Юбилей

Сегодня ещѐ одна библейская история о вере. И на этот раз мы покидаем Книгу Бытие, и перемещаемся в третью книгу Священного Писания, эта Книга Левит. Говорят, эта самая не интересная книга в Библии. Чаще всего люди доходят до этой книги, и устают читать. И ясно почему. Потому что когда открываешь Книгу Бытие там истории, истории об Аврааме, истории об Иосифе. Когда читаешь уже Книгу Исход тоже интересно, потому что события, связанные с исходом, удерживают наше внимание, пока читаешь. Как Моисей родился, как Моисей попытался освободить свой народ, готовился освободить народ, неудачно получилось, ему пришлось бежать, интересно это читать. Но когда приходим с израильтянами в пустыню, как начинается исчисление и описание каждой жертвы… Некоторые на сон грядущий читают эти главы. Но вы знаете, нет такой части в Священном Писании, которая была бы не нужной, не важной, особенно в вопросах веры. Давайте откроем 25 главу Книги Левит, и будем читать с первого стиха:

«И сказал Господь Моисею на горе Синае, говоря: объяви сынам Израилевым и скажи им: когда придѐте в землю, которую Я даю вам, тогда земля должна покоиться в субботу Господню; шесть лет засевай поле твоѐ, и шесть лет обрезывай виноградник твой, и собирай произведения их, а в седьмой год да будет суббота покоя земли, суббота Господня; поля твоего не засевай и виноградника твоего не обрезывай; что само вырастет на жатве твоей, не сжинай, и гроздов с необрезанных лоз твоих не снимай; да будет это год покоя земли». Как вам нравится это четвертая заповедь для земли? Вы знаете, что есть четвѐртая заповедь для людей, а вот она заповедь о субботе для земли. Вы еѐ исполняете? У кого есть участок, который он обрабатывает, хочу увидеть? У кого есть? Кто любит землю? Что вы скажете, как вам нравится вот эта заповедь Божья, которую Он дал своему народу? Говорит: «Вот вы приходите в землю, которую Я вам приготовил, запомните хорошо: шесть лет возделывайте свои участки, делайте всѐ, чтоб был хороший урожай, собирайте урожай, не забывайте десятину для Господа. Радуйтесь и веселитесь, когда собираете урожай, но когда наступает седьмой год, отдыхайте. Забудьте о своих полях, не засевайте их, не возделывайте их. Может быть, хоть, что само собой вырастет, может это можно собрать? Нет, Господь говорит. Оставь! Ну, может быть странники, пришельцы, люди бедные будут проходить мимо твоего поля и возьмут, то, что выросло само собой? Оставь это!» Как вам нравится эта заповедь? Помните, такое есть понятие у земледельцев «земля под паром». Это что значит? Земля отдыхает. С какой целью это делают? Что бы земля восстановила силы, да? Как это происходит, земля первый год приносит урожай хороший? Второй год, третий, четвѐртый, пятый, в шестой год, хороший урожай? Хуже. И по этому земледельцы оставляют, год не засеивают, не обрабатывают, вот так пусть останется земля, чтоб набралась сил, так? Может, это имел в виду Господь, как вы думаете? Читаем дальше: «Исполняйте постановления Мои, и храните законы Мои, и исполняйте их, и будете жить спокойно на земле; и будет земля давать плод свой, и будете, есть досыта, и будете жить спокойно на ней. Если скажете: «что же нам есть в седьмой год, когда мы не будем ни сеять, ни собирать произведений наших?» Смотрите, что говорит Господь, в ответ на этот вопрос: «Я пошлю благословение Моѐ на вас в шестой год, и он принесѐт произведений на три года».