Гостеприимство

Давайте откроем Библию в Книге Бытие – 18 главу.

«И явился ему Господь у дубравы Мамре, когда он сидел при входе в шатер, во время зноя дневного. Он возвел очи свои и взглянул, и вот, три мужа стоят против него. Увидев, он побежал навстречу им от входа в шатер и поклонился до земли, и сказал: Владыка! если я обрел благоволение пред очами Твоими, не пройди мимо раба Твоего; и принесут немного воды, и омоют ноги ваши; и отдохните под сим деревом, а я принесу хлеба, и вы подкрепите сердца ваши; потом пойдите; так как вы идете мимо раба вашего. Они сказали: сделай так, как говоришь».

Вы видите, что тут вся наша программа, которую мы проводили. В этих стихах вся наше программа. Гостеприимство, начинается с гостеприимства. Авраама как обычно сидел у своего шатра и видит путники идут. Он не знал, что это ангелы Божьи, он не знал, что это Господь, он просто, по своему обыкновению, он не мог оставить людей, которые проходили мимо. Он понимал, что в пустыне жарко, долгий утомительный путь от одного населенного пункта к другому, практически негде голову приклонить, нет тени, нет воды, нет еды. И потому, Авраам так как он был путникам в своей жизни, он не раз попадал в подобные ситуации, он очень хорошо понимал других. И потому, Авраам, когда увидел людей, он останавливает их и говорит: «остановитесь». Слышите, что тут написано? Во-первых: он побежал навстречу, сказал им «зайдите в дом, отдохнете немного». Потом говорит не просто отдохнете, я сейчас распоряжусь, вам принесут воды, руки помоете, ноги помоете, помоют вам. Это то, о чем мы говорили. У нас была часть а том, что надо руки мыть, у нас сегодня тема о гостеприимстве. Потом он говорит: «вас накормят». У нас была тема о еде, потом он говорит: «вы отдохнете, а потом пойдёте в путь свой дальше». Под деревом они отдохнули, Авраам, всё, о чём говорил, всё сделал для них. Знаете, эту историю? Вообще, если вы посмотрите в Книге Бытие, вот тут история в 18 главе о том, как гости пришли к Аврааму и это были ангелы Божьи, в 19 главе вы прочитаете, как эти же гости пришли к Лоту, это были ангелы Божьи, Лот их принял, точно также как Авраам, потому что он был тоже научен гостеприимству, он принял этих людей в свой дом, сильно упрашивал их, а потом к нему ломились в дом другие люди, и он их не пускал. Вы понимаете, что эти люди были научены гостеприимству, но они и понимали, кого надо упрашивать, а кого не надо пускать в дом. Это не было просто слепое гостеприимство, вот так надо всех принимать и всё. Люди эти понимали, кого надо упрашивать, а кого нельзя даже на порог дома впускать. Но при этом Лот, который имел такой опыт неприятный, и другие библейские герои, которые имели неприятные опыты, они не переставали быть гостеприимными. Помните, что тогда произошло? Эти гости сказали Аврааму:

«И сказал один из них: Я опять буду у тебя в это же время, и будет сын у Сарры, жены твоей. А Сарра слушала у входа в шатер, сзади его. Авраам же и Сарра были стары и в летах преклонных, и обыкновенное у женщин у Сарры прекратилось. Сарра внутренно рассмеялась, сказав: мне ли, когда я состарилась, иметь сие утешение? и господин мой стар. И сказал Господь Аврааму: отчего это рассмеялась Сарра».

Представляете ситуацию? Сарра, где-то там, написано не вслух она рассмеялась, внутренне рассмеялась, и вдруг она слышит там гости, которые пришли один из них, говорит: «а что это там Сарра смеется?» И Сарра испугалась. Обычный человек не мог знать, что она смеялась. Она поняла, что это необычные гости. И Господь сказал Аврааму:

«И сказал Господь Аврааму: отчего это рассмеялась Сарра, сказав: «неужели я действительно могу родить, когда я состарилась»? Есть ли что трудное для Господа? В назначенный срок буду Я у тебя в следующем году, и у Сарры будет сын. Сарра же не призналась, а сказала: я не смеялась. Ибо она испугалась».

