Библиотека soteria.ru
Полный сборник проповедей
Юрий Юнак
Дата публикации: 07.05.17 Просмотров: 42757 Все тексты автора Юрий Юнак
Иисуса Навина: Как Бог спасает!
«По смерти Моисея, раба Господня, Господь сказал Иисусу, сыну Навину, служителю Моисееву» (Иисус Навин 1:1). Помните, один из двух, который пришел с доброй вестью, что мы можем идти, что мы можем завладеть той землей, которую нам обещал Господь, несмотря на то, что это, действительно, — трудно, это, действительно, — невозможно. Если вернуться в книгу Второзаконие, то там, когда Моисей повторял историю, как они шли, и как они уже начинали овладевать частью земли, но по эту сторону Иордана, он везде упоминал этих высокорослых людей. Понимаете, почему? Именно по той причине, что они боялись сынов Енаковых и подобных им Рефаимов в других местах, именно, из-за этого страха перед людьми и отсутствия страха перед Богом, — они ходили 40 лет по пустыне. И так, к сожалению, бывает и в наши дни: мы боимся людей, но не боимся Бога, когда стоило бы наоборот. Большинство наших проблем на этой земле в том, что мы боимся людей. Боимся там, где их не нужно бояться, и не боимся Бога, в «хорошем» смысле этого слова. Но Его стоит бояться и уважать!
И вот, один из двух, — Иисус сын Навин! Он стал приемником Моисея. Он должен был везти народ дальше. Господь его ободряет и говорит: «И как Я был с Моисеем, так буду и с тобою: не отступлю от тебя и не оставлю тебя. Будь тверд и мужествен» (Иисус Навин 1:5,6). Как бы вы себя чувствовали, если бы вам Господь сказал то, что сказал Иисусу Навину?
И вот, первая встреча с народам. Что говорит народ Иисусу Навину в первой главе? В принципе, первая глава, — это вступление к тому, что ждет Иисуса Навина. Бог будет с ним, как был с Моисеем! Это хорошо? А послушайте, что говорит народ в конце главы: «Они в ответ Иисусу сказали: все, что ни повелишь нам, сделаем, и куда ни пошлешь нас, пойдем» (Иисус Навин 1:16). Вы слышали эти заявления уже? Это уже известно. Более того, далее они продолжают: «Как слушали мы Моисея, так будем слушать и тебя» (Иисус Навин 1:17). Обнадежили, обрадовали… «Только Господь, Бог твой, да будет с тобою, как
Он был с Моисеем». В этих словах, действительно, — ирония… Действительно, только Господь был с Моисеем. Если бы Господь не был бы с Моисеем, то трудно себе представить, как бы мог вынести этот человек все, что он перенес. Благодаря тому, что Господь был с ним, Моисей был сильным человеком. В принципе, из всех пророков, которых мы знаем из Священного Писания, Сам Бог – выделяет Моисея и говорит: «Не так с рабом Моим Моисеем. Есть пророки, Я в видениях им открываюсь, говорю, но не так как с Моисеем. Это особый человек». Господь выделил из всех пророков – Моисея. И теперь, Иисус Навин, становится Его приемником. Что его ждет? Конечно, история, которая выпала на долю Иисуса Навина, отличается от истории Моисея, и то, что происходит с народом Израильским уже при Иисусе Навине, — это другая история. Они вступают в землю и начинают завоевывать эту землю, и, как повелел им Господь: «прогонять все языческие народы», которые давно были приговорены Господом к уничтожению, как часто говорилось в Библии: «они наполнили чашу Божьего терпения», и Господь сказал: «теперь ничего нельзя другого, как уничтожить эти народы; и вы будьте внимательны: не перенимайте их обычаи, не подражайте им ни в чем…». Потому что понимаете что? «Вот так, как Я уничтожаю сейчас пред лицом вашим эти народы, так мне придется сделать и с вами». Как вам нравится Бог? Лицеприятен? Точно так же, «если будете повиноваться Моим законам – Я буду с вами, Я буду вас защищать, вы будете благословенным народом на этой земле. Если вы уподобитесь народам, которые Я прогоняю пред вами, то такая и у вас будет участь».
И вот, начинается вторая часть Божьего водительства. Все что делает Господь, все эти истории, помогают нам увидеть Бога, Его характер, и то, как Он спасает Свой народ. Как Он решает проблему, ту проблему, которая еще с книги Бытие, с Едемского сада, — проблему греха. Как Господь будет решать? Книга Иисуса Навина – это яркий пример того, как Господь спасает. Знаете, что означает имя «Иисус»? Иисус – это спаситель.
