8. Библия свидетельствует о триединстве Божества

В этой главе мы рассмотрим несколько Библейских текстов, свидетельствующих о Триединстве Божества.

1 – текст Кол. 1:15-17.

«Который есть образ Бога невидимого, рожденный прежде всякой твари; ибо Им создано все, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое: престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли, — все Им и для Него создано».

Когда мы читаем этот текст, мы видим, что Иисус – это образ Бога невидимого. Если о человеке сказано, что он был только лишь сотворен по образу Божьему, то об Иисусе мы читаем, что Он есть Сам образ Бога.

При чтении словосочетания «рожденный прежде всякой твари», можно подумать, будто Иисус когда-то был рожден Богом Отцом. (Некоторым удается буквально это так и понимать). Но оригинальные рукописи Нового Завета, и ранние и поздние, свидетельствуют, что такое толкование будет ошибочным.

«Рожденный прежде всякой твари» — (греч.πρωτοτοκος πασης κτισεως) – буквально переводится как, «первенец всякого творения», или «первопричина всякого творения».

Тот факт, что Иисус в греческом тексте назван первенцем, не должен нас смущать, так как это слово имеет оттенок не факта рождения, а факта положения и превосходства. То есть, Иисус имеет особое уникальное положение пред сотворенными существами во Вселенной. Первородный (первенец) по отношению к тем, кого Он Сам сотворил.

Мы должны учитывать тот факт, что все, что мы пишем, что мы читаем или произносим, эти слова, язык, — человек изобрел для общения друг с другом. И когда он пытается описать Божественное своим языком, ему это сделать не так уж и легко. Поэтому человек мыслящий понимает все обороты речи, такие как: «Отец», «Сын». Человек не мыслящий или мыслящий приземленно, сразу же задает вопрос: если Отец и Сын, то где же мать? О, если бы мы могли общаться на небесном языке, насколько было бы все проще. Но, увы, наш язык беден, чтобы на нем отобразить Вечного Бога, и с этим надо смиряться. Бог снисходит к нам, к нашему языку и открывается нам таким образом, чтобы нам хоть как-то было это понятно. Он прибегает к всевозможным образам и сравнениям, и нам надо это учитывать. Когда надо было укрепить доверие Авраама Богу, и чтобы его надежда не угасла в возможность Бога дать ему наследника, Бог открылся ему с именем «Бог Всемогущий». С эти же именем Он открывался и Исааку, и Иакову. Но вот, открываясь Моисею, Он должен был открыться с другим именем.

«И сказал Моисей Богу: вот, я приду к сынам Израилевым и скажу им: Бог отцов ваших послал меня к вам. А они скажут мне: как Ему имя? Что сказать мне им?

Бог сказал Моисею: Я есмь Сущий. И сказал: так скажи сынам Израилевым: Сущий [Иегова] послал меня к вам.

И сказал еще Бог Моисею: так скажи сынам Израилевым: Господь, Бог отцов ваших, Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова послал меня к вам. Вот имя Мое на веки, и памятование о Мне из рода в род» (Исх.3:13-15).

Почему Бог открылся теперь именно с этим именем? Что, у Бога есть целый запас разных имен? Я не думаю, что на небе у Него такое разнообразие имен, с каким Он предстает перед человеком. По обстановке Он и открывает Свое имя. Например, если Он предстает перед воинами, то для того, чтобы укрепить их воинский дух, Бог открывается с именем: «Господь Саваоф» — Бог воинств.

Почему Он открылся Моисею с именем, подчеркивающим Его вечносущую природу? Да потому что у израильтян, находившихся в плену, смешалось всякое представление о живом Боге. В Египте, где они жили, был целый пантеон богов. Куда ни посмотришь, всюду можно увидеть бога. Увидишь корову, это бог, заглянешь в Нил, и там плавает бог. Поднимешь свой взор к небесам, и там боги. Бог должен был предстать перед народом Израильским с таким именем, которое подчеркивает Его отличительную черту от всех остальных выдуманных, смертных, как и сам человек, — богов. Он предстал перед ними с именем «Сущий» «Вечносущий».

