Иоиля: В силе и духе Илии

Откройте книгу пророка Иоиля 1-ю главу. Ну, тут немного глав, тут всего три главы, так что мы очень быстро эту книгу могли бы прочитать. 1-я глава, 1-й стих: « Слово Господне, которое было к Иоилю, сыну Вафуила. Слушайте это, старцы, и внимайте, все жители земли сей: бывало ли такое во дни ваши или во дни отцов ваших? Передайте об этом детям вашим; а дети ваши пусть скажут своим детям, а их дети – следующему роду; Оставшееся от гусеницы ела саранча, оставшееся от саранчи ели черви, а оставшееся от червей доели жуки».

Вы заметили, что тут что-то пропущено? – нет первого стиха. Это исключение из правил для пророческих книг. Иоиль начинает сразу, сразу начинает свою весть. Вы знаете, мне кажется, это не случайно. Только один пророк так ворвался, если помните, в историю – когда мы книги Царств читали, 17-ю главу открыли, не знали об Илие пророке, и вдруг услышали уже проповедь, без представления, без объявления, кто будет говорить, о чем, чей сын. Что-то подобное у Иоиля. И вы знаете, что и весть, которая в книге содержится – это та же весть, это родственная весть. Но, давайте посмотрим.

Иоиль начинает и говорит: «Передайте об этом детям вашим; дети ваши пусть скажут своим детям, и так из рода в род пусть передают. Что было, такое было, такое, чего никогда раньше никто не видел и не слышал: «Оставшееся от гусеницы ела саранча, оставшееся от саранчи ели черви, а оставшееся от червей доели жуки. Пробудитесь, пьяницы, и плачьте и рыдайте, все пьющие вино, о виноградном соке, ибо он отнят от уст ваших! Ибо пришел на землю мою народ сильный и бесчисленный; зубы у него – зубы львиные, и челюсти у него, как у львицы. Опустошил он виноградную лозу мою, и смоковницу мою обломал, ободрал ее догола и бросил; сделались белыми ветви ее.

Рыдай, как молодая жена, препоясавшись вретищем, о муже юности своей!». Пророки всегда такие картины рисовали, чтоб запомнилось. Понимаете, о ком речь идет? — «пришел на землю мою народ сильный, опустошил виноградную лозу мою и смоковницу мою обломал, ободрал ее догола и бросил». Слышите? – тут всѐ! Такая иллюстрация, что вы и книгу Осии видите с Гомерью, и с еѐ любовниками, как они с ней обошлись. Вы видите Израильский народ уже как народ в целом, и все это видите в картине — такой яркой, краткой, но, ѐмкой. А виноградная лоза в Библии – это часто использовал Господь через пророков Своих вот эту иллюстрацию по отношению к Израильскому народу.

Иисус потом эти притчи вспоминал и повторял не раз. Израиль всегда сравнивался с лозой, с виноградником.

И Господь говорит: « вы знаете, что с Моим виноградником произошло? — вот так вот обломали и оборвали, опустошили». Не просто пришли и сорвали урожай, собрали урожай, а так собрали, что там уже долго никто собирать урожай не будет.

«Рыдай, как молодая жена, препоясавшись вретищем, о муже юности своей!». О чем «рыдай»? – «Прекратилось хлебное приношение и возлияние в доме Господнем; плачут священники, служители Господни. Опустошено поле, сетует земля; ибо истреблен хлеб, высох виноградный сок, завяла маслина. Краснейте от стыда, земледельцы, рыдайте, виноградари, о пшенице и ячмене, потому что погибла жатва в поле».

Это пророк обращается к народу — «Нет хлеба, во святилище нет хлеба. Вы понимаете, тут не просто – почему нет хлеба во святилище? Потому что урожая нет, да? А почему урожая нет? А книгу Второзаконие читайте, почему нет урожая. Потому что в святилище не было другого хлеба, потому там не будет хлеба. Понимаете? Это всѐ взаимосвязано – если нет духовного хлеба, нет пищи духовной, если народ отступил от законов Господних, Господь что делает? Говорит: « Я вам покажу, что значит беззаконие, чтобы вы почувствовали».

