? Жили они для себя или для других? Были ли они простыми потребителями или самопожертвенными людьми? Творили они добро или замыкались в своекорыстных интересах?

Если их жизнь была благословением для других, они услышат слова: «Хорошо, придите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира».

Библия не говорит: «Я был голоден, и вы предложили Мне купить льготный талон на общественное питание» Она говорит: «Вы дали Мне есть».

Она не говорит: «Я жаждал, и вы понимающе кивали головой, выражая сожаление по поводу нехватки хорошей, чистой воды» Она говорит: «Вы напоили Меня».

Она не говорит: «Я был странником, и вы направили Меня в соответствующее благотворительное общество или в ближайшее общество христианской молодежи» Она говорит: «Вы приняли Меня».

Она не говорит: «Я был наг, и вы пришли в смущение и отвернулись от Меня» Она говорит. «Вы одели Меня».

Библия не говорит: «Я был болен, и вы, честно выплачивая подоходный налог, поддержали программу медицинского обслуживания» Но она говорит: «Вы посетили Меня».

В Библии не сказано: «Я был в тюрьме, и вы голосовали за принятие закона о постепенной реабилитации осужденных и присылали мне по почте духовные брошюры» В ней говорится. «Вы пришли ко Мне».

Премудрый Судья Вселенной скажет о тех, кто наследует Его царство: «Вы любите Меня, и вы выразили эту любовь в добрых делах для окружающих вас людей. Вы делали добро не для того, чтобы заслужить Мое или их расположение, а просто потому, что откликались на их нужды. Вы накормили Моих овец».

Многие из тех, которые окажутся среди осужденных и будут находиться в отчаянии, не были отъявленными негодяями в земной жизни. Возможно, среди них будут люди, регулярно посещавшие церковь и придерживавшиеся правильных взглядов.

Но они потеряют все!

Почему?

Потому что они не проявили любви в конкретных поступках. Они ничего не делали для Бога и ближних. Они были уверены, что имеют любовь Божью в сердце, но они не поступали по любви.

Как это ни трагично, но они не могут быть искуплены, потому что они не делали добра и не делились любовью Божьей.

Люди, жившие только своими интересами, ничего не смогут сказать на суде в свое оправдание. Они поймут, что, пренебрегая любовью, они совершали тяжкий грех. Они поймут, что не служили Богу на протяжении всей своей жизни. Они поймут, что не оказывали доброго влияния на людей, что они никого не привели ко Христу Они поймут, что, ничего не делая для Господа, они потеряли свою награду; потеряли навсегда. Хотя они и считают себя последователями Христа, они погибнут вместе с нечестивыми.

Такова печальная участь тех, которые, подобно Петру, считали себя любящими людьми, но замыкались в своем эгоизме и не стремились помочь нуждающимся.

Явив непревзойденный образец любви на Голгофе, Иисус раз и навсегда доказал, что истинная любовь — это дела.