Христос – это Миссия. У Иисуса Навина не случайно было это имя. Он был спасителем, Иисус, сын Навина. Господь избрал нового спасителя. Моисей в своем роде тоже был избавителем народа. Теперь – Иисус Навин, это его исход.
Фактически, в книге Бытие мы поднимали проблему: «что такое грех?». В книге Исход: «как Господь будет спасать Свой народ, как будет решать эту проблему, как Он начнет выводить их из этой ситуации». Книга Левит: «наш ответ Богу». В книге Чисел: «Господь нелицеприятен». Когда мы подходим к книге Второзаконие, то понимаем, что это необычная книга, потому что – это последняя речь Моисея. Ведь то, что он скажет – это самое главное, на его взгляд, самое важное, что он должен сказать в это короткое время.
И теперь, в книге Иисуса Навина, все начинается сначала, под руководством нового вождя. Новый вождь – Иисус спасает. Как он будет спасать? Вы знаете, книга Иисуса Навина, — это Новый Завет в миниатюре. Он начинается с Нового Завета — с книги
Второзаконие, там вновь заключали Завет, вы помните? И что начинается? Что-то новое? По сути, то же самое, — возобновление Завета. Господь теперь через Иисуса будет спасать. Как он будет спасать? Как он будет строить отношения с человеком, с обществом, со всеми жителями земли? Об этом книга Иисуса Навина. В этой книге опять много рассказов – легко читается. Вы видите Иисуса Навина, который встречается с вождем, воинства Небесного, который его воодушевляет перед взятием первого города. Опять вы видите чудеса и много интересного.
Первый город, Иерихон, — начинается война. Ходят Израильтяне вокруг города и песни поют. Представляете? В трубы трубят! Война. Представляете? Между прочим, это война, которую предлагал Господь. Это то, как предлагал Господь. Он говорит: «хотите, Я вас научу воевать? Я сейчас буду прогонять народы. Хотите, Я это сделаю?». – «Конечно, Господи! Научи нас». Господь показал. А дальше что? А дальше – они пошли сами рубить. Конечно, это не то, что хотел Господь.
Когда вы читали первые 5 книг, то вы не раз там слышали, что Господь говорил: «Я Сам прогоню их; Я страх посею среди этих народов». Сделал это Господь? Идут соглядатаи в Иерихон и что слышат? Пришли в дом Рааве, блудницы, и что? Что она им говорит? – «Что мы слышали о вашем народе, о вашем Боге. Наши войны, мы, — в страхе». Господь исполнил — стены так упали. На какой день, между прочим? В субботу? «Не делай никакого дела…». Как вам это нравится? Конечно, если суббота для нас – «не делай ничего, просто сложи руки и сиди»», то, да, — это очень странно. Почему Господь все это нам оставил? Мы удивляемся, Иисус пришел на нашу землю и в субботу Он хочет кого-то исцелить. Почему? И не находят места себе книжники и фарисеи, рвут и мечут, готовы стереть Его за это с лица земли. Почему? — Потому что оскверняет субботу. Почему Иисус пришел на землю и в субботу что-то хочет показать? Что Он хочет показать? – Что такое суббота и зачем она нужна!!! Вы думаете, что это только в Новом Завете? Многие так говорят: «вот Господь дал закон в Ветхом Завете, закон не сработал, и Господь раскаялся». Читали, что в Ветхом Завете, Господь часто раскаивается. Как вам это нравится? Бог тоже учится на Своих ошибках, Он сотворил землю и чуть-чуть не рассчитал, оказалось, что к дням Ноя – Он раскаялся, что сотворил человека. Думал, ну зачем я сотворил их? Да? Думал ли Я, что дойдет до такого… Надо уничтожить… Так?
Как вы понимаете эти замечания о Боге в Ветхом Завете, или как то, что мы вспоминали в книге Исход: «и вспомнил Господь», и говорит, что наконец-то дошел сигнал от земли, от Египта. И Я теперь знаю новости из Египта. А Моисей говорит Ему: «Господи, это же было несколько лет тому назад, это уже давно не новости…». Что вам говорят все эти истории из Ветхого Завета о Боге? Как вы их читаете и как вы их понимаете?
