Приложение 3

Качества, необходимые для духовного руководства

Характер и эффективность церкви в целом имеет прямую зави симость от качественных особенностей ее руководства. Именно по этой причине Библия подчёркивает важность поставления достойных духовных руководителей в церкви и показывает специфические качества, которыми должны обладать кандидаты на это святое служение. Несостоятельность следовать этим качествам вызвала многие проблемы, с которыми церкви по всему миру сталкиваются в настоящее время.

Следует отметить примечательный факт, что при описании качеств епископа Павел обращает основное внимание на характер, а не на должностные обязанности. Человек соответствует своему назначению, благодаря своим внутренним качествам, а не тому что, он делает. Если он грешит и тем самым порочит себя, то подвергается дисциплинарным мерам перед лицом всей общины (1-е Тим. 5:20). Церковь должна ревниво относиться к этому священному установлению, оберегая его.

Духовные качества для руководящего служителя обязательны для всех, Я убежден, что они способствуют принятию решения призывать Богу человека или нет на служение в церкви. Библейские школы и семинарии могут снабдить необходимыми знаниями для служения; церковные комитеты могут расширить возможности для служения; но только Бог может призвать человека и подготовить его для этого труда. Призыв на служение — это не просто оценка своих талантов и способностей и затем выбор наилучшей возможности для работы. Это побуждение, вызванное Святым Духом, на служение Богу в Его церкви в качестве Божьего мужа. Те, кого Бог призывает на Свой труд, должны соответство вать определённым качествам.

Почему качества столь велики? Потому что народ должен равняться на руководителей. Как говорил Осия: «И что будет с народом, то и со священником» (Ос. 4:9). А Иисус говорил: «Но, и усовершенствовавшись, будет всякий, как учитель его» (Лук. 6:40). Библейская история показывает, что народ редко поднимается выше духовного уровня своего руководства.

1-е Тим. 3 тщательно очерчивает духовные качества людей, стоящих у власти. Павел особенно говорит о качествах пресвитеров в стихах, которые мы собираемся рассмотреть (см. 1-7), но обратите внимание: единственная значительная разница между качествами пресвитера и диакона состоит в том, что пресвитер должен быть учителей, т.е. проявлять способность в учительстве (cp. ст. 1-7 и 8-13).

Павел начинает главу 3 с заявления о том, что тот, кто желает епископства, доброго желает (ст. 1). Но никто не должен основывать избрание на руководящее служение по одному только желанию. Церковь несёт ответственность за рассмотрение качеств кандидата в соответствии со списком, приведенным в стихах 2-7.

«Непорочен» — Он человек с безупречным характером

Павел пишет: «Епископ должен быть непорочен» (ст. 2). Слово «должен» подчёркивает абсолютно необходимое качество епископа: непорочность. Она является фундаментальным, всеобщим требованием. В действительности другие качества, перечисляемые Павлом в стихах 2-7 определяют и иллюстрируют понятие «непорочный».

Греческий текст говорит о проявлении непорочности в настоящее время. Он не упоминает о грехе, совершенных человеком до его возрастания в вере, если только эти грехи не продолжают оказывать на его жизнь губительное влияние. Никто не отличается абсолютной беспорочностью. Основной смысл непорочности заключается в ее поддержании.

«Непорочен» (ст. 2) означает «не подлежащий задержанию». Непорочного человека нельзя подвергнуть задержанию как преступника за недозволенные действия. Его не в чем обвинить. Он безупречен в своём поведении, в своих поступках.

Жизнь церковного руководителя не должна быть запятнанной каким-либо грехом или пороком: будь то поведение, привычка или случайное обстоятельство. Нельзя сказать, что он должен отличаться совершенством, но в его характере не должно наблюдаться ни одного явного изъяна. Он должен быть образцом благочестия и призывать общину следовать своему примеру (Фил. 3:17). Народ должен иметь полную уверенность, что он не введёт его в грех.

Духовных руководителей должна отличать непорочность, потому что они для общины пример для подражания. В связи с тем, что вы несёте ответственность за подражание своим благочестивым руководителям (Евр. 13:7,17), то Бог требует также и от вас непорочности. Разница состоит лишь в том, что некоторые грехи могут послужить отстранению церковных руководителей от руководства на всю жизнь, но неверующих, играющих в церковной жизни менее существенную роль. Но несмотря на это. Бог требует непорочности от всех верующих (ср., Еф. 1:4; 5:27; Фил. 1:10; 2:15; Кол. 1:22; 2-е Пет. 3:14; Иуд. 24).

Церковный руководитель отстраняется от служения, когда в его жизни имеется тёмное пятно, которое сообщает другим, что можно жить в грехе и одновременно с этим быть духовным руководителем. Всегда находятся недоброжелатели, которые выискивают возможности дискредитировать репутацию Христа и опорочить Его церковь. Руководитель, совершающий грех, играет на руку таким людям, давая им этим самым повод оправдывать своё неверие.

То, что многие пасторы впадают в греховное состояние и тем самым отстраняются от служения, не случайно. Сатана неустанно ведёт свою подрывную деятельность с целью опорочить репутацию духовных руководителе, и этим самым повредить их служению и навлечь поношение на Христа, Поэтому духовные руководители должны тщательно охранять свои мысли и действия и быть всегда настороже. Общины же призваны искренно молиться за дарование силы своим руководителям.

Я считаю, что дьявол нападает на духовных руководителей, выставляя на их пути наиболее сильные искушения, чем на пути большинства рядовых христиан. Это объясняется тем, что те, кто ведет вперёд силы истины и света против царства тьмы, столкнутся с сильнейшей оппозицией со стороны врага.

Пастор, жизнь которого запятнана грехом, подобен запачканному оконному стеклу, которое в религиозном смысле, не пропускает наружу, свет. Именно по этой причине непорочность открывает перечень всех качеств, которыми должен обладать кандидат на пост духовного руководителя. Ричард Бакстер пуританин, живший в XVII веке писал:

Остерегайтесь жить в грехе, который вы разоблачаете в других и быть виновным в том, что вы повседневно осуждаете. Не получится ли так, что избрав себе за труд прославление Бога, вы опорочите его своими делами, как многие другие? Что провозгласив силу и владычество Христа, вы сведете её на нет и сами впадете в непокорность? Что проповедав Его законы, умышленно нарушите их?

