Поражение обманчиво

«Прежде всего я хочу знать не то, что вас постигла неудача, а то, как вы ее восприняли» (А. Линкольн ).

«Услышавши о воскресении мертвых, одни насмехались, а другие говорили: об этом послушаем тебя в другое время. Итак Павел вышел из среды их» (Деян. 17:32,33)

Стыд за собственную жизнь

Это была хорошая проповедь, основательно подготовленная, глубоко продуманная. В ней были учтены интересы слушателей, нашлось место четким логическим доказательствам, звучали цитаты из трудов известных философов. Проповедь отражала эрудицию автора, изобиловала отточенными суждениями, в разумных пределах была сдобрена юмором. В начале все шло успешно. Местная власть, философы, или, точнее, то, что осталось от некогда знаменитой философской школы этого города, — все сидели на своих местах и внимательно слушали апостола. Павел начинает с похвалы в адрес афинян и их знаменитого города. Что здесь плохого? Это всегда приятно слышать. Тем более у Афин на самом деле славная история и глубокие культурные корни, горожанам есть чем гордиться. Правда, они избалованы вниманием и привыкли ощущать себя центром вселенной, истоком цивилизации. Апостол подтверждает это, но добавляет крамольные для слушающих слова. Он полагает, что те не знают нечто весьма важное… Неужели такое возможно для этих светочей знания? Оказывается — возможно. Им неведомо имя Бога живого. Павел желает открыть собравшимся светлое лицо Спасителя

Начало проповеди было задумано так, чтобы приготовить афинян услышать откровение. В греческой столице в те времена почиталось множество языческих божеств. Был даже алтарь, посвященный неизвестному Богу. Среди слушавших оказались и закоренелые скептики. «Чем он может нас удивить? Просто одним богом станет больше. Не велика сенсация. Хотя почему бы нам и не послушать?» — так считали эти праздные и пресыщенные умы. Спор разгорался. Апостол утверждал, что Бог — рядом с человеком. Все люди — Его дети. Последователи Эпикура возражали. По их мнению, боги не интересуются земной жизнью, тем более, что не они породили человечество. В ответ Павел продолжил свою мысль. Если мы — дети Божьи, то наш Отец не может быть идолом, изготовленным из золота, серебра или камня. Идолы представляют собой плод воображения человека и изготовлены им самим. Среди афинян пронесся шепот: «Что имеет против искусства сей иноземец, который в нем ничего не смыслит? Послушайте, теперь он призывает к какому-то покаянию. Каяться?! Но в чем? Слышите, его Бог собирается судить наш мир. Это уже слишком! Откуда взялся этот странный тип?» Павел понял, что публика встретила его слова недоброжелательно. Он почувствовал, что теряет контроль над ситуацией. Он проигрывает. Но афиняне не расходятся. Надо воспользоваться этим. Да, конечно, им нужно обязательно рассказать о воскресении Иисуса Христа, о Самом Спасителе. Павел продолжает свою пламенную речь. Но она не вызывает должного отклика, наоборот, лишь только апостол начал говорить о воскресении мертвых, его афинские слушатели за шумели. Одни начали насмехаться, другие посоветовали продолжить разговор на эту тему когда-нибудь в другой раз. Философы-стоики назвали Павла безумцем. Ведь он не разделял их «стройного и единственно правильного на свете учения», согласно которому жизнь продолжается и после смерти, так как душа — бессмертна. Они даже порекомендовали Павлу немного подучиться, поумнеть, потом, положим, лет через двенадцать, прийти снова и продолжить начатую дискуссию. Послышался смех, за ним последовали плоские шуточки. Павел, проявляя удивительную выдержку, молча покидает это собрание.

Представьте, вас пригласили на телевидение. Идет очень популярная программа, и вы в ней участвуете. Это ваш звездный час. Правда, не час, а значительно меньше. Ведущий представляет вас и добавляет: «В вашем распоряжении пять минут, чтобы рассказать нам о том, во что вы верите». Это сказочная возможность. Журналисты, писатели, ученые мечтают оказаться на вашем месте. Все с любопытством приготовились слушать вас. Если вам удастся их заинтересовать, назавтра все средства массовой информации заговорят о вашем успехе. Вы хорошо подготовились к этому выступлению. Начало прошло успешно. Однако через несколько минут послышался шепот. Он стал нарастать и перерос в гомон. Вас начали освистывать. Ведущий, видя ваше положение, встает и говорит: «Хватит. Мы вас достаточно послушали. До нескорого свидания!» Как это неприятно и как больно ранит сердце!

