Могущественный, богатый и знаменитый

«Здесь, на земле, имя великого человека

напоминает буквы, начертанные на песке, —

они стираются, но смысл, ими переданный,

уходит в вечность» (Е. Уайт).

«Какая польза человеку, если он приобретет весь мир,

а душе своей повредит? или какой

выкуп даст человек за душу свою?»

(Мф.16:26).

Некоторые слова имеют магическое звучание. Возьмите, например, слово «преуспеть». В нем, как в зеркале, отражена наша эпоха. Вереницей проходят в нем битвы, поражения, победы, герои. В сознании честолюбивых людей это слово звучит как приказ, как необходимость. Оно возбуждает, неотвязно преследует. Редко кто остается безразличен к нему. В юности человек обычно думает о собственном успехе. В старости — о преуспевании детей и внуков.

Во французский язык слово «преуспеть» — «exire» — пришло из латыни, и означало оно — «выйти». Действительно, преуспеть — это значит выйти из неизвестности, выделиться, стать популярным.

…Ваше имя печатают крупным шрифтом на первых полосах газет и на обложках журналов, оно высвечено огромными буквами на световых рекламных щитах. Чем больше людей его видят, тем шире ваша известность, ваша слава, ваш успех.

И это — успех?

Есть одна расхожая журнальная фотография. Мужчина лет под сорок, в костюме от Пьера Кардена, выходит из шикарного ресторана, на ходу закрывая чековую книжку. Под руку с ним — очаровательная молодая женщина в костюме от Шанеля и драгоценностях от Картье. Они направляются к дорогой модели БМВ. А вдалеке их поджидает личный вертолет… Это и есть успех? Да, но лишь в какой-то степени. Неоспоримый факт: в нашем современном обществе символами успеха являются богатство, власть, известность.

Побольше заработать

В 1989 году социологической службой было опрошено двести девяносто тысяч американских подростков. Их спросили о планах на будущее. 83 процента из них ответили, что хотят заработать много денег; остальные предпочли помогать бедным. Интересно, что подобное исследование, проведенное в 1966 году, дало такие результаты: 76 процентов опрошенных хотели больших денег, а остальные стремились помочь обездоленным. Это свидетельствует о том, что сейчас молодежь на Западе более прагматична и расположена к «материальному» фактору, в отличие от своих сверстников 60-х годов. Правда, я отношусь с осторожностью к подобного рода анкетированию. У меня большой опыт общения с молодыми людьми. И вот что я заметил и продолжаю замечать: у юности неизменной остается тяга делать добро, остается непреодолимое желание быть полезной людям, заниматься нужным для всех делом.

В студенческие годы мне всегда казалось, что богатство само по себе уже есть нечто противоправное. Поэтому во всех богатых я видел носителей зла и, наоборот, в бедных — образец добродетели. Я безоглядно разделял воззрения философа Роже Гароди, который заметил однажды; «Мир разделен на два лагеря — богатых и бедных, угнетателей и угнетенных». Жизнь научила меня быть более осторожным в своих оценках. Не все в ней так просто.

…До сих пор я с волнением и стыдом вспоминаю глаза одного несчастного нищего. Это было в Индии. Чем я мог ему помочь? У меня ничего не было, не считая билета на самолет, фотоаппарата, чемодана с вещами и рюкзака с сувенирами. В Европе меня ждала семья, а за плечами остался только что законченный университет. Нет, в самом деле, у меня ничего не было!.. А в глазах бедняка я прочитал упрек: «Как ты можешь говорить, что у тебя ничего нет?» Для бедняка богатство — это одновременно и мечта, и оскорбление. Попробуйте сказать ему, что богатство и успех — разные вещи. Осознанно или нет.но мы иной раз предаемся мечте о богатстве. Случается, что некоторые верующие видят в нем даже особое Божье благоволение.

