Библиотека soteria.ru
Полный сборник проповедей
Юрий Юнак
Дата публикации: 07.05.17 Просмотров: 43111 Все тексты автора Юрий Юнак
«Блаженны кроткие»
Давайте, пока мы не сильно забыли урок субботней школы, поговорим о кротости. Помните, в уроке субботней школы было замечено, что не так много Библия говорит о кротости, не так много мест в Священном Писании о кротости, но они очень интересные. И какие истории нам предлагались для изучения? Это в первую очередь история Моисея. Потом мы упоминали историю Иосифа. Памятный стих в нашем уроке, очень известный стих из Нагорной проповеди Христа, из заповедей блаженства, как часто мы называем эти стихи. И наш стих был: «блаженны кроткие, ибо они наследуют землю». Есть стихи, которые мы не упоминали в уроке субботней школы, есть отрывки в Библии, которые мы не затронули в уроке субботней школы, и я сегодня хочу и их коснуться – очень важные отрывки в Библии, которые тоже нам говорят о кротости. Это качество очень интересно. Интересно, потому что в мире люди не всегда правильно его понимают, что такое кротость. Если вы сегодня просто выйдите на улицу и спросите: «Кто такой кроткий человек?», скорее всего услышите, вам скажут: «ну, это слабый человек; ну, это человек, который соглашается, он никогда не будет с вами спорить». И отчасти, это верно. Подумайте, человек, который всегда молчит. Можно сказать, что всякий, кто молчит он кроткий, молчаливый человек? Он будет постоянно приходить и молчать, чтобы вы ему не сказали, он все равно приходит и молчит, он не реагирует на то, что вы ему говорите; вы ему говорите «так больше не надо», а он приходит и молчит. Кроткий человек? Представляете себе ситуацию, когда молчаливый человек будет молча доказывать своё? Вы можете назвать его кротким? Вы уже давно ему сказали и показали, что вы думаете о его поведении. Он все равно будет настойчиво доказывать своё. Кроткий человек? Упрямый? Не всегда, молчаливый это кроткий. На уроке субботней школы мы говорили о том, что кроткий человек это тот, который не реагирует на какие-то выпады в его адрес. Всегда это так? Всегда можно такого человека, который не реагирует, назвать кротким? Это непростая тема и непростое свойство. Очень трудно его определить, что такое кротость, и потому часто люди неправильно понимают, что такое кротость. Мы счастливые люди, потому что у нас есть Священное Писание, мы верим, что Священное Писание нам оставлено Богом, и потому верим, если тут Господь что-то нам объясняет, то правильно объясняет. Библия так интересно написана, что скорее всего, там не определение, а скорее всего там иллюстрации. Потому что определение это такое дело, что человек, а человек, в Библии написано: «Лукаво сердце человеческое более всего и крайне испорчено». Если вы ему скажите, что кроткий это молчит, и если он не кроткий, а захочет доказать вам, что он кроткий, и при этом не измениться, он будет молчать. Если он узнает завтра, что кроткий это тот, кто не реагирует на какие-то обвинения в его адрес, вы это ему скажите, если он захочет, он останется таким же гордым, таким же упрямым, но при этом выполнит то, что вы сказали, что кроткий – он реагирует, он не будет реагировать, у него найдутся другие средства продемонстрировать свое упрямство, чтоб вы решили, что он кроткий. Понимаете, о чем говорю? Потому определения, не только по отношению к кротости, любое определение ущербно. Если вы возьмете просто из словаря выписку, что такое кротость, по каждому пункту, который там будет обозначен, можно будет такое упрямство продемонстрировать, что вы рады не будете. Действительно, «лукаво сердце человеческое, более всего крайне испорчено, кто узнает его?» Помните, этот стих? И по этой причине, Библия вовсе не начинается с определений: кто такой кроткий, или кто такой любящий человек, или какого человека можно назвать святым, или к примеру, кто христианин? Нет определений! Если есть определения, то не они главные. Не с этого начинается Священное Писание, а Священное Писание начинает нам рассказывать истории. И вы не просто слышите, кто такой кроткий, а вы видите кротких людей, их жизнь, как они говорят, когда они говорят, когда молчат, по какому поводу они молчат, и у вас тогда складывается правильное представление о том, что же такое кротость. Библия заявляет: «Моисей был кротчайшим человеком на земле». Я верю, что это так, потому что это сказал Господь, и оставил нам эту запись в Священном Писании. Наверное, это лучшая иллюстрация, которая нам поможет понять, что