V. Иисус отдает Свою жизнь

14. Арест, суд и смерть Иисуса

Евангелие от Иоанна, гл. 18,19

Описание страстей Иисуса в Евангелии от Иоанна начинается и заканчивается в саду (18:1; 19:41 —Талберт. «Читая Евангелие от Иоанна», с. 232) и делится на три части. В первой части описывается предательство Иудой Иисуса, Его арест и суд над Ним (18:1-27). Суду перед Пилатом в повествовании Иоанна отводится центральная роль,

в нем мы читаем во второй части с 18:28 по 19:16/а. За распятием следует погребение Иисуса, как-то описано в третьей части в 19:16/6—42. Наше размышление над распятием в Евангелии от Иоанна будет лучше разделить на три части.

Из всего содержания Евангелия от Иоанна только 18-я и 19-я главы имеют много общего с изложением этих же событий в Евангелиях от Матфея, Марка и Луки. По этой причине в данной главе мы будем в большей мере обсуждать различия между Евангелием от Иоанна и другими тремя Евангелиями, а также скажем, как эти различия помогают читателю увидеть основные богословские вопросы, которые Иоанн пытается очертить в своем повествовании о кресте и связанных с ним событиях.

Рассказ о распятии содержит иронический контраст между Петром и Пилатом, с одной стороны, и Иисусом — с другой. Хотя Петр и Пилат

сильно отличаются друг от друга вероисповеданием, образованием и родом занятий, у них есть одно сходство. Оба будут делать все, чтобы избежать боли и стыда в настоящее время ценой вечного. В отличие от них Иисус готов вынести невыразимую боль и отвержение в настоящем ради вечных последствий для Его духовного Царства.

Углубление в Слово

Евангелие от Иоанна, 18:1 -2 7

Прочтите Ин. 18:1-27 дважды, а затем ответьте на следующие вопросы:

В Прочтите отрывки из Евангелий от Матфея 26:36-27:10, Марка 14:32-72 и Луки 22:39-71. Перечислите моменты, которые отличают Евангелие от Иоанна. Что опущено в Евангелии от Иоанна?

Поднимаются ли какие-то уникальные богословские вопросы в Ин. 18:1-27, которые напоминают вам изложенное ранее в этом Евангелии?

В Разбейте этот отрывок на абзацы. Что является центральным пунктом каждого абзаца? Поясните.

В Попробуйте описать эмоциональное состояние каждого из главных героев данного отрывка, включая Иисуса, Петра и других учеников, а также Анны. Как, по вашему мнению, их эмоции повлияли на действия?

Исследование Слова

Структура и фон отрывка

Отрывок Ин. 18:1-27 делится на пять частей. Сначала идет повествование об аресте Иисуса в саду, расположенном рядом с Кедронской долиной напротив Иерусалима (18:1-11). Далее следует судебное слушание перед Анной, тестем действующего первосвященник Каиафы (18:12-14). Это повествование прерывается первым отречением Петра (18:15-18). Затем центр внимания перемещается то в комнату во дворце первосвященника (18:19-24), то во двор на улицу, где Петр еще дважды отрекается от Иисуса (18:25-27).

Допрос перед Анной — отличительная черта Евангелия от Иоанна. Анна упоминается в Евангелии от Луки, но не в связи с событиями, сопутствующими распятию (Лк. 3:2; см. также Деян. 4:6). С другой стороны, допрос у Каиафы, который играет важную роль в Евангелиях от Матфея (26:57-68), Марка (14:53—65) и Луки (22:63-71), предполагается в Евангелии от Иоанна, но не описан в нем (18:24, 28).

Детальное исследование отрывка

После прощальной беседы Иисус ведет Своих учеников из Иерусалима через долину Кедрон к оливковой роще (оригинал просто называет ее «сад»). Там они сталкиваются с Иудой, который появляется с большим отрядом вооруженных солдат и служителей (18:1-3). Иисус смело выступает вперед и называет Себя, чем вызывает испуг у тех, кто хочет Его арестовать (18:4-6). Когда к ним вернулось самообладание, Он позволяет им арестовать Себя, но просит разрешить уйти Его ученикам (18:7-9). Он упрекает Петра, когда тот старается Его защитить (18:10,11).

Сравнение этого отрывка (18:1 -11) с отрывками из Евангелий от Матфея, Марка и Луки дает некоторые удивительные сведения. Только Иоанн упоминает, что это место было в саду (18:1). Матфей (26:36) и Марк (14:32) говорят о месте, «называемом Гефсимания». Лука говорит лишь, что они пошли на гору Елеонскую (22:39). Иоанн упоминает, что они бывали там «часто» и что Иуда знал это место (18:2). Кроме того, уникальным для Евангелия от Иоанна является упоминание об отряде солдат, сопровождаемом толпой под предводительством служителей фарисеев (18:3). Поразительно отсутствие в этом разделе описания агонии Иисуса в Гефсиманском саду (но обратите внимание на 12:27).