Вот урожай! Да? Господь говорит так, что вы будете на восьмой год, ещѐ есть произведения шестого года, и даже до девятого может хватить, такой урожай будет в шестой год. Так оказывается это не тот случай, когда земле нужно отдохнуть, правда? Смотрите, что бы сделали земледельцы сегодня, если земля вдруг принесла бы тройной урожай? Оставили землю «под паром»? Пока земля даѐт урожай, возделывай еѐ. Когда она потеряет свою силу, тогда оставь еѐ отдохнуть. Правда? О чѐм это говорит? Смотрите, это не тот случай. Господь говорит: «будете переживать, что у вас не хватит пропитания? Не бойтесь. Это не тот случай, что я переживаю о земле, Я дам силу земле». О ком Бог переживает? О людях Он переживает! Именно в этих вопросах у нас большие проблемы, именно в вопросах труда и отдыха, именно в этом. Посмотрите, как мы живѐм. Особенно в той стране, где мы с вами родились, выросли. Как мы живѐм? Как мы отдыхаем? Как мы работаем? Вы помните такое, как люди на заводах, на предприятиях работали? Работали, ну, сейчас уже всѐ отдыхает, всѐ «под паром», да? Был такой лозунг: «Пятилетку досрочно!», а шутили: «Пятилетку в три дня!» Понимаете, мы не умеем работать, потому что не умеем отдыхать. Сейчас, когда границы открылись, начали выезжать в другие страны, начали новые слова появляться в нашем обиходе, в нашем лексиконе. Одно выражение, одно слово weekend – конец недели, дословно, т.е. суббота, воскресение. Вы знаете, в других странах это святое дело. Люди, как заканчивается трудовая неделя, оставляют всю работу и за город, отдыхают. Посвящают это время своим детям, муж жене, жена мужу. Смотрите как у нас. Пригласите кого-то на богослужение в субботу, что скажут: «Единственный выходной, столько стирки собралось, на базар сходить надо, масса дел, нет, никак не получается!» А если это весна, огороды пошли. «Какой там седьмой год! Тут седьмой день невозможно вырвать для себя!»Мы не умеем хорошо трудиться. А откуда знаем, что не умеем хорошо трудиться? Посмотрите, что мы предпочитаем в магазинах покупать импортное или своѐ? Почему? Потому что, наше подведѐт. Потому что кто его знает, может, в конце месяца делали, но это ещѐ тогда. Мы не умеем трудиться, потому что не умеем отдыхать. И когда открываете Священное Писание, не удивительно, что Господь говорит в первой же книге: «Седьмой день – отдых». Представляете, что это значило для Адама и Евы? Для них это первый день, полный первый день, потому что они были сотворены в шестой, в пятницу. И в первый полный день Адам говорит: «Господи, что мы будем делать? Господь говорит: «Всякое большое дело начинается с хорошего отдыха. Выходной!» Как вам это нравится? Вы знаете, не получится хорошей работы, если мы будем как белка в колесе. На роботу с работы, на работу с работы, троллейбус, автобус, будильник зазвенел, вскочил, глаза протѐр, что-то там проглотил на ходу и побежал. У нас всѐ перепуталось, а как выходной, у нас масса дел дома. И потому Господь с самого начала… Вы смотрите, ещѐ не дал никаких других повелений, Господь уже говорит: «Суббота – особый день! Выходной». Многие говорят, суббота эта не для нас, это Господь дал израильскому народу в пустыне. Это израильскому народу. Так? Где вы встречаете впервые упоминание о субботе? Там ещѐ нет израильского народа. Понимаете, когда Господь говорит что-то о субботе, что это святой особый день, там ещѐ нет израильского народа. А что это значит? Господь хотел бы, что бы все жили хорошо, не только отдельные народы. И потому, первое, чему Он хотел людей научить – работать и отдыхать. Если работа – работа, если отдых – отдых. Если у вас всѐ смешается в голове, непонятно, работаете вы или отдыхаете, что это, работа или перекур, такой будет и результат. Но теперь посмотрим, мы открыли Книгу Левит. Книга Левит эта книга, где мы встречаем множество законов, которые Господь даѐт своему народу. Он вывел их из Египта и учит жизни, говорит: «Сейчас мы идѐм по пустыне, но когда вы остановитесь на земле, вам уже надо научиться работать и отдыхать. Это первое, что вам в жизни нужно будет. У вас должны быть определѐнные порядки в обществе. Не только этот закон Господь дал своему народу, не только то, что касается работы и отдыха. Он дал много законов, которые оберегают здоровье людей, и всѐ в этой же книге. Он дал законы, которые регулировали отношение между родителями и детьми, между мужем и женой, между семьями. Господь дал множество законов, ну, а как вы хотите? Любое государство имеет свои законы, тем более вот этот народ, который Бог выводит из Египта. Он учит их жить, всесторонне, они должны быть особым народом. Значит, у них будут особые законы. Вы знаете, если бы мы всмотрелись в эти законы, мы бы увидели, как мудро Господь эти законы продумал, и как Он их сформулировал. Здесь в этой же главе, Господь говорит: «сначала будет у вас седьмой год, потом опять шесть лет, опять седьмой год и так семь раз. И когда вы дойдѐте до 50 года». Семь умножить на семь, сколько? 