Вообще, по закону как? Есть дожди – Израильтяне очень хорошо знали — у них был ранний и поздний дождь, он точно вовремя выпадал. Как только засеяли поля, сразу дождь выпадал – ранний дождь для того, чтобы всходы были. А потом, когда должен был созреть урожай – в положенное время Господь благословлял Свой народ поздним дождем, и дождь выпадал. И так было всегда. А теперь Господь говорит: «что, нет хлеба?

Понимаете, почему нет хлеба?».

«Препояшьтесь вретищем и плачьте, священники! Рыдайте, служители алтаря! Войдите, ночуйте во вретищах, служители Бога моего! Некогда спать, вы должны и день и ночь в храме находиться». – «Зачем? Чем заниматься?». – Хлеб готовить, «Ибо не стало в доме Бога вашего хлебного приношения и возлияния. Назначьте пост». А пост он и так будет, если нет хлеба. «Объявите торжественное собрание, созовите старцев и всех жителей страны сей в дом Господа Бога вашего, и взывайте к Господу. О, какой день! Ибо день Господень близок: как опустошение от Всемогущего придет он. Не пред вашими ли глазами отнимается пища, от дома Бога нашего – веселье и радость? Истлели зерна под глыбами своими». Вся первая глава о том, что нет хлеба. Первая глава о том, что нет хлеба и предупреждение — день Господень близок. Вторая глава начинается: «Трубите трубою на Сионе, и бейте тревогу на святой горе Моей; да трепещут все жители земли, ибо наступает день Господень, ибо он близок». Что за день Господень? Эта книга несколько тем поднимает.

Во-первых, мы заметили, что очень неожиданно начинается пророчество, без всякого вступления, без объяснения, когда это происходило. А из контекста, из намеков самой книги можно предположить, когда это было. Ну, например, там нигде вы не найдете упоминание о Вавилоне, о Сирии. Это значит, не во дни, когда Исайя, когда Осия пророчествовал. Это было до пленения, потому что угрозы Ассирийцев мы не слышим. О Вавилоне предсказание мы не слышим. Зато есть упоминание о Филистимлянах в книге.

А Филистимляне, когда мы почитаем историю Израиля, они были раньше.

И предполагают, что Иоиль пророчествовал, где-то, во дни царя Иоаса. Помните, в 7-мь лет его во цари, хороший был царь. Там был хороший регент у него. И пока его воспитывали, управляли им, было не плохо. Ну, конечно, не всѐ было потом гладко. Но, вот предполагают, что Иоиль пророчествовал во дни Иоаса, царя. Когда ещѐ угрожали Израилю Филистимляне, о которых упоминается в этой книге. Это одна из самых ранних книг среди пророков вообще. Остальные пророки, в основном, вокруг пленения Вавилонского, до пленения, во время пленения, ну, и после малые пророки. А Иоиль – он раньше, Иона ещѐ раньше. Остальные пророки, где-то, все вокруг Вавилона, Ассирии, 1-я глава – о том, что нет урожая. Почему? Потому что нет хлеба во святилище. Это проблема не просто урожая, это духовная проблема всего народа. И наступает день Господень, он близок. И 2-я глава говорит о дне Господнем. Это известная книга, известная книга по некоторым текстам, которые мы часто слышим, часто цитируем. Помните такие стихи, как Иоиля 2:28? : «И будет после того, излию от Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши; старцам вашим будут сниться сны, и юноши ваши будут видеть видения. И также на рабов и на рабынь в те дни излию от Духа Моего. И покажу знамения на небе и на земле: кровь и огонь, и столпы дыма. Солнце превратится во тьму».

