Библиотека soteria.ru
Поддержка-2
Лэрри Крабб
Дата публикации: 07.07.17 Просмотров: 2549 Все тексты автора Лэрри Крабб
Глава 13. Поместная церковь: сообщество возрождения
Восстановление первоначального состояния вещей в запущенных случаях — занятие, которое неизменно приносит чувство морального удовлетворения. Заново отполировать старую поцарапанную мебель, отмыть исключительно грязную машину, навести порядок в захламленном до потолка гараже — вот простые примеры задач восстановления, способных доставить нам удовольствие. Удовольствие, надо заметить, приносит не столько сам трудпо восстановлению, сколькосознание своего участия в совершающемся превращении. Работа, как таковая, при этом может быть тяжелой, нудной и отбивающей всякий интерес. Однако удовлетворение достигнутым результатом, возвращением прежнего, лучшего состояния, сознание того, что это произошло при нашем непосредственном участии, стоят затраченных нами усилий.
Церкви предназначено энергично участвовать в процессе возрождения, помогать людям достичь более высокого уровня духовной зрелости, лучше исполнять заповедь быть подражателями Христу. Но труд этот тяжел. Грех настолько испортил нашу жизнь, что задача возрождения требует чрезвычайных усилий. Людям необходимо полное возрождение, изнутри и извне. Нет такой составляющей в человеческом существе, на которой грех не оставил бы следы порчи. Наши побуждения, мысли и чувства, наши решения, наше поведение, наши убеждения и стремления — грех внес свои искажения в каждый аспект человеческой жизни.
Иисус Христос приходил, чтобы возродить Свое падшее творение в его изначальном великолепии. И Он совершил это. Церкви, которые делают ставку на формирование у прихожан менталитета успеха и повышенной благодаря позитивному мышлению самооценки, возможно, поддерживают только видимость единства паствы: люди выглядят благополучными, они улыбаются, ходят в церковь, даже стараются сохранить семью. Но этого не может быть достаточно. Бог хочет, чтобы люди были абсолютно Ему преданы, считали поклонение Ему своей главной привилегией и обязанностью. Чтобы они с той безмерной силой, которая приходит через познание Бога, стремились жить в счастливом служении Ему.
Для этого и нужен труд, способствующий возрождению людей, — чтобы помочь людям, которые по сути своей подвержены эгоизму, неверию и страху, обрести преданность Христу, веру и смелость. Бог предназначил семье и Церкви быть Его главными орудиями возрождения. Мужья и жены должны прославлять свойственные Христовой Церкви взаимоотношения тем, как строят свою христианскую семью — мужья руководят с любовью и твердостью, а жены радостно и доверчиво им подчиняются. Родители учат своих детей истине Божьей, наказывают за отступление от этой истины и, самое главное, любят их не за что-то, а самих по себе. Дети должны признавать авторитеты и власть, из своего личного опыта понимать, что добровольное подчинение им приносит благополучие и радость. Таковы наставления относительно возрождения для христианской семьи.
Но что можно сказать о церквах? Как местным общинам подходить к задаче возрождения в людях личных качеств, подобных Христовым? Как воспитывать в пастве мудрость, нравственные убеждения и твердую решимость делать то, что правильно?
В этой заключительной главе я хотел бы изложить предварительный план — нет, не испытанную и проверенную схему — по развитию наших церквей в качестве действительно способных на возрождение людей сообществ; сообществ, в которых наши взаимоотношения с Богом воспринимаются как неизменная, преображающая жизнь реальность.
Модель, которую я рассматриваю, работоспособна только в тех церквах, которые уже двигаются в верном направлении. Местные общины должны считать основополагающим в своей жизни: 1) значение и ценность поклонения Богу; 2) изучение Слова Божьего; 3) всеобъемлющий характер ученичества; 4) значение и уникальность христианского общения. Слишком много церквей ставит богослужения выше поклонения Богу. Итогом оказываются пустые, хотя и продолжительные службы. В некоторых церквах изучение Слова Божьего заменяют дискуссиями на библейские темы, рассчитанными на то, чтобы заинтересовать, вдохновить и поставить задачи. Наставления в ученичестве иногда сводятся к перечню одобряемых и не одобряемых дел, без всякого учета издержек абсолютных запретов. Слишком часто «христианское общение» — это лишь по-христиански звучащее название для бесед, в которых с тем же успехом могли бы участвовать сыны тьмы.
