Приложение 6

Должно ли исправлять падших руководителей?

В последнее время я наблюдаю участившееся случаи совершения тяжких грехов христианскими руководителями. Но как только шум общественного мнения по этому поводу затихал, почти мгновенно они возвращались на прежнее руководящее место. Печально, но теперь христиане большего и не ожидают от подобных руководителей. Мы находимся сейчас в таком состоянии, которое чревато серьезными последствиями.

Я недавно получил кассетную запись, которая вызвала у меня огромное беспокойство. Это была запись служения пастора, который предстал на всеобщее обозрение, исповедуя свой грех прелюбодеяния. Немногим больше, чем через год, пройдя период исправления и восстановления, этот человек возвратился по благословению своей церкви к публичному служению.

Это случается повсеместно. Я получаю множество запросов от других церквей по поводу того, составили ли мы какие-нибудь руководящие указания или учебник, помогающий согрешившим и падшим пасторам вернуться к служению. Несомненно многие думают, что в такой большой и многолюдной церкви, как наша, непрерывно проводится реабилитационная программа для согрешающих руководителей.

Серьезный грех среди христианских руководителей превратился в эпидемию. Подобное явление является признаком того, что что-то неблагополучно с церковью. Но еще большей проблемой стала терпимость к грехам наших руководителей. То, что церковь выражает готовность возвратить этих людей на прежнее место в руководстве, указывает на разложение, которое происходит в ней.

Мы должны сознавать, что нельзя приступать без надлежащей серьезности к руководящему служению в церкви. Непорочность и непогрешимость — вот самые главные требования, которые должны предъявляться к руководителю (1-е Тим. 3:2.10; Тит. 1:7). Это очень высокое требование и не всякий может соответствовать ему.

Некоторые грехи наносят непоправимый урон репутации человека и способствуют его отстранению от руководящего служения навсегда. Даже Павел, будучи Божьим мужем, говорил, что его страшит подобная возможность. В 1-е Кор. 9:27 он говорит: «Но усмиряю и порабощаю тело мое, дабы, проповедуя другим, самому не остаться недостойным».

Говоря о теле. Павел, несомненно, имел в виду прелюбодеяние. В 1-е Кор. 6:18 он описывает его как грех против своего тела. Безусловно такой грех является серьезным препятствием на духовное служение. 1-е Тим. 3:1 требует, чтобы пресвитеры были преданны только одной женщине — своей жене.

Как человек, запятнавший себя и которому церковь больше не доверяет, после годичного отсутствия может восстановить свою репутацию чистого и безукоризненного служителя? По Библии, не может. Подорванное доверие восстанавливается не так уж легко. Когда же страдает чистота, то способность руководить теряется навсегда. Точно так же, как лопается воздушный шарик от укола булавкой, по образному выражению моего друга Чака Свиндола.

А что можно сказать относительно прощения? Должны ли мы проявлять готовность к исправлению нашего брата, который впал в грех? В общем, конечно, да. Но не к руководящему положению. Возвращение отстраненного служителя на прежнее духовное положение является не проявлением любви, но актом непослушания.

Мы обязательно должны уметь прощать, но мы не можем изглаживать последствия греха. Я не за то, чтобы «добивать раненых» вернуть их. Я просто говорю, что вы не должны стараться скорей поставить их опять на прежнее место в первые ряды. Вне всякого сомнения, церковь должна сделать все возможное, чтобы помочь тем, кто, впав в грех, принес покаяние. Но эта помощь не включает восстановление человека на руководящее положение и облачение его прежней властью, после того как он показал себя недостойным и утратил право на нее. Поступить подобным образом значит пренебречь учением Библии.

Почему современная церковь отличается подобной терпимостью и попустительством к данным проявлениям? Я уверен, что главная причина состоит в грехе и духе неверия, которые наводнили церковь. Если рядовые христиане смогут понизить требования, предъявленные к руководству в церкви, то они будут чувствовать себя спокойнее в своем собственном грехе. В связи с тем, что современная религия уделяет основное внимание человеку, не являясь Богоцентричной, то бытует порочное мнение, что человек, совершивший тяжелейшие грехи, становится более эффективен в служении грешникам. Последствия подобной философии угрожающи. Мы должны равняться на служение безгрешного Божьего Сына. Церковь должна стремиться быть такой, как Он, а ее руководители уподобляться Христу.

Консервативные христиане в течение большей части этого века боролись за доктринальную чистоту. Это, конечно, очень важно, но мы терпим поражение в сражении за моральную чистоту. И самые большие потери происходят в среде наиболее значительных и влиятельных руководителей. Церковь не может с целью удобства снизить требования, предъявляемым к руководителям, она должна держать их на высоте, чтобы можно было вновь обрести чистоту. Если мы проявим свою несостоятельность в этом, то понесем полное поражение, независимо от того, насколько ортодоксальным является наше вероисповедание. Мы не можем одержать победу, если снижаем библейскими требования.

Молитесь за своих руководителей церкви. Пусть они несут отчет перед всей церковью. Ободряйте их и следуйте их благочестивому примеру. Вы должны помнить, что они не являются абсолютно совершенными людьми. Но продолжайте призывать их к высочайшим высотам благочестия и чистоты. Церковь должна иметь таких руководителей, которые отличаются истинной непорочностью, а все иное, что не соответствует этому высокому требованию, является мерзостью и нечистотой.