Слышите, сколько знакомых стихов? Или вот, раньше немного – 23 стих тоже 2-й же главы: «И вы, чада Сиона, радуйтесь и веселитесь о Господе Боге вашем; ибо Он даст вам дождь в меру, и будет ниспосылать вам дождь, дождь ранний и поздний, как прежде». Слышите? Этот стих тоже часто цитируется, часто вспоминают. И это во 2-й главе: «день Господень, излию от Духа Моего, дождь ранний и поздний» — на какую это тему? Вы слышите, что это одна и та же тема? А излитие Духа Святого – 2-я глава – в разных формах эта тема подается – через иллюстрацию о дожде раннем и позднем; и прямо – день Господень. А день Господень – это что? В Священном Писании день Господень – это о субботе, это о втором пришествии Христа.

А о первом пришествии – это день Господень? День Господень. Знаете, что такое день Господень в Священном Писании? День Господень — это когда Господь будет в центре вашего внимания. В субботу Господь в центре внимания. Должен быть в центре внимания Господь. И когда мы говорим о втором пришествии Христа, тоже Господь будет в центре внимания: «И узрит Его всякое око». Кого? Понимаете, в день Господень Господь будет в центре.

Или излитие Духа Святого. А излитие Духа Святого — это не день Господень? Вы знаете, Библия говорит о разных днях и всегда называет это днѐм Господним. Хотя, мы понимаем, что суд — это тоже день Господень. Пришествие Христа — это тоже день Господень. И первое пришествие Христа — это тоже день Господень, потому что Иисус был в центре. Это то, о чем Иисус говорил: «ещѐ не наступил час Мой». А что такое «час Мой»? Это, когда Он будет в центре внимания – все будут смотреть на Него. И когда Его вели на Голгофу, все взоры были обращены на Него, всѐ внимание, все мысли.

Независимо, как – хорошо ли плохо, — но, все люди думали о Нем.

2-е пришествие – то же самое, но Он будет в центре. И потому, когда мы читаем пророка Иоиля, мы видим, что Иоиль говорит о дне Господнем. Что это за день Господень? Он говорит о субботе? Нет, здесь мы не слышим о субботе. Что это, он говорит о первом пришествии? Похоже, тоже нет. О чем говорит? О втором пришествии? Может быть. Но, он говорит ясно о излитии Святого Духа: «И будет после того, излию от Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши; старцам вашим будут сниться сны, и юноши ваши будут видеть видения. И также на рабов и на рабынь в те дни излию от Духа Моего». День Господень – но, сейчас мы говорим о излитии Духа Святого, о том дне, когда Господь будет в центре, но, в излитии Духа Святого.

Что это за событие? Помогает иллюстрация, которую тут же Иоиль приводит: «И вы, чада Сиона, радуйтесь и веселитесь о Господе Боге вашем; ибо Он даст вам дождь в меру». Это что значит? Иоиль говорит: «Все будет хорошо – дождь опять будет вовремя, и ранний будет, и поздний будет». И потом он связывает и проводит параллель с излитием Духа Святого. А что это значит? Мы говорим, что излитие Духа Святого особым образом произошло в день Пятидесятницы после воскресения Христа. Но, говорим, это был ранний дождь. А если ранний, то поздний – это когда? Это перед вторым пришествием, о чем Иоиль и говорит, смотрите: «И будет после того, излию от Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши».

А в чем это выразится? Если ранний дождь — для чего, какую роль он выполнял для земли? — чтобы все взошло.

А в духовном смысле это как может быть? Если люди не знали о Боге, совсем не знали, услышали весть, и семя взошло. Помните, Иисус рассказывал притчу о сеятеле? Сеял семя. Упало на добрую почву – взошло. На плохую – не взошло. А если дождя не было – тоже не взошло. А если будет дождь – взойдет. Для всхода нужен был ранний дождь, дождь, который оросит посеянное. Мы можем говорить людям о Боге, о Христе. Мы можем проповедовать в этом мире. Но без силы Святого Духа не будет всходов, результата не будет, семя не прорастет, как вы не убеждайте, как вы ни старайтесь, какие бы способы вы не придумали донести истину, какие бы методы не использовали — просто проповедовать, или со всякими наглядными пособиями, через литературу ли, каким бы образом. Если Господь не пошлет влагу, если не оросит посеянное, если Дух Святой не коснется сердца, не будет результата.

