12. Понимание обязанностей служителя

В 1-е Тим. 4:6-16 апостол Павел перечисляет качества превос ходного слуги Иисуса Христа. Ключевая фраза передается в стихе 6: «Будешь добрый служитель Иисуса Христа». В некотором смысле эта тема проходит красной нитью через все послание, которое было составлено с целью наставления Тимофея относительно метода служения в Ефесской церкви.

Греческое слово, которое переведено как «добрый», следовало бы лучше перевести как «благородный», «прекрасный», «отличный» или «превосходный». Этот термин употребляется в 1-е Тим. 3:1, когда говорится о труде служения, а теперь оно используется для определения человека, совершающего это служение.

«Служитель» — это перевод греческого слова diakonos, от которого произошло слово диакон. Оно означает «слуга» и употребляется для обозначения тех людей, которые осуществляют служение диаконов в церкви, о чем описывается в главе 3. Хотя это слово применяется здесь не в техническом смысле для обозна чения этого служения, оно предполагает, что каждый человек, участвующий в служении, должен себя рассматривать как слугу Господа Иисуса Христа.

Слово diakonos отличается от слова doulos, которое также часто переводится как «слуга». В то время как doulos создает представление о рабе, пребывающем в полном подчинении, diakonos обозначает слугу, обладающего большей степенью личной свободы, который служит добровольно и непринужденно. Это слово передает смысл полезности и пригодности на служение и предполагает, что все христиане должны стремиться внести свой вклад в дело Иисуса Христа. В 1-е Кор. 4:1-2 Павел говорит такие слова: «Итак, каждый должен разуметь нас, как служителей Христовых и домостроителей тайн Божиих; от домостроителей же требуется, чтобы каждый оказался верным». Мы призваны быть слугами и домостроителями, управляя Его собственностью так, чтобы это принесло славу и честь Его имени. Наставление Павла, преподанное Тимофею, с полным основанием относится ко всем, кто служит Господу.

В 1-е Тим. 4:1-5 Павел говорил о бесовских учениях, распространяемых духами обольщения через уста лицемерных лжецов. Предупредив Тимофея о том, что ложное учение исходит не от человека, а от бесов, он затем наставляет Тимофея, как быть хорошим и действенным служителем перед лицом лжеучения. Но при этом Павел обращает главное внимание на положительные, а не отрицательные стороны. Вместо того, чтобы поощрять Тимофея к принятию наступательной тактики, опровергая заблуждение, и разбивая его в пух и прах. Павел активно подходит к преподаванию Божьего Слова (ст. 6,11,13,16). Служение церковного руководителя в первую очередь включает утверждение Божьего народа, а не состоит исключительно в определении заблуждения и нападении на него.

В стихах 6-16 Павел приводит одиннадцать характерных черт превосходного служителя Христа. Для тех, кто желает служить Господу, управляя Его народом, они являются практическими и полезными.

Превосходный слуга предупреждает народ о заблуждении

Хотя служение не должно находиться под полным влиянием негативного подхода, это не означает, что оно не должно в себя включать труд по предостережению других людей о разру шительном влиянии ложного учения. Павел делает переход от разоблачения бесовских учений к объяснению, как быть превосходным слугой Иисуса Христа, наставляя Тимофея преду преждать церковь о таких учениях. «Внушая сие братьям» (ст. 6). Необходимо напоминать христианам о заблуждении. Служение требует подобных предупреждений.

Греческое слово, переведенное как «внушать», означает «представлять перед» ними. Оно здесь употребляется в форме деепричастия, что выражает постоянство напоминания верующим о реальности ложного учения. Оно носит оттенок не приказного характера, но совета и наставления в мягкой и смиреной форме. Слуга Христа должен учить народ уметь различать истину от лжи, призывая его к библейскому образу мышления.

Не опознавание и определение заблуждения должно быть темой служения обычного рядового пастора, периодическое напоминание. Павел, встретившись с пресвитерами церкви в Эфесе, говорил: «Ибо я знаю, что по отшествии моем войдут к вам лютые волки, не щадящие стада; и из вас самих восстанут люди, которые будут говорить превратно, дабы увлечь учеников за собою. Посему бодрствуйте, памятуя, что я три года день и ночь непрестанно со слезами учил каждого из вас. И ныне предаю вас, братия, Богу и слову благодати Его, могущему назидать вас более и дать вам наследие со всеми освященными» (Деян. 20:29-32). Павел непрестанно давал Ефесянам знать о заблуждении и указывал на позитивное разрешение всех вопросов посредством Божьего Слова. Истина полагает фундаментальное основание, утверждаясь на котором, все заблуждения подвергаются соответствующему рассмотрению.

Твердо основываясь на истине Божьего Слова, христиане избегают опасности уподобления детям, «дабы мы не были более младенцами, колеблющимися и увлекающимися всяким ветром учения» (Еф. 4:14). 1-е Иоан. 2:13-14 еще раз подтверждает тот факт, что верующий учится соответствующим образом противостоять бесовскому заблуждению, запасаясь силой через Слово, которое является духовным мечом. Это — единственный способ сражаться против существ, предстающих в виде ангелов света, и. одержав над ними победу, служить правде (2-е Кор. 11:14-15).

Неспособность церкви в этом поколении проводить разгра ничение между истиной и заблуждением и ее небрежение в этом привело к проникновению в церковь различных заблуждений, буквально наводнивших церковь. Она пребывает в замешательстве, смущении и слабости, а в некоторых случаях в отступничестве. Туманная, неясная теология, выхолощенная проповедь, не обличающая людей в грехе, — все это подменило сильное вероучение и ясное представление истин Священного Писания. Наследие этих факторов представляет печальное и трагическое явление. Церковь буквально наводнилась харизматическим смятением, психологией, не имеющей ничего общего с Библией, влияниями оккультных наук, философией, рассчитывающей на успех, и теологией благоденствия.

Церковь должна провести фронтовую полосу между заблуж дением и истиной, утверждая свой народ в Божьем Слове. Пасторы подотчетны Богу за предупреждение своего народа о духовной опасности. Господь сказал Иезекиилю: «Сын человеческий! Я поставил тебя стражем дому Израилеву, и ты будешь слушать слово из уст Моих и будешь вразумлять их от Меня. Когда Я скажу беззаконнику: «смертью умрешь!», а ты не будешь вразумлять его и говорить, чтоб остеречь беззаконника от беззаконного пути его, чтоб он жив был: то беззаконник тот умрет в беззаконии своем, и Я взыщу кровь его от рук твоих» (Иез. 3:17-18). Если духовные руководители проявят небрежность и безответственность в этом вопросе, то им придется нести ответственность перед Богом (Евр. 13:17). Хотя в наши дни церковь вмещает в себя все, включая и заблуждения, мужи Божьи должны обличать на основании библейской теологии и продолжать неустанно предупреждать народ о заблуждении. Его обязанность состоит в охране своих овец, а не в том, чтобы своей лаской потворствовать им во всем.

