Приложения

Приложение 1

Ответы на ключевые вопросы о пресвитерах

На протяжении целого ряда лет служения в Районной Церкви Благодати я могу выделить одну отличительную черту, требующую особого внимания на руководящую роль пресвитеров. Эта церковь получила необыкновенное благословение от Господа через труд преданных Его делу служителей, которые неуклонно следовали Божьей воле и благодаря этому, осуществили сильное и единое руководство Его Телом — Церковью. Их руководство базировалось на библейском образце и послужило важным ключевым фактором к благословению Церкви Благодати, которое она испытывала в отношении духовного и численного возрастания, и которым влияла на окружающих людей.

Американское евангельское движение XX века, обладая наследием в виде демократических ценностей и длинной историей конгрегационного церковного правления, зачастую проявляет тенденцию рассматривать концепцию пресвитерского управления с некоторым недоверием. Некоторые открыто характеризовали ее как новую концепцию, подрывающую церковную жизнь и представляющую большую угрозу ее существованию. На наших полугодичных пастырских конференциях самые популярные семинары неизменно касаются вопроса о пресвитерах. Пасторы желают ознакомиться с правлением пресвитеров: способствует ли совет пресвитеров укреплению церкви. Они также хотят знать, каким образом внедрить подобное управление в своих церквях.

Соответствующее библейское правление через пресвитеров, несомненно, укрепляет церковь и библейская норма церковного руководства состоит в плюрализме пресвитеров, предназначенных на служение Богом. Более того, в Новом Завете — это единственный образец церковного руководства. Нигде в Писании мы не находим поместную общину верующих, которая бы управлялась посредством мнения большинства верующих или которой бы руководил один пастор.

Я совершенно уверен, что возврат к библейскому образцу руководства внес бы огромный вклад в оживление современной церкви. Церковь, подобно другому измерению Божьего царства, проявляющему свое влияние на земле, зависит от руководства. Качество церковного руководства прямым образом отражается в силе, в здравом состоянии, продуктивности и плодотворности церкви.

Согласно Божьему плану, который Он предназначил для церкви, руководство — это смиренное осуществление служения, проявляющееся в любви. И те, кто управляет Божьим народом, должны явить образец чистоты, жертвенности, прилежности и беззаветной преданности этому труду. И в связи с огромной ответственностью, которая неотделима от управления Божьим народом, открывается возможность для получения великого благословения или же справедливого возмездия. Хорошие руководители получают двойное благословение, плохие же подвергаются спросу и строгости от Бога вдвойне, ибо «от всякого, кому дано много, много и потребуется» (Лук. 12:48). В Иак. 3:1 говорится: «Братия мои! не многие делайтесь учителями, зная, что мы подвергнемся большему осуждению».

На основании Библии центром всего церковного руководства является пресвитер. Именно пресвитерам поручено учить, питать и охранять церковь и именно они несут отчет перед Богом за церковь. Однако, встречаясь с пресвитерами и пасторами различных церквей по всей стране, я обнаружил, что многие из них не понимают либо серьезности своей роли, либо не сознают потенциальных возможностей, заложенных в этом труде. Они не могут эффективно осуществлять свое служение из-за незнания своих функций или непонимания их отношения к церкви как единому целому. Принимая во внимание все выше сказанное, позвольте предложить вашему вниманию одиннадцать ключевых вопросов, ответы на которые являются фундаментальной основой к надлежащему пониманию служения пресвитеров.

Как надо понимать термин пресвитер?

Термин пресвитер берет свое начало в Ветхом Завете. Исконное древнееврейское слово zagen переводится как старейшины, например, в Чис. 11:1 и Втор. 27:1 начальников колен, которые помогали Моисею. Здесь это слово имеет отношение к особой категории людей, которые были отделены на служение, подобно совету, в Израиле. Во Втор. 1:9-18 содержится указание на то, что все они несли ответственность за осуществление суда над народом. Моисей через этих старейшин сообщал народу свое слово (Исх. 19:7; Втор. 31:9). Они руководили Пасхой (Исх. 12:21) и, возможно, несли другие обязанности при богослужении.

Позже старейшины Израиля были главным образом вовлечены в городское руководство (1-е Цар. 11:3; 16:4; 30:26). И по-прежнему их функция состояла в принятии решения — жизненного приложения мудрости, при разрешении конфликтных ситуаций, при даче указаний установлении и общем осуществлении надзора за различными аспектами жизни организованного общества.

Ветхий Завет упоминает их как «старейшин Израиля» (1-е Цар. 4:3), «старейшин земли» (3-е Цар. 20:7), «старейшины Иуды» (4-е Цар. 23:1), «старейшин каждого города» (Езд. 10:14) и «старейшин общества» (Суд. 21:16). Они несли служение в качестве поместных судей и правителей колен (Втор. 16:18; 19:12; 31:28).

Другое древнееврейское слово Sab, тоже означающее старейшина, пресвитер, упомянуто в Ветхом Завете всего 5 раз в книге Ездры. Здесь оно имеет отношение к группе еврейских руководителей, ответственных за восстановление храма после изгнания.

Греческое слово (presbuteros) обозначающее старейшина, пресвитер, употребляется в Новом Завете около 70 раз. Подобно термину zaqen, который буквально означает престарелый или покрытый бородой, и zab, что значитседобородый, наше слово старейшина или пресвитер тоже имеет отношение к зрелому возрасту. Например, в Деян. 2:17 Петр цитирует Иоил. 2:28: «Старцам вашим будут сниться сны». Древнееврейское слово zagen, которое переводится как «старцы» в книге Иоиля — это его греческий эквивалент presbuteros, в том же смысле, обозначает не официальный титул, а просто человек в преклонном возрасте.

В 1-е Тим. 5:2 женская форма слова presbuteros употребляется в отношении женщин преклонных лет. Здесь они противопос тавляются более молодым представительницам женского пола: «Стариц увещевай, как матерей; молодых, как сестер, со всякою чистотою». В данном контексте этот термин также означает только зрелый возраст, а не церковное положение.

1-е Пет. 5:5 содержит аналогичное употребление: «Также и младшие, повинуйтесь пастырям». Здесь, как и в 1-е Тим. 5:2, это слово употребляется для противопоставления молодого и зрелого возраста. В этом контексте presbuteros (здесь пастырь) имеет значение личности преклонного возраста, а не обязательно церковного служителя любого порядка. Таково основное значение этого слова в греческом употреблении.

Во времена Христа presbuteros был широко известный термин. Он употребляется в Новом Завете 28 раз применительно к группе офи циальных духовных лидеров Израиля: «первосвященникам и старейшинам» (Мтф. 27:3), «книжниками и старейшинами» (Мтф. 27:41), «начальников храма и старейшин» (Лук. 22:52) и «начальники народа и старейшины» (Деян. 4:8). В каждом из этих примеров presbuteros означает признанных духовных вождей Израиля, которые являются не какими-то священниками, а принадлежат к Синедриону — высшему руководящему органу иудаизма.