Очень часто эту историю вспоминают и говорят: «Сарра не поверила». А вы знаете, что Авраам первый не поверил, но Авраама не вспоминают? И Авраам первый смеялся, но Авраама никто не вспоминает, как он смеялся. Даже некоторые, читая эти истории, даже если вот спросить: «кто смеялся, когда Господь сказал, что будет сын?» А Авраама не вспомнят. Почему? Как вы думаете? Почему вспоминают Сарру, а Авраама не вспоминают? Ей большие требования, да? Нельзя смеяться. Но он знал, он тоже рассмеялся. Ну, вы даже не знаете, что он смеялся? Где это написано? Он не сам в себе, это Сарра сама в себе, а он вслух рассмеялся. Вот смотрите, 17 глава, 15 стих:

«И сказал Бог Аврааму: Сару, жену твою, не называй Сарою, но да будет имя ей: Сарра; Я благословлю ее и дам тебе от нее сына; благословлю ее, и произойдут…»

Господь говорит:

– Ты с Саррой теперь разговаривай на «вы», аккуратно с Саррой, потому что Сарра – это не просто Сарра, она что-то значит. И знаешь почему? Потому что у Сарры будет сын.

И когда Господь сказал, говорит:

«Я благословлю ее и дам тебе от нее сына; благословлю ее, и произойдут от нее народы, и цари народов произойдут от нее. И пал Авраам на лицо свое, и рассмеялся».

Я хочу, чтоб вы увидели эту картину, и запомнили надолго – Авраам смеялся, Сарра вообще-то не смеялась, она внутри. «И сказал сам в себе», он рассмеялся, а сказал сам в себе. Правда, Господь на этом не остановился, «ну, что возьмешь с Авраама, пусть смеётся», а с Саррой поспорил, говорит: «Сарра, ты что смеешься?». А она говорит: «я не смеялась». Рассмеялась. Запомните эту историю. Авраам смеялся. И между прочим в этой главе Господь дает Сарре особый статус и Аврааму стоило бы запомнить. И с этого момента действительно особенно к Сарре относиться. Я хочу, чтобы вы обратили внимание, это в Книге Бытие, это в Ветхом Завете, где люди думают, что Ветхий Завет, там такой патриархат, и там женщина никто, и женщина ничто, и там только мужчин считают, а женщин даже не считают. Глубокое заблуждение. Может быть в то время так и было, но только не в Библии, но только не у Бога. Действительно в той местности язычники так относились к женщине. Женщин не считали ни во что, но не Бог. Если вы читаете внимательно Ветхий Завет, Бог революцию устраивает в Библии и говорит:

– Я прошу вас относиться женщине с уважением.

И тут Аврааму Он говорит:

– Авраам, с этого момента ты будешь с Саррой очень вежливо разговаривать, и относиться к ней с большим почтением и уважением. Знаешь почему? Она будет матерью народов.

Вы слышали, что мы там читали? Она родит тебе сына. А знаете, после чего это было? Знаете, почему Господь так говорит? Посмотрите только одним глазом на 16 главу. Понимаете? Дома почитаете. Господь говорит:

– Она, только она. Не Агарь, и ни кто-то там еще.

Знаете, что делает Авраам? Тут же 17 стих:

«И пал Авраам на лицо свое, и рассмеялся, и сказал сам в себе: неужели от столетнего будет сын? и Сарра, девяностолетняя, неужели родит? И сказал Авраам Богу: о, хотя бы Измаил был жив пред лицом Твоим!» Я уже ни на что не надеюсь, может хоть Измаил будет, и что-то из этого получится. Или может быть, Господи, этот Елиезер.

«Бог же сказал: именно Сарра, жена твоя, родит тебе сына, и ты наречешь ему имя: Исаак; и поставлю завет Мой с ним заветом вечным и потомству его после него. И о Измаиле Я услышал тебя: вот, Я благословлю его, и возращу его, и весьма, весьма размножу; двенадцать князей родятся от него; и Я произведу от него великий народ. Но завет Мой поставлю с Исааком».

Почему Господь так относится? В Ветхом Завете семья для Него очень важно. Вы чувствуете, как Бог оберегает семью, и не впускают туда никого третьего. Только Сарра. Авраам пытается, «Господи, может так». Пытается Богу помочь.

– Может быть Агарь? Может быть Измаил, может быть Елиезер, может какой-то вариант? Я вообще не представляю, Господи, как Ты справишься с этой задачей. Это невозможно. Как это можно? Ты обещал мне как-то, я уже переживаю за Тебя. Как Ты сдержишь свое обещание?

Бог говорит:

– Пожалуйста, с Саррой разговаривай вежливо.

