Восхождение на Голгофу-3

Наш добрый, любящий, всемогущий Бог. Ты являешься тем Словом, которое приносит свет, свет в эту темную жизнь в нашей тёмные сердца, Ты озаряешь и преображаешь. Господи, сейчас настал тот момент, когда Ты вот этим Словом хочешь поделиться с нами, и Ты избрал Александра для этого. Господи, мы просим помажь уста его Твоим елеем Духа твоего Святого. Пусть он будет тем, кто бы нарисовал ту картину Тебя, чтоб мы увидели в тех словах Твое откровение. Благослави его, благослави нас. Тебе хлава и благодарность за всё. Аминь.

Братья и сестры, сегодня у нас будет день, условно мы назовем сегодняшний вечер – привалом. Вот есть восхождение, но когда мы восходим в гору, то надо же время от времени останавливаться, оглядеться вокруг, подумать, поразмышлять, а потом дальше идти. И коль у нас сегодня такой вот не плановый день, то мы сегодня сделаем привал. Но это не значит, что мы не будем обращаться к Божьему слову. Но мы отойдем от Евангелия от Марка, я даже вчера хотел о Евангелии вам что-то рассказать, но мы сегодня обратимся к Ветхому Завету. Есть самый длинный в Псалтири псалом 118. И я в детстве его очень не любил, потому что он мне казался очень длинным, непонятным и нудным. Но прошло время, и я его полюбил. И вот сегодня мы обратимся к первым восьми стихам этого псалма. Вы знаете 118 псалом, он состоит из 22 восьмистиший. Существует 22 буквы еврейского алфавита и на каждую из этих букв в 118 псалме написано 8 стихов. Я очень люблю этот псалом и вот первые 8 стихов они часто останавливают меня, когда я молюсь Богу о многом, и мне иногда нужно прочитать эти строки для того, чтобы спросить у самого у себя: а что же в молитве главное. Поэтому, сегодня мы будем учиться, продолжать учиться молиться. Итак, 118 псалом первые 8 стихов. Давайте мы прочитаем в начале первые три стиха:

«Блаженны непорочные в пути, ходящие в законе Господнем. 2 Блаженны хранящие откровения Его, всем сердцем ищущие Его. 3 Они не делают беззакония, ходят путями Его».