Мтф. 15:2 и Марк. 7:3.5 мы находим словосочетание «предание старцев». Здесь слово presbuteros означает поколение духовных отцов, обязанностью которых являлось проведение религиозных ритуалов. Они принадлежали к числу учителей, которые предна чертали иудейские традиционные постановления. В этом смысле термин старейшина равнозначен понятию раввин и может по выбору означать официальный статус.

В книге Откровения слово presbuteros встречается 12 раз. И все эти случаи имеют отношение к 24 старцам, которые являются особыми представителями искупленного Божьего народа на протяжении долгого времени.

Как используется термин пресвитер применительно к церкви?

Новозаветная церковь вначале состояла из евреев, поэтому, вполне естественно, понятие о старейшине было заимствовано ею. В функциональном отношении слово старейшина было единственным общераспространенным термином, который использовали евреи для обозначения руководства, которое не вызывало никаких ассо циаций ни с монархией, ни с духовенством в лице священников. И это является весьма значительным фактом, потому что в церкви каждый верующий является соправителем с Христом и не может быть и речи о земном царе. И в противоположность Израилю как нации, церковь не имела специально предназначенных на земное священническое служение лиц, потому что все верующие являются священниками. Поэтому из целого ряда еврейских концепций о руководстве только понятие старейшины лучше всего соответство вало такому руководству, которое было предназначено церковью.

Старейшины Израиля были опытными и зрелыми мужами. Они являлись главами семейств (Исх. 12:21); обладали сильными моральными качествами; были людьми, боящимися Бога, отличались правдивостью и отсутствием корыстолюбия (Исх. 18:20-21); были исполнены Святого Духа (Чис. 11:16-17); были мужами мудрыми, испытанными людьми, на которых можно положиться в том, чтобы они были посредниками в народе; наставляли его и производили над ними праведный и справедливый суд (Втор. 1:13-17). Все эти характерные черты в своей совокупности составляли еврейское понятие термина presbuteros. Использование этого термина для описания церковных руководителей особенно выделяет зрелость их духовного опыта, который проявляется в силе и постоянстве их моральной внутренней сущности.

Presbuteros используется в книге Деяний и посланиях почти 20 раз для описания особенной группы руководителей в церкви. С самого начала было совершенно ясно, что группа зрелых духовных руководителей должна нести ответственность за церковь. Например, церковь в Антиохии, где верующие впервые стали называться христианами, послала Варнаву и Савла к старейшинам в Иерусалиме с собранными средствами для распределения их между нуждающимися братьями в Иудее (Деян. 11:30). Это повествование демонстрирует то, что старейшины существовали в церкви в те ранние времена, и верующие в Антиохии признавали их авторитет.

В связи с тем, что церковь в Антиохии возникла в результате служения иерусалимской церкви, в ней также, по-видимому, существовали старейшины. Вполне вероятно, и сам Павел нес служение старейшины (пресвитера) в Антиохии. прежде чем его служение не перешло в апостольское. В Деян. 13:1 он перечисляется как один из церковных учителей.

Старейшины или пресвитеры играли главнейшую роль в Иерусалимском совете, как это записано в Деян. 15:2,4,6,22-23 и 16:4). Они, несомненно, отличались очень значительным влиянием во время основания и деятельности первой церкви.

Когда Павел и Варнава приступили к благовестию с проповедью о спасении в новых районах и церковь стала шириться и расти, процесс определения церковного руководства стал более определенным и ясно очерченным. И на протяжении Нового Завета во всех возникающих церквях ее руководители получали название пресвитеров.

В библейском повествовании еще в Деян. 14 мы замечаем, что одним из ключевых шагов в основании новой церкви было опознавание и назначение пресвитеров для руководства церковью. Стих 23 гласит: «Рукоположивши же им пресвитеров к каждой церкви, они помолились с постом и предали их Господу, в Которого уверовали».

Почти о каждой церкви, упоминаемой в Новом Завете, говорится, что в ней были пресвитеры, например, в Деян. 20:17: «Из Милита же послав в Эфес, он призвал пресвитеров церкви». То, что церковь в Эфесе имела пресвитеров, представляет важный факт, потому что все церкви в Малой Азии, которые перечислены в Откр. 1:11, обязаны Ефесской церкви своим существованием и возникли благодаря ее служению. Мы можем предположить, что эти церкви также заимствовали порядок управления, аналогичный Ефесской, а именно, посредством совета пресвитеров.

Петр писал верующим, рассеянным в Понте, Галатии, Каппадокии, Асии и Вифании: «Пастырей ваших умоляю я, … пасите Божье стадо» (1-е Пет. 5:1-2). Эти территории не были городами. Таким образом, Петр обращался со своим посланием к целому ряду церквей, рассеянных по всей Азии. И во всех имелись пресвитеры.

Какова связь пресвитера с епископом и пастором?

Епископы и пасторы не отмечаются от пресвитеров; эти синонимические термины обозначают тех же самых людей. По-гречески епископ — это episcopos, от него получила свое название епископальная церковь. По-гречески пастор значит poimen.

Текстуальное свидетельство указывает, что все три термина имеют отношение к одной и той же позиции и служению. Перечисленные качества епископа в Тим. 3:1-7 и пресвитера в Титу 1:6-9 совершенно одинаковы. В самом деле, в Тит. 1:5,7 Павел использует оба термина относительно к одному и тому же человеку (1:5,7).

1-е Пет. 5:1-2 соединяет все три термина воедино: «Пастырей [presbuteros] ваших умоляю я, сопастырь и свидетель страданий Христовых и соучастник в славе, которая должна открыться: пасите [poimaino] Божие стадо, какое у вас, надзирая [episkopeo] за ним непринужденно, но охотно и богоугодно».

В общем употреблении я предпочитаю термин пресвитер, потому что считаю, что он лишен побочных оттенков значения и смысловых ассоциаций, которые нашей культурой были возложены на слова епископ и пастор .

Episkopos — в переводе епископ — означает «блюститель» или «наставник, попечитель» В Новом Завете слово episkopos употребляется 5 раз. В 1-е Пет. 2:25 Иисус Христос назван episkopos наших душ. Он — Единый, кто лучше всех нас видит и понимает. Он — Пастырь и Блюститель наших душ. Остальные четыре примера употребления слова episkopos имеют отношение к руководителям церкви.

Слово episkopos в многовековой греческой культуре является эквивалентом историческому древнееврейскому понятию о старейшинах. Епископами обычно были чиновники, назначенные императорами для управления делами захваченных или вновь основанных городов-государств. Епископ был непосредственно ответствен перед императором, ибо последний назначал его осуществлять надзор. Понятие episkopos запечатлело в разуме грека, жившего в I веке два момента: ответственность епископа, перед верховной властью и введение нового порядка правления. Новообращенные из язычников быстро восприняли эти концепции.