49. А пятидесятый что? Юбилей! Господь говорит седьмой год, т.е. уже 49 в этом цикле, тоже будет субботний, а пятидесятый, что будет делать? Засеиваем поля? Нет. Господь говорит: это тоже праздник. Юбилей. Два года подряд, это юбилей. И в этот год объявлялась амнистия для всех преступников. Вы представляете себе? А где они находились, эти преступники? И вот тут мы обнаруживаем ещѐ один закон, который Бог дал своему народу. Города-убежища. Вы знаете, что это такое? Знаете, кто там жил? Господь повелел: «Выдели себе города в земле, где ты будешь жить. Специальные города для левитов, но из тех городов для левитов ещѐ выбери особо некоторые города, как города-убежища. Во всех левитских городах будут жить священники и левиты, колено Левия, а вот в этих городах-убежищах будут жить, знаете, кто? Священники и преступники. Вот это население города. Как вам нравится контингент? Священники, и убийцы –преступники. Господь говорит: «Если случилось так, что кто-то убил человека, пусть бежит, пусть бежит в ближайший город-убежище, и там должен жить. И пусть оттуда не выходит. Выйдет за пределы города, никто ему жизнь не гарантирует. Родственник убитого им человека, встретит, может убить, и никто его не защитит. Но если этот человек добежал до города-убежища, ближайшего, потому эти города так были расположены в Палестине, что бы равномерно можно было с любого места попасть в ближайший город-убежище. Фактически, это были тюрьмы, но вы смотрите, какие тюрьмы. Никто их туда под конвоем не вѐл, они добровольно туда бежали. И там отсиживали свой срок. Скажите, кто определял срок, наказание? Никто. Бог определял. Понимаете, что происходило? Если случалось, что человек убил сразу после юбилейного года, знаете, сколько он будет там сидеть? 50 лет. Может раньше выйти, если умрѐт первосвященник. Если умирал первосвященник, объявлялась тоже амнистия. Все выходили и шли в свои дома. Представляете себе, как была устроена уголовная система в израильском народе. Если случалось так, что человек преступал закон сразу после юбилея, срок наказания 50 лет, если случалось так, что он в 49 году совершал преступление, срок наказания меньше года. Можете себе представить законы? Как вам это нравится? Почему Господь всѐ так устроил? Вы представляете себе, что это означало? Посмотрите на нашу жизнь, как мы живѐм. У нас где-то есть наш участок, где-то есть наша работа и наша Церковь. У людей чѐтко это, как правило, разграничивается, участок – это моѐ дело, я его должен возделывать, мне надо семью прокормить, работа – это моѐ дело, с Богом я имею дело, когда прихожу в Церковь, там начинается моя вера. Мой участок – это моѐ дело, но если случается, к примеру, засуха и нет урожая, я вспоминаю о Боге. «Господи! Вот моя семья, мои дела». Тут свой образ жизни, свой лексикон, свои привычки, это особое дело. Что касается веры в Бога, вот наступит суббота, для кого-то воскресение, вот там начнутся мои отношения с Богом. Но если беда в жизни случится, вы знаете у людей даже претензии к Богу бывают: «Куда Господь смотрит! Почему Он это допустил? Я же верующий!» Я хочу, что бы вы обратили внимание на то, как люди веру понимают. У них нет претензий к Богу, что бы Он был вместе с ним на поле, потому что там у него разговор свой, там у него привычки свои, кто его знает, как Бог это всѐ оценит. Нет у людей претензий, когда они решают свои личные дела – воспитывают детей, дают им образование, решают жилищный вопрос, думают о пенсии, думают, кому составить завещание. Они не думают советоваться с Богом. «Это моѐ личное дело, я свободный!», но