И теперь, представляете, Бог нам опять рассказывает о том, как Он будет спасать. Он решил написать закон в сердцах наших не только в Новом Завете. У Него изначально был такой план. Почему Он на камне пишет? – Потому что у нас еще каменные сердца, и Ему приходится на камне и писать ряд историй в книге Иисуса Навина. Как Господь будет спасать в книге Иисуса Навина? Это Новый Завет. Это Евангелие после Торы, если хотите, — книга Иисуса. Подумайте. Он пришел освобождать территорию от врагов для Своих детей. Первая кого Он спасает, в книге Иисуса Навина, кто? – Раав (блудница). Как вам это нравится? Представляете? Господь говорит: «не всех надо убивать в Иерихоне, надо кого-то спасти». Кого спасем? Ну конечно, самого лучшего надо. Правда? Нашли самую лучшую… Пришли соглядатаи… А, между прочим, почему они туда пришли? Как они оказались в ее доме? Не так подозрительно, да? Туда все заходят и выходят. Одним больше, одним меньше. Ничего подозрительного нет, а это – шпионы. А сначала она их спасает, понимаете? Приходят Иерихонские пограничники и говорят: «мы заметили, что тут была нарушена государственная граница». Кстати, знаете еще почему пришли в дом Раав? Ее квартира была в стене города, и очень легко было. Она их спрятала, помните? Приходят пограничники и спрашивают: «Были?». – «Да, были…». – «А где они?». – «Ушли туда, догоняйте». Побежали догонять. И что? И Господь посмотрел: «Молодец, тебя надо спасти! Так хорошо сказала, что все поверили. Мне нужны такие люди». За что Бог ее спасает? За веру? А в чем ее вера проявилась? Да, между прочим, Раав, попадает в список героев веры в послании к Евреям. За какие такие заслуги? Помните, она попала в список не за удачный обман, а за то, что она была открыта и сделала наилучшее из того, что знала, и потому – спаслась! Это пример как Бог будет спасать людей. Но не только отдельные личности в поле зрения Бога, которые нуждаются в спасении.
Следующая история в 7 главе книги Иисуса Навина. Посмотрите. Конечно, тут много историй, но как мы можем остановиться на всех историях? Выбираем хоть несколько, самых ярких.
«Но сыны Израилевы сделали [великое] преступление [и взяли] из заклятого. Ахан, сын Хармия, сына Завдия, сына Зары, из колена Иудина, взял из заклятого, и гнев Господень возгорелся на сынов Израиля» (Иисус Навин 7:1).
Помните эту историю? Господь сказал: «ничего не берете, ни к чему не прикасаетесь. Все, что в первом городе – все надо уничтожить. Ни вещи, ни человека, ни скота, — не должно остаться. Все предано заклятию». Но Ахан, написано, в тайне, взял из добычи и спрятал.
Пошли они дальше брать следующий город, намного меньше, — терпят поражение. Господь говорит Моисею: «Я не могу даровать вам победу, потому что кто-то из народа приступил Моѐ повеление. Нарушил Моѐ повеление, и поэтому вы потерпели поражение». Помните, чем это закончилось? Как вам кажется, кто был лучше – Ахан или Раав? Если бы вам предложили, кого спасти, а кого наказать, если бы вам позволили решать. Кто вам больше нравится? Вы знаете, что Бог видит сердце. А если почеловечески, внешне. Ахан – верующий человек, Раав – язычница. Как в моральном плане выглядит Ахан, и как выглядит Раав? Почему Бог так поступает? Скажите, Ахан, – это самый большой грешник в Израильском народе? Или он единственный кто брал из заклятого? И всех побивали камнями? А почему так с ним сурово? Как Бог спасает и как Бог наказывает? По какому принципу? Вы знаете, эта история поднимает вопрос – это Новый Завет, фактически, Новый Завет уже в Ветхом Завете. Вам ничего не напоминает эта история из Ветхого Завета? Анания и Сапфира, правда? Что, Анания и Сапфира – это самые плохие христиане? Хуже не было? Позже никто там не обманывал, не воровал? У нас, в наши дни, все христиане хорошие? Почему Господь не выводит и не побивает камнями? Почему не сходит огонь с неба, как раньше? На вора или лжеца, например, снизошел огонь, и не стало его. Почему так Господь не поступает сегодня? Хотели ли вы, чтоб сегодня так Господь очищал Свою церковь? Хотели бы? Что, вам нравится зло и беззаконие в церкви? А почему не хотели бы, чтоб так Господь очищал Свою церковь? Понимаете, когда мы думаем о людях, о беззаконии в церкви, и о Божьем отношении, то думаю, что тут начинает что-то происходить. Почему Ахан умер? Вы слышали дальше, многих ли побивали камнями за тот же грех в Ветхом Завете? Почему умер Ахан? Как вы думаете, я не знаю, можно ли вообще задавать такой вопрос, но рискну: может такое быть, что Ахан будет спасен? Задам проще вопрос: как вы думаете, из тех первенцев Египетских, которые умерли в ночь исхода, может быть такое, что кто-то из них будет в вечности? Трудно сказать, почему они погибли? Что самые плохие? Почему? – Первые! Ахан, почему погиб? Был самый плохой? – Первый! Вы знаете, тут происходит становление церкви, и Господь строго пресекает самые первые случаи. Чтобы показать какой Он хочет видеть церковь. Дальше? А дальше – все живут. То же самое в Новом Завете происходит. Почему Анания и Сапфира погибли? И многие подобные грешники – живут. Почему? Потому что они хуже были, чем современные? Нет. Они – первые! Конечно, Бог знает, что с ними будет. Может ли кто-то из них спастись или нет… Но мы знаем одно – они погибли, не потому что они были хуже всех, а потому что из худших они были первыми (по времени). Что это значит?
