Приложение 5

Исправление согрешившего брата

Мы проследили в Мтф. 18 как Господь наставляет Своих учеников в дисциплине и как прощает тех, которые грешат. Как вы поступаете, когда человек приходит к покаянию и отвращается от греха? Вы прощаете его в полном смысле слова. Что вы делаете, после того как человек получает прощение? Вы его исправляете.

В Гал. 6 Павел приводит три важных указания исправления грешников.

Помогайте подняться грешнику

Стих 1 гласит: «Братия! если и впадет человек в какое согрешение, вы духовные исправляйте такового в духе кротости, наблюдая каждый за собою, чтобы не быть искушенным». Термин «братия» Павел адресует церкви как семье и рассматривает вопрос как себя вести в том случае, когда христианин «впадает в согрешение».

Слово paraptoma, переведенное как «согрешение» (значит «ошибка» или «преткновение») и воспринимается многими как нечто меньшее, чем грех. Я считаю, что оно обозначает нечто иное, чем грех. В контексте отрывка Гал. 5:16.25 Павел советует поступать по Духу. Сама идея грехопадения является не столько теологическим определением, сколько образным выражением, означающим духовное хождение.

Обратите внимание на слово «впадет». Греческий глагол prolambano переведенный «впадет», означает «застать кого-то врасплох». Грех не застанет нас врасплох, потому что если мы поступаем по Духу, то обладаем способностью распознавать его присутствие. Следовательно, не существует такого понятия, как невольный грех.

Если вы замечаете, что кто-то грешит, не означает, что вы должны везде выискивать присутствие греха. Этот стих просто говорит о том, что, поступая по Духу, вы можете встретить кого-нибудь в состоянии греха, кто нуждается в вашей помощи.

Павел недвусмысленно призывает к исправлению, которое должно быть передано в руки христиан, к которым он обращается: «вы духовные». Что значит быть духовным? Мы найдем краткое определение этого понятия в 1-е Кор. 2:15-16: «Но духовный судит обо всем, а о нем судить никто не может. Ибо кто познал ум Господень, чтобы мог судить его? А мы имеем ум Христов». Быть духовным значит иметь ум Христов.

Рассматривая значение этого понятия под другим углом. Еф. 5:18 гласит: «Исполняйтесь Духом». Кол. 3:16 говорит: «Слово Христово да вселяется в вас обильно, со всякою премудростью». Заметьте, что, следуя обоим повелениям, можно прийти к одним и тем же результатам. Поэтому, мы приходим к следующему заключению: исполниться Духом — это то же самое, что раскрыть свое сердце, чтобы Слово Христово вселялось в него обильно. Духовный человек — это тот, кто поступает по Божьей воле, как это ему открыто через Божье Слово и вызвано к действию Святым Духом.

Глагол katartizo в Гал. 6:1. переведенный как «исправляйте», означает привести что-либо в исходное состояние, например: поломанные кости, вывихи и смещения, порваны сети для рыбной ловли. Этот термин употребляется также в отношении примирения двух антагонистических группировок.

«В духе кротости» означает, что человек, поддерживающий слабого брата, должен это совершать в смиренном состоянии. Обратите внимание наследующую фразу: «наблюдая каждый за собою, чтобы не быть искушенным». Когда мы исправляем другого человека, то должны сознавать, что сами могли бы оказаться в подобном положении. В среде христиан нет места духовной гордости, тщеславию и возвеличеванию себя. Нас должна характеризовать кротость. Мы должны сознавать, что и сами могли бы также впасть в грех.

В 1-е Кор. 10 мы видим, что те, кто пережил великие благословения от Бога, могут все еще грешить. Израиль был выведен из Египта «под облаком, и все прошли сквозь море» (ст. 1). Блуждая по пустыне, водимые Божьим облаком и сиянием славы Его, они, наконец вошли в обетованную землю. Но, несмотря на все благословения, заботу и попечение от Бога, 23000 израильтян впали в блудодеяние и подверглись Божьему суду. Этот народ, обладавший таким великим преимуществом, все еще грешил. Затем Павел прилагает это, к христианам: «Все это происходило с ними, как образы, а описано в наставление нам, достигшим последних веков. Посему, кто думает, что он стоит, берегись, чтобы не упасть» (ст. 11-13). Берегитесь, если вы думаете, что непобедимы.