такое кротость. Потому что, мы можем в своих рассуждениях далеко зайти. Мы можем такого наговорить, что уча кротости других, мы можем научить их напыщенности, гордости, в очень утонченном виде, если мы не научимся сами сначала из Священного Писания, что же такое настоящая кротость. Мы можем так извратить это красивое качество, о котором Священное Писание говорит, что люди, которые обладают этим качеством, «блаженны, и они наследуют землю». Мы можем настолько это извратить, что будем не истину, а ложь проповедовать, и в своей жизни будем демонстрировать далеко не кротость. Если мы не оставим свои теории, и не откроем Священное Писание, и не спросим: «Господи, покажи мне, что же такое кротость?» И потому, правильно будет не искать сейчас определение в словарях, а открыть Священное Писание, и почитать немного о Моисее. Если он назван кротчайшим человеком, почему Господь его так назвал? Как он поступал в разных ситуациях, как он вел себя, что его Господь назвал кротчайшим человеком? Знаете, где это сказано о Моисее, в какой главе, в какой ситуации? Помните? История Аарона, Мариами, как они стали нападать на Моисея. Это история записана в Книге Числа 12 глава. Смотрите начало этой главы, и вы сразу вспомните эту историю во всех подробностях, потому что не раз читали:
«И упрекали Мариам и Аарон Моисея за жену Ефиоплянку, которую он взял, — ибо он взял за себя Ефиоплянку, -и сказали: одному ли Моисею говорил Господь? не говорил ли Он и нам? И услышал сие Господь. И после этих слов написано: «Моисей же был человек кротчайший из всех людей на земле». Вспомнили историю? В один прекрасный день, Аарон и Мариамь, что-то они вспомнили, что-то им не понравилось, и они начали распространять среди народа, вот такое недовольство, говоря: «А что это такое, что происходит? Это Моисей, что он будет нами командовать, что это, только он имеет дело с Богом? Это почему, мы ему должны подчиняться? Кроме того, смотрите у него еще и жена Ефиоплянка!» Я вообще не знаю, какое это имеет отношение к тому, что Господь говорил Моисею, и что он был руководителем народа, но они, видимо, что-то в этом усмотрели. Для них это был аргумент, что надо теперь с Моисеем бороться. Написано, что Моисей был кротчайшим человеком. В чем выразилось это кротость? Ну, и тут мы сразу можем подметить и сказать: а он молчит, он ответил что-то? Ответил Господь. Господь вступился за него, и сразу же поразил Мариамь. Но смотрите, Моисей, как он себя ведет? Именно в этом контексте сказано о нем, что он был кротчайшим человеком на земле. На него нападают, на Моисея, он ничего не предпринимает, он молчит. Его обвиняют, скажите, справедливо обвиняют? Нет. Почему он не защищается? Почему не оправдывается? Почему он не говорит: «Это всё ложь! Что, вы?» Какое имеет это отношение, вы видите, даже несвязные обвинения какие-то? Первый стих: «И упрекали Мариам и Аарон Моисея за жену Ефиоплянку». Как вы себе это представляете? Как они упрекали за жену Эфиоплянку Моисеея? Ну, можно себе представить, что они говорили: «Что, не мог взять из нашего народа себе жён, тебе нужно была иноплеменница? Господь, в общем-то не очень это приветствует!» Может так, может у них были ещё какие-то там аргументы или причины, которые они себе выставляли за повод, чтобы обвинять Моисея, так или иначе, это одно обвинение, а потом поворачиваются и с народом говорят: «Одному ли Моисею говорит Господь, что это он тут раскомандовался? А что, мы хуже?» Какая связь между этим пока не понятно, по крайней мере, нам непонятно. Они чувствуют, что они выше, и вот это ущербность Моисея, по их мнению. Моисей молчит. Можно сказать, кроткий человек молчит. Молчит? Всегда молчит? Кроткий всегда молчит? Нет! Посмотрите на Моисея, он не всегда молчит. В других ситуациях, вы увидите совершенно другим Моисея! Очень решительный. Смотрите, спускается он с горы. Там остался Аарон – беспринципный его брат, по крайней мере, в этой ситуации, никакого стержня духовного, внутреннего, не было в той ситуации. Народ пришел, потому что Моисей потом спрашивает Аарона:
– Аарон, а что случилось? Как это вы дошли до такого? Как это вам могло в голову такое прийти – тельца изготовить, и ему устроить праздник? Вы, что? Не видели Господа? Не слышали Его заповеди? Совсем недавно, совсем недавно вы в страхе и трепете были, когда Господь говорил вам, и произносил 10 заповедей, с горы Синай! Вы дрожали, когда дрожала вся земля! А теперь немного времени прошло, Аарон, что случилось? Как ты мог это допустить?
