Ученичество ΙΙ

Слава Господу за этот замечательный псалом, Ларисе благодарность за исполнение. Хочется в небо. Хочется. А в чём наша уверенность, что мы однажды увидим исполнение своего желания? Она в том, что мы приходим в церковь для того, чтобы учиться. Церковь – это школа, вы согласны? Да, поэтому не только наши дети пойдут или пошли уже в школу, но и мы также в школе Иисуса Христа из года в год. Ну, давайте зададим вопрос, мы переходим с одного класса в другой или иногда остаёмся на два года в одном классе? Какие успехи в нашем обучении? Вот Иисус Христос сказал однажды… Евангелие от Иоанна 8 глава 31 стих, даже 30 и 31 стих. Интересные слова. Смотрите:

«Когда Он говорил это, многие уверовали в Него.Тогда сказал Иисус к уверовавшим в Него Иудеям: если пребудете в слове Моем, то вы истинно Мои ученики». Об учениках давайте поговорим. «сказал Иисус к уверовавшим в Него Иудеям: если пребудете в слове Моем, то вы истинно Мои ученики». А зачем верующим людям быть учениками? И вопрос: верующие и ученики это одно и тоже или нет? Сказал к уверовавшим, если пребудете в слове, то вы ученики, а если не пребудете в слове, то несмотря на то, что вы верующие, вы не являетесь моими учениками. Получается так, да? Если пребудете в слове, то будете моими учениками. Вот интересно, когда мы читаем Новый Завет, Евангелие, то мы очень редко встречаем слово «христианин», всего 3 раза. Кто-то посчитал, в новом завете три раза употребляется слово «христианин». В Антиохии ученики в первый раз начали называться христианами, Агриппа сказал Павлу: ты не много не убеждаешь меня сделаться христианином», и Апостол Пётр пишет «только бы не пострадал кто из вас как злодей, как посягающий на чужое, а если как христианин, то не стыдись. Ну, и всё, 3 раза упоминается христианин. Слово верующий в новом завете упоминается 56 раз, побольше. «А тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божьими». Вот мы прочитали текст, «сказал Иисус к уверовавшим в Него иудеям, если пребудете в слове моём, то истинно мои ученики». А слово ученик сколько раз встречается в Писании? В новом завете подсчитано 262 раза. Три раза христианин, 56 верующий и 262 раза ученик. Получается, что в первом веке всё-таки слово ученик Иисуса Христа это было более весомо и более значимо, и может быть это была последняя ступень нашего прихода ко Христу. А в нашем мире сегодня немножко по-другому значит. Реже мы употребляем слово ученик, чаще мы говорим христианин или верующий человек. Вот мы с вами верующие люди, мы с вами христиане, или мы с вами ученики? Чем отличается ученик от просто верующего человека или христианина? Скажите, пожалуйста. Вообще, чем отличается, вот дети может наши школьники быстрее ответят: чем отличается ученик от простого посетителя уроков? Вот пришёл человек на урок, посидел и ушел. А ученик чем отличается? Учится, изучает. Что он с собой носит. У ученика есть учебники. Еще что есть у ученика? Вы программу видели, слышали? Пенал, тетрадка, учебник, ластик там стирать что-то надо. Вот это ученик. А праздный посетитель? Ничего не носит с собой. Он просто, может быть это, я не знаю, кто это такой может просто верующий человек, может просто христианин. Но Христос сказал верующим людям: вот если вы что-то сделаете больше, чем просто верить будете, то вы будете моими учениками. Скажите, если человек приходит на занятия без учебника и тетрадки, если дома не открывает учебник, либо двоечник либо это не ученик, да? А мы с вами, давайте еще раз подумаем, кто? Ученики или нет? Иисус Христос хочет, чтоб мы с вами были не просто верующими людьми, он сказал к уверовавшим. Вот если бы вы ещё в слове, учебник в руках почаще держали, тогда вы были бы моими учениками. Первое, значит отличительная черта ученика он носит с собой сумку и в сумке все принадлежности. Вторая отличительная черта ученика какая? Ученик имеет связь с кем? С Учителем. У ученика обязательно есть учитель. Можно конечно заочно учиться, но говорят это не лучшая форма обучения, а лучше встречаться с учителем. И вот у Иисуса Христа было 12 учеников. Вы знаете, да? Для чего Христос их избрал? Давайте прочитаем Евангелие от Марка 3 глава 14 стих. «И поставил из них 12, чтобы с Ним были и чтобы посылать их на проповедь». Для чего избрал? Чтобы с Ним были. Это первое. А второе: он хочет посылать их на проповедь. Он говорит: Идите и проповедуйте Евангелие, а другой перевод этого текста звучит: Идите по всему миру и делаете всех людей моими учениками. Моими последователями, моими учениками. Итак, мы должны быть прилежными учениками Иисуса Христа. Лучше или хуже 12 или мы такие же как 12? Ну, давайте посмотрим, как 12 обучались и может чему-то и мы научимся. Иисус Христос давал удивительные уроки, преподавал удивительные уроки своим апостолам, ученикам. Он давал им наставления в своих проповедях, в беседах, за партой они учились так условно говоря. Но сталкиваясь с трудностями они показывали, что не слишком-то они были внимательными, прилежными учениками. Когда сталкивались с трудностями они делали не то, что от них ожидал Иисус Христос. Ну, и у нас часто бывает уроки самые ценные мы с вами получаем не за партой, и не в классе, а путем проб и ошибок. Конечно хорошо учиться на ошибках других людей, но жизнь показывает, что чаще всего мы учимся на своих ошибках. Давайте посмотрим на учеников и будем сравнивать насколько мы от них отличаемся, насколько сильно. Две похожие истории мы посмотрим в Евангелии, знакомые вам. Евангелие от Марка 4 глава 35 стих. Вот мы говорим, что иногда на второй год остаются ученики. Было ли это с учениками Иисуса Христа? Приходилось ли Христу повторять уроки? Итак, Марка 4 глава 35 стих читаем историю.