Ряд других элементов также отличают Евангелие от Иоанна. Иисус выходит навстречу толпе, вместо того чтобы ждать, пока они подойдут (18:4). Он спрашивает: «Кого вы ищите?» — и они падают ниц, как только Он произносит слова: «Это Я» (18:4-6; см. также 8:58). Нет упоминания о поцелуе Иуды. Петр и Малх названы по именам (18:10), а также есть ссылка на исполнение предсказания Иисуса (18:9). Иисус просит, чтобы отпустили Его учеников, и

повествование предполагает, что эта просьба была удовлетворена, поскольку не сказано, что ученики разбежались, как в Евангелии от Матфея (26:56) и Марка (14:50). Некоторые из них фактически даже последовали за Иисусом к месту допроса перед священниками (Ин.

18:15, 16).

2 этом отрывке Иоанн, по всей видимости, желает подчеркнуть, что Иисус полностью контролирует ситуацию, выполняя то, что Он сказал в Ин. 10:18: «Никто не отнимает ее [мою жизнь — 10:17] у Меня, но Я Сам отдаю ее». В синоптических Евангелиях Иуда как будто бы спровоцировал арест и последующую смерть Иисуса своим предательским поцелуем. Иисус — жертва (Мф. 26:45-56; Мк. 14:41-52; Лк. 22:47-54). Но в Евангелии от Иоанна Иисус контролирует ситуацию.

Иоанн указывает, что Иисус и Его ученики часто ходили в тот сад и что Иуда «знал это место» (18:2). Если бы Иисус хотел избежать ареста, Он мог просто направиться в другое место. Вместо этого Он ведет Своих учеников в сад, зная, что там произойдет (18:4). Здесь нет описания агонии Иисуса. Он проявляет полное самообладание и не ждет предателя, но выходит вперед и обращается к толпе, демонстрируя способность привести их в полный ужас, если потребуется (18:4-6). Его смерть добровольна. Они бы никогда не арестовали Его, если бы Он не позволил им это.

В равной степени Иисус полностью контролирует судьбу Своих учеников (18:7-9). Решительность, с которой Петр бросается спасать Иисуса, выглядит неуместно. Хотя Иисус полностью контролируют ситуацию, Петру кажется, что все вышло из-под контроля, в силу чего он, достав меч, начинает драться за Иисуса. Но Иисус велит ему спрятать свой меч. Его «добрые намерения» могли бы воспрепятствовать событиям, развивающимся в соответствии с Божьим планом (18:11). Иисус знает, что Ему должно идти на крест, иначе Божий план спасения не будет исполнен. Петр не знает этого, поэтому его действия, направленные на то, чтобы взять контроль над ситуацией, в действительности могли бы только все испортить. Как всегда, в Евангелии от Иоанна Иисус делает именно то, чего хотел бы от Него Отец (см. 15:10).

Иисуса после ареста ведут к Анне для предварительного неформального допроса. Как упоминалось ранее, Анна играет определенную роль в суде над Иисусом только в четвертом Евангелии (18:12-14, 19—24). Анна, являясь тестем Каиафы, действующего первосвященника (11:49, 51), занимал должность первосвященника до него. Интересно, что в четвертом Евангелии Анна также назван «первосвященником», хотя он уже не занимает этой должности (18:19, 22). Поэтому у нас есть интересный факт — Анна, первосвященник, посылает Иисуса к Каиафе, первосвященнику (стих 24).

Согласно Ветхому Завету, должность первосвященника была пожизненной. Нет сомнений, что консервативные иудеи по-прежнему считали настоящим первосвященником Анну и до конца его жизни величали этим титулом (Браун, т. 2, с. 820). Таким образом, у народа был способ спокойно выразить свое несогласие с властью Рима, присвоившей себе право возводить в должность первосвященника или смещать иудейских первосвященников. Но нравится нам это или нет, у Каиафы были данные ему Римом полномочия для принятия окончательного решения. Анна же, при всей своей духовной власти, мог только советовать и убеждать.

Действие в этой части Евангелия происходит на двух сценах. В то время как Анна допрашивает Иисуса, во дворе слуги первосвященника допрашивают Петра (18:15—18, 25-27). Петр и «другой ученик», предположительно Иоанн, следуют за Иисусом и арестовавшими Его людьми в резиденцию первосвященника (18:15). Другой ученик был, видимо, знаком первосвященнику, что позволило ему и Петру оказаться, по крайней мере, во дворе (18:15, 16). Возможно, девушка-привратница знала, что Иоанн является учеником Иисуса, но она не спорила с ним, потому что у него было преимущественное право войти во двор. Петру же повезло меньше (18:17, 25-27).

Ряд фактов, упомянутых в истории о Петре, присущи только

Евангелию от Иоанна. Здесь упоминается о «другом ученике», который входит с Иисусом, потому что его знал первосвященник (18:15, 16). Говорится, что служанка, которая первая заговорила с

Петром, была привратницей (18:17; ср. Мф. 26:69, Мк. 14:66, 67; Лк. 22:56). Указывается причина для разведении костра (им необходимо было согреться — Ин. 18:18, 25). Кроме того, в Евангелии от Иоанна

В Петру неоднократно обращаются с вопросами, а не с утверждениями стоящие рядом люди (18:17, 25, 26). Из этих деталей мы узнаем, что никто из учеников не пытался остаться рядом с Иисусом во время суда над ним. Мы также узнаем, что погода в то время была холодной, что может указывать на дополнительный элемент в страданиях Иисуса на следующий день.