Вот в этих трех стихах основа, автор этого псалма как бы основную тему здесь нам представляет. Но нам надо с этими тремя стихами сразу разобраться, чтобы понять, что же псалмопевец хочет сказать. Если вы заглядываете в Библию, вам будет интереснее, потому что когда смотришь, то там можно кое-что увидеть. Он, псалмопевец выстраивает эти стихи так, что свою основную мысль, он как жемчужину в оправу помещает в серединке. Это так вот в древнееврейском мышлении, в древнееврейской поэзии был такой ход мыслей, вот они делали так, что в центре помещали самое главное. Но прежде чем мы дойдем до главного и вот коснемся главного, сразу же мы остановимся вот на чём. Псалмопевец говорит: блаженны непорочные в пути, вы знаете, что значит это слово блаженны, ну, скажем, так – высшая полнота счастья. Смотрите, как он странно начинает свою молитву. Он не говорит: Господи, я благодарю Тебя за то-то, за то-то, за то-то, он начинает свою молитву с молитвенного размышления. Ты знаешь, что ты пришёл пред лицо Божие, и ты прежде чем начинаешь что-либо говорить, ты размышляешь, и самая первая мысль, что мне от Бога нужнее всего. И если мы задумаемся, то мы скажем, все хотим быть просто счастливы. И все наши просьбы, которые мы приносим Богу, по сути дела, это просьбы о счастье. Господи, дай мне новый холодильник, этот сломался. Почему? Потому что будет холодильник и мне будет лучше жить. Правда же? Господи, дай мне хорошую зарплату. Почему? Будет хорошая зарплата, и мне будет лучше жить. Дай мне здоровье, Господи, чтоб я не страдал. И вот я буду здоровым, и я буду счастливым. И вот, по сути дела, всё что мы просим у Бога, всё оно часто сводится вот к одному: Господи, если Ты мне это дашь, то мне будет хорошо жить, и я буду счастливым. Но псалмопевец останавливается сразу, прежде чем у Бога просить холодильник, машину, зарплату, он останавливается и размышляет: а что же сделает человека по-настоящему счастливым. И он произносит странные слова. Ни здоровье, ни богатства, ни безопасность. Нам говорит: блаженны непорочные в пути, ходящие в законе Господнем. Кому, кому, а адвентистам эти стихи всегда очень нравятся. Непорочные в пути, ходящие в законе Господнем. И в этой просьбе есть смысл. Вообще, такие слова мог сказать человек, который в жизни что-то понял, и в себе что-то понял. Когда ты начинаешь понимать, что самая, самая большая проблема в этом мире – это ты сам, и никто тебе так не навредит, как ты сам себе. И если ты следуешь просто своим желаниям, своим побуждениям, то рано или поздно твоя жизнь закончится крахом, тогда ты понимаешь, что вот как здорово, когда ты ходишь непорочно в законе Господнем. Понимаете, с чего начинается размышления автора. О чём он думает? Он остановился, подумал о своей жизни, подумал о том, сколько он дров наломал, и говорит: нет, как же хорошо всё-таки тем, чью жизнь направляет Божья воля. Но вот то, что он сейчас сказал – это не главное в этих трёх стихах. Главное, как мы сказали, он помещает в серединку. А кто же непорочен в пути, кто же ходит в законе Господнем? И вот центральная мысль в этих трех стихах: в еврейском языке, в литературе есть такое понятие «хиазм», то есть это построено так, что 2 стих – это центр мысли. Смотрите, что он пишет? Блаженны хранящие откровения Его, всем сердцем ищущие Его, они не делают беззакония и ходят путями Его. Кто не делает беззакония и ходят путями Его? Хранящие откровения Его, всем сердцем ищущие Его. И вот тут псалмопевец затрагивает суть, он понимает, что счастье не просто в том, что ты вот так слепо, безрассудно ходишь в законе Господнем и выполняешь Божью волю. Псалмопевец понимает, что вот это хождение в законе Господнем, оно является результатом особого состояния сердца. Сердце, которое хранит откровения Его и всем сердцем ищет Его. И вот если это есть, то хождение в законе Господнем у человека становится естественным. И вот тут-то мы останавливаемся и спрашиваем: а почему псалмопевец так сказал, что значит хранящие откровения Его. Помните, 102 псалом начало? Благослови душа моя Господа и не забывай всех благодеяний Его. Вы помните, что делали евреи на Пасху, глава семейства, что должен был делать? Рассказать историю о том, как Бог освободил свой народ. И роль главы семейства заключалась еще больше: не просто историю Божьего водительства во всём народе рассказать, историю того, как Бог действовал в их семье. Евреи очень хорошо понимали, что всё, что делал Бог в их жизни, все явления Божьи нужно помнить и бережно хранить. Как только израильский народ забывал о прошлом водительстве Божьем, он сразу уходил в идолопоклонство. Вышла книга Д. Паулина: «Бог, которого я не знал», Ф. Янси «Иисус, которого я не знал, а Паулин, наш профессор из университета Эндрюса написал книгу «Бог, которого я не знал». И вот в этой книге он пишет, что когда у еврея спрашивали: какому ты Богу поклоняешься? Он не говорил так, как мы сейчас говорим: вездесущему, всемогущему, прощающему, любящему. Он говорил по-другому: я поклоняюсь Богу, который вывел нас из земли египетской, я который поклоняюсь Богу, который провел нас через Красное море, я поклоняюсь Богу, который водил нас по пустыне 40 лет, и манна была у нас каждый день и одежды наши не ветшали, и Он был с нами в столпе огненном и облачном, я поклоняюсь Богу, который перевел нас через Иордан и остановил воды Иордана. Вы чувствуете? Они говорили о Боге так, как Он раскрылся в истории народа. Не просто какие-то отвлеченные слова говорили о Боге. О Боге реально открывающимся в истории народа. И я вам скажу, что когда вот в наших семьях мы просто красиво говорим о Боге, а не говорим, как Он был в нашей жизни, что он сотворил в нашей жизни, то просто красивые слова о Боге нашим детям ничего не скажут. Всегда важно говорить о том, как Бог действовал в нашей жизни. И вот евреи этим жили, они хранились откровения Его. Иногда, когда мне приходится встречаться с христианами овладевшими, я спрашиваю давай вспомним или я говорю: вспомни опыт своего обращения, как Бог тебе открылся, ты помнишь? Ты помнишь, как то питало твое сердце? Ты помнишь те опыты в твоей жизни с Богом, которые у тебя были. Вспомни.