И Господь обещал, говорит: «Опять Я пошлю, как и прежде дождь ранний и поздний. А поздний – уже все проросло, но не каждый колос наливается зерном. Отчего зависит? Как вы не старайтесь, не будет дождя – не будет урожая. Кажется, всѐ поле засеяно, много людей, и, кажется, все они похожи на истинных христиан. Помните другую притчу, которую Иисус произнес? Говорит: «Посеял хозяин пшеницу, выросла не только пшеница, потому что ночью потрудился враг, и он посеял плевелы. А плевелы – это такое дело. Которое не отличишь, потому что они очень похожи на пшеницу, и до конца. Опасно даже выдергивать. Потому Иисус сказал ученикам: «это надо оставить до жатвы». Интересная книга пророка Иоиля. Посмотрите, тут заканчивается в третьей главе ещѐ одной темой. 3-я глава: «Ибо вот, в те дни и в то самое время, когда Я возвращу плен Иуды и Иерусалима. Я соберу все народы и приведу их в долину Иосафата. Знаете, что такое долина Иосафата? Это целая история из Ветхого Завета, из книг Царств и Паралипоменон, время Иосафата. «Я соберу все народы и приведу их в долину Иосафата и там произведу над ними суд за народ Мой и за наследие Мое, Израиля, который они рассеяли между народами, и землю Мою разделили. И о народе Моем они бросали жребий и отдавали отрока за блудницу, и продавали отроковицу за вино и пили. И что вы Мне, Тир и Сидон и все округи Филистимские? Хотите ли воздать Мне возмездие? Хотите ли воздать Мне? Легко и скоро Я возвращу возмездие ваше на головы ваши. Потому что вы взяли серебро Мое и золото Мое, и наилучшие драгоценности Мои внесли в капища ваши. А это что значит? О каком золоте, серебре говорит Господь? Вот эти народы, каким образом они внесли Божьи драгоценности в капища своих божеств, богов? Понимаете, как?

А как Навуходоносор позже, что он сделает? Сосуды куда принес? Но, не столько о сосудах Господь переживает, сколько о людях, потому что они не только сосуды, не только золото в буквальном смысле, а золото людей. Господь потом говорил, «что Я сделаю так, что вы будете дороже золота». И теперь Господь говорит: «Я соберу все народы в долину Иосафата». Помните историю Иосафата? Пошли народа на царя Иосафата, на Израильтян войной. Эта история записана 2-е Паралипоменон 20-я глава, тоже интересная глава. Сейчас вы увидите всѐ так, как это всѐ связано: «После всего Моавитяне и Аммонитяне, а с ними некоторые из страны Маонитской, пошли войною на Иоссфата. И пришли, и донесли Иоссафату, говоря: идет на тебя множество великое изза моря, от Сирии, и вот, они в Хацацон-Фамаре, то есть в Енгедди. И убоялся Иосафат, и обратил лице свое взыскать Господа, и объявил пост по всей Иудее. И собрались Иудеи просить помощи у Господа; из всех городов Иудиных пришли они умолять Господа. И стал Иосафат в собрании Иудеев и Иерусалимлян в доме Господнем, пред новым двором. И сказал: Господи, Боже отцов наших! Не Ты ли Бог на небе? И Ты владычествуешь над всеми царствами народов, и в Твоей руке сила и крепость, и никто не устоит против Тебя! Не Ты ли, Боже наш, изгнал жителей земли сей пред лицем народа Твоего Израиля, и отдал ее семени Авраама, друга Твоего, навек? Это Иосафат обращается к Богу, молится. «И они поселились на ней, и построили Тебе на ней святилище во имя Твое, говоря:»Если придет на нас бедствие: меч наказующий, или язва, или голод, то мы станем пред домом сим и пред лицем Твоим, ибо имя Твое в доме сем; и воззовем к Тебе в тесноте нашей, и Ты услышишь и спасешь». И ныне, вот, Аммонитяне и Моавитяне и обитатели горы Сеира, чрез земли которых Ты не позволил пройти Израильтянам. Когда они шли из земли Египетской, а потому они миновали их и не истребили их, — Вот, они платят нам тем, что пришли выгнать нас из наследственного владения Твоего, которое Ты отдал нам. Боже наш! Ты суди их.