Превосходный слуга отличается опытностью в познании Писания

Превосходный служитель также отличается опытностью в познании Писания: «Питаемый словами веры и добрым учением, которому ты последовал» (1-е Тим. 4:6). Довольно печальное явление, но многие христианские пасторы обладают минимальными познаниями в Писании и не стремятся его изучать. В истории церкви существовали такие времена, когда пасторы были великими студентами, постоянно занимающимися изучением Писания и теологии. Пуританские служители были не просто хорошими провозглашателями Слова, но наиболее прилежными и лучшими студентами, исследующими Божье Слово. Они трудились над пониманием, истолкованием и жизненным применением Божьего Слова с великой точностью и мудростью.

Греческое слово, переведенное как «питаемый», употребляется в форме причастия страдательного залога и означает, что питание Божьим Словом предполагает непрерывный процесс. Оно включает в себя чтение Писания, размышление над ним, активное утверждение в его истинах и изучение его до тех пор, пока вы полностью не овладеете его содержанием.

Для нас чрезвычайно важно постоянно питаться «словами веры». Эти слова имеют отношение к собранию христианской истины, заключенной в Писании. Мы должны совершенствоваться в познании Священного Писания, овладевая его истинами. Мы никогда не достигнем абсолютного познания, но должны стремиться, чтобы стать опытными в его истинах, а не просто льстить слуху верующих (2-е Тим. 4:3). Нам нужно точно истолковывать Божье Слово и отстаивать его. Нам следует непосредственно питаться не только «словом веры», но также и «добрым учением» (Kale didaskalia). «Доброе учение» охватывает учение библейской истины и применение ее принципов. Духовный рост зависит от нашего отношения к библейской истине и от взаимодействия с ней.

1-е Пет. 2:2 — Изучая Библию, мы духовно возрастаем.

2-е Тим. 2:15 — Павел говорил: «Старайся представить себя Богу достойным, делателем неукоризиенным, верно преподающим слово истины». Мы призваны более других элементов служения выделять изучение Слова, чтобы иметь обширные познания в нем.

Еф. 6:17 — Мы должны с великой точностью и тщательностью пользоваться мечом, духовным «который есть слово Божие».

Кол. 3:16 — Слово Христово должно вселяться в нас обильно со всякой премудростью.

2-е Тим. 3:16-17 — Так как Божье Слово «полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности», чтобы Божий человек был совершен и приготовлен ко всякому доброму делу, мы должны знать его, если хотим наставлять в духовном отношении других людей.

Для того, чтобы иметь способность мыслить библейскими категориями и говорить ее языком, пастор должен проводить значительную часть своего времени в общении с текстом Писания. Оно является источником неистощимых богатств, и чтобы только начать понимать богатства, скрытые в ее глубине, потребуется целая жизнь. В незнании нет никакой добродетели. К несчастью, мы принадлежим к поколению людей, которые не любят прилежно заниматься чем-то и размышлять; мы предпочитаем различные развлечения. Но несмотря на это, мы должны проявить прилежность и постоянство к изучению, пониманию и провозглашению Божьего Слова.

Печальный факт, но многие люди не получают никакого удовлетворения от своих занятий. Они иногда посвящают им один час, а иногда и вовсе ничего. Разбор и изучение Библии многими воспринимается как нежелательное занятие, прерывающее их непринужденный образ жизни, который не предполагает никакого волевого усилия. Они любят, как можно чаще приглашать гостей проповедовать с церковной кафедры, чтобы им самим не нужно было тратить время на изучение Слова. Они также предпочитают различные административные мероприятия и собрания. То минимальное время, которое они тратят на занятие, способствует рождению весьма слабой проповеди, не проникающей в сердца и умы слушателей.

Уильям Тиндейл, который перевел Новый Завет на английский язык в 1525 году, был брошен в тюремные застенки, где его ожидала мученическая смерть. В письме генерал-губернатору, он просил, чтобы ему послали следующие предметы личного пользования: теплое пальто и шапка и кусок материала латать свои гамаши. Далее он добавлял: «Но более всего я покорнейше прошу и взываю к вашему милосердию поторопить интенданта разрешить мне иметь Библию на древнееврейском языке, грамматику этого языка и словарь, чтобы я мог проводить время в изучении Библии». Любой студент, учащийся в семинарии, который испытывал трудности с древнееврейским языком, навряд ли поступит таким образом. Но спустя какое-то время, когда вы глубже погрузитесь в Божье Слово, вы больше всего оцените то, что послужило вашему пониманию Божьего Слова.

Превосходный слуга избегает влияния нечестивого учения

«Негодных же и бабьих басней отвращайся» (1-е Тим. 4:7). «Басни» — это перевод греческого слова milhos. от которого произошло слово миф. 2-е Тим. 4:4 говорит, что некоторые «от истины отвратят слух и обратятся к басням». Итак, истина и басни являются полными противоположностями. Христианин должен питаться истиной и отвращаться от того, что противопоставлено ей.

Отождествление басен со старыми женщинами имеет культурное значение. Эта фраза употреблялась в философских кругах как саркастический эпитет, когда кто-то хотел презрительно отозваться о чем-то определенном. Этот эпитет вызывает зритель ное изображение выжившей из ума пожилой женщины, которая рассказывает ребенку сказку. Он имеет отношение к тому, что лишено правдоподобия.

Разум представляет собой огромную ценность. Бог хочет, чтобы у всех Его служителей на духовном поприще был чистый разум, пропитанный истиной Божьего Слова. Для глупых басен, или нечестивых противоречий истине нет места. Однако каким-то образом наше общество гораздо охотнее следует им чем библейской истине.

В некоторых кругах ученость в теологических вопросах измеряется не познаниями Библии, но тем, насколько хорошо человек понимает представления мирских академических кругов.

Когда я хотел поступить в аспирантуру, чтобы получить докторскую степень по теологии, то представитель приемной комиссии, взглянув на выписку из моей зачетной книжки, сказал, что я проработал слишком много часов над изучением Библии и теологии во время учебы в семинарии. Поэтому мне представили список из 200 книг, которые я должен предварительно прочитать, чтобы меня приняли в аспирантуру. Мне помогли те, кто был знаком с этими книгами и я узнал, что все эти книги буквально напичканы либеральной теологией и философией гуманизма — бабьими баснями, представленными в ученом виде. В колледже по программе также требовалось, чтобы я прошел предмет под названием «Иисус и кино». При прохождении этого предмета требовалось просмотреть современные кинофильмы, оценив их, идут ли они вразрез или согласуются с оценкой в отношении их противопоставления, или подтверждения этическим учением Иисуса. Божественный Иисус и Его истина были низведены до обычного в человеческом понятии этического учения. Я снова встретился с членом приемной комиссии и сказал: «Я просто хочу, чтобы вы знали, что я до сих пор посвятил свою жизнь познанию истины и не вижу никакой пользы в том, чтобы потратить два года на изучение заблуждения». Я положил перед ним на стол список книг который он мне дал, и вышел из кабинета.

