Библиотека soteria.ru
Поддержка-2
Лэрри Крабб
Дата публикации: 07.07.17 Просмотров: 2576 Все тексты автора Лэрри Крабб
Глава 8. Поддержка — условие для изменений
Некоторое время назад я участвовал в дискуссии с другими христианскими консультантами, и в центре нашего внимания оказался один очень важный вопрос: что способно изменить человека? Все мы, как евангельские христиане, считающие необходимым всякую свою идею сверять с нормами Писания, сошлись в том мнении, что высшее и незаменимое начало в изменении человека — действие Святого Духа. Никакое существенное продвижение к христианскому совершенству невозможно без Его действия в нас.
Наше обсуждение темы, однако, не ограничилось единодушным признанием этой основополагающей истины. Далее мы спрашивали себя, а есть ли у нас, душепопечителей, то, что способно реально повлиять на человека. Что из того, чем мы располагаем, действительно полезно в этом отношении? Может быть, это наше понимание глубин человеческой души, специфические вербальные методы общения, умение выразить свое сочувствие и приязнь, наша сила убеждения, знание психологической проблематики или наши представления о том, что такое полноценная жизнь? У дантистов есть умение и опыт, необходимые для того, чтобы лечить зубы. А что есть у консультантов?
Ответы на этот вопрос можно было отнести к двум основным категориям. Одни считали, что главным элементом в консультациях остаются взаимоотношениямежду консультантом и его клиентом. Подлинная забота, проявляющаяся в сочувственном отношении консультанта к клиенту и глубоком понимании его проблем, способствует такого рода улучшениям, которые хотели бы видеть христианские консультанты.
Другие отстаивали концепцию, радикально отличающуюся, хотя на первый взгляд она могла бы показаться простоуточнением акцентов. Согласно этой точке зрения, действующим началом в изменении человека являются не взаимоотношения, а понятно и авторитетно изложенные истины. Задача консультанта состоит в том, чтобы обнаружить отклонения от истины в представлениях и поведенческих стратегиях клиента, а затем предъявить ему попранную истину таким образом, чтобы вызвать его реакцию — вынудить его либо подчиниться, либо сопротивляться.
Меня чем-то смущали обе эти позиции, и мне пришло в голову, что между ними, возможно, существует золотая середина. Я мог вспомнить достаточно цитат из Писания о любви и сострадании, чтобы не отказываться от первой точки зрения, но библейские наставления о подчинении истине требовали, чтобы я разделял и вторую. В ходе дальнейших размышлений у меня родилась такая идея: может быть, изменения происходят, когда истина представлена во взаимоотношениях. Вероятно, взаимоотношения, проникнутые искренней заботой и сочувственным пониманием консультанта, создают условия для изменений, такую атмосферу, в которой человеку легче услышать Божью истину из-под своих защитных оболочек, благодаря этому глубоко ее воспринимая.
Эти две составляющие — взаимоотношения и истина — созданы друг для друга, как чай и чашка. Одно без другого уже не так ценно. Сосредоточенность на взаимоотношениях без равносильной сосредоточенности на истине может привести к неуправляемому, непрофессиональному общению. Возможно, люди, ощутившие симпатию консультанта, будут говорить, что чувствуют себя лучше, и отчасти их проблемы могут утратить свою остроту; но сложно будет проверить, свидетельствуют ли эти улучшения о реальном продвижении на пути к христианской зрелости.
С другой стороны, проповедь истины без ясного понимания потребности людей в установлении взаимоотношений и в самореализации может ничем не отличаться от их принудительного исправления. Возможно, поведение изменится, но внутренней психологической реальностью станет вынужденный конформизм без познания свободы и любви во Христе. Взаимоотношения без истины ведут к пустой сентиментальности. Истина без взаимоотношений порождает напряженность, затем трения, а в конце концов — разочарование или заносчивость.
Нам нужны как истина, так и взаимоотношения. В наших кабинетах для консультаций должно присутствовать то и другое. То и другое нужно нам в наших семьях. И в наших церквах. Самый действенный метод для существенного продвижения на пути к подлинному благочестию состоит в том, чтобы проповедовать истину в атмосфере правильно установленных взаимоотношений. Благодаря таким взаимоотношениям ослабевает наш фундаментальный страх, в защитных оболочках появляются туннели и люди открываются для восприятия истины. Библейские понятия и принципы проникают к ядру личности, изгоняя страх, и порождают убежденность, стремление к покаянию, веру в любящего нас святого Бога.