Мы можем найти в Священном Писании целый перечень тех символов и сравнений, с которыми Бог Отец или Сын Божий или Дух Святой представлены перед нашим взором. Это для чего? Чтобы мы могли хоть как-то путем сравнения, через аналогию понять то, что нам дано понять.

Когда вы говорите: «солнце село», солнце встало», «солнце зашло», «солнце закатилось», — у вас не возникает сомнение в правильности этих выражений? Ну, и правильно, оно и не должно возникать. Когда мы употребляем эти выражения, мы же не понимаем, что солнце буквально садится. И никуда оно не катится. Если мы говорим астрономически, то понимаем, что земля вращается вокруг своей оси, а говоря обыденно, слишком неудобно было бы говорить, что земля настолько провернулась на своей оси, что уже вот-вот не станет видно солнца. Поэтому, то, что мы говорим, является литературной нормой, хотя астрономически это не правильно.

О, как многие примитивно мыслят о Боге. Они не могут вместить в своем уме такие образы, как Отец и Сын, Дух Святой. А этих символов так много. О Христе сказано, что Он и Агнец, и Лев, и Жертва, и Слово и т. д. Так что, подходить теперь ко всему с буквализмом? А Дух Святой – и веяние ветра, и дыхание, и голубь, и огненные языки, и к этому будем подходить буквально? Многие это пытаются делать.

Ну, хорошо, в этом духе продолжим исследование Библейских текстов.

«И Ангелу Лаодикийской церкви напиши: так говорит Аминь, свидетель верный и истинный, начало создания Божия». Греческое слово, переведенное как «начало» — (αρχη – арх`и), — может переводиться как: начальствование, первопричина, основа, начальник, правитель, властитель. Этот текст говорит о высоком статусе Христа, но не о том, что Он был начальным творением Бога (Откр.3:14).

«В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Оно было в начале у Бога. Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть… И Слово стало плотию, и обитало с нами» (Ин. 1:1-3).

Иисус – это воплощенное Слово Бога. Обратите внимание, о Христе сказано, что Он был у Бога (или с Богом); и Он же (Слово) был самим Богом. Это свидетельство очень сильное. Иисус назван Богом. Значит Он – Бог.

Вот это многих смущает и приводит в замешательство. Они заявляют: «Так значит не один Бог, а три Бога?!» А это уже политеизм – вера в то, что существует множество богов. Чем отличается политеизм от Божества в трех Личностях? Сторонники политеизма поклоняются многим божественным существам, населяющим вселенную и оказывающим влияние (как им кажется) на жизнь в этом мире. Все эти божества в политеизме совершенно независимы один от другого. О, сколько их было в Риме, и плюс еще и император себя возвел в ранг бога. Люди того времени полагали: чем больше богов у нас есть, тем лучше, какой-нибудь бог да поможет. Три Божественных Личности – это Единый Монолит. У них полное единомыслие (разных мнений нет), у них единый характер, у них нет разногласий в действиях и в многом-многом другом, что открыто нам в Священном Писании. С чем можно сравнить этот союз? Есть у нас, у людей, что-то самое близкое? Это родственные, семейные узы. Бог мог бы сравнить союз трех Личностей с семьей: Отец, Мать и Сын. Но Он этого не стал делать. Как вы думаете, почему? Не спешите обвинять меня в том, что я внедряюсь в область Божьих намерений. Нет, я вижу именно наше отношение ко всем сравнениям и делаю вывод, что Бог не стал делать сравнение с мужем и женой, потому что наше приземленное представление стало бы сразу искать полную идентификацию между мужем и женой в Божественном союзе. Я считаю, что поэтому нам даны такие сравнения как Отец и Сын.

Ну, хорошо, с этим пониманием обратимся еще к одному тексту, где также есть сравнения Отца с Сыном.