«Вечером того дня сказал им: переправимся на ту сторону. 36 И они, отпустив народ, взяли Его с собою, как Он был в лодке; с Ним были и другие лодки. 37 И поднялась великая буря; волны били в лодку, так что она уже наполнялась [водою]. 38 А Он спал на корме на возглавии. Его будят и говорят Ему: Учитель! неужели Тебе нужды нет, что мы погибаем? 39 И, встав, Он запретил ветру и сказал морю: умолкни, перестань. И ветер утих, и сделалась великая тишина. 40 И сказал им: что вы так боязливы? как у вас нет веры? 41 И убоялись страхом великим и говорили между собою: кто же Сей, что и ветер и море повинуются Ему?»

Вот она история. Чему Иисус Христос хотел научить учеников вот в этой ситуации, это учеба не за партой, это жизненные обстоятельства? Ученики садятся в лодку вместе с Иисусом Христом. Лодка – это то, что им знакомо с детства, они выросли в лодке с отцом, это рыбаки заядлые, они это море знают как свои пять пальцев, они как рыба в воде здесь и нет безвыходной ситуации и с любой проблемой они справятся. Но вот, чему Христос их хотел научить? Как бы знакома ни была вам эта ситуация, обстановка, всё-таки так может всё повернуться. Вы возможно уверены, что с вами ничего не случится, ничего не произойдет, вы уже десятки раз этим путем ходили и встречались с этими проблемами. А Христос хотел научить учеников, знаете, что? Да, возможно у вас есть и мудрость, и знания, но не всегда это может помочь. Они оказались в безвыходной ситуации, они вскричали «погибаем». Да? Учитель, неужели тебе нет нужды, мы погибаем? Больше всего учеников конечно раздражало то, что Христос спал. Вот тогда, когда все они активно трудились, занимались спасением своим, вычерпывали воду из лодки, а Христу казалось никакого дела нет до их проблем, до их горя, до их переживания. Да они уже на один шаг от смерти, а Христос спит. У вас бывали такие случаи? Вам кажется, что еще чуть-чуть и всё погибнет, вы молитесь, а Бог не отвечает, и кажется, что Христос спит и Ему дела никакого нет совершенно до нас. Иисус Христос в конце концов разбуженный встает, на Его лице и мир, покой, Он смотрит на испуганные лица учеников и говорит: «А что вы так испугались вообще? Как у вас нет веры? Где вера ваша?» Чему Христос хотел научить учеников? Ученики боялись, всего боялись, они бури боялись. А когда Христос усмирил бурю, они убоялись страхом великим ещё больше. Кого-чего? «Кто Сей?» Они знали, кто это с ним с ними в лодке был или не знали? А зачем же они тогда задают вопрос: кто это? кто это с нами? Они знали что-то о Нём, но они Его не знали так, как должны были знать. Кто же это? Они боятся бури, они боятся Иисуса. Итак, чему Христос хотел их научить? Давайте запомним: в нашей жизни, Христос говорит в вашей жизни нет места случайностям, есть место божественному проведению, и ваша безопасность, ваше благополучие в этом мире зависит не от стихий этого мира, не от окружающих обстоятельств, не от друзей и не от врагов, ваша жизнь вообще зависит не от всего вышеперечисленного. Случайностям нет места в вашей жизни. «Это Я, что вы так боязливы? Это Я приготовил твой путь для тебя, это Я веду тебя этим путём, это Я Учитель. Что вы потеряли равновесие, что вы настроение потеряли и вы встретились с критикой, вы встретились с осуждением, с непониманием. Христос говорит: «это Я, просто Я хочу вас научить чему-то». А ученики не могли усвоить этот урок, что любящим Бога всё