Если грех — это зло, то почему вы живёте в нём? Если нет, то почему убеждаете людей отвращаться от него? Если пребывание в грехе опасно, как вы можете отваживаться идти этим гибельным путём? Если же нет, то почему вы убеждаете людей в обратном? Если истинны Божьи грозные предупреждения, то почему вы их не страшитесь? Если же в них нет истины, и они являются лишь ложной тревогой, то зачем напрасно тревожить ими людей и подвергать их такому страху без причины?

Знаешь ли ты «праведный суд Божий, что делающие такие дела достойны смерти», но продолжаешь их делать? «Как же ты, уча другого, не учишь себя самого? Говоря «не прелюбодействуй», или не пьянствуй, или не кради, не делаешь этого сам? «Хвалишься законом, а преступлением закона бесчестишь Бога»? Что может язык, который разоблачает зло, сам говорит зло? Могут ли уста, которые порицают и порочат ближнего, открыто осуждать эти и подобные им явления в других людях?

Осуждая грех, сами берегитесь не впасть в него, стремясь свести на нет его влияние в других, не поддайтесь ему сами: «Ибо, кто кому служит, то от того и раб». Кому вы отдаёте себя в рабы для послушания, того вы и рабы, кому повинуетесь, или рабы греха к смерти, или послушания к праведности». О братия! Легче упрекать в грехе, нежели его победить.

Бакстер также писал:

Когда ваш разум отличается святым небесным складом ума, то члены вашей церкви приобщаются к его плодам. Ваши молитвы, славословия и учения будут для них сладостны и приятны и, будут звучать как небесная музыка. Они, несомненно, почувствуют, когда вы провели с Богом тесное общение, и то, что больше всего лежит у вас на сердце, будет более всего входить в их уши …

Когда мое сердце безучастно, мои проповеди не трогают; когда оно в смятении, мои проповеди смутны. Я часто наблюдаю, это по лицам моих слушателей: когда мои проповеди холодны, их лица безучастны и произносимые ими молитвы в точности напоминают мои проповеди …

О, братия, блюдите свои сердца. Оберегайте их от похотей, страстей и мирских наклонностей: проводите свою жизнь в вере, любви и рвением, чувствуйте себя свободными и соединёнными с Богом… Берегитесь того, чтобы ваш пример не противоречил вашему учению… Одно горделивое, грубое, высокомерное слово, один бесполезный спор и препирательство, один алчный поступок — всё это может свести на нет ваши проповеди и уничтожить плод ваших рук.

Как защититься духовному руководителю от нападок сатаны? Ответ на этот вопрос можно выразить тремя словами: Писанием, молитвой и общением. Давил говорил: «В сердце моем сокрыл я слово Твоё, чтобы не грешить прел Тобою» (Пс. 118:11). Постоянное пребывание в Живом Слове сохраняет от греха и очищает нас (ср. Иоанн. 15:3). К великому сожалению, многие духовные руководители не прилагают усилий, чтобы пребывать в Слове, а удаляются от него. Возможно, сама специфика их служения не требует от них ежедневного изучения Слова и они не входят в регулярное общение с истиной, освещающей всю сущность человеческого естества. Или, может быть, они впали в самоудовлетворение и пренебрегли Словом, Если так, то они пренебрегли силой, исходящей от служения Святого Духа, которое Он производит через Своё Слово, и серьёзно ослабили себя в духовном отношении.

Своей молитвой мы признаем свою зависимость от Бога в получении духовной силы и победы. Она помогает нам во всех наших нуждах. Общение также играет не менее важную роль. В своих духовных борениях я черпаю великую силу и утешение от окружающих меня братьев и сестер, которые переживают такую же борьбу.

Говоря о том, что епископы должны быть непорочны, апостол Павел, конечно, не утверждал, что человек должен быть совершенным или что никто не пригоден на это служение. Однако ясно одно, он имел в виду то, что у человека не должно быть такого греха, который бы порочил его репутацию и ставил под сомнение его характер. Когда Павел представляет другие качества епископов, то просто разъясняет отдельные черты непорочности.

«Муж одной жены» — он морально чист

Согласно моему разбору греческого текста, выражение «Муж одной жены» не наилучшим образом передаёт значение текста. Я считаю, что лучше перевести слова «жена» (gunaikos ) и «муж» {апег ) как «женщина» и «мужчина». Греческая конструкция ставит главное смысловое ударение на слове «один», этим самым, выделяя идею мужчины-одноженца.

Павел поместил это качество преданности своей жене на первое место в перечне всех остальных характеристик, потому что это является той сферой, где служители часто впадают в грех и отстраняются от своего труда. Поэтому следует уделить этому качеству серьёзное внимание.

Приводилось много различных толкований этого качества. Традиционным признанием пользовалось дословное понимание фразы «муж одной жены». Согласно ему пресвитер может быть только мужем одной жены, но религиозная и культурная обстановка времени, в котором жил Павел, делает намек не на полигамию. Она не практиковалась ни евреями, ни римлянами.

Некоторые утверждают, что человек не может быть пресвитером, если он по какой-то причине вступил в повторный брак. Но Павел имеет в виду не это положение, потому что Бог позволяет вступление в повторный брак из-за смерти одного из супругов (1-е Тим. 5:9-15; Рим. 7;2-3; 1-е Кор. 7:39).

Другие говорят, что Павел запрещает разведенным служить в качестве пресвитеров. Но если бы Павел ссылался на развод, то он бы так и разъяснил это положение: «Пресвитер должен быть человеком, который никогда не разводился с женой». Но даже это утверждение могло бы вызвать проблему, потому что Библия учит, что повторный брак после развода позволителен Богом в двух обстоятельствах.

