22. Благословения и проклятия

Второзаконие (27-30, 31:1-6)

Четыре главы, которые мы должны исследовать в этом разделе, составляют последние две главы второго обращения Моисея (главы 27-28) и третье краткое обращение Моисея (главы 29-30, плюс первые шесть стихов 31-й главы).

Моисей закончил представлять Израилю закон Господа. По отношению к этому закону ни один верующий не может оставаться нейтральным. Он примет решение либо жить в соответствии с ним, либо пренебрегать им. Моисей пытается установить факт последствий, или воздаяния, Божьего ответа, который соответствует выбору, сделанному человеком.

Если этим выбором является послушание, то последствием будет благословение. Если выбор сделан в пользу непослушания, то последствием является проклятие. И, в частности, в третьем обращении проклятие включает будущее изгнание с земли — тема, прозвучавшая впервые в 4:27-31. Роберт Польцин уловил развитие темы от второго к третьему обращению Моисея: “Там (во втором обращении, 5-28) подчеркивалось ближайшее будущее, и что Израиль должен был делать, чтобы остаться на земле, которую Бог давал им. Здесь, в третьем обращении, подчеркивается далекое будущее пленение и то, что Израилю нужно делать, чтобы получить землю обратно[258].

Мы можем обрисовать этот раздел следующим образом:

1. (27:1-10) Церемония обновления завета в Сихеме.

2. (27:11-26) Провозглашение левитами двенадцати запретов и соответствующий ответ народа.

3. (28:1-14) Благословения.

4. (28:15-68) Проклятия.

5. (29:1-29) Призыв к преданности и верности.

6. (30:1-10) Надежда восстановления даже в плену.

7. (30:11-20) Выбор: жизнь или смерть — выбирай!

Нельзя не заметить, даже бросив беглый взгляд на разделы, касающиеся результатов, или последствий, что гораздо большее внимание уделяется проклятию, чем благословению. В 27-й главе мы видим, что представители шести колен стоят на горе Гевал, чтобы произнести проклятие, а представители остальных шести колен стоят на горе Гаризим, чтобы благословить (ст. 12). Однако в последней половине главы мы не читаем ни о каких благословениях-только о проклятиях. (Это одна из причин, почему многие истолкователи считают, что 27-я глава является вставкой, которая разделяет 26-ю и 28-ю главы и которая подверглась долгому литературному развитию. Аргументы по этому вопросу следуют в комментариях.)

Явное неравновесие между проклятием и благословением не является неожиданным. П. Крейги цитирует Кеннета Китчен относительно этого явления в других сводах законов. В законах Липит-Иштар проклятия численно превосходят благословения в соотношении приблизительно 3:1. В законах Хаммурапи пропорция проклятий и благословений приблизительно 20:1. Эта особенность сохраняется и в ассирийских договорах первого тысячелетия до н. э. (например, договор Есархаддона седьмого столетия до н. э., в котором 250 из 674 строчек отведены проклятиям)[259].

Богословский вопрос, который исследуется в этих главах, дал основание для серьезных богословских размышлений в самом Писании, по-прежнему оставаясь актуальным вопросом и в наши дни. Я касаюсь здесь того, что обычно называют богословием Второзакония. То есть те, кто следует за Господом, могут ожидать благословения, которое может быть в виде детей, здоровья, благосостояния, поражения врага или идеальных климатических условий для выращивания сельскохозяйственных культур. И наоборот, отсутствие этих факторов или их полная противоположность является результатом неповиновения нормам завета. Таким образом, 28-я глава Второзакония относит проклятия Божьи за непослушание Израиля к категориям болезни и засухи — стихи 20-24; военного поражения — стихи 25-26; душевным и телесным болезням и потере жены и домашнего скота — стихи 27-35; безотрадной, непродуктивной жизни в плену — стихи 36-46; и осады врагом — стихи 47-57.

Система кажется простой, прямой, черно-белой. Те, кто точно следует за Господом, могут незамедлительно ожидать благословений на каждом материальном уровне. А те, кто отвергает господство Яхве в своей жизни, могут ожидать душевных мук, неудач, бесплодности и так далее.