Также интерес вызывает сцена обнаружения Петра, о чем написано в

текстах 25-27. В синоптических Евангелиях его обнаружили по

диалекту: «Ибо и речь твоя [галилейская] обличает тебя» (Мф.

26:73, см. также Мк. 14:70; Лк. 22:59). Но в Евангелии от Иоанна его

обнаружил родственник человека, которому он отсек ухо (18:26). Это

также помогает объяснить, что Иоанна оставили в покое, а к Петру

придирались. Во время ареста Иисуса Петр храбро выступил вперед.

Теперь прежняя храбрость требовала от него дальнейших

проявлений храбрости, но он не справился с этим испытанием.

Бедный, импульсивный Петр! В какой-то момент он слишком храбр, а

в следующий — слишком робок.

Поскольку Петр никуда не уходит, когда Иисуса уводят от Анны к Каиафе (18:24-27), резонно предположить, что два первосвященника занимали два разных крыла одного и того же дворца, фасад здания выходил на общий двор. Суд перед Каиафой не описан в четвертом Евангелии.

Описание допроса Иисуса у Анны начинается с вопросов первосвященника. Он спрашивает Иисуса «об учениках Его и об

учении» (18:19). Хотя ответ Иисуса первосвященнику Анне похож на ответы, изложенные в Евангелиях от Матфея (26:55), Марка (14:49)

В Луки (22:53), тем не менее в контексте Евангелия от Иоанна смысл Его ответов совершенно иной. В синоптических Евангелиях Иисус бросает вызов тому, что Его тайно арестовали. В Евангелии от Иоанна Иисус воспринимает вопросы Анны как намек на то, что Он основал тайное общество с тайным учением. Поэтому Он утверждает, что у Него нет тайных умыслов. То, чему Он учил в личном общении,

не отличается от того, что Он говорил публично в синагоге или в храме (18:20; Джемейсон, Фауссет и Браун, с. 1068).

Этот краткий диалог содержит гораздо больше информации, чем может показаться на первый взгляд. Баркли указывает (т. 2, с. 227), что попытка Анны добиться признаний от Иисуса (18:19) является нарушением иудейской судебной процедуры. Иисус настаивает на том, чтобы судебное разбирательство проводилось надлежащим и законным образом (18:20, 21), с соответствующими свидетелями, созванными в надлежащее время. Анна и его заместители, видимо, не слишком следовали правилам (18:22, 23). Совершенно ясно, что религиозные лидеры не были заинтересованы в справедливом судебном разбирательстве.

Как-то и характерно для данного Евангелия, Иисус довольно напорист (18:21-23). Он не следует крайней трактовке собственного заявления в Евангелии от Матфея о том, что следует подставлять другую щеку (18:23; ср. Мф. 5:39). Он протестует против злоупотребления властью Своими оппонентами. Быть христианином не значит быть половой тряпкой. Для христиан уместно и даже желательно в большинстве ситуаций установить границы в отношениях между собой и другими (Кэннон, с. 179-199). Позволение другим людям попирать нас в целом не помогает никому. Грань между смирением и позволением оскорблять себя порой очень тонка.

Углубление в Слово

Евангелие от Иоанна, 18:28-19:16/а

Прочтите Ин. 18:28-19:16 дважды, а затем ответьте на следующие вопросы:

3. Прочтите параллельные отрывки из Евангелий от Матфея 27:11-31, от Марка 15:1-20 и Луки 23:1-25. Отметьте то, что отличает Евангелие от Иоанна. Что опущено в Евангелии от Иоанна? Поднимаются ли какие-то уникальные богословские вопросы в Ин. 18:28-19:16, которые напоминают вам изложенное ранее в этом Евангелии?

4. Какие побуждения и эмоции руководят Пилатом в то время, как он решает возникшие вопросы? А какие побуждения руководят

религиозными лидерами? В чем они схожи, а в чем отличаются? Как они поступают с Иисусом?

3. Обратите внимание на разное время, в которое Пилат обращается к Иисусу в этом отрывке. Попытайтесь объяснить, почему Иисус в некоторых случаях отвечает, а в некоторых хранит молчание?

Исследование Слова

Структура и фон отрывка

Рассказ о суде над Иисусом перед Пилатом естественно разделяется на две части. В первой части (18:28-40) Пилат ищет способы освободить Иисуса, при этом не потерять политического равновесия. Во второй части (19:1-16а) становится все более очевидно, что попытка Пилата отпустить Иисуса ведет в никуда, и приговор о смертной казни Иисуса — лишь дело времени.

