Взаимоотношения счастливых

Я очень рад тому, что вы приходите, находите в себе силы, возможности, время, и сегодня мы обратимся к одной из таких актуальных, очень важных частей Нагорной проповеди, где Иисус рассуждает о взаимоотношениях. И тема сегодня называется – взаимоотношения счастливых. Мы прочитаем вместе с вами седьмую главу Евангелия от Матфея и прочитаем с 1 по 6 стихи, и 12 стих:

«Не судите, да не судимы будете, ибо каким судом судите, [таким] будете судимы; и какою мерою мерите, [такою] и вам будут мерить. И что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь? Или как скажешь брату твоему: «дай, я выну сучок из глаза твоего», а вот, в твоем глазе бревно? Лицемер! вынь прежде бревно из твоего глаза и тогда увидишь, [как] вынуть сучок из глаза брата твоего. Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего перед свиньями, чтобы они не попрали его ногами своими и, обратившись, не растерзали вас». 12 стих: «Итак во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними, ибо в этом закон и пророки».

Вот в этих словах, которые мы прочли сейчас, есть несколько уровней смысла. И мы сейчас вот этот вот слоёный пирог попытаемся вместе с вами съесть, но по каждому слою отдельно. Самый первый уровень – это житейская мудрость, это призыв быть просто в человеческих отношениях осторожными. Когда мы читали слова Иисуса с 1 по 5 стих, где Он говорит: «Не судите», то в этом призыв быть осторожными вынося суждения о других людях. Очень часто, вынося суждение о других людях, мы ошибаемся, мы не знаем картины в целом. В одной книге автор описывает ситуацию, которая случилась у него в жизни. Он ехал в Нью-Йорке в метро, и по вагону носилась двое или трое детей, они очень себя развязно вели, а отец сидел с полузакрытыми глазами и никак не успокаивал своих детей. И вот этот автор пишет: «Я раздражённо обратился к нему и сказал:

– Вы не можете успокоить своих детей в конце концов?

– И вот этот мужчина спохватился и сказал: ах, да, извините. Просто мы сейчас едем из больницы, и нам только что сказали, что умерла моя жена, а их мать.

И этот автор говорит, что сразу же я стал воспринимать ситуацию совершенно по-другому. Очень часто, когда мы выносим суждение о другом человеке, смотрим на другого человека со стороны, нам легко навесить ярлык, пригвоздить его к стене каким-то обличением, жесткими словами, неприятием, но мы не знаем картины в целом. И вот здесь нет ничего христианского, согласитесь это просто житейская жизненная мудрость. Об этом мог бы сказать и язычник, об этом мог бы сказать и мусульманин, об этом может сказать и даже атеист. И вот этот автор, который записал эти слова, ну, он не совсем христианин, я не буду объяснять, кто он. То есть вы видите, да? Вы встретите человека на улице, и он согласится с этими словами – надо быть осторожными в суждении другого человека, ибо ты не знаешь картину в целом.

Следующее, совет об осторожности Христос дает в отношении того, как мы отдаем себя другим людям. Это тоже внешне мы воспринимаем это как житейскую мудрость. Он, как бы, говорит притчу:

«Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего перед свиньями, чтобы они не попрали его ногами своими и, обратившись, не растерзали вас». Другими словами, Он говорит: «Будьте осторожными в том, как вы открываете самое ценное, что у вас есть другим людям, потому что не все могут вас понять. Не все могут дать должную оценку тому ценному, что есть у вас». Вы знаете, вот самый простой пример, я не помню, где же это было. Где-то случилась какая-то очередная природная катастрофа, на которой в очередной раз не смогли адекватно отреагировать, вот местные власти, и люди со всей России стали отправлять в тот регион машины с одеждой, с продуктами, но когда машины туда приходили, те люди которые пострадали, они много одежды просто выбросили, и продукты просто так перебирали. Люди делились тем, что у них есть, они попытались помочь этому региону. Но это оказалось то ценное, что не было должным образом оценено. И поэтому Христос говорит: «не всегда то, что вы хотите дать, поделиться тем дорогим, что у вас есть с другими, не всегда это будет оценено должным образом, и не всегда это даже нужно делать. И третий момент о которым Он говорит об осторожности – это 12 стих:

«Итак во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними».