Аарон, знаете, что отвечает? Говорит:
–Не знаю, это народ сказал.
– Ну, и что, если народ сказал. Как это получилось, что тельца вы изготовили?
– Он говорит: а не знаю, как-то мы, я отбросил это золото всё, и телец вышел. Почитайте там эту историю.
– Моисей говорит: так, кто Господень ко мне!
Моисей даже не стал разбираться и доказывать Аарону, что то, что он говорит, вообще не имеет ни какого смысла, то, как он пытался оправдать свои действия, вообще бессмысленно, он даже не старался с ним разговаривать, он понял, что не с кем говорить сейчас, это не та ситуация, он говорит так: «Кто Господень, ко мне!» Народ сразу разделился. Левиты встали на сторону Моисея, еще кто-то из народа вышел, и началось поражение. Кротчайший человек? Или он сейчас уже не кротчайший? Смотрите, первую историю которую мы начали читать с вами, история, в котором Моисея обвиняют, она еще не началась даже, она только-только созрела, первый ропот начал раздаваться среди народа, зачинщиками этого были родная сестра, и родной брат Моисея. Только это началось, ничего еще не произошло, и тут же комментарий. Дело в том, что Моисей был человек кротчайший на земле. Вы видите, что тут не написано, что он тут, вдруг, в этой ситуации стал кротчайшим. Он был кротчайшим. Значит был. Раньше был, правда? Он еще не был в этой ситуации, он еще не успел проявить себя в такой ситуации, когда нападают непосредственно на него, и когда обвиняют непосредственно его, и он еще не был в такой ситуации, когда он просто молчал на обвинение. Обычно он всегда действовал. Что, его первый раз обвиняли? Первый раз? Но он всегда действовал. Он уже привык к этим обвинениям. Он привык к обвинениям, потому что как только воды не хватило, начинается ропот. И знаете, какой ропот? «О, опять нет воды, этот Моисей нас вывел из Египта, он хочет нас похоронить в этой пустыне. Это Моисей!» Собирались однажды побить камнями Моисея. И во всех этих ситуациях, Моисей предпринимал что-то, либо он обращался к Богу и говорил: «Господи, что делать?» Либо он обращался к народу, но он всегда успевал с Богом поговорить, он всегда был мысленно связан с Богом, и сразу же после этого, Моисей предпринимал что-то и говорит народу: «Идите, или стойте!» Понимаете, это был человек решительный, он никогда не пасовал ни перед какой ситуацией. Он был решительный. Он редко молчал. Если сказать, что это кротчайший человек отличается молчанием, то для Моисея это трудно сказать, потому что этот человек, который, просто по долгу службы он постоянно говорил, это немолчаливый человек, но он назван кротчайшим. Кротчайший человек на земле. В Нагорной проповеди Иисус сказал: Кроткие блаженны, потому что они наследуют землю». Но вы знаете, одна история из жизни Иисуса, тоже заслуживает внимания, потому что там сказано, что Иисус кроткий, и необычная история. В 21 главе Евангелия от Матфея она записана. Почему именно в этой главе Матфей вспоминает, что Иисус кроткий? Посмотрите, вы откроете эту главу, вы увидите, о чем это глава. 21 глава Матфея:
«И когда приблизились к Иерусалиму и пришли в Виффагию к горе Елеонской, тогда Иисус послал двух учеников, сказав им: пойдите в селение, которое прямо перед вами…» Вспомнили эту историю? Это тогда, когда Иисус послал своих учеников, чтобы они привели ему ослицу и молодого осла, потому что Он будет въезжать в Иерусалим. И когда Матфей записывал эту историю, он в следующих стихах говорит: «Сие произошло, так как пророк Исайя предсказал». А какие слова пророк Исайя произнес тогда? Что это вспоминает Матфей? А Исайя тогда говорил: «Се грядет Царь кроткий, сидящий на ослице и молодом осле». И Матфей вспоминает это пророчество Исайи, и говорит: «Вот оно сбылось. Вот он Царь кроткий!» Как только задумываемся над словосочетанием этим, над этим выражением, уже интересно. Царь кроткий. Вы многих царей видели кроткими? У нас сейчас не цари. Вы знаете кротких царей? Вы много видели кротких лидеров, президентов, монархов? Вы много кротких знаете? Как раз, редко вообще такое бывает. Чаще всего, таким руководителям именно это черта не присуща. Но об этом сказано, Исайя сказал: «Этот Царь кроткий». Интересно, если Он въезжает