Господь – великий распределитель благ

Однажды, будучи в Нью-Йорке, я услышал по радио любопытное заявление из уст новоявленного «мессии». Он утверждал: «Если вы хотите богатства, любви, здоровья – придите к Господу. Он даст вам все в изобилии». Я не стал вдаваться в суть его дальнейших рассуждений. Все было предельно ясно. Для этого «пророка» Бог – лишь великий распределитель материальных благ. И только! О, если бы все действительно было так просто! Тогда Иисусу не надо было бы рождаться в яслях. Он жил бы во дворце среди многочисленных поклонников, осыпая дарами Своих учеников: скажем, Матфею – ключи от сейфа, а Иуде – фабрику по производству сувениров. Он мог бы обеспечить безбедное существование Своим последователям! Эта мысль кажется вам нелепой, правда? Трудно представить себе, скажем, апостола Павла, обладающего колоссальным состоянием, живущего в роскоши, разъезжающего на шикарной колеснице под опекой вооруженных телохранителей с завидной мускулатурой…

Кстати, имейте в виду, что в эпоху Иисуса богатство рассматривалось как свидетельство Божьего расположения: чем богаче был человек, тем больше было у него шансов попасть в Царство Небесное. Ученики Христа свято верили в это. Но Учитель страшно удивил их. Он сказал совсем другое: «…как трудно имеющим богатство войти в Царствие Божие!» (Мк.10:23). Кстати, греческое слово «богатство», используемое в Священном Писании, имеет интересное значение. Его определил Аристотель. Он считал, что богатство – это «совокупность предметов, ценность которых определяется деньгами». Однако богатство не является доказательством Божьей милости. Так учит Иисус. Он идет дальше, добавляя: «Удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие» (Мф.19:24), А как реагируют на это ученики Иисуса? Мы читаем в Библии:

«Услышавши это, ученики Его весьма изумились и сказали: так кто же может спастись?»

(Мф.19:25).

Мне понятен их вопрос. Если не будет спасен тот, кто в земной жизни располагает всеми благами и явно наделен небесным благословением, то кто же тогда спасется? Следуя за Иисусом, апостолы намеревались достичь невозможного: стать богатыми и спастись одновременно. Они мечтали в будущем иметь жизнь вечную, а пока пользоваться вволю земными благами. Чем плохо? Вот вам удобная, очень практичная религия!

Почему же в жизни все не так? Ведь куда лучше быть богатым, красивым и здоровым, чем бедным, безобразным и больным! Бедность – это не идеал, а скорее авария. Она свидетельствует о «поломке», катастрофе, несправедливости. А что же богатство? Оговоримся, речь не идет о богатстве как таковом. Иисус имел в виду лишь людское отношение к материальным благам и способам их использования. Таким образом, богатство привносит в жизнь человека большие осложнения. Почему?

Бремя ответственности

Любовь к деньгам… Она может забрать всю нашу энергию, полностью овладеть нашей душой и разумом. Здесь кроется большая и невидимая опасность. «Не можете служить Богу и мамоне», — сказал Иисус (Мф.6:24). Богатство способно привести нас к мысли, что все в этом мире продается и покупается. Действительно, имея деньги, можно приобрести очень многое. Видимо, поэтому коррупция стала незаживающей раной на теле нашего общества. Древние говорили: «Чистоту золота определяют пробным канем. Но и само золото становится этим камнем, когда речь идет о таких человеческих качествах, как доброта и хитрость».

Истинные ценности: дружба, любовь, справедливость, мир, надежда и сама жизнь не продаются и не покупаются. Я вспоминаю одного известного греческого миллиардера, который, умирая, вполне мог бы сказать: «Я преуспел во всем, что затеял, кроме жизни…» Апостол Павел прекрасно понимал это, когда написал:

«Богатых в настоящем веке увещевай, чтобы они не высоко думали о себе и уповали не на богатство неверное, но на Бога живого»

(1 Тим.6:17).

Богатство не только придает жизни кажущуюся цель — оно целиком охватывает всего человека. Оно налагает на него и великую ответственность. Чем больше человек имеет, тем больше окружающие судят о том, сколь разумно он распорядился своим богатством. Настанет день, и Господь взыщет с тех, кто богател на страданиях и смерти людей. И для торговца наркотиками, и для продавца оружия наступит момент, когда надо будет за все отчитаться сполна. Но будьте внимательны и поймите меня правильно! Богатый человек может оказаться настоящим благодетелем для бедных, для своего города, для своей страны, для всего общества. Иногда я думаю: «Эх, почему же я не миллиардер! Или хотя бы не миллионер… Я бы сделал столько полезных, нужных, добрых дел!» Мысленно я уже составил длинный список различных проектов и планов. С каким удовольствием я финансировал бы школы и больницы! Однако, увы, я не миллионер. Но, может быть, это даже и лучше для моего спасения?.. Почему? Да потому, что жизнь, истинная жизнь, куда ценнее всех материальных благ. Тем более, что богатство сделало бы из меня скорее всего бессердечное, агрессивное, властное существо. Мир и покой ушли бы из моего сердца, а вместе с ними — любовь и расположение моих ближних.

