4. Как подготовить ученика-1

Учеником не рождаются, учеником становятся. Подготовка ученика – не есть что-то невозможное. В этом нет секрета. Если мы обратив нимание на Божьи наставления, то поймем, что это все просто. Господь не только поручил нам миссию подготовки учеников, но и научил нас, как это делать.

Трудности приходят, когда мы забываем Божьи наставления и пытаемся создать «революционные» человеческие методы, чтобы всех крестить, когда верим, что «сделайте учениками» означает умножать членов церкви. «Божественное повеление не нуждается в преобразованиях. Нельзя улучшить способ явления истины, который использовал Христос». {Ев 525.1}

ЧЕМУ УЧИЛ НАШ УЧИТЕЛЬ?

Давайте вернемся ко времени жизни Иисуса. После распятья ученики прятались от страха. Они прятались от страха и не понимали, как они могут сделать учениками все народы, если их самих гонят. Тогда Иисус явился им.

В Евангелии от Иоанна мы читаем: «В тот же первый день недели вечером, когда двери [дома], где собирались ученики Его, были заперты из опасения от Иудеев, пришел Иисус, и стал посреди, и говорит им: мир вам! Сказав это, Он показал им руки и ноги и ребра Свои. Ученики обрадовались, увидев Господа. Иисус же сказал им вторично: мир вам! как послал Меня Отец, [так] и Я посылаю вас» (Ин. 20:19-21).

КАК ПОСЛАЛ МЕНЯ ОТЕЦ

В этом кроется секрет подготовки учеников: «Как послал Меня Отец, [так] и Я посылаю вас». Как Отец послал Иисуса Христа? «И Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины» (Ин. 1:14). Иисус стал Словом Божьим во плоти. «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог» (ст. 1). Слово должно было стать плотью, чтобы люди увидели славу Отца.

Эллен Уайт подтвержает эту мысль: «Христос принял человеческую природу, чтобы воздействовать на людей. Богу надлежало принять человеческую природу, ибо для спасения мира необходимы и Божество, и человек. Бог должен был принять человеческую природу, чтобы человек получил возможность общаться с Богом». {ЖВ 296.4}

Нам нужно постоянно размышлять о том как Иисус исполнил Свою миссию. «Христос принял человеческую природу, чтобы воздействовать на людей». Почему? Слова, лишенные человеческой природы, остаются неэффективными в мире, полном идей. Прекрасное Евангельское учение должно воплотиться в жизнь, а не оставаться просто словами. Так, как Сын, Слово, стал плотью в личности Иисуса Христа, так и Слово (весть) должна стать плотью и реальности в жизни учеников Иисуса.

ОН ЖИЛ СРЕДИ ГРЕШНИКОВ

Иисус исполнил миссию, придя в наш мир и живя среди грешных людей. Он не проповедовал Евангелие с небес. Он пришел в этот мир, не боясь быть оскверненным грехом. Он сошел с чистых высот, жил в этом злом мире, но остался без греха. И Он говорит, что, как Отец послал Его, так и Он посылает нас.

Он послал нас в мир, но предупредил, что Его царство – не от мира сего. «Не любите мира, ни того, что в мире: кто любит мир, в том нет любви Отчей» (1 Ин. 2:15). И, вместе с тем, Он направил нас в мир, чтобы мы сделали учениками все колена, племена, языки и народы.

Как мы понимаем это явное противоречие? Сам Учитель объясняет его в Своей ходатайственной молитве: «Не молю, чтобы Ты взял их из мира, но чтобы сохранил их от зла» (Ин. 17:15). Наша миссия должна совершиться в этом мире, пдобно тому, как Иисус совершил Свою миссию. Он стал плотью и обитал с нами. Он не был изолирован. Он не был отшельником, живущим в горах.

Он бывал в горах, чтобы помолиться наедине, но затем сразу же возвращался в долины, где жили люди. Там была Его миссия. Невозможно исполнить миссию, закрывшись в церкви. Мы должны выходить и искать погибших тем, где они есть, а они есть в мире греха.