как Царь кроткий в Иерусалим, наверное, Он кротость свою сейчас проявит, да? Что Он будет делать? Читайте эту главу. Он входит в храм и выгоняет продающих в храме. Кроткий? А я думал кроткий – это молчаливый, ничего не скажет. А многие думают, что кроткий, это ты ему скажешь: «не ходи», он не пойдет, ты ему скажешь: «молчи», он будет молчать, ты ему скажешь, что он не прав, он скажет: «да, наверное, я не прав». Даже если он думал, что он прав, он скажет: «Ну, наверное, раз так мне говорят, значит я не прав, значит что-то у меня тут не так в голове, я ничего не понимаю». Кроткий, да? Это кроткий человек? Посмотришь на Христа, в этой главе особенно видно, что не это характерная черта кротости, и скорее всего, наоборот. Смотрите, что делает Христос. Когда Он выгнал продающих из храма, начальники народные вознегодовали, они вышли из себя, они закипели от ярости. Об этом в 15 стихе 21 главы написано. И начали что-то предпринимать, чтобы остановить Иисуса, чтобы Он не вел себя так, потому что Иисус зашел в Иерусалим как хозяин, как Царь, и зашел в храм как хозяин, и говорит: «В доме Отца моего такие беззакония не потерплю!» Начальники народные подходят к Иисусу и говорят: «Ты слышишь, что там кричат: «Осанна сыну Давидову!» А Иисус говорит: «Так написано, что дети будут прославлять Меня как Царя. Так написано». Они пытаются с Ним спорить. Он не соглашается. Почитайте эту главу, и вы увидите кроткого человека. Придете домой, прочитайте эту главу, для того, чтобы узнать в чем характерные особенности кротости. Кроткий? Иисус? Совершенно не такое понятие кротости у людей сегодня. Сегодня, если вы выйдете на улице, спросите: «кто такой кроткий?», скорее всего, вам нарисуют противоположную картину. В понятии людей, кроткий – это слабый человек, беспомощный, которого легко можно обидеть, который очень быстро плачет, который очень быстро расстраивается, вот такое распространенное сегодня понятие о кротости. Но не такое понятие о кротости в Библии. Кроткий человек. Так кто же такой кроткий человек? Если он, нельзя сказать, что он всегда должен молчать, нельзя сказать, что он всегда должен соглашаться. Или не так? Смотрите, Христос. Вспомните Моисея. Две иллюстрации очень сильные. Кто такой кроткий человек? Знаете, чтобы лучше понять, что такое кротость и дать какое-то определение для себя, чтобы понять, чтобы самому это качество иметь, наверное, будет какой-то помощью нам, если мы посмотрим, а что же противоположно кротости. Знаете, как методом исключения иногда мы решаем.
Что же не является кротостью? Давайте опять вернемся к Моисею. Моисей. Кротчайший человек. А вот это толпа, которая идет из Египта в Ханаан, можете их назвать кроткими? Вы знаете, как они себя ведут? Я хочу, чтоб вы увидели любой эпизод из жизни Моисея и израильского народа, и вы увидите иллюстрацию кроткого человека – Моисей, и вы увидите иллюстрацию качеств, противоположных кротости, прямо противоположных. Народ начинает роптать. Знаете, как это происходило? В Библии, и в духе пророчества еще более пространно написано, что ропот часто начинался с того, что кто-то из пришельцев, не израильтян, а из язычников, которые вышли вместе с израильтянами, присоединились к народу Божьему, чтобы исследовать Ханаан. Кто-то из язычников начинал недовольство своё проявлять, и таким образом, заражал других, начинали и другие роптать, пока это не превращалось во всеобщий бунт, всеобщее восстание против Моисея. Они начинали обвинять Моисея, что Моисей вывел их из Египта, что Моисей вывел их с целью погубить, и так бывало очень часто. Представляете себе картину? Заводит один, какой-то вечно недовольный человек, с вечно плохим настроением, всё ему никак не нравится, он обращает внимание других, на вот эти неудобства, которые создались, и это очень быстро охватывает всю толпу. Эффект толпы. Вы видели, что происходит, когда толпа заводится кем-то? Видели? Вы знаете, это страшно. Вы знаете, это очень страшно. Бывает кто-то клич какой-то бросит, и вперед. Потом, если он захочет остановиться, он уже не сможет остановиться. Если он захочет остановиться, его задавят. Толпа – это страшное дело. Она неуправляема, она