Библиотека soteria.ru
Воспитание в общении
Росс Кэмпбелл
Дата публикации: 13.08.18 Просмотров: 2174 Все тексты автора Росс Кэмпбелл
10. Мотивация поведения ребенка
Научи нас, о Господь, видеть в малом великое, потому что в этом – величие живущего среди нас Христа, сотворившего в нас это малое; научи нас также относиться к великому как малому, потому что в этом – Его могущество.
Блез Паскаль
Родители часто спрашивают, как они должны мотивировать поведение ребенка. Это хороший вопрос, потому что мотивация является одним из главных факторов, определяющих процесс развития ребенка.
Надеясь на то, что наши дети станут самостоятельными людьми, способными исполнять свои обязанности без нашей помощи, мы не можем не понимать всю сложность этой задачи. С другой стороны, мы не хотим, чтобы наши дети стали источником бесконечных проблем, невыполненных обещаний и прочих неприятностей для окружающих.
Большинство детей находятся гдето между этими полюсами и в разной степени и в разных областях поддаются мотивированию. Многое здесь зависит от природных наклонностей и личных привязанностей детей. Не последнюю роль играет также самочувствие, запас энергии ребенка и, конечно, воспитание.
Мотивация – сложная тема, и родителям необходимо хорошо в ней разобраться. Главное не столько в том, поддается ли ваш ребенок мотивированию вообще, сколько в том, каким образом это происходит, –позитивным или негативным. Все дети мотивированы на чтото, но мы хотим, чтобы стимулы происходили из здорового источника и направляли их по правильному пути.
Научиться правильно мотивировать ребенка непросто. Сначала следует понять сам процесс естественных мотиваций и уяснить роль родителей в придании мотивации верного направления.
Сознательная и подсознательная мотивации
Начнем с того, что существует сознательная и бессознательная мотивация. Мы наблюдаем позитивную мотивацию у наших детей, когда они внимательны к другим людям и стремятся доставить им удовольствие. Такие мотивации берут начало в хорошем воспитании, которое развивает в детях здоровую самооценку и здоровое самосознание, а также любовь и уважение к окружающим. Мы можем видеть и негативную подсознательную мотивацию, когда ребенок хочет огорчить других, особенно авторитетных людей, отказываясь делать то, что обязан. Это типичный образец пассивноагрессивного поведения.
Надо признать, что сегодня существует серьезное непонимание проблемы мотиваций. Многие люди полагают, что их жизнь полностью определяется теми обдуманными решениями, которые они сами сознательно принимают. Если бы это было так! На самом деле выбор жизненного курса и принимаемые нами решения зависят в основном от подсознательных мотиваций, скрытых от нашего разума. Так как человек не осознает наличия этих мотиваций, он, естественно, считает, что при выборе своего пути он опирается на здравый смысл и рациональное мышление. Так продолжается до тех пор, пока однажды он не спрашивает себя с недоумением и неудовольствием, как же все это могло произойти с ним. Человек начинает анализировать события прошлых лет и пытается понять их движущую силу.
На некоторые подсознательные мотивации могут влиять генетически обусловленные черты характера, например, чрезмерная застенчивость или чрезмерная общительность. Однако большинство подсознательных мотиваций определяются опытом прошлой жизни. Влияние на них родителей также огромно. Подсознательные мотивации – это сильно действующий фактор, от которого зависят наши эмоции и наше мышление. Решения, принимаемые нами на нашем жизненном пути – особенно важные решения, такие, как выбор места жительства, профессии или спутника жизни, друзей и занятий, – также в очень большой степени определяются нашими подсознательными мотивациями.
У каждого из нас есть позитивные и негативные подсознательные мотивации. Разумеется, чем больше позитивных и чем меньше негативных, тем лучше для нас, потому что в этом случае мы сумеем лучше управлять собственной жизнью. И мы хотим, чтобы у наших детей было как можно больше позитивных мотиваций, включая подсознательные.
Желания и отношения
Мы знаем, что родители играют огромную роль в формировании правильных мотивов у своих детей. Мощнейшим побуждающим фактором является также желание ребенка. Когда ребенок хочет сделать чтото или получить чтото, его поведение мотивировано. Хорошо, если желание само по себе позитивно; конечно, и родители, со своей стороны, стремятся откорректировать эти детские желания. Однако, если желания ребенка очевидно неприемлемы, родители обязаны научить его поступать правильно, несмотря на свои чувства.
