Нагорная проповедь-8

Сегодня мы продолжим, начатое вчера размышление о молитве. И те, кто был вчера, вы помните, что мы вчера размышляли о молитве Иисуса Христа «Отче наш». А вот сегодня мы обратимся к поучению Иисуса Христа о молитве, которое записано в седьмой главе Евангелия от Матфея, это тоже Нагорная проповедь. И давайте мы его прочтём. Итак, это 7 глава с 7 по 11 стихи:

«Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам; ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят. Есть ли между вами такой человек, который, когда сын его попросит у него хлеба, подал бы ему камень? и когда попросит рыбы, подал бы ему змею? Итак если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец ваш Небесный даст блага просящим у Него».

Вот в этих словах Иисус дает несколько очень важных поучений о молитве. Он очень хорошо знает, Он обращается к тем, кто последовали за Ним, и Он очень хорошо знает, что те, кто последует за Ним, не всегда будут испытывать только радости, не всегда будут испытывать добрые времена, иногда им будет очень трудно. Он знал, что их ждет. И эти трудности будут связаны не только с внешними обстоятельствами, хотя и с внешними обстоятельствами тоже. Эти трудности будут связаны и с внутренней духовной борьбой. Он знал, что путь христианина до последнего вздоха – это путь духовной борьбы, и это касается вас крещаемые, тоже. Сегодня день радости. Но помните, что когда Иисус принял крещение, Писание говорит, сразу же Дух Святой повел Его в пустыню для искушения от дьявола, и не питайте иллюзий. И вот Христос, уже тогда, когда слушатели питали иллюзии и думали, что вот они пойдут за Ним, и все будет хорошо. Он очень хорошо знал, что не все будет так, как они думают, как они задумали, и так, как они мечтали. И поэтому Он обращается к ним и учит их быть настойчивыми в молитве, несмотря ни на что. Очень часто эти слова неверно истолковывали. Люди считали, что чем дерзостнее, чем требовательнее они будут просить то, чего им надо, тем скорее Бог ответит. Но Бог никогда не отвечает, когда мы стучим кулаком по столу и кричим, «дай, потому что мне это надо». Для того чтобы понять, что имел в виду Христос, когда говорил эти слова – «просите, ищите и стучите», давайте мы выясним, что же состояние сердца должно быть у тех, кто вот так неотступно просит у Господа о спасении, об избавлении. И вот эти же слова, они записаны в Евангелии от Луки в главе 11. Глава 11 построена так: в начале идет молитва «Отче наш» в 11 главе, после молитвы «Отче наш» идет притча, к этой притче мы сейчас обратимся, и вот после притчи идут слова, 9 стих: «Просите, ищите, стучите». Итак, молитва Иисуса Христа, молитва «Отче наш», притча, и потом поучение: «просите, ищите, стучите». Что же это за притча? Вот это притча поможет нам понять, что имел в виду Христос, когда призывал своих последователей быть неотступными в молитве. Давайте мы прочитаем эту притчу. Она сразу же идет после молитвы «Отче наш» 5 стих:

«И сказал им: положим, что кто-нибудь из вас, имея друга, придет к нему в полночь и скажет ему: «друг! дай мне взаймы три хлеба, ибо друг мой с дороги зашел ко мне, и мне нечего предложить ему»; а тот изнутри скажет ему в ответ: «не беспокой меня, двери уже заперты, и дети мои со мною на постели; не могу встать и дать тебе». Если, говорю вам, он не встанет и не даст ему по дружбе с ним, то по неотступности его, встав, даст ему, сколько просит».

Иисус очень часто шокировал слушателей своими притчами. Вообще, в иудейском селении того времени люди выживали за счёт взаимовыручки, и такие ситуации, если и случались, то очень редко, обычно люди помогали друг другу. Но Христос говорит:

– Давайте представим: пусть будет так. Это вымышленная история, она вас шокирует, но представьте себе, что все на самом деле так происходило. Полночь, и вот к тебе стучат в дверь.