Интересно проследить библейские употребления термина episkopos . Он появляется в Деян. 20:28 только однажды. Конечно в те времена в церкви было сравнительно мало язычников и потому этот термин не нашел широкого применения. Но, очевидно, когда язычники получили спасение, и церковь начала терять в большей степени свою иудейскую окраску, греческое слово episkopos . пришедшее из эллинской культуры, стало более употребительным для описания тех людей, которые выступали в роли старейшин или пресвитеров (1-е Тим. 3:1).

Новозаветный епископ, или блюститель несет ответственность за научение (1-е Тим. 3:2), питание, охрану и за общее попечение о стаде (Деян. 20:28). В библейском отношении не отмечается никакой разницы в роли пресвитера и епископа; эти два термина имеют отношение к одной и той же группе руководителей. Слово episkopos выделяет функциональную сторону служения, presbuteros — характер служения.

Poimen, переведенное как пастор или пастырь в Новом Завете употребляется несколько раз. Два раза из трех poimen, появляющееся в посланиях, имеет отношение к Христу. Евр. 13:20-21 — это своего рода молитва: «Бог же мира, воздвигший из мертвых Пастыря [poimen] овец великого Кровию завета вечного. Господа нашего Иисуса (Христа), да усовершит вас во всяком добром деле, к исполнению воли Его». 1-е Пет. 2:25 гласит: «Ибо вы были, как овцы блуждающие; … но возвратились ныне к Пастырю [poimen] и Блюстителю [episkopos] душ ваших».

В Еф. 4:11 пастырь (poimen) употребляется вместе со словом учитель, что дает нам сложное слово подобное русскому слову, образованному из двух слов путем соединительной гласной «пастыреучитель». Этот термин выделяет пастырское служение учительства.

Poimen же в свою очередь подчеркивает пастырскую роль в попечении, питании народа, хотя концепция руководства и водительства также является неотъемлемой частью общего представления о пастыре. В термине poimen основное значение отводится человеческим отношениям. Для того, чтобы соот ветствовать пасторскому служению, человек должен обладать любвеобильным сердцем пастыря.

Таким образом, термин пресвитер подчеркивает, кем человек является. Епископ же говорит о том, что он делает. Аласгор («пастырь») имеет отношение к тому, как он служит. Все три термина используются применительно к одним и тем же церковным руководителям и все они служат определением тех, кто питает церковь и ведет её, но каждый из них выделяет свою определенную сторону служения.

Какова роль пресвитера?

В конце апостольской эры служение пресвитера поднялось до высочайшего уровня поместного церковного руководства. Оно требовало и огромной ответственности. Это служение включало в себя все аспекты церковной жизни, решало все вопросы, возникающие у верующих представляя наивысший авторитет, питаемый источником от Бога.

1-е Тим. 3:1: говорит: «Верно слово: если кто епископства желает, доброго дела желает». В стихе 5 Павел говорит, что труд episkopos состоит в том, чтобы «пещись о Церкви Божией». Это ясно указывает на то, что прямая и основная обязанность епископа заключается в попечении о церкви.

Сюда можно включить ряд специфических обязанностей. Возможно, самой очевидной из них является попечение и наблюдение за делами поместной церкви. 1-е Тим. 5:17 гласит: «Достойно начальствующим пресвитерам должно оказывать сугубую честь». Греческое слово proistemi, переведенное как «начальствующим» употребляется по отношению к обязанностям пресвитеров 4 раза в 1-е Тим. 3:4-5; 5:12,17, один раз в 1-е Фес. 5:12, где оно переводится как «представителей ваших», и один раз в Рим. 12:8, где начальствование перечисляется как духовный дар. Proistemi буквально означает «стоять первым» и говорит об обязанности общего надзора, типичного для каждого пресвитера.

Будучи управителями церкви, пресвитеры не подвластны никакому высшему земному авторитету за пределами поместной церкви. Их власть над церковью осуществляется не посредством силы или диктатуры, но заповеди и примера (Евр. 13:7).

Пресвитеры не должны действовать согласно мнению большинс тва при голосовании. Если все пресвитеры находятся под водительством одного Духа и все имеют ум Христов, то в принятии их решений должно отмечаться единодушие (1-е Кор. 1:10; Еф. 4:3; Фил. 1:27; 2:2). Если есть расхождение в принятии какого-то решения, то все пресвитеры должны изучать Библию, молиться и совместно искать Божью волю, пока не будет достигнуто общее согласие. Именно здесь берет свое начало единство и гармония всей церкви.

Пресвитеры несут ответственность за проповедь и учительство (1-е Тим. 5:17). Они должны определять вопросы вероучения для церкви и быть обязаны провозглашать истины общине. 1-е Тим. 3:2. перечисляя духовные качества блюстителя, представляет только одно, которое имеет отношение к специфической функции: он должен быть «учителей». Все остальные качества являются чертами характера.

Тит. 1:7-9 также подчеркивает большое значение от ветственности пресвитера как учителя: «Епископ должен быть… держащийся истинного слова, согласного с учением, чтоб он был силен и наставлять в здравом учении и противящихся обличать». Опасность влияния лжеучителей в церкви была настолько велика, что основный ключ, необходимый для руководства и управления церковью заключался в понимании здравого учения, а также в способности преподавать его другим.

«Наставлять» в этом стихе переведено с греческого глагола parakaleo, который буквально означает «призвать ближе». Исходя из употребления этого глагола в Новом Завете, мы видим, что служение наставлением состоит из нескольких элементов. Оно включает в себя увещевание (Деян. 2:4; 14:22; Тит. 1:9), просьбу (2-е Кор. 8:17), утешение (1-е Фес. 2:11), ободрение (1-е Фес. 4:1) и терпеливое повторение важного учения (2-е Тим. 4:2).

Пресвитеры всегда готовы откликнуться на любую нужду и присоединиться в молитве к тем, кто испытывает в этом необходимость. Иаков писал: «Болен ли кто из вас? пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазавши его елеем во имя Господне» (Иак. 5:14).

Деян. 20:28 указывает на то, что еще одной функцией пресвитера является пастырское служение: «Итак, внимайте себе и всему стаду, в котором Дух Святый поставил вас блюстителями, пасти Церковь Господа и Бога». Это служение включает в себя питание стада и охрана его. Стихи 29-30 еще раз подчеркивают, что охрану стада блюстителем является чрезвычайно важным служением в борьбе с угрозой, исходящей от лжеучителей.

Пресвитер с нежностью и любовью пасет стадо как пастырь, но никогда в Писании не упоминается, что это «его стадо» или «ваше стадо». Это — «Божье стадо» (1-е Пет. 5:2), а он просто блюститель, слуга, проявляющий попечение о том, что принадлежит Богу.

