Библиотека soteria.ru
Полный сборник проповедей
Юрий Юнак
Дата публикации: 07.05.17 Просмотров: 43161 Все тексты автора Юрий Юнак
Исход: Бог предлагает выход
Книга Исход. Бог ожидает от нас, что мы будем задавать вопросы, и будем ожидать ответы. Он знает, как на нас подействует то или иное. И все эти сложные тексты Он оставил, именно, для того, чтобы нас чему-то научить. Сначала обратить наше внимание, а потом – учить. Нас бы лучше не тревожить, но вот это то и опасно. Нас надо тревожить! Если мы встречаем что-то неудобное для нас, то знайте, что это, скорее всего, очень важный текст. Это очень важные места. Если мы претыкаемся о какие-то отрывки, то знайте, что они очень важны. И как раз тут-то и надо остановиться. В книге Исход очень много таких камней преткновения. В книге Исход, Господь, эти камни специально сооружает (помните, когда Бог начал выводить народ из Египта, то, время от времени, Он говорил им: «Камни, камни… Вот здесь соорудите памятник». «Зачем?», — спрашивал народ. — «Чтоб ваши дети претыкались об эти камни. А когда они их увидят, то у вас есть повод, чтоб им объяснить, что они могут быть благословением. Они, вообще-то, предназначены для нашего благословения»).
Начинается книга Исход. Если взять и окинуть всю книгу взором, то мы опять там увидим ряд историй, которые произошли с народом Израильским. Что в начале? Рождение Моисея в необычных обстоятельствах. Затем, его обучение; бегство; женитьба за пределами Египта; важная встреча у горящего куста; язвы; Пасха; Исход; переход через Чермное море, гора Синай. Гора Синай, наверное, — это центр книги Исход, потому что там они организовываются. С Синаем же связаны два важных события – это получение закона, и построение Святилища. Вот это – краткое содержание книги Исход. Конечно же, там еще много историй по ходу как они шли, как они роптали, как Бог дал им хлеб и воду, и другие мелкие детали, но вот это – основные истории.
Книга Исход. Эту книгу можно разделить на две части. Первая часть – чудеса. Вторая – нет чудес. Чудеса — окончились, если, конечно, не считать постоянно продолжающихся чудес, таких как: манна, огненный и облачный столб. И если к этому привыкнуть, то чудес больше нет во второй части книги Исход. До Синая дошли и чудеса заканчиваются. На первый взгляд, если прочитать книгу Исход, то может показаться, что главное в этой книге – это чудеса. Вы посмотрите, в книге Бытие — чудес нет. За исключением творения, нет ничего, в сущности, сверхъестественного. Но когда мы приходим в книгу Исход, то там видим: чудо за чудом, потрясение за потрясением. Началось все с горящего куста, и все чудеса, которые провел Господь перед народом, перед египтянами, в пустыне. В других книгах вы не так ярко видите чудеса. Есть где-то, где Господь являет Свое могущество, дает о Себе знать чем-то необычным. Но книга Исход, первая его часть, — это великие чудеса, которые Господь производит в земле египетской, и во время исхода из этой земли. Где эти чудеса заканчиваются?
Начнем по порядку. Открываем первую главу: сначала мы видим, как эти люди пришли в Египет, и краткая история в первой главе, как эти люди превратились в рабов (помните, они пришли в Египет свободными, но, спустя время, они превратились в рабов). Заканчивается первая глава — указом об уничтожении всех мальчиков у евреев, чтобы этот народ не стал сильным. В этих условиях и рождается Моисей. Мы знаем, что он станет спасителем этого народа. Мы уже заметили, что у Бога каждое слово в Священном писании на своем месте и ничего нет лишнего. Для чего? Для того чтобы сосредоточить наше внимание на самом важном. Смотрите: «Некто из племени Левиина пошел и взял себе жену из того же племени». Как его зовут? Но вы знаете, о какой семье здесь идет речь? Кто в этой семье уже был? Отец, мать, Мариам, Аарон… А откуда вы знаете, что их так зовут? В этой главе их нет. Смотрите: «сестра его стала вдали наблюдать, что с ним будет». А как ее зовут? Нету? Почему нету? «И сказала сестра его дочери фараоновой: не сходить ли мне и не позвать ли к тебе кормилицу из Евреянок, чтоб она вскормила тебе младенца? Дочь фараонова сказала ей: сходи. Девица пошла и призвала мать младенца». А как их зовут? Понимаете, для того, чтобы вы увидели самого главного героя, все остальные остаются в тени. Это фон. Самый главный кто? А его тоже еще неизвестно как зовут. Кто ему дал такое имя? «И вырос младенец, и она привела его к дочери фараоновой, и он был у нее вместо сына, и нарекла имя ему: Моисей, потому что, говорила она, я из воды вынула его» (Исход 2:10). Интересно получается. Что фараон сказал делать с мальчиками?