Как Бог спасает? Как Бог спасает отдельную личность? Хотите знать? – Раав. Как Бог работает, чтоб спасти церковь? – Ахан. И кто знает, может смерть Ахана, подарила жизнь многим людям, которые уже смотри в ту сторону. Кто знает… Ну, и, конечно же, нельзя не заметить, в книге Иисуса Навина, великий день – когда солнце остановилось. Вы подумайте, что там происходило? Вы только подумайте. Это мы уже увидели, как Бог спасает личность, как Бог спасает церковь, общество. А теперь Библия говорит, что то, что происходит на земле – это не только ради нас, это мы (как писал Павел), как «зрелище» для всей вселенной. Мы, как театр.
Время от времени, в Библии мы встречаем высказывания, что ангелы внимательно наблюдают и хотят проникнуть в тайны того, как Бог спасает. Каким образом Бог будет решать эту сложную, запутанную проблему на земле? Как Бог будет спасать эту землю? Знаете, в книге Иисуса Навина, и эта грань очень красиво освещена.
Представьте себе, в Ветхом Завете, по масштабам только два подобных события. Помните, это когда на десять ступеней солнце вернулось назад. Помните? Это в дни какого царя? Во дни царя Езекии. Помните, в связи с чем? Это событие, которое заметили в Вавилоне, и тут же пришла делегация в Иерусалим, узнать, что случилось. Они поняли, что если что-то случается в природе, то что-то произошло в Иерусалиме, или в окрестностях. Появляется звезда на востоке, вавилоняне уже знают куда идти, чтобы проверить, что там произошло.
И вот еще один подобный случай. А вы знаете, что это для вселенной? Ученые, которые изучают устройство вселенной, говорят, что все настолько точно рассчитано. И вес всех небесных тел, всех планет, все очень точно взвешено. И Библия говорит об этом в книге Иова. Господь все взвесил, сбалансировал в нашей вселенной. Стоит замедлить или ускорить вращение какой-то планеты, то произойдет авария, вселенских масштабов.
Представляете? То, что ученые обнаруживают, изучая устройство вселенной.
Представьте себе, вся вселенная внимательно наблюдает, что происходит на земле. Как
Бог спасает Свой народ на этой крошечной планете. Как Он выводит горстку рабов из Египта. Представляете размеры? Все ангелы внимательно наблюдают, как Господь выводит их с чудесами великими. И теперь они входят в землю обетованную, начинают овладевать городами, видят предводителя – это Иисус Навин, верный Богу человек, который не побоялся идти вперед, потому что знал, что с Богом — все возможно! И вот они сражаются. Что видят ангелы? Господь сказал, что «Я прогоню эти народы, Я Сам расчищу землю перед вами, вам не придется сражаться», Господь прямо так и говорил: «Вам не нужно будет сражаться». Читайте книгу Исход, книгу Чисел, книгу Второзаконие: «Я Сам прогоню…». Но Израильтяне говорят: «Господи, мы тоже хотим». Вы знаете, как дети, когда мама или папа что-то делают, то они просят: «дай, я тоже хочу». Сейчас, когда он хочет тебе помочь – дай ему, предоставь ему такую возможность. С нами детьми, наш Небесный Отец, точно так же. Иисус Навин говорит: «Господи, я тоже хочу!». – «Давай». И они сражаются – Иисус Навин вперед, Израильтяне за ним — рубят, на право, налево язычников. Сколько душ для Господа. Но скоро день заканчивается, а жатвы еще много, что делать? Иисус Навин — на колени и говорит: «Господи, пожалуйста, пролей свет на язычников, рука уже прилипла к мечу от крови. Господи, до конца надо это делать?». И что вы думаете, что Господь сделает? Ангелы смотрят. Что происходит на этой земле? Что они думают об этих людях? Это Божья церковь. А это – их руководитель. Что они думают? И что сделает Бог? И внимательно наблюдают, что сделает Господь? Ответит на молитву Иисуса Навина или нет? Как вы думаете? Ответит? А вы знаете, что Он ответил. Вы представляете, даже если кто-то не смотрел, не наблюдал из небожителей, вдруг, это как резко по тормозам (представляете, что тогда происходит?), то и во вселенной все заметили, потому что все остановилось. И до каких пор стояло? Пока последнего непорешили Израильтяне.
