4. Иаков

Бытие (25:11-36:42)

Двадцать лет Исаак и Ревекка жили вместе, но у них не было детей. Женившись в возрасте сорока лет (25:20), Исаак стал отцом только в шестьдесят (25:26). Подобно своей свекрови, Ревекке пришлось вытерпеть длительный период бесплодия, но, в отличие от своей свекрови и от своей собственной невестки (30:3), она не предлагает Исааку никакой замены.

В результате молитв Авраама прекращалось бесплодие у других женщин (20:17), но не у его собственной жены. В случае третьего поколения неспособность Рахили зачать вызывает только разногласия и сарказм у Иакова (30:2). В отличие от своего отца Авраама и сына Иакова, результатом молитвы Исаака за свою жену стала беременность Ревекки (25:21).

Молитва была отвечена вдвойне. По крайней мере, Исаак и Ревекка получили больше, чем они ожидали — близнецов! Во время рождения Иакова и Исава дедушке Аврааму было 160 лет, и ему оставалось жить еще 15 лет. Но ни разу Писание не намекает на какую-либо встречу или взаимоотношения между старым патриархом и его внуками.

Три самых важных женских персонажа в Книге Бытие — Сарра, Ревекка и Рахиль — все испытали трудности, связанные с рождением детей. Период длительного бесплодия был общим разочарованием для всех. Эта проблема не соотносится с Божьим обетованием патриархам о многочисленных потомках. Ведь как может исполниться Божье обетование, если мы встречаем пример за примером женского бесплодия? Добавьте к проблемам, вызванным бесплодным чревом, другие несносные ситуации, описанные в Книге Бытие, — и перспектива осуществления Божьих обетований становится действительно тусклой.

Ни один из основных персонажей в этой части Писания не проносится через историю на “крыльях безмятежного существования”. Иногда, конечно, проблемы являются прямым следствием безрассудного поступка патриарха. Но в других случаях они возникают в результате ситуаций, не подвластных контролю патриархов. Это должно включать бесплодие жен и периоды голода, которые заставляли Авраама и Исаака бросаться в разные стороны в поисках пищи.

Эти события просто происходили. Они не были наказанием, посылаемым Богом. Но каждое из них представляет собой “угрозу” Божьему искупительному плану для человечества. Умерший и бездетный Авраам или бесплодная Сарра являются смертным приговором Божьему плану. Конечно же, эти потенциально разрушительные обстоятельства служат фоном для иллюстрации Божьей силы в преодолении препятствий и трудностей. И там, где испытания наиболее велики, Бог всегда рядом, чтобы помочь перенести их.

В одном из последних вдохновляющих исследований истории Иакова Майкл Фишбейн изучил 25-36-ю главы Бытия с перспективы общей симметрии. Он пришел к выводу, что в расположении материала повествования существует удивительная последовательность даже в том, что история окружена генеалогиями двух человек, которые не являются частью избранной линии (потомки Измаила (25:12-18) и Исава (36:1-43))[38].

Это предполагает, что наиболее плодотворным исследованием истории Иакова, с точки зрения богословского анализа, является не извлечение из целого отдельных частей (если такие действительно когда-либо существовали), а затем поиск признаков “Я”, “Э” или “С” в генеалогиях, хронологии и редакционных вставках.

У нас может закружиться голова, если мы будем перескакивать взад и вперед от одного источника к другому. Таким образом, например, в перечне различных источников Бытия (25-28) мы обнаружим такую мозаику (следуя единодушному мнению богословов):

(25:19,20) С (27:1-45) Я (28:17,18) Э
(25:21-26А) Я (27:46) С (28:19) Я
(25:26Б) С (28:1-9) С (28: 20, 21А) Э
(25:27-34) Я (28:10) Я (28:21Б) Я
(26:1-33) Я (28:11, 12) Э (28:22) Э
(26:34, 35) С (28:13-16) Я

Было ли это сообщение первоначально смешанным, а затем отредактированным, или же оно было первоначально гомогенным трудом, и мы должны рассматривать раздел как единое целое, таким, как мы имеем его в тексте?

Общий обзор об Иакове можно представить в таблице 3.

Необходимость преобразования (25:19-28:9)

Бытие (25:19-26). Подобно постаревшему Иакову, который не отпускал своего божественного соперника (32:26) до тех пор, пока не получил благословения, младенец Иаков после борьбы в утробе матери появляется на свет, держась за пяту брата. Слово, обозначающее пяту (сэкеб) — это игра на имени Иаковайакакоб. Фраза “держась рукою своею за пяту Исава” не объясняется, но ее значение кажется ясным. Очевидно, что это не жест дружбы, не сердечное приветствие своего брата-близнеца. Даже в младенчестве Иаков был сосредоточенным на себе, ориентирующимся на себя человеком. Данное ему имя предвосхитило его характер (ср. “и наречешь Ему имя: Иисус; ибо Он спасет…”), указывая на уклад жизни, который не достоин одобрения.