Церквам нужно начинать с ясного осознания того, что им нужны и поклонение Богу, и изучение Библии, и ученичество, и христианское общение. Такая направленность естественным образом способствует и евангелизационной деятельности, и проявлению духовных даров. Попытки осуществлять евангелизационные программы и поощрять соответственное дарам служение, скорее всего, не смогут реализовать имеющийся богатейший потенциал без подготовки в виде развития упомянутых выше четырех направлений. А благодаря такой подготовке наши программы встретят горячий отклик, и служение будет действенным.
Именно для такого рода церквей — уже приносящих плоды в деле возрождения людей — хочу я рассказать о своей модели развития. Я ставлю перед собой цель внести ряд пред ложений, которые помогли бы церкви стать еще более действенной в деле возрождения. Описываемая модель содержит стратегию поведения, предназначенную для того, чтобы такое служение, как душепопечение, дополнило успешную деятельность местной общины.
На мой взгляд, очень важно, чтобы душепопечение рассматривалось в качестве естественного для местной общины служения. Найм профессионально подготовленных христианских душепопечителей и предоставление им служебных помещений в самой церкви или принадлежащих общине зданиях — это совсем не то, что я имею в виду, когда говорю о «душепопечении в рамках местной общины». Уверен, что нанятый церковью консультант, истинно христианский, сделает много хорошего, но считать, будто бы найм профессионала наилучшим образом удовлетворит потребности общины — это серьезная ошибка.
Душепопечение нельзя уподоблять таким профессиям, как дантист или терапевт. Не нужно думать о нем, как о факультативном, обособленном, внешнем дополнении к жизни общины. Скорее, служение душепопечения следует считать существенной (но не обязательно главной) составной частью в основной деятельности церкви. Мы больше не должны рассматривать душепопечение в качестве сугубо профессионального занятия для психологов и психиатров; нам пора осознать, что это служение является для христиан еще одним из средств возрастания во Христе, а для неверующих — возможностью услышать Благую весть.
Если (согласно моему глубокому убеждению) душепопечение по существу своему есть приложение библейской истины к жизни индивида, то очевидно, что это дело церкви. Мое желание видеть это служение частью церковной жизни не предполагает смещение ее центра в сторону от поклонения Богу, изучения Библии, ученичества и христианского общения. Церкви, которые отходят от этих главных составляющих в сторону служения душепопечения (группы общения, индивидуальные сеансы и тому подобное), легко могут превратиться в своего рода Ассоциацию анонимных неврастеников.
Тем не менее церкви, которые твердо стоят на правильном основании, но пренебрегают возможностями душепо-печения в удовлетворении психологических потребностей людей, могут стать бесплодно академическими организациями или довести свой богословский профессионализм до такого уровня, на котором соотнесенность истины с потребностями людей куда-то исчезает.
Таким образом, церковным руководителям необходимо сделать так, чтобы 1) в жизни общины должное место занимали поклонение Богу, изучение Библии, стремление к духовному росту и христианское общение; 2) существовали возможности и ресурсы для евангелизационных усилий и для соответственного духовным дарам служения; 3) был тщательно проанализирован потенциал для служения душепопече-ния. Главное мое желание состоит в том, чтобы дополнить этим служением естественно протекающую жизнь местной общины с целью помочь церкви стать более действенной в деле возрождения людей. Как этого можно достичь? Рассмотрим модель, предполагающую три уровня.
Первый уровень душепопечения: поддержка
Христиане, которые поклоняются Богу, изучают Библию, вовлечены в ученичество, находятся в братском общении друг с другом, могут с успехом совершать служение душепопечения. Поддержка — это не обязанность немногих одаренных; это привилегия каждого верующего. Каждый христианин может и должен заниматься поддержкой ближнего.
Многие проблемы, потенциально способные привести к серьезным трудностям (такие, как развод, супружеская неверность, компромиссы с мирским окружением), иногда можно решать на ранней стадии благодаря сочувственной заботе человека, стремящегося поддержать ближнего. Конфликты, явно требующие глубокого индивидуального душепопечения, во многих случаях могли бы и не стать настолько серьезными, если бы человек заблаговременно получал продуманную помощь на уровне моральной поддержки. Церковные руководители, стремящиеся развивать в своей общине служение душепопечения, прежде всего не должны представлять себе дело так, будто бы достаточно обеспечить прихожанам доступ к группе душепопечителей. Вместо подобных действий нужно дать верующим возможность узнать, что они могли бы сделать в своем служении поддержки, а потом научить их делать это.