Вам нужно проявлять готовность преклониться и помочь подняться упавшему человеку, зная, что сами могли бы очутиться на его месте. Рано или поздно вы можете совершить грех, который необходимо будет исправить и освободиться от него.

Поддерживайте грешника

Гал. 6:2 продолжает: «Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов». Павел, употребляя образное выражение хождения, говорит: если вы увидите на дороге человека, упавшего под непомерно тяжелой ношей или бременем, вы должны помочь ему ее нести.

Бремя — это духовная слабость, которая угрожает ввести человека в грех. Бремя — это трещина, которую находит сатана в человеке или в его характере. Во многих случаях человек может впасть в грех, придти затем к покаянию, получив прощение и быть допущен в общину верующих. Но если никто не захочет помочь нести ему это бремя, то человек будет впадать в этот грех снова и снова.

Однажды ко мне пришел в смятении и слезах молодой человек. Он сказал: «Будучи гомосексуалистом, я вручил свою жизнь Христу и был спасен, но все еще у меня есть к этому склонность и я грешу. Я каждый раз приношу покаяние, отвращаясь от этого греха и прошу Бога меня простить». Я посоветовал ему: «Каждый раз, когда у вас в следующие две недели появятся подобные желания и нечестивые мысли я хочу, чтобы вы их кратко записали и дали им объяснение. Затем через пару недель мы встретимся вновь, и вы прочитаете мне эти записи». Хотя он был очень удивлен моими словами, но через две недели предстал передо мной с улыбкой на устах: «Мне ничего не пришлось записывать, потому что я ничего плохого не совершил — и это первый раз за две недели». «Как вы думаете, почему?» — спросил я. Он сказал: «Мне не хотелось вступать в такие отношения, потому что мне бы пришлось записать их и затем прочитать вам». Подотчетность — это один из методов несения бремени брата во Христе.

Существует много других методов несения бремени другого человека. Вы не представляете, скольким я говорил: «Если вы чувствуете себя так, что не можете удержаться от искушения, я предлагаю, чтобы вы набрали номер телефона какого-либо вашего знакомого, верующего человека и поделились своим бременем, чтобы он помог вам его нести». Исправление — это не просто совет: «Грейтесь и питайтесь» (Иак. 2:16). И мы не только должны цитировать Пс. 54:23: «Возложи на Господа заботы твои» (ср. 1-е Пет. 5:7). Господь хочет поддерживать через нас других людей. Нам нужно сообща нести бремена друг друга.

Вы заметите в конце Гал. 6:2, что носящие бремена других людей, таким образом исполняют «закон Христов». В Иоан. 13:34 Иисус говорит: «Заповедь новую даю вам, да любите друг друга». Закон Христов — это закон любви. Иаков называет его «закон царский» (Иак. 2:8), «закон свободы» (Иак. 1:25).

Кому вы в настоящее время помогаете нести бремя искушения и слабости? Если вообще помогаете? Легко просто пройти мимо нуждающегося человека, говоря про себя: «Я не хочу даже общаться с грешниками, потому что их грех может коснуться меня и запятнать».

Если и ваша точка зрения по этому вопросу такова же, то читайте следующие слова: «Ибо, кто почитает себя чем-нибудь, будучи ничто, тот обольщает сам себя» (Гал. 6:3). Когда я думаю, что я лучше других, то это происходит потому, что я равняюсь не на тот пример. Я могу всегда найти тех. кто хуже меня. Но Павел говорил: «Ибо мы не смеем сопоставлять или сравнивать себя с теми, которые сами себя выставляют: они измеряют себя самими собой и сравнивают себя с собою неразумно» (2-е Кор. 10:12). Это происходит потому, что Христос, а не кто-либо другой по нашему выбору, является примером который, мы должны брать с Него. Иоан. 2:6 гласит: «Кто говорит, что пребывает в Нем, тот должен поступать так, как Он поступал». Так как Христос является примером, то мы должны равняться на Него. Но каков будет результат? Мы окажемся отнюдь не на высоте.