Во-первых, развод оправдан тогда, когда один из супругов совершает прелюбодеяние. Иисус говорил духовным вождям: «Сказано также, что если кто разведётся с женою своею, пусть даст ей разводную» (Мтф. 5:31). Многие израильтяне разводились со своими жёнами по незначительным причинам, и для этого требовалось только заполнить необходимые документы.

Но Иисус сказал: «Кто разводится с женою своею, кроме вины любодеяния, тот подаёт ей повод прелюбодействовать: и кто женится на разведенной, тот прелюбодействует» (Мтф. 5:32). В этом заявлении предполагается, что те, кто разводится не из-за прелюбодеяния, а по иной причине, как сами становятся прелюбодеяниями, так и их новые жены.

Я считаю, что «прелюбодеяние», упоминаемое в этом контексте, имеет отношение к незаконной половой связи. Бог в Своём милосердии позволяет невиновной стороне освободиться от уз с таким нечестивым супругом. Только после этого верующий имеет место возможность повторного вступления в брак.

По закону Ветхого Завета, если супруг совершает прелюбодеяние, то его могут забить камнями до смерти. Это освобождает другую сторону и открывает возможность повторного брака. Хотя Бог больше не требует смерти неверного супруга, грех прелюбодеяния не теряет своей серьёзности. Но следует ли из этого, что Бог в Своей благодати, пощадив жизнь прелюбодея, наказывает невиновного супруга, требуя, чтобы он на всю жизнь оставался одиноким. Я не думаю, что это так. Благодать, пощадившая жизнь человека, впавшего в блуд, также щадит и невиновную сторону, разрешая ей повторно вступить в брак.

Во-вторых, развод оправдан в том случае, когда неверующий оставляет супруга. В 1-е Кор. 7:15 Павел говорит; «Если же неверующий хочет развестись, пусть разводится; брат или сестра в таких случаях не связаны; к миру призвал нас Господь». Если неверующая сторона желает развестись, то верующая вольна ее отпустить или нет. Бог не требует от вас, чтобы вы продолжали жить с таким партнёром.

Некоторые утверждают, что 1-е Тим. 3:2 запрещает холостым мужчинам нести служение в качестве пресвитера. Но подобное положение опровергается тем, что Павел, будучи епископом (1-е Тим. 4:14; 2-е Тим. 1 :б), сам не состоял в браке (1-е Кор. 7:7-9).

Слово «одноженец» совсем не имеет отношения к семейному положению. Павел приводит моральные качества для духовного руководства, а не подчёркивает, каким должен быть социальный статус. «Одноженец» говорит о характере человека и о состоянии его сердца. Если он состоит в браке, то должен быть исключительно предан своей жене. Если же нет, то не все равно он должен быть всеобщим любимцем у женщин.

К сожалению, можно быть женатым на одной женщине, и не быть одноженцем. Иисус говорит: «Всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своём» (Мтф. 5:28). Павел говорит Тимофею, что мужчина, будь он женатым или нет, испытывает вожделение ко многим женщинам, непригоден к служению. Пресвитер должен любить только свою жену, данную ему Богом и только к ней должны быть обращены его желание и помыслы.

Моральная чистота — главное качество в служении. Именно поэтому Павел поместил это качество в самом начале своего списка.

«Трезв» — Он не впадает в крайности

Греческое слово nephalios. переведенное как «трезв», означает «без вина» или «не замешен с вином». Этот термин говорит о трезвости, чему полной противоположностью является опьянение. В библейские времена вино служило обычным напитком. В связи с тем, что климат Палестины отличался сильной жарой и сухостью, то часто появлялась необходимость поглощать большие количества вина для восполнения телесных запасов жидкости, потерянной при жаре. Во избежание пьянства вино обычно смешивалось с большим количеством воды. Даже в этом случае отсутствие холодильных установок и ферментативные особенности вина делали пьянство настоящей проблемой.

Хотя вино может веселить человека (Суд. 9:13) и полезно при лечении некоторых болезней, например, при недугах желудка (1-е Тим. 5:23) и облегчает боль в предсмертных страданиях (Прит. 31:6), злоупотребление им довольно частое явление. Поэтому в Прит. 20:1 говорится: «Вино — глумливо, сикера — буйна; и всякий, увлекаю щийся ими, неразумен».

Прит. 23:29-35 гласит; «У кого вой? У кого стон? У кого ссоры? У кого горе? У кого раны без причины? У кого багровые глаза? У тех, которые долго сидят за вином, которые приходят отыскивать вина приправленного. Не смотри на вино, как оно краснеет, как оно искрится в чаше, как оно ухаживается ровно; впоследствии, как змей, оно укусит, и ужалит, как аспид; глаза твои будут смотреть на чужих жён, и сердце твоё заговорит развратное; и ты будешь, как спящий среди моря и как спящий на верху мачты. И скажешь; «Били меня, мне не было больно; толкали меня, я не чувствовал. Когда проснусь, опять буду искать того же».

Быт. 9 содержит пример глумливого воздействия вина. Ной насадил винограда, сделал вино и упился им. В пьяном состоянии он «лежал обнаженным в шатре своём» (ст. 21). Еврейский текст предполагает некоторую плотскую нечистоту. Хам, один из его сыновей, увидел его в таком виде и насмехался над ним. Его два других сына задом вошли в шатёр и покрыли его наготу, потому что устыдились его греховного состояния.

Ввиду своего общественного положения, примера и влияния некоторые иудейские вожди воздерживались от употребления вина. Священники не могли входить в Божий дом в состоянии опьянения (Лев. 10:9). Царям также слагается совет избегать вина, потому что это может послужить неправедности их суда (Прит. 31:4-5). По назарейскому обету, высочайшему обету посвящения в Ветхом Завете, участникам его воспрещалось употреблять вино (Чис. 6:3), Таким же образом и духовным руководителям в наши дни следует избегать употребления спиртных напитков, чтобы они могли служить примером поведения, контролируемого Святым Духом.

