Не стыдиться своих убеждений

«Стыд за хорошее является в нас источником всего плохого,

а стыд за плохое является

первопричиной всего хорошего» (Св. Бернар).

«Ибо я не стыжусь благовествования Христова,

потому что оно есть сила Божия

ко спасению всякому верующему» (Рим. 1:16).

Мне не было стыдно

Апостол Павел никогда не стыдился нести Благую весть, Христово Евангелие! Он был человеком глубоко убежденным. Его успех признан в наше время повсюду, след, оставленный им в истории, чрезвычайно глубок. Он не стыдился своих убеждений. Павел не краснел, когда говорил, что он — верующий. С опасностью для жизни, с силой и любовью он нес учение Христа богатым и бедным, бесправным и могущественным, евреям и грекам. Безусловно, Павел был истинным героем веры.

Стыдимся ли мы Евангелия? Стыдно ли нам за то, что мы проповедуем истины Христовы и принадлежим к Его последователям? Ставит ли это нас в неудобное положение? Такой вопрос может крайне удивить. Имеет ли он вообще какое-либо отношение к нашей теме, к проблеме успеха? Да, имеет, и прямое! Не бывает успеха без убежденности и без смелого выражения своих убеждений. Тот, кто не боится говорить о своей вере, уже сделал выбор и приближается к успеху. Мы живем в мире, в котором убийцы и воры публично хвалятся своими злодеяниями. В этом мире нам в пример приводят людей, живущих вне законов общества и морали, более того — преклоняются перед их псевдоотвагой. В этом мире считается хорошим тоном во всеуслышание объявлять о своей вере в астрологию, спиритизм, читайте — в сатану. Когда же речь заходит о Боге, об Иисусе Христе, Его воскресении, о Его будущем пришествии, в ответ звучат насмешливые замечания или в лучшем случае на лицах появляются иронические улыбки. Почему? Все дело в людях, несущих Слово Божье. Кто сам с опаской говорит о вере, тот не в силах поделиться ею с окружающими. Это происходит потому, что в Бога верят, не уверовав, всегда готовясь отречься. Поэтому Весть, передаваемая такими людьми неубедительна, ибо имеет явно искаженный характер. Апостол Павел действовал и говорил смело, без оглядки на обстоятельства. Он сам искренне и глубоко верил и заявлял о том, что не стыдится Евангелия. Какой вдохновляющий для нас пример! Как близок он нам, этот отважный борец за истину, этот вестник мира, глашатай надежды!

Зачем говорить о стыде?

Павел находился в Коринфе, когда писал письмо к христианам Рима. Шел 56—57 год после Рождества Христова. Апостол совершал свое третье миссионерское путешествие. Поистине оно напоминало изобилующую опасностями одиссею. В Ефесе толпа, разжигаемая богатыми торговцами, хотела убить его. В Македонии его предсказания вызвали бурю страстей, он едва избежал гибели. Наконец, найдя спокойное пристанище в Коринфе, Павел пробыл там три месяца, прежде чем продолжил свой путь. Зачем ему понадобилось писать в город Рим? Он совсем не знал тех, кому адресовал свои слова. Оказывается, Павел имел намерение направиться в Испанию и по пути побывать в столице империи. Всего в нескольких словах он представляется своим римским собратьям: «Павел, раб Иисуса Христа, призванный Апостол, избранный к благовестиюБожию» (Рим. 1:1). А вот что он сообщает о своей решительной позиции: «Ибо я не стыжусь благовествования Христова» (Рим. 1:16).

В конце концов, почему все время упоминается стыд? Абсолютно ясно, что человек с такой силой характера не постыдится своей веры. Зачем тогда говорить об этом? Сейчас, по прошествии двадцати веков существования христианства, легко рассуждать подобным образом. В те времена Павел действительно мог устыдиться Благой вести! Чем было Евангелие в ту эпоху? Его приняли лишь маленькие группки верующих, разбросанные там и сям по Палестине, Малой Азии, Греции, Италии. Только они в период процветания религиозного синкретизма считали, что Иисус изНазарета, этот иудей, сын плотника, умерший как раб на кресте, является Единственным Спасителем человечества. Первые христиане относились с неприязнью к огромному пантеону языческих богов, они говорили о воскресении, о пробуждении мертвых, в то время как весь мир верил в бессмертие, в вечную жизнь души. Естественно, Евангелие рассматривалось местными правителями как идеология странная, даже опасная и разрушительная для порядка в стране.

Евангелие — это безумие?