Как задача учителя — понятно излагать истину, так задача тела Христова — выстраивать взаимоотношения между верующими с помощью служения поддержки ближнего. Слишком часто наши учители призывают измениться к лучшему людей, не получающих достаточно поддержки. Такие люди могут измениться, но лишь поверхностно. Они регулярно приходят на собрания церкви, они готовы вставать рано утром для исполнения религиозных обязанностей, и даже учатся говорить о своей вере другим людям. Но чего-то не хватает. Обычно им не знакома умиротворенная радость тех, кто ищет славу (ср.: Рим. 2:7). Проповедь истины для не получающих достаточно поддержки христиан наших церквей не способствует расцвету библейского христианства.
Но и в тех церквах, где меньше внимания уделяют изучению Слова Божьего, а больше — тому, чтобы «воплощать истины любви Божьей во взаимоотношениях, помогающих духовно расти», дело обстоит не лучше. Невозможно воплощать в своей жизни истину, не познав ее. Сосредоточиваясь лишь на частных истинах, без всей полноты и глубины библейского откровения, мы не воспитаем духовно сильного и зрелого христианина. То, что можно принять в таких случаях за духовный рост, в реальности оказывается не более чем эмоциональным подъемом, который исчезает в час испытаний.
Стремясь совместить построение взаимоотношений и проповедь истины, мы должны представить себе такую церковь, где истина провозглашается для людей, которые овладели искусством общения, ослабляющего страх, и поддерживают друг друга. Рассмотрим, какие результаты могла бы дать взаимная поддержка в жизни местной общины. Что произойдет, когда истина будет провозглашаться — с кафедры, в воскресной школе, при изучении Библии на специальных собраниях и семинарах — в общине с взаимной поддержкой в отличие от общины без взаимной поддержки?
Истина для общины без взаимной поддержки
«Хотелось бы, чтобы его проповеди были ближе к реальной жизни!» — знакомая жалоба, которую нередко можно услышать на автостоянках после утренней воскресной службы. «Пастор говорит о таких вещах, которые мне практически ничем помочь не могут. Неужели он не имеет никакого представления о заботах самого обычного человека?» А потом, когда эти жалобы дойдут до ушей пастора, прихожанам предстоит еще вытерпеть его старания затронуть более актуальные темы.
Слишком часто в проповедях на так называемые «актуальные темы» речь идет не о Боге, а о людях. Волнующиеистории вытесняют глубокое толкование Писания, а живость изложения занимает место духовности. Серьезным учением, выявляющим скрытые в Писании сокровища, жертвуют в пользу попыток говорить с людьми о том, что им близко и понятно. Подготовка проповеди сводится к выяснению того, «что нужно людям», вместо размышлений о том, «что говорит Бог». И пастор оказывается в опасной близости к ситуации, когда будет говорить людям только то, что они хотят слышать.
Когда люди слушают, отгородившись защитными оболочками, они не будут стремиться к истине. При посещении церкви они уже хотят не получать помощь на своем пути к христианской зрелости, а продолжать свою гарантированно комфортную жизнь. Для людей с такими намерениями библейские истины не более актуальны, чем карта Аляски для туристов во Флориде. Укрывающиеся за своими оболочками люди предрасположены сохранять достигнутый уровень личного комфорта. Для этого им нужно старательно избегать самоанализа в свете библейских истин. В ответ на проповедь этих истин слышны жалобы: «Сегодняшняя проповедь для меня не актуальна».
Пастор, реагируя на эти жалобы, приходит к выводу, что такая разъяснительная проповедь не преображает жизнь верующего. Он видит, как сокращается его аудитория, когда он ставит во главу угла серьезное изучение Библии, поэтому ошибочно решает, что просто не стоит забивать людям головы фактами вместо животворных истин. И пастор изменяет свой подход к подготовке проповедей. Но ведь не исключено, что проблема отнюдь не в проповедях. Может быть, все дело в слушателях. Может быть, проблема на самом деле заключается в том, что большинство прихожан — это люди, не получающие поддержки, спрятавшиеся в своем безопасном укрытии за слоями защитных оболочек и не способные воспринимать живую истину.
Когда проповеди критикуют за «неактуальность», нет смысла заменять библейское учение откликом «на нужды людей». Если проповедуется библейское учение, проповедь всегда актуальна. Но коль скоро библейская проповедь кажется неактуальной, можно предположить, что ее слушают, прикрывшись защитными оболочками.