Павел употребляет слово nephalios не в духовном смысле (избежание опьянения), а в переносном: быть постоянно в состоянии боевой готовности. Пресвитер должен избегать в своей жизни всяких крайностей, которые мешают ясному мышлению и здравому суждению.

Комментатор Уильям Хендриксен говорил: «Жизнь такого человека отличается глубиной. Он испытывает удовольствие не в плотских ощущениях пьяницы, но в душевном удовлетворении. Он исполнен духовной и моральной убеждённости. Он не предаётся излишествам (в употреблении вина и т.д.), но умерен, уравновешен, спокоен, внимателен, устойчив и трезв. Эти черты распростра няются на его физические, моральные и умственные вкусы и привычки».

Пьянство — это только одна сфера, в которой имеет место излишество. Чрезмерное увлечение пищей называется грехом проповедника, но часто это просто проявление критического отношения к духовным руководителям. Но, тем не менее, они должны проявлять умеренность и уравновешенность во всех сферах жизни.

«Целомудрен» — Он дисциплинирует себя

Греческое слово sophron, переведенное как «целомудрен» говорит о дисциплине или самоконтроле. Это — результат трезвости (ст. 2). Трезвый человек избегает крайностей, так что он может ясно видеть положение дел и эта ясность мысли ведёт к упорядоченной, дисциплинированной жизни. Он знает, как упорядочить свою жизнь.

Sophron характеризует человека, который серьёзен в духовных вопросах и репутация которого общепризнанна. Это не означает, что он лишён чувства юмора; напротив, каждый духовный руководитель отличается жизнерадостностью, знает, как его употреблять и сам любит здоровый юмор. Но ему нужно правильно разбираться в жизненных ценностях.

Некоторые молодые люди отличаются легкомысленностью, но чем дольше они идут за Христом и наблюдают жизнь, тем больше они видят окружающее глазами Бога. По прошествии определённого времени их легкомыслие сменяется пониманием человеческой обреченности и неизбежности ожидающего впереди ада. Это является частью сущности трезвого человека.

Я получил письмо от одной женщины, которая благодарила меня за нашу радиопрограмму, помогшую ей преодолеть десятилетнюю склонность к чтению романов. Она научилась разбирать Божье Слово и размышлять над ним, а не тратить попусту время на чтение этой бессмысленной литературы. Она выражала благодарение Богу за Его благодать в её жизни. Я радовался вместе с ней, потому что она настроила свой разум на истину, достойную размышления.

Павел говорил: «Наконец, братия (мои), что только истинно, что честно, что справедливо, что чисто, что любезно, что достославно, что только добродетель и похвала, о том помышляйте» (Фил. 4:8), Это характеристика упорядоченного и дисциплинированного разума.

«Благочинен» — Он хорошо организован

Греческое слово kosmios переводится как «благочинен»… Оно образовано от однокоренного слова kosmos, которое в общем смысле относится к взаимодействию человеческой. Божественной и сатанинской ценностей. Человек, отличающийся благо чинностью, осуществляет систематический, организованный подход ко всем аспектам своей жизни.

Такой человек прилежно исполняет свои многочисленные функции и обязанности. Его дисциплинированный разум производит дисциплинированные действия — «благочинность».

Хаос представляет полную противоположность kosmios. Пресвитеры не должны вести хаотическую, беспорядочную жизнь, потому что в их функции входят управление, надзор, планирование и установление порядка первоочередных задач.

В служении нет места для человека, чья жизнь беспорядочна. В течение ряда лет я встречался со многими людьми, у которых возникали трудности при служении, потому что они не могли привести свою жизнь в соответствующий порядок. Они не могли сосредоточить своё внимание на каком-либо задании, поставить цели и стремиться к их достижению. Подобный беспорядок является препятствием к духовному служению.

«Страннолюбив» — Он гостеприимен

Греческое слово, переведенное как «страннолюбив», состоит из двух слов xenos («странник») и phileo («любить» или «являть привязанность») и означает любить странников.

Часто я слышу, как говорят, что такая-то сестра имеет дар гостеприимства, потому что она великолепно готовит или потому что любит, когда её навещают друзья. Как бы ни важны и приятны были эти достойные черты, они не представляют собой примеры библейского страннолюбия.

Библейское страннолюбие проявляется в любви и доброте не по отношению к друзьям, а по отношению к незнакомым людям. В Лук. 14:12-14 Иисус говорит: «Когда делаешь обед или ужин, не зови друзей твоих, ни братьев твоих, ни родственников твоих, ни соседей богатых, чтобы и они тебя когда не позвали, и не получил ты воздаяния. Но когда делаешь пир, зови нищих, увечных, хромых, слепых, и блажен будешь, что они не могут воздать тебе, ибо воздается тебе в воскресение праведных».

Я сознаю, что явление любви к странникам требует опреде лённой защищенности и может быть даже опасно, потому что некоторые могут злоупотреблять вашей добротой. Бог не требует, чтобы мы забывали о мудрости и осмотрительности в своих отношениях со странниками, т.е. незнакомыми людьми (ср. Мтф. 10:16), но Он требует от нас проявления любви к ним через гостеприимство (Рим. 12:13; Евр. 13:2; 1-е Пет. 4:9).

Когда я рассматриваю свою ответственность в отношении любви к странникам, я вспоминаю, что Бог принял нас в Свою семью, ведь мы были «отчуждены от общества Израильского, чужды заветов обетования, не имели надежды и были безбожники в мире» (Еф. 2:12). Так как те из нас, кто принадлежал к числу язычников, были приняты Богом, как мы можем отказаться принимать странников в своем доме? В конце концов, всё, чем мы обладаем, принадлежит Богу, а мы просто Его управители.

«Учителен» — Он способен к наставлению

Греческое слово didaklikon. переведенное как «учителен» в Новом Завете используется только дважды (1-е Тим, 3:2 и 2-е Тим. 2:24). Оно означает «искусный в учительстве». Эта способность является единственной чертой, которая имеет отношение к функции пресвитера и отличает его от диакона.

