VI. Эпилог

16. Ученики отдают свою жизнь

Евангелие от Иоанна, гл. 21

Двадцать первую главу Евангелия от Иоанна нередко называют эпилогом к четвертому Евангелию, так как она следует за текстами Ин. 20:30, 31, которые очень напоминают заключение. Был ли этот материал частью первой рукописи, был ли он добавлен автором во вторую рукопись или добавлен на основе воспоминаний автора после его смерти (существует множество теорий!), рассказ, составляющий большую часть главы, представляет из себя драгоценные дополнительные сведения к тому, что мы знаем о служении Иисуса и влиянии этого служения на Его учеников.

Поскольку эта глава представляет собой заключение к Евангелию от Иоанна, я решил разделить ее на две части. В первой мы рассмотрим повествование, которое составляет основную часть главы (21:1-23).

Во второй части мы кратко коснемся 24-го и 25-го текстов, которые служат завершением ко всей книге.

Углубление в Слово

Евангелие от Иоанна, гл. 21

Прочтите 21-ю главу Евангелия от Иоанна несколько раз, а затем ответьте на следующие вопросы:

в Перечислите все упомянутые в Евангелии от Иоанна явления Иисуса после Его воскресения. Сколько упоминается случаев? Сколько людей видели Иисуса? Какова, по вашему мнению, основная цель явлений Иисуса после воскресения в Евангелии от Иоанна?

в Сравните 21-ю главу Евангелия от Иоанна с 1-й и 2-й главами Книги Бытие. Чем Иисус похож на Адама? Какое предположение это сравнение помогает сделать в отношении цели служения Иисуса? Можно ли применить это сравнение в дискуссии о человеческой природе Христа?

в Какие аспекты этой главы представляли особый интерес для второго поколения, которые не знали Иисуса, или для тех, кто знал Его, когда Он ходил по земле в человеческом обличье?

в Иисус трижды спрашивает Петра. На листе бумаги сделайте три колонки. В первой запишите вопросы Иисуса. Во вторую колонку выпишите ответы Петра, а в третью — то, что ответил Иисус. Обратите внимание на сходство и различия между тремя вопросами и ответами. Какое значение вы извлекли из этой встречи между Иисусом и Петром? Почему Петр тут же спрашивает об Иоанне?

в Ин. 21:20-23 представляет собой одну из первых попыток некоторых христиан установить примерное время Второго пришествия Иисуса. Напишите, что, по вашему мнению, «братья» пытались осуществить путем распространения этого слуха. Как вы думаете, каковы были бы последствия, если бы Иоанн не нашел времени пресечь эти слухи?

Исследование Слова

Структура и фон отрывка

Двадцать первая глава Евангелия от Иоанна рассказывает о том, как ученики Иисуса встречаются в Галилее после Его воскресения. После долгой и бесплодной ночной рыбалки Иисус с берега дает советы ученикам, результатом которых является огромный успех (21:1 -6). Когда они доставили улов на берег, то обнаружили, что Иисус уже приготовил для них завтрак (21:7- 14). После завтрака Иисус и Петр отправились прогуляться вдоль берега (21:20). Иисус уверил Петра в том, что он достоин быть Его учеником (21:15-19), а также определил отношения между Петром и автором четвертого Евангелия (21:20-23).

Создается впечатление, особенно в Евангелии от Иоанна, что явления Иисуса после воскресения были случайными и довольно

неожиданными. Мария, одиннадцать учеников, Фома и теперь семь учеников — все поражены внезапностью явления им Иисуса. В общем смысле служение Иисуса Его ученикам завершилось в верхней горнице (гл. 13-17). После воскресения Он говорит с ними очень мало. Целью явлений Иисуса после воскресения было главным образом подтверждение истинности воскресения.

Детальное исследование отрывка

Семеро из учеников Иисуса, включая Петра и сыновей Заведеевых, решили порыбачить на Тивериадском море, как еще называли Галилейское озеро (21:1-3). Один из этих учеников был «учеником, которого любил Иисус», он же — автор четвертого Евангелия (21:7, 20, 24). Но из повествования неясно, является ли он одним из сыновей Зеведеевых, поскольку в группу включены два других неназванных ученика (21:2).