не руководствуется разумом – толпа. Они руководствуются порывом, чувствами. Кто-то дал команду, и толпа ринулась. Страшно! Если вы попадете на пути толпы, никакие аргументы, ничего вас не спасет. Время от времени, мы слышим такие новости, что поднялась паника или на какой-то демонстрации, или на каком-то большом собрании, просто задавили людей, истоптали людей. Невозможно спастись в толпе. Если ты упал, даже те люди, которые будут на тебя наступать, они будут кричать от страха, но ничего не смогут сделать, не смогут остановиться. Понимаете, почему? Потому что сзади их толкают те, которые не видят того, что вы видите. Это страшно. Толпа – это страшно. Вот это противоположно кротости. Увидели? Что же отличает эффект толпы от одного кроткого человека? Что отличает? Разум и порыв. Разум и чувства. Увидели? За большинством, если кто идет – это не кроткий человек. А теперь в этой связи, представьте себе, что кто-то убеждает, что это не истина, и убеждает и убеждает, а вы представляете, что кроткий человек – это тот, который должен согласиться. Ему сказали: «А, наверное, так». И вы думаете, что вы кротко поступаете, а вы уже в толпе, а вы уже топчите истину, а может и людей. Увидели? Аарон попал в такую ситуацию. Аарон. Он не мог остановиться. Иуда попал в такую ситуацию. Видели его? А знаете, почему они попали в такую ситуацию? Есть еще одна характерная черта кроткого человека, и этой черты, как правило, нет у человека, который не имеет кротости, стержень духовный. Стержень духовный. А что это? Это принципы жизненные, в которые ты свято веришь. Если этого нет, ты пойдешь за толпой, и кротким тебя назвать никак нельзя. Только если у тебя есть твердые принципы, которые ты отстаиваешь, чтобы толпа не делала, а ты стоишь, как скала. Я хочу, чтоб вы увидели нескольких таких кротких людей, я вам напомню.
Стоят Седрах, Мисах и Авденаго, и толпа. Видели? Они стоят у печи, с ними разговаривает царь, и говорит: «Вы подумали? С умыслом ли вы, Седрах, Мисах и Авденаго?» А вы знаете, надо сказать, что это единственные люди, которые там думали. Потому что все остальные там, не думали. И музыка заиграла, они всей толпой упали. Им некогда было думать. Это единственные трое, которые думали. И в этой ситуации, царь им такой вопрос задает:
– С умыслом ли вы? С умыслом ли вы!? Вы думали? Вы хорошо подумали, что ослушались моего приказа?
И помните, что они ответили царю? Царь говорит:
– Может быть, вам повторить, дать еще один шанс?
И помните, что они ответили царю? Они говорят:
– Царь, во веки живи. Нет нужды повторять. Наш Бог спасет. Но если Он не спасет, мы не поклонимся!
Слышите? Я хочу, чтоб вы увидели кротость. Эти люди не бросали вызов. Потому что это можно и по-другому продемонстрировать. «Я покажу, я докажу, что наш Бог!» Этого не было. Эти люди кротко и спокойно говорили. Эти люди очень твердо стоят и кротко отвечают. Я хочу, чтоб вы увидели настоящую кротость. Не ту кротость, которую сегодня представляют люди, не ту кротость, которая сегодня придумана обществом, и это же общество говорит: «Так это ж слабость! Конечно, та кротость – это слабость». А вот это библейская кротость – это сила, это великая сила, это библейская кротость. Потому что эти люди… Да, они очень спокойны перед лицом опасности, и не выходят из себя, но при этом они очень определенны в своей вере, и в своих принципах. Их ничто не может смутить, это сильные люди! И религия таких людей отличается от религии других людей, людей, у которых отсутствует это качество кротости. Вы знаете, большинство людей, у них такая религия – она основана на чувствах, а религия настоящая – она основана на разуме. Религия, которая основана на чувствах, что это такое? А знаете, что это такое? Это гром прогремел – и религия началась! Землетрясение случилось – и богослужение начинается! Кошка перебежала дорогу – возносится молитва! Вот это религия чувств. Увидели? Даже поговорка такая есть: «Гром не грянет, мужик не перекрестится». Вот она религия. Религия, которая основана на чувствах, кротости там никакой нет. Никакой нет, потому что кротость тесно связана с правильной верой в Бога, и с правильными принципами.