Таблица 3

Текст Описание
(25:19-28:9) необходимость в преобразовании
(28:10-32:21) подготовка к преобразованию
(32:22-32) преобразование
(33:1-36:40) результаты преобразования

Бытие (25:27-34). Воспользовавшись голодом брата, Иаков выпрашивает у него первородство в обмен на небольшое количество еды. Чашка мясного бульона или красной чечевичной похлебки стала инструментом ведения переговоров. Исав, возможно, был искусным охотником, но Иаков был не менее искусным авантюристом. Подобно тому, как израильтяне позже готовы были с радостью отказаться от своих духовных ценностей (хотя и в пустыне) в обмен на трехразовое питание в Египте (даже если это означало утрату свободы), так и Исав рад был обменять свое духовное первородство, чтобы удовлетворить гастрономические потребности. А Иаков был более чем услужлив. Клятва окончательно решила итог сделки (ст. 33).

Бытие (27:1 и последующие). Использовать в своих интересах собственного брата достаточно плохо. Сознательно обманывать своего собственного отца, теперь дряхлого и физически слабого, значит опуститься еще ниже.

Ревекка была не более святой, чем Сарра или Ева. Именно она замышляет план перевоплощения Иакова в Исава. Иаков с готовностью сотрудничает с ней. Когда-то агрессивный инициатор, он теперь становится последователем. Исаак, обманщик в 26-й главе, сам становится жертвой обмана.

Далее, под предлогом заботы о сохранении чистоты потомственной линии, Ревекка напоминает мужу о неблагочестивых женах Исава (27:46). Желая избежать этого любой ценой, Исаак благословляет Иакова и отправляет его в путь найти жену в Месопотамии (28:1-9). Из предыдущей таблицы, касающейся источников в 25-28-й главах, можно заметить, что критики относят 27:1-45 — к “Я”, а 27:46-28:9 — к “С”. Причина? Два противоречивых эпизода. В “Я” Иаков обманывает своего отца, Исав обнаруживает его происки и Иаков убегает из дома с назначенной Исавом за его голову наградой. В “С” Исаак благословляет Иакова, нет никакого упоминания об обмане, а Иаков покидает дом с целью найти себе жену. Но наш анализ отрывка показывает, что это неправильное истолкование текста. Совершенно не противореча тому, что предшествовало, в 27:46-28:9 повествуется о втором тайном замысле Ревекки — на этот раз, чтобы увести Иакова подальше от Исава. Хитрость удалась однажды. Почему бы не попробовать еще раз?

Подготовка к преобразованию (28:10-32:21)

Бытие (28:10-22). Будет неверным сказать, что эти эпизоды из жизни Иакова призваны поощрять обман. С точки зрения этики, нет сомнений в том, что Иаков ведет себя неправильно. Это классический пример человека, который берет осуществление Божьей воли в свои руки. То, что Иакову было предопределено превзойти своего брата (25:23), не оспаривается. Но что касается того, что это якобы дает ему право манипулировать, использовать и обманывать кого-то,-тысячу раз нет. Цель не оправдывает средства.

Главы, посвященные Аврааму, начинались обращением Бога к патриарху: “И сказал Господь Аврааму” (12:1). И напротив, ряд случаев происходит в жизни Иакова до того, как Бог непосредственно появляется на сцене. Все время в течение истории с Исааком, Исавом и Ревеккой Бог молчит. Он не вмешивается и на первом этапе бегства Иакова.

Все меняется в Вефиле. Здесь впервые Бог встречается с Иаковом непосредственно (во сне). Реакция Иакова после пробуждения необычная, но вполне предвиденная: “И убоялся” (28:17) — убоялся Бога. Он боялся Лавана (31:31), а также Исава (32:7,11).

Что делает эту реакцию необычной, так это то, что она отличается от реакции отца Иакова и его дедушки, и даже Лота, который, встретившись с Богом или ангелами, приветствовал их. При случае, ангелам даже предлагались еда и приют на ночь! Антецедент страха Иакова принадлежит Адаму: “Голос Твой я услышал в раю, и убоялся” (3:10). Это страх, порожденный нечистой совестью.

