«Молчание священников»

Приветствую вас миром Божьим. Скоро наступит очередная суббота, и мы собрались для того, чтобы открыть слово Божье и читать. Сегодня я предлагаю открыть десятую главу Книги Левит, 6 стих:

«Аарону же и Елеазару и Ифамару, сынам его, Моисей сказал: голов ваших не обнажайте и одежд ваших не раздирайте, чтобы вам не умереть и не навести гнева на все общество; но братья ваши, весь дом Израилев, могут плакать о сожженных, которых сожег Господь». Это то, что Моисей сказал Аарону и его сыновьям. Помните, в какой это ситуации? Когда это Бог такое повеление дал? Вся эта глава 10 повествует о том, как Надав и Авиуд, два сына Аароновых, вошли во святилище, написано, с чуждым огнем вошли. Потом из контекста, из главы, похоже, что они вошли во святилище в нетрезвом состоянии, так похоже. Но до конца точно мы не знаем, что там произошло. Одно знаем, что они несерьезно отнеслись к служению, которое на них было возложено. И Господь за это их сурово наказал. Они не вышли больше из святилища, но были умерщвлены огнём Господнем, там во святилище. А стих, который мы прочитали, даже в этой ситуации кажется странным это повеление, правда? Господь говорит Аарону –это отец погибших сыновей, отцу говорит, и братьям тех, кто был убит Господом:

– Когда все будут плакать, вы не должны плакать.

У народа Израильского, и вообще, в той местности, был такой обычай: когда горе случалось, они разрывали одежды свои, в знак траура покрывали себя пеплом и вретищем, мешковиной, тем самым, выражая свое горе. Но Господь говорит Аарону, через Моисея говорит Аарону и сыновьям Аарона говорит:

– Вы ни в коем случае не должны свое горе проявлять. Плакать не должны, голову обнажать не должны, одежды разрывать не имеете права.

Под страхом смерти запретил это делать. Представляете себе? Но если просто представить состояние человека в горе, каждый по-разному это воспринимает, когда что-то случается трагичное в его жизни, когда умирает близкий человек, или какая-то трагедия. По-разному это люди воспринимают. Кто-то плачет, не все плачут, иногда люди молча переносят. Но значит ли это, что им все равно? Знаете, если горе у кого-то и я не плачу, это еще объяснимо и понятно, но свое горе человек чувствует, другое дело, как мы этого выражаем, как оно со стороны выглядит. И вы прекрасно понимаете, что если даже человек не плачет, то это еще не говорит о том, что ему легко. Напротив, скажите, что легче в горе – плакать или не плакать.

– Плакать.

– Все так считаете?

Понимаете, что это значит? Но Господь Аарону говорит:

– Смотрите, под страхом смерти смотрите, чтобы вам не умереть, вы не имеете право давать волю своим чувствам.

Я хотел бы, чтоб вы представили эту траурную процессию, где отец хоронит своих двух сыновей и не плачет. Господь так повелел. Это вошло в закон для священников. Смотрите, когда мы читаем, здесь же в Книге Левит 21 главу 10 стих, тут так написано:

«Великий же священник из братьев своих, на голову которого возлит елей помазания, и который освящен, чтобы облачаться в священные одежды, не должен обнажать головы своей и раздирать одежд своих; и ни к какому умершему не должен он приступать: даже прикосновением к умершему отцу своему и матери своей он не должен осквернять себя». Как вам нравится это повеление? Легко быть священником? Или может это облегчение? Может быть Господь дал такое повеление и лишние заботы, лишние переживания, таким образом снял, да? Понимаете, что это сложнее, чем если бы Господь сказал:

– Плачь. Тебе будет легче.

Что это означало для этих людей? Вы знаете, это не случайно. Господь к людям, которых призвал для особого служения – особые требования предъявлял. Вспомните случай, который произошел в жизни Моисея. Это из той же области, хотя немножечко отличается от того, о чем мы здесь читаем. Но если вы сравните эти случаи, вы увидите, что речь идет о том же. Когда народ израильский подходил к границам Ханаана и воды не стало, народ начал роптать, как всегда они это делали. И Моисей тогда обратился к Богу и говорит:

– Господи, что делать? Опять этот народ ропщет.

– Тогда Господь ему сказал: вон скала, ты подойди к скале, по которой ты уже когда-то ударял жезлом, и помнишь, вода текла? На этот раз, ты должен подойти и скажи скале, и она даст воду.

Помните, что случилось? Моисей, вместо того, чтобы сказать скале, он дал волю своим чувствам. И что сказал Господь? У Господа особые требования были к своим представителям на этой земле, к таким как: священники, как вожди народа израильского. Особые требования у Господа были, потому что каждый из них, в той или иной мере, был пророчеством, видимым пророчеством. Это не были просто люди. Вы знаете, что каждый первосвященник, он представлял собой Христа, и таким образом он ходил, чтобы явить Христа, Спасителя, Мессию. Мессия – это помазанник. Вы слышали, что тут мы читали:

