3. Семь царей

В прошлой главе мы касались вопроса о том, что в Библейском понимании означает «гора», и пришли к выводу, что гора, это что-то возвышенное, Божественное, ведь и сам Бог символически представлен обитающим на горе. И тот, кто находится с Богом, он тоже на моральной высоте.

Давайте посмотрим теперь, что же означает: «царь». Приведу семь Библейских текстов, и, опираясь на них, начнем строить экзегезу этого замысловатого значения.

1. «Пошли некогда дерева помазать над собою царя и сказали маслине: царствуй над нами» (Суд.9:8).

2. «Терновник сказал деревам: если вы поистине поставляете меня царем над собою, то идите, покойтесь под тенью моею; если же нет, то выйдет огонь из терновника и пожжет кедры Ливанские» (Суд.9:15).

3. «Не жатва ли пшеницы ныне? Но я воззову к Господу, и пошлет Он гром и дождь, и вы узнаете и увидите, как велик грех, который вы сделали пред очами Господа, прося себе царя» (1Цар.12:17).

4. «И сказал Господь Самуилу: послушай голоса народа во всем, что они говорят тебе; ибо не тебя они отвергли, но отвергли Меня, чтоб Я не царствовал над ними» (1Цар.8:7).

5. «А вы теперь отвергли Бога вашего, Который спасает вас от всех бедствий ваших и скорбей ваших, и сказали Ему: «царя поставь над нами»» (1Цар.10:19).

6. «И сказал весь народ Самуилу: помолись о рабах твоих пред Господом Богом твоим, чтобы не умереть нам; ибо ко всем грехам нашим мы прибавили еще грех, когда просили себе царя» (1Цар.12:19).

Теперь давайте посмотрим текст Писания, в котом раскрыт верх могущества земного царя и его царства:

7. «И сделал царь Соломон двести больших щитов из кованого золота, по шестисот сиклей пошло на каждый щит;

И триста меньших щитов из кованого золота, по три мины золота пошло на каждый щит; и поставил их царь в доме из Ливанского дерева.

И сделал царь большой престол из слоновой кости и обложил его чистым золотом;

К престолу было шесть ступеней; верх сзади у престола был круглый, и были с обеих сторон у места сиденья локотники, и два льва стояли у локотников;

И еще двенадцать львов стояли там на шести ступенях по обе стороны. Подобного сему не бывало ни в одном царстве.

И все сосуды для питья у царя Соломона были золотые, и все сосуды в доме из Ливанского дерева были из чистого золота; из серебра ничего не было, потому что серебро во дни Соломоновы считалось ни за что.

Ибо у царя был на море Фарсисский корабль с кораблем Хирамовым; в три года раз приходил Фарсисский корабль, привозивший золото, и серебро, и слоновую кость, и обезьян, и павлинов.

Царь Соломон превосходил всех царей земли богатством и мудростью». (3 Цар. 10:16-23).

Кстати, а какой же был у него доход? Читаем здесь же в 14 стихе. Мы этот текст прочитаем на всякий случай, может он нам еще понадобится:

«В золоте, которое приходило Соломону в каждый год, весу было шестьсот шестьдесят шесть талантов золотых» (3 Цар.10:14).

Куда направляются наши мысли, когда мы читаем это место Писания? На что-то возвышенное? На зависящее от Бога? Или на нечто, уповающее на человеческую мощь, силу и власть человеческую?

Царь, царство, народы, люди или даже отдельно каждый человек, падший морально, отошедший от Бога и заявляющий (словом или делом): «Я достаточно силён (я – царь), я обойдусь без Бога (в плане спасения)»; равно оправданию делами, своими праведными поступками, своим желанием помочь себе, быть независимым ни от кого, а главное от Бога.

Вы наверно заметили, что в богословии не всегда выражением: «царь» или «царство» выражена какая-либо территория (с ее полями, лесами, рощами; банками и гипермаркетами; и с людьми, естественно тоже). Есть такие теологические выражения, как: «царство славы» и «царство благодати»; «царство зла, тьмы»; «царство дьявола». Конечно, царство славы еще как-то похоже на царство с какой-то территорией, а вот царство благодати?! Где его территория? Это дух Неба в сердцах людей, отдавшихся Богу на Его милость и полагающихся на Его всепрощающую благодать. И царем этого царства благодати является Иисус Христос.

А что является антонимом царству благодати? Царство дьявола. И какой дух этого царства? А давайте посмотрим. Люцифер еще на небе заявил, что-то вроде: «Мне Бог не нужен. Я сам могу стать богом, я сам себе царь, и никому подчиняться не буду, и свое будущее обеспечу себе сам». Он первый захотел стать на один уровень с Богом. Мы читаем:

«А говорил в сердце своем: «взойду на небо, выше звезд Божиих вознесу престол мой и сяду на горе в сонме богов, на краю севера; взойду на высоты облачные, буду подобен Всевышнему»» (Ис.14:13-14).