В Евангелии от Иоанна роль Пилата гораздо более важна и детально описана, чем в Евангелиях от Матфея, Марка и Луки. Для Иоанна Пилат, подобно Никодиму, Фоме и другим (12:42, 43), является представителем тех, для кого Личность Иисуса и Его весть интересны, но им присуща частичная, неспасающая вера в Него. Хотя Никодим, по всей видимости, приходит к свету, Пилат уклоняется и в конце концов присоединяется к тем, кто желает уничтожить Иисуса.

Во время суда позиция Пилата была значительно слабее позиции религиозных лидеров. Серия допущенных им ошибок в управлении иудейскими религиозными настроениями не только неоднократно приводила в ярость религиозных лидеров и народ, но в силу этого даже в сознании императора встал вопрос о том, способен ли Пилат управлять (Баркли, т. 2, с. 238-240). Еще один серьезный инцидент, и он потеряет должность, а может быть, даже и жизнь. В силу слабости своей позиции он был уязвим для шантажа.

Детальное исследование отрывка

Утром Иисуса привели из дома первосвященника во дворец римского правителя, куда иудейские религиозные лидеры не вошли, боясь

оскверниться (18:28). Материал, изложенный с 28-го по 32-й тексты, отличает Евангелие от Иоанна. Пилат задает основной судебный вопрос: «В чем вы обвиняете этого человека?» (см. 18:29).

Видимо, не в обычае Пилата было штамповать печатью решения иудейского религиозного совета, иначе заявление в 30-м тексте звучало бы несколько нагло со стороны религиозных лидеров. Пилат, однако, настаивает на надлежащем исполнении процедуры: «Если вы хотите решать это дело, разберитесь с ним сами» (см. 18:31). Но по римскому закону иудеи не имели права распять Иисуса, поэтому автор Евангелия отмечает, как правовые тонкости ситуации приводят

к исполнению предсказания о том, каким образом умрет Иисус

(18:31,32, см. также 12:32, 33).

В Евангелии от Иоанна 18:28-32 два момента представляют для автора особый интерес. Во-первых, Иоанн отмечает, что приближалось время пасхальной трапезы (18:28), это означало, что Иисус умер в то время, когда по всему Иерусалиму закалывались пасхальные агнцы — замечательное типологическое исполнение (19:35, 36). Мы отмечаем также, что Иоанн дает гораздо больше деталей, что касается юридических тонкостей, осложнявших взаимодействие между римлянами и иудеями. Иудеям разрешалось производить суд во многих областях, однако Рим сохранил за собой право принимать решение в случаях, требующих смертной казни.

В разделе с 18:33 по 18:38/а описывается первый допрос Иисуса Пилатом. Все материалы этого отрывка уникальны в Евангелия от Иоанна, за исключением вопроса «Ты Царь Иудейский?» (18:33). Хотя обвинения, предъявленные религиозными лидерами, не упомянуты, исходя из вопроса Пилата становится ясно, что священники обвиняли Христа в восстании против Рима с целью воцарения. Принимая во внимание ответ Иисуса (18:34), мы видим, что Он стремится выяснить, самостоятельно ли Пилат интересуется этим вопросом по политическим соображениям или он просто полагается на то, как это дело ему представили иудеи (Джемейсон, Фауссет и Браун, с. 1070). Пилат уклоняется от признания личной заинтересованности; его вопрос носит юридический характер

(18:35).

Следующий ответ Иисуса прямо соотносится с юридическим вопросом Пилата (18:36). Царство Иисуса не следует рассматривать в земных политических категориях, что так беспокоит Пилата. Царство, которым правит Иисус, «не отсюда», другими словами, за пределами юридических полномочий Пилата. В качестве доказательства Иисус приводит убедительный аргумент — поведение Своих последователей во время Его ареста. Будь Он политиком-революционером, Его последователи боролись бы до смерти, чтобы помешать Его аресту. Возможно, в этом комментарии мы увидим еще одну причину упрека, высказанного Иисусом Петру в 11-м тексте.

Хотя Пилата и убедили аргументы Иисуса, представленные в 36-м тексте, он хочет удостовериться, что он правильно понял то, что говорит Иисус (18:37а). Иисус подтверждает, что Его Царство духовное, имеющее отношение к истине, а не к политической, экономической и военной мощи (18:376). Слова Иисуса имеют самодовлеющую силу для всех, кто честно ищет истину. Но Пилат не перейдет к обсуждению ни одного из этих духовных аспектов. Он снова выдает отсутствие личного интереса к Иисусу небрежной фразой: «Что есть истина?» (18:38а).

Пилат во всех проявлениях был дитя своего времени. В век, в который родился Иисус, выдвигалось так много противоречащих друг другу заявлений об истине, что великие мыслители того времени высказывались, как правило, весьма неопределенно (Коестер, с. 141-280; Е. Уайт. «Желание веков», с. 32). Это во многом напоминало плюрализм сегодня. Пилат хотел делать то, что было юридически правильным, но у него не было времени для беседы с человеком глубоких религиозных убеждений.