Замечаем ли мы, как много мотиваций связано с чувствами? Именно чувствами определяется выбор детьми того или иного типа отношения к другим людям. Если ребенку хочется взять на себя ответственность, чтобы совершить хороший поступок, можно утверждать, что его мотивации позитивны; если же ребенок явно не желает брать на себя ответственность, это говорит о негативном характере его мотивации. Следовательно, нам нужно воспитать наших детей так, чтобы они хотели быть хорошими и стремились поступать правильно.
Я не знаю человека с более сильно выраженной позитивной мотивацией, чем моя жена Пэт. Она очень активно мотивирована на все доброе и позитивное, ей доставляет удовольствие помогать и служить другим, нести за чтото ответственность, осуществлять какието проекты. Ей можно довериться в любом, даже самом необычном деле, поэтому ее постоянно избирают и выдвигают в различные комитеты, советы и другие руководящие органы, просят преподавать и консультировать и т. п. Желания Пэт и ее мотивации происходят изнутри. Она никогда не ждет толчка извне, она не нуждается во внешнем давлении, – она сама берется за дело и делает его хорошо, потому что это доставляет ей удовольствие.
Я же не обладаю такой чудесной способностью. Мне нередко требуется побуждение извне, да и потом я не всегда получаю большое удовольствие от такого дела, потому что оказанное на меня давление вселяет в меня тревогу и беспокойство. Я не уверен, смогу ли я сделать все как следует, и от этого теряю спокойствие.
К счастью, трое наших детей унаследовали это замечательное качество Пэт. Жизнь действительно в радость тем, кто, столкнувшись с необходимостью брать на себя ответственность, делает это с удовольствием. Для тех же, кто с трудом и нежеланием подходит к своим обязанностям, жизнь может превратиться в настоящее бремя. Это особенно очевидно сегодня, когда огромное число людей не способно справляться со своими обязательствами. Дело в том, что в детстве мотивации этих людей складывались под сильным давлением со стороны родителей, включая вознаграждения за хорошее поведение, угрозы, наказания или под воздействием чувства вины. Их никто не научил испытывать нормальное чувство радости от хорошо выполненной работы или помощи другому человеку. Все, что они умеют, – это реагировать на свои эгоистические мотивации, нацеленные на удовлетворение собственных потребностей.
Между этими двумя типами людей есть одно важное различие – степень присущего им оптимизма. В своей книге «Эмоциональный интеллект» Даниель Гоулман говорит об этом так:
«Оптимизм, подобно надежде, подразумевает интенсивное ожидание того, что, несмотря на все неудачи и потрясения, все в жизни в конце концов наладится. С точки зрения эмоционального интеллекта, оптимизм играет роль буфера, оберегающего людей от апатии и чувства безнадежности или депрессии в неблагоприятной ситуации. Как и надежда – его родная сестра, – оптимизм окупается сторицей (если, конечно, это реалистичный оптимизм, а не наивный, который очень опасен).
Оптимисты относятся к постигшей их неудаче как к чемуто, что они могут изменить, и таким образом преуспеть в следующий раз, а пессимисты обвиняют в каждой неудаче самих себя и приписывают ее своим врожденным свойствам, которые они не в силах изменить» .
Гоулман не отрицает, что одной из причин позитивного или негативного отношения к жизни может быть темперамент, однако он считает, что влияние прошлого опыта здесь гораздо сильнее. Оптимистичному отношению к жизни можно научиться, если только ответственно относиться к своим обязанностям. «Отношение людей к своим способностям в огромной степени влияет на эти самые способности… Люди, уверенные в своих силах, не шарахаются от трудностей и не разочаровываются при неудачах, а, напротив, стремятся справиться с ними, вместо того чтобы сокрушаться по поводу своей беспомощности и возможных неудачах в будущем» .
Мотивация личным примером
Поскольку влияние жизненного опыта на наши мотивации очень велико, значение окружающей среды для воспитания трудно переоценить, и главные фигуры в этом окружении – родители. Именно они своим личным примером, своим умением решать трудные жизненные вопросы могут преподать своим детям урок позитивной мотивации.