«Когда Иисус, совершая Свой труд, получал приглашение на обед или на праздник от фарисеев и мытарей, то Он принимал приглашение… В таких случаях Христос контролировал застольную беседу и давал много драгоценных уроков присутствующим. Слушали Его внимательно, потому что не Он ли исцелял больных, утешал скорбящих, брал на руки детей, чтобы благословить их? Мытарей и грешников влекло к Нему, и когда Он открывал Свои уста, чтобы говорить, их внимание было приковано к Нему». {ХД 503.3}

Искать грешноком «там, где они есть» – часть нашей миссии. Вы должны общаться с ними ежедневно, чтобы они могли увидеть в нас славу Божью и почувствовать влечение к Иисусу.

«Общение с неверующими не причинит нам вреда, если мы общаемся с ними с целью соединить их с Богом и если мы достаточно сильны, чтобы противостоять их влиянию». {5СЦ 113.1}

ВЫ ДОЛЖНЫ ПОНИМАТЬ СВОЮ ЛИЧНУЮ МИССИЮ

Прежде чем идти в мир, чтобы искать новых учеников, каждый член церкви, каждый верующий должен стать учеником, , который готовит других учеников. Миссия, которую Иисус доверил нам – индивидуальна.

«Господь использует людей как орудия для осуществления Своих благих и милосердных намерений. Каждый выполняет свою часть работы; каждому дана определенная мера света, соответствующая нуждам его времени и достаточная для осуществления возложенных на него Богом обязанностей». {ВБ 343.2}

Божественное наставление ясно. «Каждый выполняет свою часть работы; каждому дана определенная мера света». Слово «каждый» говорит о том, что никто из верующих не должен успокаиваться тем, что он верующий. На самом деле, каждый верущих должен иметь личную миссию приводить людей к Иисусу.

ЗНАЙТЕ ЛЮДЕЙ

Если миссия, которую Иисус доверил нам, должна быть исполнена среди людей, мы должны быть знакомы со своими современиками. О чем они думают? Что мотивирует их к принятию решений? Что беспокоит их? Если мы не можем ответить на эти вопросы, как мы сможем подойти к ним?

«Влиять на человека – величайшая работа, когда-дбо порученная людям». (1РХЛ 4)

Нужно знать культуру, в которой мы работаем. Нам нужно ходить по улицам, бывать в общественном транспорте, на рынке, говорить с людьми, видеть то, что они видят и слышать то, что они слышат. Но этого недостаточно, мы также должны любить людей и сострадать им.

ЛЮБИТЬ ЛЮДЕЙ

«Бог есть любовь», — пишет Иоанн. Любовь – суть личности Бога. Без Него любви нет, да и Бога без любви не бывает. Для нас это не связанные друг с другом мысли. Но для Иоанна – они одно. Любовь – мотив всех действий Бога, от творения до искупления. «Издали явился мне Господь и сказал: любовью вечною Я возлюбил тебя и потому простер к тебе благоволение» (Иерем. 31:3).

Христос организовал Свою церковь по любви. «Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее, чтобы освятить ее, очистив банею водною посредством слова; чтобы представить ее Себе славною Церковью, не имеющею пятна, или порока, или чего-либо подобного, но дабы она была свята и непорочна» (Еф. 5:25-27).

Если Бог есть любовь, какая тогда Божья церковь на земле? Очевидно, что она состоит из учеников. Но любой человек может сказать, то Он является учеником Иисуса. Как мир узнает, кто Его истинный ученик? Иисус Сам дает ответ на вопрос: «По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Ин. 13:35).

Божья церковь – это церковь любви. Любовь – ее основная характеристика. Любя Бога, она следует его наставлениями и советам. Благодаря любви к людям, церковь идет в этот мир, лишенный любви, чтобы приводить людей к Иисусу.

МИССИЯ ЛЮБВИ

За пределами круга любви есть страждущий мир. Люди живут среди насилия, несправедливости, обмана, злоупотребления и эксплуатации. Люди хотят быть счастливы изо всех сил, но, вместо этого, становятся все более несчастными и отчаявшимися. Мятущиеся души истомились в погоне за удовольствиями. Они обманывают сами себя и катятся к погибели.

Бог любит их всех. «Разве Я хочу смерти беззаконника? говорит Господь Бог. Не того ли, чтобы он обратился от путей своих и был жив?» (Иез. 18:23). Что Бог делает, чтобы спасти тех людей от смерти и вернуть их в круг любви? Он посылает к ним любящих людей, Своих учеников, тех, кого Иисус однажды нашел и преобразовал своей любовью. Они должны войти в круг несчастья, вооруженные любовью как захватом, чтобы спасать тех людей, приводя их в любящую церковь. В этом заключается миссия. «Идите в мир несчаться и верните Моих детей обратно в любящую церковь».