Когда мы читаем эту притчу, мы думаем, что вот этому другу, который был внутри комнаты дома, ему было тяжело встать с постели, но иудейский дом был немного по-другому устроен, бедная семья обычно жила в одной комнате, они спали на полу, было много детей, они спали вот так, как говорят по-русски, как селедка в бочке. И когда хозяин гасил единственный светильник, в доме воцарялась кромешная темнота. Вы все очень хорошо знаете, что такое южная черная ночь. И вот в этот момент друг стучит и говорит: «Дай мне хлеба». И вообще-то это было достаточно проблематично встать, чтобы ни на кого ни наступить и добраться до хлеба, если он был конечно. Но вот это друг, который стоит у двери и стучит, он неотступен, он понимает ситуацию, он сам так живет, но он стучит, он просит, потому что у него нужда, и вот эту нужду можно выразить словом «нищета», мы потом к этому слову ещё подойдём. Вот в плане хлеба он был нищий, у него ничего нет, «куда мне идти, у меня ничего нет, мне некуда больше идти, кроме как тебе, у меня ведь ничего нет, дай». Иисус говорит:

– Вот когда вы окажетесь в ситуации, когда у вас ничего нет, не бойтесь приходить к Отцу и стучать и говорить: «Отче, ну, ничего нету! Пустой. Дай!».

Будьте, как вот этот друг, который стучал и просил хлеба. И вот эта притча, она напоминает еще одну притчу, которая записана в 18 главе Евангелия от Матфея о бедной вдове, которая приходила к судье неправедному. Помните эту притчу? И там тоже это очень интересная ситуация, мы думаем, что судья, это вот судья, который в мантии, ну, тогда на востоке не было так, просто чиновник большой приходил в иудейское селение, и люди стекались к нему со своими тяжбами, те у кого были деньги, они слугам этого чиновника платили и их дело рассматривалось в первую очередь, а те, у кого не было денег, их дело вообще никто не рассматривал. И каждый раз, когда это чиновник приходил в селение, это вдова стояла поодаль, потому что она не могла пробраться через толпу, и кричала о своей нужде, и просила, чтобы этот судья решил её проблему. И Иисус, посмотрите, какой вывод делает, когда судья приводит в пример этого судью, а что он говорит, 6 стих:

«И сказал Господь: слышите, что говорит судья неправедный? Бог ли не защитит избранных Своих, вопиющих к Нему день и ночь, хотя и медлит защищать их?»

Итак, вдова, у который не было денег, у неё не было возможности для того, чтобы её дело было решено так, как обычно оно решалось, она могла только стоять и кричать, и кричать, и кричать, и говорить этому судье о том, что у неё есть проблема, она не отступалась, друг стучал в дверь и говорил: «у меня проблема. У меня проблема – у меня нет хлеба». Он не отступался. Иисус говорит:

– Вот когда вы будете нищими, вы в первую очередь, эти слова Иисуса в Евангелии от Матфея «просите, ищите и стучите», они в первую очередь обращены к тем, кто испытает нищету духа. Вот когда вы столкнетесь со своей нищетой духа, вы и те, кто последовали за Иисусом Христом, будете испытывать времена, когда вам будет казаться, что Бог вас оставил, вы будете испытывать страшную сердечную пустоту, вам будет не хотеться идти в церковь, вам будет не хотеться служить, вам будет не хотеться делать ничего, и вы будете думать, что Бог отвернулся от вас и оставил вас. И вот в эти моменты, когда вы будете пустыми, когда ваше сердце будет наполнено не светом, а мраком, вот в эти моменты Иисус говорит: «Не отступайтесь от своего Отца». Многие люди, когда оказываются в такой ситуации. Вообще, нищету духа на самом деле не легко переносить, потому что нам хочется чувствовать себя кем-то, чем-то, нам хочется чувствовать себя значимыми, что мы чего-то стоим в этом мире. А нищий – он понимает, что у него ничего нет, и он в этот момент Христос говорит: «ты помни, у тебя есть только одно, что у тебя осталось, стучи, потому что у тебя есть Отец, даже если весь мир говорит тебе, что это бесполезно, продолжай стучать, продолжай взывать, как это бедная вдова. «Бог ли не защитит избранных Своих». Не отступайся от него.