Я обнаружил, что большинство людей смотрит на формирование мотиваций как на воспитание: они стараются передать детям свои собственные мотивы, так как считают их наилучшими. Если вы хотите, чтобы ваш ребенок был позитивно мотивирован, вы должны допустить, что ваши взгляды и мнения несовершенны. Каким бы ни был ваш прошлый опыт, ваш темперамент, вы должны стать для своего ребенка примером достоинства, чести и верности своему долгу. Если дети видят в вас свободного, оптимистичного, серьезного, приятного в общении и надежного человека, они захотят стать такими же. Если же дети слышат ваши постоянные жалобы, если видят вашу необязательность, неумение справляться с возникающими проблемами, они тоже последуют вашему примеру.
Силу своего воздействия на ребенка вы можете еще больше усилить проявлением своей безусловной любви. Чем острее дети ощущают родительскую любовь, тем больше они стараются подражать своим родителям. Чем активнее дети мотивируются сознательными и позитивными примерами жизненного опыта родителей, тем слабее влияние на них негативных подсознательных мотиваций.
В течение нескольких лет я работал с программой, предназначенной для обучения воспитателей методике удовлетворения эмоциональных потребностей детей. Я часто видел трехлетних детей, беспокойных и запуганных, страдающих от дефицита положительных эмоций. Я советовал воспитателям начать с того, чтобы посидеть рядом с ребенком за столом и поговорить с ним. Затем я рекомендовал попытаться научить ребенка чемунибудь, взяв его на руки и заглядывая ему в глаза. Ощущая контакт, ребенок становился более отзывчивым, внимательным и восприимчивым к тому, что ему говорят. Что же происходит в этих случаях? Дело в том, что ребенок открывается для восприятия, только если получает удовлетворение своих эмоциональных потребностей. Заботливое, нежное отношение сначала гасит страх и тревогу, а затем наполняет душу ребенка чувством защищенности и уверенности в себе. В результате пробуждается способность к восприятию и обучению.
Если все это доступно при таком кратковременном контакте ребенка с воспитателем, то какие же возможности открываются в семье, рядом с любящими родителями!
Подсознательная мотивация и насилие
Стрельба, прозвучавшая в наших школах в конце 1990х годов, сильно встревожила меня, но не меньше меня встревожило то, что никто из тех людей, с кем я беседовал о происшедшем, не понимал смысла этой трагедии. Даже некоторые специалистыпсихологи и психиатры высасывают причины из пальца, обвиняют родителей, свободный доступ к оружию, конфликты со сверстниками и осуждают насилие на телевидении, в Интернете, в кино и на музыкальной сцене. Помоему, все это бессмысленно. Массмедиа Японии и Гонконга кишат насилием не меньше, чем наши. У многих детей, не устраивающих стрельбу в школах, обстановка дома гораздо хуже и сложнее, чем у тех, кто это делает. Даже школьные охранники говорят, что другие дети больше переживали и волновались, чем преступники. Так в чем же причина?
Все вышеупомянутые факторы безусловно играют свою роль, однако главным импульсом следует считать подсознательную мотивацию, в данном случае – это гнев. Чтобы понять мотивы этих юных преступников, необходимо установить, умеют ли они управлять своим гневом, и тогда станет ясно, что при отсутствии надлежащего воспитания и навыков контроля над гневом открывается прямой путь к преступлению. Впервые за всю нашу историю мы достигли критической массы негативных влияний, и обществу нечего противопоставить им, потому что оно не имеет никакого позитивного духовного противовеса.
Родители должны осознать свою уникальную роль в обучении детей управлять собственным гневом. Психика подростков, совершивших чудовищные акты насилия в государственных школах Колорадо, Орегона, Арканзаса и в других местах, сформировалась под воздействием вредных факторов, и, к сожалению, никто не научил их сознательно справляться со своим гневом. Находясь в нормальной для своего возраста пассивноагрессивной стадии развития, они выразили свой гнев примитивным пассивноагрессивным способом, хотя внешне они казались вполне нормальными школьниками и ни у кого не вызывали подозрений.