Пасторам, которые отказываются в своих проповедях от сосредоточенного изучения истин Писания в пользу динамичной и «практичной» беседы, следует пересмотреть свои взгляды. Когда проповедники зачитывают библейский текст, а потом начинают оживленное обсуждение, никак не пересекающееся с этим текстом, все их призывы звучат втуне. Им стоит вернуться к библейской проповеди и в то же самое время повнимательнее присмотреться к своим прихожанам. Практикуется ли в общине взаимная поддержка? Понимают ли ее значение? Стремятся ли прихожане сознательно поддерживать друг друга?
Правильный ответ на жалобы о неактуальности состоит в том, чтобы помочь людям изменить свою мотивацию, перейти от манипуляций самозащиты к служению ради прославления Христа. Такому изменению и способствует поддержка. Без этой поддержки люди и дальше будут слушать проповеди из-под своих защитных оболочек, через которые истина к ним не проникает.
Когда человек слушает Божью истину, отгородившись защитными оболочками, возможны два варианта: 1) библейские принципы через его оболочку не проникнут; 2) они усилят его страх и, соответственно, приведут к утолщению защитных оболочек. Рассмотрим эти альтернативы на примере Вика и Ральфа.
Вик — тип успешного бизнесмена, носящего костюм-тройку и обедающего в своем клубе; в большинстве ситуаций общественной и личной жизни он чувствует себя на коне. Он рос в семье со средними доходами, и его отец так и не вывел формулу обогащения, зато хорошо знал, как мучительны постоянные финансовые ограничения. Родители Вика старались сохранить свой брак, хотя часто ссорились из-за денег. Вик слышал поток нескончаемых жалоб своей матери по поводу того, что выделенную на хозяйство сумму невозможно растянуть на такой долгий срок.
Но и сам Вик теперь ощущает напряженность. За его напускной уверенностью прячется глубинный страх: «Я должен больше преуспеть в жизни, чем отец, иначе я буду так же несчастен, как он». Целеустремленность в собирании земных сокровищ привела к тому, что теперь он имеет очень приличный доход, чудесный собственный дом в престижном районе, две шикарные машины, состоит членом загородного клуба и часто пьет коктейли перед обедом, празднуя свой взлет из слоя христиан среднего класса к самодостаточному существованию на вершинах успеха.
Поскольку Вик исповедует христианство, в его имидж преуспевающего бизнесмена включено посещение церкви, а перед семейной трапезой он благодарит Бога, изредка в доме вспоминают и другие молитвы. Но все это нужно только для того, чтобы скрыть, даже от самого себя, ощущение собственной неполноценности, вынуждающее Вика пускаться в погоню за внешними признаками успеха. Его глубинный страх прикрыт очень жесткими защитными оболочками.
Большинство прихожан симпатизирует Вику. С ним приятно пообщаться. Но никто по-настоящему не знает его; никто не оказался достаточно близок с ним, чтобы понять, какой он на самом деле. Его страх благополучно спрятан, так хорошо скрыт, что Вик и сам не осознает своего главного в жизни стремления — добиться признания и ослабить свой страх.
Так как никто не понимает психологию Вика, никто не способен его поддерживать. Страх подспудно доминирует в его жизни, поэтому защитные оболочки окутывают Вика со всех сторон; они настолько мощны, что уже ничему не позволяют поколебать его ложное ощущение безопасности. Вик слеп, не видя собственной духовной нищеты.
Пророк Осия в свое время метафорически описывал сходное состояние отступившего от веры Израиля: «Седина покрыла его, а он не знает» (Ос. 7:9). Признаки морального одряхления были явственно видны, но люди считали, что их нравственное здоровье превосходно. Пророк упрекает иудеев за их нежелание замечать у себя признаки духовного упадка.
Суть аналогии в том, что для человека неестественно было бы не замечать признаки своего старения. Встречаясь с друзьями, которых не видел много лет, я часто слышу от них замечания в духе: «Похоже, ты набрал лишние килограммы веса» или «У тебя прибавилось седины на висках». Неужели они думают, что я этого не знаю? Иногда я, грешным делом, чувствую искушение сказать в отместку: «Ты здорово поизносился за это время, и на лице у тебя гораздо больше морщин, чем раньше». Но я ничего бы не добавил к их знанию о своем старении, как и они ничего не добавили к моему. Для людей естественно видеть, увы, слишком ясно, признаки своего физического упадка.
