11. Дух Святой – Личность

Каждый исследователь Библии не может пройти мимо факта, что в Новом завете намного больше говорится о Святом Духе, несмотря на то, что по количеству информации или по объему Новый завет гораздо короче. А вы не задумывались, почему? Для начала возьмем текст Писания:

«Сие сказал Он о Духе, которого имели принять верующие в Него: ибо еще не было на них Духа Святого, потому что Иисус еще не был прославлен» (Ин.7:39).

Дух Святой не мог проявить Свою силу в ее полноте, потому что на земле царствовал князь мира сего – дьявол. Только после того, как дьявол был побежден Иисусом на кресте, и когда стало ясно всем, что человечество получило реальную возможность спасения, тогда понадобилась полнота участия Духа Святого. Мы читаем:

«Но Я истину говорю вам: лучше для вас, чтобы Я пошел; ибо, если Я не пойду, Утешитель не придет к вам; а если пойду, то пошлю Его к вам» (Ин.16:7).

Дух Святой назван здесь Утешителем, что свидетельствует о Нем, как о живой Личности. Но кое-кто может возразить, сказав, что Дух Святой – это не Личность, а просто Дух Бога, проявляющийся как через Него Самого, так и через Его Сына. И Утешитель, мол, — это Сам Иисус, Который обещал прийти другим образом, уже неограниченный пространством, как во время Своего физического пребывания на земле. Таким образом, — говорят, — Дух – это просто: слово, мысль, дыхание, чувства, безликий дух Самого Бога и Его Сына, так как Они – одного духа. Поэтому и Утешитель и Ходатай никто иной, как Сам Иисус в Своем прославленном облике. Но если внимательно изучить Иоан. 14 главу, то можно увидеть, что Иисус говорил о Святом Духе как о другом Утешителе (Иоан.14:16). Иисус не говорил здесь о другой форме Своего пребывания, и Он не утверждал, что Дух Святой – это есть Его прославленный облик.

Интересный момент мы находим еще в одном тексте, это Луки 24:37-39. Когда Иисус воскрес и явился ученикам: «Они, смутившись и испугавшись, подумали, что видят духа. Но Он сказал им: что смущаетесь, и для чего такие мысли входят в сердца ваши? Посмотрите на руки Мои и на ноги Мои; это Я Сам; осяжите Меня и рассмотрите; ибо дух плоти и костей не имеет, как видите у Меня».

Что мы видим, какой прославленный облик имел Иисус Христос после воскресения? Это было прославленное тело, но никак не Дух! Но здесь напрашиваются еще несколько вопросов. Давайте внимательно отнесемся к ним:

Если предположить, что Иисус Сам, буквальным образом, есть обещанный Собой же Дух-Утешитель на земле, кто же тогда остался на небесах как Ходатай пред Отцом? Если Иисус – это бестелесный Дух Святой, где же тогда Его воскресшее реальное тело? Если Он в теле как Ходатай перед Отцом и одновременно как Дух Утешитель – на земле, получается, Христос раздвоился? Разве это не большее язычество, чем истинная вера в Триединого Бога? Такая трактовка очень похожа на разновидность модализма (богословское движение II и III веков, которые учили идее деления Божества на модусы, отражающие не более чем простую последовательность действий. Они учили, что Отец, Сын и Святой Дух не являются отдельными личностями, а одна переходит в другую).

Давайте поставим вопрос еще так: Если Дух Святой — это Иисус собственной персоной, тогда почему мы не должны чтить Духа Святого, ведь это Иисус? Находим ли мы в Писании свидетельства тому, что Личность Сына Божьего перевоплощается из тела в Дух и наоборот? Абсурдом является и то, что, например, в одном случае Святой Дух называют безликим духом Бога не имеющим ни воли, ни самобытности, а в другом случае нам говорят: Святой Дух – это Сам Христос. Скажите, как же Живой Христос, будучи Святым Духом, может одновременно быть и безликим духом, не имеющим ни разума, ни воли, ни самобытности, ни жизни, и в то же время Личностью, хоть и принявшей другой образ? Видите, с каким нонсенсом мы сталкиваемся по этой небиблейской модели, которую нам предлагают антитринитарии.