И смотрите дальше, что происходит? Тогда, когда царь Иосафат таким образом обращался к Господу, и когда «все Иудеи стояли пред лицем Господним, и малые дети их, и жены их и сыновья их. Тогда на Иозиила, сына Захарии, сына Ванеи, сына Иеиела, сына Матфании, левита из сынов Асафовых, сошел Дух Господень, среди собрания». Слышите книгу Иоиля? «И сказал он: « слушайте, все Иудеи, и жители Иерусалима, и царь Иосафат! Так говорит Господь к вам: не бойтесь и не ужасайтесь множества сего великого, ибо не ваша война, а Божия». История очень тесно связана с пророчествами, которые провозглашали пророки.

И если там хоть какое-то упоминание есть о событиях прошлого, надо эти события поднять, чтобы увидеть то, что видели люди, слушавшие пророка, потому что они знали хорошо историю.

Фактически, один из служителей, левитов встает среди собрания и говорит: «не бойтесь, не вы будете воевать, а Господь. Завтра выступите против них: вот, они всходят на возвышенность Циц, и вы найдете их на конце долины, пред пустынею Иеруилом. Не вам сражаться на сей раз; вы станьте, стойте и смотрите на спасение Господне, посылаемое вам. Иуда и Иерусалим! Не бойтесь и не ужасайтесь, Завтра выступите на встречу им, и Господь будет с вами». Кто будет сражаться?

Понимаете, есть вещи, которые мы не способны сами решить. Есть проблемы, которые мы не можем решить. Есть, работа, которую человек не может выполнить. Господь говорит: «Иди и говори» — а сердце изменить мы не в силах. Нужна другая сила. Так и здесь: «Не вам сражаться на сей раз; вы станьте, стойте и смотрите на спасение Господне, посылаемое вам. Завтра выступите на встречу им, и Господь будет с вами. И преклонился Иосафат лицем до земли, и все Иудеи и жители Иерусалима пали пред Господом, чтобы поклониться Господу. И встали левиты из сынов Каафовых и из сынов Кореевых – хвалить Господа, Бога Израилева, голосом весьма громким. И встали они рано утром, и выступили к пустыне Фекойской; и когда они выступили, стал Иосафат и сказал: послушайте меня, Иудеи и жители Иерусалима! Верьте Господу, Богу вашему, и будете тверды; верьте пророкам Его, и будет успех вам». Ещѐ один важный и известный текст.

«И совещался он с народом, и поставил певцов Господу, чтобы они в благолепии святыни, выступая впереди вооруженных, славословили и говорили: славьте Господа, ибо во век милость Его! И в то время, как они стали восклицать и славословить, Господь возбудил несогласие между Аммонитянами, Моавитянами и обитателями горы Сеира, пришедшими на Иудею, и были они поражены». Что делали Израильтяне? Пели. Иосафат посовещался с народом, царь, и они решили, потому что Господь через пророка сказал: «будет Господь сражаться». Да? «Вы встаньте, выступите» – написано – встаньте, выйдите вперед, и смотрите, как Господь будет сражаться». Ну, а царь посовещался с народом: «ну, как мы будем просто так стоять?». Понимаете, человек не может просто так стоять, ему надо что-то делать. Люди склонны в критических ситуациях, вот когда какая-то проблема, склонны либо идти в бой, либо прятаться в кусты. Почему-то мы люди — люди крайностей. Нам очень трудно найти третий вариант, который, между прочим, здесь описан.