Будучи убежден, что решил этот вопрос, Пилат выходит, чтобы вершить суд, предлагая религиозным лидерам, стремящимся осудить Иисуса, план, который поможет им спасти лицо (18:38, 39). В отличие от других евангелистов Иоанн не сообщает о том, что Пилат предлагает Варавву в качестве альтернативы. Вместо этого Пилат настоятельно убеждает их принять предложение об освобождении Иисуса. В этом случае они могли сказать, что Пилат согласен с тем, что Иисус не был хорошим, но была Пасха — время быть милостивым

и дать Иисусу еще один шанс. Религиозные лидеры, однако, не заинтересованы в спасении репутации (18:40). Они хотят, чтобы Иисус был мертв любой ценой. Это осложнило вопрос, а Пилат этого не ожидал.

И религиозные лидеры, и Пилат теперь стоят перед дилеммой. Религиозные лидеры понимают, что гражданские обвинения не работают, им необходимо попробовать какую-то другую тактику. Пилат понимает — чтобы сделать все надлежащим образом, он либо должен склонить религиозных лидеров на свою сторону, либо отпустить Иисуса, несмотря на бурю их гнева. Не принимая во внимание последний вариант, Пилат решил попробовать вызывать их сочувствие к Иисусу как к человеку (19:1 -5). У Пилата личная заинтересованность и справедливость конфликтуют друг с другом. Пилату не хватает честности, чтобы сделать то, что он считает правильным (18:38; 19:6), поскольку мешают его личные интересы (Груенлер, с. 133).

Поэтому Пилат подверг Иисуса бичеванию (чтобы умиротворить религиозных лидеров, по словам Мк. 15:15) и ищет другого пути, в то время как его солдаты коронуют Иисуса терновым венцом, одевают в царскую мантию, насмехаются над Ним и заушают Его (19:1-3). Хотя Пилат понимает, что царские притязания Иисуса не представляют собой непосредственной угрозы Цезарю, он, тем не менее несомненно, разделяет презрение своих солдат к любым притязаниям на царскую власть, какими бы безобидными они ни были.

Затем Пилат выводит поруганного Иисуса к религиозным лидерам (19:4-7), надеясь, что они согласятся с тем, что Он является невинной жертвой. В этот момент Пилат произносит незабываемые слова: «Се, человек!» Скорее всего они не имели практически никакого значения для него, но они исполнены значения для Иоанна

в силу своего сходства с возгласом Крестителя в начале служения Иисуса: «Вот Агнец Божий!» (19:5; ср. 1:29,36).

Религиозные лидеры не реагируют так, как надеялся Пилат, поэтому он старается переложить ответственность полностью на них (19:6). Пилат был, по всей видимости, не в состоянии отпустить Иисуса без

их согласия, а они не желали закрыть дело, не добившись от него осуждающего приговора. Поскольку гражданские обвинения не работают, религиозные лидеры движутся в другом направлении. Они настаивают, что Иисус совершил богохульство, провозглашая Себя Сыном Божьим (5:16-18; 10:33), что требует от Пилата действий, защищающих их религию от святотатства.

Пилат был уязвим в этом вопросе. В прошлом иудеи иногда расценивали действия Пилата как святотатство (Баркли, т. 2, с. 238-240). По крайней мере в один из таких случаев, вынужден был вмешаться император, действуя против Пилата от имени иудеев. Пилат не может позволить себе политически выглядеть как человек, который совершает или позволяет кому-либо святотатство против иудейской религии. Итак, мы видим, что религиозные лидеры начинают «играть грязно» (см. 19:7). Они угрожали Пилату тем, что он лично заплатит высокую цену, если пойдет против их воли в этом вопросе.

В отрывке с 8-го по 16-й тексты продолжается рассматриваться дилемма, с которой столкнулся Пилат, и то решение, которое

он выбирает. Он смущен в силу личной уязвимости перед политическим влиянием на Рим религиозных лидеров. Но в конечном итоге Пилат с большим мастерством придет к политически выгодному для себя решению, хотя и невыгодному для Иисуса.

Его увещевание религиозных лидеров не удалось, и теперь Пилат в

страхе возвращается к Иисусу, надеясь извлечь из Его показаний

нечто, что спасет его от необходимости возвращаться к иудеям

(19:8,9). Но Иисус не желает повторяться (19:9). Однако Он, похоже,

в какой-то степени проникся жалостью к Пилату в связи с этой дилеммой. Он знает, что Пилат ничего не имеет против Него лично, и Он пытается, насколько это возможно, поддержать Пилата (19:10, 11). Пилат, возможно, чувствуя, как в нем развивается некая привязанность к Иисусу, удваивает свои усилия, чтобы освободить Его (19:12). Он мог бы, конечно, освободить Иисуса, пользуясь своей властью (19:10), но он слишком уязвим политически, чтобы сделать это без согласия религиозных лидеров.

Торжествуя, религиозные лидеры стараются максимально использовать вновь обретенные политические преимущества. Они утверждают, что цезарь будет с ними заодно, если Пилат освободит человека, делающего себя соперником царя (19:12). На данный момент Пилат понимает, что его нерешительность является слабостью, что он не может одновременно спасти себя и Иисуса. Он решается спасти себя. Придя к твердому решению, прокуратор теперь берет ситуацию под контроль. Он согласится удовлетворить просьбу религиозных лидеров, но они дорого заплатят за это. Слова Пилата вновь перекликаются со словами Крестителя: «Се, Царь ваш!» (19:14, см. также 19:5; 1:29, 36).