Вы знаете, есть два вида духовности: есть духовность правил, и есть духовность следования. Духовность правил – это когда ты все свои усилия концентрируешь на том, чтобы выполнять определённые правила, и когда у тебя получается эти правила выполнять, ты чувствуешь себя героем, говоришь: «Боже, ну, как? Согласись, неплохо у меня получается?» А когда у тебя не получается, ты чувствуешь себя ничтожеством, и говоришь: «Бог от меня отвернулся». И есть духовность следования – когда ты падаешь, когда ты спотыкаешься, когда у тебя всё не идет так, как ты хочешь, когда всё неправильно в твоей жизни, когда тебе тошно от самого себя, а ты говоришь: «Боже, а я от Тебя не отступлюсь! Куда мне идти?» Духовное следование – это когда ты хватаешься за Иисуса, даже тогда, когда у тебя не получается жить по правилам, даже тогда, когда ты пустой, а ты хватаешься за Него, и говоришь: «Я от Тебя не отступлюсь. Некуда мне больше идти». И очень часто нам внушают духовность правил, а Христос хочет, чтобы в нашей жизни была духовность следования за Ним, несмотря, ни на что, вот это вот стучание, взывания к Нему, даже тогда, когда всё говорит от том, что это бесполезно. Итак, Христос призывает искать, стучать и просить, несмотря ни на что. Это первое наставление в молитве, в отношении молитвы, которое даёт Иисус. А следующее наставление, которая дает:

– Помните, ваш Отец, кому вы стучите – это не тот судья, который неправедный, ваш Отец благой, Он добрый Бог.

И поэтому следующие слова, которые он говорит, они касаются этой Божьей доброты. Давайте почитаем 9 и 10 стихи:

«Есть ли между вами такой человек, который, когда сын его попросит у него хлеба, подал бы ему камень? и когда попросит рыбы, подал бы ему змею?»

О чём здесь говорит Иисус? Он говорит, что помните, ваш Отец всегда отвечает на ваши молитвы благословением. Вы люди, вы часто будете просить в своих молитвах камня и змею. Мы не знаем, что это камень или змея. Сатана искажает наш взгляд. Этот мир влияет на нас и нам кажется то, что мы просим – это самое лучшее для нас. И иногда мы даже обижаемся и говорим: «Боже, но это же самое лучшее для меня». А Он говорит:

– Нет, сейчас для тебя это камень или змея, и Я тебе это не дам.

Послушайте, иногда когда вы просите о духовном подъеме, вам сейчас духовный подъем не нужен. Каждый христианин должен пройти через свою Голгофу, каждый христианин должен пройти как великие последователи Иисуса назвали это – через собственную духовную пустыню, через темную ночь души. И вот это прохождение через темную ночь души – это тоже Божье благо, это тоже Божий дар нам, и его не надо бояться, хотя в это время бывает очень нелегко. Мы думаем, что христианство и следование за Христом – это непрекращающийся подъем и парение под небесами. Нет, не всегда так будет, будет темная ночь души, будет крик: «Боже мой, Боже мой, для чего ты меня оставил». Но Иисус знает, что и такое время для Его детей – это время благое. Поэтому Он призывает нас, когда мы неотступны перед Ним в молитве, Он призывает нас помнить, что какой бы ответ мы не получили, даже если этот ответ будет для нас неприятным и тяжёлым – это Его дар нам.