«Великий же священник из братьев своих, на голову которого возлит елей», то есть, который был помазанником, а если он был помазанником, он уже указывал на Христа. Для того чтобы явить собой своим служением Мессию, который должен прийти, Господь дал специальное повеление этим людям, чтобы они не просто формально указывали на Христа, но и характер Христа явил, а это означало, что они должны были сдерживать свои чувства, и очень хорошо чувствовать горе других. Если вы посмотрите на книжников и фарисеев, которые жили во дни Христа, вы знаете, что это люди сильной воли – они умели управлять своими чувствами. Книжники и фарисеи – они никогда не позволяли себе ничего такого, что могло их скомпрометировать среди народа: они следили за своей одеждой, они следили за своим поведением, они следили за каждым своим словом. Это Петр мог выйти из себя и сказать, а потом подумать, но никогда не мог позволить себе такое ни один фарисей или книжник. Это были люди очень сильной воли, они дисциплинировали себя, и конечно, они были требовательны к другим. Они очень остро чувствовали, когда кто-то поступал не так, как они считали, нужно поступать. Но вы знаете, чем они отличались от Христа? Они умели сдерживать свои чувства, но их характер не был похож на характер Христа. А то, что Господь хотел явить в своих служителях, еще со времен Ветхого Завета, Он хотел явить в своих служителях характер Христа, не только внешнюю форму, но характер. И вот это повеление, о котором мы читали, это очень важное повеление, которое как раз призвано сформировать характер, подобный Христову характер. Вот это повеление, когда у тебя горе, ты не должен давать волю своим чувствам. Когда мы читаем послание к Евреям, там Господь через апостола Павла проводит параллели между ветхозаветными священниками и Иисусом Христом, на которого они указывали. И там, Господь через Павла говорил, что сей Иисус – Он лучший первосвященник, потому что Он может сострадать. Он сам все претерпел, и может и людям, которые терпят, сострадать. Там много есть в послании к Евреям интересных параллелей и сравнений, какими были священники и каким был Христос, и в чем Иисус был отличен от людей. И вы знаете, это одно из самых главных качеств, что Он был сострадателен к горю других, и не давал волю своим чувствам, когда Его касалось несправедливости. И когда мы читаем Евангелие, мы видим, что это так. Когда Его били, когда Ему в лицо плевали, когда Его вели на смерть, что Он делал? Кричал, плакал, жаловался? Что Он делал? Как Он себя вел? И если вы посмотрите на всю Его жизнь, вы увидите, как остро Он чувствовал несправедливость по отношению к людям, и сразу на это реагировал. Вспомните Марию, которая миро разлила в доме у Симона. Вспомните только мысли Симона, слова Иуды. Может быть никто не заметил, не почувствовал того, что там произошло, но Иисус сразу это почувствовал и сразу отреагировал. Помните этот случай? И Он при этом, очень ясно дал понять Симону, что Он все понял, о чем он думает. Дома придите, почитайте эту историю, это интересная история о том, что произошло в доме Симона, как Иисус отреагировал на мысли Симона. Когда Мария разлила миро драгоценное, и все почувствовали это в доме, Симон в это время думал. И в Священном Писании об этом сказано – Симон думал.

– Если бы Он был пророк, Мессия, Он бы знал, какая женщина к Нему прикасается.

Это мысли были Симона. В этот момент Иисус смотрит на Симона, и говорит:

– Симон!

Можете себе представить? Он только подумал: если бы Он знал… И в этот момент слышит:

– Симон! Как ты думаешь?

Представляете, как себя чувствовал Симон?

– Я что, вслух это сказал? Неужели Он понял? Неужели Он знает, о чем я думаю?

– Как ты думаешь Симон? Вот было два должника: у одного большой долг, у другого маленький. И оба были прощены. Как ты думаешь: кто будет больше любить? Кто будет больше благодарен?

Иисус так остро чувствовал несправедливость, Он был настолько внимательным и наблюдательным, что людям было удобно и хорошо с Ним. Несмотря на то, что Симон был достоин разоблачения, Иисус его не выдал, не выставил перед другими. Вот это было характерной особенностью Иисуса – Он очень хорошо чувствовал других людей, и казалось, был не чувствителен к Себе самому. Он готов был терпеть, переносить насмешки, издевательства, и когда женщины плакали, видя Его страдания, Иисус говорил:

– Не плачьте обо Мне, плачьте о себе и о детях ваших.

Он был способен в это время думать о том, что ждет жителей Иерусалима в будущем. Спустя 40 лет, Он видел пророческим взором не только три креста в окрестностях Иерусалима, а сотни и 1000 крестов. Как не похожи мы, люди, на своего Спасителя! Когда у нас небольшая беда случается, это горе затмевает всё для нас, и мы не думаем, что в этот момент, люди, которые страдают больше, чем мы. Кто-то наносит нам незначительную обиду, слово сказал, нас не убили, а может даже слово не сказал, может даже просто не посмотрел так, как я хотел бы. Вы знаете, мы способны, люди, обижаться и долго носить в себе эту обиду. Как непохожи, бываем мы на нашего Учителя! И знаете, почему? Потому что мы даем волю своим чувствам, когда боль касается нас лично, и не чувствуем боли, которую мы причиняем другому.

– А что я такого сделал? Подумаешь!

Мы часто говорим, не понимаем, что слышит другой человек, и как он это воспринимает. Мы, бывает, так раним словами, что уже привыкаем к такой речи, и не видим в этом ничего особенного. Я не говорю уже о более серьезных обидах, которые мы способны наносить друг другу. Вы знаете, вот это повеление 1000 лет тому назад, Господь дал священникам – это повеление, которое относится и к нам, в каком-то смысле. Помните, есть такой стих в Священном Писании, что теперь мы с вами, и цари, и священники. То время Ветхого Завета сменилось временем Нового Завета. И Господь, предвосхищая это время через Священное Писание говорит:

– Я сделаю всех вас, народ мой, царями и священниками.

Это что значит, почёт нам Господь приготовил, да? Или что? О чем Господь, в первую очередь, заботился, когда называл нас в Священном Писании царями и священниками? О почете, о мести в его Царстве? Ну, как думали ученики, помните, они об этом спорили, кто из них будет больше в Царствии Господнем. О чем Господь думал и что имел ввиду, когда называл нас царями и священниками, всех нас? Я думаю, что это наша ответственность за каждое наше слово, ну, в целом, это наш характер. Вообще, когда Господь в Священном Писании говорит о царях, Он всегда подразумевает больше, чем просто внешние атрибуты. Есть интересный стих в Книге Притчи. Он касается совершенно другого вопроса. Интересный стих, в своем роде, но мы не на эту тему будем говорить – о вине, можно ли пить вино. Есть люди, которые этот стих используют для того, чтобы оправдать свое желание пить. Помните? «Дайте сикеру погибающему и вино, огорчённому душой». Читали такой стих, может даже кто-то говорил?