Он понимал, конечно, что Бога-то он не сможет себе подчинить, и поэтому он решил создать царство подобное Божьему, параллельное, и потихоньку намеревался переманить на свою сторону всех ангелов. И Богу деваться, мол, некуда будет, Он Себе сотворит еще ангелов; и пусть Себе управляет ими, а я буду жить сам по себе, буду великим царем.

О, этот дух проник также и в ряды христиан, и некоторые заявляют, что никто, стоящий выше меня, мне не нужен. Для красного словца они заявляют: «Только Христос мне авторитет. Никакие пасторы, руководство церкви, и вообще оставьте меня в покое, мне и церковь не нужна с ее уставами, какими-то ограничениями. Я сам по себе спасаюсь, Бог у меня в сердце». Чем все это попахивает? Концепция этого духа родилась на небе.

Итак, «гора», это что-то близкое к Богу, зависящее от Бога. А «царь»? Это противоположное Божественному, что-то полагающееся на себя самого, это дух сатаны, дух того, кто является первоисточником независимости от Бога, кто первый захотел стать и быть царем, независящим от Всевышнего.

Хорошо, а какое отношение — вот это толкование – имеет к семи горам и семи царям, которые являются семью головами зверя 17 главы Откровения? Если этот вопрос у нас назрел, значит, мы не без интереса вникаем в пророческие символы и их значение.

Что ж, давайте «поговорим» и об этом, давайте посмотрим, как на практике происходит падение каждой из голов зверя 17 главы Откровения. Но только это мы сделаем в следующей главе. А сейчас пока закрепим такую мысль: Каждая появившаяся новая голова, — это дух сатаны, экспортируемый на сердца преданных Богу людей и уводящий их с высот Господних, с «горы», с жизни полной зависимости от Бога, с жизни добровольного служения Ему к уровню и состоянию «царя». Жизнь таковых людей зиждется на уповании на свои собственные силы и на попытке обеспечения себе безопасности также своими собственными силами, как в плане земной жизни, так и в плане спасения. И так все семь голов: от «горы» к «царю», и падение царя (головы); и с падением седьмой головы погибнет и сам зверь.

Вы знаете, используя в качестве своих орудий падшие человеческие существа, сатана образовал царство, основанное исключительно на своекорыстии; Библия называет его «царством мира» сего (Откр. 11:15). Оно полностью противоположно «Царству Небесному» (Матф. 3:2), основанному на самоотверженной любви. Всё, из чего складывается эта мировая система, будь то политика, образование, коммерция, развлечения, спорт, общественные объединения, технология, национализм, — все основано на сатанинском принципе любви к себе. Иногда этот принцип не проявляется явно в окружающей нас жизни, однако «все, что в мире… не есть от Отца, но от мира» (1 Ин. 2:16). Всё без исключения, что принадлежит этому миру, основано на «похоти» или принципе себялюбия. Поскольку сатана — лжец и обманщик, многое в этом мире кажется привлекательным. Но в конце времени сатана будет полностью разоблачен, и все увидят, что он обманывал их — и в явно выраженном зле, и в том, что казалось добром. Все в этом мире является частью сатанинского царства, основанного на себялюбии. Шесть тысяч лет Бог позволял сатане творить зло на этой земле, но придет время, когда сатана и его царство будут разоблачены и уничтожены навеки (см. 2 Петр. 3:10-13). Сатана и его царство будут уничтожены, однако Бог предусмотрел путь избавления для падшего человечества, находящегося в плену у сатаны. Мы читаем:

«Не медлит Господь исполнением обетования, как некоторые почитают то медлением; но долготерпит нас, не желая, чтобы кто погиб, но чтобы все пришли к покаянию» (2Петр.3:9).

Вот она великая борьба между добром и злом; между Христом и сатаной. Цель Христа – привлечь людей к Себе. Его метод – любовь и благодать. Цель сатаны – оторвать людей от высот моральных и от высот присутствия Бога и скатить их на самый низкий моральный уровень и внушить им, что вы будете в моем царстве сами царями; выше вас никого не будет, делайте что хотите, царствуйте здесь на земле, берите от жизни все, что можно от нее взять. И люди клюют на эту приманку и сжигают потенциал своих жизненных ресурсов со всех сторон, где только можно удовлетвориться и насладиться. Вот это нам как раз и раскрывает символ семи голов зверя.

В следующей главе мы рассмотрим грехопадение самого Люцифера на небе и его падение на землю. Эта тема подготовит нас к восприятию значения голов зверя, и мы увидим, как в каждой голове происходил процесс от «горы» к «царю» и как падали цари, а значит и головы. Наш интерес к познанию тайн 17 главы Откровение еще не исчерпан. Впереди еще немало удивительных открытий.