Божьего присутствия достаточно, чтобы одержать победу. Бог никогда не сделает Иакову выговора. Не будет никаких нотаций, резкого осуждения со стороны Бога, слов пророка Нафана “ты этот человек”. Наоборот, Иакова ожидал:

1. Дар Божьей дружбы. Он был одинок и один.

2. Благодать Божьего прощения. Вина в его жизни была тяжелее того камня, на котором покоилась его голова.

3. Цель Божьего замысла. В 13-15-м стихах он получает те же обетования завета, данного Аврааму, и становится, таким образом, звеном в Божьей цепи.

Бытие (29-31). В подготовке к преобразованию Бог в первую очередь показал Иакову Себя. А теперь Он покажет Иакову его. Для этого Бог заставит Иакова прожить следующие 20 лет с человеком, характер которого очень похож на его собственный, то есть с Лаваном.

Вначале Лаван — любезный хозяин (29:13). Он почти как Адам, когда тот впервые увидел Еву: “Подлинно ты кость моя и плоть моя” (29:14). Он великодушный работодатель (29:15). Он хочет, чтобы его племянник и работник стал зятем (29:19).

Но виновник обмана вот-вот сам станет жертвой обмана со стороны Лавана. Иронию трудно не заметить. Иаков увидит в Лаване самого себя. Доверчивый Иаков обнаружит, к своей досаде, что он спал с Лией, а не с Рахилью. Стал ли этот обман возможен потому, что была ночь, или потому, что Лия была искусно завуалирована, или потому, что Иаков был слишком пьян, чтобы узнать или беспокоиться о том, кто был с ним в постели?

Если провидение Божье вмешалось и Бог явился Иакову в Вефиле, то подобным же образом и здесь, в полном беспорядке, “Бог действует непостижимым образом, совершая Свои чудеса”. Третьим и четвертым ребенком, которых родила Лия, были соответственно Левий и Иуда (29:34, 35). От Левия происходит род священников. От Иуды идет линия царей, и, в конечном итоге, из нее вышел Иисус. Два наиболее важных установления в Ветхом Завете берут начало в нежеланном браке, состоявшемся только благодаря двуличности! Как считает Герхард фон Рад, “Божий труд совершался в самой глубине мирской суетности и там был сокрыт, оставаясь неузнанным”[39].

То, что Иаков по-прежнему не прочь хитростью занять чье-то место, что он обманщик, становится очевидным из дальнейшего повествования (30:25-43). В попытке перехитрить Лавана он состряпал план, чтобы забрать с собой в Ханаан большое количество его скота. Иакову будет принадлежать пятнистый скот, который он получит от одноцветного скота Иакова, действительно что-то редкое (по крайней мере, так думал Лаван!).

Верил ли Иаков в то, что прутья в водопойном корыте становились причиной различия (30:37-39), или прутья были всего лишь приманкой[40], — в любом случае, его план основан на обмане.

Конечно, Иаков говорит своим женам: “И отнял Бог скот у отца вашего, и дал мне” (31:9) — идея, которую поддержали его жены (31:16). Он даже придает правдоподобие своим действиям, взывая к Божьему свидетельству (31:12).

Но, быть может, предположения Иакова ошибочны? Является ли скот благословением от Господа Иакову из-за Иакова или вопреки Иакову? Сравните с богатством, приобретенным Авраамом нечестным путем от фараона (12:16). Конечно же, Бог не дает Своего одобрения всем лукавым планам Своих детей.

Повествование Книги Бытие (31:22-55) отражает, по крайней мере, что Иаков и Рахиль стоят друг друга! Лаван обманул Иакова. Иаков перехитрил Лавана. Рахиль обманывает Лавана, украв у него домашних богов (31:30, 34, 35) и вызвав тем самым столкновение между Иаковом и Лаваном.

Можно ли здесь читать между строк? Лаван и Иаков примирились, и Лаван возвращается домой. Ну а что же стало с богами, на которых сидела Рахиль, у которой тогда была менструация? Вероятно, Рахиль рассказала все своему мужу после отъезда отца. Видим ли мы, что Иаков безропотно терпит присутствие ложных богов в своем окружении?

Бытие (32:1-21). Время не лечит разрушенные взаимоотношения. Оно часто обостряет их. Обиды умирают медленно. И хотя прошло двадцать лет, Исав по-прежнему возмущен дерзкими поступками Иакова — по крайней мере, Иаков так думает. С этой целью он намечает новую стратегию. Еще не убедившись, что его безопасность не в нем самом, а в Боге, плотский Иаков начинает действовать.