Некоторые подростки своим не совсем обычным видом и поведением стремятся выражать одолевающие их пассивноагрессивные импульсы. Но те, кто устроил побоище в школах, до времени скрывали свой гнев, и даже от самих себя. Это значит, что они находились под влиянием подсознательных мотиваций. Человек, совершающий такие дикие поступки, мотивируется только подсознательно, ибо подобное варварство диктуется исключительно с иррациональными импульсами подсознательного гнева. Не разобравшись до конца во всей сложности этих негативных подсознательных мотиваций, наше общество никогда не сможет успешно противостать им.
Корректировка поведения
В главе 4 мы говорили о способах управления гневом, два из которых позитивны, два негативны по своему характеру, а один нейтрален. Это очень важно знать, потому что добрые чувства – это самые здоровые мотиваторы, они стимулируют ребенка к хорошим поступкам. Поэтому процессы воспитания и обучения должны быть максимально приятны для ребенка и насыщены положительными эмоциями. Именно по этой причине в ваших отношениях с ребенком не должно доминировать наказание.
Некоторые современные христианские источники используют теории, совершенно противоположные этой важной концепции, которая утверждает, что позитивное поведение есть следствие позитивного воздействия. Если вы прибегаете преимущественно к негативным способам воздействия на ребенка, таким, как физическое наказание, то вы стимулируете развитие у него подсознательных мотиваций поступать как раз вопреки вашему желанию и воле. И, наоборот, если ваше общение с ребенком и его обучение построено на доброте и любви, он будет подсознательно желать порадовать вас, доставить вам удовольствие, потому что сам воспринимает позитивную подсознательную мотивацию.
Как хочется, чтобы все родители поняли это! Изза непонимания этих важных вещей даже в самых прекрасных семьях возникают порой тяжелейшие проблемы с детьми. Меня до глубины души огорчает то, что так много детей из благополучных, повидимому христианских, семей разрушают свою жизнь. Родители этих детей – вполне достойные люди, которых христианские книжные и устные источники убедили в том, что главное в воспитании – это родительская реакция на поведение детей, и они добросовестно старались применять это правило на практике. Их упорно убеждали в преимуществе негативных средств контроля за поведением детей и ничего не сказали о том, как важно прежде всего удовлетворять их эмоциональные потребности.
Такой воспитательный метод порождает несколько типов негативных подсознательных мотиваций, включая пассивноагрессивное поведение. Как правило, он дает свой горький плод, и мы имеем его сегодня – это антиродительские настроения, это неповиновение представителям законной власти, это, наконец, бунт против Бога. В большинстве случаев родители не в состоянии понять причины трагедий своих детей, ведь они воспитывали их так, как их учили христианские «эксперты».Приучая детей к строгой дисциплине в первые годы их жизни, родители не имели больших проблем, но, взрослея, дети все больше выходили изпод родительского контроля, демонстрируя пренебрежение к стоящим над ними авторитетам.
И сегодня воспитание методом реагирования на поведение ребенка продолжает разрушать благополучие многих христианских семей. Не имея понятия о жизненно важных нуждах своих детей, такие воспитатели увлекаются жесткими дисциплинарными методами, а потом с горечью взирают на плод своих усилий, когда их дети восстают против них и против всех Божьих ценностей.
Корректировка поведения и мотивация
Поскольку наше отношение к детям очень сильно влияет на формирование у них подсознательных мотиваций, давайте еще раз обратимся к пяти способам корректировки поведения, изложенным в главе 4. Но на этот раз мы рассмотрим проблему воспитания и дисциплинирования в связи с феноменом мотивации.
• Просьба– самое позитивное средство управления поведением ребенка. Она нейтрализует гнев ребенка и вызывает у него положительные эмоции. Ваша просьба как бы говорит за вас: «Я уважаю твои чувства в этой ситуации»или «Я уважаю твое мнение по этому поводу»и, что самое замечательное, – «Я прошу тебя сделать это, потому что ты можешь взять на себя такую ответственность». Закладывая такой фундамент отношений, вы помогаете ребенку взрослеть эмоционально и психологически. Но самое ценное качество, которого лишена наша современная культура, состоит в том, что, обращаясь с такой просьбой к ребенку, вы приучаете его брать на себя ответственность за свое поведение.