Благодарение Богу за то, что с самого начала моего обучения до сего дня мой разум был исполнен истинами Божьего Слова. Мой ум — это не поле битвы колебаний по поводу того, что является истиной и что ложью в вопросах, «которые производят больше споров, нежели Божие назидание в вере» (1-е Тим. 1:4). Я могу убежденно говорить, потому что в моем разуме нет сомнения и раздвоенности. Я избежал пустословия так называемых интеллек туалов и ученых мужей, которые несогласны с библейской истиной. Однако, один из моих знакомых испытал трудности в этом отношении. Он поступил в либеральную семинарию, чтобы приготовиться к служению, а выйдя из нее, устроился работать буфетчиком. Либерализм совершенно спутал все его мысли и представления и лишил желания служить Богу. Ваш разум представляет огромную ценность и его необходимо содержать в чистоте, избегая сатанинской лжи. Превосходный служитель сохраняет в незыблемости свои библейские убеждения, и очищает, и просветляет свой разум, раскрывая его перед Божьим Словом.

Превосходный слуга упражняется в личном благочестии

Дж. Освальд Сандерс в своей книге Духовное руководство говорит: «Духовные цели могут быть осуществимы духовными людьми, которые пользуются духовными методами». Основная сущность служения состоит в благочестии. Главное заключается не в том, насколько вы умны или красноречивы, а в том, знаете ли Божье Слово, и отличается ли ваша жизнь благочестием. Именно это составляет основу служения.

1-е Тим. 4:7 гласит: «Упражняй себя в благочестии». Греческое слово gymnazo переведенное здесь как «упражняй» употреблялось по отношению к тем людям, которые тренировались, готовясь к атлетическим состязаниям. Это слово имеет оттенок упорной, жертвенной тренировки. В греческой культуре гимнастические залы были центральным местом города, где собиралась молодежь в возрасте 16-18 лет. В связи с тем, что атлетические способности оценивались чрезвычайно высоко, обычно в каждом городе были гимнастические залы. Культовое возвышение телесного совершенства выразилось в пристрастии к физическим упражнениям и атлетической подготовке к соревнованиям, что характерно и для наших дней.

Павел, ссылаясь на эту культурную действительность, увеще вает Тимофея упражняться в благочестии: «Если ты собираешься упражняться, обращай главное внимание на упражнение своего внутреннего человека в благочестии». Греческое слово eusebeia, переведенное здесь как «благочестие», можно еще перевести как «благоговение», «чистота» или «истинная духовная добродетель». «Продолжай себя упражнять в благочестии» — это точный перевод увещевания Павлом Тимофея.

Павел понял важность дисциплины в служении: «Но усмиряю и порабощаю тело мое, дабы, проповедуя другим, самому не остаться недостойным» (1-е Кор. 9:27). Он говорит Тимофею: «Итак, переноси страдания, как добрый воин Иисуса Христа. Никакой воин не связывает себя делами житейскими, чтоб угодить военачальнику. Если же кто и подвизается, не увенчивается, если незаконно будет подвизаться» (2-е Тим. 2:3-5). Подобно воину, который переносит трудности, жертвенно отделяясь от мира, чтобы угодить воена чальнику, и как атлет, вынужденный прилежно и усиленно тренироваться и соревноваться по предписанным правилам. Божий слуга должен жертвенно дисциплинировать себя, приводя в соответствие Божьим понятиям.

Физическое упражнение мало полезно (1-е Тим. 4:8). Во-первых, оно приносит пользу только телу, но не духу. Во-вторых, продол жительность его благотворного влияния невелика. Вы можете в течение ряда лет приводить себя в спортивную форму, но как только бросите упражняться, так сразу же начнете терять то, над чем так долго и упорно работали.

В противоположность этому, «благочестие на все полезно, имея обетование жизни настоящей и будущей» (ст. 8). Благочестие оказывает благотворное влияние не только на тело, но и на душу. Если в канун Нового года вы собираетесь принять на предстоящий год решение, то пусть оно будет состоять не в том, чтобы три раза в неделю упражняться в спортивном зале, если вы ежедневно не проводите время в чтении Божьего Слова и культивировании в себе благочестия. Настоящая польза духовной дисциплины заключается в полноценной, Богом благословенной, плодотворной и полезной жизни. Если вы упражняетесь в духовном спортивном зале, то благословение благочестия последуют в вечную жизнь.

«Слово сие верно и всякого принятия достойно» (ст. 9) — это формула, которой Павел пользуется четыре раза в пастырских посланиях (1-е Тим. 1:15; 3:1; 2-е Тим. 2:11; Тит. 3:8). «Всякого принятия достойно» — прилагает больший вес его утверждению. Эта фраза доказывает подлинность данного утверждения, представляя его в виде аксиомы, которая совершенно очевидна и непререкаема. Большая польза духовной дисциплины — это очевидная истина.

Чрезмерное уделение внимания своему телу является признаком духовной незрелости. Оно указывает на ограниченное восприятие духовных и вечных реальностей. Христиане являются группой людей, которые проходят духовную тренировку, чтобы соответствовать Божьей воле, а не теми, кто возводит внешнее теле сное совершенство в культ. Это должно быть самоочевидным фактом.

Благочестие является целью, к которой стремится превосходный служитель. Для ее достижения и для упражнения в благочестии Он употребляет все доступные средства благодати: молитву, разбор Библии, участие в Вечере Господней, исповедание греха, деятельное служение, отчетность перед другими верующими и иногда участие в посте.

Благочестие — это сущность истины (1-е Тим. 6:3). Оно исходит от Христа (2-е Пет. 1:3), и мы должны в нем преуспевать (1-е Тим. 6:11). Благочестие приносит неприятности и гонения со стороны враждебного окружения (2-е Тим. 3:12). Оно способствует нашему вечному благословению, но не обязательно приводит к мирскому благо действию (1-е Тим. 6:5-8).

Превосходный слуга предан упорному труду

Призвав нас к благочестию, Павел теперь возвращает нас назад к земному существованию. Служение направлено к небесным устремлениям, но также и к земной задаче — к упорному труду. «Ибо мы для того и трудимся и поношения терпим» (1-е Тим. 4:10).

Во 2-е Кор. 5:9 Павел говорит: «И потому ревностно стараемся, водворяясь ли, выходя ли, быть Ему угодными». Затем Павел приводит две причины для чего нужно упорно трудиться. Сначала в стихе 10 он говорит: «Ибо всем нам должно явиться пред судилище Христово». Мы предстанем воочию пред Христом, чтобы получить вечную награду за служение, совершенное для Него. Эта награда, полученная нами, будет соответствовать тому, как мы служили Христу, с пользой или без (ср. 1-е Кор. 3:11-15).