«Когда Христос сказал ученикам: идите, проповедуя во имя Мое, и собирайте в Церковь всех верующих, Он указал им на необходимость сохранять простоту, считая, что чем скромнее они будут, тем сильнее окажется их доброе влияние, а посему ученикам следует говорить так же просто и ясно, как Христос, и внушать своим слушателям те уроки, которые Он преподал им». {ДА 28.3}

И, тем не менее, что мы делаем? Мы идем в мир, неся сухие доктрины, лишенные любви, и верим, что наша миссия – убедить людей в том, что они неправы. «Это – истина», — говорим мы, и часто даже позволяем себе проявлять жестокость во имя истины. Мы раним их чувства, не уважаем их убеждений. Подобно бульдозеру мы врезаемся в них, разрушая все на своем пути. А часто мы видим огромные горы – непреодолимые препятствия, которые удручают нас и заставляют думать, что выполнение миссии в наше время просто слишком трудно.

Относительно этого Элен Уайт дает нам следующий совет: «Когда вы трудитесь там, где души только начинают избавляться от пелены, закрывающей их глаза… вы должны проявлять предельную осторожность, дабы тем, как вы излагаете им истину, не вызвать у них предубеждение и не закрыть для истины двери их сердец. Соглашайтесь с людьми во всем, в чем можно согласиться с ними без ущерба для истины. Пусть они увидят, что вы любите их души и желаете быть в согласии с ними, насколько это возможно». {Ев 140.3}

Если мы хотим совершить миссию любви, которую Иисус доверил нам, мы должны следовать данным Богом наставлениям: «О, если бы мне удалось всем внушить необходимость трудиться с духом Иисуса, потому что мне было показано, что здесь, в Европе, души отвернулись от истины из-за недостатка такта и умения представить ее». {Исторические очерки о зарубежных миссиях Адвентистов седьмого дня 122.2}

ВЫБЕРИТЕ ПЯТЬ ЧЕЛОВЕК

Невозможно сделать учениками новый люде, если вы не знаете, кого вы хотите привести к Иисусу. Бездумная работа не приносит результатов. Лучший способ зайти в никуда – не знать, куда вы идете. Поэтому, среди своих соседей, родных или сотрудников, или знакомых выберите тех, кого вы хотите привести к Иисусу. Они не обязательно должны быть вашими друзьями на первых порах. Но они должны быть теми людьми, с кем вам легче общаться и с которыми вы сможете начать работать, чтобы превратить их в учеников Христа.

Почему пять? Потому что со временем один или больше отойдут, разочаруются или прсто отвергнут ваше предолжение, как бы вы ни старались завоевать их доверие. Но, по крайней мере, один из пяти дойдет до конца пути. Если вы выберите только одного и не доведете его до конца, то можете сами разочароваться. Поэтому выбирайте пять человек. По мере того, как они будут становиться учениками Иисуса, вы можете добавлять новых людей. Но вам нужно постоянно иметь на примете потенциальных учеников.

МОЛИТЕСЬ, МОЛИТЕСЬ И ЕЩЕ РАЗ МОЛИТЕСЬ

Обращение – это работа Святого Духа. Поэтому молитесь, молитесь и еще раз молитесь. Не уставайте от молитв. Хотя может казаться, что нет прогресса, Дух Божий действует незаметно, невидимо, и вы можете быть удивлены результатов тогда, кода наименее ожидаете его.

Я знал одну женщину, которая трудилась над обращением своего мужа в течение 30 лет – у него, казалось, было каменное сердце. Она делала все возможное, чтобы донести Евангельскую весть до его сердца, но ничего, казалось, не действовало.

Однажды она подошла ко мне с радостной улыбкой и сказала: «Пастор, мой муж, наконец-то, стал верующим». «Как произошло это чудо?» — спросил я. Ответ был простым: «Тридцать лет я говорила своему мужу об Иисусе, но ничего не происходило. Но только в прошлом году я стала говорить с Иисусом о моем муже и он обратился».