Вы знаете, что Господь особо относится к женам, к женщине? И это в Библии, и это в Ветхом Завете. Он очень защищает женщину. Он дал мужу жену, чтобы она его воспитывала. Потому что мужчины они по характеру они жестче, они грубее, они не так хорошо чувствуют, как женщины, и они должны прислушиваться к тому, что говорит жена. Жена лучше чувствует в вопросах отношениях «куда ты заехал». Знаете, что в книге «Христианский дом» написано? «Жена дана Богом мужу, чтобы шлифовать неровности его характера». Знаете, как шлифуются неровности характера? В народе говорят «пилит», а муж не должен издавать никаких звуков, подчиняться беспрекословно. Ну, хорошо, что у нас женщин больше в зале, они сейчас радуются и наслаждаются, мужчины сжались, и думают, что дальше будет. Но это благо, я вас хочу обрадовать братья, что это благо. Господь дал такую помощницу, чтобы сделать нас идеальными. Мы вообще, почти идеальные. Мы почти идеальные, но он дал помощницу, чтобы сделать нас сияющими, как золото отполированное, огнем очищенное. И потому, благодарите за это. Слышите, что Господь в Ветхом Завете? Говорит Аврааму, самому лучшему мужу Библии, одному из самых лучших мужей Божьих. Бог говорит:

– Знаешь, что Авраам? Ты с Саррой будешь разговаривать очень вежливо, ты понял?

И это еще не конец. Это первая книга Ветхого Завета, сейчас послушайте, что написано в последней книге Ветхого Завета. Какая последняя книга Ветхого Завета? Об Откровении поговорим после обеда, а пока книга Ветхого Завета. Последняя книга Ветхого Завета какая? Малахии. Правильный ответ – Малахии. Тут есть очень интересное место.13 стих 2 главы Книги пророка Малахии:

«И вот еще что вы делаете: вы заставляете обливать слезами жертвенник Господа с рыданием и воплем, так что Он уже не призирает более на приношение и не принимает умилоствительной жертвы из рук ваших. Вы скажете: «за что?». Бог говорит с Израилем и говорит:

– Мне не нравится ваше поведение, и Я больше жертвы ваши, милостыни ваши, жертвы ваши, приношения не принимаю.

«Вы скажете: «за что?» За то, что Господь был свидетелем между тобою и женою юности твоей, против которой ты поступил вероломно, между тем как она подруга твоя и законная жена твоя».

Я мужчин призываю сейчас проснуться, потому что очень важные стихи читаю. Слышите, что Господь говорит?

– Я твое благочестие, твою набожность, твои приношения – не принимаю больше, Мне не нравится. Знаешь, за что? За то, что ты в семье плохо себя ведешь. Ты думаешь, ты хороший, да? А ты не знаешь, как она страдает, а Я слышу и Я вижу, как она страдает. Ты только о себе думаешь, а о ней?

Я хотел бы сказать вам, что не только к мужчинам относится этот стих, к женам в равной степени. Потому что есть разные семьи. Есть семьи, в которых, ну, так может быть из-за образа жизни, может быть по долгу службы, или по работе. Вы знаете, семьи есть, что жена впереди. По-разному бывает. Бывает, что муж впереди, он там был всегда в коллективе, всегда на виду, а она дома. Но есть и довольно много семейств такого рода, где он дома, а она на виду, у неё хорошая работа, может быть она педагог, но он кто, он может тракторист или слесарь. И знаете, в таких семьях, вот этот стих относится к жене. Потому что, пока он на виду, или она доведу, пока она в коллективе, пока он востребован… А знаете, что самое главное для человека? Чувствовать свою полезность. Она дома не имеет этого, или он дома не имеет этого. Знаете, что может произойти, если не будет должного внимания? Тот, кто не имеет этого, только Господь знает, как молится и просит, чтобы Господь утешил, чтобы Господь сделал полезным, чтобы Господь принял тот труд и оценил тот труд, который не все может замечают и ценят. Но если этот человек так и не получит должного внимания и утешения, может дойти до болезни, может дойти до страшных болезней, потому что человек, он естественно хочет чувствовать свою полезность в обществе. Хочу вас заверить, что Господь знает жизнь каждого, очень хорошо знает. И если такое чувствуете, что в вашей жизни где-то произошло, старайтесь исправить, что можно. Скажу то, что я заметил в Каменской церкви, в нашей Каменской церкви. Знаете, что это за церковь? Выдающаяся церковь. Она не похожа на другие церкви, наши адвентистские церкви. В этой церкви много интеллигенции. Если в других общинах, где мы служили, там очень часто бывают такие церкви, что именно тот, кто дома сидел, пришел в Церковь, а тот кто был в обществе, он еще не в церкви и молится в этой семье, чтобы Господь каким-то образом его привёз. В вашей церкви не так. Вы знаете, что в вашей церкви, так я понял, что пришли в вашу церковь люди, были на виду. Это церковь состоит из таких людей, которые были на виду, которые были востребованы в этом городе. А еще не пришли, возможно те, которые были дома. Тогда этот стих для вас. Послушайте, еще раз послушайте. Господь знает, что происходит с теми, кого еще здесь нет.