Первой следует предварительная делегация (ст. 3-5), далее у него был план избежать полного уничтожения со стороны Исава (ст. 6-8), затем молитва отчаяния без выраженного покаяния, которое появится только в 10-м стихе (ст. 9-12), после чего следовала попытка купить у Исава прощение (ст. 13-21).

С кем Иакову нужно встретиться — с Исавом или с Богом? В следующем разделе мы найдем ответ на этот вопрос.

Преобразование (32:22-32)

Двадцать лет назад Иаков, также в одиночестве, встретился с Богом в Вефили. В темноте ночи встретились Бог и человек. И теперь это повторится снова. Иаков является не ищущим человеком, а найденным.

Бог, в обличье “человека”, вовлекает Иакова в схватку, которая длится всю ночь, почти до рассвета (ст. 24). Это напоминает нам ночной разговор между Иисусом и Никодимом (Иоан.3), в котором Господь систематично и тщательно отражал все возражения Никодима, устно сражаясь с Никодимом, и подошел к корню проблемы, которой было сердце Никодима.

Здесь всплывают на поверхность, по крайней мере, три характерных особенности Иакова, которые отделяют его от того Иакова, которым он был до Пенуэла:

1. Осознание слабости: “И повредил состав бедра у Иакова, когда он боролся с Ним” (ст. 25). Победитель в своей борьбе с Исавом, Исааком и Лаваном, Иаков становится теперь жертвой, он не сражается, а цепляется.

2. Всепоглощающее стремление к Богу: “Не отпущу Тебя, пока не благословишь меня” (ст. 26). Благословение Исаака является бессмысленным до тех пор, пока оно не сопровождается благословением Бога.

3. Исповедание недостойности: “И сказал: как имя твое? Он сказал: Иаков” (ст. 27). Его проблема заключалась в его характере. (Ср.: “Как тебе имя? И он сказал в ответ: легион имя мне”, Марк.5:9.) Имя Иаков выражает его суть в такой же мере, как и его предназначение.

Итак, таким был ответ Иакова. К чему же это привело?

1. Новое имя и новый характер: “Отныне имя тебе будет не Иаков, а Израиль; ибо ты боролся (шрх) с Богом (эль), и человеков одолевать будешь” (ст. 28). (Мы можем сравнить объекты борьбы Иакова со словами о том, что “Иисус же преуспевал в … любви у Бога и человеков”, Лук.2:52.)

2. Новая сила: “… одолевать будешь” (ст. 28).

3. Новое благословение: “И благословил его там” (ст. 29).

4. Новое свидетельство: “Я видел Бога лицем к лицу, и сохранилась душа моя” (ст. 30).

5. Новый день, новое начало: “И взошло солнце” (ст. 31).

6. Новое напоминание о своей собственной слабости: “И хромал он на бедро свое” (ст. 31). Имя изменено, но нога не исцелена.

Результаты преобразования (33-36)

Бытие (33). Примирение с Богом должно сопровождаться примирением со своим братом. Обратите внимание на разницу, каким был Иаков до Пенуэла, когда он шел сзади за своей компанией (“Пойдите предо мною”, 32:16), и каким он стал после Пенуэла, когда он возглавил процессию, направлявшуюся к Исаву (“А сам пошел пред ними”, ст. 3). Здесь проявляется не только новое мужество, но и новое смирение: “И поклонился до земли семь раз” (ст. 3). Здесь также присутствует новая щедрость: “Прими дар мой от руки моей … прими благословение мое” (ст. 10, 11). Его побуждения, когда он преподносил дар Исаву, были искренними. Он больше не ищет выгоды.

Бытие (34). Эта глава рассказывает об одном порочном эпизоде в жизни одного из детей Иакова, Дины, его единственной дочери. Ее изнасиловал Сихем, сын Еммора. Как же поступит “благословенный” Иаков сейчас? Будет ли он искать отмщения? Будет ли он пытаться совершить правосудие самостоятельно (что запрещено заповедью “не убей”)?

Мы увидим, как поступят сыновья Иакова — по крайней мере, двое из них, Симеон и Левий. Посредством обмана (ст. 13) — то же слово относится в 27:35 к самому Иакову, а в 29:25 к Лавану — Симеон и Левий завлекут виновных и убьют их.

А что же Иаков? Его первая реакция на эту новость о Дине — “молчание” (ст. 5). Было ли это потому, что его мир поддерживал его? Узнав об учиненной его сыновьями жуткой мести, он гневно упрекает Симеона и Левия (ст. 30), отложив даже более резкие слова на более позднее время (49:5-7). Их действия непростительны. Цель не оправдывает средства, хотя сам Иаков когда-то придерживался такого же мнения.