«И вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус. Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего» (Лк.1:31-32).

Что несет в себе это наречение: «Сын Всевышнего»? Играет ли это какую-то роль в унижении или возвеличении Божественности Христа? Никакой. Это тоже сравнение, данное нам, чтобы мы как-то могли представить роль Христа теперь на земле. Играло ли это сравнение какую-то роль для ангелов? Нет. Они и сами назывались сынами Божьими (см. Иова 38:7). Нет ничего удивительного и в том, что и люди названы сынами Божьими. «Тогда сыны Божии увидели дочерей человеческих, что они красивы, и брали их себе в жены, какую кто избрал» (Быт. 6:2).

Те, кто примитивно подходит к этим текстам, — видит в сынах Божиих допотопного мира ангелов небесных, которые приходили к женщинам (людям) и совокуплялись с ними. Это в корне не правильно. И тогда Христа, Который назван Сыном Божиим, они также низводят до уровня, не больше чем человек. А вы знаете, почему так происходит? Это элементарно. Вот текст:

«Когда же приидет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину: ибо не от Себя говорить будет, но будет говорить, что услышит, и будущее возвестит вам.

Он прославит Меня, потому что от Моего возьмет и возвестит вам.

Все, что имеет Отец, есть Мое; потому Я сказал, что от Моего возьмет и возвестит вам» (Ин. 16:13-15).

Какова функция Святого Духа, согласно этому тексту? Наставить на истину. А если Его отвергать, как Божественную Личность, кто будет наставлять на истину? Эту функцию выполняет Дух Святой. Что еще Он делает? Он прославляет Христа. Вы видели когда-нибудь, чтобы отвергающие Святого Духа, как Личность Божества, возвеличивали Христа? Нет. Они Его унижают до уровня человека. Почему? Да потому что отвергли Того, Кто возвеличивает Христа. И чей дух в них действует тогда, который унижает Христа? А вы почитайте в книге «Патриархи и пророки» самую первую главу. Прочитайте ее всю, и вы там найдете ответ.

А вот еще один текст:

«Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу; но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек» (Фил.2:6-7).

О, сколько здесь мыслей! Давайте, начнем с самого последнего словосочетания: «по виду став как человек». Он стал человеком или по виду как человек? Он «стал по виду как человек», потому что человек есть человек, а Христос по облику как человек, но Он Божественная Личность. Здесь есть еще одно выражение: «приняв образ раба». Так может, давайте зациклимся на этом сравнении и унизим Христа до низшего уровня человечества навеки и дадим Ему статус раба?! Христос «уничижил Себя Самого». Кто-то Его понизил? Нет. Он Сам добровольно пошел на унижение, хотя «Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу». Будучи равным Богу, Он добровольно пошел на постепенное понижение. Он был и Михаилом (И произошла на небе война: Михаил и Ангелы его воевали против дракона, и дракон и ангелы его воевали против них Откр.12:7). Он был и Ангелом (Когда пойдет пред тобою Ангел Мой и поведет тебя к Аморреям, Хеттеям, Ферезеям, Хананеям, Евеям и Иевусеям, и истреблю их Исх. 23:23). Он, наконец, стал и Человеком. Умыв ноги ученикам, Он добровольно стал рабом. Взяв на Себя грех всего мира, Он стал грехом: «Ибо не знавшего греха Он сделал для нас [жертвою за] грех, чтобы мы в Нем сделались праведными пред Богом (2Кор. 5:21). И самое дно Его добровольного опускания, — это вторая смерть за искупление падшего человечества.

Его поднимание также было не моментальным. Воскресший Христос был видом не больше чем простой садовник. И Христос не явится при Втором Пришествии в таком же облике, в каком Он возносился. О, вид Его будет гораздо величественней. И наконец, Он достигнет того величия, откуда начинал опускание только после полного уничтожения греха и грешника. Вы согласны? Но только в одном Он останется уникальным. Нечто будет всю вечность напоминать всем небожителям и спасенным людям о том, что когда-то случилось во Вселенной, и это напоминание будем постоянным гарантом того, что грех больше никогда не повторится. И не надо Его промежуточное добровольное состояние брать за основу Его вечного бытия. Это не последовательно, не грамотно с точки богословской экзегезы, и это неверно со всех сторон.

