11. Пал, пал Вавилон

Давайте вспомним историю Вавилона, древнюю и самую древнюю. После этого рассмотрим духовное значение Вавилона и его падение.

Вавилон древний

Рассказ о судьбе Вавилонской башни донесли до нас кроме Библейского повествования также клинописные глиняные таблички, раскопанные археологами в Вавилоне и других городах Ассиро-Вавилонского царства, и свидетельства греческих историков.

«Башня поднималась к небу гигантскими террасами, – говорит Геродот. — Ее составляли семь башен, поставленных друг на друга. Основание башни было шириной 90 метров (именно его нашел Кольдевей) и столько же башня имела в высоту.

Hа первый этаж приходилось 33 метра высоты, на второй – 18 метров и на остальные четыре – по 6 метров. Верхний этаж высотой 15 метров занимал великолепный храм вавилонского бога Мардука, покрытый золотом и облицованный голубым глазурованным кирпичом, он горел на солнце сине-золотым огнем и был виден за многие километры» (1).

Сохранились глиняные таблички со сводами вавилонского царя Hабополасара (VII век до нашей эры), проливающими свет на историю легендарной башни. По велению бога Мардука, — свидетельствует царь, — он приказал восстановить Вавилонскую башню. Когда башню возвели впервые – неизвестно, по Библейской хронологии можно сделать лишь предположение согласно тексту:

«У Евера родились два сына: имя одному Фалек, потому что во дни его разделилась земля» (1 Пар.1:19).

Но, как следует из рассказа Hабополасара, до него башню несколько раз разрушали ассирийские цари-захватчики Саргон и Санхериб. И всегда очередной правитель Вавилона вновь возрождал ее из развалин. Hа этот раз восстановительные работы оказались столь тяжелыми, что Hабополасар не успел их закончить за 75 лет своего правления. Продолжить возведение башни пришлось его сыну Навуходоносору. Еще через 40 лет башня предстала перед вавилонскими жителями во всей своей красе.

Голубым и лиловым светом поблескивал высоко в небе храм Мардука. В покоях храма ничего не было, кроме золотого стола и покрытого парчой золотого ложа. По верованиям вавилонян, там ночевал сам бог Мардук, и доступ в покои храма был закрыт для любого смертного. Только одна избранная красавица проводила там ночь за ночью, ублажая бога ночными ласками. «Впрочем, – писал Геродот, – посещение храма живым богом представляется мне весьма сомнительным». Hа нижнем этаже Вавилонской башни находился второй храм Мардука. Там стояла огромная статуя бога, перед которой совершались жертвоприношения. По словам Геродота, она была сделана из чистого золота и весила почти 24 тонны!

К подножию храма вела дорога процессий, по которой во время праздников двигались толпы жрецов и верующих. Кольдевей раскопал дорогу процессий и был вынужден признать, что с ней не может сравниться ни одно современное шоссе. Древние строители вымостили дорогу квадратными плитами со стороной в один метр. Они лежали на кирпичном настиле, покрытом к тому же слоем асфальта. Края плит украшала инкрустация, а стыки и зазоры между плитами были залиты асфальтом. В довершение всего, на внутренней стороне каждой плиты каменотесы высекли надпись: «Я – Hавуходоносор, царь Вавилона, Вавилонскую улицу замостил для Господина Мардука».

Вавилон самый древний

Теперь рассмотрим историю самого древнего или первого Вавилона. Где, когда возник самый первый город Вавилон, и каково значение его названия?

Библейская история весьма скудная, но все же проливает некоторый свет на то сооружение и мотивы постройки.

1 «На всей земле был один язык и одно наречие.

2 Двинувшись с востока, они нашли в земле Сеннаар равнину и поселились там.

3 И сказали друг другу: наделаем кирпичей и обожжем огнем. И стали у них кирпичи вместо камней, а земляная смола вместо извести.

4 И сказали они: построим себе город и башню, высотою до небес, и сделаем себе имя, прежде нежели рассеемся по лицу всей земли.

5 И сошел Господь посмотреть город и башню, которые строили сыны человеческие.

6 И сказал Господь: вот, один народ, и один у всех язык; и вот что начали они делать, и не отстанут они от того, что задумали делать;

7 сойдем же и смешаем там язык их, так чтобы один не понимал речи другого.

8 И рассеял их Господь оттуда по всей земле; и они перестали строить город.

9 Посему дано ему имя: Вавилон, ибо там смешал Господь язык всей земли, и оттуда рассеял их Господь по всей земле» (Быт.11:1-9).