когда проблема с детьми, с внуками, с имуществом, у людей претензии к Богу, они бегут в Церковь, тут начинается вера. Я хочу, чтоб вы увидели, как мы относимся часто к Богу, и как мы понимаем, что такое вера. Где она начинается, и где она у нас заканчивается. Я хочу, что бы вы обратили внимание, как мы люди относимся каждый день к нашей вере. Понимаете, почему Господь, когда вывел свой народ, Он начал их учить, и Он говорил: «Вы народ святой! Каждый ваш шаг будет на виду у других людей. Люди посмотрят на вас, они будут говорить о вашем Боге. Потому, законы у вас должны быть святые, отношения в семьях у вас должны быть святые, отношения между мужем и женой – святые. Понимаете, что значит святые? Особые отношения, не как все. Вы должны понимать, что вы предо Мной живѐте. Каждый ваш шаг Я вижу, каждое слово слышу. Помните, что ваша вера постоянна. Или она есть или еѐ нет. Вы верите, что Господь видит каждый ваш шаг? Вы верите, что Он слышит каждое ваше слово? Вы верите в то, что Он читает ваши мысли? Понимаете, что это значит? Если это не слова только, то это в вашей жизни видно будет. Любой человек посмотрит на вашу жизнь и скажет: «Этот человек верит, что Господь читает его сердце! И Господь готовил своих детей, что бы они стали таким особенным народом, пока они шли по пустыне. И говорит: «Помните, придѐте на это место, и Я хочу, что бы у вас были интересные законы». И начинает с чего? Начинает с времени. Это то, в чѐм мы много согрешаем, во времени. Так начинается вся Библия, с времени. Господь говорит: «Вот этот день отделите для Меня». Смотрите, ещѐ не дал никакой заповеди. «Не убей» не сказал, «не прелюбодействуй» не произнѐс, «почитай отца твоего и мать», ещѐ Адам и Ева не слышали такого, а суббота уже сказал Бог. Господь начинает наводить порядок во времени, потому что Господь знает, прежде чем мы наведѐм порядок в пространстве, а Он дал Адаму и Еве территорию, всю землю, и говорит: «Ты владычествуй, ты будь хозяином. Я надеюсь, что у тебя на этой земле будет порядок, но его не будет, если у тебя не будет порядка во времени. Поэтому, ты должен чѐтко знать, что тебе делать сейчас, и что делать завтра. Для того, что бы у тебя хорошо получилось, первый день – для Господа. Отдыхай. Это будет у тебя днѐм – всегда для Господа. И знай, каждый субботний день – для Меня, это отдых. И тогда у тебя будет порядок в пространстве». Понимаете, почему мы не как не можем, ещѐ навести порядок в городе, на наших участках, на вокзалах, в туалетах? Потому что у нас нет порядка во времени. Захотелось, работаю, захотелось, отдыхаю, а в итоге и не то, и не то. И работы как следует, нет, и отдыха никакого, и мы вот так, всю жизнь, как белка в колесе. У нас из-за этого нет порядка в отношениях, потому что если вы будете бегом по кругу без выходных, без отдыха, вы понимаете, какие у вас будут нервы? И вы понимаете, какие будут отношения в семьях? Как часто, именно из-за этого, портятся отношения, и люди себя оправдывают, говорят: «Извини, я так устал». Оправдание. «Я нагрубил, я наговорил тебе, потому что я сильно устал, не выспался или плохо поел. Нет порядка во времени, не будет порядка в семьях, не будет порядка в обществе. Будут испорчены отношения, и тогда нужны, будут замки, нужны будут тюрьмы, нужны будут больницы. Понимаете, что происходит? А всѐ начинается с небольшого, с малого. Навести порядок в голове. Интересные законы были в Израиле. Смотрите, с какой проблемой сталкивается особенно молодежь, вот в это последние время. Что они делают? Не работают, мечтает, что он куда-то поедет, и сразу много заработает. Те, кто по старше говорят: «Ты устройся на работу, и хоть немного, но будешь получать». А он: «Нет. Что я, глупый работать на такую маленькую зарплату. Я поеду, я заработаю». Знаете, что это? Это прямой путь в рабство. Понимаете, почему Господь, когда вывел израильтян из Египта, Он начинает их именно этому учить. Первое, что Он сказал, ещѐ до Синая, говорит: «Так, манну Я вам