– Убивать! Но акушерки не взяли на себя такую смелость и оставляли в живых. Да, Бог благословлял их. Какой вывод сделаете? Но, смотрите: будьте осторожны, если будете делать все, что делали люди, о которых здесь написано, то, как бы у вас не начались сюрпризы. Это рассказы. Господь рассказывает, что происходит. Он не пишет еще, что делать, что правильно, что – нет. Он просто говорит, что делали эти женщины, что Господь для них делал. Но пишет ли Он нам как поступать? Нет. Читаем дальше: фараон повелевал убивать детей при рождении, но они оставляли их в живых. И тогда фараон говорит, что если так не получается, то давайте бросать всех детей в Нил. Принести в жертву Нилу. Вы знаете о том, что Нил — это была священная река, египтяне поклонялись ей. И что? Всех мальчиков бросают в реку? Как не всех? Кого не бросили в реку? А откуда вынула дочь фараонова Моисея? Кто бросил? Вот чтобы спасти, женщина и бросила сына в реку, как мать. «Спустя много времени, когда Моисей вырос, случилось, что он вышел к братьям своим [сынам Израилевым]», — помните эту историю? И пока, кто у нас? С кем мы познакомились? Мать – не знаем, как зовут, отца не знаем, как зовут, дочь – не знаем, как зовут, дочь фараона – не знаем, как зовут, знаем только, как зовут Моисея. Кто в главной роли понимаете кто? Евреи, которые сорятся, тоже не знаем, как зовут. Кого убил Моисей, тоже не знаем, как зовут, фараона не знаем, как зовут. «Моисей убежал от фараона и остановился в земле Мадиамской, и сел у колодезя. У священника Мадиамского [было] семь дочерей. Они пришли, начерпали [воды] и наполнили корыта, чтобы напоить овец отца своего. И пришли пастухи и отогнали их. Тогда встал Моисей и защитил их, и напоил овец их. И пришли они к Рагуилу …» (Исход 2:15-18). Кто второй? Кто это? Это будущий тесть. Понимаете кто еще в главной роли? В книге Исход пока мы знаем только двух героев. И вы знаете, что главные из людей в книге Исход– это эти два человека. Между прочим, помните, что книга Исход в еврейской Библии, называется: «Вот имена». Первая часть книги Исход – это, когда Бог действует через Моисея, вторая часть – это, когда Бог действует через Рагуила. С Моисеем будут чудеса – Рагуил придет туда, и чудеса закончатся. Два человека в главной роли. Ну, и третий – Сепфора. Я хотела бы больше знать об этой женщине. Это, вообще, требует особого разговора – история Моисея и Сепфоры. Может мы, когда-то, коснемся более подробно. И дальше, потом — появляются имена. Я убежден, что это не случайно. Потому что ведь можно было написать всех, как зовут, но Бог выделяет в Священном писании главные действующие лица. И вы увидите, что это они главные действующие лица. Мы приходим к концу второй главы. Вступление, введение в книгу Исход – заканчивается. Вы видели, что там происходило. Как евреи стали рабами. Кульминацией рабского положения народа еврейского является то, что уничтожают всех мальчиков. Чудом спасается один – Моисей. Его вытащили из воды, но и он – в бегах.
