12. Взаимодействие трех личностей Божества

Когда мы произносим: «Бог», что мы вкладываем в это понятие: Отец Небесный или все три Личности Божества? И как три Личности взаимодействуют? Вот об этом и будет эта глава.

Разберем два текста Писания: Второзаконие 6:4 и Бытие 2:24.

Отрывок из Втор. 6:4, называемый Шема, гласит: «Слушай, Израиль: Господь, Бог наш, Господь един (אֶחָד — ‘эхад) есть». Этот известный нам текст Торы может многому научить нас в том, что касается обсуждаемого нами предмета. Во-первых, Бог Израиля есть не кто иной, как יהוה‎ — Йэhваh. Во-вторых, Бог Йэhваh (Яхве, Иегова) — Господь «един». Удивительно, что в переводе русское слово «един» соответствует еврейскому слову אֶחָד — ‘эхад. «Оно означает «один» (среди остальных) и передает частный случай… Возможность существования других допускается использованием ‘echad, тогда как yachid исключает эту возможность». [1]

Итак, «в словарном запасе Моисея, несомненно, присутствовало еврейское слово yachid, которое он мог бы использовать для описания Господа Бога Израиля как сугубо унитарного существа. В противоположность слову ‘echad слово yachid означает «один» в смысле единственный. [2] Другими словами, оно относится к одному в единственном, а не множественном значении. Однако Моисей использовал множественное ‘эхад (один среди остальных, единство общее). Бог — это сложное триединство, т.е. три Личности, которые объединены единой сущностью и целью. Каждая Личность Божества имеет определенные функции, как в плане творения, так и искупления.

Это понятие не ново и для современного человека. Возьмите такое слово, как «совет», например: «совет церкви». Звучит как единственное число, один совет. Можно сказать: един совет, потому что все его члены (5,7 или 9 человек) — едины в намерениях и целях устроения и содержания в порядке церкви, которая и выбрала их для этого служения. Вот таким единственным числом с несколькими членами, составляющими это единство, мы можем привести немало примеров. Это и «семья», и «президиум», и «редколлегия» и т.д.

Значение ‘эхад еще более проясняется, если мы вспомним, что Писание использует это слово для описания одного из наиболее прочных человеческих союзов: «Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут двое одна (אֶחָד ‘эхад) плоть» (Быт. 2:24). В этом стихе слово אֶחָד ‘эхад описывает брачный союз между двумя родственными, любящими сознательными существами.

Мы применяем еще такое слово, как «Троица». Но самого слова «Троица» в Библии нет. Это подчеркнутое выражение в отличие от слова Бог. Этот теологический термин «Троица» стали применять в 4 веке после Никейского собора специально в пику тем, кто отрицал Троичность Бога, в частности, таким, как Арий и его последователям.

Теперь давайте обратимся к Новому Завету. Здесь есть текст, достойный внимания: 1Иоана 5:6-8.

В синодальном переводе этот текст сильно искажен. Давайте возьмем перевод Кулакова:

«Вот Кто пришел водой ‘крещения’ и кровью ‘распятия’ — Иисус Христос; не одной лишь водой ‘пришел’, но водою и кровью; Дух ‘тому’ свидетель, а Дух ведь ‘сама’ истина.

Итак, три есть свидетеля:

Дух, вода и кровь и ‘в свидетельстве своем’ эти три едины».

Теперь давайте разберемся в том, что именно хотел сказать этим отрывком Иоанн. Возьмем текст выше, так как оттуда начинается контекст:

«Не тот ли побеждает мир, кто верит, что Иисус — Сын Божий»? (1Ин 5:5 пер. Кулакова).

Видно целью Иоанна было, чтобы читатели поверили в Иисуса. Поэтому он и приводит свидетельства. Вообще, в те времена очень большую роль играли свидетели. Если есть два-три свидетеля, считай, что дело сделано. Иоанн приводит здесь три свидетельства: Дух, вода и кровь. Начнем с воды. На что может указывать свидетельство воды? На то, что при водном крещении Иисуса Сам Бог Отец дал глас с небес. Это есть первое свидетельство.

На что указывает свидетельство крови? На свидетельство Иисуса, когда Он был распят. Помните, фарисеи искушая Иисуса, просили дать им свидетельство (знамение), что Он есть Тот, за кого Себя выдает. Что ответил Иисус на это?

«Род лукавый и прелюбодейный ищет знамения; и знамение не дастся ему, кроме знамения Ионы пророка; ибо как Иона был в чреве кита три дня и три ночи, так и Сын Человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи» (Мф.12:39-40).

Когда исполнилось это свидетельство? Оно исполнилось, когда Иисус пострадал и пролил Свою кровь на Голгофе. Таким образом, свидетельство Воды и Крови – это есть образные свидетельства Бога Отца и Его Сына. Иисус подтвердил еще раньше это словами, что Он и Его Отец – двое Свидетелей: «Я Сам свидетельствую о Себе, и свидетельствует о Мне Отец, пославший Меня» (Ин.8:18).

Но уже в своем первом послании тот же Иоанн говорит, что имеется третий Свидетель! Кто это? Дух Святой, Который присутствовал при крещении и нисходил на Иисуса. Иоанн так и пишет: «Дух (тому) Свидетель», или «Дух есть Свидетель». И далее: «Поэтому три есть свидетеля…и трое есть одно (свидетельство)».

Прочтите теперь последующие стихи, где он говорит, что тройное свидетельство – это свидетельство не каких-то там безликих сил, а Самого Бога:

«Если мы принимаем свидетельство человеческое, свидетельство Божие – больше, ибо это есть свидетельство Божие…» (1Ин.5:9).