И это уже осторожность связана с осторожным отношением в общем-то к самим себе. Кстати подобного рода высказывания они были свойственны не только христианам. Очень похожие высказывания были и учителей израильского народа, и у языческих философов это золотое правило не было новым. Если ты хочешь, чтобы хорошо относились к тебе, всё правильно, хорошо относись к другому человеку. Ты проявляешь большую неосторожность, если ты не хорошо относишься к другому человеку. Потому что бумеранг имеет свойство возвращаться. И вот это первый уровень и вообще-то житейская мудрость она тоже есть в христианстве. Если вы почитаете Книгу Притчи, то вы увидите сколько там вот такой простой житейской мудрости: какой должна быть жена, куда не должен ходить муж, какими должны быть весы, что ждет пьяницу, и так далее, всё вот обычное наблюдение за жизнью. Но если мы на этом уровне остановимся, и только вот так житейски, что называется прочитаем этот отрывок, то конечно же это будет очень мало. Христос сказал: конечно же значительно больше. Хотя жизненная мудрость в том, что Он сказал конечно же есть. И вот следующий уровень, о котором нужно сказать, который тоже подчеркивает Иисус. Он показывает, что все вот эти проблемы, они возникают тогда, когда человек не знает себя. Итак:

«Не судите, да не судимы будете, ибо каким судом судите, [таким] будете судимы; и какою мерою мерите, [такою] и вам будут мерить. И что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь?» О чём говорит Иисус? Ты не знаешь себя, ты не видишь себя, ты не понимаешь, кто ты есть на самом деле, и поэтому ты безрассудно, бездумно выносишь суд о другом человеке.

Когда-то я служил в армии, и в те годы в стройбат отправляли всех, кто назвался в военкомате верующими. Вы знаете, когда солдаты только приходят в советскую армию, мы ж были все вечно голодными. И вот после завтрака, обеда или ужина, у окошка выдачи выстраивалась толпа новобранцев, которые просили у того, кто выдавал солдата: «Дай ещё кусочек сахара, у тебя масло еще нет, а, ну дай хлеба, ну, дай еще одну порцию». А там в окошке был брат пятидесятник. И вы понимаете, когда такая толпа собиралась вокруг окошка, и все чего-то требовали, то в какой-то момент этот Петя доходил до белого каления и начинал в это окошко кричать: «Да идите вы все отсюда! Да довели меня, да сколько вы тут можете стоять?» А я стоял в сторонке и говорил про себя: «Вон твоя вера! Во как она проявляется». Прошло полтора года. Старшина поставил меня каптёрщиком, это тот, кто выдает одежду, обувь, занимается такими вещами, и раз в неделю баня, и после бани выдача чистого белья. Этим занимается каптёрщик. Но и когда выстраивается толпа у дверей, ты выдаешь комплект, кто-то потом приходит и говорит: «Ну, поменяй портянку, ну, действительно там ни одна не портянка, а половина, ну, надо поменять». Кто-то подходит говорит: «Поменяй майку». Но и потом же знаете, как в армии, если пришли на склад, ну, простите меня, трусы 54 размера, то они на всех. Я как сейчас помню, у нас был такой маленький невысокий солдатик худенький, он надел их, они на нём как юбка, и конечно ж, приходит и говорит: «Ну, поменяй!». И вот в какой-то момент, когда они все подходили каждый чего-то просил и каждому чего-то было надо, я дошел до состояния озверения, и я стоял в дверях этой каптерки, где я выдавал эту вещи, это солдатское белье, я начал стал кричать на всех, чтоб они были куда подальше, чтобы они не трогали меня, что я ничего им не дам. И вот в этот момент, когда я дошел до белого каления и начал на них кричать, передо мной предстала картинка полуторагодовалой давности – я стоящий и осуждающий брата своего. Тогда я не понимал, что в моём глазу не сучок, а бревно, и вот поэтому Иисус говорит: «когда ты судишь, ты не знаешь себя, и от незнания себя, незнания своей слабости, ты так поступаешь». Есть замечательная английская пословица, я часто цитирую и люблю её, произносить во время венчания:

«Люди, живущие в стеклянных домах не должны бросаться камнями». Когда ты понимаешь, что ты тоже в стеклянном, а не в каменном доме, и что твой дом тоже такой же хрупкий, то ты задумываешься, бросать камень или нет. И Христос говорит: «ты не знаешь себя». И другой момент, когда Христос говорит: «как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними». Но иногда мы же не знаем, как мы хотим по-настоящему, чтобы с нами поступали люди, что нам на самом деле нужно от людей. Есть такой замечательный фильм, но современная молодежь не может смотреть, потому что философский, его создал известный русский режиссер Тарковский, «Сталкер» называется. Там очень длинные такие сцены и там вроде бы иногда человек смотрит и не понимает, вообще, о чём этот фильм. Там есть одна сцена: одни заходят в определённую запретную зону, и там есть комната, где исполняются желания. И вот этот Сталкер проводник, он не идет в эту комнату. Ему говорят:

– Почему ты не идешь?

– Он говорит: да, есть желания, которые я понимаю, но в этой комнате исполняются те желания, которые на самом деле у тебя есть.

Понимаете? То есть, мы иногда не понимаем того, чего мы на самом деле хотим. Мы думаем, что я знаю, чего я хочу, а на самом деле человек не знает, чего он хочет. И иногда только движение, направленность его жизни, куда движется жизнь этого человека, показывают его настоящие желания, не то желание, которое он осознаёт, которое он проговаривает, а вот то сокровенное желание.

Поэтому, когда Христос говорит: «как хотите чтобы с вами поступали люди», возникает вопрос: а как вы на самом деле хотите, чтобы с вами поступали люди? Ну, вот к этому тексту мы с вами еще вернемся. Но человек, который начинает узнавать себя, он как написано в шестом стихе, у него появляется чутье, кто перед ним, это по 6 стиху: пес или свинья. Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего перед свиньями. В духе пророчества очень часто, если вы почитаете «Свидетельства для церкви», встречаются слова, когда Елена Уайт пишет своим адресатам, очень часто можете встретить обращения к тем людям, у которых есть разные проблемы: «Вы не знаете себя». Вы не знаете себя. Человек, который не знает себя… он, вот как я в армию пришел, я же знал себя, и поэтому я легко осуждал. Он легко выносит суд в отношении других, он очень часто ждет от людей то, чего ему на самом деле не надо и естественно отдает другим людям то, чего им не надо. Понимаете? Потому что он не понял, что, в чём он нуждается больше всего, о чём кричит его сердце. Вы же знаете, мы идем по жизни, и нам, вот реклама, видим рекламу: «Если ты не купишь вот эту зубную щетку, всё, счастья тебе в этом мире не видать». Ну, я условно сказал, зубная щетка понятно там. Да, если особенно в телевизоре: «если у тебя не будет вот этого моющего средства, всё. А если вот этого масла не будет на столе, то в доме не будет счастья». Потому что, когда семья садится вокруг стола и они берут это масло, едят, и вот такое умиротворение в доме, такой счастье, человеку кажется, вот купим масло и всё будет хорошо. А потом зубной щеткой вот именно вот этой почистишь зубы и помыть посуду вот это этим моющим средством – всё. И вы понимаете, как нам окружающий мир внушает, те желания, те потребности, которые не наши, о которых не кричит наши сердце, а человек поддаваясь влиянию этого мира гонится за ними, и когда ты гонишься одержим им, то ты осознаёшь и думаешь, если тебе вот это надо, то значит и соседу это надо, то есть значит моим детям надо. И очень часто родители задумываются о том, мои дети будут счастливы, если у них будет вот это, вот это, вот это, и вот это, и всё, и они дают это детям, а потом говорят: что у нас с детьми взаимопонимания нет, ну, никакого, я им всё, а у нас понимания нету. А потому что детям все ваших зубные щетки с маслом, абсолютно не нужны, для них это не главное. Понимаете, да? Поэтому, когда мы не знаем, чего мы хотим, когда нашими желаниями руководит мир, то мы, то мера наших желаний, мы исходя из этих желаний и потребностей, начинаем оценивать и других людей, думать, что им это надо, и не даем то, что им на самом деле надо.