«Спустя долгое время, умер царь Египетский. И стенали сыны Израилевы от работы и вопияли, и вопль их от работы восшел к Богу. И услышал Бог стенание их, и вспомнил Бог завет Свой с Авраамом, Исааком и Иаковом. И увидел Бог сынов Израилевых, и призрел их Бог». Как вы, вообще, читаете эти тексты? Сколько лет они стенают и вопиют? Давно? Моисей уже давно увидел несправедливость. Даже вмешался там, что-то сделать, но неудачно – пришлось бежать. Моисей уже сорок лет живет у Рагуила и, наконец-то, Бог услышал. «И услышал Бог стенание их, и вспомнил…». А что Он забыл? Как вам это? «И увидел Бог сынов Израилевых, и призрел их Бог». Знаете, что это за тексты? Это поворотные тексты в книге Исход. Потому что, когда Бог обращает внимание, то Он – начнет действовать. Это не значит, что Он не видел и не слышал раньше. Но сейчас наступает момент, когда Он начнет действовать. Вы знаете, мы почеловечески думаем, что надо раньше действовать или по-другому, но так думаем только мы – люди. Моисей так же думал. Дров наломал. И что? А почему ему пришлось убегать? Кто раньше вступился за народ? Бог или Моисей? Вроде бы Моисей. А как отреагировали евреи на то, что Моисей вступился за них? — Народ не был готов. Вы знаете, Бог давно мог бы вступиться за нас. Почему мы ждем 6000 лет? Бог не готов? Не слышит? Забыл? Ему надо вспомнить? Понимаете, Бог говорит на понятном нам языке. Он хотел бы, чтоб мы поняли, что с нами сейчас происходит. Понимаете, когда мы начнем понимать Бога? И увидел их Бог – сейчас Он начнет вмешиваться. И вот тут, Господь призывает Моисея. Вот эти тексты, которые мы прочитали, конец второй главы книги Исход, — это первые поворотные тексты в книге Исход. Это как петля двери – сейчас откроется, и мы увидим, что там происходит. Они как будто переворачивают новую страницу. Тут было: введение, предыстория, фон; а сейчас Бог — вспомнил, презрел и уже идет! И переворачивается страница, и вы видите, как Господь начинает уверенную поступь в сторону Исхода – освобождение! Сначала Он встречает Моисея, говорит: «Моисей, хватит, собирайся». Затем Он разговаривает с Сепфорой на понятном ей языке. Потом приводит Моисея к фараону и разговаривает с фараоном уже на его языке. Бог со всеми разговаривает на понятном языке, в зависимости от того, какое у кого воспитание, образование, какое положение, какой жизненный опыт, какой возраст. Потому нам, издалека, не все бывает понятным. И начинаются чудеса: чудеса – для фараона; чудеса – для народа Израильского. Знаете, до каких пор эти чудеса происходят? До какого момента? Прежде чем мы дойдем до этого момента, я хотел бы остановиться на некоторых чудесах, потому что они важны. Например, манна. Вы знаете, с чем связано это чудо? С какой заповедью? Господь еще не дал Закон, еще не дошли до Синая. И впервые вы слышите про субботу – это раньше, чем десять заповедей. Подумайте. И с чем она связана? – С хлебом! Вы не проживете без этого. Вот почему это так важно. Вам нужно жить, потому-то нужно оставить все свои дела, даже пищу телесную ради духовной. Это тот урок, который хотел преподать Господь евреям в самом начале, а иначе – ничего не получится. Если Он не соберет их в субботу, и не завладеет их вниманием – это первое, очень важное условие. Но чудеса… скоро они закончатся. Бог совершает чудеса на каждом шагу, но знаете, где они заканчиваются? Мы приходим к 17 главе. Вначале еще есть чудеса – Бог дает воду народу из скалы: «вот, Я стану пред тобою там, на скале в Хориве, и ты ударишь в скалу, и пойдет из нее вода, и будет пить народ. И сделал так Моисей в глазах старейшин Израильских» (Исход 17:6). Слышите, что Бог сказал? – «Я стану пред тобою там, на скале в Хориве, и ты ударишь в скалу, и пойдет из нее вода, и будет пить народ». И следующее, еще одно чудо в этой же главе, — война: «И пришли Амаликитяне и воевали с Израильтянами в Рефидиме» (Исход 17:8). Там написано, что Моисей обнаружил, сколько времени он держал руки — столько побеждали Израильтяне. Когда он это обнаружил — стал уставать. Моисей взял себе помощников и держал руки до тех пор, пока не победили Израильтяне. «И услышал Иофор, священник Мадиамский» (Исход 18:1), — кто это пришел? Рагуил, а тут – Иофор… Вы знаете, тут ничего удивительного нет, это удивительно только для России, только у нас одно имя. Везде, во всех странах, по два имени. Так что, Иофор и Рагуил – это один человек. И когда пришел Иофор (помните эту историю?), что он увидел? Это был мудрый. Он пришел, привел жену и детей к Моисею. Знаете почему? Потому что, сначала, Моисей направился в Египет всей семьей, но потом – вернул их обратно к отцу и вывел весь народ; Они подошли к горе Синай. Помните, где это было? Там, где Господь явился Моисею в горящем кусте. Т.