Ученики рыбачили всю ночь (21:3), но ничего не поймали. Почему они рыбачат ночью? Есть два основных способа ловли рыбы: ловля сетью и ловля на приманку. В чистых водах днем предпочтительней метод ловли рыбы на приманку. Рыбу привлекает яркая приманка, она хватает ее и оказывается на крючке. Хотя рыболовная сеть рассчитана на ловлю одновременно нескольких рыб, она бесполезна

В чистой воде в светлое время суток, поскольку рыба видит приближающуюся сеть и уплывает в сторону. Ловить рыбу сетью лучше ночью. Это позволяет застать рыбу врасплох.

Но труд учеников на протяжении целой ночи оказался безрезультатным. При наступлении утра остается один последний шанс — бросить сеть со стороны лодки, где тень. Они смогут застать врасплох нескольких рыб, глаза которых уже привыкли к яркому утреннему свету. Иисус внезапно появляется на берегу, но ученики не узнают Его в этот момент (21:4). Он предлагает им забросить сеть по другую сторону лодки — вне всякого сомнения, на солнечную сторону (21:5, 6)! Кто бы ни был на берегу, очевидно, что Он не смыслит в рыбалке!

Ученикам сейчас предстоит открыть, что Иисус — второй Адам (Рим. 5:12-21; 1 Кор, 15:45-49). Раз Он — Адам, то, как и полагается

Адаму, должен быть в идеальных отношениях с Богом и обладать полной властью над землей, в том числе и над рыбами морскими (см. Быт. 1:26-28)! Тем утром рыбы в море, подчинившись повелению Иисуса, плывут прямо в сети учеников.

Многие люди любят обсуждать вопрос: Иисус принял природу Адама до или после грехопадения того. Разрешить этот вопрос легко, потому что, согласно Писанию, оба утверждения верны. В Рим. 8:3, например, Сын Божий изображается как пришедший в подобии плоти грешного человека, а это состояние обусловлено грехопадением Адама. С другой стороны, 21-я глава Евангелия от Иоанна изображает Иисуса демонстрирующим разновидность власти, которой Адам обладал до грехопадения. Как и во многих других областях богословия, библейская картина немного более сложна, чем хотелось бы некоторым.

Это и есть то доказательство, которое необходимо любимому ученику, чтобы еще раз тотчас все понять (21:7; 20:8). На этот раз Петр без колебаний действует, положившись на догадку другого

ученика. Стремительный, как и прежде, он немедленно прыгает в море, чтобы как можно скорее добраться до Иисуса. Ведь остальные ученики плывут в лодке, буксируя огромный улов рыбы (21:7,8).

Прибыв на берег, они обнаружили, что Иисус и Сам порыбачил, и начал готовить завтрак на костре (21:9). Он просит принести несколько рыб из 153 пойманных учениками под Его руководством (21:10, И). Автор Евангелия отмечает, что, несмотря на огромный улов, сеть не порвалась (21:11).

Затем они молча завтракают тем, что предложил им Иисус (21:12, 13). Почему ученики молчат? Может быть, они раздумывали над тем, как эти явления после воскресения связаны с прощальной беседой Иисуса перед Его распятием? В любом случае они испытывали ту же неопределенность, какую будет чувствовать второе поколение перед смертью любимого ученика. Физическое присутствие Иисуса не дает никакого преимущества ученикам. Только уход Иисуса и приход Духа даст твердую уверенность, а это доступно как для первого, так и для второго поколения христиан.

Интересно, что завтрак описан в терминах Вечери Господней и насыщения пяти тысяч. В 13-м тексте используются те же слова, которые находятся в Ин. 6:11: «Иисус … приходит, берет хлеб и дает им». Слова этого отрывка напоминают рассказ о Вечере Господней в Евангелии от Матфея 26:26, Марка 14:22 и Луки 22:19 (см. также 1 Кор. 11:23). Хотя Евангелие от Иоанна не содержит повествования о Вечере Господней, данный эпизод в сочетании с изложенным в 6-й главе определенно навевает мотивы служения Вечери Господней.