Но люди боятся, честно взглянув на себя, увидеть признаки своего нравственного упадка, проникнуть под оболочки и обнаружить внутри себя жадность, страх или гордость. Многие устраивают для себя зону душевного комфорта, и мы не хотим, чтобы кто-то в нее вторгался. Полагаю, очень много таких, как Вик, поет в церковных хорах и заседает в церковных советах. Они слепы к сиянию библейских истин, как бы ясно ни были те представлены. Многолетняя практика защиты от внешних угроз доводит умение закрывать глаза до автоматизма. Вик способен высидеть проповедь целиком, даже ни разуне поежившись от укола совести. Вик пропитан фарисейским самодовольством, которое только крепнет с каждым случаем, когда он услышит, но проигнорирует истину.
Иначе обстоит дело с Ральфом. Бросается в глаза его неуверенность в себе — это мелкий служащий, который звезд с неба не хватает; как и его невзрачная жена, и дети, на математике получающие тройки, а на физкультуре не попадающие по мячу. Свободное время Ральф делит между телевизором и газонокосилкой. Ральф не наделен даром выстраивать эффективные защитные оболочки, которые предохраняли бы его от страха оказаться никчемным и отвергнутым. Его оболочки не дают ему, в отличие от Вика, поводов для самодовольства. В лучшем случае, он способен заглушать свою боль включенным на полную громкость телевизором и полным отключением от тревожных мыслей о себе и своей жизни.
Когда Ральф появляется на собраниях в церкви, никто ему не рад. Пока Вик пожимает протянутые руки и отвечает на приветствия, Ральф тратит минут пять на то, чтобы размешать сахар в кофе, надеясь скрыть свое тягостное одиночество. Когда Ральф слушает пастора, напоминающего прихожанам, что христиане должны с воодушевлением думать о Боге, он ощущает внутри себя только пустоту. Ральф уверовал в Христа в свои шестнадцать лет во время евангелизаци-онной кампании среди молодежи, но так и не увидел то обилие даров, о котором думал, когда шел по «опилочному проходу»*. Сейчас, слыша перечисление всего, что он должен делать и чувствовать, Ральф нехотя обещает Богу, что будет усерднее читать Библию и обеспечивать для своей семьи духовное наставление и руководство.
И он действительно будет стараться, ощущая постоянное давление, принуждающее его стать таким, каким он должен быть. Однако усилия его окажутся не более плодотворны, чем десятки предыдущих попыток утвердиться в вере. У него просто ничего не получается. В жизни он «никто», и этот грустный факт изменить невозможно. Может быть, какое-то
: См. примеч. на с. 11.
время он продержится, надеясь, что долгое усердие будет вознаграждено. В конце концов он сдастся. Он восстанет против системы подавления с ее обвиняющим перстом, вечно направленным на него за его духовный ступор, системы, не предлагающей ему действенных способов самосовершенствования.
Ральф станет немного больше пить и чаще останавливаться у витрин книжной лавки для взрослых. Может быть, это нехорошо, но это приносит хоть какое-то облегчение, ощутимый прилив бодрости, то, что церковь дать не в силах. Посещение им церкви становится нерегулярным, семейных раздоров все больше, и это беспокоит жену Ральфа. Она делится своими тревогами с преподавателем воскресной школы для взрослых, и тот ей отвечает: «Хотел бы я, чтобы церковь могла тут что-то сделать. Некоторые люди просто не хотят ходить по путям Божьим. Нам остается только молиться за Ральфа». И церковь сбрасывает его со счетов.
Вик и Ральф представляют две крайние точки в диапазоне большей или меньшей эффективности защитных оболочек. Чем эффективнее защита, тем выше вероятность того, что указание на библейские истины лишь усилит фарисейское самодовольство. Чем ниже эффективность защиты, тем выше вероятность того, что напоминание об истине вызовет лишь отчаяние и непокорство. В общине, где нет взаимной поддержки, зачастую воцаряется либо слепое самодовольство — хотя и имитирующее духовность, — либо безразличие.
Истина для общины с взаимной поддержкой
У взаимной поддержки — достаточно мощный потенциал. Рассмотрим, как могла бы измениться жизнь Вика и Ральфа, если бы кто-то затратил усилия, необходимые, чтобы поддерживать их целеустремленно, а не поверхностно.
Проницательный христианин разглядел бы, что у Вика очень сильны защитные оболочки. В силу своей преданности Христу и Его телу он мог бы решить, что должен распространить свое служение на Вика. Проявляя подлинную любовь, он устанавливает такие взаимоотношения, благодаря которым ясно понимает, что его главная задача — ослабить страх, а не пытаться воздействовать непосредственно на защитные оболочки. Он не станет сразу упрекать Вика за его духовную незрелость и ложную расстановку приоритетов.