Что вам это говорит о Боге? Как вам нравится такой Бог? Понимаете, Господь все готов сделать для Своих детей. Все готов сделать, только б они увидели и поняли Его характер, каков Бог. Что это значит? Многие читают Ветхий Завет и говорят, что это значит, что воины могут быть и все нормально, Давид убивал, так Бог повелел. Бог повелел? Что вам это говорит о Боге? Это Его воля происходила? Как вы думаете? А как так получилось, что это записано, и это происходило в народе Божьем и это записано? Как так получилось? И какой вывод мы для себя из этого извлекаем? Что будем делать? Так поступать? Почему все эти истории записаны для нас? Одни говорят, что «нет, меня не устраивает Ветхий Завет, там столько крови, не буду читать». Да, а что ты хотел? Ты думал, что Иисус Навин хороший, или Давид хороший, или, вообще, о ком эта книга? Эта книга не об Иисусе Навине. Раав – плохая, Ахан – тоже плохой, Давид плохой, а кто хороший? Можете сказать кто хороший? Вы знаете, зачем эти истории? Чтоб вы видели, с какими людьми имеет дело Господь! И как долготерпеливо Он их ведет! И какие молитвы приходится выслушивать, и как на эти молитвы отвечать. Зачем все эти истории? Чтоб рассказать о святых людях? Да, если хотите, это святые. Только помните, что святые – это не те, кто не ошибается, а те, кто решил повиноваться Божьему закону, но не все у них получается. Хотите их увидеть? Вот они святые! Но вы знаете, эта книга о Боге, который ни смотря, ни на что, ведет их и, в конце концов, приведет их.
Как он спасает? Эта книга, книга Иисуса Навина, о том, как Бог спасает, как Бог долготерпеливо работает над спасением женщины из Иерихона, и она стала одной из прапраматерей Иисуса Христа. Она вошла в родословную Христа, а значит и в родословную царя Давида. Кто? Раав? Что вам это говорит о Боге? Он все тот же Бог, Который нелицеприятен, Который любит всех, кто готов слушать Его, кто готов повиноваться Ему. И Он сделает для Своих детей все, чтобы спасти. Он ведет Свою церковь, и Он для жителей этой несчастной земли, готов остановить всю вселенную, чтобы решить наши проблемы. Что вам это говорит о Боге?
Эта книга не об Иисусе Навине, не о Моисее. Эта книга — о Боге, о том, с какого рода людьми Ему приходиться иметь дело, и как Он решает проблемы этих людей. И, если вы увидите Этого Бога, вы поймете, что нет таких проблем, которые Он не мог бы решить в вашей жизни, нет таких обстоятельств, которые могли бы Ему помешать вас спасти. Конечно, это что-то означает. Это значит, что вам придется выполнить какие-то Его условия. Помните какие? Что было бы, если бы Раав сказала бы: «А какая разница, я не буду эту веревку цеплять на моѐ окно, ничего страшного. Ну, ничего страшного, ну, они пообещали, что меня спасут, хоть в любом конце города Иерихона». Нет, надо было выполнить условия. И Бог ставит условия. И Он готов идти столько, сколько нужно, и делать все что нужно, только бы нас спасти. И Он это делает. Будьте уверены, если Он терпел все эти годы, все эти тысячи лет, если Он сделал все для спасения этих людей, то не сделает ли и для нас? Для чего Он оставил нам все эти истории? Не для того ли, чтоб мы ухватились за эту надежду, не для того ли, чтоб у нас вера укрепилась? И как вам нравится такой Бог? Это Бог не суровый, как многим кажется, не требующий множества жертв, а долготерпеливый, многомилостивый и истинный. Он наш Спаситель! И если мы ухватимся за эту надежду, то ничто не сможет отлучить нас от Его любви. Это слышно и видно уже в Ветхом Завете. А в Новом Завете, это звучит еще более убедительно, потому что Он пришел Сам, чтоб ради нас страдать и умереть… Спасение, которое Господь осуществляет, продолжается. Не переставайте изучать эту Святую Книгу, читайте эти истории, и постарайтесь увидеть Его характер. Да будет Его Имя прославлено! Аминь.