Можно ли на основании одного текста строить концепцию целого учения? Например: «Я и Отец – одно» (Ин.10:30). Можно ли прийти к выводу, прочитав этот текст, что Иисус – это и есть Отец? Нет, конечно. Это две разные Личности. Но ведь подобными сравнениями увлекаются те, кто утверждает, основываясь на вырванных из контекста словах, что обещанный Утешитель это и есть Сам Иисус.

Ну, хорошо, а как объяснить следующий текст: Ин.14:23?

«Иисус сказал ему в ответ: кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое; и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим».

Если прочитать эти слова в контексте, можно увидеть, что в них Иисус говорил об излитии Духа Святого. Но если мы принимаем эти слова буквально, утверждая, что обещанный Дух это никто иной, как пришедший в другой форме Христос, тогда мы должны принять, что Дух – это также и Сам Отец, буквально поселившийся в человеке. Но разве это так? Разве это не говорит о простой вещи – о том, что через Дух Святой любой человек может иметь постоянную связь с Богом Отцом и Его Сыном.

Ладно, а как объяснить 1Петр.1:11?

«Исследуя, на которое и на какое время указывал сущий в них Дух Христов».

Здесь сказано, что Дух Святой – это Дух Христа, который пребывал в пророках. Следовательно, Христос, Сам обладая Духом, не может одновременно быть им. Христос – не Дух. Если Христос Сам не является Святым Духом, почему же Он всегда, когда говорит о Духе, использует местоимения мужского рода, хотя существительное «дух» (на греч.) – слово среднего рода? Почему Христос говорит о Нем так, словно Дух есть самобытная, отдельная от Иисуса Личность?

Вывод один. Эллен Уайт писала: «Святой Дух – это представитель Христа, не имеющий человеческого облика и потому независимый. Ограниченный человеческим естеством, Христос не мог Сам присутствовать повсюду. Поэтому Он должен был пойти к Отцу, а для блага учеников послал Духа продолжать Свое дело на земле. Теперь никто уже не окажется в более выгодном положении из-за того, что живет там же, где Христос, или близко общается с Ним. Через Духа Спаситель будет доступен для всех, и в этом смысле Он станет для них ближе, чем во время Своего пребывания на земле». [1]

Вы заметили, в каком смысле Христос будет ближе для верующих? Не тогда, когда Он Сам явится как Дух, но через Своего Представителя. Через Личность Святого Духа Иисус будет доступен для всех.

Итак, Иисус обещал, что через Святого Духа Он будет иметь постоянную связь с учениками. Но это будет не именно Он Сам, а подобный Ему – Утешитель Святой Дух. Мы читаем:

«Дух дышит, где хочет, и голос его слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит: так бывает со всяким, рожденным от Духа» (Ин.3:8).

Хотя здесь действие Духа сравнивается с действием ветра, который не имеет воли, но Христос явно персонифицировал действие ветра. Он говорил о Духе Святом:

1. Дух дышит. 2. Дух находится там, где Он Сам пожелает. 3. У Него есть голос. Если Дух – это другая форма пребывания Самого Христа, как Он может говорить о Себе, как о Ком-то Другом, Который, к тому же, действует одновременно со Христом?

Возьмем такой текст:

«Когда же придет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину: ибо не от Себя говорить будет, но будет говорить, что услышит, и будущее возвестит вам. Он прославит Меня, потому что от Моего возьмет и возвестит вам» (Ин. 16:13-14).

Вы заметили, здесь сказано, что Дух Святой будет: 1. Слышать. 2. Говорить. 3. Возвещать будущее. Иисус о Нем сказал: «Он прославит Меня». Разве не ясно, что это Иисус говорил, действительно о другой Личности, а не о Себе Самом? Разве Иоанн хотел этим текстом сказать что-то иное? Разве Библия ставит цель запутать своих читателей?

Для Личности характерны следующие черты: 1. Чувства (Ефес.4:30); 2. Разум (Рим.8:27); 3. Воля (1Кор.12:7-11). А теперь давайте посмотрим, чему учит Библия относительно этих свойств Святого Духа как Личности:

Дух Святой может:

Говорить и руководить. Деян.8:29.