«И вот еще что вы делаете: вы заставляете обливать слезами жертвенник Господа с рыданием и воплем, так что Он уже не призирает более на приношение и не принимает умилоствительной жертвы из рук ваших. Вы скажете: «за что?»

Я хочу перевести эти слова, на более такой современный язык. Хотите услышать значение этих слов? Господь говорит:

– То, что вы ходите по субботам в церковь, то, что вы активно участвуете в служении, Я перестану на это обращать внимание очень скоро, и не буду больше это оценивать. Вы скажите: «как, Господи, за что?» Я вам скажу за что. За то, что Господь был свидетелем, никто этого не знает, а Бог это видел. «За то, что Господь был свидетелем между тобою и женою юности твоей, против которой ты поступил вероломно».

Как это может быть? Вроде хорошая семья, уважаемая. «Как? Что я такого сделал?» Я не знаю, относится это к вам или нет, может кому-то не относится этот стих, а может к кому-то относится. Но этот стих, знаете к кому относился? Сейчас услышите, там есть ответ. И это была очень уважаемая семья. Если бы кто-то посмотрел со стороны, он бы сказал:

– Как? Неужели? Там, это идеальная семья, у них такие отношения, я хотел бы, чтобы у меня были такие отношения.

«Против которой ты поступил вероломно, между тем как она подруга твоя и законная жена твоя. Но не сделал ли того же один, и в нем пребывал превосходный дух?»

Кто? Это речь идет об Аврааме. Вы удивляетесь, что я вам такие вещи говорю? Вы думаете, что у вас всё хорошо?

– А между прочим, Я не о вас говорю, говорит Господь, а говорю об Аврааме. Он у Авраама был превосходный дух, это великий человек, но он имел такой грех. Что же сделал этот один, в котором пребывал превосходный дух? Он желал получить от Бога потомство.

– Авраам! «Итак берегите дух ваш, и никто не поступай вероломно против жены юности своей».

А теперь, как это исправить? А ты почему согласился? А ты почему согласился, а ты, что не знаешь, что прелюбодеяние – это грех, или Богу надо каждый раз этой заповедью ходить за тобой? Мало ли что, кто скажет!

Смотрите, как теперь поправить это? Хорошо, Авраам, Бог, Сарра это как-то решат. Чем полезны нам эти стихи? Знаете, что бы я посоветовал. У нас это программа о семье, и семейных отношениях. Придете домой, возьмите свои фотографии старые, альбомы, посмотрите на них, поищите там себя, своего мужа, Иван Карпович – свою жену. Посмотрите на фотографии, вспомните вашу жизнь. Вы посмотрите, как часто вы там на фотографии вместе. Может оказаться сюрпризом, что вас редко можно увидеть вместе, скорее всего среди сотрудников. Посмотрите, хорошо? Посмотрите на жизнь сегодня, где он, а где вы, где она, а где вы. И может быть, Иван Карпович, вам придется с женой ходить на прогулку. Может, она далеко не сможет, так, как вы, вы всё-таки тренированный, но вокруг дома стоит. Вы знаете, Господь может чудо совершить. Вы знаете, что Бог может совершить чудо? И я не только вам это говорю, я всем говорю. Вы только знаете вашу жизнь. Но Господь не совершит чудо без вас, потому что там в вашей истории есть моменты, где вы не всё сделали. А между прочим она подруга ваша. Господь говорит: «Я знаю, что с ней происходит». Хотел обратить ваше внимание, как Бог относится к семье. Ветхий Завет, начало и конец Ветхого Завета. Кульминация, к самому концу Господь такие сильные слова говорит. Кому? Авраам. Какому человеку? Хорошему. Кажется, безупречный. Что можно еще, какое ему замечание можно сделать? Так что, пожалуйста, не обижайтесь, что я каким-то образом косвенно кому-то, не зная сделал замечание. Если Бог Аврааму сделал замечание, то, что мы? Я хотел бы посоветовать вам – перепроверьте свою жизнь, чтобы эта программа о семейных отношениях не была просто словами, чтобы это эти истины, которые основаны на Слове Божьем, не были просто словами, и вы увидите, что произойдет с этой церковью. В Библии есть всё и для каждого, жаль невозможно это одновременно рассказать, но я думаю, что мы не последнюю программу проводим, и еще у нас 1 час есть. Плохо получилось, заповеди забыл, с женой не надо спорить, а поступать правильно.