Затем в 2-е Тим. 5:11 Павел высказывает такие слова: «Итак, зная страх Господень, мы вразумляем людей». Здесь Павел обращает свой взор от себя, направляя на невозрожденных людей. Они не увидят награды, их ожидает суд. И зная об их участи, мы должны их вразумлять истинами Евангелия в надежде на то, что, получив спасение, они избегнут справедливого Божьего суда.

Павел упорно и неустанно трудился, зная, что его усилия будут иметь вечные последствия: награду для него самого и возможность изменения участи неверующих в грядущей жизни. Именно такая перспектива окрыляет Божьего служителя в его труде. Вечные небесные обители и вечный ад действительно существуют.

В стихе 10 слово «делал» или «трудился» (по-гречески kopiao) означает «работать до изнеможения». «Терпеть поношение» (по-гречески agonizomail означает «агония в борьбе». Мы совершаем труд буквально до изнурения и изнеможения, часто терпя страдания, потому что понимаем вечные задачи, стоящие перед нами.

Дж. Освальд Сандерс писал, что если человек, будучи руководи телем «не готов для усталости и изнеможения, то его руководство всегда будет посредственным и заурядным». Он также говорил: «Истинный труд по руководству всегда является очень тяжелым занятием для всего человека в целом, и чем эффективнее руководство, тем большую приходится платить за него цену». Мы не будем снижать эту цену, потому что сознаем чрезвычайную важность нашего служения. Совершенное исполнение, состояние превосходства в труде достигается ценой усталости, одиночества, борьбы, недосыпания, лишением всяких развлечений.

В 1-е Кор. 9:16.26-27, Павел высказывает следующее: «Это необходимая обязанность моя, и горе мне, если не благовествую!.. бьюсь не так, чтобы только бить воздух; но усмиряю и порабощаю тело мое». Данные слова описывают огромные усилия Павла и приверженность служению, которая имеет далеко идущие последствия в вечности. Во 2-е Кор. 11:24-27 Павел рассказывает о том, как много раз его били палками и плетью, как он переносил изнурение, страдание, боль, изнеможение и кораблекрушение. Он испытывал все это, потому что полностью предавался служению. Почему? Потому что перед его взором стояла вечная участь человека. Он сознавал, что участь человеческих душ находится в критическом положении.

«Что уповаем на Бога живого» (1-е Тим. 4:10) буквально означает: «Мы возложили нашу надежду на Бога живого». Миссионеры, проповедующие Евангелие Иисуса Христа на протяжении ряда лет, лишили себя почти всех земных утех, потому что возложили надежду на живого Бога. Они верят, что Он дарует им жизнь вечную. Никто из нас не должен собирать богатство, чтобы предаваться земным удовольствиям, прежде чем мы уйдем из этой жизни. Наша надежда на вечную жизнь.

Обратите внимание на то, что Павел говорит о Боге, «Который есть Спаситель всех человеков. а наипаче верных» (ст. 10). В каком смысле Бог есть Спаситель всех людей? И тем более верных? Было приведено много обоснований. Ключ к истолкованию этой фразы лежит в контексте этого стиха.

Павел, произнося свою речь перед учеными афинянами в ареопаге, сказал, что Бог «не требует служения рук человеческих, как бы имеющий в чем-либо нужду. Сам дая всему жизнь и дыхание и все, …ибо мы Им живем и движемся и существуем…» мы Его и род (Деян. 17:25,28). В общем Бог осуществляет заботу и попечение о всех людях и поддерживает их жизненное существование.

Во время бури на море Павел сказал членам команды: «Прошу вас принять пищу: это послужит к сохранению вашей жизни» (Деян. 27:34). Греческое слово, обычно переводимое как «спасение», здесь переведено как «сохранение жизни». Павел имел в виду не духовное спасение, но физическое здоровье.

Иаков пишет: «И молитва веры исцелит болящего» (Иак. 5:15). Таким образом, греческие слова со значением «спасение» ограничиваются не только спасением души. Они могут подразумевать избавление от болезни, беспокойства или подкрепление пищей.

Это является аналогией, которой пользуется Павел в 1-е Тим. 4:10. Мы видели Божью силу и могущество в поддержании и сохранении человеческого рода. Его попечение о всех людях в этой земной жизни. Для верующих же эта забота представляется еще более славной, потому что простирается за пределы земного существования в вечную жизнь.

Аргумент Павла таков: мы трудимся и подвизаемся в служении, потому что верим в вечные последствия нашего труда, мы возлагаем упование на живого Бога мы знаем, что Он спасет души верующих в Него, потому что видели Его действенную силу и могущество в поддержании всего живого на земле, поэтому, мы так упорно трудимся.

Я когда-то читал об одном человеке по имени Томас Кохране, который был вызван на собеседование в связи с его желанием трудиться на миссионерском поприще. Ему задали вопрос: «На какой именно труд в миссионерском поприще вы, по-вашему мнению, особенно призваны?» Тот ответил: «Я знаю одно и хочу, чтобы вы предложили мне самый тяжелый труд». Господний труд не для тех людей, которые ищут легкости и удобства. Но за него последует вечная награда тем, кто возложил надежду на вечную жизнь.

Ричард Бакстер писал, что труд пастырского служения «должен совершаться упорно и прилежно, оставляя неизгладимый след для других людей и для нас самих. Мы стремимся удержать мир, спасти его от Божьего проклятия, усовершенствовать творение, довершить Христово искупление, спасти себя и людей от вечного осуждения, одержать победу над дьяволом и разрушить его царство, установить царство и владычество Христа, достичь вечного царства славы и помочь в этом отношении другим людям. И может ли этот труд совершаться легкомысленно и спустя рукава? Старайтесь исполнить его, прилагая к нему все свои усилия! Упорно и прилежно учитесь, ибо кладезь сей глубок, а наш разум беден и ограничен».

Вся наша работа — это тяжелый труд, но это не человеческий труд. Павел говорил, что его цель состояла в том, «чтобы представить всякого человека совершенным во Христе Иисусе» (Кол. 1:28). Затем он добавил: «Для чего я и тружусь (по-гречески kopiao — нахожусь в отчаянной борьбе), и подвизаюсь силою Его, действующею во мне могущественно» (ст. 29). Наш труд совершается не телом, а силой Господнего Духа, наделяющего могуществом тех, которые служат Ему.

Превосходный слуга наставляет как власть имущий

«Проповедуй сие и учи», — поучает Павел Тимофея (1-е Тим. 4:11). Греческое слово в стихе 11, переведенное как «учи» имеет отноше ние к передаче информации, в данном случае к передаче поучения или доктрины. Оно должно преподноситься в повествовательной форме.