Я часто привожу этот пример. Я в детстве очень много болел, доходяга я был. Меня мама как могла спасала. Есть целая группа антибиотиков, на которые уже мой организм не реагирует, потому что столько мне влили их, что уже бесполезно. И вот я помню, я условно её называю зверскую процедуру, мне годика два было, мама закутывала меня в парафин. Он имеет низкую температуру плавления и очень хорошо прогревает. Так вот, когда она меня закутывала, мне казалось, что большего злейшего человека в мире, чем моя мама, не существует. Ну, как так можно издеваться над ребенком! Нет, я ненавидел этот парафин, я ненавидел горчичники, я ненавидел уколы, но ей же надо меня как-то спасать. Сейчас я вырос, я понимаю, как хорошо, что мама делала мне этот парафин. Мы не всегда понимаем благой Божий замысел в отношении нас. Вы молитесь: «Господи. сделай мое сердце чище, сделай, чтобы я в своей жизни приносил плод и поступает с вами так, как со смоковницей. Помните, та смоковница, которая плод не приносила? Что садовник с ней сделал? Помните? Обложил навозом. И вот вы молитесь: «Боже, я хочу приносить плод», и Он обкладывает вас навозом. И куда вы не посмотрите, везде навоз, и говорите: «Боже, что ж такое, я не понимаю». «Ну, надо же сделать, вы же хотите приносить плод, нате вам навоз». Поэтому, когда вы просите у Отца, самое главное, Он хочет, Он говорит, доверяйте Его любви, доверяйте, даже тогда, вокруг вас навоз, доверяете, значит Отец видит, что сейчас лучше для вас навоз, и без навоза вы никакого плода не принесете. Он никогда не даст своим детям камень, никогда не даст своим детям змею, никогда не забывайте об этом. Иногда у нас проходит длинный период в жизни вот этой борьбы, неотступных молитв, и нам кажется, что всё это безрезультатно, потому что мы не получаем прямых ответов на наши просьбы, мы не видим сиюминутных результатов на наши просьбы, но Отец ведет нас к большему. И давайте мы посмотрим 11 стих:

«Итак если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец ваш Небесный даст блага просящим у Него».

А Лука, вот этот стих несколько по-другому представляет. И если вы помните, вот вместо слова «блага» какое там слово у Луки? «даст Духа Святого просящим у Него». Вы просите о том, о том, о том, вы просите о том, чтоб Бог изменил ваше сердце, вы просите о том, чтобы Бог сделал вас более сдержанными, посвященными или еще о чём-то, это хорошие просьбы, и иногда вы прямого ответа не получаете, но если вы будете неотступны в своей нищете перед Ним, то рано или поздно Отец даст вам большее, Он даст вам Духа своего, полноту Духа своего. У него мечта не лишить наши частные проблемы, с которыми мы к Нему приходим, у Него мечта – наполнить нашу жизнь Собой. Потому что Дух Святой это кто? Это Бог. По сути дела, Иисус говорит: если вы будете неотступными в ваших молитвах, если вы будете доверять любви своего Отца, если вы не будете роптать, если вы будете в смирении проходить свое поприще, и будете продолжать и продолжать стучать, рано или поздно, вы получите в своей жизни намного больше, чем вы просили. Вы получите полноту Духа в своей жизни. Отец отдаст вам Самого себя. Он проводя вас через эту скорбь, неурядицу, пустоту, духовную пустыню, через непонимание, через борьбу, в итоге Он даст награду, по которой, по-настоящему, на самом деле тосковало ваше сердце. Потому что на самом деле, наше сердце тоскует по Богу живому. Помните 41 псалом:

«Как лань стремится к потокам воды, так стремится сердце моё к Тебе, Боже!» Моё сердце стремится, ваше сердце стремится, и Он знает подлинное стремление нашего сердца, и поэтому всё, что Он делает в нашей жизни, всё, что Он допускает в нашей жизни, Он допускает только для того, чтобы в итоге, вот это самое сокровенное, самая глубокая жажда нашего сердца была удовлетворена, а её может удовлетворить только Он. Но здесь есть еще один результат вот такого неотступного следования за нашим Господом, неотступного стучания, неотступного взывания, когда человек вот так просит, ищет и стучит. В итоге он уподобляется своему Богу, потому что Бог у нас такой, Он просит. И если вы почитаете ветхозаветных пророков, вы увидите, как они передавали вот это вот просящее сердце Божье, чтобы дети его вернулись