– Вот видишь, написано, сказано, что пить можно.

«Дайте сикеру погибающему и вино, огорченному душой» Если прочитать выше, там не менее интересные слова мы увидим: «Не царям, Лемуил, не царям пить вино, и не князьям – сикеру». Слышите, что Господь говорит? Так что, пить или не пить, как вы думаете? Как хотите! Смотря, кем вы себя считаете? Если погибающими, то пейте вино, если огорченными душой и такими хотите остаться, пейте вино. Вообще, Господь, нигде никогда ни в чем никого не ограничивал.

– Хочешь? Вот два пути перед тобой: хочешь направо, хочешь налево. Только Я должен тебе сказать, куда ты придешь, а там твое право, выбирай куда хочешь.

И через Соломона Он говорит:

– Дайте огорченным, пусть выпьет, забудет бедность свою. Несчастный человек.

Но перед этим, если кто выхватит этот стих, пойдет пить. А если будет читать всю главу, он задумается, кем хочет быть, а тут Господь говорит:

– Не царям, Лемуил, пить вино и не князьям – сикеру.

Всё зависит от того, кем ты себя считаешь. Если ты считаешь себя царем, как ты себя чувствуешь, ты достойный человек или недостойный? Если ты считаешь, что ты достойный, то тебе ни в коем случае нельзя пить вино. Вы чувствуете, что в этом стихе Господь говорит? О достоинстве нашем, правда? Когда говорит, что мы с вами цари и священники, думает о нашем достоинстве, и хотел бы сделать нас достойными Его детьми. А это значит, что мы должны сдерживать свои чувства. Мы не должны раздражаться, мы не должны выходить из себя, чтобы не случалось вокруг, каким бы этот народ не был необузданным, мы должны быть спокойны. Но что вы скажите, это значит, что мы должны, вообще, чувства отключить, и ничего не чувствовать? Значит ли это? Характер Христа в нашей жизни должен отразиться. Чувства, когда касается что-то нас, вот тут чувства наши должны отключиться, мы не должны думать о себе, мы должны думать о других. Это была особенность характера нашего Господа. Вспомните пророчество о нём? «Как овца, веден был Он на заклание, и как агнец пред стригущим его безгласен…Ис.53 глава» Пророк Исайя писал. Вспомните еще одно пророчество, там же у пророка Исайи: «Трости надломленной не переломит, и льна курящегося не угасит» Ис.42,3. О чем это пророчество? Как Он относится к людям. А чтобы так относиться к другим, надо чувствовать. Чувства есть у этого человека? Вот такими царями и священниками Господь хочет видеть нас с вами. И опять хочу вернуться к той истории, которая произошла в Кадесе. Она записана в Книге Чисел 20 главе с 9 стиха:

«И взял Моисей жезл от лица Господа, как Он повелел ему. И собрали Моисей и Аарон народ к скале, и сказал он им: послушайте, непокорные…» Слышите слова Моисея? «Послушайте, непокорные, разве нам из этой скалы извести для вас воду?» Знаете, несмотря на то, что Библия так написана, тут только слова, мы не чувствуем интонации, мы не слышим громкости, как Моисей это произносил, но слушайте слова: «послушайте непокорные». Что в этих словах? Осуждение слышите? Никогда Моисей раньше так не говорил. Вспомните другой случай, когда Господь говорит:

– Я уничтожу этот народ, давай Я от тебя произведу народ намного лучше, чем этот.

Помните реакцию Моисея?

– Господи, тогда и меня. Если ты уничтожишь этот народ, тогда и меня.

Как это не похоже на эти слова Моисея! Никогда Моисей так не говорил: «послушайте, непокорные, разве нам…» Стоит Моисей и Аарон обращаются к народу, и говорят: «разве нам из этой скалы извести для вас воду».

«И поднял Моисей руку свою и ударил в скалу жезлом своим дважды…» Чем мне нравится Господь, что вода потекла. Вы представляете, а ведь Господь мог не ответить на неправельную молитву Моисея, на неправильное поведение Моисея. Нет? Ведь Бог, мог не ответить и вода бы не потекла. Сначала бы Господь сказал все, что о нем думает, а потом бы извлек воду для народа. Почему Господь так не поступил? Вот это и отличие между Богом и Моисеем, и вода потекла, много воды потекло. «И пило общество и скот его». 12 стих: «И сказал Господь Моисею и Аарону: за то, что вы не поверили Мне…» Интересно. Слышите, что написано? «За то, что вы не поверили мне». А где Моисей и Аарон не поверили Господу? Где вы это видите? В чем они не поверили Господу? Что до сих пор происходило? Народ ропщет, так? Моисей обращается к Господу, говорит:

– Господи, надо что-то делать!