Запрещать. Деян.16:6-7.

Учить. Ин.14:26.

Утешать. Ин.16-18.

Автор пророчества. 2Петр.1:21; 1Петр.1:11.

Дает дары: 1Кор.12:1-11.

Дух Святой имеет:

Волю. 1Кор.12:11.

Интеллект. Рим.8:27.

Любовь. Рим.15:30.

Общение. 2Кор.13:13.

Чувства. Ефес.4:30.

Святого Духа можно:

Искушать. Деян.5:9.

Обманывать. Деян.5:3-4.

Огорчать. Ис.63:10.

Оскорблять. Евр.10:29.

Обозревая все, что открыто в Библии о Святом Духе, весьма очевидно, что Святой Дух является отдельной Личностью.

Итак, Дух Святой – это не просто Дух (влияние) Сына или Бога-Отца, иначе о Нем не было бы столь много сказано в отрыве от Личностей Бога, без пояснений или комментариев. Дух – самостоятельная Личность. Если Дух Святой не Личность, то почему бы Богу не говорить всегда от Своего имени? Разве Бог желает создавать прецедент тому, чтобы Его дети впали в заблуждение из-за обилия текстов, которые даже при внимательном рассмотрении наводят на мысль, что Дух Святой – Личность? Мы же не говорим, например, «Дух мамы моей утешал меня, когда я болел». Как мы скажем? «Мама меня утешала». Вывод один. Надо принимать Слово Божье так, каким оно нам представлено.

Может ли Дух Святой быть божественным, но безликим духом Бога? Нет. Ни один библейский текст об этом не говорит. Ни один текст не говорит, что Дух Святой не является Личностью. Ни один текст не утверждает, что Дух Святой не имеет свободной воли. Ни один текст не говорит также и о том, что Дух Святой не имеет видимой сущности!

Интересно, а что такое вообще – дух, если говорит о человеке? Если внимательно исследовать Библию, выясняется, что дух – это всё, что в нас не является телом. Это наша жизнь, характер, эмоции, желания, наша вера, наши слова, интеллект, то есть, всё, что связано с разумным существованием (заметьте, разумным, а не безликим!). Но человеческий дух (разум) не может существовать вне своего тела. Наш дух не способен отделиться от нас на расстояние, ведь он не обладает способностью обходиться без тела. И даже нет ни одной живой твари, чей разум (дух) мог бы покидать свое физическое убежище (тело) и продолжать при этом функционировать.

Рассуждая в этом контексте, дух имеет и Бог Отец и Иисус Христос, и Дух Святой тоже. Дух каждого индивидуума, в том числе и трех Божественных Личностей – это разум и связанные с ним эмоции.

Но камнем преткновения является то, что одна из Личностей Божества названа: «Духом Святым», «Духом Божиим», «Свой Дух», «Дух Иисуса». О, это так созвучно с индивидуальным духом каждой Личности Божества. Но это не одно и то же. И путаница этих терминов и привела к стольким ложным толкованиям. В текстах, в которых говорится, например: «Дух Христа» или «Дух Божий». Это не означает разум, чувства или эмоции каждого из Них, — Это Тот, Кто сам — Индивидуум и имеет Свои чувства и эмоции.

Так как нам людям зачастую гораздо лучше понятны некоторые термины, если мы приводим аналогию с нашей обыденной жизнью, то и я попытаюсь провести аналогию. Вы слышали такие выражения как, например: «Царь имеет в стране свои уши» или «Будь осторожен, эти стены имеют уши» или «Земля слухом пользуется». Как вы представляете себе все эти выражения? О буквальных ушах царя, стен и земли идет речь? Нет.

Третья Личность Божества имеет Свою уникальность быть в одно время везде. Каждая из трех Личностей имеет какую-то Свою уникальность, и этим всем они дополняют друг друга. И это все вместе и называем мы – Бог. Подобно тому, как в семье человеческой каждый ее член имеет свою уникальную особенность и выполняет в семье каждый свою работу. Отец трудится, чтобы обеспечить семью. Мать сохраняет семейный уют, а дети помогают. И все в союзе – это что? Этот союз можно назвать одним словом? Да. Это «СЕМЬЯ». А каждый в отдельности, это кто по отношению к семье? Каждый является членом семьи.