Очень часто жизненные проблемы, суета, неурядицы, они, вот помните, как в притче Иисуса о семени, они как тернии заглушают всё то, что делал Господь для человека. И очень важно возобновлять то, что Господь делал в нашей жизни, вспоминать, хранить. Но если бы только храним, а дальше не идем, то наша вера тоже останавливается. И поэтому псалмопевец говорит: всем сердцем ищущие Его. Бога никогда в жизни не бывает достаточно много. Вот этот сердечный поиск Бога, он крайне важен для развития здоровых отношений с Богом. Интересно, посмотрите, как летописец книги Паралипоменон объясняет тот факт, что Ровоам сын Соломона творил зло. Давайте посмотрим, вторая Книга Паралипоменон 12 глава, 14 стих. Ровоам сын Соломона, который стал царем после Соломона. Вполне возможно этот мальчик присутствовал в момент посвящения храма, и видел, как слава Божья спустилась на храм. Вполне возможно, что этот мальчик видел, как жизнь его отца была после неправильной и его раскаяния перед смертью. У него было в памяти много свидетельств, действий Божьих живого Бога в жизни его деда Давида, в жизни его отца Соломона, но у него была одна проблема. Вот посмотрите, 14 стих: и делал он зло, потому что он не расположил сердца своего к тому, чтобы взыскать Господа. Почему Ровоам делал зло? Потому что не расположили сердце искать Господа, не захотел взыскать Господа. Бог его деда Давида, Бог его отца Соломона, не стал его Богом, он не встретился в своей жизни с живым Богом, и поэтому летописец говорит: он стал делать зло. Во 2 стихе передается динамика, вот суть отношений, какими должны быть отношения, не только человека с Богом, помнить о прошлом и идти в будущее, искать больше Бога в своей жизни. Во 2 стихе суть того, какими должны быть отношения передаётся, даже у мужа и жены. Семья крепка тогда, когда в ней есть память о прошлом, о тех красивых, ярких, глубоких моментов, которые были между мужем и женой. Но не только память живет семья, семья живет вот этим вот поиском большего, отношения всегда должны развиваться. Это не всегда легко, но отношения не могут быть без каких-то шагов, без этапов, без развития, не только те моменты, когда муж и жена съели пуд соли вместе, не только это должно быть у них в памяти, они могут развивать свои отношения. Я часто молодёжи говорю: я мечтаю о том, что когда у вас будут семьи, вы в старости отношения у вас будут глубже, красивее, чем отношения, которые у вас были в молодости. Любовь – это то что развивается. И вот псалмопевец говорит, по сути дела о чём? Блаженны те, у кого есть глубокие отношения с Богом, для кого Бог – живой, для тех, кто каждый день ищут Его, те у кого сердце жаждет, тех, кому Бога всегда мало, тех, кто не успокаивается, тех, которые постоянно пытаются отношения с Богом развивать, они не застывают в своей вере, не каменеют, не цементируются, они в движении со своим Богом. И вот он говорит: блаженны такие люди, потому что когда есть живая жизнь с Богом, тогда ты не будешь творить зло, ты будешь ходить путями Его, потому что за бездушным кем-то ты не пойдёшь, а за живой и интересной Личностью тебе будет хотеться идти, тебе будет хотеться с Ним жить. И вот такая вера, который пишет псалмопевец, она не может быть скучной, такое христианство не может быть скучным, потому что в нём есть движение, есть развитие, есть отношения. Но это ещё не всё в этих трёх стихах. Мы ещё один слой смысла поднимем. А кто же, вот что это за люди, которые всем сердцем ищут Его? Это что, ты напрягся и начал Его всем сердцем искать? В 26 псалме псалмопевец говорит интересные слова, 8 стих. Вы эти слова хорошо знаете, я их очень люблю. «Сердце мое говорит от Тебя: «ищите лица Моего»; и я буду искать лица Твоего, Господи». От кого сердце говорит: ищите лица моего? От Господа. Так вот эти, которые в 118 псалмe всем сердцем Его ищут, вот этот сердечный поиск это от кого? От Господа. Тогда смотрите, что говорит псалмопевец: счастлив тот, чье сердце неспокойно, ибо если твое сердце неспокойно и оно жаждет большего, то это свидетельствует что в твоём сердце действует Господь, что ты не один в этом мире, Бог в тебе что-то делает. Если ты утром проснулся и тебе захотелось помолиться, то это от кого? Это Господь коснулся твоего сердца. Псалмопевец говорит: Блажен тот, чьего сердца Господь касается. Блажен такой человек, ибо если бы Он не касался нашего сердца, мы бы Его никогда не искали. Если бы Он не пробуждал нас для молитвы, мы бы никогда не молились. Если бы Он не трогал нашей сердце, побуждая идти на богослужение, мы бы не ходили. Когда ты понимаешь, что в твоей жизни действует Бог, ты говоришь: как здорово. Но это ещё не всё по этим трем стихам. Когда псалмопевец говорит: блаженны непорочные в пути, ходящие в законе Господнем, кто же это, кто ходит в законе Господнем? Что надо, чтобы по-настоящему ходить в законе Господнем? Кто же это? Давайте вспомним суть Нового Завета: «Вложу внутрь вас дух Мой и сделаю то, что вы будете ходить в заповедях Моих и уставы Мои будете соблюдать и выполнять. (Иез.36:27) Так вот эти, ходящие в законе Господнем, это те люди, в жизни которых действует Святой Дух.