содействует ко благу. Есть хороший псалом и он построен по истории, когда 10 колен и два колена разделились. Помните? Ровоам и Иеровоам два царя решили пойти войною и вернуть 10 колен восставших, раскололось израильское царство, а Господь ему что сказал? Не ходи, не воюй, от Меня это было. Есть псалом такой: От меня это было, мой брат и сестра, это я приготовил твой путь для тебя, так иди ж по нему, не грусти, не робей, но и Иисуса люби горячей. И чем быстрее мы усвоим эти уроки, тем быстрее мы в следующий класс перейдем. Но ученики, к сожалению, не усвоили эту истину, они так и не поняли, Кто же это такой. Поэтому мы, перелистывая одну страничку, 6 глава Евангелие от Марка. Здесь почти та же самая ситуация, кто-то даже говорит, это одна и та же история, просто два раза евангелисты ее написали, с некоторыми видоизменениями. Я скажу нет. Я так понимаю, что ученики на второй год остались, и Христос этот же самый урок ещё раз преподает, только второй раз здесь усложнение задачки происходит, урок с добавлением сложных элементов. Давайте смотрим 45 стих шестой главы. После того как Иисус Христос накормил 5 тысяч мужчин, не считая женщин и детей, в общем около 20.000 кто-то посчитал людей накормил. 45 стих. «И тотчас понудил учеников Своих войти в лодку и отправиться вперед на другую сторону». Мы читаем в других Евангелиях, в это время ученики хотели Его воцарить. Они опять не поняли Кто он и для чего Он пришел. Христос понуждает их войти в лодку и отправиться вперёд на другую сторону к Вифсаиде, пока Он отпустит народ. В чём усложнение задачки? И отпустив их пошел на гору помолиться. Первый раз Он в лодке находился, второй раз «так в лодку, садитесь, плывите, вам встретится тот же самый шторм, та же самая буря, только Меня с вами не будет. А где Христос? Он говорит: где Я буду? А Я пойду помолюсь, чтоб вы наконец-то этот урок поняли, но чтоб вы не смотрели на эту бурю, и не боялись ее, чтобы вы Меня увидели, что это Я проявляю себя, и Я вам преподаю эти уроки. Итак, Иисус остался на берегу помолиться. История повторяется в точности, сильный ветер, ученики вновь в беде. 48 стих: «И увидел их бедствующих в плавании, потому что ветер им был противный». У вас бывает противный ветер в вашей жизни, вот всё не так, всё наперекосяк? Вы хотите, вот одно, второе. И говорят: беда не приходит одна. Вот как пойдёт череда, одно, второе, третье, и здесь не получилось, и здесь, да еще и ты плюс ко всему. Ветер противный. «Около же четвертой стражи ночи подошел к ним, идя по морю, и хотел миновать их». Когда подошел? Около четвертой стражи ночи. Это уже под утро. Он дал им возможность всю ночь повоевать с волнами, побороться. Молились они или не молились, вспомнили о Нём или нет история умалчивает. В четвертую стражу. Почему в четвёртую стражу Он пошёл? Интересная получается картина: Иисус хочет научить чему-то учеников, а они этого не понимают, и Он вынужден ждать, Он молится. Он молится за учеников и может быть это три-четыре часа Он молился за то, чтобы Господь дал разумение ученикам. И вот когда ученики увидели Его идущего по морю, то, что они? Обрадовались? Опять испугались. Опять испугались, встревожились и говорили: это призрак и от страха вскричали: Кто же это? И вот здесь я хотел бы, чтобы мы открыли Евангелие от Матфея 14 главу, здесь это же история, но чуть-чуть с небольшим дополнением. Евангелие от Матфея 14 глава 26 стих:

«В четвертую же стражу ночи пошел к ним Иисус, идя по морю. И ученики, увидев Его идущего по морю, встревожились и говорили: это призрак; и от страха вскричали. Но Иисус тотчас заговорил с ними и сказал: ободритесь; это Я, не бойтесь».

Опять то же самый урок. «Это Я, не бойтесь». Зачем бояться? Петр начинает, как один из самых лучших учеников понимать, что его безопасность зависит не от лодки, лодка может потонуть, но если Христос с нами, то мы не потонем. И он понимает, что в общем-то в море можно и без лодки свободно, он же видит, что Христос идет по морю. И он понимает: ни в лодке наше спасение, да пусть она потонет, пусть ее волнами захлестнет, если Христос мне скажет, то я просто по волнам пойду, и он говорит: «Господи… К доске вышел и говорит: «если это Ты всё совершил, если Ты нас обучаешь, и всё в твоей власти и Ты руководишь природой, повели мне, чтобы я к тебе пришел». И Христос говорит: Иди. «Господи, если Ты, повели мне прийти к Тебе по воде» 29 стих: «Он же сказал: иди. И, выйдя из лодки, Петр пошел по воде, чтобы подойти к Иисусу». Мы по земле-то ходить не можем, а Петр по воде пошел. «но, видя сильный ветер, испугался и, начав утопать, закричал: Господи! спаси меня». Что произошло с Петром? Он понял, что они от надежности лодки зависит его жизнь, можно и без лодки идти по разъяренным волнам и по морю и не утонуть, если имеешь веру. Почему же он тонуть стал? Он потерял веру. Он увидел не Иисуса Христа, а сильный ветер увидел, он обратил внимание не на Христа, на ветер. Пока он понимал и осознал, что это Христос всё совершает и благодаря Ему я выйду победителем, и он шёл, как только он посмотрел на ветер… А ветер-то сильный, тут наверное уже и Христос не поможет. Так сразу пошёл ко дну. Что же такое вера, которую мы можем иметь, можем не иметь. Христос говорит: «где вера ваша? Маловерный, зачем ты усомнился?» Где нам взять эту веру? Может быть, если бы чудо совершил Господь какое-нибудь, вот мёртвого бы воскресил сегодня, да, с нами, или исцелил какую-то болезнь, вот слепого, глухого, исцелил бы вот парализованного, то наша вера окрепла бы? Ученики только что видели чудо, он 5000 человек накормил, мужчин только. Только что, вот вечером это чудо произошло, а веры больше не стало. Чудеса не всегда укрепляют нашу веру. Если она у нас есть, то чудеса могут укрепить веру, а если ее нет, то и укреплять нечего. И Иисус Христос однажды сказал, что «если Моисея и пророков не слушают, то даже если кто из мертвых воскреснет, не поверят». А Моисей и пророки – это учебник. Если не читают Библию, Моисея, пророки, Ветхий завет не читают если, Новый Завет не читают, если приходят без книжки, без учебника и дома учебник не открывают, то Господь не сможет научить ничему таких людей. Человек может остаться христианином неверующим. Может быть такое? А почему бы и нет. В день второго пришествия Христа многие христиане подойдут и скажут: «Господи! Господи! Не от Твоего ли имени мы пророчествовали, бесов изгоняли и чудеса творили? Открой двери». А Христос скажет: «Я никогда не знал вас. Вы никогда не ходили за Мною, вы со Мной, как с Учителем никогда не находились, и вы никогда не учились у Меня, у вас веры нет. Вы были христианами, но Я вас не знаю, и вы Мне не доверяли». Да, Иисус Христос говорит: есть в этом мире нечто намного опаснее бури. Что это такое? Быть номинальным христианином, быть формально верующим человеком, но не доверять Господу. И однажды Христос сказал: «берегитесь закваски фарисейской». А они думали: «вот, мы не взяли хлеба с собой». Христос говорит: не помните, только что Я накормил 5000 человек, почему вы опять о хлебе не понимаете Меня? Я говорю вам не о хлебе, а об учении фарисейском». Вот они говорят одно, а делают другое. В чём проблема фарисеев была? Вы даете десятину с мяты, аниса, тмина, а оставили важнейшее в законе: суд, милость и веру. Сие надлежало делать, и того не оставлять». Фарисеи под верой подразумевали выполнение обрядов религиозных, а Иисус Христос под верой подразумевал нечто другое. Обряды они выполняли отлично, и Он говорит ученикам: «берегитесь закваски фарисейской». Берегитесь вот такого христианства, где вид благочестия есть, а силы этого благочестия нет. Оказывается, без веры можно выполнять все религиозные обряды. Я могу правильно одеваться, когда иду в церковь, я могу принимать правильную пищу, я могу соблюдать посты и время молитвы, утром, вечером или там на углах улиц могу останавливаться и молиться, и правильную позу во время молитвы я могу принимать. И это всё неплохо. Но можно оставаться жестоким, высокомерным, гордым. Можно оставить важнейшее в законе: суд, милость и веру. Берегитесь, это намного опаснее бури на море.