После вкушения пищи, согласно 15-му тексту, Иисус трижды задает Петру вопросы о глубине и искренности его отношения к Нему, что, вне сомнений, намеренно перекликается с тремя отречениями Петра, описанными в 18:15-18, 25-27. Иисус трижды задает вопросы, Петр отвечает, и Иисус реагирует на эти ответы (21:15, 16, 17). Каждый раз Иисус спрашивает: «Симон Ионин! любишь ли ты Меня?» Каждый раз Петр отвечает: «Ты знаешь, что я люблю Тебя». Каждый раз Иисус говорит в ответ: «Паси агнцев/овец Моих».

О первый раз Иисус добавляет фразу: «Симон Ионин! любишь ли ты Меня больше, нежели они?» (21:15). Любит ли Петр Его больше, чем другие ученики? Вне сомнений, Иисус хотел побудить Петра задуматься об этом, потому что он поспешно хвалился ранее, что его преданность Иисусу превосходит преданность других учеников (Мф. 26:33). Но когда Петр отказывается ответить на эту часть вопроса (Ин. 21:15), Иисус принимает это в качестве исповеди и больше не принуждает его к ответу (21:16,17). Похоже, по крайней мере, исходя из отрывка с 20-го по 23-й текст, что Петр понял: глупо делать сравнения в духовном плане. Нельзя сравнивать отношения одного человека с Иисусом с отношениями другого человека со Спасителем.

На протяжении веков богословы и проповедники, поскольку в греческом языке слово «любовь» передают разные слова, два из которых встречаются в этом отрывке, приходили к выводу, что в ответах Иисуса Петру присутствует небольшая разница. Однако сделанное недавно тщательное исследование показывает, что Иоанн обычно использовал синонимы без намерения обратить внимание читателя на особое значение вариативности коренных значений

(Бисли-Мюррей. «Евангелие от Иоанна», с. 394; Талберт. «Читая Евангелие от Иоанна», с. 261). Оба греческих слова «любить» («агапао» и «филео») определенно используются в четвертом Евангелии как синонимы. Любое из этих слов может использоваться, когда речь идет о Божьей любви к человечеству (3:16; 16:27), или о любви Отца к Сыну (3:35; 5:20), о любви Иисуса к нам (11:5, 3), или

о нашей любви к Иисусу (8:42; 16:27). Иоанн, по-видимому, не использует слова с той точностью, с какой это делают многие из его толкователей (Браун, т. 2, с. 1102, 1103)!

Следовательно, с 15-го по 17-й текст, по существу, это трижды повторенный вопрос, ответ и реакция на него. Это неожиданно и даже может показаться грубым со стороны Иисуса. Результат этого — исследование Петром глубин своего сердца, что причинило ему большую боль (21:17 см. Бисли-Мюррей. «Евангелие от Иоанна», с. 405). Самоуверенность Петра, его самоутверждение постепенно откалываются слой за слоем, пока не остается ничего, кроме уверенности, что Иисус знает сердце и будет справедливым в Своих суждениях.

«Нет боли — нет результата» — поговорка, бытующая среди тех, кто занимается спортом. По-видимому, в этой жизни поговорка «нет боли — нет результата» является также и законом духовного роста.

С духовной жизни, как правило, значительно продвинулись те, кто много страдал. Пожалуй, это одна из основных причин, почему в Царстве Божьем будет не много богатых людей. Есть в боли, потерях, бедности и эмоциональных страданиях нечто такое, что создает людям условия, при которых в духовном развитии возможны большие результаты. А иногда, как это произошло в случае с Петром, Сам Иисус инициирует эту боль, как хирург, который наносит раны, чтобы можно было исцелить. Иисуса не интересуют быстрые или поверхностные ответы. Он желает подлинных чувств и побуждений от тех, кого Он любит. Однако этот процесс стоит, как правило, немало.

При чтении текста может показаться, что диалог Иисуса и Петра состоялся в присутствии других учеников на том месте, где они завтракали. Но 20-й текст подразумевает, что Иисус и Петр идут

вдоль берега. Согласно предположению Елены Уайт, Иисус и Петр остановились (это событие расположено в евангельском повествовании между 17-ми 18-м текстами) и, затем пойдя вновь, начали личную беседу («Желание веков», с. 815). Но она также подразумевает, что беседа должна была состояться в присутствии других учеников, с тем чтобы восстановить их доверие к Петру после ужасного предательства во дворе первосвященника (18:15-18, 25-27; Е. Уайт. «Желание веков», с. 811).