По мере углубления взаимоотношений Вик начинает несколько больше рассказывать о себе, и восприимчивый слушатель понимает, что это показалась на поверхности верхушка айсберга его страха. Стремящийся поддерживать Вика христианин подбирает слова для выражения этого страха и говорит: «Вик, для тебя по-настоящему важно, чтобы у тебя было много денег и присутствовали все внешние признаки богатства. И я не совсем уверен — а смог бы ты сохранить самоуважение, если бы денег у тебя не было?»
Отметим два существенных элемента в этом предназначенном для поддержки высказывании: 1) страх выражен словами, которые вполне понятны испытывающему страх человеку; 2) в этих словах проявляется подлинное уважение, признание ценности другого человека как личности (хотя он может вести себя неправильно). Поддерживая другого человека, мы раскрываем глубины его личности, не отвергая его. Таким подходом и определяется поддержка.
Результатом становится ослабление страха. Постепенно, почти незаметно, приверженность Вика к символам процветания уходит в прошлое. В его защитных оболочках открываются туннели, дающие возможность Духу Истины проникнуть внутрь. Затем, досконально изучая Библию, Вик начинает ощущать желание быть ближе к Богу. Ему хочется — как ребенку хочется съесть мороженое — меньше времени тратить на клуб и больше внимания уделять церковным делам. Без действия оказанной ему поддержки библейские наставления могли бы заставить Вика чаще ходить в Церковь, но он делал бы это так, как ребенок ест брюкву — нехотя, по обязанности. Но благодаря поддержке истина Божья не принуждает, а привлекает. Вик возрастает в вере.
Представим себе, что Ральф тоже получил дружескую помощь. Один из хорошо умеющих оказывать поддержку прихожан постарался сблизиться с ним в надежде подтвердить для него, что ценность Ральфа как личности остается высокой, несмотря на его тусклое существование. И это нашло отклик у Ральфа. Он признательно улыбается, когда новый друг подходит к нему, и согласен посидеть за чашечкой кофе после вечерней службы.
Однако, несмотря на добросовестные усилия морально поддержать его, у Ральфа постепенно начинается отход от духовности. Слова его друга уже не вызывают у него такой широкой улыбки, приглашения на чашечку кофе все чаще отклоняются, посещения церкви и семинара по изучению Библии становятся нерегулярными, и поддерживающий его христианин сам чувствует себя несколько обескураженным. Что произошло? Может быть, оказанная поддержка не смогла ослабить страх и проникнуть через защитные оболочки?
Проблема в том, что людям присущи не только страх, но и упрямство. Сердце человеческое до отчаяния греховно. Люди полны решимости строить свою жизнь, не веря в Бога и не поклоняясь Ему. Проблемы Ральфа глубже того, что связано с его защитными стратегиями. Его страх не единственное препятствие для его духовного роста. Греховное сердце Ральфа просто отказывается уверовать в Бога, и он не оправдывает ожиданий. Причины его безразличия не нужно искать в ошибках при попытке его поддержать.
Выводы
Если Божья истина вполне ясно представлена в общине без взаимной поддержки, это обычно приводит либо к самодовольству, либо к давлению. Самодовольные люди могут имитировать духовность, особенно в церквах, где ценятся прежде всего масштаб, новое строительство и разнообразие программ. Испытывающие нажим со стороны окружающих люди, возможно, постараются соответствовать тем представлениям о духовности, которые господствуют в данной общине (участие в кампаниях по сбору средств, посещение вечерней службы в воскресенье, регулярные, пусть и чисто механические молитвы и т. д.). Возможно также, что люди, у которых собственный, глубинный страх силен, в таких условиях могут просто отказаться от попыток приспособиться и сделаются (по крайней мере, в своих глазах) нечестивыми или безразличными к духовному росту.
Когда Божья истина вполне ясно представлена для общины с взаимной поддержкой, это обычно приводит либо к настоящему росту, либо к настоящему непокорству. Ирония состоит в том, что в здоровой церкви большинство людей либо возрастает в вере, либо проявляет непослушание. Чтобы быть здоровой, церковь должна проповедовать истину в атмосфере взаимной поддержки.
Заключение
Истина, провозглашенная для людей, не получающих поддержки, обычно не реализует свой потенциал и не способна преображать жизнь людей.
Теплые, приязненные взаимоотношения, при которых истиной библейских наставлений пренебрегают, могут вызывать радостные ощущения и улучшать самооценку, но не способствуют благочестию.
Максимальное возрастание в христианской зрелости происходит, когда истина проповедуется в контексте взаимоотношений.