Итак, второй уровень, первый – осторожность житейский, второй я бы назвал философским, потому что и древние философы говорили о том, что необходимо знать самих себя. Есть известное философское выражение, слышали, наверное. «Познай самого себя». Слышали. И это тоже жизненная мудрость, только уже такая не бытовая, а более высокого порядка. «Познай самого себя». Но если бы мы на этом уровне остановились, обсуждая, вот слова Иисуса, то и этого было бы мало. Ну, что ж такого, надо бы тогда философский круг создавать, а не церкви. Поэтому нам надо капнуть ещё глубже или можно сказать подняться чуточку выше. И мы сейчас посмотрим на богословское уже измерение, вот этих самых слов. Христос, произнося эти слова, Он понимает, что проблема суда – это не просто проблема отсутствия элементарных жизненной осторожности, или это проблема незнания самого себя, это ещё и проблема незнания Бога. Когда человек начинает выносить суд, он свидетельствует тем самым, что он не знает Бога. Давайте мы прочитаем слова, записанные в послании апостола Иакова в 4 главе, 11-12 стихи:

«Не злословьте друг друга, братия: кто злословит брата или судит брата своего, того злословит закон и судит закон; а если ты судишь закон, то ты не исполнитель закона, но судья. Един Законодатель и Судия, могущий спасти и погубить; а ты кто, который судишь другого?»

Таким образом, что говорит Иаков? Когда ты судишь другого, на чье ты место пытаешься забраться? Ты, не осознавая этого пытаешься поставить себя на уровень Бога. А вы знаете, как вот эти попытки в Библии поставить себя на уровень Бога, как они в Библии называются, каким словом? Богохульство. Когда Христос сказал: «Я и Отец одно» в Евангелии от Иоанна, иудеи сказали как, на эти слова как они отреагировали? Иисус сравнил себя с Богом, Он сказал: «Я и Отец одно», они сказали «богохульствуешь». Но вот это вот хула на Бога, она идет от того, что человек не знает Бога, ибо если бы ты знал Его, то ты очень хорошо подумал бы, прежде чем ты поставишь себя на Его место. И вот здесь, вот в этот момент, я не хотел бы, чтобы вы воспринимали сейчас просто вот так теоретически. Проблема не просто в богословском знании Бога, то есть прочитал какую-то умную книжку о Боге, и сказал: «я знаю Бога». Знание Бога возникает тогда, когда у меня есть ежедневное общение с Ним. Согласитесь, после того как пророк Исайя встретил Бога в небесном храме (Исайи 6 глава об этом говорится). Помните? Исайя видит Бога, и он говорит:

«Горе мне! ибо я человек с нечистыми устами». Скажите, вот после такой встречи, мог бы Исайя просто сказать: «ну, а всё-таки этот брат, ну, какой же он грешник!» Невозможно. И вот мы для того чтобы, вот у нас была здравое живое знание Бога, мы очень нуждаемся вот в этом сердечном личном соприкосновении с Ним ежедневно, ибо когда ты отходишь от Него, ты неизбежно соскальзываешь на уровень суда. Для меня это всегда признак, для меня это как тест. Только я замечаю вот жесткую в себе оценку брата или сестры, я вижу, что я вот так приговариваю их своим судом, уже срабатывает звоночек: «Лисичный, у тебя непорядок!» Да, там колокола звенят. Да, это один из моментов, когда ты понимаешь. Иногда этот звоночек у нас срабатывает уже после того, как мы кого-то обсудили, и нам на сердце не хорошо, Дух Святой не даёт нам покоя, мы понимаем, ну, не то же ведь было, не то, не надо было об этом говорить, не надо. Но особенно, знаете у нас бывает такое, утончённое осуждение ближнего. «Сестра, знаешь, я тебе хочу сказать, что о той сестре надо усиленно молиться, потому что у неё такие проблемы, такие проблемы!» И идет перечисление проблем. Благочестиво, да, правда же? «Я же не пришла тебе просто сказать, какая-то плохая сестра, я же пришла к тебе с тем, чтобы молиться о ней». И всё равно, даже если вы так подходите, и так проговорите, и даже помолитесь, вы идёте потом, а вам на сердце плохо. Вот это тоже звоночек. Не то, не то. Ну, конечно, надо было без стеснения молиться или ещё какие-то, или говорить с ней о её проблемах, или ещё как-то. Но вы понимаете, что самое главное, нет, иногда можно прийти с действительно большой обеспокоенностью, с сердцем, которое болит о человеке. Когда у тебя сердце болит о человеке, и ты говоришь, что вот давай будем молиться, давай будем что-то делать, потому что человек погибает, это другая ситуация. Но можно ж и своё желание обсудить, просто завуалировать в благочестивую форму. И вот самое главное, что нужно запомнить: когда ты судишь, то это первый звоночек того, что у тебя непорядок с Богом, ты неосознанно в своей гордыне, в своём самомнении, в своём очерствении ставишь себя на уровень Отца, ты ставишь себя судьей. Когда ты не знаешь величия и красоты Божьей, то ты, тебе кажется, что Евангелие – это такая дешевая разменная монета, которой можно кидать всем, но когда ты поглощён этой красотой Божьей, величием Божьим, то ты понимаешь, когда человек готов, а когда человек не готов, когда можно ему сказать и нужно ему сказать, а когда ему не нужно говорить. А то иногда христиане как пчелы в ульях жужжат, к месту и не к месту. И Христос говорит: Ты, зная Бога, ты получаешь вот эту вот мудрость, понимание места и времени. Помните, как Притчах написано:

«Золотое яблоко в серебряных сосудах – слово, сказанное вовремя». Но нам этому надо учиться. Но поймите, просто сейчас много хороших советов наговорить, но нам надо понимать корень – из чего всё идёт, когда сердца отрывается от живых отношений с Богом, тебя неизбежность снесёт в суд. Ты даже просто никому не скажешь, но тут ты будешь судить, потому что так устроен грешник.

Но и сейчас мы поднимимся на следующий уровень. Богословский уровень – это такой уровень, он тоже не самый главный. А вот сейчас мы коснемся главного. Когда Христос говорит о суде, Он размышляет о нём в контексте Божьей любви. Он хочет сказать, что сердце, которое зацепила Божья любовь и самое главное, любовь, явленная вот в этом невыразимом милосердии Божьем человеку, который восхищен этим милосердием, он становится также милосердным к окружающим людям. Вообще, всё что делал Христос – это была попытка донести до избранного народа, у которого очень многое было правильным. Там они многие свои правила поведения, нормы морали, богослужение – они отшлифовали до солнечного сияния, но у них не было самого главного, то чему их Христос хотел научить, то, что делает человека по настоящему счастливым – милосердие. И вот когда сердце наполняется этим милосердием, вот тогда из милосердного сердца не исторгается суд. Тот, кто помилован, идет по жизни не судя, а милуя. И вот это то, в чём мы все нуждаемся. Посмотрите, Христос говорит о мере:

«Какою мерою мерите, [такою] и вам отмерят». Это 2 стих 7 главы. А у милосердия меры нету. И Христос хочет вырвать своих слушателей из этих рамок, которыми мы определяем размер милосердия, мы милосердны, но в ограниченных рамках. Помните, как Пётр пришел ко Христу и сказал: «Сколько раз прощать? До семи ли раз прощать?» И Пётр думал, что я вот сейчас блесну, не один раз, не два раза, а 7 раз. А Христос своим ответом говорит:

«Пётр, ты еще ничего не понял. В милосердии Божьем нет меры. Нету меры». Как один автор красиво сказал: «у любви нет меры, мерой любви является безмерность». Вот это любовь и милосердие Божье безмерны. И Христос пытается поднять слушателей на вот этот уровень – милосердие своего Отца, чтобы они в этом милосердии жили, ибо тот, кто прощен милосердием Божьим, и по-настоящему милосердствует, только тот по-настоящему счастлив. Послушайте, там, где в семьях основой семьи является милосердие, вот только это семья по-настоящему счастлива. Иногда, парень и девушка встречаются, и говорят:

«О, как мы друг другу подходим! Идеальная пара». Как один человек сказал: «как клюшка с шайбой». Идеальная пара, и я это ем, и она это ест, и я это не ем, и она это не ест, и я во столько встаю, и она во сколько встает, и ей эти фильмы нравятся, и мне эти фильмы нравится, мы будем жить счастливо». Не факт. Счастливо живут там, где позволяют милосердию наполнять сердце, без милосердия счастья нету. Как только мы начинаем мерить, и говорить: «Да сколько можно? Сейчас как врежу, и всё сразу поймет!» Но надо всегда помнить, что шайба обратно прилетит. Как только мы начинаем мерить, всё. Как только мерки милосердия появляется в наших отношениях, всё. Не зря потом Христос приводит эту удивительную притчу о безумном Отце, который являет безумное милосердие к своему блудному сыну, который на самом-то деле пожелал своему отцу смерти, когда уходил. Потому что имение, когда делят? После смерти. Когда он подходит и говорит: «Дай мне следующую часть имения, то по сути дела, он говорит:

«Папа, знаешь, я как-то от тебя уже устал. Давай решим, что ты уже умер. Давай мне часть моего имения». Это было неслыханное оскорбление. За такое оскорбление могли побить камнями. И поэтому сын то и мерит, что «пойду в дом, вернусь, всё уже прижало, пойду, и может быть хоть рабом буду». Он не понимает, какой у него отец. А отец бежит навстречу. А вообще я вам говорил уже, что на Востоке пожилой мужчина бегущий – это был срам вообще, не бегали уважающие себя люди, а отцу было всё равно, что о нем подумают другие. Потому что милосердие его было безмерно, не было в нём меры. И я думаю, что вот этот вот отец, даже с таким сыном, был самым счастливым, ибо он был милосердным. Жестокое сердце – немилосердное сердце. И вот Христос, посмотрите, в этих же словах, в то что мы читали: «Будьте совершенны как Отец мой Небесный, будьте милосердны, как Отец мой Небесный». И когда вы встречаете человека, который вам не нравится, и который ведет себя не так, неправильно, первая ваша реакция должна быть как у Отца Небесного – милосердие, когда так хочется осудить. Милосердие. И Христос знает очень важное о нас. «Как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними», а мы ведь хотим в самой глубине души нашего сердца, всё что нам на самом деле нужно, чтобы нас кто-нибудь, вот так вот любил. Как хотите, чтобы с вами поступали, а чтобы любил, вот такой вот безмерной прощающей любовью. И Христос говорит: «как хотите, так и поступайте. Согласитесь, вот мы сегодня с братом Робертом ехали, и мы говорили: да, люди в Германию приезжают, уровень жизни, ну, лучше становится. Да, ну, лучше. Вот у вас картошка на наши деньги 10 руб. килограмм, а у нас 20 руб. килограмм. Лучше. Правда, потому многие люди… Ну, больше законы как-то работают, ещё много каких-то положительных моментов. А делает ли это людей счастливее? А потому что нам ведь в глубине сердца, мы не по Германии тоскуем, мы тоскуем по отношениям, где есть вот это вот безусловная, принимающая и прощающая любовь. Вот то, чего нам надо, то, что делает нас счастливыми. Поэтому русская пословица гласит: «С милым и в шалаше рай». Конечно, если этот шалашик такой вот двухэтажный, то, вообще рай. Но с милым и в шалаше рай. Вот чего нам нужно, вот об этом говорит Иисус. Как хотите, чтобы с вами поступали, а сразу же надо задуматься: а как я хочу? Вот поэтому наши дети не нуждаются в том, чтобы мы их просто красиво одели, просто дали деньги, просто устроили их жизни. Они нуждаются в том, чтобы мы их просто, просто так любили. Они забудут все наши зубные щетки, масло и всё, что мы им даем. Когда они нас будут хоронить, они вспомнят только одно – как мы их любили, и останется в их памяти только одно – как мы их любили, а всё остальное забудется, потому что всё остальное – это не главное. Но здесь есть еще одна деталь, мы сейчас к ней обратимся и там уже завершим сегодня. Христос говорит: «ибо в этом закон и пророки». Вот кто сейчас скажет, где в Евангелии от Матфея Христос так сказал еще раз «в этом закон и пророки»? В 22 главе Евангелия от Матфея. Помните, когда к Иисусу подходят и говорят: «Какая заповедь самая главная?» Вот сейчас давайте прочтём. С 36 стиха:

«Учитель! какая наибольшая заповедь в законе? Иисус сказал ему: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя; на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки».