Допустим, мы решили, что всей общине предстоит научиться преодолевать защитные оболочки, своими продуманными словами «открывать двери» и ослаблять скрытые страхи собеседника. Здесь пастор мог бы предложить ежегодный цикл проповедей на тему новозаветных заповедей об отношении к ближнему. Время от времени утренние семинары по субботам или вечерние воскресные службы можно посвящать тому, чтобы продемонстрировать прихожанам технику общения, которая «открывает двери» и ослабляет скрытые страхи. При изучении Библии в малых группах естественным образом возникает возможность рассказывать о служении поддержки и проводить беседы, в ходе которых сами участники получат поддержку.
Данную книгу и другие книги на ту же тему * можно использовать в качестве руководства для занятий в воскресной школе или на специальных семинарах. Серия из тринадцати получасовых лекций о концепциях, рассматриваемых в данной книге, записана на видеокассетах, которые можно взять напрокат **. Члены общины, особо интересующиеся
* Напр.: Gary Collins, The People Helper Growthbook (Vision House, 1976); Paul Welter, How to Help a Friend (Tyndale, 1978).
** Информация доступна через Columbia Bible College, P. O. Box 3122, Columbia, South Carolina 29230-3122, (803) 754-4100.
служением поддержки, могут разрабатывать собственные методы и подбирать учебный материал, чтобы помогать христианам поддерживать друг друга.
Церквам следует не только обратить внимание на значение и методы поддержки, но также создавать возможности для непринужденного, радостного общения, при котором у верующих возникает чувство сопричастности. Слишком многие церкви склонны увлекаться группами для общения, излияний и выворачивающих душу наизнанку исповедей, избегая пикников, общих обедов и капустников. Нам нужно создавать атмосферу, в которой верующие могли бы предаваться здоровым развлечениям, а не превращать любое собрание христиан в тяжеловесное «мероприятие».
Если церковь сможет открыть для себя перспективу превращения в сообщество взаимной поддержки и научить прихожан соучаствовать в жизни друг друга, то, скорее всего, сможет и создать более плодородную почву для произрастания истин Слова Божьего.
Необходимо, однако, следующее предостережение. Существует опасность, что община, открыв для себя такие перспективы, испытает прилив энтузиазма, который породит нереалистичные ожидания. Прискорбный факт состоит в том, что всегда найдутся люди, которые даже не попытаются оказывать кому-то поддержку. Другие превратятся в угрозу для общества, выискивая любую щель в чужой двери, чтобы сунуть туда свой нос. Кто-то будет добросовестно произносить слова, предназначенные для поддержки ближнего, при этом совершенно не умея справиться с проблемами в своей собственной жизни. В конце концов весь их энтузиазм исчезнет.
Определенное число прихожан действительно вникнет в суть дела. Развитие служения поддержки в общине может идти медленно и без особых видимых признаков. Но верность стремлению совершать добрые дела, несмотря на все препятствия, в конце концов будет вознаграждена. Христианская жизнь — это не забег на короткую дистанцию; это марафон по пересеченной местности. Первоначальный порыв («организуем семинар по поддержке!») менее важен для успеха, чем постоянное и упорное стремление вперед. Мы не должны падать духом в своих стараниях ввести служение поддержки в жизнь нашей церкви.
Второй уровень душепопечения: наставление
Чтобы дело душепопечения полностью реализовало свой потенциал как служение в церковной общине, мы должны научиться большему, нежели помощи на уровне душепопечения-поддержки. Умение поддерживать ближнего — это необходимое начало, но его нельзя назвать универсальным и достаточным для всех случаев. Нужно двигаться дальше.
Лишь горстка членов общины (может быть, по одному человеку из семидесяти пяти или из сотни) сможет изучатьспециальные методы помощи людям с определенными проблемами. Супруги, испытывающие трудности в общении друг с другом или в сексуальных отношениях, родители, запутавшиеся в вопросах воспитания детей, молодежь, подумывающая о вступлении в брак, мужчины среднего возраста, без видимых причин впавшие в депрессию, — вот примеры людей, которым могут принести пользу прямые библейские наставления относительно решения их проблем.