Чем было Евангелие в ту эпоху, как не Вестью для рабов, женщин, детей, людей отверженных, разбитых, побежденных жизнью? Менее всего первоапостольская Церковь походила на аристократический клуб или какую-нибудь ассоциацию нуворишей и выскочек. Апостол охотно признавал такое состояние Церкви, он даже писал по этому поводу: «Но Бог избрал немудрое мира, чтобы посрамить мудрых, и немощное мира избрал Бог, чтобы посрамить сильное» (1 Кор. 1:27). Сказанное, в частности, касалось и ситуации в Афинах, когда местные философы насмехались над Евангелием и над самим вестником, говоря: «Об этом послушаем тебя в другое время» (Деян. 17:32). Они явно не принимали всерьез то, что возвещал им апостол. Не строил по этому поводу никаких иллюзий и сам Павел. В Первом послании к Коринфянам он пишет, что Благая весть — это «безумие» для греков и «соблазн» для евреев (1 Кор 1:18—23). Оказавшись в двусмысленном положении, подвергшись осмеянию толпы, плохо принятый властями, Павел мог бы спросить себя: а может быть, начатое им бессмысленно, а сам он — сумасшедший, больной? Но нет, напротив, когда все и вся объединились против апостола, он с еще большей убежденностью повторял: «Я не стыжусь благовествования Христова» (Рим. 1:16). В Евангелии Павел ощущал особую силу, которая поддерживала его. Тогда что может смущать в Евангелии лично меня или вас? Что заставляет краснеть от стыда? Вы стыдитесь своих убеждений?

Что означает «стыдиться»? Чувство стыда приходит к нам, когда мы чего-либо стесняемся, испытываем какое-то неудобство. Мы краснеем, отворачиваемся, спешно меняем тему разговора. Нас начинает волновать людское мнение. Такое наше состояние позволяет заключить, что происходит навязывание окружающим нас миром общепринятых привычек, традиций, идей и предрассудков. Наконец, стыд — это чувство страха перед мнением большинства, которое может своим довлеющим авторитетом обесценить личность, низвести человека до уровня глупца, привести к полной потере самоуважения. Чувство стыда, которое мы испытываем, всегда придает силы нашим оппонентам в отстаивании их позиций. Стыд — это одна из форм капитуляции.

Большая шляпа моей маленькой тетушки

Помнится, когда мне было лет пятнадцать или шестнадцать, я приходил в ужас от одной лишь мысли, что повстречаю на улице собственную тетушку. Между тем я ее любил. Это была веселая, полная жизни женщина, с открытой душой и добрым характером. Но меня все время смущали ее маленький рост, странного вида плащ и еще более странная, даже смешная шляпа. Все вместе приводило меня в состояние повышенной нервозности и провоцировало мое неизменное бегство без оглядки от моей доброй тетушки. Если сбежать не удавалось, я старался как можно скорее закончить наш разговор, а потом с пылающими щеками взволнованным взглядом осматривал окрестности в надежде, что нас никто не увидел. Когда сейчас я вспоминаю это, мне становится стыдно за мой былой стыд.

Уважаемые родители, не надо слишком огорчаться, если ваш ребенок двенадцати лет от роду вдруг скажет вам: «Не приходи меня встречать после уроков». Это пройдет. Совсем другое дело, если стыдишься Благой вести. Значит, ты стыдишься нашего Спасителя Иисуса Христа и тем самым обесцениваешь, унижаешь Его в глазах окружающих и в своих собственных тоже.

Жених, спрятавшийся под столом

Милые девушки, представьте себе, что ваш жених почему-то не осмеливается пройтись рядом с вами по улице. Когда вы наедине, он очень мил и любезен, он говорит вам: «Я тебя люблю» и нежно касается вашей руки. Но как только кто-то появляется поблизости, он вдруг прячется под стол… Он не хочет познакомить вас ни со своими друзьями, ни со своими родными, исключение составляет слепой дедушка. Вы, естественно, приходите к выводу, что ваш избранник по непонятной причине стыдится вас. Это серьезная проблема для ваших взаимоотношений. Итак, выйдете ли вы замуж за такого юношу? Ответ здесь, по- моему, однозначен и весьма категоричен.

Стыд принижает того, кто его испытывает, и оскорбляет того, кто невольно явился причиной этого чувства. Невозможно истинно верить в справедливость, мир, любовь и в то же время испытывать стыд по отношению к Тому, Кто их олицетворяет, то есть к Иисусу Христу. Вспомните Петра. После ареста Иисуса он не побоялся пробраться прямо во дворец Каиафы. Какое мужество! И вдруг тот, который готов был умереть за своего Учителя, устыдился звания Его ученика. И перед кем? Перед служанкой! Пропел петух, и Иисус взглянул на Петра. Положение последнего было незавидным. Придя в себя, Петр понял подлость своего поступка, ощутил ужасающее чувство стыда и заплакал.