Пресвитеры, как духовные блюстители над стадом, должны определять церковный порядок (Деян. 15:22); надзирать за стадом (Деян. 20:28); рукополагать других (1-е Тим. 4:4); управлять, научать и трудиться словом (1-е Тим. 5:17); наставлять и обличать (Тит. 1:9); и поступать как пастыри, подавая всем пример (1-е Пет. 5:1-3). Все эти обязанности поставляют пресвитеров в самый центр новозаветного церковного труда.

Вполне понятно, что пресвитеры не могли позволить себе заниматься вопросами хозяйственного характера в повседневной церковной жизни. Они должны прежде всего посвятить себя молитве, служению Словом и избрать других, чтобы они занимались менее важными вопросами (Деян. 6:3-4).

Каковы основные черты пресвитера?

1-е Тим. 3 и Тит. 1 приводят основные черты пресвитера. 1-е Тим. 3:1-7 гласит: Верно слово: если кто епископства желает, доброго дела желает. Но епископ должен быть непорочен, одной жены муж, трезв, целомудрен, благочинен, (честен), страннолюбив, учителей, не пьяница, не бийца, (не сварлив), не корыстолюбив, но тих, миролюбив, не сребролюбив. Хорошо управляющий домом своим, детей содержащий в послушании со всякою честностью; ибо, кто не умеет управлять собственным домом, тот будет ли пещись о Церкви Божией? Не должен быть из новообращенных, чтобы не возгордился и не подпал осуждению с диаволом. Надлежит ему также иметь доброе свидетельство от внешних, чтобы не впасть в нарекание и сеть диавольскую.

Здесь отмечается одно, все превышающее качество, которое лишь подкрепляется всеми остальными. Это —«епископ должен быть непорочен». То есть, он должен быть руководителем, который не может подвергнуться обвинению за что-либо греховное. Все другие качества, пожалуй, за исключением учительства и способности к управлению, только развивают и подробно поясняют эту идею.

Пресвитеру надлежит быть непорочным в своей брачной жизни, социальной и семейной жизни, в труде и в духовной жизни. «Муж одной жены» (букв. «единоженец») не означает просто, что он женат на одной женщине, это не было бы духовным качеством. Скорее всего это означает, что пресвитер должен быть целеустремленным человеком в своей преданности жене. Если он не женат, то не должен флиртовать. «Трезв» — качество, говорящее о его уравновешенной, умеренной жизни. «Целомудрен» — еще одно слово, подчеркивающее «мудрость». «Благочинен» означает, что он обладает чувством достоинства и пользуется уважением своих сверстников. «Страннолюбив» предполагает его любовь к странникам — совсем не обязательно, что он устраивает застолья, но скорее всего, что он не отличается замкнутостью по отношению к людям: «Учителей» — didaktikos или «искусный в учительстве». В дополнение к этому он «не пьяница» (сам Тимофей очевидно совсем не пил вино. 1-е Тим. 5:23), и «не бийца» (не отличающийся задиристым характером или употребляющий физическую силу), но «тих», «миролюбив» и «не сребролюбив».

Пресвитер должен обладать данными качествами и способ ностями, проявляя их в своей жизни и прежде всего, в своем доме. Он должен хорошо управлять своим домом и с достоинством держать детей в послушании. Под «собственным домом», о чем упоминается в стихе 5, вероятно, подразумевается семейство, включая слуг, а также земельные участки, имущество, многочис ленных близких и дальних родственников. Все это являлось частями дома в I веке и для хорошего управления таким домом требовались незаурядные способности к руководству и духовные качества характера. Если человек не мог управлять своим домом, как ему можно доверять управление церковью?

Таким образом качества пресвитера намного превышают хорошие моральные черты. Пресвитеру надлежит показать наглядную способность и опытность как учителю и управителю. Если в каких-то сферах своей жизни он проявляет в этом отношении слабость, то он непригоден к такому служению. Если он обременен долгами, его дети непослушны или он не отличается непорочностью в своем труде, то он не может быть пресвитером.

Вполне понятно, он не может быть из числа новообращенных, потому что требуется время, как для процесса возмужания, так и чтобы просмотреть его жизнь и произвести оценку его внутренним качествам. В дополнение к этому возведение новообращенного в руководящее положение опасно в том отношении, что он может возгордиться.

Подводя итог, следует сказать, что пресвитер должен иметь безукоризненную репутацию, как в стенах церкви, так и за ее пределами.

К Тит. 1:5-9 Павел перечисляет аналогичные качества: Для того я оставил тебя в Крите, чтобы ты довершил недоконченное и поставил по всем городам пресвитеров, как я тебе приказывал: если кто непорочен, муж одной жены, детей имеет верных, не укоряемых в распутстве или непокорности. Ибо епископ должен быть непорочен, как Божий домостроитель, не дерзок, не гневлив, не пьяница, не бийца, не корыстолюбец, но страннолюбив, любящий добро, целомудрен, справедлив, благочестив, воздержен, держащийся истинного слова, согласного с учением, чтоб он был силен и наставлять в здравом учении и противящихся обличать.

Большинство из приведенных здесь качеств отражает те черты, которые перечисляются в 1-е Тим 3:1-7. И еще раз Павел говорит, что пресвитер должен быть мужем одной жены, дети которого не отличаются распутством или непокорностью, что является греховным попустительством. Иными словами, его дети не должны проявлять непокорности против него лично и против основ и ценностей благочестивого дома и семьи и вести распутную жизнь.

Епископ «должен быть непорочен, как Божий домостроитель». Это значит, что он будет одобрен к служению. Он «не дерзок» не ищет своего, «не гневлив», «не пьяница», «не бийца», не отличается вспыльчивостью и воинственным характером. Он не стремится к сомнительным или незаконным методам обретения материальных средств. Он — «страннолюбив», любит добро, целомудрен и благоразумен. Он — праведен, предан Богу и «воздержен».

И в добавление к этому, он должен наглядно продемонстриро вать мастерство в обращении со Словом, чтобы уметь «наставлять в здравом учении» и «противящихся обличать».

Отметьте параллели и различия между этими двумя перечнями. (Подробнее см. Приложение 3.)

