Глава 9. Счастье. Как его обрести?

Христианское счастье, или чувство удовлетворения жизнью, прямо противоположно духу недовольства. Оно берет свое начало в сердце верующего. Невозможно выровнять корабль, плывущий по морю, подпирая его снаружи; он должен быть уравновешен изнутри при помощи балласта. Так и вне христианина нет ничего, что могло бы постоянно делать его счастливым; в его сердце должна присутствовать благодать. Испытывая эту благодать, христиане могут предпринять определенные практические шаги, чтобы обрести истинное счастье.

Во-первых, они должны проявлять осторожность и не погружаться с головой в мирские дела. Конечно, они не могут жить в этом мире и не быть до некоторой степени вовлеченными в его дела. Например, Бог может побудить их принимать активное участие в некоторых сферах общественной жизни. Но если христиане хотят испытывать подлинное счастье, они должны свести до минимума свое участие в делах этого мира.

Во-вторых, они обязаны повиноваться Слову Божьему, которое записано в Библии. Это не должно быть трудным для них. Библия ясно учит: Бог делает так, что верующим «все содействует ко благу»; так что, служа Богу, они служат Господину, Который от всего сердца заботится об их интересах. Понимая это, верующие могут с радостью покориться воле Божьей.

В-третьих, подобно людям, которые упоминаются в 11-й главе Послания к Евреям, они должны жить верой, используя ее как средство, помогающее понимать и принимать те условия, в которых они находятся. Им следует верить не только в обетования Божьи, но и в Самого Бога.

Он так хорошо заботится о них, что им не нужно ни о чем беспокоиться. Даже Сократ, языческий философ (469-399 гг. до н. э.), сказал: «Поскольку Бог так заботится о вас, зачем вам самим заботиться о чем-либо?» В трудные времена верующие должны возложить свои заботы на Господа и предать Ему пути свои. Тогда вера в Бога дарует им мир и счастье.

В-четвертых, они должны прилагать много усилий, чтобы помышлять о духовном и искать «горнего, где Христос сидит одесную Бога» (Кол. 3:1). Если христиане уделяют мало времени размышлениям о небесном и большую часть времени предаются мыслям о земном, то это делает их несчастными. Если же их ум сосредоточен на духовном, небесном, и они проводят много времени в общении с Богом, то они не будут чувствовать себя удрученными и подавленными, когда у них возникнут земные проблемы.

С этим тесно связан пятый момент, который следует подчеркнуть, говоря о счастье, а именно: христиане не должны ожидать, что они получат удовлетворение от изобилия земных благ. Павел написал: «Имея пропитание и одежду, будем довольны тем» (1 Тим. 6:8). Люди, рассчитывающие на многое, часто разочаровываются. Поэтому христиане должны довольствоваться тем, что у них есть. Им следует прислушаться к совету, данному Варуху: «…ты просишь себе великого: не проси» (Иер. 45:5). Но если они ожидают великих духовных благословений, то не будут разочарованы.

В-шестых, христиане должны быть мертвы для мира. Павел писал: «Я каждый день умираю» (1 Кор. 15:31). Верующие знают, что подлинный источник счастья сокрыт в духовном и что существует своего рода «мертвость» по отношению к вещам этого мира, которая постепенно возрастает в свете Божьей славы и благодати.

В-седьмых, христиане не должны концентрироваться на своих проблемах. Больной ребенок расчесывает болячки на теле, что затрудняет их заживление. Бывает, христиане поступают точно так же по отношению к своим проблемам. Они постоянно говорят о них и позволяют им съедать время, которое они могли бы посвятить молитве. Затем им становится еще хуже, потому что их проблемы начинают казаться им намного больше, чем они есть на самом деле. Насколько лучше было бы, если бы верующие размышляли о Божьей благости и милости до тех пор, пока вообще не останется времени для жалоб и недовольства. Когда жена Иакова умирала при родах, она назвала мальчика Бенони, что значит «сын моей скорби». Иаков, однако, не захотел, чтобы это имя постоянно напоминало о мучениях, выпавших на долю его жены. Поэтому он назвал мальчика Вениамином, что значит «сын моей правой руки». Такой позитивный настрой необходим всем верующим, чтобы обладать подлинным счастьем.

Итак, в-восьмых, они должны прилагать усилия к тому, чтобы положительно оценивать отношение Бога к ним. Человека, который постоянно неверно истолковывает поступки своего товарища и приписывает ему разного рода недостойные мотивы и побуждения, нельзя назвать хорошим другом. Таким же образом, очень плохо со стороны верующих представлять действия Бога и Его отношение к ним в ложном свете. Они должны положительно оценивать все, что Господь делает в их жизни, рассуждая, к примеру, следующим образом: «Бог видел опасность того, что я слишком сильно начал любить эту вещь, и поэтому Он милостиво забрал ее у меня» или «Бог знал, что если бы Он и дальше позволил мне оставаться богатым, то я впал бы в грех, и поэтому Он по милости Своей сделал так, что я обеднел», или «Бог приготавливает меня к выполнению особой задачи, которую Он поручит мне в будущем, и я очень доволен этим». «Любовь… не мыслит зла» (1 Кор. 13:4,5). Если вы любите кого-то, то будете с пониманием и любовью относиться к его поступкам; и если вы находите девять негативных объяснений тому, что Бог делает с вами, и одно позитивное, то забудьте о девяти и думайте только об одном хорошем.

В-девятых, христиане не должны придавать слишком большое значение мнению других людей. Например, верующие могут чувствовать себя вполне счастливыми до тех пор, пока кто-то не скажет, что им чего-то недостает. Но если они были всем довольны и счастливы до этого, то зачем позволять нехристианским представлениям о счастье огорчать и расстраивать их? Истинное христианское счастье не зависит от того, что говорят люди.

Итак, как христиане могут стать счастливыми? Все вышесказанное может быть суммировано следующим образом: христиан не должны привлекать удобства и удовольствия, которые предлагает этот мир. И тогда они не будут чрезмерно расстраиваться, если им придется лишиться имущества, семьи, репутации и всего остального.