Всякий раз, когда мы испытываем стыд за свои убеждения, мы понемногу разрушаем целостность нашего внутреннего мира. В результате настанет день, когда все убеждения покинут нас, и вместе с ними исчезнет то, что делает нас непохожими на других, — наша индивидуальность, уйдут также самоуважение и уважение окружающих. Иисус прекрасно понимал, до какой степени такая позиция может отрицательно воздействовать на личность и даже разрушить ее. Он предупреждал Своих учеников: «Ибо, кто постыдится Меня и Моих слов в роде сем прелюбодейном и грешном, того постыдится и Сын Человеческий, когда приидет в славе Отца Своего со святыми Ангелами» (Мк. 8:38). Почему Господь произнес эти слова? Дело в том, что стыд за Него и Его учение являет собой полное отрицание Бога и окончательное обращение к миру и его ценностям. Иисус подтверждает эту мысль: «Царство Мое не от мира сего» (Ин. 18:36). Если сегодня мы устыдимся Евангелия, то как мы поведем себя завтра, когда на нас обрушатся гонения? Иисус недаром утверждал: «Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня; радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда не небесах: так гнали и пророков, бывших прежде вас» (Мф. 5:11, 12). Не постыдимся вовек за Евангельскую весть, ее смысл и значение. Поистине — это Благая весть. Она не может вызвать стыда, напротив, ею делятся с великой радостью.

Стыд за свою религию

Пойдем дальше в наших рассуждениях. Я — христианин, я принадлежу к Церкви Христа, цель которой — несение Его Вести. Будем честными до конца и признаемся, не приходилось ли нам иной раз краснеть, скрывая наши религиозные убеждения? Однажды в университете один из моих преподавателей в присутствии всего курса бросил в мой адрес: «Пусть этот адвентист подойдет ко мне после занятий. Мы потолкуем с ним о субботе». Столь некорректное приглашение вызвало всеобщее оживление. Мои товарищи стали обмениваться репликами, многозначительными взглядами. Можно было без труда догадаться об их реакции на замечание педагога. Адвентисты — они кто, сектанты? А может быть, это болезнь? Если это заболевание, то поддается ли оно излечению? Во время службы в армии сержант обратился ко мне так: «Это вы адвентистский священник?» При этом разговоре присутствовало более сотни таких же солдат, как и я. Мы все в тот момент расположились на отдых. При словах «адвентистский священник» все головы, как по команде, повернулись в мою сторону.

На встрече, организованной библейским обществом, членом которого я состою, один из моих добрых друзей познакомил меня с известным кардиналом. Тот излучал доброжелательность и широко улыбался. «Чем вы занимаетесь?» — последовал его вопрос. Вответ он услышал: «Я — директор отдела связей Церкви адвентистов». Слово «адвентисты», услышанное из моих уст, спровоцировало у бедного кардинала нервный тик, и наша беседа очень быстро закончилась. А я сказал себе: «Вот еще один человек, который принимает нас за злодеев».

Решение? Улыбаться!

Что можно предпринять в подобной ситуации? Прежде всего не надо стыдиться собственных убеждений! Сохраняйте хорошее настроение и улыбайтесь. Адвентист? Да, это я! И улыбаюсь в ответ. Когда говорю людям это диковинное для их уха слово, они в недоумении смотрят на меня. «Что это он сказал?» — задаются они вопросом. Но видя мою улыбку, они в ответ также улыбаются и про себя решают: «Наверное, адвентист — это не так уж и плохо». «Я не стыжусь благовествования», — говорит Павел. Благодаря этому Евангелие зазвучало в языческом мире и было принято многими. Но если мы стыдимся наших убеждений, то как их могут уважать другие? А мы сами — будем ли мы уважаемы в этом случае?