Тит. 1

непорочен (ст. 6)

муж одной жены (ст. 6)

воздержен (ст. 8)

целомудрен (ст. 8)

страннолюбив (ст. 8)

чтоб был силен и наставлять в здравом

учении и противящихся обличать (ст. 9)

не пьяница (ст. 7)

не бийца (ст. 7)

не корыстолюбец (ст. 7)

непорочен, как Божий домостроитель (ст. 7)

детей имеет верных, не укоряемых в

распутстве или непокорности (ст. 6)

не дерзок (ст. 7)

не гневлив (ст. 7)

любящий добро (ст. 8)

справедлив (ст. 8

благочестив(ст. 8)

1 Тим.3

непорочен (ст. 2)

одной жены муж (ст. 2)

трезв (ст. 2)

целомудрен (ст. 2)

благочинен (ст. 2)

страннолюбив (ст. 2)

учителен (ст. 2)

не пьяница (ст. 3)

не бийца (ст. 3)

тих (ст. 3)

миролюбив (ст. 3)

не сребролюбив (ст. 3)

хорошо управляющий домом своим (ст. 4)

детей содержащий в послушании

со всякоюй честностью (ст. 4)

не из новообращенных (ст. 6)

доброе свидетельство от внешних (ст. 7)

Могут ли женщины служить в качестве пресвитеров?В Писании не предусмотрено служение женщин в качестве пресвитера. 1-е Тим. 2:11-12 говорит: «Жена да учится в безмолвии, со всякою покорностью; а учить жене не позволяю, ни властвовать над мужем, но быть в безмолвии». Женщины должны находиться под властью мужчин, не должны учить мужчин и занимать начальственных постов над ними.

Женщины должны проявлять покорность водительству мужчин не просто потому, что это обусловлено культурными особенностями, а потому, что Павел имел некоторое предубеж дение против них, что и отразилось в этом наставлении, как заявляют некоторые. Напротив, эта причина уходит корнями в порядок творения: «Ибо прежде создан Адам, а потом Ева» (ст. 13). Грехопадение человека подтверждает этот порядок: «И не Адам прельщен, но жена, прельстившись, впала в преступление» (ст. 14).

Равновесие влияния устанавливается ответственностью жены в чадородии и питании детей (ст. 15).

Как должно производиться посвящение на служение пресвитера?

Новый Завет содержит ясное указание на то, что пресвитеры определенным образом отделялись или назначались на служение. Обычно термин kathistemi использовался для обозначения постановления пресвитеров на служение; он переводится как «посвящение в духовный сан». Концепция подобного посвящения предполагает официальное признание руководства церкви и публичное объявление отделения людей для определенного служения.

Павел говорит Тимофею: «Не неради о пребывающем в тебе даровании, которое дано тебе по пророчеству с возложением рук священства» (1-е Тим. 4:14). Интересно отметить, что возложение рук заимствовано из ветхозаветной системы жертвоприношений. При жертвоприношении, приносящий его возлагал руки на жертву в знак своего отождествления с ней. Таким образом, возложение рук стало средством, благодаря которому человек мог осуществлять свою тождественность с другим.

Аналогично процесс новозаветного посвящения демонстрирует солидарность и единство между пресвитерами и тем верующим, на которого они возлагают руки. Это наглядное подтверждение выражает следующее: «Мы предаем тебя этому служению. Мы в нем едины с тобой, поддерживаем тебя и заявляем о твоем праве трудиться на данном руководящем посту в церкви».

Павел, однако, писал, предостерегая Тимофея: «Рук ни на кого не возлагай поспешно и не делайся участником в чужих грехах; храни себя чистым» (1-е Тим. 5:22). Эти слова подчеркивают серьезность заявления солидарности. Иными словами, Павел говорит, что если вы возлагаете руки на человека, который находится в греховном состоянии, посвящая его на пасторское служение, вы становитесь участником в его грехе. Если вы не желаете соучаствовать в грехе, не забудьте взыскать в этом деле Божью волю.

Человека следует рассматривать как кандидата на посвящение к духовному труду только, после того как он доказал свою пригодность к руководящему служению, пройдя период испытания. Затем он в течение некоторого времени проходит пробныйпериод, во время которого его наблюдают при исполнении им ограниченных обязанностей по руководству. Если он проявит себя способным к руководству и верным истине Божьего слова в своей проповеди, то его можно открыто перед всеми признать пригодным и доверенным лицом на совершение руководящего служения. В церкви ввиду будущих нужд должны быть кандидаты на служение, проходящие все фазы процесса испытания.

Согласно учению Библии, возложение совершается руками призванных руководителей церкви. Таким образом они отождествляют себя с теми, кому предстоит занять руководящее служение. Но процесс отделения на служение может также включать и членов церкви. Деян. 14:23 гласит: «Рукоположивши же им пресвитеров каждой церкви, они помолились с постом и предали их Господу, в Которого уверовали». Глагол «рукоположили», употребляемый в этом стихе, на греческом языке передается глаголом cheirotoneo, который буквально означает «избрать поднятием рук». Это тот же самый глагол, которым пользовались для описания того, как происходило голосование в афинской законодательной системе. Лучше всего этот глагол переводить как «назначить».

Некоторые считают, что употребление глагола cheirotoneo предполагает участие в голосовании всей общины поднятием рук. Не нужно приписывать глаголу такой смысл, которого у него нет. Контекст Деян. 14:23 указывает на то, что только Варнава и Павел, о которых говорится они, принимали участие в этом избрании.

2-е Кор. 8:19 использует слово Cheirotoneo для описания назначения непоименованного брата, «избранного от церквей», чтобы он сопровождал Павла в его путешествии. Существительное «церкви», употребляемое во множественном числе, служит указанием на то, что этот человек был избран не путем голосования в одной церкви, но по общему согласию церквей Македонии, по-видимому, представленных их руководителями.

Таким образом использование глагола cheirotoneo, в преувеличенно буквальном смысле не является достаточным основанием подтверждения идеи об избрании пресвитеров путем голосования всей общиной, хотя здесь и может иметься в виду согласие общины.

Деян. 6:5 часто приводится в качестве доказательства избрания на служение, в котором участвует вся община: «И угодно было это предложение всему собранию; и избрали Стефана, мужа исполненного веры и Духа Святого, и Филиппа, и Прохора, и Никанора, и Тимона, и Пармена, и Николая Антиохийца, обращенного из язычников». Обратите внимание на то, что все эти избранные назывались не пресвитерами. Они были служителями, задача которых состояла в освобождении апостолов от некоторых обязанностей, чтобы они могли совершать духовное руководство в церкви. И народ представил их перед апостолами, чтобы те одобрили их выбор (ст. 6). Община признавала, что они благочестивые мужи, пригодные на служение, но апостолы назначили их на их труд.

Новозаветная церковь переживает переходной период. Церковное руководство, установившееся с основания церкви, стало более зрелым. Мы можем проследить три ступени в процессе посвящения руководителей на церковное служение. В самом начале именно апостолы избирали и посвящали пресвитеров (Деян. 14:23). Затем, пресвитеры назначались теми служителями, которые были сотрудниками апостолов и помогали им в служении. Например, Павел уполномочил Тита к посвящению пресвитеров на служение (Тит. 1:5). В третьей фазе сами пресвитеры занимались посвящением других пресвитеров (1-е Тим. 4:14). И всегда частью функции церковного руководства была его ответственность за назначение пресвитеров.