После признаний Петра Иисус заверяет его в том, что он будет одним из Его верных последователей вплоть до смерти (21:18, 19). «Можем ли мы говорить, что Петр здесь был восстановлен в правах? Не совсем так, поскольку он фактически не был их лишен. Но в результате такого поведения, каким отличился он, Христу нанесены глубокие душевные раны, на служение легло пятно, нанесен ущерб авторитету Петра среди братьев и даже его душевному покою; а поскольку ему предстояло великое дело, требовалось обновить его призвание и восстановить его положение» (Джемейсон, Фауссет и Браун, с. 1078).

Наивысшая жизненная задача Петра — идти за Иисусом (21:19). Он будет делать то, что делал Иисус. Он должен занять место Иисуса в своей земной жизни. Его роль, как и роль всех учеников, заменить на земле Иисуса в Его работе для других людей (см. заключение к 12-й главе этой книги). Таким образом, работа Петра и других учеников параллельна работе Святого Духа, как это было обозначено в прощальной беседе. Под водительством Святого Духа, через слово и через сочинения Петр и другие ученики сделают Иисуса реальным для нового поколения.

Однако Петр еще не полностью исцелился от болезни сравнивать

себя с другими. Идя с Иисусом вдоль берега, он оборачивается и

видит идущего за ними любимого ученика (21:20). Петр хочет знать,

каково будущее любимого ученика (21:21 в сравнении со своим

будущим). Ответ Иисуса решителен и оригинален: «Ты иди за

Мною!» (21:22). Опыт любимого ученика не должен быть предметом

беспокойств Петра.

Есть мнение, что, возможно Петр воспринял повеление Иисуса «паси овец Моих» как указание на то, что он должен был быть главой церкви и даже других учеников, таких как Иоанн. Если это так, то он должен был знать о будущей жизни Иоанна, как и о жизни любого другого члена церкви. Иисус запрещает подобную исключительность со стороны Петра. У Церкви должно быть много лидеров, а не только один. Церковь будет в безопасности при множестве советников.

Дух независимости и господства над другими всегда ведет к духовному разрушению, когда такое практикуется в Церкви. Сила Библии в том, что существует четыре Евангелия, а не одно. Это предостерегает нас от выдвижения только одной идеи, создания только одного представления о Христе, которому должны следовать абсолютно все люди, независимо от их расы, культуры или особенностей личности. Тот же Бог, Который создал бесконечное разнообразие птиц, животных, цветов, и рыб, уважает и разнообразие Своей человеческой паствы. Следовательно, Церковь будет действительно отражать Его характер только через разных руководителей, отражающих характер всей Церкви.

Как уже упоминалось во введении к этой книге, основная цель Ин. 21:20—23 заключалась в том, чтобы пресечь бытующий среди церквей слух о том, что Иоанн не умрет до самого пришествия Иисуса. Преклонный возраст Иоанна служил основой для заключения, что Иисус непременно придет в девяностые годы первого века. Но, как и все попытки вычислить время, в которое вернется Иисус, эта попытка была крайне опасна (Д. Паулин в книге «Что Библия говорит о последнем времени» подробно рассматривает опасности стремления установить даты).

Смерть Иоанна могла оказаться для Церкви разрушительным фактором в силу убеждения, что Иисус предсказал Свое возвращение в течение жизни любимого ученика.

Автор Евангелия поясняет, что высказывание Иисуса о любимом ученике было неверно истолковано. Иисус не сказал, что Иоанн будет жив до тех пор, пока не увидит Его пришествия, но что будущее Иоанна, даже если оно замечательно, не должно быть предметом мыслей Петра. Вывод, который можно сделать из этого

случая, заключается в том, что никакие человеческие слова, даже вдохновленные свыше и даже прозвучавшие из уст Самого Господа, не будут полностью застрахованы от неверного понимания. Сколько будет длиться жизнь, мы будем испытывать постоянные трудности, пытаясь выразить и передать благие истины, которые открыл нам Бог. Эта мысль должна внушать нам смирение, когда мы делаем выводы о людях и идеях, основываясь лишь на неверном толковании каких-либо бесцеремонно сделанных замечаний. Наши представления о Боге и о других в лучшем случае смутны и неточны (Иер. 17:9).