Павел неоднократно напоминает Тимофею о первостепенной важности учительства (1-е Тим. 5:17; 2-е Тим. 2:2,15). Пресвитеры должны отличаться способность к наставлению других в передаче Божьего Слова и доносить его истины до сердец слушающих.

Самый могучий стимул к эффективному учительству — это достоверность. Способный и опытный учитель будет поступать согласно проповедуемым словам. Если вы преподаете одно, а поступаете иначе, то вы противоречите сами себе и подрываете своё учение,

Павел говорил Тимофею; «Никто да не пренебрегает юностью твоею: но будь образцом для верных» (1-е Тим. 4:12). Он хотел, чтобы Тимофей был образцом, которому могли следовать другие, а именно: прототипом своего личного учительства. Павел продолжает перечислять жизненные сферы, в которых Тимофею надлежит быть примером: «В слове [что вы говорите], в житии [что вы делаете], в любви [что вы чувствуете], в духе [что вы думаете], в вере [во что вы верите], в чистоте [какие вами управляют побуждения]» (ст. 12). Именно таким должно быть поведение человека, искусного в учительстве.

В 1-е Кор. 11:1 Павел говорит: « Будьте подражателями мне, как я Христу. Вы не обладаете качествами искусного учителя, если не можете призвать людей следовать своему примеру.

Святой Дух наделяет даром учительства тех, кто призван наставлять церковь в Слове (Рим. 12:7; 1-е Кор. 12:28; Еф. 4:11). Это не природная способность, но дар Святого Духа. Который даёт возможность действенно преподавать Божье Слово.

1-е Тим. 4:6 описывает доброго служителя, питаемого «словами веры и добрым учением». Хотя Тимофей и был подобным служителем, Павел призывает его внимательно вникать в здравое учение, которому он был научен. В 1-е Тим. 6:20 Павел говорит: «О Тимофей! храни преданное тебе». Во 2-е Тим. 1:13-14 он произносит такие слова: «Держись образца здравого учения, которое ты слышал от меня… Храни добрый залог Духом Святым, живущим в нас».

Вообще говоря, чем большими доктринальными познаниями обладает учитель, тем более искуснее и опытнее будет его учительство. Это не значит, что новообращённый христианин не может быть искусным в учительстве, но ему придётся вложить много труда, чтобы восполнить недостаток познания.

Поведение учителя не менее важно, чем его познания. Если вы преподаёте Божье Слово, самонадеянны и высокомерны, то тем самым сводите на нет свои слова и утверждения. Именно поэтому совершенно необходимо для искусного учительства наличие смирения. Павел говорил: «Рабу же Господа не должно ссориться, но быть приветливым ко всем, учительным, незлобивым» (2-е Тим. 2:24).

«Не пьяница» — Не пристрастен к спиртным напиткам

Греческое слово paroinos. переведенное как «пьяница» означает «тот, кто пьёт». Это не относится к пороку пьянства, но является очевидным препятствием на служение. Здесь сущность заключается в репутации человека: известен ли он как пьющий вино?

Мы подтвердили, что греческое слово, переведенное как «трезв» (ст. 3), в буквальном смысле определяет того, кто не одурманен вином. Parainois также означает что, такой человек не является завсегдатаем ресторанов, кафе и баров. Он не замешан в домашних скандалах из-за пьянства. Его образ жизни не имеет никакого отношения к спиртному.

«Не бийца» — Он не отличается воинственным характером

Вы не можете быть пресвитером, если разрешаете споры не мирным путем, Греческое слово paroinos, переведённое «бийца», означает «кулачный боец» или «любитель сражаться». Пресвитер не должен выходить из себя и применять физическое насилие. Эта черта тесно связана с предыдущей, потому что подобное проявление насилия выражается у людей, которые увлекаются спиртными напитками.

Духовный руководитель должен быть способен разрешать все вопросы трезво осмысленно. Павел говорил: «Рабу же Господа не должно ссориться» (2-е Тим. 2:24).

«Тих» — Он легко прощает человеческие слабости

Мы пропускаем черту «не стяжателен», которая появляется в некоторых переводах, но отсутствует в лучших греческих рукописях. Это качество идентично по значению «не корыстолюбив» (ст. 3), которую мы рассмотрим ниже.

Греческое слово epieikes, переведенное как «тих» означает «внимателен, сердечен, терпелив, милостив, мягок». Аристотель говорил, что эта черта характеризует человека, который легко прощает человеческие слабости. Этот термин также находит своё отражение во 2-е Тим. 2:24: «Рабу же Господа не должно ссориться, но быть приветливым ко всем, учительным, незлобивым».

В практическом смысле слово «тихий» означает способность помнить добро и забывать зло. Вы не должны вести счет плохих дел, которые совершили люди против вас (ср. 1-е Кор. 13:5). Эта черта имеет важное значение для духовного руководителя. Я знаком с некоторыми людьми, которые оставили своё служение, потому что не могли переносить людей, которые критиковали их или выводили из себя. Они были постоянно недовольны и негодовали, на этих людей, в конечном итоге лишило их радости служения другим.

Блюдите себя, не говорите и не допускайте даже мысли о том, что кто-то причинил вам обиду, потому что всё это не служит благим целям, а лишь будоражит рану и затмевает ваш разум волнами гнева.

«Миролюбив» — Он не вступает в споры

Греческое слово amachos, переведённое как «миролюбив», аналогично по значению слову — те plektes — «не бийца» (ст. 3). Различие состоит в том, что последнее имеет отношение к отсутствию физического насилия, а первое — к миролюбивому отношению.

Когда в вашей церкви несколько церковных руководителей, участвующих в принятии решений, то вы далеко не уйдёте, если некоторых из них отличает не миролюбивый дух и склонность к спорам. Поэтому Павел говорил: «Рабу же Господа не должно ссориться, но быть приветливым ко всем, … незлобивым» (2-е Тим. 2:24). Духовный руководитель должен быть миротворцем.