Что Господь сказал через левита? Говорит: «в бой не надо идти. Это не ваша война, вы сражаться не будете, но, и бежать с поля боя тоже не надо — вы же ничего не поймете, что там произошло; вы же ничего не увидите; не будет опытов с Богом; вы должны быть в гуще событий, но ничего не делать». Вы представляете, как это сложно – быть на поле боя, и ничего не делать. Наверное, это самое сложное.

А Господь говорит через пророка Своего: «вам нужно выступить вперед и ничего не делать, и только смотреть». Но, вы знаете, если бы нам хватало смелости и доверия Богу, всегда смело выступать вперед и быть в гуще событий, но ничего не предпринимать, вы не представляете себе, какие чудеса вы увидели, как Господь сражается. Если бы мы не доставали свои мечи и не начинали рубить тут направо и налево, и мешать только Господу, то мы бы увидели такие чудеса!

Но, так как у нас не хватает терпения и мудрости, то мы что делаем? Мы мешаем Господу и запутываемся ещѐ сильнее. Ну, и вы знаете, чем это заканчивается. Потом и Господь говорит: «ну, что с вами делать? Мне уже вас надо наказывать, потому что вы уже натворили делов. Я даже не знаю, кто тут из вас лучше».

Вернемся к книге пророка Иоиля. Вы вспомнили эту историю? Потому что Иоиль третью главу основывает на этом опыте из истории народа Израильского. И он говорит: «Вы знаете, Я соберу в ту долину ещѐ раз народы» — так третья глава начинается – «Я их соберу всех. Соберу все народы, а вы стойте и смотрите». «И что вы Мне, Тир и Сидон и все округи Филистимские? Хотите ли воздать Мне возмездие?» — это Господь говорит — «Вы что, вы хотите со Мной сражаться? Легко и скоро Я возвращу возмездие ваше на головы ваши» — так говорит Господь. «Потому что вы взяли серебро Мое и золото Мое, и наилучшие драгоценности Мои внесли в капища ваши. И сынов Иуды и сынов

Иерусалима продавали сынам Еллинов, чтоб удалить их от пределов их. Вот, Я подниму их из того места, куда вы продали их, и обращу мзду вашу на голову вашу. И предам сыновей ваших в руки сынов Иуды. И они продадут их Савеям, народу отдаленному; так Господь сказал. Провозгласите об этом между народами, приготовьтесь к войне, возбудите храбрых; пусть выступят, поднимутся ратоборцы. Перекуйте орала ваши на мечи и серпы ваши – на копья; слабый пусть говорит: «я силен». Пусть воспрянут народы и низойдут в долину Иосафата; ибо там Я воссяду, чтобы судить все народы отвсюду». Вот это выражение «перекуют мечи на орала». Знаете, что в Библии есть и в одну, и в другую сторону это высказывание. Здесь серпы — на копья, и орала – на мечи, здесь у Иоиля. Серпы – на копья – это что значит? Война или мир? Что это значит? Война. Помните — это война. Удивительная эта книга Иоиля.

Вы смотрите, тут такой набор тем интересных, вот такое слияние! С одной стороны, мы, о чем говорим в книге Иоиля? День Господень. А День Господень – это именно излитие Духа Святого и война. Как это совместить? Война и излитие Духа Святого, как это совместить? Исайя, позже, говорит: « так, теперь мечи не нужны, нужны орала, нужны серпы. Идите к кузнецам, пусть они переделают вам ваши оружия. В мирных целях вы должны всѐ использовать то, чем вы воевали». Всѐ – это мир! А у Иоиля, он говорит – «война, объявляю войну». Но, кто воевать будет? Господь.