Господь ему говорит, что делать, Моисей приходит и делает даже больше, чем Господь говорит. Как не поверили? Разве не поверил Моисей Господу? Что он не верил, что Господь извлечёт? Если бы он не верил, что Господь даст воду, он бы не подходил к этой скале. Правда? Почему Господь это называет неверием? Вот это поведение, вот такое поведение Моисея, Господь называет: «вы не поверили Мне». Понимаете, что вера это что-то большее, чем просто верить, что Господь что-то сделает. Понимаете, что вера это что-то большее, чем просто верить, что Господь силен воду из скалы низвести. А что значит вера? Вот в этом конкретном случае, как бы вы сказали, что в этом конкретном случае значит вера? «За то, что вы не поверили Мне, чтоб явить святость Мою пред очами сынов Израилевых, не введете вы народа сего в землю, которую Я даю ему». Вот то повеление, с которого мы начали, повеление Господа не давать волю своим чувствам, которые Господь дал священникам, это повеление, знаете, на что направлено? Уничтожить эгоизм. Священник не должен быть эгоистом. Если его обижают, он не должен чувствовать. Эгоист очень хорошо чувствует, когда его обижают. Священник не имеет право быть эгоистом. Чувства у него должны оставаться, это не значит чувства надо выключить, он должен стать роботом. Нет. Он должен остро чувствовать несправедливость по отношению к другому человеку: он должен сострадать, он должен понимать горе другого человека, но, когда его касается несправедливость, он должен выключать чувства. Это нелегко. Если бы вообще бесчувственный человек – ему легко, ему все равно. И поэтому, вот это повеление Божье, направлено против эгоизма. Понимаете, чем эгоист отличается от не эгоиста. Эгоист очень остро чувствует, когда его обижают. Он всё себе, всё доброе себе, все плохое, ну, кому достанется. Эгоист всё самое лучшее себе, о других он просто не думает, «это ваши проблемы». Господь, с самого начала, направил Свои повеления против эгоизма. И теперь, смотрите, Моисей: когда он был настоящим прообразом Христа, тогда он говорил:

– Господи, и меня. Я тоже готов умереть за этот народ.

Слышите? Но когда он включил свой эгоизм, тогда он встал и говорит:

– Что это нам, вам, воду извлечь? Непокорные!

Вот как разговаривает эгоист. Мы все эгоисты. Моисей был лучшим из нас человеком, он был кротчайшим человеком на земле, он был наименьшим эгоистом, из всех людей, которые жили на земле. Можно так сказать? Библия говорит, что он был кротчайшим человеком. Помните, когда брат и сестра восстали против него? Мариамь и Аарон. Моисей не защищал себя. Прочитайте эту главу в Книге Чисел 12 и13 главы, и вы увидите Моисея. Он молчал, Господь вступился за него. Когда на него нападали, он не чувствовал, ну, так кажется не чувствовал, он по крайней мере, не плакал, не жаловался, не роптал, он ждал. Он одежду не разрывал, он пеплом себя не покрывал, как могли вести себя люди в то время. Он не реагировал на всякие выпады против него, он все предавал Господу, и тогда Господь вступался. Если вам будет больно, и вы чувствуете себя детьми живого Бога, помните, вот эти повеления для лучших Божьих людей в Священном Писании: одежду не разрывайте, кричать не начинайте, не плачьте, Господу все предайте, и вы увидите, что Он сделает, если хотите отразить Божий характер. Когда вас будут обижать, словами или делами, выключите свои чувства, но не насовсем. Постарайтесь ваши чувства направить на нашего обижаещего, и понять, почему он такой. Ведь он не просто так такой. Постарайтесь встать на его место, постарайтесь понять, что его огорчило так сильно, и в вас начнет проявляться характер Христа. Чем дальше к концу истории нашего странствия на этой земле, тем больше будет испытаний наших чувств. Читайте «Великую борьбу». Наши чувства, тем большему испытанию подвергнутся, это то, что мы называем время скорби, там чувства включатся в полную силу, и надо будет выдержать, и если мы выдержим это последнее испытание, мы войдем в Ханаан. Если нет, вспоминайте историю Моисея – он не вошел в земной Ханаан, и Господь эту иллюстрацию оставил нам, чтоб мы увидели, что делать с нашими чувствами в последнее время. Да поможет вам Господь стать царями и священниками, в полном смысле этого слова. А это значит, быть благоуханием приятным, быть святыней Господней. У священников написано было: святыня Господня. Это значит, что Господь не скажет так, как сказал когда-то Моисею и Аарону, за то, что вы не поверили, то есть, вы были неверующими, за то, что вы были неверующими, и это не дало вам возможность явить святость Мою пред очами сынов Израилевых, не войдете. И напротив, если вы будете иметь веру, а вера – это не значит просто верить, что Господь есть, бесы тоже веруют и трепещут. Вера это включает больше, чем просто верить, что Господь есть, и что Он может что-то сделать. Вера – это значит точно исполнять, что Господь предписывает. Сказал сказать, значит скажи, сказал ударь, значит надо ударить. Точно, и ничего от себя не добавлять и таким образом, мы явим святость, и будем святым народом Божьим. Мы будем руководствоваться принципом, но не чувствами, при этом останемся людьми, которые очень остро чувствуют беды других людей. Вот это ожидает от нас Господь. Аминь.

«Страх Исаака»

Откроем Священное Писание, в Книге Бытие, в 31 главе, с 24 стиха и дальше:

«И пришел Бог к Лавану Арамеянину ночью во сне и сказал ему: берегись, не говори Иакову ни доброго, ни худого. И догнал Лаван Иакова; Иаков же поставил шатер свой на горе, и Лаван со сродниками своими поставил на горе Галаад. И сказал Лаван Иакову: что ты сделал? для чего ты обманул меня, и увел дочерей моих, как плененных оружием? зачем ты убежал тайно, и укрылся от меня, и не сказал мне? я отпустил бы тебя с веселием и с песнями, с тимпаном и с гуслями; ты не позволил мне даже поцеловать внуков моих и дочерей моих; безрассудно ты сделал. Есть в руке моей сила сделать вам зло; но Бог отца вашего вчера говорил ко мне и сказал: берегись, не говори Иакову ни хорошего, ни худого».