е. это было недалеко от того места, где жил Иофор. Иофор приводит жену и детей к Моисею, и остается весь тот день. Вы представляете, что Иофор был очень рад увидеть зятя, но зять (Моисей) был занят. Моисей должен был учить весь этот народ учить, водить, судить, выслушивать все, что они там говорят. Иофор понаблюдал. Смотрите, что дальше: «Моисей вышел навстречу тестю своему, и поклонился, и целовал его, и после взаимного приветствия они вошли в шатер. И рассказал Моисей тестю своему обо всем, что сделал Господь с фараоном и с Египтянами за Израиля, и обо всех трудностях, какие встретили их на пути, и как избавил их Господь. Иофор радовался обо всех благодеяниях, которые Господь явил Израилю, когда избавил его из руки Египтян». Интересный этот стих – Иофор радовался, как все это происходило. Представляете себе? Мне кажется, что они очень хорошо ладили друг с другом. Нечасто такое увидишь, такое отношение. Пришел Иофор — Моисей ему все рассказал. Иофор радовался всему этому: «И сказал Иофор: благословен Господь, Который избавил вас из руки Египтян и из руки фараоновой, Который избавил народ сей из-под власти Египтян», — это вечером, в первый день после того, как они встретились. «На другой день сел Моисей судить народ, и стоял народ пред Моисеем с утра до вечера. И видел тесть Моисеев, всѐ, что он делает с народом». Смотрите, что Иофор говорит: «Что это такое делаешь ты с народом? для чего ты сидишь один, а весь народ стоит пред тобою с утра до вечера?». Моисей объяснил. Иофор говорит: «Не хорошо это ты делаешь: ты измучишь и себя, и народ сей, который с тобою, ибо слишком тяжело для тебя это дело: ты один не можешь исправлять его; итак послушай слов моих; я дам тебе совет, и будет Бог с тобою: будь ты для народа посредником пред Богом и представляй Богу дела [его]». Помните совет, который дал Иофор? Он говорит ему: «Что ты делаешь? С утра до вечера – так не получится, так далеко не пойдет. Послушай, вот что сделай: выбери себе помощников и пусть они решают, что делать. Поставь каждого на свою службу – пусть они решают, а самые сложные вопросы – тебе приносят. Организуйтесь!». Понимаете, что Иофор говорит? Он не говорит, что Моисей обязательно должен это сделать, но если ему Господь позволит это сделать. Позволил Бог? … И чудеса – закончились. Понимаете? Почему? Это хорошо или плохо? Понимаете, это был новый этап в истории Израильского народа с приходом Иофора. Как справится с этим неорганизованным обществом? Богу пришлось творить чудеса. Вы знаете, Бог будет творить чудеса до тех пор, пока мы не повзрослеем и не организуемся, но чудеса – прекратятся. Знаете о чем книга Исход? Книга Исход говорит о том, что чудеса – прекратятся. Между прочим, многие ждут чудес в конце истории нашей земли. – Не будет! В Духе Пророчества, Е. Уайт пишет, что Бог не будет творить чудеса. Знаете почему? Потому что сатана будет подделывать чудеса. И последнее время ознаменуется чудесами, который сатана будет производить. А Бог будет действовать примерно так, как посоветовал Моисею Иофор. Знаете, как родители радуются первым шагам, первому слову ребенка? Они больше радуются этому, чем когда они кормят и носят его, одевают, переодевают. А Бог? Он так бы хотел нас видеть самостоятельными, взрослыми, серьезными, организованными, мудрыми… и чудеса – закончатся.
Мы часто рассказываем свои опыты, говоря: «Вот, я помолился, и Бог ответил мне!». Знаете, что такое опыт? Опыт – это не чудо. Подумайте, что такое опыт? Вы слышали подобный пример: «Я потерял, помолился, но не нашел, и вдруг – понял!». Вот это настоящий опыт. Понял, что не надо разбрасывать вещи, где попало. Потому что опыт подразумевает, что я чему-то научился. Потому, в последнее время, мы и ждем излития Духа Святого, что думаем, что вот мы помолимся, и люди будут исцеляться. Знаете почему? Потому что Бог научил нас здоровому образу жизни, и Он ждет, что мы будем исполнять эти принципы и научим еще других, и они – исцеляться. И вот таким образом совершит Бог чудо.