«Всякий день простирал Я руки Мои к народу непокорному, ходившему путем недобрым, по своим помышлениям». (Ис.65,2) Всякий день просил, чтобы вернулись. Просит, Бог у нас такой, Бог у нас ищущий. Притча о потерянной овце – Он ищет, она потерялась, а Он ищет, и наш Бог – это тот Бог, который стучит: «се стою у двери и стучу». И когда ты неотступно просишь, ищешь и стучишь, и может быть это проходят годы, и сердце твое разрывается от боли и непонимания того, что происходит. Ты не замечаешь, как в своей неотступности, ты формируешься по образу и подобию Твоего просящего, ищущего и стучащего Бога. Поэтому, где бы вы ни были, как бы вам не казалось, что от вас Бог далеко, как бы вам не казалось бессмысленным ваше христианство, продолжайте следовать за Ним, будьте этой бедной, будьте этим другом, который неотступно стучал, будьте нищими духом, неотступно следующими за своим Господом.

А вот сейчас пришло время, когда буквально через несколько минут, я буду делать призыв. И прежде чем, я буду его делать, мы будем молиться. Этот призыв будет касаться всех нас, и меня тоже. И поэтому, когда вы сейчас будете молиться, молитесь о том, чтобы Бог дал вам услышать призыв, обращённый именно к вам. Может быть для вас это будет призыв сделать следующий шаг посвящения в вашем следовании за Христом. Но в первую очередь, мой призыв будет обращен к тем, кто ещё не вошел в Божью семью. Я не знаю, есть такие или нет, но я всё равно его буду делать. Поэтому вы и о себе, и они их помолитесь тоже. И мы сделаем это как вчера, вот так же сидя, мы тихо помолимся. Помните, я сказал вчера, что музыка нужна только для того, чтобы скрыть шум, но если мы будем сейчас в молитве сохранять тишину, тогда музыки не надо. Помолитесь, а потом мы продолжим.

У меня есть сын, сейчас ему 8 лет, он инвалид, у него не работают руки, ноги, он лежачий, он не разговаривает. И иногда, когда я дома, я прихожу домой на обед, он лежит в соседней комнате, слышит, что я пришел, и он начинает ко мне ползти. Он изредка только переворачивается на живот, и с трудом держит голову, поэтому он ползет на спине, отталкиваясь ножками вперед головой, вот так вот он ко мне ползет. И для меня нет более радостного момента, когда мой сын, издавая какие-то звуки свои, по-своему пытается со мной разговаривать, ползет ко мне. Он ползет ко мне неправильно, и он калека, но он всё равно ползет ко мне. И когда я вижу это, слышу это, мое сердце наполняется к нему такой любовью, я начинаю понимать, как Бог любит своих детей калек, тех, у кого не получается правильно следовать за Ним, они постоянно всё что-то делают не так, и им кажется, коль я такой неправильный, то что ж мне за Ним идти. Но я сейчас обращаюсь к калекам, к тем, кто может быть не сделал шаг в Божью семью, потому что считает себя неправильным. Может вы думаете, что вам надо еще кое-что изменить в своей жизни, стать получше, а потом идти. Если ваше сердце влечёт ко Христу, какими бы вы не были неправильными, идите на спине, как можете, помните, как бы вы за Ним не шли, если вы будете за Ним идти, даже на спине, для Него это радость. Я звоню жене, вот здесь я две недели, да у меня есть две старших дочки и жена, я их очень люблю, но я говорю: «знаешь по кому я скучаю больше всего?» По своему сыночку. Вы знаете, по ком больше скучает Бог? Больше всего скучает, по вот этим вот своим неправильным детям, у которых правильное христианство не получается, у которых куча сомнений, куча вопросов, и вот именно к таким Он говорит:

– Я по тебе скучаю больше всего, ты для меня дороже всего, только ползи, как можешь, ползи.

И если вот здесь, сегодня есть те, кто не стал частью Божьей семьи по вот таким вот внутренним причинам и препятствиям, считая, может быть себя недостойным, может считая себя неправильным, или еще каким-то, послушайте, вот это время для вас, потому что для Него нет большей радости, чем Его дети, которые пусть даже ползут, но ползут к Нему. Я сейчас хочу пригласить тех, кто выходил сюда, но еще не принял крещение, подходите сюда, и тех, кто не выходил ещё, идите, если Божья любовь влечет вас, идите, сейчас для вас время, идите.