Я хотел бы развить эту тему и рассмотреть, до какой степени теология Второзакония отражена в остальных Книгах Ветхого Завета. Есть ли в Ветхом Завете разделы, которые заставляют сомневаться в подобном уравнении? Запрещает ли сама Книга Второзаконие своему читателю излишне упрощать отношения между характером и обстоятельствами? А что можно сказать об учении Иисуса и Павла?

Или, если основная идея Второзакония искажена, какова вероятность пагубного влияния, вреда и введения в заблуждение? Г. Честертон отвечает на этот вопрос. “Если однажды люди начали верить, что благосостояние является наградой за добродетель, их следующая беда очевидна. Если благосостояние считается наградой за добродетель, то оно будет считаться симптомом добродетели. Люди оставят тяжелую задачу делать хороших людей успешными. Они усвоят более легкую задачу: притворяться, что преуспевающие люди хорошие”[260].

У меня уже был повод сослаться на исследования Мартина Нота и его утверждение о том, что повествования в Книге Иисуса Навина и Книгах Царств функционируют в первую очередь в качестве исторического свидетельства правильности теологии Второзакония в отношении послушания, непослушания и последствий.

К этим историческим книгам можно многое добавить из предсказаний пророков. Не будет, например, преувеличением сказать, что почти все проповеди жившего в восьмом столетии до н. э. Амоса основаны на 28-й главе Второзакония или чем-то очень близком к ней. Подобный фон, на котором разворачиваются события, делает даже более понятными его риторические вопросы, такие как: “Бывает ли в городе бедствие, которое не Господь попустил бы?” (3:6). Уже в следующей главе (4:6-11) Амос перечисляет нижеупомянутое в качестве примеров попыток Бога пробудить Израиль: отсутствие пищи, отсутствие дождей для урожая, недостаток питьевой воды, болезнь, которая уничтожила прекрасные плоды садов и виноградников, а также война и эпидемия. Таким образом, любая возможная беда является продуктом Божьего гнева.

Второй опорой этой темы является ряд псалмов. Достаточно вспомнить о таких отрывках, как первый псалом — контраст между праведным мужем, который преуспевает во всем, что бы он ни делал, и нечестивым мужем, который исчезает. Также можно вспомнить свидетельство Давида: “Я… не видал праведника оставленным и потомков его просящими хлеба” (Пс.36:25); или: “Много скорбей нечестивому, а уповающего на Господа окружает милость” (Пс.31:10).

Параллельными к некоторым из этих “псалмов мудрости” являются похожие отзвуки в Притчах. Первые девять глав содержат множество примеров награды для тех, кто боится Господа. Они будут избавлены, а нечестивые истреблены и искоренены (2:12,21-22). Страх Божий является гарантией того, что “наполнятся житницы твои до избытка, и точила твои будут переливаться новым вином” (3:10). К этим длинным разделам можно добавить афористичные высказывания, такие как “сеющий неправду пожнет беду” (Прит.22:8). (Я не излагаю прений о том, рассматривает ли литература мудрости возмездие как что-то возлагаемое на человека извне или свыше, или как что-то внутреннее и необходимое, прорастающее из самого действия. Я просто устанавливаю факт того принципа, что каждое действие имеет последствие.)

Эта идея была настолько глубоко укоренена, что она по-прежнему была широко распространена среди учеников Иисуса. Увидев человека с врожденной слепотой, они спросили: “Кто согрешил, он или родители его, что родился слепым?” (Иоан.9:2). После беседы с богатым молодым управителем Иисус добавил следующее для блага Своих учеников: “Трудно богатому войти в Царство Небесное”. Верблюд скорее пройдет сквозь игольные уши (Мтф. 19:23-24). Их ответ? “Так кто же может спастись?” Разве не богатство считалось одним из главных доказательств Божьего благословения? Их богословие также объясняет, почему они не могли согласиться с предстоящим распятием Господа.