дал? В субботу не выходите собирать манну». Прочитайте в Книге Исход. Ещѐ Господь не произнѐс 10 заповедей, а за субботу уже наказывает. Помните? Заповеди Он даст в 20 главе, а суббота где? В 16 Книги Исход. О чѐм это говорит? Господь очень чѐтко даѐт понять: «От этого будет зависеть ваше благополучие. Если наведѐте порядок в своѐм графике работы, спланируете и придержитесь этого. Всякое большое дело начинается с хорошего плана! И так как, Господь выводил их из рабства, Он очень не хотел, что бы они опять туда попали. А как они могут туда попасть? Помните, какая жизнь у них была в Египте? Были выходные, они праздновали субботу? У них был восьмичасовой рабочий день или какой? Вполне возможно, что они с трудом доходили до своего угла, сказать кровать, наверное, тоже не было, и падали. Следующие, что они осознавали, это что пора уже опять собирать солому и делать кирпичи. И так с утра до вечера. Господь не хотел, чтобы они опять становились рабами, и потому говорит: «У вас должен быть чѐткий график во времени, не думайте, что вы будете отдыхать, отдыхать, потом вдруг вы много заработаете». Это прямой путь в рабство! Скажите не так? Одалживают деньги, потом всю жизнь отдают. Ничего не заработали, денег нет. Теряют жильѐ, теряют здоровье, теряют семьи, потому что, как правило, один здесь, другой там. А Господь так хотел, чтобы мы не были рабами. О рабстве. Какие интересные законы были о рабстве, вы знаете в Библии? Это какую веру нужно было иметь людям – убийцам, чтобы бежать в этот город, и знать, что там ты будешь в безопасности? А Господь говорит: «Вот это единственное место, хочешь жить, вот этот город, тут ты в безопасности». Понимаете, Господь никого не принуждал, никого не ловил. Рабство. Многие говорят: «Мне не нравится Священное Писание, Библия мне не нравится, потому что там рабство». Как это можно слышать такое, чтобы Господь одобрял рабовладельческий строй? Слышали такое? А вы знаете, что это было за рабство? Дело в том, что наш Бог, Он не спешит менять названия, Он суть меняет. Как хотите называйте, кто там у евреев был раб? Он у него жил, он его кормил. Хотите назвать, что он свободный? Разве в этом дело? Как он себя будет там чувствовать? Смотрите, туда же возвращаемся, в ту же четвѐртую заповедь, потому что она, как никакая другая объясняет, что такое истинная свобода. Подумайте только, Господь говорит своему народу: «Помни день субботний, чтобы святить его, шесть дней работай» Помните, там написано: «не вспомни день субботний», а «помни день субботний». А это отличается одно от другого? Что это значит? Это не в пятницу вечером, за пол часа до субботы. «Ой, так это же суббота! А у меня ещѐ….», и начинается летание по комнатам. Господь говорит: «Помни день субботний», а что это значит? Шесть дней работай, и помни, что седьмой будет суббота». Значит, я в воскресенье утром проснулся, начинаю свою рабочую неделю, но так еѐ планирую, чтобы пятница у меня не была самым страшным днѐм, чтобы в пятницу я спокойно завершал свои дела. А у людей часто, у тех, кто празднует субботу даже, бывает так, что самые большие дела начинаются в пятницу. Вдруг вспоминают, что неделя прошла, а столько дел ещѐ не сделано. Нарушена уже заповедь. Первое слово: «Помни день субботний». И что написано дальше, многие говорят: «Я субботу праздную, а какая разница, я и воскресение праздную, я и понедельник». «Шесть дней работай». Понимаете, это тесно связано. Это Господь хотел нас научить – и работать и отдыхать. Но сейчас о рабстве. Кто должен работать, и кто должен отдыхать? «Помни день субботний, не делай в субботу никакого дела, ни ты, ни сын твой, ни раб твой», представляете у раба выходной, дальше, на этом закончилось? «Ни осѐл твой», представляете у осла выходной. Кого там нет в четвѐртой заповеди? Заметили? Кого-то там нет в четвѐртой заповеди? Заметили кого нет? Жены нет! Кто должен работать в субботу?! Как вам это нравится? Мы Авраама встречали недавно. Советуется с Саррой, говорит:

– Ну, что будем делать?

– Сарра говорит: иди к Агари. Авраам что делает? Сарра следующую команду даѐт, говорит: выгони Агарь.

– Авраам говорит: ну, теперь я подумаю, слушать тебя или не слушать. Иду к Господу, спрошу кто в доме хозяин.

– Господь говорит: кто?

А теперь посмотрите на четвѐртую заповедь. Господь обращается наравных, говорит: «Помни». И перед ним стоит и муж и жена, потому что в начале Он так их сотворил. «И сотворил человека по образу своему, мужчину и женщину», и не сделал разницы никакой. Вот почему в четвѐртой заповеди, вы ни мужа не встречаете, ни жены. Господь просто обращается: «ты», это ты кто?» «Ты – муж и жена». И в вашем доме все должны святить этот день. Отношения какие между мужем и женой? Понимаете, что Господь через субботу уже делает?

А теперь рабство. Вы знаете, что рабов отпускали на юбилейный год? Если случалось так, что какой-то молодой человек думал, что он может быстро заработать много денег. И он ждал, ждал возможности, одолжил много денег, поехал, чтобы заработать, но там, как это часто бывает, всѐ потерял. Вернулся, что делать? Кормить семью надо, что-то делать надо, он идѐт к соседу, говорит:

– Слушай, пожалуйста, помогай!

– Тот говорит: ну, я могу тебя прокормить, но как ты со мной будешь расплачиваться?

– Имущество моѐ, будет твоѐ. Дом в залог, остался без дома, в конце концов, помните, как к Иосифу приходили египтяне, говорят: «мы всѐ уже тебе отдали, а надо как-то кормить семьи, пожалуйста, вот мы, и больше ничего у нас нет, мы твои рабы!» И так происходило, вот что такое рабство.

– И он приходит и говорит: вот мы, корми только нас, у меня дома уже нет, мой дом у тебя, работы нет, если ты мне не дашь, хлеба нет, пропитания нет, у меня дети.

– Ну, хорошо. Работай у меня на поле, будешь моим рабом.

Что это значит? Но Господь говорит: «Смотри, ты милостиво относись к своим братьям. Да, он должен платить за то, что не было порядка в голове. Он должен работать, может быть, ты научишь, ты более успешный, может быть, ты научишь его порядку, но будь внимателен, он именно из-за того, что не умел работать и отдыхать, именно из-за того и попал в такую беду, будь внимателен, он не должен у тебя круглосуточно работать. «Не ты, не сын твой», ты воспитываешь сына, завтра он будет в таком положении. «Не раб твой», он должен на деле увидеть, как нужно распределять своѐ время. Понял? Это тоже долговая тюрьма, если хотите, он тоже должен научиться, но когда наступит юбилей, отпусти его, он не раб, он свободный человек. Я не хочу, чтоб были зависимые люди». Но может такое случится, говорит Господь, что твой раб скажет: «я не хочу от тебя уходить». Помните такое? В Библии это написано, и он скажет:

– Мне хорошо у тебя. Ты знаешь, как-то у меня не получается со временем, а вот когда ты командуешь, у меня всё получается, я хочу работать на тебя, ты меня корми, заботься о моих детях, я буду рабом твоим на век!

–Ты хорошо подумал?