Основные темы отрывка

Ловля рыбы и Церковь

По всей видимости, для автора Евангелия эпизод об огромном улове рыбы содержит звучные символические обертона. В свете 17-й и 20-

В глав, а также повествования о чудесах в Евангелии от Иоанна заметна обеспокоенность евангелиста вторым поколением христиан, которых в скором будущем ожидает жизнь без руководства тех, кто знал Иисуса во плоти.

История, изложенная в 21-й главе Евангелия от Иоанна, действует как притча о Церкви во дни Иоанна. Ученики представляют собой первое поколение христиан, тех, кто ходили и разговаривали с Иисусом. Через них и через их писания к Иисусу придет второе поколение христиан, представленное рыбой. История содержит ряд моментов, которые оценят читатели второго поколения.

Прежде всего ясно, что Сам Иисус указал на обращение второго поколения. Ученики сами по себе не могли совершить ничего. Только повинуясь указаниям Иисуса, они смогли пожать урожай. Хотя Иисус больше не присутствует физически, Его забота о втором поколении и заинтересованность в нем так же реальна, как если бы Он стоял на берегу их жизни.

Количество и размеры рыбы показывают, что служение учеников будет плодотворным. Непорвавшаяся сеть символизирует единство Церкви, хотя она и состоит из двух поколений, из людей с очень

разнообразным прошлым. Переход ко второму поколению не ставил под угрозу единство Церкви.

Интересно также отметить, что Иисус поймал рыбу Сам, без помощи учеников. Указывает ли это на то, что некоторые члены второго поколения были непосредственно призваны Самим Иисусом, как это было в случае с учениками? Не каждый истинный ученик Иисуса призван непосредственно Церковью (см. Мк. 9:38-40 — Джемейсон, Фауссет и Браун, с. 1078).

Одним из самых важных названий Церкви в Евангелии от Иоанна являют слова «дети Бога», которые содержатся в центральном месте Пролога (1:12). Это может быть случайностью, но один исследователь указал на то, что на арамейском языке (язык, на котором говорили Иисус и Его ученики) выражение «дети бога» состоит из букв, обозначающих цифры, общая сумма которых равна 153, ровно столько, сколько рыб было поймано, согласно 21-й главе (21:11 — см. Ромео). Увидели или нет читатели число в этой фразе, но эта история, по всей видимости, несла в себе обширный подтекст для второго поколения Церкви.

Следовать за Иисусом

Иисус дважды говорит Петру: «Иди за Мною» (21:19, 22). Петр выступает здесь как представитель всех учеников, так как к нему единственному в 21-й главе Иисус обратился таким образом. В 18-м и 19-м текстах Иисус показывает, что следовать за Ним означает быть гонимым на протяжении всей жизни, а это во многих случаях окончится пытками и смертью. Важно отметить, что смерть Петра описана словами, напоминающими читателю о смерти Иисуса через распятие. Смерть Петра будет подобна смерти Иисуса. Подобно тому, как смерть Иисуса прославила Бога (7:39; 12:23; 17:4, 5), так смерть Петра и учеников должна была прославить Бога (стих 19).

Основной темой Евангелия является то, что смерть Иисуса — это средство, с помощью которого Он несет жизнь новому поколению. Он отдал Свою жизнь, чтобы те, кто следует за Ним, могли обрести жизнь (см. особенно 10:11-18). Теперь Он призывает Петра, а следовательно, и других учеников, отдать свою жизнь за овец. Они должны стать сопастырями Доброго Пастыря, разделив с Ним заботу

В благосостоянии паствы (в оригинале 21:16 говорится: «Паси овец Моих»).

Жизнь, смерть, слова и писания учеников Иисуса стали мостом, по которому второе поколение вступило в отношения с Иисусом. Они также являются мостом, по которому каждый из нас пришел ко Христу. Благодаря силе Святого Духа ученики, хотя и были слабыми, несовершенными свидетелями, совершили нечто, значительно превосходящее все ожидания. Через них мощно действовало слово Иисуса. Подобно Иисусу, они отдали свою жизнь не зря.