Один отец как-то проснулся ночью и смотрит в комнате сына старшего, горит свет. Он приоткрыл дверь, сын стоит на коленях. Говорит:

– Сынок, а что ты не спишь, почему? Ночь. Вот твой младший сын спит, и ты бы поспал.

– А сын повернулся к отцу и говорит: отец, в то время, когда мой младший брат безбожным сном спит, я молюсь.

– Тогда отец сказал: сынок, а лучше бы и ты спал, но не вставал для осуждения твоего брата.

Берегитесь закваски фарисейской, это пострашнее шторма на море. Это тот урок, который Христос преподает своим ученикам. Между религией фарисеев и настоящей верой была громаднейшая пропасть. Фарисеи требовали чудес у Христа, а Христос не хотел совершать чудеса, потому что не от чудес зависит их вера.

Иисус учит нас с вами жить без страха, идти по жизни без страха. И дальше Он говорит. Давайте прочитаем Марка 9 глава 30 стих. Это чуть позже нашей истории в Евангелии от Марка. «Выйдя оттуда, проходили через Галилею; и Он не хотел, чтобы кто узнал. Ибо учил Своих учеников и говорил им, что Сын Человеческий предан будет в руки человеческие и убьют Его, и, по убиении, в третий день воскреснет. Но они не разумели сих слов, а спросить Его боялись».

Вот как часто Христос учил своих учеников, и он говорит, что по жизни нужно идти без страха. И теперь Он от преподавания уроков за партой, говорит: не бойтесь, Он перешел на Себя. И Он без страха начинает говорить о своей смерти предстоящей, о своих страданиях, «предадут, будут бить». И на Его лице не было страха. Он говорит: «Я не только хочу вас научить, Я хочу вам показать пример, как без страха можно, с доверием к Богу идти и проходить все трудности». Поняли они? Не поняли ничего, а спросить боялись. Что здесь мы видим? Бояться бури, боятся Иисуса Христа, потому что не понимают, Кто он такой. А еще чего боятся? И спросить бояться. Сегодня многие люди боятся спрашивать, бояться задавать вопросы. Они говорят: больше будешь знать, больше отвечать придётся. Да лучше мне не знать того, что в Библии написано, я лучше читать не буду, отвечать не буду. Люди боятся истины, боятся правды, они боятся Библии как огня. Говорят: «будешь читать, с ума сойдёшь». Слышали, возможно такое. И многие верующие люди, они не открывают Библию. Лучше священника послушать, батюшки, пастора послушать, но только боятся открыть Священное Писание сами почитать. Почему? Да потому, что люди боятся, вдруг они прочитают здесь нечто, что заставит их изменить свои убеждения. Может быть, они верят не так как Библия говорит. Страх поменять свои обряды, свое убеждение. Один атеист сказал: я хочу, чтобы атеизм был истиной, дело не в том, что я не верю в Бога, я просто хочу, чтобы Его не было. Ну, вот нет Бога, не будешь отвечать за все свои поступки. А ведь если есть Бог, тогда нужно всё, что ты делаешь, с оглядкой на день суда делать. Но есть и Божий суд наперсники разврата. Как вот эту мысль выкинуть из головы? Нужно Бога выкинуть, тогда и суда не будет. Вот почему атеизм появился в нашем мире. Люди боятся суда, они боятся Бога. И лучше придумать или себя убедить в том, что Бога нет. Многие люди боятся сегодня не только бедствий они боятся, истины, религии, потому что не понимают, не понимают правды, красоты Евангелия, чистоты Евангелия, они не понимают насколько это жизнь христианская прекрасна, жизнь с Богом, насколько это прекрасно учится у ног Христа и быть прилежным учеником. Они спросить боятся.