Господь говорит: «Можно такое. Если человек осознанно хочет остаться у тебя навечно». А как могло такое случится, скажите? Посмотрите, почитайте 4 заповедь, это больше чем заповедь только о субботе. Человек – раб у еврея, седьмой день отдыхает, праздник субботы отдыхает, седьмой год… Скажите, кто работает на поле? А рабы что делают, они что, отдыхают? Раб целый год отдыхает, вы понимаете, вы представляете себе такое, где это видано? Да, он тоже отдыхает. Как вам нравится такое рабство? Не удивительно, что от такого хозяина кто-то не захочет уйти! И скажет: «Хочу быть у тебя навечно!» Как вам нравятся такие законы? Как вам нравится такой Бог? Он заботится о том, чтоб мы были свободны. Что происходит в нашем обществе часто? Говорят: «Плохой строй. Меняем всѐ! Уже у нас будет демократия». Да? Что для этого надо? Переписали таблички на кабинетах. Открываешь дверь, тоже лицо, только табличка поменялась. Характер? А знаете, Господь не спешит менять таблички на кабинетах, говорит: «Хотите рабство? Ну, рабство. Только дайте я вас научу каким оно должно быть, чтоб вы были счастливы. А называть, как хотите, называйте. Хотите царя, хорошо пусть будет царь, только дайте Я научу вашего царя, чтоб вы были счастливы». Как вам это нравится? Легко поменять название, трудно поменять характер. Помните, почему Господь вывел израильтян из Египта, и так долго ведѐт их в Ханаан? Сделать свободным человека легко, трудно научить пользоваться этой свободой. Вывести из Египта легко, трудно Египет из головы вывести. Помните, как они вышли из Египта? Плачут у костров, говорят: «Этот Моисей повѐл нас куда то, чтоб мы умирали. А как мы жили в Египте! Дыни, лук, чеснок, интеллигенция!» Моисей идѐт к Богу, говорит: «Господи, что с этими делать людьми? Господь говорит: «Ничего. Дай им то, что они просят». Легко было вывести Богу их из Египта, ничего не стоило. Несколько чудес, и даже фараон признаѐт, что это Бог. Трудно Египет вывести из их голов. Много лет проходит, а они, всѐ ещѐ Египет вспоминают. И там они хорошо жили? Мало только поменять строй, гражданство, государство, президента, страну. Мало! Мало поменять местожительство. Мало. Надо чтобы что-то в голове произошло, и что-то в сердце произошло. И вот это то, что тесно переплетено с верой в Бога! Когда наша жизнь будет связана с Богом не только в субботу, а каждый день. А что это значит? Знаете, вера это не что-то абстрактное, так люди многие понимают и говорят: «Ну, я верю, я верю». Вера – это не абстрактная вещь, вера это что-то конкретно проявляется в жизнь, очень конкретно. И если ты говоришь: «Верю, верю». Помните, Иисус говорит: «Что ты говоришь «я Бога люблю», а брата своего ненавидишь? Ты лжец! Твои отношения с Богом, твоѐ доверие Ему, твоѐ повиновение Ему, это будет видно в твоей жизни. Если ты говоришь, что ты Ему полностью доверяешь, это будет видно не только в субботу, но на твоѐм дачном участке, как ты Ему доверяешь, это будет видно в твоих словах, в твоей одежде, в твоѐм поведении, в том, как ты строишь отношения с женой, жена с мужем. Это будет конкретно видно, в том, как ты разговариваешь с детьми. Ты за кого их считаешь, кто они для тебя? Ты выше их, ты учишь их, или ты с ними в хороших, правильных отношениях. Знаете, для чего нужна суббота? Чтобы раб и господин вместе на равных стояли перед своим Творцом, чтобы отец и сын на равных стояли перед своим Творцом, и понимали, что они одинаково от Него зависят, и что они одинаково могут ошибаться, и что они одинаково могут быть счастливы. На равных. Они имеют на это право. Наш Небесный Отец, с самых первых минут, думал о счастье человека, и потому Он сказал: «Приходите, приходите пред лицо Моѐ».

Когда вы почувствуйте, что вы стоите перед безграничным Богом, который всѐ знает, от которого вы не можете скрыть. Как вы можете скрыть от людей – ваши мотивы, ваши мысли? Который всѐ видит, и всѐ понимает. Нет, Он не стоит как полицейский, чтобы вас тут же наказывать, если вы отлыниваете от работы. Он не будет вас наказывать, если вы нарушите субботу тут же, но вы пожнѐте последствие своего беспорядка в жизни. Очень скоро, вы это ощутите в своих отношениях в семье, в своѐм семейном бюджете. Очень скоро вы почувствуете это на себе, на своѐм здоровье. Очень скоро вы почувствуете, потому что ваш авторитет уже будет не тем, каким был раньше. Вы многое потеряете, если забудете перед кем стоите, и кто ваш Творец, и кто вам господин. Вера – это прежде всего строгий порядок и гармония во всѐм, в труде и работе, в отношениях в семье, в отношениях в обществе, в отношениях с Богом. Это настоящие благословение! Это настоящие законы! Это настоящий Господь! Аминь.