• Приказ –негативное средство управления поведением ребенка. Разумеется, приказ годится там, где не действует просьба, но надо помнить, что часто сама словесная формулировка приказа несет в себе негативный заряд. Приказ нередко вызывает у ребенка гнев, потому что подразумевает следующее: «Меня не волнуют твои чувства и мнения на эту тему. Ты не способен (не способна) отвечать за свое поведение и просто должен (должна) делать то, что я тебе велю».Все это не может не вызывать протест, потому что здесь нет ни капли эмоциональной поддержки, ни капли любви. Приказами и командами невозможно воспитать зрелого и ответственного человека, с точки зрения мотивации. Родители, увлекающиеся командирским тоном, должны задуматься о том, почему их дети не реагируют на просьбы, и первое, куда им следует заглянуть, – это эмоциональная емкость детской души.
• Мягкое физическое прикосновение – это еще один способ позитивного воздействия на поведение ребенка. Здесь подразумевается легкое и ненавязчивое физическое побуждение ребенка к выполнению определенного действия. Нежное, любящее прикосновение никогда не вызывает негативных реакций, в отличие от приказа и физического наказания. Такое прикосновение особенно эффективно с маленькими детьми, но и на старших детей оно действует благоприятно. К примеру, младший подросток настолько сильно возбужден и расстроен, что лучше всего его в этот момент изолировать от других, удалив из комнаты, чтобы дать ему успокоиться, прежде чем предпринимать какието дальнейшие шаги. Но сделать это надо мягко и с любовью, для чего лучше всего обнять ребенка за плечи и повести в нужном направлении, говоря при этом: «Давай пойдем туда и посидим там немного». Ребенок, привыкший к доброму прикосновению, обязательно отзовется на него, и этого будет достаточно для того, чтобы сложная ситуация легко уладилась. Там, в другой комнате, можно побеседовать с подростком о причинах его плохого поступка.
• Наказание– самый негативный метод корректировки поведения ребенка. С одной стороны, слишком мягкое и снисходительное наказание отрицательно влияет на мотивации подростка, потому что он не сможет в таком случае осознать последствия своего дурного поведения и не будет мотивирован к хорошим поступкам. Однако слишком суровое наказание вызывает протест и непослушание, что в итоге блокирует всякую возможность формирования позитивных мотиваций в будущем.
• Модификация поведения – этот воспитательный метод следует применять с большой осторожностью. Злоупотребление им ориентирует ребенка на получение вознаграждения: «Что я буду за это иметь?» Такая позиция свойственна современным молодым людям, которые хотят получить все и ожидают компенсацию за малейшее усилие со своей стороны. Этот метод требует от родителей мудрости и чувства меры.
Негативные подсознательные мотивации
Любая мотивация требует усилий. Если вся энергии ребенка или большая ее часть тратится на то, чтобы справиться с негативными подсознательными мотивациями, то на положительные мотивации, направляющие ребенка на хорошие поступки, ее уже не хватает. Если же подростку не приходится затрачивать усилия на подавление негативных подсознательных мотиваций, ему легче стать цельной и здоровой личностью. Когда родители заботятся об удовлетворении эмоциональных потребностей ребенка, он становится положительно мотивированным и стремится поступать так, чтобы доставлять удовольствие старшим, помогать другим и вообще быть достойным гражданином. В ребенке возрастает желание быть нравственно цельной личностью, любящим и заботящимся о других христианином, который равняется на Христа.
Чтобы прийти к таким положительным результатам, родители должны фокусировать свое внимание на позитивных мотивациях. Однако, к несчастью, большинство родителей заняты формированием у своих детей именно негативных мотиваций.
Рассмотрим четыре наиболее распространенные негативные мотивации.
Пассивная агрессия
Пассивная агрессия – худшая из всех возможных подсознательных мотиваций, источник всех прочих разновидностей мотиваций. Независимо от желаний и стремлений человека пассивноагрессивный способ подавления гнева дает, как правило, негативный результат. Я уверен, что именно в этом корень всех потенциальных бед и проблем человеческой жизни.
Должен ли ребенок доказывать, что он чегото стоит?
Несчастен тот ребенок, который вынужден зарабатывать родительскую любовь. А многим детям так и не удается удовлетворить потребность своего сердца в родительской любви и одобрении.
Трагедия в том, что большинство таких родителей действительно любят своих детей, но не умеют передать им эту любовь. Происходит это прежде всего потому, что родители никогда не любили своих детей безусловно и не стремились удовлетворять их эмоциональные потребности. Дети, лишенные этого важнейшего фундамента, всю жизнь страдают от негативных и вредных эмоций.