В наши дни большой популярностью пользуется проповедь развлекательного характера, которая по своей сущности не отличается силой и преобразовательным характером. Желает ли Бог, чтобы с кафедры звучали именно такие слабые наставления? Согласно Деян. 17:30. «Бог ныне повелевает людям всем повсюду покаяться (курсив мой Дж. М.). Когда мы решили, что это только малозначащий совет?

Мтф. 7:28-29 гласит: «И когда Иисус окончил слова сии, народ дивился учению Его, ибо Он учил их, как власть имеющий».

Павел много раз повелевал Тимофею действовать как власть имущий. В 1-е Тим. 1:3 он говорит: «Я просил… увещевать некоторых, чтобы они не учили иному». Затем он говорит: «И сие внушай» (1-е Тим 5:7). В 1-е Тим. 5:20 Павел убеждает Тимофея, чтобы он обличал народ перед всеми. Затем в 1-е Тим. 6:17 он дает повеление, чтобы Тимофей увещевал богатых людей в церкви. В Тит. 2:15 он выска зывает такие слова: «Сие говори, увещевай и обличай со всякою властью, чтобы никто не пренебрегал тебя». Это совсем не означает, что мы должны обижать других своей резкостью и не любезностью. Но нам нужно обличать людей, когда они находятся в непослу шании Божьему Слову.

Верный слуга отличается смелостью и прямо поражает грех. Он обличает неверие, непослушание и небрежность в служении. Бог сказал об Иисусе: «Сей есть Сын Мой Возлюбленный… Его слушайте» (Мтф. 17:5). Превосходный слуга исполняет это указание, повелевающее всем людям придти к покаянию и слушаться Иисуса Христа.

Наш авторитет имеет основание. Во-первых, вы должны иметь истинное представление о Библии. Если вы не уверены, что она является Божьим Словом, то не будете обладать авторитетом. Затем вы должны заботиться, чтобы должным образом передавать его сердцам слушающих, потому что вы хотите, чтобы оно утвердилось. Наконец, вам нужно знать, как люди реагируют на Его Слово.

Наша передача Слова и учительство должны звучать авторитетно, а не просто состоять из сентиментальных призывов. Вместо того чтобы слащаво обращаться к народу с Божьей истиной, нам нужно его провозглашать открыто и прямо и давать ему возможность довершить остальное.

Превосходный слуга — образец духовной добродетели

Павел писал Тимофею: «Никто да не пренебрегает юностью твоею; но будь образцом для верных в слове, в житии, в любви, в духе, в вере, в чистоте» (1-е Тим. 4:12). Греческое слово tupos, переведенное как «образец», означает «пример, подобие, точная копия». Портной пользуется выкройкой (образцом) для раскраивания материала, предварительно прикрепив ее к материалу. Художник пользуется моделью, чтобы воспроизвести ее в своем рисунке. Когда вы приводите пример, то даете людям образец, достойный подражания. Некто высказал такие слова: «Ваша жизнь настолько громкая, что я не могу слышать, что вы говорите». Ваш образ жизни — самое могущественное свидетельство.

Недавно мой друг посетил учебное заведение, которое он закончил, — хорошо известную в нашей стране семинарию. Он заметил, что большинство выпускников, по-видимому, не имело представления об истинном благочестии. Он высказал предложение, чтобы им был добавлен еще один предмет — курс на тему о личной святости. Один из профессоров на это ответил: «Это не будет иметь под собой никакого основания представляет главный вопрос в служении. Дайте мне благочестивого человека, и я скажу: берите с него пример. И лайте мне такого человека, который много знает, но который лишен какой-либо добродетели, и я скажу вам: бегите от него без оглядки. Он введет вас в замешательство, и вы будете поступать подобно ему, обладая познанием в истине, но не поступая по ней. Подобная дихотомия (раздвоение) весьма опасна и смертельна.

Новый Завет изобилует перечислением образцов для ведения добродетельной жизни. Обратите внимание на следующие повеления, исходящие от апостола Павла:

1-е Кор. 4:16: «Посему умоляю вас: подражайте мне, как я Христу». У вас может возникнуть мысль, что Павел обращает слишком много внимания на себя. Отнюдь нет. Он просто представляет характер благочестивого человека, который знает, что должен служить примером другим. Несомненно, он сознавал свое несовершенство, но поставил перед собой задачу, насколько это возможно в человеческом отношении, быть тем, чем должны быть люди. Никто не должен ставить перед собой меньшую цель и, в то же время нести служение. От греческого слова, переведенного как «подражайте», произошло слово мимик.

1-е Кор. 10:31,33; 11:1 — «Все делайте во славу Божию… так как я угождаю всем во всем, ища не своей пользы, но пользы многих, чтобы они спаслись. Будьте подражателями мне, как я Христу».

Фил. 3:17 — «Подражайте, братия, мне и смотрите на тех, которые поступают по образу, какой имеете в нас».

Фил. 4:9 — «Чему вы научились, что приняли и слышали и видели во мне, то исполняйте».

1-е Фес. 1:5-6 — «Потому что наше благовествование у вас было не в слове только, но и в силе и во Святом Духе, и со многим удостоверением, как вы сами знаете, каковы были мы для вас между вами. И вы сделались подражателями нам и Господу».

2-е Фес. 3:7,9 — «Ибо вы сами знаете, как должны вы подражать нам; ибо мы не бесчинствовали у вас… но чтобы себя самих дать вам в образец для подражания нам».

2-е Тим. 1:13 — «Держись образца здравого учения, которое ты слышал от меня».

Автор Евр. 13:7 говорил: «Поминайте наставников ваших, которые проповедовали вам слово Божие…. подражайте вере их». Будучи служителем церкви, вы должны вести такую жизнь, которой бы подражали другие. Это задача огромной трудности, поэтому-то Иаков и говорил: «Не многие делайтесь учителями, зная, что мы подвергнемся большему осуждению» (Иак. 3:1). Быть виновным в научении других заблуждению или в лицемерной жизни — это серьезное нарушение. Жизнь человека должна полностью соответствовать его словам. К большому несчастью, этот принцип постоянно нарушается в служении.

Тимофей был молодым служителем, вероятно, моложе 40 лет и поэтому подвергался различным расспросам. Павел советовал Тимофею добиваться уважения, если последуют за ним. Но так как Тимофей был молод, ему придется завоевывать это уважение. Но как? Павел советует ему следующее: «Будь образцом для верных в слове, в житии, в любви, в духе, в вере, в чистоте» (1-е Тим. 4:12).

В Слове. Речь Божьего слуги должна быть образцовой. В Мат. 12:34 Иисус говорит: «От избытка сердца говорят уста». Слова, сходящие с языка, наглядно являют внутреннее сердечное состояние говорящего. Поэтому Иисус говорил: «Ибо от слов своих оправдаешься и от слов своих осудишься» (ст. 37).