Вероятно, небольшой группе христиан, проявивших себя в служении поддержки, нужно предложить собираться вместе для обсуждения своих усилий в деле помощи ближнему. Когда они будут обмениваться опытом, можно направлять ход обсуждения таким образом, чтобы расширить их кругозор в работе с испытывающими психологические трудности людьми. Полезно рассматривать как гипотетические, так и реальные случаи. Что стоит за проблемой? Что говорит по этому поводу Библия? Какие решения можно предложить? Группа может проводить ролевые игры (беседы между испытывающим затруднения человеком и душепопечителем), чтобы продумать методы вербального общения, основанные на Библии, для решения проблемы.
В большинстве случаев ошибкой было бы отобрать десять человек, дать им пройти программу подготовки, а затем представить их прихожанам в качестве душепопечителей. Более мудрым будет решение сосредоточить усилия на служении поддержки и, дополнительно занимаясь с теми, кто проявил способности в этом служении, провести для них расширенный и углубленный курс подготовки; затем предоставить им самостоятельно развивать свои умения в области душепо-печения, используя возможности, естественным путем возникающие в повседневном общении. Через год или два те, кого Бог особо одарил для такого служения, будут видны как на ладони. Если к этому времени покажется целесообразным дать прихожанам возможность обращаться к тем ду-шепопечителям, которые доказали свою профессиональную пригодность, то служение с их участием можно оформить более официальным образом.
Постоянно возрастает количество литературы и подготовительных семинаров, способных оказать существенную помощь тем, кто хочет стать душепопечителями второго уровня. Доктор Джей Адаме — автор множества полезных материалов; его семинары проводятся «вживую» и записаны на кассетах. Все большее число церквей пользуется книгами, которые я написал в качестве базового пособия для программ подготовки*. Институт библейского душепопече-ния (Institute of Biblical Counseling — IBC) проводит в самых
· Basic Principles of Biblical Counseling (Zondervan, 1975); Effective Biblical Counseling (Zondervan, 1977).
разных районах страны 35-часовые семинары, специально предназначенные для подготовки душепопечителей второго уровня *.
Такая подготовка достаточна для того, чтобы научить душепопечителей выявлять ключевые проблемы, стоящие за жалобами людей, и предлагать практичные и действенные средства их решения, основанные на заповедях Библии. Здесь необходимо еще одно предостережение. Из каждых десяти человек, которые возьмутся за служение душепопе-чения второго уровня, шесть-семь позднее оставят его или окажутся неподходящими для выполнения этой задачи. Чрезвычайно важно продолжать активно работать с самыми настойчивыми и внимательно следить за возможным появлением новых людей, имеющих способности для этого служения.
Душепопечители второго уровня не обязательно должны рассматривать свое служение как единственное, но, безусловно, — как главное.В стремлении решать чьи-то конкретные проблемы, опираясь на библейскую истину, душепопечителей нередко будут ждать неудачи. Однако значение их труда следует оценивать не по количеству тех, кому удалось оказать действенную помощь, а по умению раскрывать библейскую мудрость и библейскую точку зрения перед страдающими людьми. Это служение, каким бы тяжелым оно иногда ни оказывалось, должно считаться принципиально важным.
Третий уровень душепопечения: просвещение
В приведенном выше описании нашей модели имеется явный пробел. Возможно, мы согласимся с тем, что подготовка
* Информация доступна по адресу: IBC, 100 Fifth Street, Winona Lake, Indiana 46590.
душепопечителей первого и второго уровней — дело весьма желательное, способное принести ценнейшие результаты. Но кто будет осуществлять эту подготовку? Групповые обсуждения, книги, учебные курсы на кассетах — это хорошие вспомогательные средства обучения, но все равно в качестве учителя необходим живой человек, к которому можно обратиться с вопросом.
Большинство пасторов уже и без того перегружено обязанностями и не сможет уделять нашей программе достаточно времени. Следует также признать, что слишком мало пасторов имеют настолько высокую квалификацию в области душепопечения, чтобы эффективно осуществлять подготовку.
Каждому приходу необходим человек (или, по крайней мере, доступ к такому человеку), для которого душепопечение является основной профессией и у которого достаточно образования и опыта, чтобы подготавливать душепопечителей первого и второго уровней. Должен также существовать доступ к этому специалисту в случае более сложных личностных проблем, которые невозможно решать на уровнях поддержки и наставления. Ему должно хватать проницательности и мудрости, чтобы выявлять те ложные идеи, на которые опираются испытывающие страх люди для ослабления своего страха. Его работа, выходя за пределы поддержки и наставления, должна включать в себя просвещение.Мы будем называть такого человека душепопечителем третьего уровня.