Тем не менее мы должны заметить, что, несмотря на правдивость договора проклятий и благословений Второзакония, они представляют собой только одну часть картины. Любые выводы, которые мы захотели бы сделать, должны быть умерены исследованием всего Писания. Следующие замечания являются важными.

Во-первых, сами исторические книги представляют нечто вроде смешанной картины. Во время войны “меч поядает иногда того, иногда сего” (2-я Цар. 11:25), так что невиновные страдают вместе с виновными. Вспомните преждевременную смерть Авенира (2-я Цар. 3:33,34), священников Номвы (1-я Цар. 22:18) и братьев Авимелеха (Суд.9:5). Это случаи, в которых смерть не имеет никакого отношения к карающему правосудию. С другой стороны, достаточно вспомнить о многочисленных царях, как иудейских, так и израильских, которые нежились в роскоши и изобилии, несмотря на открытое неповиновение Богу.

Во-вторых, и пророки подходят к теологии Второзакония критически. Поднимая тему, напоминающую о некоторых частях Второзакония, Осия говорит Израилю, что, несмотря на его неверность, Бог давал ему “хлеб и вино и елей, и умножил у ней серебро и золото” (Ос.2:8). Здесь говорится о дарах Божьего благословения, хотя, по общему мнению, подобные дары должны были быть удержаны. Вероятно, традиционным примером в пророческой литературе является “страдающий раб” в 53-й главе Книги Пророка Исаии. Раб Господа отвергнут, страдает и переживает презрительное к себе отношение. Он не благоденствует. И это просто представленные крупным планом, но с гораздо большей интенсивностью, страдания, переживаемые большинством пророков. Не многие, если вообще такие были, избежали преследований и беспокойства. Но нигде не содержится намека на то, что эти злоключения являются Божьим укором, брошенным Своим пророкам.

В-третьих, некоторые псалмы действительно поддерживают традиционное понимание о награде и наказании. Но столько же псалмов, если не больше, подвергают сомнению традиционную точку зрения. Ограничившись псалмами мудрости, Дж. Кунтц делит эти псалмы на три категории согласно тому, что они говорят о доктрине награды и наказания. Этими категориями являются традиционная, реалистичная и футуристическая, которая надеется с перспективы вечности[261]. Добавьте к этому большое количество псалмов стенания (почти одна треть Псалтыря), некоторые из которых переходят в проклятие, — и мы вынуждены более пристально посмотреть на слишком поверхностное понимание соотношения поступка и следствия.

В-четвертых, иногда целые книги в каноне Ветхого Завета протестуют против застывшего истолкования Второзакония. Самыми лучшими примерами являются Книга Екклесиаста и Книга Иова. Как заметил автор Книги Екклесиаста, одна участь постигает и мудрого, и глупого (2:14; 9:2). И того и другого быстро забывают (2:16). У человека нет преимущества перед скотом (3:19). Бог дает человеку богатство и славу, но другие, кто этого не заслуживает, пользуются этим, подобно сборщикам утиля (6:2). Пережитое Иовом хорошо известно. Друзья Иова правильно излагали богословие Второзакония, но то, как они применяли его в отношении Иова, было неверно и неуместно.

В-пятых, интересно свидетельство Нового Завета. Иисус, несомненно, учил о конечной зависимости судьбы от характера. Он отвергал прямую взаимозависимость характера и обстоятельств. Так, случай с человеком, родившимся слепым, не имел ничего общего с грехом. Те восемнадцать человек, которых убила при падении башня Силоамская, были не самыми большими грешниками (Лук.13:1-5). Он учил, что Бог посылает дождь и солнце одинаково, как на верующих, так и на неверующих (Мтф. 5:45), — мысль, особенно интересная в свете Второзакония (28:12), где дождь выделяется как одно из Божьих благословений для послушных.

Два случая из жизни Павла подкрепляют эпизоды, взятые из Евангелий[262].