Аналогия с Богом. Божественный союз можно назвать одним собирательным словом? Да. Это «БОГ». А по отдельности? Три Личности Божества. Когда мы в молитве говорим: «Бог», мы подразумеваем не Отца только, а весь Божественный Союз. Мы можем ко всему Союзу (Богу) обратиться во имя одной из Личностей этого Божества, во имя Иисуса Христа, например, так как Он является связывающим звеном между человеком и Божественным Союзом. Работа Святого Духа, подобно провайдеру интернета, связана со всей Вселенной, и вся информация через эту Личность имеется в Штабе Бога. Какую привести вам еще аналогию, чтобы понять то, что нашим измерением, в котором мы живем, не понять до конца свойство Божества? А мы Бога до конца и не поймем никогда. Познать Бога вполне, это значило бы, что мы сами уже стали богами.

Довольствуясь тем, что нам Бог открыл в Своем Слове, посмотрим еще некоторые Библейские тексты.

Вот текст, подтверждающий свойство третьей Личности Божества и Его способность пребывать везде:

«Куда пойду от Духа Твоего, и от лица Твоего куда убегу? Взойду ли на небо – Ты там; сойду ли в преисподнюю – и там Ты» (Пс.138:7-8).

Дух Божий способен самостоятельно мыслить, наставлять, обличать. Он может любить, огорчаться, сочувствовать, переживать. Он обладает собственной волей и желаниями. Это – не безликий Дух, но — Божественная Личность.

Возьмем еще один текст Писания:

«Также и Дух подкрепляет нас в немощах наших; ибо мы не знаем, о чем молиться, как должно, но Сам Дух ходатайствует за нас воздыханиями неизреченными. Испытующий же сердца знает, какая мысль у Бога, потому что Он ходатайствует за святых по воле Божией» (Рим. 8:26-27).

Во-первых, заметьте, оказывается, не только Христос ходатайствует, но и Святой Дух ходатайствует. Перед кем ходатайствуют Дух Святой и Иисус Христос? Перед Богом. Но в нашем понимании «Бог», это почему-то Бог-Отец. И Он тогда кому-то может показаться каким-то жестоким, Его надо упрашивать, умолять, перед Ним надо ходатайствовать (быть адвокатом). Но если мы правильно представляем, что такое Бог (а Бог это все три Личности Божества), тогда мы ясней можем представить картину. Либо Христос, либо Дух Святой представляет дело кого-либо просящего вот сюда на Верховный Совет (Богу) и все Трое рассматривают этот вопрос. И так как между Тремя Личностями нет распрей, разногласий каких-либо, они приходят к одному решению, и каждый выполняет решение, принятое Ими всеми.

Во-вторых, отталкиваясь от текста Рим. 8:26-27, который я процитировал, мы видим, как здесь говорится о Духе: «Сам Дух…». Павел, словно специально заостряет внимание на этом словосочетании, указывая на его значимость. И этот Дух ходатайствует за нас воздыханиями, которые мы не в состоянии выразить. То есть, Он обладает Своей собственной волей, которая находится в полном согласии с волей Бога (всей Троицы). Дух Святой – это не безликий канал, не безликая сила. Дух Святой мыслит. Дух Святой может быть только одной из трех Личностей Божества. Следующий текст подтверждает эту мысль:

«Ибо Дух всё проницает, и глубины Божии. Ибо кто из человеков знает, что в человеке, кроме духа человеческого, живущего в нем? Так и Божьего никто не знает, кроме Духа Божия» (1Кор.2:10-11).

Здесь мы видим, что Дух Святой проницает (греч. исследует) глубины Божии. И Он знает всё, что Божье. Дух, обладающий знанием, может быть только Личностью.