В погоне за властью

Фридрих Ницше однажды написал: «Там, где теплится жизнь, всегда присутствует воля к власти». В этом есть доля правды. Каждый живущий мечтает в той или иной мере властвовать.

Увидев своего семнадцатилетнего сына, объезжающего дикую лошадь, Филипп Македонский сказал:

«Сын, Греция слишком мала для тебя. Тебе нужно завоевать весь мир». И Александр отправился завоевывать этот мир. Перед ним открылись двери в Индию и далекий Китай. За десять лет он со своим войском прошел двадцать тысяч километров. Мечта становилась реальностью, тем более, что Александру Македонскому было лишь тридцать лет. А три года спустя он умер. Тот, кто вел свое происхождение от богов, кого не смогла остановить ни одна армия мира, потерпел поражение от смерти. И тогда людям стало ясно: нет, он не был богом. Какие бы титулы человек ни присваивал себе при жизни, в конце земного пути его ждет смерть.

Перед тем как Александр Великий испустил последний вздох, полководцы, занятые дележом наследства, спросили его, кто теперь станет великим властителем. Судьба огромной империи висела на волоске. Конечно, император мог бы сказать: мой сын, моя жена, мой лучший друг… Но с жуткой улыбкой на холодеющих устах умирающий с трудом молвил: «Самый сильный». И после смерти императора началась страшная борьба за власть. Военачальники Александра убили его жену и сына. Великая империя была разделена на части.

Иисус говорит:

«Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит?»

(Мф.16:26).

«Через три года я буду править миром!»

Путешествуя по Европе, я часто оказываюсь в местах, связанных с эпохой Наполеона: в Португалии, Испании, Германии, Чехии, Словакии. Мои чешские друзья показали мне место знаменитого сражения под Аустерлицем. После победы в этой битве имя Наполеона стало легендой. Именно тогда он написал:

«Через три года я буду править миром!» А через десять лет его ждало Ватерлоо… Александр, Цезарь, Наполеон полагали, что достигли вершины успеха. Но действительно ли они преуспели в жизни?

Иисус предостерегает Своих учеников, поглощенных борьбой за первенство и власть. Он развенчивает обманчивую природу власти и учит, что цель жизни состоит в служении. Он говорит:

«Вы знаете, что почитающиеся князьями народов господствуют над ними, и вельможи их властвуют ими; но между вами да не будет так: а кто хочет быть большим между вами, да будет вам слугою; и кто хочет быть первым между вами, да будет всем рабом»(Мк.10:42—44).

Очень смелые слова! А ведь это и есть одна из главных особенностей, отличающих христианство от общепринятой идеологии всех веков и народов, которая обязательно подразумевала под властью силу, а точнее — насилие. Апостол Павел, проповедуя учение Христа, пишет в послании к христианам из города Филиппы:

«Ничего не делайте по любопрению или по тщеславию, но по смиренномудрию почитайте один другого высшим себя»

(Флп.2:3).

Ах, этот престиж!

Если вы хотите «подложить свинью» своему другу, пожелайте ему известности. Нелегко в жизни сочетать простоту характера и славу, всеобщую известность. Мы можем совершенно не думать о деньгах, презирать желание властвовать, но при этом страстно искать всеобщего признания, популярности, престижа. Даже искренне верующие люди могут попасть в эту ловушку. Что же говорить о других, живущих по земным законам!

Когда я решил следовать за Христом, мои друзья посчитали меня сумасшедшим. А когда я им сообщил, что собираюсь стать пастором, это вызвало шок. По их мнению, мой шаг был явным социальным самоубийством. Ведь теперь, как они считали, все пути вверх, к успеху были для меня закрыты. Мое поведение в их глазах было явно ненормальным. Как видите, люди могут спокойно взирать на чужие богатства, им может быть чуждо желание властвовать, но они болезненно реагируют, когда речь заходит о престиже. Вот она, та ловушка, о которой мы только что говорили.