Религиозные лидеры не понимают, что они уже победили. Опасаясь, что Пилат применяет новую тактику, чтобы обойти их, они кричат: «Возьми Его! Распни Его!» (19:15). Пилат готовится к убийству: «Я что, должен распять вашего Царя?» Первосвященник сказал: «Нет царя, кроме кесаря». Этим Пилат вознагражден за распятие Иисуса (19:16). Они будут почитать его за это, ведь они публично подписались под обязательством служить кесарю.

Ранее (11:48-52) Каиафа настаивал, чтобы один человек был принесен в жертву ради того, чтобы не был уничтожен народ. Теперь он готов принести в жертву народ, чтобы уничтожить одного Человека (Е. Уайт. «Желание веков», с. 745). Религиозные лидеры отвергают царство Иисуса с такой страстью, что теперь радуются царю, которого всегда ненавидели. Пилат намерен в будущем держаться за это обязательство. Они не будут иметь больше власти над ним. С этого момента в евангельском повествовании Пилат непоколебим.

Углубление в Слово

Евангелие от Иоанна, 19:16/6—42

Прочтите Ин. 19:16/6 — 42 дважды, а затем ответьте на следующие вопросы:

1. Прочтите параллельные отрывки из Евангелий от Матфея 27:32-66, от Марка 15:21-47 и Луки 23:26-56. Отметьте то, что отличает Евангелие от Иоанна. Что опущено в Евангелии от Иоанна?

Поднимаются ли какие-то уникальные богословские вопросы в Ин. 19:16/6 — 42, которые напоминают вам изложенное ранее в этом Евангелии?

2. Какой, по вашему мнению, была «официальная» причина распятия Иисуса в свете этого отрывка?

3. Используя перекрестные ссылки в Библии, сравните каждую ветхозаветную цитату приведенную в этом отрывке, с тем отрывком из Ветхого Завета, в котором она находится. Точно ли отражает цитирование в Евангелии от Иоанна текста смысл оригинала? Как вы думаете, почему Иоанн так сильно подчеркивает здесь исполнение Писания? Скажите, каким образом исполнение пророчеств может помочь свидетельству христиан, будь то во дни Иоанна или сегодня?

Исследование Слова

Структура и фон отрывка

Ин. 19:16/6 — 42 можно разделить на четыре основные части: распятие Иисуса (19:16/6—27), смерть Иисуса (19:28-30), пронзание бока Иисуса (19:31-37) и погребение Иисуса (19:38-42).

Значительная часть сцены распятия является отличительной чертой Евангелия от Иоанна. Это, в частности, раздел с 31 -го по 42-й тексты, у которого практически нет параллельных деталей с повествованием Матфея, Марка и Луки.

Распятие было особой формой казни у римлян. Осужденный должен

был нести свой крест на глазах у людей, что служило

предупреждением для других. Кого-то прибивали ко кресту, кого-то

привязывали веревками. Чтобы дышать, жертве приходилось

прилагать усилия и как-то приподнимать свое тело. Смерть

наступала от удушья, когда ослабевший человек был не в состоянии

приподняться. Поэтому смерть была медленной и мучительной

(Бартон, с. 1923). Палачи иногда перебивали жертве голени, чтобы

ускорить процесс. К боли еще примешивался стыд, так как жертву

обнаженной выставляли напоказ перед семьей и друзьями в любую

погоду.

Детальное исследование отрывка

В разделе с 19-го по 22-й тексты Пилат наносит «новые» удары. Надпись, помещенная на кресте Иисуса, упоминается во всех Евангелиях, но только Иоанн упоминает о споре между Пилатом и иудеями по поводу этой надписи. Только Иоанн отмечает, что надпись была сделана самим Пилатом на трех основных языках империи: арамейском (наиболее распространенный язык Востока, включая Палестину), греческом (наиболее распространенный язык, особенно на Западе) и латинском (язык, который использовался в официальных указах).

Формулировка, которую выбрал Пилат, в сочетании с позором и унижением от способа казни, сделали распятие Иисуса символом римского господства над Палестиной и иудаизмом. Выбор Пилатом языков превращает действие в публичный спектакль, задуманный как удар по престижу иудеев и их религиозных лидеров. Протест со стороны первосвященников немедленно отклонен. У них нет больше власти над Пилатом. Он стал непреклонным.

В 23-м и 24-м текстах говорится о том, что крест является исполнением пророчества. И хотя действия Пилата можно расценить, как если бы он в полной мере контролировал ситуацию, тем не менее читателю вновь напоминается, что высшая власть остается в руках Бога, о Котором говорит Писание. Иоанн не описывает такие детали, как тьма, последовавшая за распятием (Мф. 7:45; Мк. 15:33; Лк. 23:44, 45), или насмешки над висящем на кресте Иисусом (Мф.