Возможности подготовки на третьем уровне существуют во многих христианских учебных заведениях. Несколько семинарий готовят душепопечителей на уровне магистра. Но иногда в программе обучения подчеркивается, что пасторское душепопечение пригодно лишь для сравнительно простых проблем, а более серьезные случаи требуют психотерапии. В моей терминологии пасторское душепопечение приблизительно соответствует второму уровню. Душепопечение третьего уровня, какя его понимаю, предназначено для того, чтобы заменять собой немедицинскую психотерапию.
По моему убеждению, интенсивная подготовка на уровне магистра достаточна для душепопечителей третьего уровня; степень магистра искусств по специализации «библейское душепопечение» дает Богословская семинария Благодати (Grace Theological Seminary) в городе Винона-Лейк (Winona Lake), штат Индиана. Наша цель — подготовка специалистов, которые могли бы выполнять обязанности душе-попечителя третьего уровня. Эти обязанности включают в себя:
• осуществление общего руководства (как концептуального, так и административного) душепопечения в местной церкви;
• организацию и проведение семинаров и занятий по душепопечению первого уровня (поддержка);
• подготовку отобранных кандидатов для душепопечения второго уровня (наставление);
• руководство душепопечением второго уровня;
• исполнение обязанностей душепопечителей в трудных случаях.
Итак, модель предполагает три уровня душепопечения: 1) поддержку людей в беседе с проявлением чуткости к их скрытым страхам; 2) наставление людей путем определения библейского решения их жизненных проблем; 3) просвещение людей, чтобы они понимали, почему их жизнь пришла в состояние хаоса и как им осуществить глубокие изменения в своем подходе к жизни.
Эту модель легко описать, но трудно реализовать. Могут возникнуть самые разные проблемы. Трудно сделать так, чтобы те, кто поддерживает других, сами не нуждались в поддержке, а также подготовить душепопечителей второго уровня и руководить ими. Найти душепопечителя третьего уровня, способного учить других, организовывать, руководить и консультировать, далеко не просто. Ввести в жизнь церкви такое служение душепопечения, чтобы оно дополняло другие направления ее деятельности, а не противоречило, — вот наша основная задача, при этом необходимо ясно изложить для церковных руководителей, чем определяется библейское душепопечение. Эти и другие препятствия стоят на пути превращения душепопечения в плодотворное служение церкви; но они могут быть преодолены.
Хорошей отправной точкой является служение поддержки. Люди страдают из-за психологических проблем; страх коренится глубоко. Мы притворяемся, прячемся, носим маски, мы со всех сторон окружаем себя защитными оболочками. И мы жертвуем живыми взаимоотношениями с людьми. Дистанция между нами защищает нас от боли, но также и не дает нам возможности поддерживать друг друга.
Только любовь может совладать со страхом. И любовь, которая одна только и способна полностью изгнать страх, —это совершенная Божья любовь. Когда любовь проникает через наши защитные оболочки, когда мы знаем, что безусловно приняты Богом благодаря пролитой Христом крови, наш страх уступает место желанию следовать за Господом.
Хотя только Божья любовь совершенна, мы можем участвовать в служении любви. Наши слова смогут с огромной силой воздействовать на жизнь людей, если мы:
• сделаем своей целью служение другим людям;
• доверимся Господу в наших страданиях и страхах;
• станем выражать только такие чувства, которые ничем не противоречат нашему служению любви;
• будем с искренним интересом слушать, что говорят люди;
• отвечая им, открывать двери для общения;
• научимся говорить то, что поможет другим людям осознать свою защищенность и свою ценность во Христе.
Суть дела в том, что мы должны принимать других, как Бог ради Христа принимает нас. Это суть душепопечения первого уровня — служения поддержки, которое станет хорошей отправной точкой для наших усилий совершенствовать наши церкви как сообщества возрождения.
«Будем внимательны друг ко другу, поощряя к любви и добрым делам; не будем оставлять собрания своего… но будем увещавать друг друга, и тем более, чем более усматриваете приближение дня оного» (Евр. 10:24,25).-