«Не сребролюбив» — Он не пристрастен к деньгам

Греческое слово aphilarguros, переведенное как «не сребролюбив», является отрицательной формой греческих слов, означающих «любовь» и «серебро». Оно говорит о таком человеке, который не любит деньги.

Любовь к деньгам может исказить и подорвать служение человека, потому что она является движущей силой, побуждающей его рассматривать людей как средство наживы. Павел говорил: «Великое приобретение — быть благочестивым и довольным. Ибо мы ничего не принесли в мир; явно, что ничего не можем и вынести из него. Имея пропитание и одежду будем довольны тем. А желающие обогащаться впадают в искушение и в сеть и во многие безрассудные и вредные похоти, которые погружают людей в бедствие и пагубу» (1-е Тим. 6:6-10).

Каким образом мы можем себя оградить от сребролюбия? Я использовал следующий простой принцип: не полагайте цены за своё служение. Иногда мне задают вопрос, сколько я обычно прошу за свой труд по учительству или за проповедование. Я не ставлю никакой цены. Если мне платят — прекрасно; если нет — тоже хорошо. Я предаю всё в руки Господа и тех людей, которым служу. Я принимаю всё из Его руки, но не хочу, чтобы моё служение зависело каким-либо образом от денег.

Если кто-либо предлагает вам денежный дар, о котором вы не просили, вы можете его принять как от Господа и поблагодарить за него. Но если вы преследуете материальную цель, то никогда не разберётесь, откуда эти средства: от Него или в ответ на ваши собственные усилия. Это лишает вас истинной радости осознания Божьего попечения о своих нуждах.

«Хорошо управляющий» — У него благочестивая семья

1-е Тим. 3:4-5 говорит, что епископ должен быть «хорошо управляющий домом своим, детей содержащий в послушании со всякою честностью; ибо, кто не умеет управлять собственны домом, тот будет ли пещись о Церкви Божией?» Следует обращать внимание на домашнюю жизнь пресвитера или епископа. Прежде чем приступить к церковному руководству, ему необходимо продемонстрировать духовное управление своим домом.

Греческий глагол, переведенный как «управляет», означает «осуществлять руководство, пользоваться авторитетом, предстоять или стоять во главе». Духовный руководитель стоит во главе своего дома. Это подтверждает сущность библейского учения о главенстве мужчины в семейных и домашних отношениях. Вне всякого сомнения, и муж, и жена несут свои обязанности и жена решает многие домашние вопросы, но главенство принадлежит мужу.

Тот же самый греческий глагол употребляется в 1-е Тим. 5:17: «Достойно начальствующим пресвитерам должно оказывать сугубую честь». Способность пресвитера к управлению церковью подтверждается в его доме. Поэтому для того, чтобы соответствовать руководящему положению в церкви, он должен быть сильным духовным главой в своем доме.

Он должен хорошо управлять своим домом. Можно встретить множество мужей, которые управляют своими домами, но не делают это хорошо и не получают желаемых результатов.

Говоря о чьём-то доме, следует упомянуть и финансовую сторону. Человек может любить Господа и в духовном и моральном отношении соответствовать руководящему положению. Он может также быть искусен в учительстве и иметь верную жену и детей, которые подчиняются его руководству в доме, но он может неправильно расходовать свои материальные средства и все время пребывать на «мели». Будучи неспособным хорошо управлять домом в финансовом отношении, он не подходит на духовное руководящее служение в церкви. Домостроительство в отношении собственности является критической проверкой способности человека к руководству, а его дом является местом, где он может проявлять эти способности.

Греческое слово, переведённое как «послушание», является военным термином, который подразумевает порядок подчи нённости высшему чину. Дети главы семьи должны подчиняться его авторитету и быть почтительными, собранными и дисциплинированными. Это качество имеет место только в том случае, если у пресвитера есть дети. Но он соответствует своему служению, если у него и нет детей.

Тит. 1:6 говорит, что пресвитер должен быть человеком, который «детей имеет верных, не укоряемых в распутстве или непокорности». Греческое слово pistos, переведённое как «верных», в этом контексте имеет отношение к вере в Писание. Дети пресвитера должны верить в проповедуемое им слово. Если этого нет, то от этого страдает убедительная сила его служения.

Греческое слово, переведённое «со всякою честностью», относится к достоинству и уважению. Оно имеет оттенок достоинства, вежливости, смирения и скромности. Дети церковного руководителя должны чтить своих родителей.

Вполне возможно, что человек, который по всем статьям подходит для духовного руководства, может не соответствовать ему только из-за своего семейного положения. Его жизнь может быть в порядке пред Господом, но он пришёл к Христу, после того как его жена и дети были уличены в греховной поведения. В этом случае он не подходит для руководства в церкви.

Он может иметь таких детей, которые не разделяют его избрание Христом. В этом случае он не соответствует этому служению, но у Бога в отношении его есть другие планы. Он может нести другое служение. Церковное руководство — высокая цель, но всякое служение нужно и важно (1-е Кор. 12:12-25). Самое главное состоит в том, чтобы он верно исполнял служение, на которое назначил его Бог, и не считал, что его задача мене важна, чем у другого человека.

В Ветхом Завете для назначения на священническое служение имелись определённые физические ограничения. Лев. 21:16-20 гласит: «И сказал Господь Моисею, говоря: Скажи Аарону: никто из семени твоего во все роды их, у которого на теле не будет недостаток, не должен приступать, чтобы приносить хлеб Богу своему. Никто, у кого на теле есть недостаток, не должен приступать, ни слепой, ни хромый, ни уродливый, ни такой, у которого переломлена нога или переломлена рука, ни горбатый, ни с сухим членом, ни с бельмом на глазу, ни коростовый, ни паршивый, ни с повреждёнными ядрами».

Это было не комментарием в отношении характера или духовной жизни человека, обладающего недостатками, но комментарием в отношении избрания Богом людей определённого типа на священническое служение. Никто из людей, имеющих физические недостатки, не мог совершать обязанностей священника. Господь желал иметь в качестве образцов духовного служения людей, не имеющих никакого изъяна. То же самое относится и к духовному руководству. Бог желает, чтобы пресвитеры вели примерную домашнюю жизнь без какого бы то ни было изъяна.