Нет смысла гоняться за людьми, если вы не молитесь за них. Молитесь каждый день за людей, которых вы хотите привести к Иисусу. Ходатайственная молитва наряду с помощь тому человеку, за которого молитесь, полезна и для вас.

Тяжелые обстоятельства, в которых оказался Иов, стали меняться, когда он начал молиться за своих друзей. «И возвратил Господь потерю Иова, когда он помолился за друзей своих; и дал Господь Иову вдвое больше того, что он имел прежде» (Иов 42:10).

«Господь возвратил потерю Иова, когда тот помолился не только за себя, но и за тех, кто был настроен против него. Когда он почувствовал искреннее желание, чтобы души, согрешившие против него, получили помощь, он сам ее получил. Будем же молиться не только за себя, но и за тех, кто обидел нас и продолжает нас обижать. Молитесь, молитесь особенно в мыслях. Не давайте Господу покоя, ибо Его уши открыты, чтобы слышать искренние, настойчивые молитвы, когда душа смиряется перед Ним». {Мол 244.1}

ИСТОРИЯ РОЗАРИО

Вдова покойного Хасинто Рикуельме жила со своим сыном в глинобитном доме. Односельчане говорили, что ее мужа убили наркоторговцы. Но Розарио, молодая вдова, не обращала внимания на эти разговоры. Она сконцентрировалась на том, что ее мужа нет и ей надо постараться воспитать пятилетнего сына.

После долгих поисков она нашла работу швеей на швейной фабрике, которая принадлежала Дону Гилберто. Так работники предпочитали называть седовласого холостяка среднего возраста, который жил со своей мамой в доме в одном из богатых районов города. Ходили слухи, что Дон Гилберто больше всего в жизни хотел иметь семью, но его мать не позволяла ему.

«Почему за моим ребенком должна смотреть другая женщина, если я, его мат, еще жива?» — говорила Дона (Леди) Рамона своим друзьям, когда они собирались вместе, чтобы планировать благотворительные мероприятия.

Рамона была типичной благочестивой церковной женщиной, которой нравилось координировать благотворительное служение ее церкви. Она не понимала Библию, никогда ее не читала, но повсюду с собой носила, считая себя уже состоявшимся знатоком божественных тайн. Она была полной, имела длинные волосы, собранные в пучок. Швейная фабрика по пошиву брюк досталась ей в наследство от покойного мужа. С ней нужно было считаться, она любила доминировать, рубить правду-матку и вести себя властно. С ней никто не хотел спорить.

Когда она узнала, что ее “ребенок” увлекся симпатичной вдовой, она сразу же стала на его защиту, как львица защищает своего детеныша.

“Убирайся прочь с моего пути! Оставь моего сына в покое!» — кричала она однажды пополудни, стоя на проходной фабрики в присутствии нескольких операторов машин.

Но она не знала Розарио. За хрупкой внешностью скрывалась стойкая и смелая женщина. Настолько стойкая, что она вышла замуж за своего первого мужа против воли его родителей. Настолько смелая, что теперь была готова преодолеть любое препятствие на своем пути, даже если его звали Рамона.

Галантных холостяк, сын Доны Рамоны, был, как считалось, хорошей уловкой. Он очень хорошо выглядел, но 40-летний маменькин сынок не был идеальным мужем, к тому же он отличался скупостью.

Он носил дешевую одежду, которую ему подбирала мать. Его единственным коричневым туфлям было года 4. Его скупость не была секретом. Он считал каждую копейку и выглядел очень несчастным, когда нужно было выплачивать зарплату рабочим. Но, если не брать во внимание эти мелочи, Дон Гилберто был довольно хорошим человеком, и, благодаря своему состоянию, хорошей парой для любой женщины, или, точнее, для любой, целеустремленной, как Розарио, потому что нужно было иметь мужество, чтобы ужиться с его мамой. Но Розарио, кроме того, что была смелой, еще считала, что находится под покровительством девы Марии, девы Марии Розария, в честь которой она была названа.