В наши дни уже нет апостолов, но библейский образец сохраняется. Церковные руководители независимо от того, какое они носят название: пресвитер, епископ, пастор, миссионер, евангелист, представитель апостолов и так далее, должны нести ответственность за выделение и посвящение других пресвитеров на церковное служение.

У тех, кто вступает на пресвитерский труд, должно быть желание совершать это служение как можно лучше, прилагая все свои усилия. 1-е Тим. 3:1 говорит: «Верно слово: если кто епископства желает, доброго дела желает» (курсив мой — Дж. М.) . Отправным пунктом в процессе нахождения потенциального кандидата на служение пресвитера является желание и сердечное расположение этого человека. 1-е Пет. 5:2 говорит: «Пасите Божие стадо, какое у вас, надзирая за ним не принужденно, но охотно и богоугодно».

Иными словами, мы не должны ходить повсюду и набирать людей на служение пресвитера. Тот, кто соответствует этому положению, будет готов полностью посвятить свою жизнь преподаванию Божьего Слова и водительству Божьего народа без корыстолюбивых устремлений. Он будет желать нести этот труд, стараться попасть в число возможных кандидатов и всецело посвятить себя изучению Божьего Слова. Никто не будет воздействовать на него своими уговорами, это горячее желание его сердца.

Более того, он служит «охотно и богоугодно» (курсив мой — Дж. М.). Это пресвитерское служение является Божьим призванием. И Бог заронил в его сердце желание служить на этом поприще.

Если человек имеет это внутреннее желание, чувствует свое призвание и обладает всеми необходимыми для пресвитерского служения качествами, то необходимо для его посвящения еще одно условие. Пресвитеры совместно должны взыскивать Божью волю и подтверждать Его участие в данном решении. В Деян. 14:23 описывается процесс, которому следовали апостолы при избрании пресвитеров: «Рукоположивши же им пресвитеров к каждой церкви, они помолились с постом и предали их Господу, в Которого уверовали». Прежде чем назначить пресвитеров, они посвятили себя посту и молитве. Они относились к пресвитерскому служению серьезно и с чувством ответственности, как к высочайшему призванию.

Деян. 20:28 подтверждает труд Святого Духа при избрании пресвитеров: «Итак внимайте себе и всему стаду, в котором Дух Святый поставил вас блюстителями» (курсив мой — Дж. М.). В ответ на Его призыв, Бог насаждает в сердце человека горячее желание к служению и затем подтверждает его водительством Святого Духа в сердцах руководства посредством молитвы и поста.

Когда в свои юные годы я ощутил в своем сердце Божий призыв к пасторскому служению, я провел последующие годы, стремясь к Богу, молясь, стараясь познать Божью волю и утверждаясь в своем сердечном призвании и расположении, прежде чем вступить на путь приготовления к служению. Каждый пресвитер должен сознавать серьезность своего призвания, потому что оно действительно является таковым. Человеку не следует вступать на эту стезю, имея лишь смутное представление о том, каким образом он употребляет свои дары и способности на помощь церкви. В его сердце должна находиться великая нужда, которая явилась бы движущей силой в искреннем стремлении взыскать Бога и Его волю.

Деян. 13:2 повествует о том, что «когда они служили Господу и постились», к ним пришло наставление от Святого Духа отделить Варнаву и Павла. Нельзя относиться к Божьему призыву с легкостью и взыскивать Его волю поверхностно, без надлежащей серьезности. Божья воля в вопросе посвящения церковных руководителей на служение будет выражаться посредством Божьего труда, который Он проводит через руководство. И братья, стоящие во главе, должны проявлять чувствительность к Божьему водительству. Церковь — там, где этот призыв подтверждается.

Таким образом пресвитеры — это группа людей, получивших особое призвание и посвящение и испытывающие горячее желание управлять Божьим стадом и питать его. Их побуждает на служение Святой Дух; их призвание подтверждается молитвой; и они соответствуют этому месту служения в церкви постоянным свидетельством об их чистой, незапятнанной жизни в глазах окружающих.

Должны ли пресвитеры пользоваться материальной поддержкой церкви?

Даже в первой церкви некоторые пресвитеры получали от церкви оплату за свой труд. 1-е Тим. 5:17-18 говорит: «Достойно начальствующим пресвитерам должно оказывать сугубую честь, особенно тем, которые трудятся в слове и учении. Ибо Писание говорит: «не заграждай рта у вола молотящего»; и: «трудящийся достоин награды своей»». Слово «честь» в стихе 17. что передается в греческом оригинале словом time, как показывает контекст, имеет отношение к материальной компенсации за труд.

В 1-е Кор. 9:1 -9 Павел говорит: Не апостол ли я? Не свободен ли я? Не видел ли я Иисуса Христа, Господа нашего? Не мое ли дело вы в Господе?.. Вот мое защищение против осуждающих меня. Или мы не имеем власти есть и пить? Или не имеем власти иметь спутницею сестру, жену, как и прочие Апостолы, и братья Господни, и Кифа? Или один я и Варнава не имеем власти не работать? Какой воин служит когда-либо на своем содержании? Кто, насадив виноград, не ест плодов его? Кто, пася стадо, не ест молока от стада? По человеческому ли только рассуждению я это говорю? Не то же ли говорит и закон? Ибо в Моисеевом законе написано: «не заграждай рта у вола молотящего». О волах ли печется Бог?

Иными словами, сама сущность служения, указывает на то, что те, кто несет труд в данной сфере деятельности, должны пользоваться материальной поддержкой со стороны других людей. Воины получают подобную поддержку от правительства. Земледельцы питаются от их жатвы. Пасущие стада пьют молоко от стада своего. Даже волы питаются от своего труда. Точно так же и пасторы должны материально поддерживаться церковью. Павел добавляет в стихе 13: «Разве не знаете, что священнодействующие питаются от святилища?» Подобно тому, как священники питались приношениями других людей, так и те, кто совершает служение, находясь под сенью Нового Завета, должны получать поддержку от тех людей, кому они служат.

Однако Павел также указывает на то, что подобное материальное вознаграждение за труд принимается по его личному усмотрению. Это — право, но не распоряжение, обязательное к исполнению. В стихе 6 он говорит: «Или один я и Варнава не имеем власти не работать?» Он и Варнава зарабатывали себе на жизнь, трудясь вне церкви. Они отказались от своего права на материальную поддержку со стороны церкви. Но, будучи служителями, они имели законное право на неё. Они совершали этот труд по своему выбору, а не исходя из необходимости, потому что хотели безвозмездно благовествовать Евангелие (ст. 18), не желая возложить бремя за свое содержание на церковь (1-е Фес. 2:9).

Каждый пресвитер обладает таким же правом. Если Господь призвал его на пресвитерское служение и церковь признала этот призыв, он имеет право на поддержку со стороны церкви. Если он чувствует водительство Святого Духа в том, чтобы воспользоваться содержанием и свободно, и неограниченно посвятить себя труду, который положил ему на сердце совершить Господь, то церковь признав его пасторское служение, несет обязанность за его материальное содержание и поддержку.