Еф. 4 объясняет нам, какой должна быть наша речь. Стих 25 гласит: «Отвергнувши ложь». Господний слуга не должен никогда произносить ложь. У него не должно быть двуязычия: одному говорить одно. А другому — другое. Затем Павел говорит: «Говорите истину каждый ближнему своему» (ст. 25). Вам следует говорить истину каждому человеку. Когда люди подмечают неправду в словах руководителя, то от этого страдает его репутация, и люди не могут по-прежнему верить его словам.

В стихе 26 Павел говорит: «Гневаясь, не согрешайте». Всегда есть место святому гневу и праведному негодованию, но не для греха гневливости — особенно для всепоглощающего гнева, который не утихает и на следующий день и дольше. Никакой превосходный слуга не должен дойти до такого предела, когда гнев и негодование выливаются в оскорбительную, мстительную или грубую речь. Его слово должно быть «всегда с благодатью приправлено солью» (Кол. 4:6).

Стих 29 говорит: «Никакое гнилое слово да не исходит из уст ваших». Речь верующего человека должна всегда отличаться чистотой. Весьма неприятно слышать, когда кто-либо, заявляющий, что служит Иисусу Христу, произносит нечестивые слова. Это указывает на нечистоту сердца. В христианской жизни нет места нечестивым и грязным речам.

Слова, которые прославляют Бога, произносятся как «доброе для назидания в вере, дабы оно доставляло благодать слушающим» (ст. 29). Для радости и веселья есть место, ибо: «Веселое сердце благотворно, как врачевство» (Прит. 17:22), но не должны быть нечестивые разговоры, гневные речи и лживый язык.

В житии. Вам нужно быть образцом в ведении добродетельной жизни согласно своим убеждениям, основанным на библейских принципах. Все, что бы вы ни делали, куда бы вы ни шли, чем бы вы ни владели — каждый аспект вашей жизни представляет собой проповедь. И эта проповедь или противоречит вашим словам, или подтверждает их.

Как вы распоряжаетесь своим временем, материальными средствами и энергией? Образ жизни, пропагандируемый в наши дни миром, совершенно несовместим с понятиями Священного Писания. Многие семьи перестали существовать как таковые, потому что оба супруга хотят работать, чтобы иметь возможность приобрести большой дом или лучшую машину. То немногое время, которое остается у них, они посвящают плотским занятиям, вместо того, чтобы утверждать свои души, укреплять семьи или посвящать его воспитанию детей. И сама церковь, вместо того чтобы сохранять совершенно отличный от мирского образа жизни, довольно часто подражает мирским взглядам.

В любви. Служение в любви не обязательно означает, что вы должны пожимать всем руки или похлопывать по плечу. Апостол Павел и Епафродит явили свою любовь церкви своим упорным трудом (1-е Фес. 2:7-12; Фил. 2:27-30). Иногда я себе задаю вопрос: должен ли я остаться здесь в Церкви Благодати и посвящать себя ей или перейти на другое служение? Я знаю, что Бог призвал меня посвятить свою жизнь верующим этой церкви. Именно так выражается моя любовь к братьям. Нам нужно жертвенно служить для других.

В вере. Греческое слово, переведенное как «вера» в 1-е Тим. 4:12, может быть передано словами «верность», «доверие» или «постоянство». Тимофей должен был быть в своем служении постоянен, верен и достоин доверия. За таким руководителем народ может следовать. В 1-е Кор. 4:2 Павел говорит: «От домостроителей же требуется, чтобы каждый оказался верным». Постоянство отделяет тех, кто преуспевает и достигает успеха, от терпящих неудачу.

У Павла была репутация верного служителя. Такими же были и его сотрудники. Епафрас (Кол. 1:7) и Тихик (Кол. 4:7) были только двумя из числа многих верных Христовых слуг.

В чистоте. Греческое слово плотской, переведенное как чистота», относится не только к hagneia чистоте, но также и к сердечной, внутренней чистоте. Если ваше сердце чисто, то таким же будет и ваше поведение.

История показала нам, что из-за разврата церковных руководителей служение может быть сведено на нет. Служители, занимающие ответственные посты, в этой сфере уязвимы для греха, если перестают бодрствовать. Мы все должны сохранять абсолют ную моральную чистоту.

Превосходный слуга проводит служение согласно учению Библии

«Доколе не приду, — говорил Павел Тимофею. — занимайся чтением, наставлением, учением» (1-е Тим. 4:13). Греческий глагол prosecho переводится как «занимайся чтением». Стоящий в повелительном наклонении, он предполагает наказ Павла, который должен постоянно выполняться. Павел повелевает Тимофею постоянно уделять внимание чтению, наставлению, учению. Это должно было прочно войти в жизнь Тимофея. Комментатор Дональд Гутри говорит, что этот глагол «предполагает предшествующую личную подготовку». Тот же глагол употребляется в Евр. 7:13 при упоминании о священнослужителях, которые были постоянно заняты своим служением у жертвенника. Поэтому Тимофей должен был поместить в центре своего служения чтение, наставление и учение.

Чтение. В стихе 13 перед греческим словом, переведенным как «чтение», стоит определенный артикль. Тимофею необходимо уделять внимание «определенному чтению». В служениях первой церкви чтению Писания было отведено определенное время. За ним следовало пояснение прочитанного текста.

Образец подобной проповеди, включающей в себя пояснение, содержится в Неем. 8:8: «И читали из книги, из закона Божия, внятно, и присоединяли толкование, и народ понимал прочитанное». Писание нуждается в пояснении, чтобы народ его мог понимать. Вполне очевидно, чем дальше мы удаляемся в культурном, географическом, лингвистическом, философском и историческом отношениях от оригинального текста Писания, тем более умножается необходимость тщательно исследовать эти факты. Это задача достойная внимания библейского учителя и заслуживающая того, чтобы приложить к ней необходимые усилия.

Наставление. Если чтение и пояснение текста Писания раскрывает его смысл, то, что же подразумевается под наставлением? Это призыв к народу применять эти истины в своей жизни. Наставлять значит предупреждать людей о грядущем возмездии, призывая их к послушанию. Мы обязаны обращаться к людям, наставляя их должным образом реагировать на Божье Слово, говоря о благословениях или о последствиях их действий. Наставление затрагивает человеческую совесть, обязывая ее изменить что-то в поведении.

Учение. Греческое слово didaskalia, переведенное как «учение» подразумевает систематическое поучение из Божьего Слова, как в индивидуальном порядке, так и в групповом. В пастырских посланиях встречается 15 раз. Это дает нам представление о важности учения в церковной жизни. Нет ничего удивительного в том, что пастор должен быть «учителей» (1-е Тим. 3:2). В связи с тем, что вся церковная жизнь вращается вокруг учения Божьего Слова, как можно надеяться, не будучи опытным учителем Слова, на руководство в церкви?