В такую западню угодили во времена Иисуса фарисеи, люди весьма религиозные. Они обожали всяческие звания типа «учитель», «наставник», были любителями первых мест, стремились восседать там, где их все могли увидеть. «Посмотрите, — думали они при этом, — посмотрите внимательно, я здесь — рядом с сильными мира сего! Тысячи людей видят меня. Пусть они меня и не знают, пусть я не богат, не могуществен, но я здесь, среди великих и известных людей». Что греха таить, зачастую мы и сами думаем так же, случайно оказавшись на виду у всех рядом с какой-нибудь знаменитостью. И тут необходимо умерить свой пыл, вспомнив, как восклицал Иисус: «Горе вам, фарисеи!» Фарисеи и книжники — слепые и безумные вожди, исполненные лицемерия. Они готовы предать близких друзей, отнять последнее у вдов и сирот, поклясться самым святым, чтобы затем обмануть. Как сладостно для их душ всякое показное благочестие! Притом они совсем не те, за кого себя выдают. Вот почему столь неумолим Спаситель, говоря:

«Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что уподобляетесь окрашенным гробам, которые снаружи кажутся красивыми, а внутри полны костей мертвых и всякой нечистоты»(Мф.23:27).

Господу открыты все наши самые тайные помыслы. Он и в нас видит тех самых фарисеев, которые очень любили престиж и восхваления. И тогда Христос обращается непосредственно к нам с вами:

«Так и вы по наружности кажетесь людям праведными, а внутри исполнены лицемерия и беззакония» 23:28).

Откуда приходит подобное пристрастие? Почему мы ему так подвержены? Увы, слишком многие из нас готовы отдать все, даже поступиться собственным достоинством, ради мимолетного мгновения «славы» …

Но обратим свой взор на Иисуса. Христос никогда не искал популярности. Он не проводил шумных кампаний для поднятия собственного авторитета, не раздавал позолоченных визитных карточек. Спаситель не имел никаких званий и привилегий. Рожденный в яслях, среди нищеты, распятый между двумя разбойниками и как разбойник, погребенный в чужом гробу как последний бедняк, Христос на самом деле был выше любого из ангелов. Он был осенен сиянием славы Отца Небесного.

«Ибо кто возвышает себя, тот унижен будет; а кто унижает себя, тот возвысится»

(Мф.23:12).

Эти слова Христос говорил о Себе, но имел в виду и нас. Он хотел, чтобы мы следовали за Ним, храня чистоту души.

Ищите главное

В погоне за престижем и популярностью можно забыть о главном, то есть о самой жизни. О ней говорит нам Библия. Именно такая жизнь дает нам внутренний мир, покой и надежду. Даже сама смерть не властна над ней. Эту жизнь мы не в силах купить или завоевать. Она не принадлежит нам в полном смысле этого слова. Ею распоряжается Бог, потому что это жизнь в Господе, жизнь во Христе и со Христом.

«Я есмь путь и истина и жизнь» (Ин.14:6), — говорит Спаситель и добавляет: «Верующий в Сына имеет жизнь вечную» (Ин.3:36). Жизнь, не имеющую конца, не завершающуюся смертью, дарует нам Господь. Всеми силами нам надо удержать, не упустить такой дар.

Апостол Павел в подобном случае так наставлял своего ученика Тимофея:

«Подвизайся добрым подвигом веры, держись вечной жизни»

(1 Тим.6:12).

Преуспеть в жизни — это не значит жить лучше, чем другие, иметь больше денег, обладать большей властью, быть очень знаменитым. Есть нечто гораздо более значимое. Это жить всегда с Господом, жить во Христе.

Истинные богатства

По мнению наших современников, главными признаками успеха являются: богатство, власть, известность, Однако Господь может дать нам большее. И если мы дети Божьи, пишет апостол Павел, «то и наследники, наследники Божии, сонаследники же Христу» (Рим.8:17). Нам порой бывает трудно понять глубину этой мысли, ее значение: быть наследниками Христовыми. А ведь это чудо, настоящее чудо! Оно заставит побледнеть от зависти королей и принцев, султанов и прочих земных владык. «Наследники Христовы» — это не просто оборот речи, гипербола или лирическое отступление. Апостол Павел, как бы продолжая эту мысль, пишет христианам в Коринф:

«Итак никто не хвались человеками, ибо все ваше… или мир, или жизнь, или смерть, или настоящее, или будущее, — все ваше; вы же — Христовы, а Христос — Божий»

(1 Кор.3:21-23).

Именно такая принадлежность Христу превращает каждого из нас в особое существо.