Бытие (35). Чужих богов, которых Рахиль принесла из дома своего отца, нужно выбросить (ст. 2-4). Здесь показана духовная чуткость Иакова. Их постоянное присутствие несовместимо с поклонением единому Господу.

Второй раз Иаков приходит в Вефиль, где больше двадцати лет назад Бог впервые встретил его (ст. 5-8). Но сейчас мы видим Иакова, который прошел путь от Вефиля до Эль-Вефиля, от дома Божьего — к Богу дома Божьего (ст. 7). Бог теперь на первом месте, Его дом — на втором.

Чтобы еще раз подтвердить дело, совершенное в Пенуэле (гл. 32), Бог вновь сообщает Иакову, что его имя сейчас Израиль (ст. 9,10). Фишбейн верно комментирует: “Конечно, Иаков завоевал имя Израиль раньше (32:29). Но, вероятно, повествование хочет указать на то, что только после разрешения конфликта с Исавом (Быт.33) Иаков действительно стал Израилем”[41].

Смерть жены Рахили (ст. 16-21), акт кровосмешения, совершенный его старшим сыном Рувимом (ст. 22), и даже смерть отца (ст. 27-29) не сломили Иакова. Заключение в этой главе соответствующее. Исаака погребли “Исав и Иаков, сыновья его”. Отчуждение было заменено близостью.

Бытие (36). “Родословию Исава” предшествует описание окончательного расставания Исава и Иакова. История началась с того, что Иаков в 28-й главе убегал от Исава. А здесь уже Исав покидает Иакова. Очень похоже на бывшее прежде расставание Авраама и Лота (13:5 и последующие). Исав и Иаков попрощались друг с другом и мирно пошли каждый своим путем.

Библиография

Albright, W. F. “From the Patriarchs to Moses”. BA 36 (1973): 19-26.

Anderson, B. W. “An Exposition of Genesis XXXII”. ABR 17 (1969): 21-26.

Clarke, Е. “Jacob’s Dream at Bethel as Interpreted in the Targums and the New Testament”. SR 4 (1974/75): 367-377.

Coote, R. “The Meaning of the Name Israel”. HTR 65 (1972): 137-142.

Fensham, F. C. “Gen XXXIV and Mari”. JNWSL 4 (1975): 15-38.

Fishbane, M. “Composition and Structure in the Jacob Cycle (Gen 25, 19-35, 22)”. JJS 26 (1975): 15-38.

Fisher, L. R. “Literary Genres in the Ugaritic Texts”. In Ras Shamra Parallels. Vol 2.Под ред. L. R. Fisher. Rome: Pontifical Biblical Institute, 1975.

Fokkelman, J. P. Narrative Art irt Genesis. Amsterdam: Van Gorcum, 1975.

Frankena, R. “Some Remarks on the Semitic Background of Chapters XXIX-XXXI of the Book of Genesis”. OTS 17 (1970): 53-64.

Fretheim, Т. E. “The Jacob Traditions, Theology and Hermeneutic”. Intr 26 (1972): 419-436.

Greenberg, M. “Another Look at Rachel’s Theft of the Teraphim”. JBL 81 (1962): 239-248.

Houtman, C. “Jacob at Mahanaim. Some remarks on Genesis XXXII 2-3”. VT28 (1978): 37-44.

_. “What did Jacob see in his dream at Bethel? Some remarks on Genesis XXVIII 10-22”. VT 27 (1977): 337-351.

Kessler, M. “Genesis 34 — An Interpretation”. RefR 19 (1965): 3-8.

Lewis, J. “Gen 32:23-33, Seeing a Hidden God”. SBL Seminar Papers, 1972, 1, 449-457.

McKenzie, J. L. “Jacob at Peniel: Gn 32, 24-32”. CBQ 25 (1963): 71-76.

Miscall, P. D. “The Jacob and Joseph Stories as Analogies”. JSOT6 (1978): 28-40.

Rast, W. E. Tradition History and the Old Testament. Philadelphia: Fortress, 1972, c. 33-56.

Roth, M. W. “Structural Interpretations of ‘Jacob at the Jabbok’ (Genesis 32: 22-32)”. BRes 22 (1977): 51-62.

Tucker, G. M. Form Criticism of the Old Testament. Philadelphia: Fortress, 1971, c. 41-54.

Van Seters, J. “Jacob’s Marriages and Ancient Near Eastern Customs”. HTR 62 (1969): 377-395.

White, H. C. “French Structuralism and ОТ Narrative Analysis: Roland Barthes”. Semeia 3 (1975): 99-127.