В начале кажущийся роман между работницей и работодателем был простым слухом. Возможно, потому что Дон Гиберто был завидным женихом, а Розарио была молодой и красивой вдовой. Но со временем добродушные подшучивания переросли в реальность – настал день, когда Дон Гилберто обратился к Розарио: «Мы с тобой могли бы составить хорошую пару, и я мог бы помочь тебе воспитывать Хасинто младшего». «Но, Дон Гилберто, — ответила она, — со всем моим уважением к Вам, мне кажется, что Вы слишком привязаны к своей матери. Может быть она должна выбрать Вам жену».

«Я знаю, но она не хочет тебя; более того, она никого не хочет, а мне нужно обзавестись семьей. Ты мне нравишься».

В тот день в сердце Розарио возгорелось пламя жадности. Они решила полностью завладеть его чувствами, чтобы он влюбился в нее по уши. Через какое-то время он уже не мог кушать и два дня провел в постели.

Дона Рамона, переживая о своем сыне, обращалась к доктору, местному священнику, а также к городскому психиатру. Когда же сын признался ей о причине своей болезни, она воскликнула: «Только через мой труп».

Таким был приготор любви, которая еще не родилась, по крайней мере в средце Розарио. Ее интересовали только деньги. Она мечтала о комфортной жизни, которую ее поклонник мог обеспечить ее ребенку. Поэтому, одажды, когда Дон Гилберто продолжал настаивать, она предложила ему возможный вариант: «Если Вы действительно любите меня, Дон Гилберто, давайте убежим в США».

«Но как?» — спросил он.

«Продайте фабрику и поедем куда-то, нде Ваша мать никогда нас не найдет».

Такие разговоры теперь происходили каждый день, пока Дон Гилберто, в конце концов, не решился сделать невероятное. Он продал завод, разорвал отношения с матерью и уехал в Розарио и Хасинто младшим в США.

Прошло три года, которые для Розарио показались тридцатью. Дон Гилберто оказался худшим человеком, чем она ожидала. Его недостатки все увеличивались, и, несмотря на мужество и стойкость Розарио, Дон начал увядать, как подсолнух в сумерках.

Она не гворила по-английски, и поэтому зависела от мужа во всем. Он воспользовался этой ситуацией и полностью контролировал жизнь своей несчастной жены. Муки сожаления отнимали ее жизнь. Но что она могла сделать? Она была вдали от дома, близко к канадской границе, не имела денег и, кроме того, ожидала ребенка.

В такой плачевной ситуации отчаявшаяся мексиканка встретила Маргариту, медсестру из Сальвадора. Маргарита рассказала ей об Иисусе, дала ей послушать записи проповедей и привела ее в церковь. После изучения Библии Розарио стала ученицей Иисуса.

Но теперь ее жизнь с Доном Гилберто превратилась в сущий ад, так как он стал заниматься рукоприкладством и запредал ей ходить в церковь. Ситуация усугубилась еще и тем, что одним холодным январским утром у дверей их дома появилась Рамона с угрозамы вызвать полицию и вернуть их в Мексику под конвоем за аферу с фабрикой.

Это было ужасно. Розарио вынуждена была подчиниться шантажу свекрови. Она задавалась вопросом, почему Бог допускал все это, когда она пришла к Иисусу.

«Может быть, как раз по этой причине, — сказал ей пастор, — если бы это произошло с тобой до того, как ты пришла к Иисусу, где бы ты взяла силы все это пережить?»

«Что же мне делать теперь? Вы себе не представляете, какая это ужасная женщина».

«Сестра, я думаю, что твое первое миссионерское поле – это твоя семья, и первые люди, над которыми ты должна трудиться, — твой муж и твоя свекровь».

«Мой скаредный муж и сварливая свекровь?»

«Да, но сперва нужно полюбить их». «Но как мне избавиться от чувства обиды?» «Молись Господу и изучай Его Слово каждый день. В этом секрет успешной христианской жизни. Кроме молитвы, тебе нужно завоевать их для Иисуса».

«Вы не знаете их, пастор. Им не нужно Евангелие и, к тому же, теперь они объединились против меня. Я живу в тюрьме. Я думаю о том, чтобы сбежать и вернуться в свою страну, но у меня нет денег и у меня на руках малыш. Как я могу оставить его без отца?»

С человеческой точки зрения казалось, что Розарио попала в пасти шакалов, и что светлая полоса в ее жизни больше не наступит. Но она так не считала. После разговора с пастором она начала молиться так, как никогда ранее. Ее первой просьбой к Богу была просьба дать ей новое сердце.