Заключение Евангелия

Эта глава и Евангелие в целом завершается подтверждением свидетельства любимого ученика, написавшего четвертое Евангелие (21:24). Завершая свое дело, он, тем не менее, считает его лишь пылинкой на поверхности огромных и несравненных богатств, содержащихся в рассказах о том, что сказал и сделал Иисус. Всякий, кто достаточно долго созерцает жизнь и характер Иисуса, может бесконечно умножать Евангелие (21:25). В конце концов, Евангелие, которое более всего подходит вам, это то, которое Иисус пишет в вашем сердце Святым Духом.

Как член нового поколения Христова, позволили ли вы Его словам и делам занять главное место в вашей жизни? Пришли ли вы к убеждению, что Его слова так же действенны, как и Его физическое присутствие на земле? Испытали ли вы жизнь с избытком во имя Его? Готовы ли вы написать свое собственное Евангелие как свидетельство об Иисусе, Которого вы познали? История Евангелия от Иоанна и повествование этой книги завершается. Вклад Иисуса в вашу жизнь только начинается.

Применение Слова

Евангелие от Иоанна, гл. 21

7. Были ли в вашей жизни моменты, когда казалось, что Бог забыл о вас и вы решали идти и «ловить рыбу» в духовном смысле? Расскажите об одном из таких случаев. Вспомните, посредством чего Богу удалось снова привлечь вас? Есть ли способ, благодаря

которому вы можете стать более открытыми для таких встреч в будущем?

к Если бы вам задали тот же вопрос, что Иисус Петру, как бы вы на него ответили? Как вы думаете, что чувствовал Петр после совершенного им предательства Иисуса? Что чувствуете вы, когда грешите? Как бы Бог попытался «восстановить» вас?

к Вы когда-нибудь сравниваете себя с другими? Вы никогда не задумывались, почему другие люди живут, как им вздумается? Как это влияет на ваше восприятие Божьей воли о вас? Результат такого обдумывания был положительным или отрицательным? Почему? Мы часто сравниваем себя с другими, чтобы оправдать свое поведения или чтобы обвинить Бога в несправедливости. К чему привело сравнение в вашем опыте?

к Случалось ли такое, что ваши высказывания вырывали из контекста или полностью неверно интерпретировали? Не находите ли вы парадоксальным, что слова Иисуса, всеведущего Сына Божьего, могут так же неверно истолковываться даже искренними и доброжелательными христианами? Как на основании Ин. 21:20-23 относиться к информации, полученной из вторых и третьих рук? Почему Евангелие от Иоанна следует рассматривать иначе, чем информацию из вторых рук?

к Встречались ли вам люди, которые пытались вычислить приблизительное время конца? Как вы реагировали на их стремление? Каковы были последствия для вашей и их жизни, когда время ожиданий проходило? Как бы отнесся Иоанн к таким расчетам?

Изучение Слова

8. Сравните Лк. 5:1-11 и Ин. 21:1-14. Отметьте все сходства и существенные различия. Сравните контексты двух историй. С помощью «Библейского комментария АСД», а также пособия по углубленному изучению Библии попытайтесь составить проповедь, в которой вы сравнили бы два повествования, и сделайте соответствующие выводы в каждом случае. Какие другие рассказы о

рыбной ловле можно найти в Евангелиях? Какой свет они проливают на 5-ю главу Евангелия от Луки и 21 -ю главу Евангелия от Иоанна?

9. Просмотрите все, что Новый Завет говорит о прощении. Тщательно изучите эти отрывки, а затем задайте себе следующий вопрос: был бы Петр в числе спасенных, если бы он умер между тем временем, когда отрекся от Иисуса и когда Иисус восстановил его в качестве ученика?

Для дальнейшего исследования

В Относительно символического значения ловли для второго поколения христиан см. П.С. Минеар, «Аудитория четвертого Евангелия» и Т. А. Ромео, «Гематрия и Ин.21:11»

В Более подробную информацию о диалоге Иисуса с Петром см. Дж. Р. Бисли-Мюррей, «Евангелие от Иоанна», с ‘1(1-1 409; Р. Е. Браун, «Евангелие от Иоанна», т. 2, с. 1102 III/

В Для более глубокого понимания 21-й главы Евангелии от Иоанна см. Е. Уайт, «Желание веков», с. 809-817.