Понимаете, что происходит? Мы говорим об урожае, о дожде раннем и позднем. От чего зависит урожай? Господь делает чудо это, не мы, мы не в силах. Вы можете сделать так, чтобы семя проросло? Мы можем только посадить его в почву, и всѐ. Всѐ остальное Господь совершает. Вы можете сделать так, что урожай будет на ваших полях? Это от Господа зависит, там чудо происходит. Вы только выходите и смотрите. А выдумаете, в войне вы можете что-то сделать? Но, вы, главное, выходите и смотрите. «И сейчас не мирное время», — говорит Господь – «сейчас война». Мы говорим о войне. Как это всѐ соединяется? Мы говорим о излитии Духа Святого и о войне. Как это всѐ соединяется?

Но, вы видели, что оно соединялось и там, в долине Иосафата. Вдруг Господь изливает

Свой Дух на левита, который начинает пророчествовать, и он говорит, что надо делать.

Там же мы слышим слова, которые мы относим к Духу пророчества часто – «верьте Господу Богу Вашему и пророкам Его, и будет вам успех». Это, можно сказать, один из текстов таких, памятных текстов, которые мы связываем с Духом пророчества. А что такое Дух пророчества, что это такое? Когда мы говорим: «Дух пророчества» — что это такое?

Мы говорим, что Библия была написана под водительством Духа Святого, на основании Священного Писания. Там написано, что «Господь ничего не делает, не открыв тайны рабам Своим, пророкам». Они совершали то, что им поручал Господь. И силой, которую им Господь давал. Что происходит? Когда люди слушали эти пророчества, произносимые или написанные, они чувствовали силу Духа Святого.

Ещѐ в Писании написано, что вы не можете понимать, поэтому Священные Писания без водительства Духа Святого. А это что значит? Вы понимаете, что многие читают Библию. Атеисты тоже читали Библию. В каком духе, и как извращали? Что это не на пользу шло, а во вред им самим. Павел об этом писал. Говорит: «Как многие извращают Священные Писания в погибель себе». Что это значит? От чего зависит, в каком духе ты будешь это делать? Однажды Петр — на вопрос Иисуса «за кого почитают люди, за кого вы почитаете Меня?» — говорит: «Ты Христос – Сын Бога живого». Что Иисус сказал?

«Это не ты, это Дух Святой через тебя говорит». И тут же, опять беседует Иисус с Петром, и что Иисус говорит? «А это уже другой дух. Ты знаешь, это уже совершенно другой дух». Что это значит? Понимаете, мы чувствуем этот дух, все чувствуют, каким духом мы водимы.

О чем книга Иоиля? Книга Иоиля — о последнем времени, о дне Господнем. Но, особенно, о дне Господнем, когда будет излит Дух Святой в обильной мере. Эта книга о войне. Как это всѐ соединяется? И вы смотрите, что оно везде соединяется – там, в долине Иосафата это соединилось, и здесь Иоиль, каким-то образом, соединяет две темы – война и Дух Святой.

И я тут вспоминаю, помните, о Илие пророке было сказано что? Вернее, о Илие, который должен явиться перед вторым пришествием, в силе и духе Илии. Вы подумайте — дух и сила. Именно с Илией пророком связаны вот эти две вещи – дух и сила. Приходил Илия, появлялся неожиданно, но, с такой силой, никто не мог ему противостоять. И, казалось, он ничего особенного не делал – он не воевал, он не сражался. Вы видели где-то Илию, размахивающего чем-то? Нет, Илия просто приходил. Но, такая сила исходила, что все расступались, все с уважением и с трепетом относились к этому пророку.