Но по желанию можно заниматься и ремеслом делания палаток Деян. 18:3. Если пресвитер желает зарабатывать на жизнь, трудясь на ином поприще, помимо церкви, то Писание предоставляет ему такое право. Пресвитеры могут предпочитать трудиться для своего содержания по личному выбору, как это делал Павел, по целому ряду причин. Они не хотят возложить бремя за свое материальное содержание на церковь. Они, возможно, чувствуют большую пользу от своего свидетельства тогда, когда не пользуются поддержкой церкви. Если в церкви есть несколько пресвитеров, то вполне возможно, что некоторые из них будут находиться на собственном содержании, а другие воспользуются поддержкой церкви. Но какой бы они не сделали выбор, это не окажет влияния на их статус пресвитеров.

Термины прихожане и священники не являются библейскими. Но это не означает, что они совершенно непригодны к употреблению. В некоторых случаях может понадобиться провести разграничение между теми людьми, которые находятся на службе в церкви, получая от нее содержание, и теми, кто зарабатывает себе на жизнь трудом на ином поприще, но в Писании не наблюдается подобного искусственного разделения. Всех святых нельзя распределить по различным разделам; и в смысле положения Библия не предусматривает различия между пресвитером-мирянином и пастором. Каждый пресвитер несет ответственность блюстителя, осуществляя попечение о церкви, питая, защищая и научая ее как пастырь. Все пресвитеры как единое целое составляют руководство церкви, поставляя ей пример. Все они были посвящены церковью, призваны Богом и отделены Им на труд пастырского служения, как это находит свое выражение в Писании. Все они призваны на равнозначное служение и вопрос материального содержания здесь ничего не решает. Каждый пресвитер по желанию может сделать выбор: воспользоваться поддержкой церкви или быть на своем собственном содержании.

В действительности те, кто предпочитает не получать никаких дотаций от церкви, могут иметь преимущество в служениии, которого они были бы лишены, если бы получали от нее содержание. Они занимают высокое положение в глазах окружающих и их свидетельство отличается их безукоризненностью. Они больше общаются на своих рабочих местах с неверующими, вращаясь в самой гуще жизни и могут оказать воздействие на тех людей, на которых церковь иным путем не могла бы оказать влияние. Такие люди испытывают особое доверие к таким пресвитерам. Итак, содержание пресвитера осуществляется по его желанию; его же духовные качества являются обязательным условием для проведения служения.

Является ли пасторское служение коллективным трудом?

Все библейские данные ясно указывают на то, что пасторское служение — это коллективный труд. Довольно примечательный факт состоит в том, что где бы ни применялось в Новом Завете слово, оно всегда стоит во множественном числе, за исключением тех моментов, когда апостолы Иоанн и Петр относят его к себе (2-е и 3 Иоан.. 1-е Пет. 5:1). Нормативным явлением в новозаветной церкви являлось наличие группы пресвитеров, проводящих служение в церкви. В Новом Завете не содержится упоминания о том, что в церкви был только один пастор. Хотя можно предположить, что и были такие церкви, но ни об одной из них не упоминается. Обратите внимание на то, с какими словами обращается Павел к филиппийцам: «Всем святым… находящимся в Филиппах, с епископами и диаконами» (Фил. 1:1).

Некоторые утверждают, что Откр. 1 служит доводом в подкреплении концепции существования в церкви одного пастора. Здесь апостол Иоанн говорит об «ангелах [angelo] семи церквей» (ст. 20). Angelas может означать «посланник» и те, кто приводит аргументы в защиту единоначалия в церкви, считают, что посланники в этом отрывке и в главах 2-3 — это пасторы церквей. Но в отношении этой интерпретации имеются некоторые проблемы: первая состоит в том, что нет доказательств, свидетельствующих, что это слово относится к пастору. Эти «ангелы» никогда не назывались «пресвитерами», «епископами» или «пасторами». И к тому же весьма спорный факт, были пресвитеры, или епископы в Новом Завете и во всех других отрывках книги Откровения, это слово относится к ангелам.

Вторая проблема заключается в следующем: даже если можно доказать, что эти ангелы были пасторами, это еще не говорит о том, что они не были представителями группы пасторов. Новый Завет ясно и недвусмысленно повествует о том, что правление группы пресвитеров является образцом церковного руководства. Деян. 14:23 говорит: «Рукоположивши же им пресвитеров к каждой церкви, они помолились с постом и предали их Господу, в Которого уверовали». Тит. 1:5 говорит: «Для того я оставил тебя в Крите, чтобы ты довершил недоконченное и поставил по всем городам пресвитеров, как я тебе приказывал». Могло быть так, что каждый пресвитер в городе осуществлял надзор и попечение о каждой отдельной группе. Но церковь рассматривается как единое целое и все решения принимаются сообща в отношении всего целого, а не отдельных частей.

Можно много сказать о преимуществах и ценности руководства, осуществляемого группой благочестивых мужей. Их обобщенный совет и мудрость помогают удостовериться в том, что решения не преследуют эгоистических целей и не служат интересам отдельной личности (ср. Прит. 11:14). В действительности руководство, осуществляемое одной личностью, характерно для культов, а не для церкви.

Устраняет ли совет пресвитеров роль особого руководителя?

Руководство пресвитеров не устраняет уникальную роль особого руководителя. В рамках служения пресвитеров будет отмечаться большое многообразие по мере того как каждый служитель будет упражнять свои особые дары. Одни будут проявлять одаренность в сферах хозяйственного управления или служения; другие обнаружат дары учительства, наставления или другие способности. Одни из них будут весьма наглядными, другие будут на первый взгляд незаметными. Но как бы то ни было, все они соответствуют Божьему плану в отношении всей церкви.

Двенадцать апостолов являют собой хороший пример того, как разнообразные дары функционируют в системе единого целого. Все они были равнозначны в отношении своего служения и положения. За исключением Иуды, все они будут править, сидя на равноценных престолах, принимая равноценную честь и уважение (Мтф. 19:28). И несмотря на это в среде Двенадцати, отмечалось много различий.

Писание содержит четыре списка учеников (Мтф. 10:2-4: Марк. 3:16-19; Лук. 6:14-16; Деян. 1:13). Каждый список делит их на три группы по четыре ученика в каждой, и эти три группы всегда содержат одни и те же имена, хотя и в разном порядке. Эти имена перечисляются в нисходящей степени близости к Христу и всегда заканчиваются Иудой Искариотом.

В первую группу всегда входят Петр. Иаков, Иоанн и Андрей. Мы с ними более знакомы, потому что они были ближе всех к Христу и Писание больше повествует о них. Во второй группе представлены Филипп, Мтфей. Нафанаил и Фома, и последняя группа состоит из Иакова, Фаддея и обоих Иуд.