И мы можем ждать излития Духа Святого, и пропустим настоящее, потому что Господь уже дал нам чудо – это принципы здоровья. Он ждет, что мы организуемся, и будем применять их в жизнь, и будем здоровым народом, и люди будут смотреть на этот народ, и будут говорит: «Где еще есть такой народ? Где еще есть такой Бог с такими законами как у Него». Понимаете, что Бог делает в книге Исход? И вот тут, в 18 главе – еще одна петля, еще один поворот. Видите кто в главной роли? И будет еще одно пришествие, еще один приход, еще одна петля. Исход 25:8: « И устроят они Мне святилище, и буду обитать посреди них». Сначала Иофор пришел к Моисею в шатер. Хорошо им было? А здесь Господь им говорит: «Я тоже к вам хочу. Можно к вам? Устройте и Мне шатер. Мне так хочется с вами быть». Понимаете, что здесь происходит?
— Вы хотите, чтобы что-то поменялось еще раз, чтоб произошло качественное улучшение? Если пришел мой священник Мадиамский и как после его визита? Вы почувствовали, как заработала организация? Сделайте, пожалуйста, шатер. (Господь)
И вся вторая часть книги Исход – это народ готовит для Бога место. Это главная тема книги Исход. Исход 33:12-17: «Моисей сказал Господу: вот Ты говоришь мне: «веди народ сей», а не открыл мне, кого пошлешь со мною, хотя Ты сказал: «Я знаю тебя по имени, и ты приобрел благоволение в очах Моих». И так, если я приобрел благоволение в очах Твоих, то молю: открой мне путь Твой, дабы я познал Тебя, чтобы приобресть благоволение в очах Твоих; и помысли, что сии люди Твой народ». Моисей беседует с Богом. Слышите этот разговор, эту беседу? Я хотел бы, чтобы вы почувствовали это настроение. Это не обычный разговор, который был до сих пор: «Нет воды!». — «Нет воды? Сейчас сделаю». — «Нет хлеба!». – «Сейчас будет». — «Мясо хотят!». – «Сейчас организуем». Но здесь Моисей разговаривает с Господом и говорит: «Боже, я хотел поговорить на одну тему. Ты помнишь, когда-то, ты мне сказал, чтоб я вел этот народ и хоть Ты сказал, что знаешь меня по имени, что Ты меня пошлешь, но как я пойду, с кем я пойду, Ты мне не все объяснил, не все рассказал. Я даже не знаю, как выразить то чего хочу…». Вы слышите, что здесь Моисей даже слов не находит что он хочет? Как-то раньше было просто: Моисей приходил, просил, Господь отвечал ему. А тут разговор не похожий на остальные. «Господь сказал: Сам Я веду тебя, и введу в покой». «Боже, Ты как-то говорил, что еще кто-то там пойдет…». – «Я пойду!». И вы знаете, что после этого? Читаем дальше 15 стих: «Моисей сказал Ему: если не пойдешь Ты Сам с нами, то и не выводи нас отсюда». Знаете, как будто то, что Моисей не знал, как сформулировать – Бог ему помог. Он как будто издалека начал говорить, что «Господи, Ты как-то говорил, что выйти… кто пойдет с нами… я вот не знаю…». Бог говорит: «Я пойду!». Моисей говорит: «Если Ты не пойдешь, то даже и не выводи нас отсюда». Слышите? В том, предыдущем, стихе он как будто не знал что хочет, а здесь? Он давно знал, что он хочет только не знал, как это просить. Бог говорит: «Моисей, Я понял! Я иду!». «Да, да, да, Господи, если не идешь, то мы даже не двинемся с места. Останемся здесь и все!
На этом месте». Вы знаете, почему Моисей так легко дошел до этого места?
Знаете, почему он так легко дошел до Синая? Не было этого разговора о Египте. Моисей вывел народ. Куда пришел? Куда обещал Бог? Он пришел домой – к тестю. Моисей говорит: «Господи, я как-то дальше не решаюсь… Сюда я с удовольствием пришел, а дальше… Ты как-то говорил, что кто-то пойдет…».
Помните разговор Моисея с Богом у горящего куста. Бог говорит: «Иди в Египет».