Апостол Павел не был новичком. Он умел дер жать внимание толпы. Сотни людей с восторгом внимали его проповедям и обращались в истинную веру. Мы можем с уверенностью сказать, что Павел был великим миссионером. В Афинах же он потерпел настоящее поражение, позорный разгром, испытал величайшее унижение. У основания ареопага, где апостол выступал с речью, есть пещера. Предание гласит, что здесь скрывался Павел после своего неудачного выступления. Его привел сюда страх? Скорее всего это было жгучее чувство стыда, как полагает Норберт Южеде в своей книге «Павел и Греция».

Маленькая смерть

Это было поражение. За несколько минут все рухнуло. Бывает так, что человек месяцы, а иногда годы упорно трудится, ожидая добрых плодов, но все полученные результаты превращаются в прах. Как это тяжело! Кажется, все кончено, возврата к былому успеху не будет, впереди ожидает еще худшее. Это крах! Человек начинает сомневаться в себе, в своих способностях, в успехе. Он теряет волю и желание начать все с начала. Он становится членом невеселого сообщества тех, кто забыл вкус былых побед и кто не в состоянии представить себе будущие победы. Поражение — это маленькая смерть. Понаблюдайте за реакцией человека, который не сдал очень важный экзамен. Он страдает. Его никто не ударил, но ему больно. Он не ощущает голода, он не может заснуть. Он ищет виновных, обвиняет себя самого. Он потерял ощущение реальности и не знает, как поступать дальше.

Поражение лишает нас возможности объективно оценивать окружающее. Его ядовитые миазмы воздействуют на мозг, парализуют весь организм. Мы начинаем подозревать своих лучших друзей, мы приписываем им самые худшие чувства и мысли. «О, они, конечно, радуются нашей неудаче». Позвольте, в любой ситуации необходимо сохранять хотя бы толику ясности ума и объяснить самому себе, что не все потеряно, что бывают ситуации и похуже. Провалиться на экзамене — это еще не конец света. Поэтому вместо бесплодных и вредных фрустраций необходимо конструктивно подойти к проблеме, найти причины неудачи. Если я в течение года не занимался и потому получил неудовлетворительную оценку на экзамене, то здесь речь идет не о поражении, а об ошибке в оценке своих сил и возможностей. В спорте не может победить тот, кто не тренируется. Это аксиома. Сам собой напрашивается вывод: я проиграл, потому не захотел выиграть. Что бы ни случилось сейчас, верьте, что в следующий раз все будет по-другому. С такой мыслью надо выходить из любого поражения!

Я все потерял!

Один человек играл на бирже и разорился. Придя к пастору, он признался: «Я все потерял, — и с безнадежностью в голосе добавил: — Я покончу с собой». Служитель церкви внимательно посмотрел на своего собеседника и неожиданно спросил: «Вы потеряли свою жену? Да, конечно, это испытание не из легких! Супруга…» Мужчина резко оборвал его: «Моя жена жива и здорова. Мы любим друг друга. Между нами никогда не возникало проблем». Тогда пастор с волнением в голосе задал свой второй вопрос: «Вы потеряли ваших близких? Это ужасно!» В ответ он услышал, что все его родные и близкие находятся в добром здравии. «Понимаю, — продолжил пастор, — вы, наверное, очень больны? Действительно, без здоровья жизнь — не в радость». Человек вновь ответил отрицательно. Наконец пастор задал свой главный вопрос: «У вас есть любимая и любящая жена, вас окружают близкие вам люди, вы здоровы. Что вы потеряли? Что могло вас так удручить?» Мужчина помолчал некоторое время, а когда заговорил, в его голосе послышалось волнение. Оно было вызвано неожиданным открытием. С помощью пастора он погнал новый для себя смысл жизни: его утрата ничтожна, он потерял лишь состояние, и это не самое главное в жизни.

Поражение может быть маленькой смертью, но жизнь при этом все равно продолжается. Вместо того, чтобы казнить себя за прошлые ошибки, нужно сделать выводы из совершенных промахов и продолжить путь, обогатившись новым опытом.

Удобный случай подвести итоги

Безусловно, апостол Павел самокритично оценил свой провал. Его одолевали сомнения. Например, он мог задать себе такой вопрос: «Может быть, надо было более основательно подготовиться, подождать друзей и отправиться в Афины вместе с ними?» Несмотря на то, что посещение этого греческого города явило собой лишь малозначительный эпизод в обширной миссионерской деятельности Павла, тем не менее ему был брошен явный вызов. Произошло первое столкновение Евангелия и философии. Вначале Павел видел в философах своих будущих союзников. Он верил, что человеческая мудрость соединится с Божьей истиной и будет служить ей. Мечта обратилась кошмаром. Тем не менее жизнь не остановилась на этом историческом моменте. Она продолжалась. Вместе с ней продолжалось и служение апостола Павла, несение Евангельской вести миру. Будут новые сражения, новые поражения, но в конце пути его ожидает одна, но великая победа. «Успех никогда не бывает окончательным, а поражение — фатальным. Надо всегда уповать лишь на смелость», — сказал однажды Уинстон Черчилль.