Во время службы в армии я делал все, чтобы оставаться верным своим убеждениям, при этом не навязывая их никому и уважая чужое мнение. Каждое утро и каждый вечер я молился, встав на колени у своей кровати. Столкнувшись с этим в первый раз, товарищи по казарме посмотрели на меня с удивлением. Когда я поднялся с колен, ко мне подошли трое парней и спросили, не мусульманин ли я. Солдатские койки располагаются в несколько ярусов. Я занимал самый верхний «этаж». В первое же утро к нам ворвался сержант. Началась побудка. К тому времени я был уже на коленях, неспешно текла моя молитва. Я слышал крики, шум задвигаемых коек. Когда я закончил молиться, во всей казарме были не убраны две койки — моя и моего товарища, спавшего внизу. Он просто не мог убрать свою кровать, так как я молился и мешал ему. Сержант был безразличен к проявлениям духовной жизни, но он все же не стал меня наказывать. Чуть позже мой товарищ по службе, подмигнув, сказал мне: «А молитва иной раз бывает полезна».

Офицеры неоднократно проверяли глубину моей веры, пока не убедились в моей искренности. Этот период моей жизни грозил превратиться в кошмар, но оказался необыкновенно богатым впечатлениями и полезным опытом.

Почему я должен испытывать стыд?

Почему я должен стыдиться своих убеждений?

1. Может быть потому, что я отношусь к меньшинству? Но ведь и апостолов было всего двенадцать. Впрочем, иудейский народ практически всегда оказывался в меньшинстве, окруженный языческими племенами. Вспомните первых христиан. Они являли собой гонимое меньшинство. Сегодня мы испытываем гордость за них, потому что они, в свою очередь, гордились своей принадлежностью к Церкви Христа.

2. Может быть, по причине моих верований? Однако разве предосудительно верить в возвращение Иисуса? Что плохого в любви к Господу, в исполнении Его воли? Чем не удовлетворяет окружающих вера в то, что, ожидая воскресения, мертвые пребывают в состоянии покоя, напоминающем сон.

3. Может быть, из-за моего заявления о том, что в религии, основанной на учении Христа, нет места фанатизму и сектантству?

Вот почему я избрал именно эти убеждения, это вероучение и не отступаю от него. Я мог бы продолжить перечисление причин, упомянув о деятельности моей Церкви в разных странах третьего мира, о больницах и школах, построенных там, о созданных социальных службах… Большая часть средств Церкви используется для проповеди Евангелия, для обучения, для помощи и исцеления. Таким образом, отбросив всяческие комплексы, я должен гордиться своей принадлежностью к этим великим делам. Это чувство вызывают во мне все последователи Христа, независимо от их конфессиональной принадлежности, которые по мере сил и возможностей продолжают свою борьбу за то, чтобы в нашем мире было меньше нищеты и больше справедливости. Я далек от сектантства, которое, отрицая все и вся, подразумевает истинность лишь собственных взглядов, лишь свою исключительность в глазах Бога.

Юные католические монахини в Анголе

В аэропорту Луанды, ожидая рейс на Гуамбо, я перекинулся несколькими словами с католическими монахинями. Со дня своего освобождения Ангола погрузилась в пучину нескончаемой гражданской войны. Несмотря на коммунистическое правительство, непрекращающиеся военные действия, опасности и экономический крах, храбрые женщины решили не покидать страну. «Если мы уедем, то кто же останется?» — с убежденностью говорили они. Эти монахини исполняли свою миссию, помогая самым обездоленным. Я испытывал гордость за них, ведь мы все служим одному Господу.

Безусловно, христиане сами по себе всегда стремятся делать лишь добро. Но еще и сегодня, увы, религию используют как орудие зла. Истинный последователь Христа должен в данном случае найти в себе мужество и отказаться от такого неблаговидного сотрудничества. Помните всегда: те, кто смогли чего-либо достичь в этом мире, обладали мужеством. Смелое выражение своих убеждений — именно это отличает всех, кто следует к цели, от тех, кто лишь указывает пути к ней.

Мужественное следование своим убеждениям

Иключительно из-за мужественного следования Своим убеждениям Иисус принял смерть на кресте, Петр был распят, а Павел обезглавлен. С другой стороны, по этой же самой причине Моисей победил фараона, Павел с успехом проповедовал Благую весть, а Иисус спас мир от засилья греха и гибели. Сегодня Господу для провозглашения Его Слова нужны именно такие люди. И вместе с Павлом, этим великим апостолом, ведомым и вдохновляемым Святым Духом, мы заявляем: «Я не стыжусь Евангелия, так как это Благая весть о спасении. Я не стыжусь Иисуса, таккак это мой Спаситель. Я не стыжусь своих убеждений, так как они ведут меня к вечности, истине и счастью. Я не стыжусь! Как хорошо повторять эти слова!»

Седьмой принцип: чтобы преуспеть,

никогда не краснейте за ваши убеждения, если

В них заложены Истина, Справедливость и Любовь.