27: 39-44, 47-49; Мк. 15:29-32, 35, 36; Лк. 23:35-37, 39). Возможно,

он не хотел повторять подробности, к которым уже обращались другие. В любом случае его интересует другое. Смерть Иисуса добровольна, целенаправленна и соответствует предсказаниям Писания. Иоанн подчеркивает тот факт, что действия солдат представляют собой удивительное и точное исполнение пророчества людьми, которые совершенно не осознавали, что делают это (19:36,

37).

Фрагмент с 25-го по 27-й тексты, по всей видимости, преследует в четвертом Евангелии две цели. Во-первых, тексты дают возможность увидеть присутствие автора Евангелия у креста (19:26, см. также 21:20-24). Иоанн — ученик, находящийся в самых близких

отношениях с Иисусом (13:23 — «на груди Иисуса»; ср. 1:18). Он — единственный из учеников видит славу Иисуса, когда Тот висит на кресте (см. также 12:23-25). Таким образом, он становится главным свидетелем об Иисусе для второго поколения христиан. Он — тот, кто знает (19:35). Его Евангелия достаточно для удовлетворения их духовных потребностей.

Во-вторых, в этом разделе показана удивительная самозабвенная забота Иисуса. Он в разгар великого страдания уделяет внимание Своей матери (в оригинале дважды использовано слово «се» — 19:26, 27, см. также 19:5,14). Она появляется только дважды в Евангелии: здесь и на свадьбе в Кане Галилейской (2:1-5,12). В обоих случаях он обращается к ней словом «жено». В обоих местах в поле зрения находится крест. В этом эпизоде Иисус поручает и мать,

и второе поколение христиан заботе любимому ученику, единственному, который видел и в полной мере понял Его славу.

О возгласе «Совершилось!» в 19:28-30 можно сказать, что это уникальный элемент Евангелия. Он помогает понять, что Иисус понимает полный смысл Своих страданий и смерти, и осознает, что исполняет Писания. Вновь мы видим Иисуса, полностью контролирующего ситуацию.

Что произошло на кресте? Конечно, на кресте был исполнено требование Закона Божьего. Бог никогда не был более верен Своему завету, чем когда Он совершил возмездие за грех над Иисусом (Рим. 6:23), представителем грешного человечества. Для Иоанна, как и для Павла, Иисус был послушным даже до смерти и смерти на крестной (15:10; 18:11; ср. Флп. 2:8). Если можно было бы изменить Закон Божий, человечество могло бы быть спасено без креста. Вместо этого именно на кресте Бог подтвердил Свою верность завету (Джемейсон, Фауссет и Браун, с. 1074).

Что было совершено на кресте? Иоанн предельно ясно дает понять, что были исполнены пророчества, имеющие отношение к Мессии. Они были верны вплоть до мельчайших подробностей, включая то, как были разделены одежды, как о них бросали жребий (19:23, 24), и то, как обошлись с телом Иисуса (19:35-37).

В разделе с 32-го по 33-й текст Иоанн показывает, что реальность смерти Иисуса была подтверждена людьми, которые были экспертами в таких делах. Пронзание и его результаты (19:34) подчеркивают реальность этой смерти. Данная информация упоминается только в Евангелии от Иоанна и помогает опровергнуть случайно возникавшие с древних времен теории, предполагающие, что Иисус на самом деле не умер, но впал в коматозное состояние, из которого Его вывели ученики, объявив затем о Его воскресении. Объясняйте пустую гробницу как хотите, но нет никаких сомнений, что Иисус был действительно мертв в ту пятницу после обеда. И, как и все остальное в этой истории, эти события произошли в соответствии с предсказанным в Писании (19:35-37; ср. Исх. 12:46;

Чис. 9:12; Зах. 12:10).

Хотя Иосиф Аримафейский просит тело Иисуса в каждом из Евангелий, тем не менее Евангелие от Иоанна содержит много уникальных черт. Оно свидетельствует об Иосифе и Никодиме как о тайных учениках Иисуса (19:38, 39). Во многих отношениях они очень похожи на Пилата. Их работа, должность и репутация зависят от решения, которое они должны принять в отношении Иисуса. Опять же, как в случае с Пилатом, события на кресте придают им смелости в действиях. «По-видимому, мертвый Христос разбудил сочувствие, которое не удалось вызвать живому. Героизм веры, как правило, загорается в отчаянных обстоятельствах, и нередко его проявляют те, кто прежде были наиболее робкими и наименее известными из всех учеников» (Джемейсон, Фауссет и Браун, с. 1075).

Следовательно, в Евангелии от Иоанна эта сцена насыщена символическими обертонами. Именно крест привлекает людей к Иисусу (12:32). Именно крест помогает отличить истинных последователей Иисуса от тех, кто делают вид, что исповедуют Его имя, но не имеют живых отношений с Ним. При появлении света, исходящего от креста, Иуда и Пилат уходят во тьму, но Иосиф и Никодим выходят на свет (см. 3:18-21).