Почему Бог говорит Лавану: «не говори ни хорошего, ни худого»? Ну, плохого, это ясно, а почему хорошего тоже нельзя говорить? Вы помните эту историю, да? Иаков убежал от брата своего. 20 лет он жил в доме Лавана. Там он женился, еще раз женился. Там у него появилось богатство, которое он своим трудом заработал, и теперь он оттуда уходил, но ушел тайно. Лаван, когда узнал, что Иаков ушел, догоняет его, и вот тут по дороге, когда Лаван уже собирался догонять Иакова, Господь явился Лавану и говорит: «Берегись. Не говори ему ни хорошего, ни плохого». Знаете, почему – ни хорошего, ни плохого. Плохое – ясно, что плохое это плохо, но с Лаваном надо было договориться, чтобы он вообще и хорошего не говорил. Понимаете, почему? Лаван, вообще-то, начинал по-хорошему, а в конце оказывалось, что он обманывал. Всегда разговор с Лаваном начинался хорошо, а оказывалось конец плохой. Иаков пришел к Лавану и говорит:

– Я хочу служить тебе за младшую дочь твою.

Помните, что Лаван сказал?

– Иаков, для тебя… Конечно, я тебе с радостью её отдам!

Отдал? И потому Господь, по прошествии уже 20 лет, когда Лаван собрался догонять Иакова, Господь говорит Лавану:

– Смотри, плохого не надо ему говорить, хорошего тоже. У тебя хорошее, очень интересное хорошее, не говори ему ни плохого, ни хорошего. Ясно?

Ну, раз мы вспомнили эту историю, теперь нам легче следить за событиями, которые там происходят. Вы уже помните, без того, чтобы читать, что дальше произошло. Лаван догнал Иакова, обвинил его, почему он ушел тайно, Иаков объясняет ему почему он ушел тайно, говорит:

– Я 20 лет у тебя работал, и понял, что от тебя по-другому не уйдешь.

– Лаван говорит: ну, ладно ты ушел бы тайно, а почему ты украл у меня богов моих.

И начинает обыск. Ничего не нашел, потому что Рахиль, это была его дочь. Она знала как… Почему? Да, потому что отец её научил. Нет? И Лию научил, и Рахиль научил. Но есть интересный стих в этой главе, на который я хотел обратить ваше внимание. Когда уже Лаван не нашел ничего, тогда осмелел Иаков и говорит:

– Так, сейчас я буду говорить. Ну, что нашел, не нашел? Я тебе все скажу, что думаю о тебе. Сколько я лет у тебя трудился? И сколько раз ты менял награду мне за труд мой? Сколько раз ты меня обманывал? И спрашиваешь, почему я от тебя ушел? Я тебе сейчас все скажу.

Сказал, а потом заканчивает свои слова такими словами, 42 стих: «Если бы не был со мною Бог отца моего, Бог Авраама и страх Исаака, ты бы теперь отпустил меня ни с чем…» Если бы не был со мною Бог отца моего, Бог Авраама и страх Исаака. А это что? Интересные слова произносит Иаков. Как вы понимаете вот это выражение «и страх Исаака». Ну, понятно, Иаков говорит:

– Знаешь, Лаван, если бы Бог отца моего не был со мною, ты бы отпустил меня ни с чем.

То есть мы понимаем, что Господь вступился за меня. Какой Бог? Бог отца моего. Если бы не был со мной Бог отца моего, Бог Авраама, тоже самое, да, и страх Исаака. А вот это выражение, знаете, можно по разному понять, что оно значит. Если бы не был страх Исаака со мною. Это что, если бы я не боялся отца моего Исаака? Можно так понять, да? Что если бы, я не боялся моего отца или можно так понять: что если бы ты не боялся моего отца, правда? Может ты встретишься, как ты будешь ему в глаза смотреть? Может это удержало тебя, от ещё хоть худшего отношения ко мне? Или может быть Иаков имел в виду, тоже самое, что он сказал раньше: если бы не был со мною Бог отца моего, и Бог Авраама, и страх Исаака, имея в виду, что называя, таким образом, Бога? Может такое быть? Что он назвал, таким образом, Бога, другими словами, что у Исаака перед Богом был страх. Есть три варианта, как можно понять это выражение, но интересно выражение, правда? Почему Иаков так закончил свою речь? Почему Иаков так выразился? Это что случайно? Может показаться, что так сформулировал, не вкладывая особого смысла, но когда читаем дальше, смотрите, мы понимаем, что это не случайное выражение, потому что дальше, в 42 стихе, Исаак сказал:

«Если бы не был со мною Бог отца моего, Бог Авраама и страх Исаака, ты бы теперь отпустил меня ни с чем. Бог увидел бедствие мое и труд рук моих и вступился за меня вчера. И отвечал Лаван и сказал Иакову: дочери — мои дочери; дети — мои дети; скот — мой скот, и все, что ты видишь, это мое: могу ли я что сделать теперь с дочерями моими и с детьми их, которые рождены ими? Теперь заключим союз я и ты, и это будет свидетельством между мною и тобою. И взял Иаков камень и поставил его памятником. И сказал Иаков родственникам своим: наберите камней. Они взяли камни, и сделали холм, и ели там на холме. И назвал его Лаван: Иегар-Сагадуфа; а Иаков назвал его Галаадом. И сказал Лаван: сегодня этот холм между мною и тобою свидетель. Посему и наречено ему имя: Галаад, также: Мицпа, от того, что Лаван сказал: да надзирает Господь надо мною и над тобою, когда мы скроемся друг от друга».

Все эти названия были даны по этому поводу. Лаван на своем наречии назвал его и говорит:

– Этот холм будет холмом нашего завета.

Так он назвал этот холм.

– Иаков говорит: да, этот холм будет холмом свидетелем между мною и тобою.

И назвал Галаад. Также сказано еще, называют это место Мицпа , что значит сторожевая башня, Бог наблюдает, Мицпа. И вот эти три названия даны этого месту. Все эти названия говорят о том, что Бог видел, что там происходило. И это понимал Лаван, и это понимал Иаков. И когда они это сказали, Лаван это сказал, и Лаван продолжает:

– Смотри, Бог надзирает, если ты будешь худо поступать с дочерьми моими, если возьмешь жен сверх дочерей моих, то, хотя нет человека между нами, но смотри, Бог свидетель, между мною и между тобою.