Вот в этих девяти стихах вся история первого Вавилона. Здесь есть мысли, которые стоит нам разобрать. Давайте начнем с названия. Это нам важно знать, так как в дальнейшем уже у новозаветных Библейских писателей Вавилон приобретает другое духовное значение, точно так, как и город Иерусалим, буквальный город имеет свое духовное значение.

Обратимся к толковому словарю:

Вавило́н (др.-греч. Βαβυλών, от аккад. bāb-ilāni «врата богов») — один из городов Древней Месопотамии, располагавшийся в исторической области Аккад. Важный политический, экономический и культурный центр Древнего мира, один из крупнейших городов в истории человечества, «первый мегаполис», известный символ христианской эсхатологии и современной культуры. Руины Вавилона расположены у окраины современного города Эль-Хилла (мухафаза Бабиль, Ирак). [2]

Вот здесь давайте остановимся и проанализируем название города. Если сегодня спросить любого проповедующего библейские истины: Что означает «Вавилон»? Ответят непременно: «Смешение». И давая духовное значение Вавилону, толкуют, что в Вавилоне произошло смешение истины с заблуждением. И текст приведут в доказательство: «Посему дано ему имя: Вавилон, ибо там смешал Господь язык всей земли, и оттуда рассеял их Господь по всей земле» (Быт.11:9).

Давайте разберемся с этим интересным явлением: «Посему дано ему имя Вавилон». Приведу пример:

До войны на Поволжье была автономная немецкая область, и в школе они естественно училась на немецком языке. Немцы из Поволжья рассказывают, какая ассоциация у них возникала, когда они слышали, что где-то есть город Киев. Естественно, они сразу прикидывали, что это значит: Киев? И вы знаете, что у них получалось? Kuh Hof – коровий двор. Они понимали, что Киев не произошел от коровьего двора. И знали, что украинцы немецкое название не могли дать городу. Но на немецком языке, тем более на диалекте немцев Поволжья оно звучало «Ки х(h)оф». Это больше ирония, чем название.

Обращаемся к названию «Вавилон». Строители назвали его: bab-ili — «Врата бога». Что они хотели сказать этим названием? «О, Бог, Ты нас не запугаешь! Хотя Ты и сказал, что потопа больше не будет, мы Тебе не верим. Ты хочешь застичь нас врасплох. Но мы теперь будем умнее. Мы сами себя спасем. Мы построим такую высокую башню, что она станет вратами к Тебе». Возможно, в их примитивном понимании место пребывания Бога находилось сразу за облаками. И если построить башню до облаков, то до такой высоты Бог потоп наводить не будет, не допустит же Он, чтобы и Его престол достигли воды потопа.

Видите, какой смысл постройки башни-города и его название? Спасение своими делами: bab-ili — «Врата бога». Но вот город был разрушен, и когда израильтяне слышали о нем, и, зная его судьбу, и иронии ради, и по очень близкому звучанию они отзывались о нем как о городе, в котором Бог смешал языки, и Моисей так и записал это ироническое еврейское название города Вавилона. Но подобно тому, как Киев у немцев превратился в коровий двор, так и bab-ili — «Врата бога» израильтяне иронически называли, исказив название bab-ili в bilbel – «смешение».

Можем ли мы брать в основу толкования новозаветного символического Вавилона ироническое название «смешение»? Надо иметь в виду такое название, какое давали этому городу его строители, владельцы этого города, а не посторонние. Но Вавилоняне свой город никогда не называли «смешение». Он для них имел название: «Врата бога»; а позже, когда у них стало много богов, они трансформировали название с bab-ili – «врата бога» в bab-ilani (bab-iloni) «врата богов».

Разобрав значение слова Вавилон, обратимся теперь к символическому новозаветному Вавилону.

ВЕСТЬ ВТОРОГО АНГЕЛА

Давайте разберем такие вопросы:

Что обозначает духовный «Вавилон»?

Почему Вавилон пал?

Читая вторую ангельская весть, в 8 стихе мы встречаем слово «Вавилон». Между прочим, это слово встречается в Откровении шесть раз.

Число шесть играло важную роль в таинственном поклонении древнего Вавилона. Этот древний город был основан в то время, когда люди своевольно и сознательно отвернулись от благодати Божьей и искали спасения в собственных делах. Построенный Нимродом Вавилон достиг своего зенита в отступническом строительстве вавилонской башни.

«Сделаем себе имя» — сказали они (Быт. 11: 4).

Весь этот план представлял собой открытый вызов Божьему обетованию, что Он никогда больше не уничтожит мир потопом. Имя, которым они хотели увековечить память о себе, и оно бросало вызов Богу. Но их башня, которая должна была стать памятником их гордости, стала памятником их падения. С того времени и доныне Вавилон символизировал собой отступление, надменность и человеческий вид спасения. Два древних города Иерусалим и Вавилон в Священном Писании представлены как противоположность один другому.