Чувство вины
Чувство вины – это негативная подсознательная мотивация у робких, уступчивых и легко контролируемых детей. Это особая проблема для родителей. Такими детьми легко управлять, потому что в них глубоко заложена потребность удовлетворять желания других. Они мучаются от чувства вины и беспокойства, если, как им кажется, старшие не довольны ими. Поэтому родители могут легко воспользоваться этими качествами и подчинить себе ребенка.
Но в этом кроется серьезная опасность, так как у таких детей развивается только одна мотивация – защитить себя от пугающего чувства вины. А это толкает их под влияние более волевых и сильных людей. В итоге такие дети превращаются в безвольных взрослых, которые не способны думать и решать самостоятельно. Такие люди легко попадают под дурное влияние и провоцируются на плохие поступки. Вечная потребность удовлетворять когото мешает им стать самодостаточными и независимыми людьми.
Если вы замечаете у своего ребенка эти качества, будьте внимательны. Ваша задача в таком случае – дать ребенку возможность чувствовать себя защищенным вашей любовью и побуждать его поступать правильно. Только при выполнении этого главного условия могут позитивно развиваться хорошие природные черты вашего сына или дочери – сопереживание и желание доставлять удовольствие.
Давление
Давление – это одна из негативных мотиваций, которая может быть как сознательной, так и бессознательной. Родители нередко оказывают на ребенка давление, чтобы заставить его поступить определенным образом. Иногда это действительно оправданно, но вообще здесь требуется особая осторожность, поскольку возможны опасные последствия.
Давление подразумевает использование угроз по отношению к ребенку для принуждения его к определенному типу поведения. Это достигается посредством неодобрения, которое губительно для чувствительных и нуждающихся в поощрении детей; посредством гнева, что всегда ошибочно и вредно; посредством наказания или угрозы наказания, порождающих тревогу и страх в душе ребенка. Тревога и страх – плохие мотивации, потому что парализуют волю и активность ребенка.
Родители, злоупотребляющие давлением на ребенка, не позволяют ему стать таким человеком, каким сами же мечтают его видеть. А тревога – одна из основных помех на пути воспитания активности. И, если родители не хотят повысить уровень тревожности у своих детей, они обязаны отказаться от постоянного давления на них.
Готовить ребенка к учению
Дети рождаются с естественной и сильной жаждой познания, которую, однако, некоторые немудрые взрослые глушат своим занудством, физическим наказанием и чрезмерным давлением. Если внимательно понаблюдать за играющими детьми, можно заметить, что они постоянно стремятся открыть чтото и научиться чемуто новому. На каждом этапе своего развития ребенок учится, имитируя взрослых. Больше всего дети любят узнавать новое, поэтому вполне естественно, что ваш ребенок хочет учиться. Мотивация на это уже готова.
Хотя стремление к познанию свойственно ребенку, тем не менее родителям и воспитателям следует помнить о важнейшем принципе обучения: чтобы ребенок мог успешно учиться, он должен достичь соответствующего своему возрасту уровня эмоциональной зрелости. Эмоциональная зрелость подразумевает умение управлять чувством тревоги и беспокойства, справляться со стрессом и сохранять душевное равновесие в периоды перемен и нестабильности.
У детей, страдающих от недостатка любви и одобрения со стороны взрослых, мотивация к познанию значительно ослаблена. Если ребенок тревожен, или погружен в меланхолию, или чувствует себя ненужным и нелюбимым, то он не способен сконцентрировать свое внимание и сосредоточиться, у него наблюдается вялость и дефицит энергии. Такие дети проявляют слабую мотивацию к учебе, особенно к предметам, которые для них изначально малоинтересны.
Родители обязаны готовить детей к учебе. Они могут справиться с этой задачей только постоянно пополняя эмоциональную емкость души ребенка своей безусловной любовью. Без этого успешное воспитание и обучение просто невозможны. У эмоционально здорового ребенка способности и энергия возрастают; он обладает максимально позитивной мотивацией к познанию нового и способен сосредоточивать внимание на учебном материале. Это очень важно – довести ребенка до требуемого уровня эмоциональной зрелости, нельзя здесь допускать отставания.