А теперь давайте подведем маленький итог. Псалмопевец говорит, он приходит помолиться, останавливается и размышляет: А что же мне больше всего надо? Что сделает меня счастливым? Что даст мне в жизни полноту радости и смысла? И он говорит: если мою жизнь будет направлять Бог, если у меня будут живые и глубокие отношения с Ним и моё сердце будет преобразовывать Его Дух, и когда ты это понимаешь, то твоя молитва становится другой, ты начинаешь просить о главном. Я когда это понял, я конечно прошу Бога о моих детях, о том, чтобы они были здоровы, о том чтобы они были успешны, чтоб хорошо учились, я прошу о своей семье, о своей жене, о своей маме, но главное о чём я прошу, я очень хочу, чтобы они знали живого Бога. И это главное, всё остальное не главное, а сердце, знающее Бога это главное, из него начинается всё остальное. Я знаю, что они пройдут по жизни и каждому из моих детей, из моих дочек, им придется еще не раз плакать. Жизнь полна всяких непредсказуемых неприятностей, проблем и горя, это же жизнь, и никто ни от чего не застрахован. Но я знаю, что если их сердце будет знать живого Бога, им будет перед кем выплакаться, они не будут в этом мире одни, где бы они ни были, чтобы с ними не было, если будет живой Бог в их жизни, это всё, если будут отношения с этим Богом, вот это главное. Я не думал об этом говорить, но вот сейчас 2 момента из жизни своей семьи вам скажу. Когда год назад моей жене врач сказала: Вы можете вашего сына лечить или не лечить, толку никакого не будет, вот она рассказывает свой опыт. Она говорит: я пошла в отделение, зашла в душ, выплакалась, выговорилась перед Богом, и у меня появилась сила жить дальше. И она говорит: а как тем мамочкам в отделении, у которых тоже тяжелые дети и которым врачи говорят: всё, и мужья их оставили, потому что стесняются таких детей, и Бога в их жизни нет. К кому они пойдут, кому они выплачут свое сердце, перед кем они выговорятся? Поэтому, когда мы останавливаемся и размышляем, что нам важнее всего, вот утро начинается, новый день начинается, мы же не знаем, что нас ждет. Но нам так важно, чтобы в этом дне, с нами был Бог, чтобы наше сердце Его искало, чтобы мы не застыли в своей вере, и не только в нашей жизни, но и в жизни нашей семьи. И когда я начинаю так молиться и молюсь так, я знаю, что Бог будет отвечать на эту молитву, ну, как Ему угодно, а не так, как я себе представляю. Я вам сейчас расскажу одну историю, я ее люблю рассказывать. Вы знаете, у пасторов всегда есть комплекс вины перед своей семьей, но по крайней мере у меня, потому что я редко бываю дома. И однажды меня всё так вот уже достало, и я решил про себя: в воскресенье везу в Москву своих девчонок в дельфинарий, 100 км до Москвы, мы считаем это рядом. Я им ничего не сказал: девчонки, в Москву едем. Посадил своих двух дочек, мы поехали в Москву. Приехали к дельфинарию, там всё ну вот успели, как раз чуть ли не последней билеты нам дали, мы зашли, они увидели это представление с дельфинами, они там прыгают, ну, очень интересно. И на обратном пути из дельфинария они запели: папа, хотим кушать. Но когда они начинают говорить: папа, хотим кушать, под этим подразумевается: папа, завези нас в McDonald’s. Ну, раз в году можно. Заехали мы в McDonald’s, я поставил свой портфель перед собой, там были документы и Библия, мы поели и поехали. Но у нас на дорогах, если кто помнит, всегда есть посты ГАИ. Мы проехали не доезжая до Заокска, несколько постов ГАИ, и тут меня гаишник останавливает, и в тот момент мы уже отъехали от Москвы километров 70 меня, гаишник останавливает и в этот момент я обнаруживаю, что документов у меня нет. Я по жизни рассеянный человек и наверное меня уже ничто не изменит, я ж специально эти документы поставил перед собой, чтоб не забыть, и всё равно оставил.