А вот она настоящая религия. Господь. Господь – Царь Вселенной обращается к грешному человеку, и говорит: «Тогда придите и рассудим. Если будут грехи твои как багряное, как снег убелю». Это Кто с кем будет рассуждать, скажите? Кто с кем? Господь? Святой? Всемогущий? Непорочный? Будет с человеком, грешником, ничтожным – будет рассуждать. Понимаете, какая кротость? Величайшая кротость! Но главное, не столько молчание или внешнее проявление кротости, сколько суть. Вы понимаете, что происходит? Господь говорит: «Я хочу, чтоб вы Мне поклонялись. Но это должно быть не в порыве чувств. Это должно быть вполне осознанным действием». И вот только это ценно пред Господом. Смотрите. О чем мы говорили? Мы говорим о кротости. Мы говорим о кротости, что кротость – это не всегда молчание. Есть конечно один стих, который может быть, при поверхностном чтении, наталкивает на мысль, что кротость – это молчание, кроткий человек он должен молчать. Этот стих записан в 1 послании Петра 3 глава 3 стих, вы знаете этот стих хорошо, особенно сестры знают этот стих хорошо: «Да будет украшением вашим не внешнее плетение волос, не золотые уборы или нарядность в одежде, но сокровенный сердца человек в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа, что драгоценно пред Богом». Так как эти два слова по соседству находятся, то многие сразу автоматически решают, что даже Библия говорит, что кроткий – это молчаливый. Но это только при поверхностном чтении так кажется. А почему тут написано, скажите: «кроткого и молчаливого духа»? Скажите? А почему не написано: «если кротость – это молчание», то почему не написано, кроткий и всё. Оказывается, не всякое молчание кротость, и не всякая кротость – молчание. А тут Петр совет дает сестрам, женщинам, Церкви, на что они должны обращать больше внимания, на внешнюю сторону или на внутреннее состояние. Что более ценно перед Богом? Внешние атрибуты? Как мы можем продемонстрировать нашу святость внешним каким-то действием? Во все времена, люди пытались продемонстрировать это внешнее. Кто как, кто во что горазд. В Коринфе Павел боролся с этим явлением, и говорит: «Вы что делаете? Вы лучше стригитесь наголо». Люди в разные крайности уходили. А Петр тут говорит: «Я хочу ваше внимание обратить не на внешнее. Забудьте о внешности. Красота настоящая внутри». Вы видели, что люди красивые это не те, которые одеваются красиво, или в дорогую одежду, или в модную одежду? Мало только со вкусом одеться. Вы видели людей, которые одеты в очень модную и красивую одежду? Вы смотрите на него, и вы видите, что он думает только о своей одежде, его движения все сосредоточены на своей новой одежде, и он закомплексовано смотрится. И другое, вы видите человека, который может быть очень просто одет, но он красивый! Видели таких людей? Он красивый, потому что он делом занят, он не думает о своей внешности, он не думает о своей одежде. А почему? Да потому что, он не сосредоточен на себе! Видели такое? Обращали на это внимание? И Петр говорит: «Ну, не сосредотачивайте внимание на себе! Я хотел бы, чтоб вы были кроткие». Между прочим, кротости присуще – сосредоточенность на другом. Смотрите, Моисей. Опять к Моисею.
Моисей, когда его обижают Аарон и Мариамь, что он делает? Он молчит. Такое впечатление, что его это даже это не касается, он не сосредоточен на себе, не написано, что он обиделся. Но тут Господь вступается за Моисея и наказывает Мариамь. Что делает Моисей? Моисей, это же его сестра! Он переживает о ней. А другой случай, тот же Моисей. Господь говорит, там у Синая, когда они отступили от Господа, Господь говорит:
– Моисей, Я не знаю как ты терпишь этот народ. Мне уже надоело. Давай Я его уничтожу. Ты хороший человек, ты детей сможешь воспитать нормально. Этих уже не перевоспитаешь. Давай Я их уничтожу, и от тебя произведу великий народ. Договорились?
– Моисей говорит: Господи, никак нет. Если Ты их уничтожишь, меня первого.