Основные темы отрывка

Хотя Пилат и первосвященники думают, что распятие навсегда положило конец царству Иисуса, тем не менее Евангелие от Иоанна, показывает, что на самом деле крест является «славой» Иисуса (12:23, 24), и что в результате смерти Иисус становится Автором жизни для всех, кто верует в Него (1:9-13). В этом есть элемент иронии. Через смерть Его царство было утверждено навсегда. Иоанн согласен с Павлом, что на кресте Иисус стал победителем, который навсегда превратил мудрость мира в глупость (см. 1 Кор. 1:18-25).

Талберт («Читая Евангелие от Иоанна», с. 247) указывает на то, что крест в четвертом Евангелии заключает в себе множество смыслов. Это вершина послушания Иисуса Отцу, завершение дела Отца (12:27, 28; 19:28, 34-37, 40). Это то место, где были прославлены Иисус и Его Отец (7:39; 12:16, 23; 17:1,5). Он является частью выполнения Божьего плана (19:24, 28, 36, 37). Крест поражает правителя этого мира (12:31). Крест привлекает всех людей к Иисусу (12:32; 10:16; 11:52). Он — высшее преимущество человечества, он — для нас (6:51; 10:11; 11:50; 12:24). Крест — наивысшая ирония. Жизнь приходит через смерть. Победа приходит через поражение. Признание приходит через отвержение. Радость приходит через горе.

Применение Слова

Евангелие от Иоанна, гл. 18 и 19

1. Можете ли вы вспомнить случаи из жизни, когда вы поддались искушению взять дело в свои руки, не доверяя Богу (см. Ин. 18:10, 11)? Каковы были последствия? Что вы можете сделать, чтобы больше доверять Богу в своей жизни? Что вы говорите другим, когда кажется, что жизнь совершенно вышла из-под их контроля? Какой бывает ответная реакция? Что ожидало бы этот мир, если бы Петру удалось воспрепятствовать Иисусу идти на крест?

2. Опишите случаи из своей жизни, когда вам, подобно Пилату, пришлось выбирать между положением в мире и репутацией и тем, что, по вашему убеждению, было правильным. Какое решение вы приняли? Почему? Каковы были последствия? Приняли бы вы такое

решение сегодня? Какой совет вы дали бы Пилату, если бы находились с ним в тот день и он попросил бы вас об этом?

3. Где и при каких обстоятельствах вы вынуждены быть «тайным учеником»? Есть ли такие люди, с которыми вам очень трудно открыто говорить о вашей вере в Иисуса? Какие побуждения движут вами, когда вы пытаетесь скрыть вашу веру? Понимание каких вещей помогало вам в прошлом иногда говорить смело? Бывают ли в настоящем такие ситуации, когда вам нужно смело заявить пред другими, где вы стоите? Что необходимо предпринять, чтобы помочь вам «выйти на публику» ради Иисуса?

4. Как Иисусу, так и Пилату приходилось иметь дело с религиозными лидерами, чьи умы находились во власти предубеждений. Опишите ситуацию, в которой вам пришлось иметь дело с подобным человеком. Как вы отреагировали? Отреагировали бы вы сейчас по-другому? Как следует реагировать христианам, когда рассматриваемый вопрос имеет отношение к его или ее вере?

Изучение Слова

1. На основе четырех Евангелий составьте план событий во время ареста Иисуса и суда над Ним. Постарайтесь выстроить события в хронологическом порядке. Затем с помощью «Библейского словаря АСД» и «Библейского комментария АСД» выясните все, что можно, о правовых процедурах первого века в Римской империи в целом и в Палестине в частности. Какие процедуры были соблюдены в 18-й и 19-й главах? Какие из процедур были проигнорированы или нарушены?

2. Используйте Симфонию, чтобы найти информацию о синедрионе. Сделайте выводы на основании результатов вашего поиска. Затем с помощью «Библейского словаря АСД» и «Библейского комментария АСД» выясните все, что возможно, о составе и процедурах синедриона.

3. Изучите все, что возможно, о распятии. Воспользуйтесь

«Библейским комментарием АСД» и «Библейским словарем АСД», а затем просмотрите евангельские описания распятия Иисуса, особенно в Евангелии от Иоанна. Удалось ли вам больше узнать о

распятии Иисуса, исследуя другие источники, помимо Библии? С помощью Симфонии найдите отрывки в Новом Завете, где приводится богословское значение распятие Иисуса. Помогло ли вам исследование вопроса распятия при помощи других источников, помимо Библии, лучше понять богословское значение распятия Иисуса?

Для дальнейшего исследования

1. Относительно значения крестных событий в Евангелии от Иоанна см. Р. Шнаккенбург, т. 2, с. 398-410; С.Х. Талберт, «Читая Евангелие от Иоанна», с. 246, 247.

2. Относительно суда над Иисусом см. «Словарь: Иисус и Евангелия», под ред. Дж. Б. Грин и МакНайт, с. 841-854.

3. Более подробную информацию о Пилате см. там же, с. 615-617.

4. Е. Уайт не описывает Иоанново представление о кресте, но она описывает события 18-й и 19-й глав Евангелия от Иоанна на основании всех четырех Евангелий. См. «Желание веков», с. 685-