А теперь понятно, почему и здесь Христос сказал: в этом закон и пророки, «как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними». Что говорит Христос на самом деле?

«Любите так, как вы ощутили эту нужду в любви, любите других, выполняйте вот эти две великих заповеди в вашей жизни, на уровне человеческих отношений, любите, ибо в этом закон и пророки».

И вот Господу очень важно, вот мы уже об этом не раз говорили: всё, что Ему нужно, всё, что Ему нужно научить нас в церкви, это то, чему труднее всего учить Ему своих детей, и нам труднее всего это усваивать. Мы учим доктрины, мы хорошо начинаем знать Библию, мы узнаём многое о здоровом образе жизни, мы из субботы в субботу читаем урочник, это всё важные и необходимые вещи, но есть самое главное, которую всем вот этим не заменишь. Когда Он зовет в церковь, Он зовет для того, чтобы научить любить, так как любит Отец. Вот это самая великая школа – быть милосердными безмерно. И вот когда мы сталкиваемся с этим, мы становимся перед самой великой нуждой нашей. Вот по жизни, каждый день, у каждого из нас самая большая нужда, то, о чём кричит наше сердца, то, чего нам нужнее всего – научиться любить. Смотрите, снова же мир наваливает на нас вот эти все свои нужды, он говорит нам:

«Ты должен нуждаться в более новом автомобиле, тебе он нужен, тебе нужен побольше квартира или дом, тебе нужно посовременнее одежда, тебе нужно вот это, вот это». И мы приходим к Богу, становимся на колени, и о чём мы с ним говорим? Дом, квартира. А когда мы обращаемся к Библии, Он нам говорит: «Нет, не заботься об этом». Помните вчерашнюю тему? Не заботься об этом. будет это у тебя или не будет, это в Моей власти, заботься о главном. Я тебе дам всё это, но это не сделает тебя счастливым». Когда ты приходишь к Библии и начинаешь это понимать, то самая главная молитва твоя, ежедневная молитва, самый главный мотив, ради чего ты идешь к Богу:

«Господи, ничего мне не надо сегодня. Нет, мне много чего надо, но ты дай то, что считаешь нужным. Но самое главное дай мне сегодня – научи меня любить». Ведь об этом, мы так редко просим. Но кстати о просьбах мы будем размышлять завтра, а сегодня нам остается только помолиться. Помолимся.

Господи, ты знаешь наш суд. Ты знаешь, как часто наше сердце охватывает жестокость, немилосердие к нашему ближнему. Ты, Господи, слышишь те слова, которые мы произносим вслух и в сердце нашем в отношении тех людей, которые нам не нравятся, и ты знаешь, как в этих словах так часто бывает мало любви. Ты знаешь, Господи, всю эту нашу немощь, в своём уродстве души нашей, из которой идет так часто не милосердие, не любовь, не добро, а зло. Ты знаешь, как мы возвышаемся в своей самоправедности над ближним нашим и выносим приговор, не прощая, ограничивая свой свою доброту какими-то своими мерками. Отче, прости нас, помилуй нас. Отче, единственное, что сегодня нам надо, единственное о чём сейчас мы понимаем, кричит сердце наше, но нужно научиться любить так, как ты, не просто, ещё раз, Господи, быть помилованными Твоим безграничным, безмерным милосердием. Мы благодарим Тебя, Господи, что Ты таким вот просящим даёшь просто и без упреков. Это великий Бог, прими нас сейчас и дай полноту милосердия в семьях наших, в церкви нашей, среди людей с которыми мы общаемся. Господи, дай нам эту великую неизмеримую ничем полноту милосердия, а всё остальное, как Тебе угодно. Аминь.