«Иерусалим» означает «Город мира», и «Вавилон» — «Врата бога (богов)». Один город (Иерусалим) стал центром Божьего царства; другой — (Вавилон) — стал центром царства сатаны.

В Новом Завете, и особенно в Откровении, эти города представляют собой два противоположных духовных царства.

«Вавилон, город великий…» (Откр.14:8) вином блуда своего напоивший все народы в Откровении еще представлен блудной женщиной, так же имеющую чашу с мерзостями.

«И повел меня в духе в пустыню; и я увидел жену, сидящую на звере багряном, преисполненном именами богохульными, с семью головами и десятью рогами. И жена облечена была в порфиру и багряницу, украшена золотом, драгоценными камнями и жемчугом, и держала золотую чашу в руке своей, наполненную мерзостями и нечистотою блудодейства ее; и на челе ее написано имя: тайна, Вавилон великий, мать блудницам и мерзостям земным. Я видел, что жена упоена была кровью святых и кровью свидетелей Иисусовых, и видя ее, дивился удивлением великим. И сказал мне Ангел: что ты дивишься? я скажу тебе тайну жены сей и зверя, носящего ее, имеющего семь голов и десять рогов» (Откровение 17:3-7).

«И говоря: горе, горе тебе, великий город, одетый в виссон и порфиру и багряницу, украшенный золотом и камнями драгоценными и жемчугом» Откр.18:16.

Сопоставляя Вавилон и блудную женщину, мы видим, что как жена, так и город — оба облечены в порфиру и багряницу. В 14-й главе Откровения мы читаем, что за первым ангелом следует второй, говоря: «пал, пал Вавилон, город великий, потому что он яростным вином блуда своего напоил все народы». В Священном Писании Вавилоном обозначают всевозможные заблуждения и религиозное отступничество. Одним словом, попытка спастись не через заслуги Христа, а всевозможными человеческими религиозными наслоениями, которые ведут вопрос спасения в обход Иисуса Христа.

Священные и прочные отношения между Христом и Его церковью изображаются в Библии брачным союзом. Господь связал Себя со Своим народом торжественным заветом. Он обещал быть его Богом, а они обещали Ему быть Его народом и принадлежать только Ему Одному. Он говорит: «И обручу тебя Мне навек, и обручу тебя Мне в правде и суде, в благости и милосердии» (Ос. 2: 19).И еще: «Я сочетался с вами» (Иер. З:14). И апостол Павел также использует этот символ в Новом Завете, когда говорит: «Я обручил вас единому мужу, чтобы представить Христу чистою девою» (2 Кор. 11:2).

Неверность церкви, переставшей доверять Христу и любить Его и позволившей земным стремлениям занять ее душу, уподобляется нарушению супружеского обета. Грех Израиля, удалившегося от Бога, представлен именно таким символом, а чудесная любовь Божья, которую они отвергли, нашла свое отражение в следующих волнующих словах: «И поклялся тебе и вступил в союз с тобою, говорит Господь Бог,- и ты стала Моею». «Ты была чрезвычайно красива и достигла царственного величия. И пронеслась по народам слава твоя ради красоты твоей, потому что она была вполне совершенна при том великолепном наряде, который Я возложил на тебя… Но ты понадеялась на красоту твою и, пользуясь славою твоею, стала блудить». «Как жена вероломно изменяет другу своему, так вероломно поступили со Мною вы, дом Израилев, говорит Господь. Как прелюбодейная жена, принимающая вместо своего мужа чужих» (Иез. 16:8, 13-15, 32. Иер. З:20).

Теперь становится ясным и что такое «духовный Вавилон» — это попытка спасения в обход заслуг Иисуса Христа; и почему Вавилон пал. Он отпал от благодати Христа и прильнул к делам самоправедности. Говоря языком темы 17 главы Откровение, сатане удалось оторвать некогда принадлежавших к истинной церкви от «горы» в состояние «царь», и этот «царь» также падет, как и все «цари» предыдущих голов зверя.

ТРЕХАНГЕЛЬСКАЯ ВЕСТЬ

В чем заключается весть трех ангелов? Показать истинное положение тех, кто отступил от веры и упования на Христа и стал полагаться на все что угодно и на всех, будь то святые угодники или дева Мария. Показав истинное положение, весть призывает поклониться истинному Богу и воздать Ему славу и честь, выйдя из состояния «Вавилон».

Что остается церкви сделать в это критическое время? Самой пробудиться от сна, возложить свое упование на Бога и отдаться влиянию Духа Святого. И церковь тогда совершит свою работу точно так, как первоапостольская церковь совершила свою работу.

1Великие тайны Вавилона

2 Материал из Википедии