Интересно, что хотя порядок делений в разных повествованиях отличается друг от друга, первое имя в каждой группе остается неизменным. В первой группе — это Петр; во второй — всегда Филипп: в третьей — всегда выступает на переднем плане Иаков.

По-видимому, в каждой группе отмечался общепризнанный предводитель. Свое положение он занимал не обязательно благодаря своему назначению, но уникальному влиянию, которое он оказывал на остальных членов группы. Петр, предводи тельствующий первой группы, стал глашатаем от имени всей группы, что мы неоднократно подмечаем на протяжении всего Писания. Почти каждый раз, когда ученики хотели задать Иисусу вопрос, Петр был выразителем, выступавшим от лица всех.

Все они обладали равнозначным служением, репутацией и равноценными привилегиями и обязанностями. Они посылались на труд по два человека. Они проповедовали царство, исцеляли; имели доступ к Иисусу. Будучи равными в отношении духовных качеств (за исключением Иуды), некоторые из них выделялись из общего числа как руководители руководителей.

Но положение руководства не предполагает наличие духовного превосходства. Навряд ли Петр казался наиболее духовно одаренным из всех учеников. Возможно. Иаков и Иоанн пришли к Иисусу, прося его о самых высоких постах, потому что считали, что Петр не годится на это место. Хотя он и был предводителем, но, безусловно, не превосходил других в духовном отношении. Может быть, Иаков был самым духовным из числа всех. Он мог обладать чудесными дарами, о которых не говорится в Писании, потому что Петр, выступавший от лица всей группы, занимал доминирующее положение. Мы ничего не знаем об этом. Но то, что один из учени ков занимал ведущее место, не нарушает равноправия Двенадцати.

Подобное явление отмечается и в книге Деяний. Иаков, по-видимому, рассматривался как руководитель, выступающий от лица всей церкви (Деян. 12:17; 15:13). Хотя он и не был официальным начальником над другими пресвитерами, те по-видимому, относились к нему как к руководителю, по крайней мере, в иерусалимской церкви Петр состоял, но Иаков руководил ею. Их роли четко отличаются друг от друга. Но никто не был руководите лем над всем.

Петр и Иоанн выступают основными действующими лицами в первых двенадцати главах Деяний Апостолов. Но нигде не содержится упоминание о том, что Иоанн выступил хотя бы с одной проповедью. Петр трудился на этом поприще. Это происходило не потому, что Иоанну было нечего сказать; когда возникла такая необходимость, он написал Евангелие от Иоанна, три Послания и книгу Откровения. Но Петр обладал уникальными дарами и согласно Божьему плану, он должен был быть глашатаем. Иоанну отводилось вспомогательная роль — не менее важная, но совершенно другая.

Начиная с Деян. 13. Павел и Варнава занимают доминирующее положение. Хотя Варнава до пришествия Павла, вероятно, был в церкви ведущим учителем, но с появлением Павла полностью подпал под его руководство. Греки даже прозвали его Меркурием, потому что он был главным оратором. Вне всякого сомнения. Варнава проповедовал и поучал народ; но его проповеди не были занесены в Писание. Его роль в их общем служении была иной — менее заметной, но вероятно, не менее важной.

В Новом Завете мы отмечаем тот факт, что все служение осуществлялось сообща. Павел постоянно благодарит тех, кто принимал участие с ним в совместном труде. Но сам по себе этот факт не устраняет уникальную роль в руководстве, но означает, что в служении нет места диктаторам типа Лиотрефа. который любил первенство (3 Иоан.9).

Каковы взаимоотношения пресвитера с церковной общиной?

Пресвитеры призваны и назначены Богом, подтверждены церковным руководством и посвящены, и рукоположены на труд по руководству в церкви. Им вручена ответственность подавать пример стаду, давать церкви указания, научать и вести народ. Писание подразумевает, что те, кто занимает нижние ступени в руководстве церковью, должны находиться под начальством пресвитеров.

В связи с тем, что пресвитеры разделяют в церкви уникальную ответственность и занимают особое положение, они заслуживают большого уважения. 1-е Фес. 5:12-13 говорит: «Просим же вас, братия, уважать трудящихся у вас, и предстоят елей ваших в Господе, и вразумляющих вас, и почитать их преимущественно с любовью за дело их».

Греческий глагол, переведенный как «уважать» в этом отрывке, означает «близко знать». В контексте этого отрывка этот глагол предполагает наличие близких взаимоотношений, включающих уважение, почитание, любовь и общение. И это особенное уважение должно проявляться к ним за «дело их». Мы призваны их почитать не только за призыв, выполняемый ими, не только за их прилежный труд и цель, которую они имеют, но главным образом за тот призыв, который осуществляется в их жизни.

Евр. 13:7 открывает нам другую сторону обязанностей общины по отношению к ее духовным руководителям: «Поминайте наставников ваших, которые проповедовали вам слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их». Иными словами, община верующих в духовном отношении отвечает перед пресвитерами, а те, в свою очередь, несут отчет перед Богом. Община должна подчиняться водительству пресвитеров, а они заботиться о своей ответственности перед Господом. И если община проявит покорность и послушание пресвитерам, то они смогут вести Божий народ с радостью, а не с печалью по принуждению, что в конечном итоге не приносит никому пользы.

Однако это не означает, что если пресвитер открыто грешит, то на его грех можно не обращать внимания.1-е Тим. 5:19-21 гласит: Обвинение на пресвитера не иначе принимай, как при двух или трех свидетелях. Согрешающих обличай пред всеми, чтоб и прочие страх имели. Пред Богом и Господом Иисусом Христом и избранными Ангелами заклинаю тебя сохранить сие без предубеждения, ничего не делая по пристрастию.

Нельзя относиться с легкостью к обвинению пресвитера в грехе. А также нельзя им пренебрегать. Пресвитеры подвергаются за грех той же самой дисциплине, что и другие члены церкви. Им нельзя делать никакого снисхождения.

Служение церкви и ее свидетельство нагляднее всего проявляется в жизни пресвитеров. Если они пренебрегут библейским требованием святости, то церковь понесет печальные последствия. Равным образом, если церковь не окажет покорности и послушания руководству, поставленному на служение Богом, то ее свидетельство понесет урон, уменьшится ее действенность и влияние, ее цели и задачи утратят свою важность, и в конечном итоге ее назначение служить солью земли потеряет силу.

Я хочу видеть Божью церковь, которая функционирует согласно Его назначению, являясь твердыней и оплотом, сияя чистой в среде слабых и развращенных людей нашего общества. Я полностью убежден в том, что когда церковь подчинится Божьему образцу руководства, то мы начнем переживать Его благословения, которые превзойдут наши просьбы, ожидания и помыслы.