Давайте теперь с богословской точки подойдем к этому же тексту: Фил.2:6-7.

Почему Иисус не почитал за хищение быть равным Богу? А потому что Он и был Им. Например, если бы кто-то из вас жил в древние времена и был бы принцем в каком-то королевстве. И вот, представьте, вы переоделись в пастушка и пошли на какое-то время побродить по миру, посмотреть на него глазами бедного пастушка. Вот вы попали в общество негодных сверстников. Вас пытаются избить. Вы им заявляете: «Я принц, не трогайте меня!» Вы не считали бы для себя каким-то хищением, воровством присвоить себе то, чем вы являлись на самом деле? Но сверстники в вас не увидели принца и вам не поверили, что вы принц, потому что вы были одеты как пастушок.

Иисус не стремился превознести Себя до равенства Бога Отца просто потому, что Он был равен Богу-Отцу. Термин «образ» — греч. (μορφη-морф`и) обозначает такое внешнее проявление, которое соответствует сущности (т.е. абсолютное подобие). Другими словами, Иисус был полным подобием Бога. Этот факт подтверждается и тем, что в греческом языке есть другое слово, переводимое так же, как «образ», только читается оно иначе (εικων-ик`он), и означает дословно: изображение, образ, рисунок, икона. Но в этом тексте (Фил.2:6-7) использовано слово «морф`и». Весь этот текст, если переводить буквально, воспользовавшись словарем, будет звучать так: «Который в образе Бога пребывающий не хищение счел быть равным Богу». Зная тонкости русского языка, можно перевести его более благозвучно: «Он, будучи подобным Богу, не считал за похищение называться равным Ему».

Итак, мы видим, что Иисус — это не простой образ (ик`он), Он – само подобие (морф`и) Бога.

Возьмем теперь самый известный текст Священного Писания. Это Ин. 3:16. Что нас больше всего беспокоит в этом тексте? То, что Иисус – единородный Сын Божий. «Единородный» — что это значит?

Греч. μονογενής «моногэн`ис» единородный, единственный в своем роде — указывает не на рождение, а на естество, сущность и уникальность. «Монос» — один, «гэнис» — гены, род. Таким образом, у Иисуса Христа с Богом Отцом одни и те же гены, один род, одна и та же сущность. О чем это свидетельствует? Об уникальности Христа. Поэтому Иоанн говорит о Христе, что «…Сей есть истинный Бог и жизнь вечная» (Ин. 5:20). Когда же Иисус принял человеческое естество, то этим воплощением Он значительно унизил Себя. Он стал даже ниже чем Архангел, ниже, чем ангел, Он стал человеком. Именно это имел в виду Иисус, когда сказал ученикам: «Мой Отец более Меня» (Ин.14:28). Это говорил Он о Своем положении, в котором оказался на земле, но не о Своей природе. По Своей природе Иисус всегда был и оставался равным Отцу, иначе Иоанн никогда не записал бы такие слова, что Иисус – единородный (однородный) Богу Сын.

Текст Исаии 45:23:

«Мною клянусь: из уст Моих исходит правда, слово неизменное, что предо Мною преклонится всякое колено…». Это сказал Господь Отец о Себе. Но к удивлению многих, подобное высказывание можно встретить в Новом Завете: Фил.2:10. «дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних».

Текст Иоиль 2:32:

«И будет: всякий кто призовет имя Господне, спасется…». А также: Исаии 43:11: «Я, Я Господь, и нет Спасителя кроме Меня». В этих текстах говорится о Боге Отце, как о единственном Спасителе, через чье имя мы можем получить спасение. Но аналогичные слова мы встречаем и об Иисусе Христе в книге Деян.4:12: «Ибо нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало нам спастись».