В тот день Павел на собственном опыте испытал горечь поражения и признал ошибки в своих действиях. «Ему необходимо было в ходе этого спора идти напрямик к пели, то есть не уклоняться и не обращаться к философским и научным премудростям, а направить свой взор непосредственно к Иисусу Христу», — пишет НорбертЮжеде. Надо признать, что урок, „полученный в этой дискуссии, был на вес золота. Он многому научил. Павел усматривал в этом поражении не конец всех чаяний, но видел в нем важный опыт, который необходимо приобрести и который позволит скорректировать курс, чтобы затем устремиться к победе. По этой причине апостол Павел обратился к христианам Рима со следующими словами: «Любящим Бога, призванным по Его изволению, все содействует ко благу» (Рим. 8:28). Несколькими строчками ниже, упоминая голод, скорбь, всякого рода опасности, преследования, которые тоже могли бы быть восприняты как признаки поражения, он пишет: «Но все сие преодолеваем силою Возлюбившего нас» (Рим. 8:37).

Иначе говоря, лишь в Иисусе Христе и лишь через Него мы никогда не будем знать поражений! Не будет побежденных, будут лишь победители. Не будет поражений, будет одна великая победа. Подобный оптимизм возможен только при условии, что мы должны постоянно устремлять свой взгляд на конечную, высшую цель нашей жизни. В таком случае все наши поражения преходящи и будут иметь совершенно другое значение.

Рухнувшее здание

Представьте, что вы архитектор и хотите построить уникальное здание. Это мечта всей вашей жизни. Вы начинаете работу. Возведен первый этаж. И вдруг земля дает осадку, начинается оползень. Все рухнуло в одночасье. Это ужасное потрясение для зодчего. Однако он должен был предвидеть такое явление. Что делаете вы, архитектор? Начинаете сомневаться в ваших способностях, в качестве строительного материала, в собственных сотрудниках? Вы можете забросить вашу мечту или сделать новую попытку ее реализовать. Все зависит от вашего решения. Вы можете в вашем воображении представить уже законченное великолепное здание. Это побудит вас к энергичным действиям. Если же воображение вам откажет, вы ничего не увидите и опустите руки. В первом случае вы рассматриваете поражение как обычное, преодолимое препятствие, которые сотнями встречаются на вашем жизненном пути. Оно служит для вас предупреждением, с его помощью вы скорректируете свои действия и избежите в дальнейшем подобных ошибок. Во втором случае вы воспринимаете это поражение как безусловную личную катастрофу и окончательную гибель выношенной годами мечты.

Любой человек когда-нибудь сталкивается с аналогичной ситуацией. Христианин здесь имеет явные и значительные преимущества. Ему известен конечный результат. Он видел четкую и яркую фотографию того здания, которое собирался строить.

Поражение обманчиво

Проводя жизнь в борьбе, апостол Павел твердо знал, что он уже победил. Поражение обманывает, уверяя вас, что все кончено. Ничего подобного! Вы проиграли, потому что не рассчитали сил. Теперь вам нужно научиться действовать правильно. Поражение станет ступенью к победе и успеху.

С человеческой точки зрения, библейские герои всегда оказывались в проигрыше. Большинство пророков потерпели неудачу. Илия был вынужден покинуть родину. Иеремия и Исаия приняли мученическую смерть, Иоанна Крестителя обезглавили. Конечно, на долю Иисуса Христа выпали самые горькие страдания. С обывательской позиции Его неудача была наибольшей. Он был необычайно популярен, но закончил Свое земное существование распятым на кресте, как разбойник. По человеческим меркам, это был грандиозный крах. Но именно в момент крестной смерти, когда поражение казалось столь явным, была достигнута победа. После смерти наступило воскресение. И кто сегодня может утверждать, что Моисей, пророки, апостолы, наконец, Сам Христос потерпели поражение и не выполнили своей миссии?