Чрезвычайно важно, чтобы отец был авторитетен и чтобы дети были ему покорны. При непослушании незамедлительно проявляются все негативные последствия. В связи с грехопадением все человеческие существа начали погружаться в духовный грех и нечистоту. И только физическим наказанием вы можете научить нечестивца добру (Прит. 13:24).

Отец должен также проявить достаточную мудрость, чтобы дети непринуждённо и сознательно повиновались ему. Неизбежно появятся вопросы: «А почему мне этого нельзя?» или «Почему я должен это делать? Независимо от того, нравится вам это или нет, при воспитании своих детей вы всё время будете для них самым близким теологом и философом. А для этого вы должны быть разумны в том, что вы ожидаете от них.

В дополнение к этому, отец должен проявлять к детям любовь, чтобы им было легко повиноваться ему. Ваши дети должны слушаться вас, чтобы не случилось ничего, что испортило бы с вами их взаимоотношения.

Я считаю, что нет лучшего места, где проявлялась бы приверженность человека по восполнению нужд других людей, чем собственный дом. Проявляет ли он заботу о своей семье и любовь к ней? К каждому члену семьи? Старается ли он своим усердным трудом выполнить все их нужды? Если нет, то, как он тогда может проявлять заботу о церкви?

«Не новообращённый» — Он зрелый и опытный христианин

Смирение является чрезвычайно важной духовной чертой, о которой мы уже упоминали при рассмотрении качеств духовного руководителя. Хотя Павел в этом отрывке не приводит смирение как качество, она явно просматривается в его предупреждении духовной гордости.

Греческое слово neophutos, переведенное как «новообращённый», означает «новонасаждённый». Смысл этого термина состоит в том, что пресвитер должен быть не из новичков или тех, кто только что получил крещение. В Новом Завете слово neophutos употребляется только однажды. Помимо Нового Завета, в буквальном смысле, оно входит в выражение, употребляемое при посадке деревьев в грунт.

Духовно зрелый христианин представляет собой полную противоположность новичку. Пресвитер должен быть зрелым в вере. Конечно, зрелость — это весьма относительное понятие; и понятие зрелости во всех церквях не одинаково. Сущность этого понятия состоит в том, что пресвитер должен отличаться большей зрелостью, чем церковь, находящаяся под его началом.

Греческое слово tuphoo, переведённое как «возгордился», означает «погружаться в дым» или «подниматься клубами». Это — образное выражение, передающее состояние, когда вас затмевает гордость. Мы не хотим, чтобы разум новообращённых затмевался ложным чувством духовности и гордости.

Основная сущность состоит в том, что новообращённый не может вступать на руководящую должность не потому, что не обладает способностью к учительству других — он может иметь хорошие познания из Библии и прекрасно их преподавать другим — и не потому, что он не обладает хорошими организаторскими способностями, совсем не в этом дело, — он может быть сильным руководителем — и не потому, что он недостаточно знает Божье Слово — он может прилежно изучать Библию и хорошо её знать. А потому, что если вы поднимете его на высоту духовного служения в один ряд с благочестивыми мужами, то ему придётся испытывать борение с духовной гордостью.

Он может полностью соответствовать качествам, перечисленным в 1-е Тим. 2:3, имея непорочную жизнь и прекрасную семью. Но, если он сравнительно молодой христианин, то при возведении его в ряд старейшин и более опытных христиан, являющихся членами церкви целый ряд лет, он проявит склонность к духовной гордости.

Районная Церковь Благодати по сравнению со многими другими церквями является зрелой церковью. Это — не хвастливое заявление, а просто результат длительного существования и первоочередных задач в служении. Она существовала в течение более тридцати лет и всё это время преподавала истины Божьего Слова. Следовательно, в своей общине мы имеем много представителей третьего, четвёртого, пятого и шестого поколений христиан. Наши пресвитеры являются зрелыми мужчинами, имеют глубокие познания в Слове, преподают его и провели многие годы в подготовке к этому руководящему служению.

Если бы мы поставили пресвитером сравнительно молодого христианина, то у него было бы искушение легко возгордиться, тем самым впав в грех, своим быстрым восхождением на высокое духовное служение.

Представьте себя миссионером в отдалённой части света, ведущим работу по христианизации туземцев. Вы учреждаете церковь, проводите служение в течение шести месяцев и затем вам нужно возвратиться домой. До своего отъезда вам приходится избрать кого-либо на пасторское служение. Этот человек, вероятно, будет из новообращённых, но вы стараетесь найти такого, какой был бы по сравнению со всей общиной более зрелым. Для того чтобы стать пресвитером в Церкви Благодати, этому человеку понадобилось бы десять лет, но в этой туземной общине при всех местных условиях и обстоятельствах он вполне подходит на роль пастора.

У нас есть несколько молодых выпускников семинарии, которые несут здесь служение, но не являются пресвитерами, потому что у церкви очень высокое представление о руководящей роли пресвитера. Многие из этих молодых людей прекрасные учители и их моральный облик и семейная жизнь не вызывает никаких порицаний, но назначение их в руководство в начале служения возгордило бы их.

Многие представители нашей молодёжи перешли из нашей церкви пресвитерами в Церкви Благодати на пасторское служение в другие церкви так и не побывав. Но в тех церквях их рассматривали как людей, обладающих духовной зрелостью, которые могут ими руководить и питать истинами Божьего Слова.

Вы могли бы ожидать, что Павел скажет, что руководители, впавшие в гордость, будут недействительными служителями или впадут в грех, но вместо этого он говорит, что они подпадут «осуждению с диаволом» (1-е Тим. 3:6). Это очень серьёзное положение.