– Он остановил меня, говорит: документы.

– Я говорю: нету.

– А дети чьи?

– Я говорю: мои.

– А документы на детей?

– Нету.

– А машина чья?

– Моя.

– А документы на машину?

– Нету.

Он сам даже растерялся. – Ну что с тобой делать?

Я так сразу расстроился, а потом подумал: ладно, надо позвонить другу в Москве, он рядом живет с этим McDonald’s, ему звоню: Денис, пойди в McDonald’s, если спросят, что там в середине, там точно будет только документы и Библия, и больше ничего нету. Он говорит: хорошо. Я вот так разговариваю с другом своим, поговорил, гаишник это всё послушал, говорит:

– Езжай.

– Я говорю: куда?

– Куда хочешь.

Я, аж растерялся тоже, потому что обычно машину должны на штрафстоянку ставить, и там потом вся эта морока с документами, со всем. И мы поехали домой. И когда мы уже въехали в Заокский, Денис звонит, а, мы едем, у меня страх: думаю, украдут. Но тут утешение приходит: в Москве не воруют сейчас сумки, потому что сумки взрываются, и мне стало легче уже. Потом следующий страх, знаете через голову страхи проходят: я представил себе, как спецслужбы роботом манипулятором вскрывают мою сумку, тоже думаю, потом неприятностей не оберешься. Ну вот мы въехали в Заокский, и друг мне звонит, говорит: всё, я забрал сумку. Моя старшая дочь, вот так прямо за мной сидела в машине и смотрю, она как-то скривилась и спряталась, и я мне ж надо на дорогу смотреть, и я так вот смотрю: Натулечка, что с тобой? Наташа! Она молчит. Я оглядываюсь, пытаюсь понять, что с ней, она молчит. Потом слышу: е-е-е-е. Я говорю: что ты плачешь, доченька? Она говорит: папа, я так молилась, так молилась, чтобы документы сохранились! Я теперь от радости плачу, что они сохранились, что они есть! И вы знаете, мне так стало хорошо, думаю, я же молился, чтобы у моего ребёнка появились живые опыты с Богом. И вот у неё появился свой личный опыт отвеченной молитвы. Даже мне мысль пришла, думаю: еще раз документы забыть, что ли? Чтобы ещё один опыт у неё был, чтобы она узнала, что Бог действительно живой, что это не просто Бог её папы, которым папа много говорит, а это ее Бог, который слышит и её. И вот просим о главном, о своих детях, о своих родных, то Бог обязательно будет отвечать, но правда не так, как мы ждём, иногда даже используя какие-то наши вот, ну вот например, как недостатки, как рассеянность или еще что-то. Но Бог будет отвечать, потому что Он знает, что всё остальное о чём мы просим, а мы много о чём у Него просим, на самом деле не сделает нас счастливыми, если в нашей жизни не будет живого Бога.