Гал. 6:4 говорит: «Каждый да испытывает свое дело, и тогда будет иметь похвалу только в себе, а не в другом». Вы можете заявлять, что совершаете труд ради Господа и относитесь к числу духовных христиан, но вам нужно это доказать. Придет тот день, когда вы предстанете перед Христом наедине притязая на духовность. Высший суд Христа, о котором упоминают следующие стихи, — это то время, когда Им будут раздаваться верующим награды за труд.

Отк. 22:12 Иисус сказал: «Се, гряду скоро, и возмездие Мое со Мною, чтобы воздать каждому по делам его».

2-е Кор. 5:10 «Ибо всем нам должно явиться пред судилище Христово, чтобы каждому получить соответственно тому, что он делал, живя в теле, доброе или худое».

1-е Кор. 3:12 Павел даст определение нашим трудам, называя их золотом, серебром, драгоценными камнями, деревом, сеном, соломой. Незначительные и бесполезные труды, названные деревом, сеном и соломой, — все подвергнутся сожжению огнем (ст. 13).

Гал. 6:5 гласит: «Ибо каждый понесет свое бремя». Это бремя совершенно иного порядка, нежели то, которое, представлено в стихе 2. Даже греческие термины различны. Baros в стихе 2 — это слово, которое означает «тяжелый груз», в то время как phortion в стихе 5 относится к легкой ноше. Последнее часто употребляется для обозначения общих жизненных обязанностей, которые человек должен самостоятельно нести. Одна из таких обязанностей состоит в том, чтобы помогать другим людям нести их непосильное бремя, и за этот акт милосердия человек пожнет вознаграждение в вечности.

Укрепляйте грешника

В Гал. 6:6 мы читаем: «Наставляемый словом делись всяким добром с наставляющим». Представьте себя в роли наставника, а исправляемого вами человека в роли студента. Хотя некоторые утверждают, что этот стих предполагает, что наставляющие или проповедующие Слово должны получать за это плату, истолковывая слово «добро» (agalhos) как денежные средства, я предпочитаю обратиться к 1-е Кор. 9 и посмотреть, подтверждается ли это. Я считаю, что этот стих говорит не о денежном вознаграждении. Agathos в новозаветном употреблении является общим термином, имеющим отношение к духовному совершенству. Например, в Рим. 10:15 речь идет о провозглашении или благовестии «благого» используется тот же термин, который встречается в Гал. 6:6; Евр. 9:11 и 10:1 и имеет отношение к благам Божьего царства.

В процессе исправления как наставляющий, так и исправляемый должны делить духовные благословения, вытекающие из этих взаимоотношений. Это последовательный, взаимонаправленный процесс назидания. И оба участвующие в нем, имеют свою долю в духовных благах возрастания и утверждения во Христе.

Мы должны помогать подняться более слабым братьям, поддерживать их и затем укреплять их. Как повествует Мтф. 18, этот процесс начинается с обличения их в своих грехах. Этот процесс не всегда увенчивается успехом и печально, что некоторые обличаемые вами люди не отвращаются от своего греха.

Затем, мы должны уметь прощать. Это также может быть очень болезненно, потому что тот, кого мы обличаем и мы хотим его простить, все еще может не реагировать должным образом.

И наконец, мы приводим раскаявшегося и прощенного грешника в первоначальное духовное равновесие. Этот процесс также может быть не лишен неприятных моментов, потому что он включает в себя несение тяжелого бремени. Но не позволяйте им мешать вам нести то жизненное служение, на которое вас призвал Господь. Нет большей радости, чем повиноваться Ему и Он будет идти вместе с вами бок о бок, употребляя вас для очищения Своей церкви (Мтф. 18:19-20).