1-е Тим. 5:17 гласит: «Достойно начальствующим пресвитерам должно оказывать сугубую честь, особенно тем, которые трудятся в слове и учении». Чем больше человек преподает Божье Слово, тем в большем почете он находится. Очень печально сознавать, что многие служители всецело посвятили себя хорошим, но не самым важным занятиям и устремлениям.

Нам нужно быть неутомимыми учителями Божьего Слова. Пуританский священник Джон Флавел писал: «С нами не должно случаться так, как с другими работниками: как только они находят себе труд, так сразу его бросают. Да не произойдет подобного с нами». Представьте столяра, который оставил неоконченной работу и возвратился к ней на следующее утро. Флавел продолжает: «Грех и сатана сводит на нет почти весь совершаемый нами труд. Впечатление, которое мы производим на людей в одной проповеди, испаряется и исчезает, прежде, чем мы приступаем к следующей».

Мы боремся с этим все время. Поэтому я часто повторяю большую часть того, чему учу. Каждый хороший пастор и учитель знает, что люди забывают его наставление. Поэтому необходимо неустанно повторять. Но ему нужно также сознавать, что люди привыкают к его учениям и перестают обращать на них внимание, потому что им уже становиться скучно от напоминания уже слышанного. Основная задача состоит в том, чтобы учитель еще раз преподносил свое наставление так, чтобы оно казалось всегда свежим и новым. Мне было бы очень легко собрать сотню проповедей, отправиться на улицу и проповедовать их снова и снова. Для меня же гораздо труднее и важнее оставаться на том же месте, повторять одно и то же неоднократно, но в таком виде, чтобы люди думали, что я преподаю им нечто новое, чего они никогда не слышали. Если вы занимаетесь изучением Библии, то заметите, что Писание поступает аналогично. Его принципы неоднократно повторяются в различных контекстах и посредством различных ситуациях и повествованиях.

Превосходный слуга исполняет свое призвание

В 1-е Тим. 4:14 Павел пишет: «Не неради о пребывающем в тебе даровании, которое дано тебе по пророчеству с возложением рук священства». Можно встретить таких людей, которые берутся за служение и отпадают от него, потому что они с самого начала не были призваны на него. Но подчас и те, кто призван на служение, отпадают и это ни что иное, как бегство и оставление того поста, на который предназначил их Бог.

Фраза «не неради о даровании» может служить указанием на то, что Тимофей был на грани этого нерадения или уже впал в него. Он, возможно, даже был готов оставить дарование, то есть дошел до такого предела, когда человек не может справиться с внутренним и внешним давлением обстоятельств. Греческий глагол, переведенный как «не неради», употребляется в повелительном наклонении. Это — повеление, предусматривающее определенный стереотип поведения. Греческое слово, переведенное как «дарование», служит ссылкой и упоминанием на данный от Бога дар благодати. Каждый верующий человек наделен даром, который является средством, посредством которого Божий Дух оказывает служение другим людям. Исчерпывающий перечень всех даров передан в Рим. 12 и 1-е Кор. 12, и ссылками в Еф. 4 и 1-е Пет. 4.

Я склонен считать, что духовные дары — это божественные полномочия. Они даются нам Божьим Духом для того, чтобы мы послужили выполнению Его замысла. Церковь состоит из многих людей и функционирует как тело, где каждый верующий составляет его часть. Данные нам от Бога дары в общей сложности дают возможность телу функционировать надлежащим образом. У Тимофея был дар учительства. Именно по этой причине Павел повелевает ему учить, проповедовать, внушать и увещевать. Он должен трудиться как евангелист, совершая свое служение (2-е Тим. 4:5). Он был одарен в области евангелизма, проповедования, учительства и руководства — все это вместе взятое составляло его уникальный духовный дар.

У каждого из нас один духовный дар, сочетание различных даров Святой Дух вложил в нас. Подобно тому, как художник способен создать огромное множество цветов, благодаря смешению десяти или более красок, которые он имеет в своей палитре, так и Святой Дух соединяет дары в уникальную комбинацию в каждом из вас, чтобы создать совершенное сочетание. И в результате чего вы занимаете в теле Христа особенное положение, обладая способностью проводить служение, как никто другой.

В стихе 14 Павел говорит Тимофею, что ему был дан дар по пророчеству. Это высказывание является объективным подтверждением того, что Тимофей был призван на служение. Я считаю, что он получил этот дар не через пророчество, а через прямое откровение от Бога при его публичном подтверждении.

Я должен добавить, что переживание Тимофея при призыве на служение было не совсем обычным. Я совершаю свое настоящее служение не потому, что получил откровение от Бога. Дар Тимофея имел подтверждение в апостольскую эру. В наши дни объективное подтверждение обычно совершается по провидению, а не по прямому откровению. Бог часто подтверждает ваш призыв на служение устройством ваших обстоятельств возможностей и путем Своего водительства и управления людьми, с которыми вам приходится встречаться и иметь дело. Несколько молодых людей попросило моего совета, следует ли им поступать учиться в семинарию. Один из них сказал: «Я чувствую побуждение к служению словом, но не знаю, следует ли мне поступать в семинарию». Я спросил: «У вас есть возможность учиться в семинарии?» На это последовал утвердительный ответ. Я задал ему вопрос: «Можете ли вы платить за учебу?» И на это он ответил положительно. Затем я спросил, есть ли в той местности хорошая семинария. Он ответил да. Тогда я сказал: «Не выглядит ли общая картина так, словно Господь устраивает в Своем провидении все эти обстоятельства?» Он ответил, что это вполне вероятно. Итак, когда вы чувствуете внутреннее побуждение к какому-то труду и обстоятельства сопутствуют вашему желанию, то это может с полным основанием служить Божьим предопределенным подтверждением.

«С возложением рук священства» (1-е Тим. 4:14) было всеобщим подтверждением призвания Тимофея. Церковь подтвердила его дар. Я думаю, что это имело место во времена, которые описываются в Деян. 16:1-5.

Когда Тимофей был рукоположен на служение, то акт, что именно он соответствует своему назначению явился признанием церкви. Святой Дух подтвердил Свой призыв устами пророков. А личное желание Тимофея проповедовать и учить подтверждает его призыв. Именно таким методом продолжает пользоваться Бог в призвании людей на служение. Первым делом, человек должен испытывать желание и стремление к служению. Затем, посредством стечения обстоятельств Божье провидение должно быть под тверждение Божьего провидения. И, наконец, группа духовных руководителей путем общего возложения рук признает то, что он соответствует данному служению. Вот так Павел ободрял Тимофея, чтобы тот выполнял призвание, возложенное Богом и не проявлял нерадения о даре, который служил подтверждением этого призвания.