И вот теперь смотрите, псалмопевец так поразмышлял, и поэтому он в пятом стихе только начинает молиться, молитвенная просьба у него вырывается. «О, если бы направлялись пути мои к соблюдению уставов Твоих!» Вы видите, вот только в пятом стихе псалмопевец начинает прошения свои Богу представлять. Он понял, что для него главное, чтобы его жизнь была в согласии жизни Божьей. Он говорит: «О, если бы направлялись пути мои к соблюдению уставов Твоих!» И ещё одна просьба у него в восьмом стихе: «Буду хранить уставы Твои; не оставляй меня совсем». Вы видите, все просьбы у него, не о деталях нашей жизни, не о чём-то таком, вот частном, что нам очень надо, а просьбы о главном. И он не зря об этом просит, потому что он знает, что когда Господь реально входит в его жизнь, то жизнь становится уже наполненной присутствием рая. И я это не выдумываю. Посмотрите, как об этом он говорит дальше, вот 5 и 6 стихи: «О, если бы направлялись пути мои к соблюдению уставов Твоих! Тогда я не постыдился бы, взирая на все заповеди Твои». А вы помните, когда у человека впервые появилось чувство стыда? Когда согрешил. Вы видите, что он говорит? Если бы Господи, ты вошел в мою жизнь, то в моей жизни рай уже начался бы здесь. Когда Бог с нами, уходит чувство стыда, мы начинаем дышать атмосферой рая. У меня было 2 друга, они обратились в зоне подростковой, и он говорит: нас выгоняли утром на построение, черное небо, черные робы, серые, злые лица, вот мы стоим в этом строю и улыбаемся, и все на нас смотрят, и говорят: вы что больные? Что вы радуетесь? Чему тут радоваться? Они говорят: нет, ну подождите, посмотрите, как здесь здорово. Нас здесь кормят, поют, одевают и ещё, и охраняют, и мы радуемся.

То есть, когда Бог входит в нашу жизнь, наша радость перестает быть зависимой от того, что у нас есть, или чего-то у нас нет. Как у пророка Аввакума:

«Хотя бы не расцвела смоковница и не было плода на виноградных лозах, и маслина изменила, и нива не дала пищи, хотя бы не стало овец в загоне и рогатого скота в стойлах, -но и тогда я буду радоваться» (Авв.3:17-18) Вот псалмопевец говорит: вот если бы Ты, Господи, вошел в мою жизнь, я бы уже жил в раю. И он дальше говорит: я бы не постыдился, я славил бы Тебя в правоте сердце, чувство прославления появляется и поучался бы судам правды Твоей. Человек в движении, когда с Богом, он учится с Богом здорово. Но это всё последствия того, что Бог входит в нашу жизнь.