«И сказал Лаван Иакову: вот холм сей и вот памятник, который я поставил между мною и тобою; этот холм свидетель, и этот памятник свидетель, что ни я не перейду к тебе за этот холм, ни ты не перейдешь ко мне за этот холм и за этот памятник, для зла; Бог Авраамов и Бог Нахоров да судит между нами, Бог отца их. Иаков поклялся страхом отца своего Исаака».

Слышите? Вот они уже начинают мириться, уже готовы прощаться, памятник из камней создали, и Лаван начинает говорить и говорит:

– Господь между нами, Господь видит, и этот памятник, как свидетельство того, что Господь видит, что не ты не сделаешь ничего плохого мне, и моей семье, и моим потомкам, и я не сделаю ничего. Господь между нами свидетель. Он наблюдает.

И Лаван как клятву произносит: «Бог Авраамов и Бог Нахоров да судит между нами». И дальше написано, Иаков поклялся страхом отца своего. Такое впечатление, что Иаков, слышите, по сравнению с той речью, которую Лаван произнес уверенную, ясную и отчётливую, он Бога во свидетеля призвал. Такое впечатление, что Иаков очень робко поклялся страхом отца своего Исаака. И опять та же фраза, как в начале, Лаван говорит, говорит, а Иаков говорит: «если бы не страх Исаака». Лаван говорит, а Иаков говорит: «Я клянусь». Я не знаю, как он, какие слова он произносил, но тут написано: «он поклялся страхом отца своего Исаака». И мы понимаем, что это выражение неслучайное, оно повторяется и опять, настойчиво повторяется в Библии второй раз: «поклялся страхом отца своего Исаака». Что же там происходило? Мы знаем хорошо историю Иакова, знаем непростую его жизнь. Все его беды начались с того момента, когда он решился с матерью обмануть своего отца. Ему пришлось бежать. Каким образом он попал к Лавану? И потом, он всю свою жизнь вспоминал, что сделал. Наверное, не раз раскаивался в том, что он сделал. И потому, вы видите Иакова: да, он уверен по жизни, но когда он сталкивается с обманом, он просто говорил, если бы не Бог со мною, и тут еще добавил – «и страх Исаака». Мы до конца не понимаем это выражение, хотя где-то понимаем. «И поклялся Иаков страхом Исаака». Вся это история Иакова напоминает нам о том, что такое обман, и как тяжело с ним бороться. Это не просто. Только вспомните жизнь Иакова, у того же Лавана. Сколько раз он слышал, как бы эхо своего обмана. Представьте себе ту первую брачную ночь, когда его жестоко обманул Лаван. После свадебного торжества он обнаружил, что вместо Рахили, ему дали Лию. Представьте себе, как они разговаривали с Лией утром, и что Лия могла ему сказать, и что Иаков мог ей сказать. Я представляю, к сожалению там не написано таких подробностей, но представьте себе, какой мог бы состояться у них разговор. Иаков мог ей сказать:

– Как ты могла одеть одежду, которая предназначалась твоей сестре? Как ты могла?

И как вы думаете, что Лия могла ему ответить?

– А ты? Как ты мог одеть одежду своего брата? Почему я не могла? Ты шел к своему счастью? Я тоже хочу быть счастливой. Как я могла?

Я не знаю, говорила она это, говорил ли он это, я думаю, что Иаков вспоминал это, и понимал это. Вы понимаете, Господь его поместил в такие обстоятельства, что он буквально увидел свой обман, который точно повторялся в его жизни. Одежда, овцы. Господь так учит, такие уроки преподает. Вы понимаете, что скрывалось под этим выражением, которое мы до конца не можем понять и объяснить, что скрывалось «и страх Исаака». Но есть интересный стих в этой истории, который это выражение проясняет. Об этом написано, чуть раньше, 27 глава 30 стих. Видите, что это за глава?

«Как скоро совершил Исаак благословение над Иаковом…» Вспомнили это? Я хочу, чтобы вы увидели действующие лица.

«Как скоро совершил Исаак благословение над Иаковом, и как только вышел Иаков от лица Исаака, отца своего, Исав, брат его, пришел с ловли своей». Вот этот момент. «Приготовил и он кушанье, и принес отцу своему, и сказал отцу своему: встань, отец мой, и поешь дичи сына твоего, чтобы благословила меня душа твоя. Исаак же, отец его, сказал ему: кто ты? Он сказал: я сын твой, первенец твой, Исав. И вострепетал Исаак весьма великим трепетом, и сказал: кто ж это, который достал дичи…» А что произошло? Понял Исаак, что произошло? А почему такая реакция? Почему он испугался? Слышите: «вострепетал Исаак весьма великим трепетом?» А почему испугался, почему не возмутился? Он же понял, что произошло, нет? Он понял, в этот момент, что произошло? Он уже заподозрил. Помните, когда Иаков пришел к нему, и он тоже его спросил: «кто ты, сын мой». Потому что он голос услышал Иакова, говорит: «ну-ка, подойди, я тебя ощупаю». Но Иаков был готов к этому, и Он подошел, Исаак, написано, в недоумении сказал, говорит: «Не понимаю. Голос Иакова, руки Исава». Но задавил вот это сомнение, и благословил его. Теперь, когда Исав вернулся и входит в дом к Исааку, написано, что «вострепетал весьма великим трепетом». Почему? Почему он не сказал:

– Это что такое? Это Иаков меня! Будь он проклят!

Иаков предполагал такой поворот событий. Помните, Иаков говорил матери своей, когда мать ему говорила:

– Иди, сейчас пусть отец благословит тебя.

– Иаков говорил: а что, если узнает, и вместо благословения будет проклятие?