Что такое осуждение с дьяволом? Некоторые считают, что гордый руководитель будет осуждён дьяволом, но Писание никогда не изображает дьявола в роли судьи, который приговаривает людей к осуждению. Так как Писание представляет Бога как Судию, лучше всего понимать это выражение как приговор, который Бог в Своём суде выносит дьяволу. Гордый служитель понесёт такое же осуждение, как и тот. Вывод подтверждается, в котором говорится о гордости, а само Писание учит, что Бог противится гордым (Иак. 4:6).

Осуждение дьявола вызвало низведение его с высокого положения из-за гордости. Бог сделает-то же самое со всяким человеком, который возгордится из-за своего несвоевременного назначения в духовные руководители.

Грех Люцифера состоял в гордости, за которую он был изгнан Богом с небес. Мы видим, как его горделивый характер проявляется в Ис. 14:12-14: «Как упал ты с неба, денница, сын зари! разбился о землю, попиравший народы. А говорил в сердце своём: «взойду на небо, выше звёзд Божиих вознесу престол мой, и сяду на горе в сонме богов, на краю севера; взойду на высоты облачные, буду подобен Всевышнему».

Он хотел узурпировать Божью власть. Он повторил 5 раз о своих намерениях, но Бог сказал: «Но ты низвержен в ад, в глубины преисподней. Видящие тебя всматриваются в тебя, размышляют о тебе: «тот ли это человек, который колебал землю, потрясал царства» (ст. 15-16).

Вместо того, чтобы превознестись, сатана претерпел унижение. Чтобы не подвергнуть человека подобному осуждению, мы должны не торопиться назначать его в духовное руководство. Не потому что руководящий брат, впавший в гордость, потеряет спасение, что совершенно невозможно, а потому что он потеряет свой высокий и уважаемый пост.

«Доброе свидетельство от внешних» — Его уважают неверующие

Греческое слово kalos, переведённое как «доброе», имеет значение внешнего и внутреннего добра или добродетели. Пресвитер должен иметь добрый характер и хорошую репутацию.

Греческий глагол martureo, переведенный как «свидетельство», (отсюда происходит слово мучение), имеет значение «удостоверяющее свидетельство». Характер пресвитера должен удостоверяться свидетельством других людей.

«Внешние» значит не принадлежащие к числу членов церкви. Пресвитер должен иметь репутацию честного, любвеобильного, доброго, щедрого и радушного человека среди соседей, которые его хорошо знают. Это совсем не значит, что они будут согласны с его теологическими взглядами. В действительности может даже наблюдаться антагонизм, но в нём будут видеть волевого человека. Это важная черта, потому что пресвитер не может оказывать доброго влияния на окружающих, если они не уважают его. Это вызвало бы поношение Христа.

Греческое слово, переведённое как «поношение», означает «бесславие». Довольно безотрадную картину представляет то, что многие люди позорят Господа и Его церковь своими грехами. Именно поэтому репутация пресвитера должна отличаться безупречностью.

Между прочим, это качество не ограничивается грехами, совершенными им во время пресвитерского служения. Оно также включает любой грех прошлого, который опорочил его репутацию. Прежде чем поставить человека на руководящую духовную должность в церкви, следует принимать во внимание суждения окружающих о его репутации.

Важность хорошей репутации иллюстрируется на всём протяжении новозаветного повествования. Рим. 2:24 об Израиле: «Ибо ради вас… имя Божие хулится у язычников». Грех Израиля навлек поношение на их Бога; с церковью дело обстоит точно так же.

Я постоянно сознаю, что многие люди знают меня и им известно, чем я занимаюсь. Например, недавно мы с семьёй были в магазине и говорили о покупке некоторой мебели. Продавец терпеливо ждал, пока каждый выскажет своё мнение по этому поводу. Когда мы пришли к общему согласию, я сказал продавцу, что мы договорились, что купить. Он улыбнулся и промолвил: «А я вас знаю». Мне в голову тут же пришла мысль: «О, какое впечатление мы произвели на него?» Затем он сказал: «Я высоко ценю ваше служение». Для меня было облегчением, что наш продолжительный семейный разговор не повредил нашему свидетельству.

Каждому христианину всегда приходится что-нибудь делать на виду у всех. А людям нужно видеть вашу непорочную жизнь. Они могут не соглашаться с вашими убеждениями, но они должны видеть ваш благочестивый характер.

Павел, обращаясь к филиппийцам. высказывал своё желание: «Чтобы вам быть не укоризненными и чистыми, чадами Божиими непорочными среди строптивого и развращённого рода, в котором вы сияете, как светила в мире» (Фил. 2:15). Их достойная жизнь послужит свидетельством реальности их Бога. Это — высокий призыв и священная обязанность. В Кол. 4:5-6 Павел говорит: «С внешними обходитесь благоразумно… Слово ваше (да будет) всегда с благодатью, приправлено солью, дабы вы знали, как отвечать каждому». Хорошая репутация включает в себя мудрые слова, а также дела благочестия.

Пресвитерам нужно иметь доброе свидетельство от внешних, чтобы им не впасть «в сеть диавольскую». Сатана прилагает все свои усилия, чтобы уловить духовного руководителя, чтобы разрушить цельность и действенность его свидетельства и опорочить его. Он подобен рыкающему льву, который ищет кого поглотить (1-е Пет. 5:8) и духовные руководители являются главной мишенью его нападок.

Подобно всем христианам, пресвитеры имеют свои слабости и уязвимые места и иногда попадают в одну из ловушек, расставленных сатаной. Только совершенный человек не спотыкается (Иак. 3:2). Пресвитеров должна отличать особая осторожность и способность к распознаванию опасностей, чтобы избежать вражеские западни, а не пасть жертвой расставляющего их. Только тогда они смогут спасать от них других.

Ефесской церкви необходимо было проверять своих руководителей; это делаем мы и сейчас. Будущее церкви зависит от духовных руководителей наших дней и от их внутренних качеств. Бог создаёт мужей для руководства Своим стадом. Мы как церковь должны найти, отделить и поставить их на руководящее служение, молиться за них и следовать их примеру. Этим самым мы прославим Бога.