Миллионы людей следуют за всяческими жадными до денег гуру, ищут особые методы воздействия на самих себя и на окружающих с единственной целью — властвовать. Они полагают, что Библия принадлежит прошлому, а Христос — умерший Бог. Ложь! Христос жив! Он разделит Свое Царство со всеми, кто следует за Ним. Непостижимо, не правда ли? Тем не менее это так.

Апостол Павел утверждает, что Господь Бог «нас… оживотворил со Христом… и воскресил с Ним, и посадил на небесах во Христе Иисусе» (Еф.2:5-6). Все земные владычества меркнут рядом с блеском, исходящим от этого Небесного Царства. Апостол ничего не выдумывал. Обращаясь к Ефесянам, он берет за основу обещание Иисуса Своим ученикам:

«Истинно говорю вам… когда сядет Сын Человеческий на престоле славы Своей, сядете и вы на двенадцати престолах судить двенадцать колен Израилевых»

(Мф.19:28).

Эти слова были обращены к апостолам. Для нас с вами сказанного даже слишком много. Мне лично достаточно жить в мире, где не будет зла, страдания, несправедливости, смерти. Там я смогу встретить всех, кто был мне дорог в этой жизни, но, самое главное, — Того, Кому я верил и Кому служил. Господь обещает нам: мы будем в том новом мире не туристами, а полноправными гражданами.

Так не станем же подходить к оценке успеха с материалистических позиций. Они ненадежны. Давайте учиться смотреть выше, потому что в конце концов успех, наш успех, проявится прежде всего в вечности.

Самый счастливый человек

В начале своего правления царь лидийский Крез, самый богатый из правителей древности, пригласил к себе Солона, знаменитого афинского законодателя. Он показал гостю все свои сокровища, а потом спросил, много ли счастливых людей тот встретил в своей жизни. Солон назвал несколько имен. Один погиб, защищая родину, другой нежно любил своих родителей и заботился о них. Удивленный и разгневанный тем, что среди названных имен не было его имени, Крез прервал речь афинянина нетерпеливым вопросом: «А я? Разве ты не считаешь, что я самый счастливый человек в мире?» Солон задумался, а потом ответил: «О том, был ли человек счастлив, можно судить лишь после его смерти». Гордый монарх сделал над собой усилие, чтобы не выгнать вон своего именитого гостя.

Успех является частью нашего счастья, поэтому не довольствуйтесь успехами эфемерными, успехами броскими, если можно так сказать, приводящими к экзальтации. Назавтра от них не останется и следа — ничего, кроме расстройства. Ищите успеха иного порядка, успеха, который затронет всю вашу жизнь, который останется с вами навсегда.

…Прошло три года после посещения Креза Солоном. Персы начали войну и завладели столицей Лидийского государства. Богатства Креза были разграблены, сам он попал в плен. В глубочайшем горе, ожидая решения своей участи. Крез вспомнил о своем знаменитом госте и вскричал: «О Солон, Солон, Солон!» Царь персов Кир услышал эти крики, призвал Креза к себе и потребовал все рассказать. Царя позабавил страх, завладевший побежденным богатеем, а слова Солона пришлись ему по душе. Он помиловал Креза и взял к себе придворным советником.

Картина художника

Несколько лет тому назад в Лондоне украли картину небывалой стоимости. Она называлась «Ирисы», и на ней стояла подпись автора: Ван Гог, За всю свою жизнь знаменитый художник продал одно-единственное полотно. Не это, другое. Нищета не отпускала его, он погружался в алкоголизм и сумасшествие. Картина, о которой идет речь, была найдена в курятнике одного из кредиторов художника. Ею заткнули дыру в перегородке. Истинное значение искусства Ван Гога открылось лишь после его смерти.

Наша жизнь подобна полотну художника. Необходимо время, настойчивость, даже страдания, чтобы получился шедевр, который будет оценен в вечности. Имея в перспективе вечность, мы действительно можем создать из нашей жизни шедевр. Может быть, мы никогда не разбогатеем, не будем обладать властью, не станем знаменитыми в этом мире. Скорее всего наши имена не будут вписаны в энциклопедии или словари. Обернется ли это для нас катастрофой? Отнюдь нет! Важнее всего то, что наши имена будут запечатлены в небесной книге жизни! Это и есть наш успех, успех нашей жизни, жизни без конца в Иисусе Христе.

Первый принцип: чтобы преуспеть, нельзя смешивать успех с властью, богатством, известностью. Если они и соседствуют иногда, это не значит, что они друзья между собой.