Он понимал, что можно получить за обман. Почему Исаак так реагирует? Почему он испугался, а не возмутился? Есть одно обстоятельство, почему он испугался. Знаете, какое? Знаете, что? Он что-то знал. Вспомните эту историю? Бог что-то сказал раньше. Кто будет первородным? Исаак знал это? Ревекка знала это? Смотрите, очень интересно тут происходит. Почему Исаак не объявляет? Вообще-то, это нормально было бы в семье, когда отец сказал бы своей жене, в первую очередь, сказал бы:

– Ревекка, я хотел бы сейчас благословить нашего первенца.

Почему он это не сказал? Почему Ревекка от кого-то узнаёт, быстро приглашает Иакова? Почему? Понимаете, что произошло? Понимаете, что Исаак знал, что сказал Господь. По этой причине, он не объявляет всей семье, что он сейчас будет благословлять Исава, по этой причине, Ревекка узнаёт от других, по этой причине Ревекка, а у Ревекки свои планы, планирует обман отца – это и объясняет, почему Исаак, когда узнал, что его обманули, испугался. Что он почувствовал? Он понял, что Господь сказал и неслучайно это сказал, и что теперь он сделал. Вы представляете, вот в таком состоянии напряженном, фактически, Иаков покидает эту семью. Исаак, Ревекка, Исав, Иаков. Вы представляете, что творилось в душах этих людей? Вы понимаете, что происходило в этой семье? Иаков уходит из семьи, он вынужден бежать от своего брата. Теперь, когда он возвращается, когда он очень много получил по жизни за свой обман, теперь он при встрече с Лаваном, говорит:

– Ты знаешь, Лаван, если бы не Господь, и не страх Исаака…

Он больше вкладывал смысла в эти слова, чем на первый взгляд кажется, если бы не Господь, и не страх Исаака, ты бы еще больше зла мне сделал. Но во всей этой истории, мне нравится наш Господь. Вы слышите, что Он молчит? Вы слышите, что Господь молчит, иногда Иаков защищает, иногда просто молчит, иногда что-то говорит Лавану. Но ведь он мог, уже там на месте, навести порядок, сказать Ревекке, что она не так сделала, сказать Исааку, что он не так делает, сказать Исаву, построить их, и всех наказать, кого надо похвалить. Что мне нравится в нашем Боге, что он не занимается такими делами. Что мне нравится в нашем Господе, что Он благословляет, охраняет, если вмешивается, чтобы примирить, чтобы защитить, и ждет.

Мы говорим об обмане. Обман – это страшная штука. Как с ним бороться, с обманом? И вся это история на эту тему. Вы знаете, что делает Лаван и Иаков там, когда они произносят эти клятвы. Они, фактически, пытаются защититься от обмана, и защитить свою семьи от обмана. Встретились два выдающихся обманщика, вы можете себе представить, кто кого. Надо сказать, что Иаков еще до конца не избавился от этой хитрости. Вспомните интересные опыты, которые он проводил нас скотом. Что это такое? Это обман. Он продолжал обманывать. Несмотря на то, что Господь ему сказал:

– Я тебя благословлю, не переживай. Я позабочусь о твоей семье, все будет хорошо.

А что, не так Господь сказал раньше родителям его? Говорит:

– Я благословлю. Благословлю Иакова, несмотря на то, что он младше, Я его благословлю.

Иаков это тоже знал, Ревекка ему сказала. Почему они пошли на обман? Вот это слабость, вот этот порок – Иаков еще до конца от него не избавился. И теперь, когда он работал на Лавана, Лаван его обманывал, Иаков тоже не отставал. И как Богу, кого благословлять? Что делать? И одного и другого, кого больше, кого меньше, но Он говорит:

– Но хоть ты не говори уже ничего. Вы запутались, и сейчас ты ему хорошее говоришь, потом плохое говоришь, потом опять хорошее, уже непонятно, что лучше – хорошее или плохое. Лучше молчи. У тебя все плохо получается. Лучше ничего не говори, пожалуйста.

И что Лаван, послушался, да? Догоняет Иакова, и все ему сказал. А потом, после того как сказал, говорит:

– Ты знаешь, Господь мне сказал, ничего тебе не говорить – ни хорошего, ни плохого.

– А что ж ты разговариваешь тогда?

А потом Иаков. Вся эта история о том, как защититься от обмана. Потому что эти двое людей, которые много обманывали, теперь поняли, что им опасно встречаться даже друг с другом. Они не знают уже, чего ожидать друг от друга, как защититься.

– Давай камни поставим, может камни будут для нас…

Я понимаю, что камни, это камни. Завтра придумает какой-то другой вариант обмануть. Они постоянно изобретают. Иаков и Лаван понимают, что они в опасности, как защититься друг от друга, и хорошее, и плохое опасно. Как защититься? Клятва. Клятва – это то, что использовали люди во все времена, чтобы защититься от обмана. Клятва. Она и сегодня, время от времени, звучит клятва. Люди говорят: «честное слово», «вот не дадут мне соврать». Слышали такие выражения? «Перед Богом говорю», кто-то говорит. Это действительно так. А что это значит?

– Хорошо, то что ты вчера говорил, это что было? Это была неправда? Ты сейчас говоришь, что это честное слово, а вчера? Честное слово? Только тогда, когда честное слово тебе можно верить или как?

Понимаете, когда человек часто повторяет «я честно говорю», или что-то в этом роде, уже первый признак, что ему опасно доверять. Понимаете, почему есть интересный стих в Библии, где Господь говорил, это в Евангелии от Матфея, в 5 главе, Господь говорил:

– Еще слышали вы, что сказано древним: не преступай клятвы, но исполняй пред Господом клятвы твои. А Я говорю вам: не клянись вовсе: ни небом, потому что оно престол Божий; ни землею, потому что она подножие ног Его; ни Иерусалимом, потому что он город великого Царя; ни головою своею, ничем не клянись, пожалуйста, Я вас прошу, не клянитесь вовсе. Но да будут слова ваши: да, да; нет, нет; короче разговаривайте. Вместо того, чтобы клятвы произносить, лучше правду говорите. Всё. Это так просто. Вместо клятвы, просто разговаривайте, правду всегда говорите. Всё. Больше ничего не надо. И тогда вам не придется клятвы произносить, если вы будете правду говорить. Я прошу вас: не клянитесь вовсе.