Пережитое Павлом на Средиземном море во время шторма можно сравнить с пережитым гораздо ранее Ионой в том же самом море и в такую же погоду. Для Ионы шторм был послан Богом, чтобы сломить его непослушание и нежелание идти в Ниневию. В случае с Павлом шторм был просто погодным явлением.

Второй пример вращается вокруг отрывка из Послания к Римлянам (8:31-39). Павел перечисляет некоторые явления, которые 28-я глава Второзакония определенно относит к проклятиям договора — скорбь, теснота, гонение, голод, нагота, опасность и меч. В середине своих размышлений Павел цитирует псалом 43:23: “Но за Тебя умерщвляют нас всякий день” — но ему не нужно цитировать 43:24: “Восстань, что спишь, Господи!”. Павел может сказать: “Но все сие преодолеваем”. Основанием для уверенности Павла является не его опыт, а смерть и воскресение Христа (8:32-34).

И последнее, что можно сказать по этому вопросу, это что само Второзаконие является чем-то вроде двойной картины. Моисей напоминает Израилю, что Бог смирял Израиль в пустыне не за конкретный грех, а чтобы научить и испытать его (Втор.8:2, 3). Это был способ обучения Израиля (Втор.8:5). Моисей также напоминает Израилю, что ему было дано богатство, но все это дар Божий, а не что-то заслуженное (Втор.8:18). Бог благословляет Израиль землей и покорением врагов не потому, что он праведнее других народов (Втор.9:4-6). И в завершение, Израиль избежал гнева Божьего в эпизоде с золотым тельцом только благодаря молитве Моисея (Втор.9:25-29). Он был пощажен благодаря добродетели другого, а не благодаря своей добродетели[263]. Так что даже само Второзаконие предостерегает нас против слишком упрощенного понимания очень сложных сфер хождения с Богом.

Библиография

Bellefontaine, Е. “The Curses of Deuteronomy 27: Their Relationship to the Prohibitives”. В No Famine in the Land. Studies in honor of John L. McKenzie. Missoula, MT: Scholars Press for the Institute for Antiquity and Christianity, 1975, c. 49-61.

Brichto, H. C. The Problem of “Curse” in the Hebrew Bible. Philadelphia: Society of Biblical Literature, 1963, c. 77 и последующие.

Budd, P. J. “Priestly Instruction in pre-exilic Israel”. VT 23 (1973): 1-14.

Eichrodt, W. Theology of the Old Testament. Old Testament Library. Перевод J. Baker. 2 vols. Philadelphia: Westminster, 1967, т. 1, c. 258 и последующие.

Gammie, J. G. “The Theology of Retribution in the Book of Deuteronomy”. CBQ 32 (1970): 1-12.

Kaufmann, Y. The Religion of Israel. Пер. Moshe Greenberg. Chicago: University of Chicago Press, 1960, c. 329-338.

Kearney, P. J. “The Role of the Gibeonites in the Deuteronomic History”. CBQ 35 (1973): 1-19.

Kuntz, J. K. “The Retribution Motiv in Psalmic Wisdom”. ZA W 89 (1977): 223-233.

Patrick, D. “The Word Is Near At Hand”. Encounter 33 (1972): 385-392.

Polzin, R. Moses and the Deuteronomist: A Literary Study of the Deuteronomic History. New York: Seabury, 1980, c. 69-71.

Rad, G. von. Wisdom in Israel. Пер. James D. Martin. Nashville: Abingdon, 1973, c. 128-137.

Thompson, D. L. “The Godly and the Good Life: The Relationship Between Character and Circumstance in Biblical Thought”. AsSem 34 (April 1979): 28-46.

Towner, W. S. “Retribution Theology in the Apocalyptic Setting”. USQR 26 (1971): 203-214.

Weinfeld, M. Deuteronomy and the Deuteronomic School Oxford: Clarendon Press, 1978, c. 104-146.

Wolff, H. W. “The Kerygma of the Deuteronomic Historical Work”. Walter Brueggemann and Hans W. Wolff. The Vitality of Old Testament Traditions. Atlanta: John Knox, 1974, c. 93-100.