Можно встретить много людей, которые служат недолго и сворачивают с пути. Они подобны метеориту, стремительно пролетающему по небу или свече, которая быстро угасает. Но я весьма почтительно отношусь к тем людям, которые проявляют верность служению Божьим Словом до конца своей жизни и называю их служителями, участвующими в духовном беге. У них могут быть небольшие общины, они неизвестны, но они пребывают в верности Господу и исполняют свое служение. В духовном смысле они отходят в вечность на своем посту.

Вы никогда не сможете оценить служение Джона МакАртура до тех пор, пока не соберете всех свидетельств. Отличительная черта превосходного слуги Иисуса Христа состоит в том, что он до конца своих дней исполняет свое призвание. К этому его побуждают огонь его сердца, возможности, открываемые ему Богом и подтверждение благочестивых мужей. Я очень хорошо помню тот день, когда, коленопреклоненно, принял рукоположение благочестивых мужей, отделивших меня на служение. В моем кабинете находится свидетельство, в котором проставлены имена людей, подтвердивших мое обязательство проводить пожизненное служение. Исполнение возложенной обязанности является жизненно важной частью внутренней сущности такого слуги, какого именно желает видеть Бог.

Превосходный слуга совершенно поглощен своим трудом

«О сем заботься, — говорил Павел Тимофею, — в сем пребывай» (1-е Тим. 4:15). Превосходный служитель прям и не кривит душой, в противоположность двоедушному человеку с двоящимися мыслями, который не тверд во всех своих путях (Иак. 1:8). Греческое слово meletao, переведенное как «заботься», передает идею предварительного обдумывания, планирования. Когда служитель не занят служением, он должен его планировать на будущее.

«В сем пребывай» буквально означает «погрузись в него» в греческом тексте. Он должен полностью быть поглощен этим трудом. Служение требует полной отдачи. Превосходный служитель полностью поглощен своим трудом.

Служитель не может иметь двойные интересы. Он не может разделять свои усилия между духовным служением и совершенствованием в спорте (например, в теннисе или гольфе); между служением и заработком денег. Люди, попадающие в подобную западню, никогда не осознают свои полные возможности, потому что отвлекаются на другие занятия, которые поглощают их энергию. Добрый служитель Христа должен погрузиться в служение, подобно Епафродиту, который был близок к смерти, но продолжал служить (Фил. 2:25-27).

Во 2-е Тим. 4:2 Павел наставляет Тимофея: «Проповедуй слово, настой». Ученный-эллинист Фриц Ринекер говорит, что греческое слово, переведенное как «настой» относится к военному лексикону. Оно означает стоять на посту, стоять на дежурстве. Божий слуга никогда не свободен от вахты он всегда стоит на посту. Мой отец бывало мне говорил, что проповедник должен быть готов проповедовать, молиться или умереть немедленно.

Павел говорил Тимофею: «Настой вовремя и не вовремя» (2-е Тим. 4:2). Слуга Христа стоит наготове в любое время. Однажды в воскресенье вечером я возвратился чрезвычайно усталым. Мне хотелось только одного — выпить чего-нибудь холодного и посидеть. Только я опустился на стул, как зазвонил телефон. В одной семье случилось что-то серьезное. Я проговорил по телефону сорок минут, и приготовленная дочерью еда совсем остыла и потеряла привлекательный вид. Как только я положил трубку, телефон зазвонил вновь. На этот раз нужда была еще серьезнее. Я считаю, что именно так, а не иначе Господь дал мне понять, что я всегда нахожусь на посту. Со служением дела обстоят всегда подобным образом и вам нужно полностью погрузиться в него.

Превосходный слуга постоянно возрастает в духовном отношении

«Дабы успех твой для всех был очевиден» (1-е Тим. 4:15) предполагает, что духовный рост Тимофея должен быть очевиден для всех людей. Этот стих говорит о том, что он еще не достиг совершенства. Служитель должен стараться не убеждать людей, что он без «недостатка», но дать им возможность видеть свой рост. Понятие идеального служителя Христа очень высоко, а мы все страдаем недостатками в том или ином плане. Даже Павел говорил: «Говорю так не потому, чтобы я уже достиг… стремлюсь к цели» (Фил. 3:12,14). У Павла были свои недостатки, он не был совершенным (Деян. 23:1-5). Людям нужно видеть нашу честность, прямоту и смирение. Я — несовершенен, но надеюсь на то, что достигну успеха в продвижении вперед.

Греческое слово prokope, переведенное как «успех», является военным термином для обозначения о продвижении вперед. Оно использовалось стоиками для обозначения, достижения успеха в знаниях. Оно обозначало первооткрывателя который шел по неизвестной тропе, прилагая усилия и продвигаясь к новым далям. Мы должны продвигаться вперед, уподобляя Христу так, чтобы окружающие нас люди замечали это.

Я часто получаю замечания от людей моей непоследовательности: сказанное мной на одной пленке не соответствует моему позднему высказыванию. Я могу ответить одно: я росту. Я не был всезнайкой тогда и не знаю всего сейчас.

Говоря человеческим языком, никто не пригоден для служения. Господь знает это; тот же Господь, Который дал нам высокие требования, знает, что мы своими силами их никогда не достигнем. Но когда мы всецело и полностью предадимся Святому Духу, признав свою несостоятельность, Его сила могущественным образом проявится в нас.

Павел завершает 1-е Тим. 4:16, следующими словами: «Вникай в себя и в учение, занимайся сим постоянно». «Вникай» значит «обращай внимание». Тимофей должен обращать основное внимание на два фактора: свое поведение и свое учение. Эти два фактора составляют сущность служения. Все одиннадцать качеств, перечис ленных в этом отрывке, суммированы в этих двух повелениях.

Писание неоднократно подтверждает то, что те, кто получил истинное спасение, будут преуспевать в вере. Павел заверяет Тимофея, что продвижение в личной святости и истинном учении поведет его по пути окончательного и славного спасения: «Ибо так поступая, и себя спасешь и слушающих тебя» (ст. 16). Его твердость и стойкость в достижении цели будет доказательством истинности его веры.

Если мы проявляем твердость в благочестии и истине, то наша жизнь окажет влияние на других людей: мы принесем им весть о спасении. Спасение — это не дело наших рук, а Бога, Он употребляет нас для этого, когда мы провозглашаем Его Слово и ведем добродетельную жизнь. Все качества превосходного слуги преследуют конечную цель, состоящую в спасении душ. Именно в этом и заключается наша задача и причина нашего пребывания в этом мире после получения искупления. Если бы Бог желал нашего поклонения Ему, то Он мог бы нас взять к Себе в Свои обители в момент нашего спасения. Но Он хочет, чтобы мы донесли весть спасения погибшим людям. В этом заключается сущность нашего служения. И это — высокое, святое и славное призвание!