Мотивирование ребенка на ответственное отношение к учебе
Чтобы вы могли определить, на сколько ваш ребенок готов к тому, чтобы взять на себя ответственность за свою учебу, вам нужно знать одну простую истину: два человека не могут нести ответственность за одно и то же дело в одно и то же время. Если вы берете ответственность на себя, ваш ребенок уже не может сделать этого. Ваши сын или дочь не могут быть ответственными за какоелибо дело, если вы им этого не позволите. По мере взросления ребенка нужно все больше доверять ему, постепенно возлагая на него ответственность, посильную для его возраста и способностей.
Для многих семей выполнение домашних заданий стало настоящей проблемой. Если родители берут на себя ответственность за это дело, они освобождают от нее своего школьника. В результате ребенок не учится проявлять инициативу.
Чтобы правильно мотивировать ребенка, нужно дать ему возможность быть инициативным. Готовность родителей постепенно и вовремя отойти в тень и позволить ребенку взять инициативу и ответственность на себя является важной составляющей воспитательного процесса. Проявляя инициатив у, ребенок берет на себя ответственность; беря на себя ответственность, он получает мотивацию.
Многие временами не желают выполнять домашние задания; особенно часто это случается в раннеподростковом возрасте, в нормальный пассивноагрессивный период жизни ребенка. Но даже и в это время мы должны помнить о том, что ответственность за домашние задания лежит не на нас, а на ребенке. Можно сказать своему подростку, что вы с радостью готовы ему помочь, если он попросит об этом. Но и в этом случае старайтесь не делать работу вместо него, но вновь возложите всю ответственность на его плечи.
Например, если у сына или дочери сложности с математикой и он (она) просит о помощи, можно заглянуть в учебник, найти раздел по данному вопросу и вернуть книгу ребенку, сказав при этом: «На этой странице дано объяснение. Почитай внимательно и скажи мне, когда закончишь. Я буду рядом». Отправляя ребенка к соответствующему источнику за получением ответа на свои вопросы, вы приучаете его к инициативе и ответственности, умению полагаться на свои силы, а также к правильной мотивации. При необходимости можно предложить ребенку обратиться к учителю за объяснением.
Если вы прежде брали всю ответственность за выполнение домашних заданий на себя, а теперь решили переложить ее на плечи сына или дочери, будьте готовы к кратковременному спаду их успеваемости в школе. Главное в том, что ваш ребенок учится быть ответственным и самодостаточным человеком, а это отличный урок для его будущей жизни. По мере того как уменьшается потребность в вашей помощи и участии в учебных делах ребенка, и у него и у вас появляется больше свободного времени для совместного и интересного времяпрепровождения и отдыха.
Сегодня у нас мало людей, активно мотивированных на инициативу и личную ответственность. Какой чудесный дар мы могли бы передать нашим детям – умение быть самодостаточными людьми, не зависящими от других в своих делах и поступках! Многие родители и воспитатели привыкли брать ответственность за учебу своих детей на себя. Взрослые поступают так, потому что искренне заботятся о своих детях, но ошибочно считают, что обязаны делать для них все и всегда.
Но, конечно, вполне нормальные дети, в конце концов, восстают против такого контроля. Вместо того чтобы обременять детей излишней опекой, родителям лучше всего начать постепенно приучать детей к самоконтролю, который способствует возрастанию их в зрелости. С одной стороны, с этим нельзя спешить, чтобы раньше времени не обременить ответственностью неокрепшие плечи ребенка. С другой стороны, нельзя неоправданно затягивать с этим. Несомненно, излишний контроль мешает развитию у детей творческих способностей, энтузиазма и желания учиться.
Мотивирование ребенка на другие интересы
В главе 8 мы говорили о новейших достижениях в изучении развития мозга детей и подростков, которые подтверждают необходимость привлечения их к разнообразным видам деятельности. Дети любят браться за чтото новое, и родители обязаны помочь им найти здоровые источники мотивации. Серьезным шагом в этом направлении может стать отвлечение ребенка от телевизора. Вот что сказал об этом Джей Гидд, детский психиатр Национального института психиатрии из Бетезеды в Мэриленде:
«Подростки обычно выбирают для себя занятие, посильное для их мозга, – будьто учиться творить добро или зло, быть ответственным или импульсивным в своих поступках, стремиться больше думать или предпочитать видеоигры… Это значит, что перед подростками открыто огромное поле деятельности. Чем занят мозг подростка, куда обращены его мысли – вот в чем вопрос: к спорту, музыке, математике или телевизору, который можно смотреть лежа на диване?»