Понимаете, почему? Клятва всегда была попыткой защититься от обмана, но это невозможно. От обмана защититься невозможно клятвой. Единственная возможность, как защититься от обмана – не обманывать, говорить правду, короче говорить, да, да; нет, нет; всё. У клятвы есть еще и другие побочные явления. Помните клятву Иеффая? Сказал, а потом подумал, что же я сказал. Помните эту историю в Книге Судей? Почитайте её, клятва Иеффая. Когда он пришел с войны, Господь дал ему победу, он на радостях говорит:

– Господи, то, что выйдет первое из ворот, во всесожжение принесу.

И дочь выходит. Навстречу, папочка бежит. Вместо того, чтобы защититься от обмана, клятва еще дополнительные проблемы приносит. Говорите проще: да, да; нет, нет; и всё; что сверх того, от лукавого. Но вернемся туда, в эту семью вернемся. Понимаете Иакова? Понимаете Исаака? Сначала Исаака. Когда он испугался, когда Исав пришел и сказал:

–Я, отец, пришел за благословением.

– Он говорит: кто ты?

И когда, написано, что Исаак «вострепетал весьма великим трепетом». Вы понимаете, что произошло тогда? Исаак понял, что Господь рядом. Он буквально почувствовал присутствие Божье в тот момент, ведь Господь ему говорил, и он знал всё. Подобное пережил Иаков, когда бежал от брата своего, и помните, лег и заснул. И когда он обнаружил, что Господь рядом, помните, что он чувствовал? Он испугался. Прочитайте эти истории дома. А я, говорит, не знал, что Господь рядом. Понимаете, теперь что происходило с Иаковым, когда они с Лаваном разговаривали? Лаван клянется, говорит: «я перед Богом клянусь, и Бог твоего отца, Бог моего отца, свидетель, что мы больше зла друг друга не причиним. А Иаков слушает эту клятву и говорит: «я тоже клянусь страхом отца моего». Думаю, что Лаван до конца не понимал глубины сказанных слов, а для Иакова это много значило. Что значило, вы понимаете, что значило? Для Иакова это означало – Господь рядом. Камни, камни, а Господь рядом, хоть тут, хоть там, Он всё видит, всё знает. Клятву попытались люди использовать, как защиту от обмана. Но люди, которые испытали то, что испытал Исаак, и то, что пережил Иаков, понимали, единственная защита от обмана – это понимание того, что Господь рядом. Одна история, которая еще лучше помогает понять смысл сказанного Иаковым произошла немного позже, и написана в последней главе, в Книге Бытие, в 50 главе. Это произошло после того, как Иаков умер. Слышите? Иаков умер. Знаете, как Иакова звали? Что означало Иаков имя? Знаете? «Вот когда обманщик умер». Имя Иаков означало обманщик. Так его назвали, потом Господь встретил его, когда он боролся с Богом и Господь говорит:

– Плохое имя. Давай, Я заменю это имя на другое, будешь победитель теперь.

Но в 50 главе, это было в Египте, когда Иосиф был вторым после фараона, Иаков и все братья были в Египте, и Иаков умер. Когда похоронили Иакова, 50 глава рассказывает как похороны проходили, похоронили Иакова, и после того, как с похорон вернулись все родственники, все братья, Иосиф вернулся с похорон в Египет обратно. С 15 стиха начинается это история.

«И увидели братья Иосифовы, что умер отец их, и сказали: что, если Иосиф возненавидит нас и захочет отмстить нам за все зло, которое мы ему сделали? И послали они сказать Иосифу: отец твой пред смертью своею завещал, говоря: так скажите Иосифу: прости братьям твоим вину и грех их, так как они сделали тебе зло. И ныне прости вины рабов Бога отца твоего…» 17 стих вы видите? Это то, что братья послали сказать Иосифу, говорят:

– Скажи, что отец перед смертью завещал тебе и сказал так: прости братьям то зло, которое они сделали.

Так было? Так отец завещал перед смертью? Понимаете, что происходило здесь? И смотрите реакцию Иосифа, 17 стих: «Иосиф плакал, когда ему говорили это». Понимаете, что происходит с Иосифом, и с братьями? Посылают людей, люди приходят и говорят:

– Вот отец, перед смертью завещал, чтобы ты простил своих братьев за зло, которое они сделали.

Иосиф, как они только начали говорить, Иосиф понял, что происходит, он уже плакал. А что он мог сказать? Пока он плакал, приходят и братья его, 18 стих: «Пришли и сами братья его, и пали пред лицем его, и сказали: вот, мы рабы тебе. И сказал Иосиф: не бойтесь, ибо я боюсь Бога». Страх Исаака, понимаете, что это значит? Какую клятву произнести, что я вас не трону? Всё, что сказал Иосиф, говорит: «Не бойтесь. Я боюсь Бога»

Господь рядом. Он видит обман. Это страшное дело. Бойтесь обмана. Нет защиты от обмана. Если вы думаете, что честное слово – это защита от обмана, ошибаетесь. Если думаете, что какая-то клятва чьим-то именем, «он не даст мне соврать» – это защита от обмана. Нет. Единственная защита от обмана – это осознание того, что Бог знает, и он рядом. Страх Исаака – пусть вас всегда сопровождает страх Исаака, и вы будете под Божьей защитой. Да благословит вас Господь. Аминь.