Обратите внимание на следующую фразу из этого же текста: «так и Божьего никто не знает кроме Духа Божия». Важным является здесь даже не глагол. Словосочетание: «никто…кроме Духа», указывает на личностную характеристику того, о ком говорится. Заметьте, здесь не написано – «ничто…, кроме Духа», но «никто». Русская грамматика не усматривает употребление слова «что» по отношению к живому, и наоборот, когда мы говорим «кто», — речь идет о чем-то живом. Такая же грамматика и на греческом, на котором писал ап. Павел. Почему же ап. Павел, столь грамотный допустил в этом слове такое несоответствие? И допустил ли он его? Вывод только один: используя выражение «Никто не знает, кроме Духа», Павел считал Дух Святой живой самобытной Личностью.

Другой текст:

«Посему говорю вам, всякий грех и хула простятся человекам; а хула на Духа не простится человекам; если кто скажет слово на Сына Человеческого, простится ему; если же кто скажет на Духа Святого, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем» (Мф.12:31-32).

Этот текст является одним из самых весомых доказательств Божественности Святого Духа. Слово «хула» — (греч. – βλασφημια — власфимИа) в более точном переводе должно читаться как «злоречие», «кощунство над святыней», «богохульство». Что такое богохульство? Богохульством всегда считались такие действия или слова, когда они были направлены против Личности, являющейся Божественной. Прочитайте следующие тексты: Мф. 26:65; Мк.14:64; Ин.10:33. Во всех случаях употреблено то же самое греческое слово, которое переводится как «богохульство». Таким образом, тот, кто отвергает Духа Святого как Личность Бога, тот фактически, по словам Христа, богохульствует.

Но этот текст настолько щепетилен. Здесь, как бы, палка о двух концах. И каждый конец может ударить и больно, если к этой «палке» подойти с богословской точки неправильно. Вот смотрите: с одной стороны, если поверить, что Дух Святой никогда не был Личностью Божества, то тогда слова Иисуса о богохульстве против Духа Святого лишены всякого здравого смысла. И к тому же, получается, что Дух Святой – не просто Личность, а более Божественная, чем Иисус Христос, ведь, в то время, как хула против Иисуса простится, а вот хула на Духа Святого не прощается. А с другой стороны, не умаляет ли этот факт Иисуса Христа на уровень ниже Божественной Личности. Не ниже ли Он, чем Дух Святой и Небесный Отец? И можно ли теперь против Христа говорить все, что захочешь, ведь все равно простится?! Это серьезный вопрос. Давайте к нему подойдем конструктивно.

Прежде всего: кому были адресованы эти слова в первую очередь? Смотрите контекст: Мф.12:22-32. С чего все началось? После того, как Христос исцелил бесноватого, фарисеи обвинили Его, якобы Он исцеляет силой Вельзевула, князя бесовского. Христос, после некоторой аналогии в Свое оправдание, и высказал эти слова, связанные с хулой против Святого Духа. Давайте попытаемся мы теперь понять, что же имел в виду Иисус, когда говорил о грехе против Святого Духа?

В соответствии с учением иудеев, Святой Дух имеет две основные функции. Во-первых, Святой Дух приносит людям Божественную истину. Эту мысль мы находим и у христианских библейских писателей (см. Ин.16:13-14). Во-вторых, Святой Дух давал людям способность узнавать и понимать эту истину, когда они видели ее. И потому, по мнению иудеев, людям был необходим Святой Дух как для того, чтобы обрести Божью истину, так и для того, чтобы узнать ее.

Теперь сделаем следующий шаг для того, чтобы понять, что подразумевал здесь Иисус. Человек может потерять любую способность, если он отказывается пользоваться ею. Это справедливо во всех сферах жизни, как в физической, так и в духовной, да и в умственной тоже. Если человек перестает пользоваться каким-то членом тела, например, рукой, она атрофируется; если человек не пользуется приобретенным в школе знанием иностранного языка, то он скоро совсем забудет то, что знал. Это также справедливо в отношении всех сфер восприятия. И потому человек может также потерять способность распознавать добродетель и истину, хотя он порой видит ее в упор. Мы удивляемся, как могли ученики не понимать того или иного, что Христос говорил им так ясно и понятно?! Нам кажется сегодня: ну, как же они, эти инаковерующие, такое элементарное в Библии и не понимают, ведь здесь же ясно написано, что это так и не иначе?! Да, если человек на долго закрывает глаза и уши на Божьем пути, достаточно долго поворачивается спиной к вести, которую посылает ему Бог, если он достаточно долго предпочитает свои идеи идеям, которые Бог пытается вложить в его ум, то он, в конце концов, доходит до того, что не может узнать Божью истину, красоту и добродетель, несмотря на то, что он видит это в упор. В этом состоянии его пороки кажутся ему единственной добродетелью, а Божья добродетель кажется ему пороком и злом.