Текст Исаии 44:6:

«Так говорит Господь, Царь Израиля, и Искупитель его, Господь Саваоф: Я первый и Я последний, и кроме Меня нет Бога, ибо кто как Я?»

Господь Бог говорит о Себе, как об исключительно единственном Боге. Он даже задает вопрос: ибо кто как Я? Этим вопросом Он как бы подразумевает, что другого подобного Ему не существует. Но заметьте, эти же слова повторяет Иисус в книге Откр.22:12-13. «Се, гряду скоро, и возмездие Мое со Мною, чтобы воздать каждому по делам его. Я есмь Альфа и Омега, начало и конец, Первый и Последний».

Таким образом, Иисус является в равной мере Личностью Божества, что и Его Отец. Если бы это не было так, тогда все слова Иисуса можно было бы расценить, как богохульство.

Возьмем такие тексты Писания, в которых Христос явно назван Богом:

«Их и отцы, и от них Христос по плоти, сущий над всем Бог, благословенный во веки, аминь» (Рим.9:5).

«И беспрекословно – великая благочестия тайна: Бог явился во плоти» (1Тим.3:16).

«Тогда сказали Ему: кто же Ты? Иисус сказал им: от начала Сущий, как и говорю вам» (Ин. 8:25).

Посмотрите, слова «Бог» и «Сущий», относящиеся ко Христу в этих текстах, не нуждаются в комментариях, здесь все ясно.

А что вы скажете об этом тексте?

«Ибо младенец родился нам – Сын дан нам; Владычество на раменах Его, и нарекут имя Ему: Чудный, Советник, Бог крепкий, Отец вечности, Князь мира» (Ис.9:6). Обратите внимание на то, какие имена даются Сыну Божьему еще до Его человеческого воплощения. Среди прочего, Он – Бог крепкий и Отец вечности. Как это понимать? Не иначе, как то, что Иисус имеет сущность равную Всемогущему Богу.

Обратим внимание на тексты: Второе послание Петра и Послание к Титу.

В Тит. 2:13 мы встречаем очень интересное и хорошо известное описание Бога. Для более полного понимания процитирую стихи 11-14: «Ибо явилась благодать Божия, спасительная для всех человеков, научающая нас, чтобы мы, отвергнув нечестие и мирские похоти, целомудренно, праведно и благочестиво жили в нынешнем веке, ожидая блаженного упования и явления славы великого Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа, Который дал Себя за нас».

Ключевая фраза, касающаяся Божественности Христа, — «явление славы великого Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа». Главный вопрос заключается в следующем: относится ли выражение «великий Бог» к Христу или к Богу Отцу? На этот вопрос мы сможем ответить, и притом правильно ответить, только после того, как изучим грамматику греческого языка, которую использовал апостол Павел. В греческом языке выражению «великий Бог» предшествует определенный артикль, которого нет перед фразой «Спаситель Иисус Христос». Читатель может спросить, чем же так важен этот определенный артикль. Ответ на этот вопрос многое проясняет. В грамматике греческого языка существует одно хорошо известное правило, сформулированное Гранвиллем Шарпом (еще в 1798 г.). Вкратце это правило гласит, что в случае, когда союз (καί — кэ) «и» в греческом языке соединяет два существительных, стоящих в одном и том же грамматическом падеже, а определенный артикль предшествует первому существительному и не повторяется перед вторым, последнее [или второе существительное] всегда относится к тому же самому лицу, которое выражено или описано первым существительным. [1]

Таким образом, выражение «Спаситель Иисус Христос» синонимично фразе «великий Бог». Другими словами, «Спаситель Иисус Христос» есть «великий Бог». Более того, мы должны обратить внимание, что Тит. 2:13 является не единственным случаем, когда библейский автор использует данную грамматическую конструкцию и терминологию. В 2 Петр. 1:1 мы находим очень похожее выражение: «принявшим с нами равно драгоценную веру по правде Бога нашего и Спасителя Иисуса Христа».