Как часто можно слышать от взрослых сожаления по поводу того, что в детстве они не учились музыке: «И почему мои родители не заставляли меня?» Однако известно, что принуждать ребенку к чемуто ему ненавистному – дело бессмысленное. А возможно ли вообще настроить ребенка на долговременное увлечение какимлибо делом?
Например, вы хотите заинтересовать ребенка игрой на пианино. В таком случае от вас потребуется и терпение, и мудрость, чтобы и не переусердствовать, и разбудить интерес ребенка. Чтобы ваш ребенок сам проявил инициативу, нужно открыть ему доступ к фортепьянной музыке, дать возможность слушать ее и общаться с людьми, которые хорошо играют. Пусть у сына или дочери появится желание играть прежде, чем он (она) захочет брать уроки музыки. Следует дождаться, когда это желание станет очень сильным.
Если, к примеру, ваша дочь выражает сильное желание учиться, сделайте вид, что для вас это непростое решение –что на самом деле так и есть, – и уступите ее просьбе, взяв с нее обещание серьезно и с полной ответственностью относиться к занятиям. Спустя некоторое время, когда энтузиазма у нее поубавится, можно осторожно напомнить ей о данном обещании. Есть только один надежный путь подвигнуть ребенка к серьезной сосредоточенности на определенном деле: позволить ему взять инициативу и ответственность на себя. Если инициатива принадлежит вам, значит, вы принимаете на себя также и ответственность, и таким образом ваш ребенок от нее освобождается. Если же ваша дочь проявляет интерес к музыке настолько, что по своей инициативе начинает брать уроки музыки, вы можете торжествовать, и теперь ваше одобрение и похвала действительно имеют большой вес. Теперь вместо принуждения ваш ребенок чувствует вашу поддержку.
Родительская мудрость заключается в том, чтобы помочь ребенку развить в себе здоровый интерес, любознательность и стремление к занятиям, которые могут стать украшением всей его жизни. Если вы видите, что ваша дочь проявляет интерес и инициативу в какомлибо занятии, передайте его под ее ответственность, и пусть она полностью отвечает за него. Попытки заставить ребенка заниматься чемто, используя давление, почти всегда обречены на неудачу.
Одобрение и поддержка – вот что требуется от вас как от родителей.
Когда у вашего сына или дочери появляется какойто радующий вас интерес, старайтесь не перехваливать его (ее). Иначе похвала может стать в глазах ребенка обязанностью родителей; кроме того, может развиться зависимость ребенка от этой похвалы, когда при отсутствии таковой у него появляется чувство дискомфорта. Часто с годами потребность в похвале ослабевает, а к самому занятию подросток начинает относиться как к «родительскому хобби». Но чтобы интерес к делу сохранялся, подросток должен осознавать его как «мое»,а не как ваше. Чтобы похвала со временем не утратила своего значения для ребенка, раздавать ее нужно умеренно.
Также не просто обстоит дело с поощрениями. Поощрять ребенка подарками можно только в особых случаях, иначе они станут привычным делом и потеряют всякий смысл. Как только сын или дочь начинают ожидать вознаграждения, оно утрачивает свою функцию позитивной мотивации.
Размышляя над тем, как вы воспитываете своего ребенка, вы можете заметить свои погрешности. Например, то, что вы недостаточно стимулируете интерес ребенка к хорошим занятиям, которые могли бы существенно обогатить его жизнь. Или, напротив, вы слишком многое делаете за своих детей, чем убиваете в них инициативу и чувство личной ответственности.
Очевидно одно: правильная мотивация ребенка требует знаний и усилий, а особенно в наше трудное время. Я очень надеюсь, что вы сможете применить в своей жизни то, о чем мы говорили в этой главе. Возможно, вам стоит еще раз пересмотреть изложенные здесь положения, чтобы освоить искусство воспитания позитивно мотивированных детей. Но я уверен, что это в ваших силах.
Мотивирование детей к познанию, к хорошим делам и достижениям, к служению людям дает прекрасные плоды. Правильная мотивация помогает детям избежать множества потрясений и дает возможность следовать надежным жизненным курсом.