И вот теперь мы заканчиваем. Что остаётся? Что самое главное в молитве? О чём просить в первую очередь? Что нам на самом деле нужнее всего? Что сделает нас счастливыми, когда Господь приходит. В жизни у каждого из нас есть моменты, которые мы никогда не изменим, никогда. И есть боль, которая будет преследовать нас до последнего вздоха. Но даже тогда Господь может сделать нас счастливыми, если мы позволим Ему войти в нашу жизнь. И последнее, маленькая история. Я ее очень люблю, но хотя, как сказать люблю. Однажды у нашей сотрудницы несколько лет тому назад умирала родная сестра от рака. Она жила где-то в 60 км от Заокска. Мы туда ездили буквально через день. И однажды мы приехали туда к ней с пресвитером, она уже не могла лежать, химиотерапию тяжелейшую сделали, но она не помогла, у нее была сожжена слизистая. Мы приехали к ней домой, она вышла, но ей уже было трудно сидеть. Вообще жизнь у нее была очень непростая, столько она предательства пережила, а сама была такой доброй, добрым человеком очень. И вот в итоге ей было чуть больше 30, она смертельно заболела, и мы пришли чуть-чуть поговорили, было видно, что ей тяжело, и сказали: давай мы помолимся. И она согласилась, помолился я, пресвитер, ее мама, сестра, а потом начала молиться она. Я никогда не забуду эту молитву, ни слова ропота, это не был героизм, просто она благодарила Бога, «я Тебя благодарю за жизнь, я Тебя благодарю за маму, я Тебя благодарю за сестру, я Тебя благодарю, благодарю. Она остановилась, я думал, что она не может сказать аминь, она чуть-чуть воды попила, потому что там же всё было выжжено у неё, и дальше продолжила молиться. Такие молитвы рождаются у человека в жизни, которого есть живой Бог, это уже не было молитва просто ее. Вы знаете, я тогда понял, почему мученики на кострах, когда их сжигали, они могли петь. Потому что, когда ты встречаешься с живым Богом, даже тяжкие физические страдания могут дать тебе силу жить, да ещё и благодарить. Господь хочет войти в нашу жизнь и сделать нашу жизнь, сделать нас счастливыми, несмотря ни на что, чтобы ни было, любое лишение, любая беда, любое горе, любой недостача, это может не вывести нас из душевного мира, мы можем не потерять равновесия, наши сердца могут такими же остаться благодарными и хвалящими Господа. Он хочет остаться с нами и сделать нашу жизнь счастливой, несмотря ни на что. И вот сейчас я буду молиться о том, чтобы Господь подарил нам настоящее счастье. Теперь мы понимаем, что это за счастье, счастье, не зависящее ни от чего. И я это делаю в России, может быть в Германии это не совсем подходит, ну если не подходит, моё дело предложить, а ваше отказаться или не отказаться. Я очень люблю в России молиться за тех, кто или впервые попал в церковь, или ну, вот пришёл или просто гость, ну вот те, кто сюда пришел первый раз, я буду молиться за всех, но за тех, кто впервые пришел, я хочу помолиться по-особенному, чтобы Бог сделал вас, ну, вот во всей полноте счастливыми. Те, кто впервые пришел, выйдите сюда, и я буду за вас молиться, но если хотите. Я приглашаю вас для молитвы, а кто хочет из гостей подойти сюда, я за вас помолюсь. Ничего тут страшного не будет. Но я понимаю, иногда выйти это трудно.

Господи, мы иногда не знаем, о чём мы просим и чего мы хотим. Мы люди, и иногда кажется, что настоящее счастье – это то счастье, которым живет этот мир, счастье много иметь, чем-то обладать, на самом деле, счастье – это когда ты касаешься нашей жизни. Господи, и вот сейчас наше сердце, оно как сердце псалмопевца говорит Тебе: о, если бы направлялись пути наши к соблюдению уставов Твоих. Мы очень хотим, Господи, жить в воле Твоей, а не в своей. Мы очень хотим, чтобы Ты не оставлял нас. Господи, научи нас хранить всё великое, доброе и святое, что было у нас с Тобою, но более, Господи, дай нам сердце ищущее, научи нас Господи никогда не успокаиваться и искать Тебя больше, больше, полней. Отец милосердный, сотвори наше сердце всегда распахнутым для Тебя, открытым для водительства Твоего Святого Духа, и не только наше сердце, но сердце наших детей, сердце наших внуков, сердце наших мужей, жен, наших друзей, подруг. Господи, и даже если для такого сердца нужно будет что-то пережить, Ты всё равно сделай нас Господи такое сердце, жаждущее, ищущее, живущее в воле Твоей, радующиеся, открытое, ведь это и есть счастье. Отец, и ещё Ты вот брата нашего Вальдемара и сестру нашу Руфину благослови особенно, всей полнотой Твоего великого, неземного счастья, не зависящего ни от чего. Мы все в этом так нуждаемся, и мы благодарим Тебя, что Ты с радостью нам даёшь это счастье. Отец наш, Сын и Святой Дух. Аминь.