Вот до такого состояния и дошли книжники и фарисеи. Они долгое время оставались слепы и глухи к направляющей руке Божьей и к тому, что говорил им Святой Дух; они так долго упорствовали на своем, что уже не могли узнать Божью истину, когда увидели ее. Они могли смотреть на воплощенную добродетель и называть ее воплощенным злом; они могли смотреть на Сына Божьего и называть Его союзником дьявола. Грех против Святого Духа — это столь долгий и столь упорный отказ от воли Божьей, что, в конце концов, она не может быть узнана даже тогда, когда проявляется во всей своей полноте.

Почему же этот грех должен быть непростительным?! Чем он так ужасно отличается от остальных грехов? Ответ прост: когда человек достигает этой стадии, покаяние становится уже невозможным. Если человек не может распознать добродетель и добро, когда видит их, он не может уже желать их. Если человек неспособен распознать порок, он не может сожалеть о нем, в нем не могут проснуться стыд и сожаление о нем и желание расстаться с ним. А кто не может, несмотря на все прегрешения, любить добро и ненавидеть зло, тот не может раскаяться; а кто не может раскаяться, тот не может быть прощен, потому что раскаяние — единственное условие прощения. Можно было бы избежать много горя, если бы люди осознали, что тот не может согрешить против Святого Духа, кто боится, что он согрешит против Него, потому что грех против Святого Духа — это полная потеря чувства греха.

И вот как раз до такой стадии дошли книжники и фарисеи. Они так долго были умышленно слепы и глухи к Богу, что потеряли способность узнать Его, когда встретили Его лицом к лицу. Это не Бог изгнал их за пределы прощения; они сами исключили себя. Долгие годы сопротивления Богу довели их до такого состояния. Предвидя возможность попасть в такое состояние, пусть это будет для нас великим предостережением. Мы должны всегда так внимательно смотреть на Бога, чтобы во все наши дни не притупилась наша чувствительность, чтобы наше сознание не ослабло, наш духовный слух не обратился в духовную глухоту.

Итак, Иисус заканчивает вызовом: «Если Я сделал доброе дело, вы должны согласиться с тем, что Я добрый человек. Если Я сделал дурное дело, вы можете считать, что Я человек негодный. Дерево можно узнать лишь по плодам его, а характер человека — по его делам».

И последний текст возьмем мы в этой главе. Этот текст я очень часто применяю в благословении церкви после проповеди.

«Благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любовь Бога Отца, и общение Святого Духа со всеми вами. Аминь» (2Кор.13:13).

Почему ап. Павел в своем послании коринфской церкви, делая запись о Духе Святом, приписал Его в ряд к Личностям Бога Отца и Сына? Он не придал бы значение Духу Святому, если бы не считал Его Божественной Личностью. Достаточно было бы упомянуть о любви Бога и благодати Иисуса, потому что это всеобъемлющие понятия. В любви Бога все ответы на жизненные вопросы, равно как и в благодати Иисуса и прощение и милость, и действие Того же Святого Духа. Но Павел упоминает и о Духе Святом, с Которым, к тому же, мы можем общаться. Вывод может быть только один: Павел мыслил о Духе Святом, как о третьей Личности Божества.

Исследуя все эти тексты, мы можем сделать вывод, что Бог Отец действует как – источник, Сын – как посредник, Дух Святой – как исполнитель или как Личность – связывающая нас с нашим личным посредником – Иисусом Христом.

1. Желание веков, 669.