Я хочу, чтоб вы увидели эту историю. Авраам с Саррой говорят:

– Как Господь исполнит обещание, которое дал? Он обещал нам сына. Нету.

И Сарра говорит Аврааму: Авраам, может быть Господь имел в виду, что, кто-то нам поможет, ведь это нормально в этой местности. Есть, смотри, только у тебя одна жена. Может у нас что-то неправильно в нашей семье. Господь обещал потомка, и нету. Может мы чего-то не понимаем. У меня есть предложение: давай Агарь, пусть она родит тебе сына.

Знаете, что должен был Авраам сказать?

– Сарра, я тебя только люблю. Я только тебя люблю.

Авраам должен был сказать, как Иосиф сказал в свое время.

– Как могу сделать я такое дело перед Богом?

И вы знаете, как была бы счастлива Сарра. Она бы сказала бы… Она бы родила, она бы выздоровела, она бы помолодела. Но Авраам послушался, и вы знаете, с того момента у Сарры всё, вся жизнь испортилась, она не находила себе покоя. Тут не всё написано. А в Малахии написано, что происходило. Знаете, что происходило? Я читал этот стих, еще раз повторю, послушайте.

«И вот еще что вы делаете: вы заставляете обливать слезами жертвенник Господа с рыданием и воплем, так что Он уже не призирает более на приношение и не принимает умилоствительной жертвы из рук ваших».

Знаете, что в жизни Авраама произошло после этого? Жертвы, которые Авраам приносил, Бог уже не принимал, и сказал: «Авраам! Исаака».

В духе пророчества написано, что если бы Авраам поверил, не понадобилось бы жертва Исаака. Видите взаимосвязь? И Бог говорит:

– Ты не знаешь, как Сарра это переживала. Ты жертвенник строишь, а она плачет, она обливает этот жертвенник слезами. И теперь, как мне принимать жертву, которую ты каждый день приносишь. Ты собираешь семью. Ты собираешь семью вокруг жертвенника, ты приносишь жертву, а жена твоя обливает слезами этот жертвенник. Как мне быть? А я чувствую её боль, а ты не чувствуешь её боль. Теперь, Авраам, понимаешь, это не жертва. Чтобы тебе понять Сарру, принеси Исаака в жертву. И вы знаете, что пережил Авраам, пока шел с Исааком три дня и три ночи. И Господь посмотрел на Авраама и говорит:

– Авраам, Я теперь вижу, что ты тоже чувствуешь, то что чувствовала Сарра. Довольно.

Господь очень хорошо чувствует, что чувствует каждый житель этой земли. Ни одна слеза не падает даром на землю без того, чтобы Господь увидел все страдание, всю боль, всю горечь, которую переживают супруги.

– А ты знаешь, что сделал, говорит Господь. Да ты был великий уважаемый человек, но ты вероломно поступил, и потому жертву не принимаю, принесешь Исаака.

Пусть Господь поможет нам понимать, чего требует от нас Господь. Помолимся.

Господи, Боже наш! Мы как дети Твои обращаемся к Тебе с благодарностью за Твою милость и любовь к нам, за то, что Ты в Слове Твоём так говоришь, так обличаешь, потому что любишь, любишь каждого, каждого жителя этой земли, любишь каждого твоего сына или дочь, любишь и мужей и жен, и Ты видишь слезы каждого, Ты видишь боль каждого, Ты видишь обиды, и переживаешь за каждого из Твоих детей, потому что Ты за всех умер. Господи, если Ты видишь, что мы чем-то, мы, находящиеся в церкви Твоей, чем-то препятствием, чтобы наши близкие тоже сюда пришли к Тебе, помоги увидеть, что мы можем исправить. Помоги радоваться в наших семьях, помоги обрести настоящее счастье в наших семьях, это никогда не поздно, независимо от того, сколько нам лет, Аврааму было больше. Помоги, хоть в последние годы жизни, полностью понять, что значит семейное счастье. И в этом, да будет Твое имя прославлено и возвеличен. Отец, Сын и Дух Святой. Аминь.