Каждый день, пока ее муж и свекровь еще спали, она читала Слово Божье и молилась. Так шли недели и месяцы, пока не начали происходить чудеса. Первое чудо случилось с ней, потому что она начала видеть положительные черты хаарктера в своей свекрови и муже. Она смирено служила им, и не отвечала на их обиды. Она перестала произность язвительные слова, и своим внешним видом не показывала пренебрежения или недовольства.

Однажды муж спросил ее: «Ты не больна?» «А в чем дело?» «Ты какая-то тихая стала в последнее время. Это на тебя не похоже». «Что ты имеешь в виду? » «Ты изменилась». «Евангелие меняет людей. Я рада этому».

Дон Гилберто был озабочен такой переменой и пошел посоветоваться с мамой. «Ты не заметила перемены в Розарио?» «Я ничего не хотыла говорить тебе, но с тех пор, как я приехала, я замечаю то же самое. Что ты с ней сделал?». «Ничего, это-то и волнует меня». «Будь осторожен сынок, эта сумасшедшая может изменять тебе. Ты уверен, что малыш – твой сын? Будь осторожен”. Подобные разговоры продолжались каждый день. Воображение Дона Гилберто началорисовать картины любовников своей бедной жены. Он стал относиться к ней еще хуже. Но, чем хуже он относился к ней, тем больше она отвечала добротой. Она готовила блюда, котрые он любил, она замечала детали, которые были значимы для него.

Так же она относилась и к свекрови. На день рожденья Рамоны Розарио поднялась рано, приготовила вкуснейший торт, и, когда ее свекровь вошла в комнату, она была приятно удивлена. Розарио заметила ее реакцию и тихо спросила: «Можна я помолюсь за Вас?» Свекровь кивнула в знак согласия, ее глаза налились слезами. Розарио начала молитву: «Дорогой Отец Небесный, я благодарю Тебя за жизнь Доны Рамоны. Она – Твоя прекрасная дочь. Я благодарю тебя за то, что она дала жизнь моему мужу. Благодарю за то, что Ты заботишься о ней по жизни, и продлил ее жизнь еще на год».

После молитвы свекровь убежала в комнату. Розарио подумала, что она разозлилась, но та вышла в белом платье со словами: «По такому случаю нужно красиво одеться».

В тот день все начало меняться. Дона Рамона стала меньше ворчать и проявлять больше понимания. По крайней мере, она перестала делать жизнь Розарио невыносимой, как раньше.

ОДнажды свекровь случайно упала и разбила статуту девы Марии Гваделупской, которую она привезла из Мексики. Она заплакала, скорбя об утрате и извиняясь перед девой. Почти весь день она провела в молитве, сожалея о своем несчастье. Пока свекровь расплачивалась за свое прегрешение, наложив на себя эпитимью, Розарио собрала куски статуи и восстановила ее так искуссно и аккуратно, что мало кто заметил бы, что она была разбита. Выходя из комнаты, свекровь заметила статую и воскликнула: «Чудо! Чудо!»

Но это не было чудо, – просто аккуратно склеенная статуя девы. Доброе отношение невестки, в конце концов, растопило каменное сердца Доны Рамоны, и она стала искать ее. Розарио была в гараже, складывая коробки, когда туда вошла свекровь: «Дочь, прости меня за все, что я сделала тебе». «Что Вы имеете в виду?» «Ты изменилась, ты уже не та капризная девчонка, которую я знала раньше». «Нет, мама, та Розарио умерла. Я теперь новый человек, измененный Иисусом». «О чем ты говоришь?» «Библия говорит, что те, кто во Христе, стали новым творением». «Где об этом говориться?»

Вскоре после этого Дона Рамона и Дон Гилберто стали изучать Библию и слушать записи проповедей. Они также начали ходить в церковь и стали счастливой семьей.

Инициатива “Приобщение всех членов церкви к служению” — это общение с людьми на их уровне. Вот практические варианты вашего личного участия в ней:

· Выберите людей, которых вы хотели бы привести к Иисусу.

· Обращение возможно только под действием Святого духа. Поэтому, молитесь, молитесь и еще раз молитесь. Не уставайте молиться.

· Идите туда, где собираются люди. Учитесь любить людей и сострадать им.