Он был один, сотни пророков Вааловых собрались против него. Откуда у него такая сила, откуда? Но, когда после победы на горе Кармил вдруг ему так пусто стало, так страшно, так плохо стало, и он убежал. Он побежал к горе Хорив, к Синаю. Прибежал туда, и что услышал? Тихое веяние ветра. А всегда, когда мы в Священном Писании слышим об этом: «тихое веяние ветра» — мы понимаем, речь идет о работе Духа Святого. Что это значит? С силою или нет? Как это всѐ сочетается? С одной стороны, — Дух, как тихое веяние ветра; с другой стороны, — сила, перед которой расступаются все. Как это понимать? Как это можно соединить? По-человечески, кажется, невозможно. Но, Господь говорит: «Возможно! Выходите вперед , и Я сделаю вас сильными. Вы сможете стоять, не в тылу где-то, а на передовой, и только тогда вы сможете увидеть чудеса, которые Я для вас буду совершать на ваших глазах».

Знаете, что значит излитие Духа Святого в поздний дождь? Это люди, которые будут стоять впереди. Знаете, что значит урожай, которого Господь ожидает? Это люди, которые будут стоять впереди, но смогут стоять и не бояться, и в то же время не сражаться на передовой, в силе и духе Илии. С одной стороны – сила, а с другой стороны – Дух.

Помните, Господь послал Своих учеников на миссионерскую работу? Возвращаются они с миссионерской работы. Иоанн и его брат говорит: «Господи, там порядок надо навести, не пускают нас. Мы в это селение хотели войти, а они нас не пускают. Может, мы огонь. Ниспошли духа Твоего в виде огня».

Да? Тер. акт. Это сыны Громовы были – «Может быть, эту Газу рвануть?». А что Господь говорит? «Вы не знаете, какого вы духа». А что это такое? – книга Иоиля! Послушайте, долина Иосафата, послушайте! Сила нужна, или не нужна сила, чтобы встать вперед, нужна? Ещѐ какая! Вы знаете, Господь ожидает, что Его дети будут стоять и уповать на Своего Господа, и останутся, стоять до конца, что бы ни случилось. И Господь говорит: «Знаете, будет такое, будет. Излию от Духа Моего так, что вы посмотрите на своих юношей, на девушек, на стариков, и вы удивитесь, какая сила! А в чѐм сила эта проявится? В твердости стоять на самом переднем крае битвы и не сражаться, а доверить это Господу. И Господь сделает Свое дело. «И будет в тот день: горы будут капать вином». Вот будет результат. «И холмы потекут молоком и все русла Иудейские наполнятся водою, а из Дома Господня выйдет источник и будет напоять долину Ситтим». Что вы слышите? Вы помните Откровение? А что вы услышали? Река прямо из центра. А ещѐ что вы услышали? Если из центра река вытекает и всѐ напояет, и Едемский сад. Господь так хочет, нам вернут всю эту красоту, всѐ это богатство. Он так хотел, чтобы всегда был хлеб, как физический, так и духовный. Он так хотел бы, чтоб мы не были среди тех, кому вот эти первые стихи были адресованы: «Рыдайте, пьяницы». Он так хотел бы нас видеть людьми сильными, стоящими твердо на ногах. Он так хотел бы нас видеть и гордиться нами, и радоваться, как родители радуются, когда видят своих послушных детей, которые чему-то учатся, какие-то успехи в их жизни. И вместе радоваться.

Об этом книга Иоиль, интересная книга. О Духе и силе; о войне и о дожде; о серпах, оралах, мечах и копьях. Тут всѐ в этой книге. Она так же начинается, так же обрывается, как ворвался Илия пророк в историю Израильского народа. Она так же ворвалась в Священном Писании среди малых пророков эта короткая, но, знаете, сильная книга! О дне Господнем, он скоро наступит. Скоро грядет день Господень! «Трубите трубою на Сионе и бейте тревогу на святой горе Моей; да трепещут все жители земли, ибо наступает день Господень, ибо он близок» — об этом книга Иоиля — о дне Господнем, о дне Господнем, он близок. Тут много есть книг, которые похожи на книгу Откровения, и к которым подходит вот та концовка, что в книге Откровения: «Ей, гряду скоро! Ей, гряди, Господи Иисусе!». Аминь!