Кроткий человек так с Богом разговаривает? Да. Это кроткий человек. Потому что определяет не то: говорит он или молчит, соглашается или не соглашается, определяет кротость – сосредоточенность на себе, или сосредоточенность на других. Эгоист будет думать только о себе. Если будут страдать вокруг люди, эгоист их не увидит и не услышит. Кроткий человек будет страдать сам, и не будет чувствовать, а будет очень остро воспринимать несправедливость по отношению к другим, и страдания других он будет остро чувствовать. Он будет стараться помочь другим. Кроткий человек. Вот в чем особенность кроткого человека. А смотрите, Иисус. Иисус идет на Голгофу. Видите Его? Его бьют, Его оскорбляют, женщины идут и плачут, Он увидел их и говорит: «Вы не плачьте обо Мне». Если бы Он рассказал, что Он видел… А Он говорил. Говорил ученикам, что Он видел на Елеонской горе, когда Он смотрел на Иерусалим. «О, Иерусалим, Иерусалим! Если бы ты в сей день знал, что служит миру твоему!» Он знал, что ждет Его через несколько дней, а все мысли Его были сосредоточены на Иерусалиме, на этих женщинах, на этих детях, которых Он видел взором, пророческим взором, потому что спустя пару десятков лет, будет Иерусалим и окрестности усеяны крестами этих детей, этих женщин, в 70 году. Иисус это видел. И даже в момент, самых сильных издевательств и насмешек, Он был сосредоточен на беде других людей. Среди этой толпы, которая сопровождала Христа на Голгофу, не все были в толпе, не все. Были люди сильные, и слава Богу, что там были люди сильные. Одного такого вы можете вспомнить. Идет толпа, туда в Иерусалим пришли люди, которые не знали, что тут происходит. На праздник Пасхи они пришли, они что-то слышали о Христе, и пришли со всей Римской империей в Иерусалим. И наверное, по дороге мечтали: «Мы увидим Иисуса, о Нём много говорят, Он чудеса творит, Он исцеляет, Он даже воскресил, говорят». И вот эти иудеи с разных концов земли, и многие язычники пришли на праздник Пасхи увидеть то, что они слышали. И вдруг, попадают в толпу, прислушиваются, кричат: «Распни! Ну, и мы покричим». Кричат «распни», присоединились к этой толпе, пока там раздвинули других, чтобы увидеть, о Ком это кричат, на всякий случай, уже кричат и они. Потому что, если кричат, значит надо кричать. Кричат: «Распни Его! А кто там? Кто там?» Видели такое? Вы видели такую толпу? А что там происходит? Но на всякий случай, они уже туда рвутся, и вот много таких людей окружало двор Пилата, и кричат: «Распни». Пилат что-то там говорит:
– Может быть вам отпустить?
– Неееет!
– За кого кричать? Варрава кричим. Кричим Варрава. Варраву, отпусти!
Представляете всю эту сцену? Вы видите? Я хочу, чтоб вы увидели кротких и толпу, толпу и тех немногих кротких, Иисус там был. И наконец, это толпа двинулась на гору. Иисус несет крест, несколько раз падает, римские войны Его подталкивают, бьют и опять возлагают крест на Него, и Он идет. Наконец, Он упал, и не мог подняться сразу. В этот момент, один человек появился там, ясно, что он не из толпы, что-то было в нем такое, что он выделялся, и это увидели римские воины. Взвалили на него крест Иисуса, и он нес. Я не знаю, что творилось в душе этого человека, но думаю, что его можно смело назвать кротким. А может быть он, тогда в тот момент, становился кротким, и постигал эту великую истину о кротости – он нес крест. Знаете, это единственный человек, который может заявить, что он буквально взял крест и пошел за Иисусом. Хотите увидеть кротких людей? Определения может помогут, но мало. Лучше истории библейские, и вы поймете, что такое кротость настоящая. Потому что кроткий человек – это не обязательно молчит, я бы сказал, что чаще всего он будет говорить. Он будет молчать когда его обижают, потому что он убеждён, что есть Господь, который решит все вопросы. Но когда Господь ему что-то поручает, он тоже убеждён, и он никогда не промолчит, когда увидит несправедливость, он всегда сделает всё, что в его полномочиях, чтобы восстановить справедливость. Понимаете? Кроткий человек, царь тоже может быть кротким человеком, и он будет делать всё, что ему позволено Богом и законом, чтобы справедливость восторжествовала. Он никогда не испугается толпы. Пилат. Помните Пилата? Пилат испугался. Толпа кричала: «Распни!», и кто-то выкрикнул, как бы невзначай: «если ты не распнешь, ты не друг кесарю». Это не был кроткий человек, потому что он испугался. А знаете, почему он испугался? А он знал, что это значит? Не друг кесарю, значит ты потерял свое кресло. Он знал, что это значит, а он так боялся за этот пост, он дрожал. И как это он может уступить? Он стремился к величию и потому держался, всеми правдами и неправдами, за свой стул. Кротость – это далеко не то, о чем думают люди. «Я знаю в Кого уверовал. И если мне быть здесь, то я буду. Если Господь для меня что-то другое, то я подчинюсь Его воле». Кроткий человек так поступает.