– «Да не хочу я…». Но Бог говорит: «Иди! Там Аарон есть – он будет разговаривать». Вот Моисей и пошел. Что ж делать… Было сказано даже больше: « Иди, а то убью». Почитайте. И это не пустые слова были. Сепфора это поняла. И Моисей пошел. Из Египта он просто пришел. А дальше, он говорит: «Господи, Ты обещал кого-то послать… Я уже пришел. Дальше может кто-то другой? Иначе не уйдем отсюда». Но Бог говорит: « Я иду! Не бойся!». «По чему узнать, что я и народ Твой обрели благоволение в очах Твоих? Не потому ли, когда Ты пойдешь с нами? Тогда я и народ Твой будет славнее всякого народа на земле» (Исход 33:16). Видите, как заговорил Моисей? «И сказал Господь Моисею: и то, о чем ты говорил, Я сделаю; потому что ты приобрел благоволение в очах Моих, и Я знаю тебя по имени» (Исход 33:17). Слышите разговор? Как будто и нет какой-то темы, но вы чувствуйте отношение. Моисей говорит: Господи, если у нас будут такие отношения, то на край света. С Тобой — иду! Если не так, то – никуда не пойду. «Моисей сказал: покажи мне славу Твою» (Исход 33:18). Видите, как он осмелел? «И сказал Господь: Я проведу пред Тобой всю славу Мою» (Исход 33:19), — это кульминация книги Исход, это то, что Бог хотел увидеть и услышать еще в Едемском саду. Когда Адам с Евой прятались, Бог хотел такого разговора с ними. Видели отношения Иофора с Моисеем? Моисей все ему рассказывает, никуда не спешит. Иофор все выслушивает. Потом дает совет. Заметьте, Моисея это — не огорчило и не обидело. Все хорошо, но Моисей хотел иметь еще такие отношения с Богом. И вы слышите? Вот они: «Моисей говорит: а славу тоже покажешь?». «Да, покажу, – говорит Бог, – сделаю больше, чем ты просишь». Вы понимаете, где начинается восстановление? Это еще одна петля. В плане отношений решается проблема. Помните, что такое грех в плане отношений? Прячутся, обвиняют друг друга. О разговоре тихом, в прохладе дня, речи не может быть. Тут появляется надежда. Моисей уцепился за это и говорит: « Господи, вот такие отношения, иначе – с места не сдвинусь.
Исход 40:34: «И покрыло облако скинию собрания, потому что осеняло ее облако, и слава Господня наполняла скинию», — это результат, это – книга о спасении.
Господь начинает спасать. Если книга Бытие – это книга о том, что такое грех (видели что такое грех, слышали что такое грех, ощутили, чем все это заканчивается). И после книги Бытие, какой возникает вопрос?
Господи, а какой же выход? Есть ли какой-то выход?
Читаем дальше, книга Исход: «Выйдем отсюда! Выйдем! А куда мы пойдем? Нет, с кем мы пойдем…? ». Господь подводит к этому. Заметьте, Господь не спасал так Израильский народ, Он не сказал так: Моисей, поднимись ко Мне на гору Синай на 40 дней, держи скрижали, иди в Египет, дай Израильтянам эти заповеди на 40 дней, а через 40 дней придешь – проверишь, если не соблюдают – пусть работают, если соблюдают – выведем. Почему Господь так не сделал? Он не ставит им условия. Они день от ночи не отличают, не говоря уже о днях недели.
Давай выведем их.
Ну, давай.
Вывели, но так далеко не поедешь — надо организоваться, надо стать людьми, сколько работать и работать… Надо думать, надо и общаться, надо и вопросы задавать, не только совсем соглашаться.
Я хотел бы, чтоб вы стали людьми. Мне, конечно, нравится, что вы выполняете, но я хотел бы, чтоб вы выполняли все осознанно. А ну- ка, собери всех у горы Синай. Я с ними поговорю. Я хочу их увидеть. Да, лучше Мне шатер устроить, потому что Я надолго здесь.
И, когда Моисей был готов, тогда и состоялся этот разговор. И Моисей говорит:
«Господи, мне понравилось, дальше, без Тебя, – не пойду». Господь говорит:
«Хорошо! Я этого ждал!».
«И покрыло облако скинию собрания, и слава Господня наполнила скинию», — так закончилась книга Исход. Начинается спасение, но это — только первая часть, первый этап. Книга Бытие – поднимает проблему. Мы понимаем, что это серьезная проблема. Книга Исход – начинает решать эту проблему.
Пусть те красивые отношения, которые были когда-то потеряны, Бог вернет в наши семьи, в наши церкви, и тогда Его присутствие наполнит наши дома, в которых мы живем, и наши церкви. Аминь.