Мы — уже победители

Быть может, мы никогда не построим того здания, о котором мечтали. Мы будем страдать из-за этого? Не стоит! Перед нами открыта вечность, а вместе с ней — обилие возможностей. Для нас важно не то, что мы построим, сделаем, чем будем обладать, а то, кем мы станем, какой будет наша личность. Как прекрасно звучит: «Подданный Царства Божьего» или: «Наследник Славы», «Сонаследник Христа»! Мысля об этом, я могу идти по жизни без страха. Безусловно, неудачи будут меня в какой-то мере беспокоить, я познаю, что есть страдание. Все это — часть нашего земного существования. Но я пойду рука об руку со Христом, ибо Его любовь поддерживает меня. Любая неудача — просто жизненный урок, наработанный опыт. Мои глаза устремлены к победной цели. Я должен победить! Я уже победил!

Видеть все в ином свете

Открыв для себя Христа, я понял, что, оказывается, можно посмотреть на мир совершенно иными глазами. Это касалось и проблемы неудачи, поражения. Раньше я воспринимал любое затруднение как полный провал, трагедию. Неделями я упрекал себя, доводя до агрессивного состояния. К тому же я испытывал постоянно чувство стыда за собственную беспомощность. Я не удосуживался разобраться спокойно в сложившейся ситуации. От меня постоянно ускользали причины. Не желая их проанализировать, я преувеличивал последствия, упорно твердя: «Все кончено! Это поражение!» С тех пор как я иду по жизни вместе с Господом, случающиеся поражения приняли совсем иные размеры. Безусловно, они всегда приносят неприятные ощущения, но я научился сохранять здравость суждений. И, что очень важно, я научился быстро воз вращаться на магистральный путь из того тупика, куда меня заводила моя ошибка.

Я люблю поразмышлять о своих проблемах. Я выбираю некоторые из них. Мешают ли они мне продвигаться вперед к намеченной цели? Я прошу Господа в молитве помочь мне решить их. Спустя некоторое время, при содействии Святого Духа, все становится на свои места. Планы и мечты материализуются в надлежащий момент. Для меня это путеводный знак, подаваемый Богом.

Вы можете совершить очень важное

Если Иисус Христос пребывает с вами, если Он ваш Друг, то вы можете очень многое сделать уже сейчас. Ведь вместе со Спасителем вы всегда победите. Ошибки, неудачи порой могут замедлить ваш шаг. Принимайте их как предупреждающие знаки, не пугайтесь, а проанализируйте причины, их породившие. Откройте Господу все ваши проблемы и затруднения, ваши душевные муки и раны. Он перевяжет их, утолит боль, и вы с новыми силами сможете продолжить путь. Не останавливайтесь, не сворачивайте в сторону. Идите только вперед, потому что только этот путь приведет вас к победе. Апостол Павел извлек урок из афинского поражения. С тяжелым сердцем, упавший духом, он отправился в Коринф. И там Евангельская весть прозвучала во весь голос. Там апостола ждал настоящий успех.

Поражение обманывает нас, говоря: «Все кончено». Помните, после поражения приходит победа!

Человек, переживший двадцать три поражения

Если вы задумаете какое-то серьезное дело, то через некоторое время неудача окажется вашей гостьей. Это неизбежно, но рассматривайте ее приход как своеобразный верстовой столб, стоящий на обочине дороги, ведущей к успеху. Именно к такому выводу пришел однажды человек, которого преследовали разного рода поражения. Вот список его неудач:

— совершил грубейшую ошибку в 31 год,

— потерпел крах на законодательных выборах в 32 года,

— новый провал уже в возрасте 35 лет,

— пережил нервную депрессию в 36 лет,

— был побежден на местных выборах в 38 лет,

— потерпел поражение на выборах в Конгресс, будучи 43 лет,

— вновь поражение на выборах в Конгресс в возрасте 46 лет,

— очередное поражение на выборах в Конгресс уже в 48 лет,

— не был избран в Сенат в 55 лет,

— не смог участвовать в выборах на должность вице-президента в возрасте 56 лет,

— вновь не попал в Сенат в 58 лет,

— был избран президентом США в возрасте 60 лет.

Вышеупомянутый послужной список неудач принадлежал Аврааму Линкольну. Интересно, знали бы мы его как президента США, если бы он хотя бы одну из своих неудач воспринял как окончательное поражение и крах всех надежд? Скорее всего, нет. По этому поводу неплохо процитировать Эдисона. После того, как он совершил 9 999 неудачных попыток заставить загореться свою первую лампочку, кто-то спросил его: «Думали ли вы о десятитысячной по счету неудаче, которая вас ожидает?» «У меня не было неудач, — ответил изобретатель, — просто я открыл способ, как заставить электрическую лампочку заработать».

Шестой принцип: чтобы преуспеть, делай из неудач ступени к успеху.