Кроткий – это тот, который думает. Кроткий человек – это тот, который имеет свое мнение. Кроткий человек – это тот, который не навязывает своё мнение другим, а рассуждает, так как Господь, даже рассуждает с нами грешниками. Он говорит: «Хочешь? Вот путь. Хочешь, есть другой путь? Но я тебе советую: «Избери жизнь». Так кроткие люди поступают. Они подражают своему Господу. Это кроткие люди. Кротость – это сила, это не слабость. Так в мире принято, что кроткие – это слабые. Все слабые были в толпе, когда кроткие: Седрах, Мисах и Авденаго стояли перед печью, раскаленную огнём. Все слабые кричали: «Распни!», тогда когда Симон Киринеянин нёс крест. Это не слабость! Это сила, великая сила! Я хочу, чтоб вы навсегда запомнили эти иллюстрации, что кроткие, это люди, которые никогда не согласятся с неправдой. Они всегда знают, когда они правильно поступили, и когда они неправильно поступили. И если они правильно поступили, никто их не убедит в обратном, если они неправильно поступали, они примут обличение, и не буду спорить. Если они правы, они тоже не будут спорить кроткие, и доказывать свою правоту. Помните Моисея, он был прав, но он не стал доказывать свою правоту. В спорах, кроткие очень молчаливы, а где нужно вступиться за истину, там они вступаются за истину. Пусть эти истории будут всегда в вашей памяти. О кротости не так много написано. Но кроткие люди на страницах Священного Писания. Написано: «Они наследуют землю». Но вы знаете, эти слова, которые Иисус в Нагорной проповеди произнес: «кроткие наследуют землю», это не новые слова были для израильтян, если они Ветхий Завет читали. Эти слова в Псалтири записаны. Вообще, надо сказать, что Иисус мало нового сказал, если вообще, что-то Он новое сказал. Всё, что Он говорил, Он говорил из Священного Писания, в том числе и этот стих, Он процитировал из Книги Псалмов, из 36 глава 11 стих: «кроткие наследуют землю». Но, смотрите кроткий человек, кротчайший на земле – Моисей, был кротким. Но однажды, уже перед тем как войти в землю, он стоял у скалы, и это толпа опять завелась, и опять начали кричать, и тогда Моисей сорвался. Он говорит: «Это что? Мне из этой скалы вам воду извести?» Дважды бьет по скале. Он сорвался. Это тот случай, когда он потерял кротость. Наследовал землю? Вы думаете, случайно это история в Библии записана? И этот стих дважды в Библии: в Псалмах, и Христос повторяет. Вы думаете, случайно? Иллюстрация истории Моисея, которая как печать подтверждает, это истина.
– Кроткие, только кроткие наследуют землю.
– Да, но вы скажите, это ж несправедливо: Моисей и народ, толпа вошла в землю, Моисей не вошел.
Как вам это нравится? Моисей говорил людям перед своей смертью и говорит так:
– Я молился Господу очень много, и просил Его все-таки меня впустить в эту землю. Я хотел войти в эту землю. Я так мечтал!
Это он говорил перед смертью.
– Я так мечтал увидеть ту землю, ту добрую землю, о которой нам Господь говорил, куда мы все шли, но Господь мне сказал:
– Молчи, и больше об этом не проси!
– И я подчинился Ему.
После этой прощальной речи, а это вся Книга Второзаконие, дома прочитаете, когда будет у вас время – Книгу Второзаконие, это его прощальная речь перед смертью. Моисей пошел умирать. Вы знаете еще подобные похороны? Как похороны Моисея, вы видели такие похороны? Я хочу, чтоб вы представили. Моисей отправляется в свой последний путь. Что? Оркестр духовой? Много народа? Плачут, да? Видите, эту процессию? Он поднимается на гору один. Сам себя хоронит? Он поднимается на гору один, и он знает куда идет. Ему Господь сказал, и он знает, что это его последний путь. Он поднялся на гору, он лег, закрыл глаза, и это был его последний вздох. Как вам нравится такая смерть? Хотели бы так умереть? Кроткие, только кроткие могут надеяться на такую смерть! Хотите? Ну, кроткие – это не молчаливые. Кроткий – это не слабый, кроткий это сильный человек, кроткий это принципиальный человек, кроткий – это человек, который стоит за истину до смерти. Он будет справедлив, особенно по отношению к себе, он будет очень остро чувствовать, очень остро чувствовать несправедливость по отношению к другим. Он все сделает для того, чтобы других спасти. Это сильный человек. И всего не перечислишь о кротком человеке, на что он способен. Потому, Господь оставил нам эти иллюстрации. Продолжайте их читать. Продолжайте читать эти иллюстрации, если хотите знать, что значит настоящая кротость, и не идите за толпой, то, что услышали, то думаем. Кротость – это далеко не то, о чем думают люди. Оставайтесь сильными, следуйте только за Агнцем, куда бы Он не пошел, и наследуете землю. Да, благословит вас Господь. Аминь.