С другой стороны, есть другие ученики, которые сказать боятся. Вот они вкусили, как благ Господь, а сказать другим людям боятся. Чего боятся? А вдруг осудят, а вдруг отвернутся, а вдруг дружить перестанут со мной, здороваться со мной перестанут, а вдруг ещё обзовут. А Христос говорит: где вера ваша, боязливые? Господь хочет нас в это начало сентября, сентябрь начался, день знаний, наши дети пошли в школу, и мы хотим, чтоб они были прекрасными учениками. А Иисус Христос хочет, чтобы мы с вами были также прекрасными способными учениками, чтобы мы с вами не боялись, не боялись переживаний, трудностей в этой жизни, проблем. Чтобы не случилось в вашей жизни, давайте будем помнить, наша жизнь в руках Божьих, и никто не может забрать и выхватить из рук Божьих. Христос говорит: верующий в Меня имеет жизнь вечную, и Я дам эту вечную жизнь каждому.

Давайте не будем бояться обстоятельств, потому что Господь говорит: это Я в твоей жизни приготовил эти обстоятельства, не ропщи, иди смелее. Иисус Христос говорит: «Не бойтесь других людей делать учениками. Идите по всему миру и проповедуйте Евангелие. Идите по всему миру и делайте всех людей Моими учениками. Пусть и они учатся у Меня. Ободритесь, не бойтесь, это Я. Я с вами, во все дни до скончания века».

Ученики, в конце концов, сдали экзамен? Хорошо? Когда 4 Евангелия мы прочитали и начинаем читать Деяния апостолов. Вот в Евангелиях мы часто слышим вопрос: Где вера ваша? Они боялись одного, второго. А в Деяниях чего боялись ученики? Какие слова к ученикам в Деяниях чаще всего употребляются? Они пошли и безбоязненно, без страха, с дерзновением, с великою силою проповедовали Евангелие. И вот эти слова чаще всего упоминаются в Книге Деяния апостолов. Иисус Христос научил учеников и когда Он ушёл из этого мира, они безбоязненно, с великой силой, невзирая на обстоятельства, на трудности, на преграды продолжали любить Господа, любить истину и свидетельствовать о своем Учителе и Спасителе.

Пусть Господь поможет и нам с вами запомнить эти слова: безбоязненно, без страха, с дерзновением, с великою силой идти по этой жизни, полагаясь на Господа, доверяя Ему в любых обстоятельствах и постараться сделать многими людьми Его учениками. Если вы хотите стать учениками Иисуса Христа, я приглашаю вас встать. Пусть Господь посмотрит, кто из нас хочет стать учениками Иисуса Христа. Я помолюсь за вас.

Господь наш, благодарим Тебя сердечно за истину твою, за учение твое, за Евангелие. Господи, Ты учил своих учеников, но не так легко давались им уроки, преподанные Тобою, и мы не исключение, и мы с трудом понимаем, Господи, то, что в нашей жизни происходит порою, и мы с трудом постигаем эти уроки доверия Тебе. Господи, и мы многого боимся и смущаемся от многого в этой жизни. Поэтому просим, Господи, помоги нам смотреть не на обстоятельства, не на людей, но на Тебя, изучать Слово твое, познавать истину твою, и быть твоими прилежными учениками не только в предстоящий учебный год, но и на протяжении всей нашей жизни до Твоего пришествия. Мы встали, потому что, Господи, мы хотели быть Твоими учениками. Благослови нас и сделай способными. Во имя Христа молитва. Аминь.