Брюс Мецгер утверждает: «Все, что было написано [в отношении к Тит. 2:3], включая процитированное мнение знатоков грамматики, применимо к 2 Петр. 1:1. Таким образом, в этом стихе также присутствует недвусмысленное провозглашение Божественности Иисуса Христа, „Бога нашего и Спасителя Иисуса Христа «». [2]

Возьмем такой текст Писания:

«Фома сказал Ему в ответ: Господь мой и Бог мой!» (Ин. 20:28).

Давайте ответим на следующие вопросы: Кому сказал Фома эти слова? Иисусу Христу. Может быть, это был просто возглас радости, смысл которого не относился к Иисусу? Что-то вроде современного: «О, боже мой, кого я вижу!» Нет. В то время смотрели очень серьезно на все слова, связанные с Богом. О Боге, и тем более о Его имени, просто так не говорили. Конструкция предложения свидетельствует, что Фома осознанно признал Иисуса Господом и Богом. Может быть, здесь говорится о меньшем Боге? Нет, и перед словом κύριος (к`ириос) «Господь», и перед словом θεοσ (фэ`ос) «Бог» стоит определенный артикль, что может указывать только на единственный факт: Фома признал Христа Богом, идентифицируя Его с YHWH Ветхого Завета. Упрекнул ли Фому Иисус за это исповедание? Нет. Наоборот похвалил. Он упрекнул Фому лишь за прежнее неверие. Какой вывод? Иисус действительно является Личностью Божества, равной Богу Отцу.

Возьмем последний в этой главе текст Писания. Посмотрите, что Бог говорит о Своем Сыне:

«А о Сыне: престол Твой, Боже, в век века; жезл царствия Твоего – жезл правоты. Ты возлюбил правду и возненавидел беззаконие, посему помазал Тебя, Боже, Бог Твой елеем радости более соучастников» (Евр. 1:8-9).

Здесь написано, что Сам Бог Отец называет Своего Сына Богом «ο θεοσ» – (го фэ`ос). Слово «Бог», заметьте, употребляется с артиклем, поэтому речь не идет о меньшем Боге. Может быть, кто-то считает, что текст свидетельствует не о Христе? Нет, девятый текст говорит о том, что Иисус был помазан Отцом (помазан – εχρισεν-Эхрис`эн). Это греческое слово является однокоренным другому известному слову – «Христос», что значит – Помазанник. Текст говорит именно о Христе. Помазание произошло при крещении, когда Иисус, будучи человеком, начал исполнять предначертанное Отцом. Как человек, Иисус унизил Себя и показал нам пример послушания Отцу. И хотя для Иисуса-человека Отец был Богом, Сам Отец говорил о Нем, так же, как о Боге.

1. Metzger В. М. The Jehovah’s Witnesses and Jesus Christ, p. 79. Далее Мецгер указывает, что переводы, основанные на грамматическом правиле Шарпа и содержащиеся в К JV, RSV и NKJV, находят поддержку у «таких известных лингвистов Нового Завета, как П. В. Шмидель, Дж. X. Мултон, А. Т. Робертсон и Бласс Дебоуннер. Все эти ученые сходятся во мнении, что в Послании к Титу 2:13 речь идет только об одной личности и, таким образом, этот отрывок следует перевести так- «великого Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа» (с. 79). Кроме того, недавно детальное исследование Дэниэла Б. Уолесса убедительно подтвердило правило Шарпа. Результаты его открытий хорошо изложены в его труде “jreek Grammar: Beyond the Basics”, pp. 270-287. Уоллес дает краткую биографию Шарпа, рассказывает о том, как он открыл свое «правило», и представляет весьма подробное исследование того, как это правило применяется в Новом Завете. Тринитарное истолкование Тита 2:13 имеет очень надежное грамматическое основание.

2. Там же.