Какой сделаем вывод? Тройное свидетельство – это одно сильное свидетельство Бога Отца, Сына и Святого Духа в том, что Иисус – наш Спаситель. Именно этого хотел добиться Иоанн своим посланием, — зарождению у читателей веры в Спасителя Иисуса Христа.

Вот как это свидетельство раскрыто в Евангелие от Матфея. Здесь единства Божества обусловлено фактом присутствия Троицы во время крещения Иисуса. Обратите внимание на Мф. 3:16 и 17: «И, крестившись, Иисус тотчас вышел из воды, — и се, отверзлись Ему небеса, и увидел Иоанн Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него. И се, глас с небес глаголющий: Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение».

По-настоящему знаменательно в этом событии то, что в начале общественного служения Христа присутствуют все три представителя Небесной Троицы. Только что крещеный Иисус стоит на берегу Иордана, Дух сходит на Него в виде голубя, а Отец с небес прилюдно произносит слова Божественного одобрения и признания. Эта сцена ярко изображает единство замысла, преследуемого Божеством. Более того, она ясно вводит разграничение между Божественными Личностями. Матфей представляет Сына и Духа не просто другими проявлениями или персонификациями Отца, но отдельными Личностями, находящимися во взаимодействии с Отцом. В то же время Они являют единство замысла и характера во всем, делая акцент на спасительной миссии Сына.

Возьмем еще один важный текст:

«Бог отцов наших воскресил Иисуса, Которого вы умертвили, повесив на древе. Его возвысил Бог десницею Своею в Начальника и Спасителя, дабы дать Израилю покаяние и прощение грехов. Свидетели Ему в сем мы и Дух Святой, Которого Бог дал повинующимся Ему» (Деян.5:30-32).

Обратите внимание на то, как назван здесь Дух Святой? Наряду с верующими, Дух назван Свидетелем. В тексте 1Иоана 5:6, который мы приводили самым первым, мы также заметили, что Дух – Свидетель. Что подразумеваем мы вообще под термином «свидетель»? Это очевидец событий, сторонний наблюдатель, живая личность. В отношении же событий распятия и воскресения Христа, этим Свидетелем был Дух Святой — Живая Личность.

Давайте проследим, каковы были взаимодействия Личностей Бога в Новом Завете.

«И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек, Духа истины, Которого мир не может принять, потому что не видит Его и не знает Его; а вы знаете Его, ибо Он с вами пребывает и в вас будет» (Ин.14:16-17).

«Иисус сказал ему в ответ: кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое; и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель сотворим» (Ин.14:23).

Здесь мы видим, Иисус обещал, что посредством Святого Духа, другого Утешителя, Они с Отцом будут находиться в сердцах верующих. Иисус вовсе не заявлял, что Он придет буквально или в другой форме. Иисус говорил о Духе, Который, хоть и является частью их Самих – но все же обладает и собственным мышлением и независимой, но находящейся в полном согласии с Богом, собственной волей. Более того, у Духа Святого Своя часть очень важного служения.

Возьмем такой текст Писания:

«Также и Дух подкрепляет нас в немощах наших; ибо мы не знаем, о чем молиться, как должно, но Сам Дух ходатайствует за нас воздыханиями неизреченными. Испытующий же сердца знает, какая мысль у Духа, потому что Он ходатайствует за святых по воле Божией» (Рим. 8:26-27).

Несмотря на то, что Иисус назван нашим Ходатаем, всё же, «воздыханиями неизреченными» ходатайствует за нас именно Дух Святой, а не Христос. Почему? Все очень просто. Ходатайство Духа Святого и Иисуса Христа – служения различного характера. Иисус – это наш Ходатай как Первосвященник. Его служение проявляется в защите грешников на суде. То есть, Иисус – это единственный Посредник между Богом и людьми, занимающийся служением оправдания грешников (см.1Тим.2:5). Служение Духа заключается в том, что Он представляет наши молитвы Богу Отцу, во имя Христа, «воздыханиями неизреченными».

Такому пониманию есть основание в Ветхом Завете. В земном святилище, наряду с ковчегом Завета, на крышку которого кропилась кровь жертвы за грех, перед завесой стоял жертвенник курений, где воскурялся фимиам, символизирующий молитвы. В Библии об этом сказано:

«На нем Аарон будет курить благовонным курением; каждое утро, когда он приготовляет лампады, будет курить им; и когда Аарон зажигает лампады вечером, он будет курить им; это – всегдашнее курение пред Господом в роды ваши» (Исх. 30:7-8).

Заметьте, это было особое ежедневное ходатайственное служение. И в то время, когда оно совершалось, зажигались лампады, то есть светильники. Светильник горел благодаря маслу, а масло – всегда являлось символом Святого Духа. Само курение – невозможно было осуществить без огня, который также является символом Святого Духа.

Ежедневное ходатайственное служение, символизирующее служение Духа, отличалось от служения Первосвященника, который входил однажды в год в Святое Святых с кровью жертвы и очищал от грехов свой народ по их молитвам. Точно таким же является служение Святого Духа и Иисуса Христа. Иисус оправдывает нас благодаря свидетельству Духа Святого о нас, Который представляет наши молитвы через Христа Богу.

Часто при общении с приверженцами антитринитарных взглядов, и если разговор заходит о Святом Духе, можно наблюдать такую картину: когда оппонент не знает, как возразить на предъявленный аргумент, чаще всего он пытается как можно быстрей подменить тезис разговора, а чтобы тему о Святом Духе быстрей завершить, можно услышать такое: «Дух Святой – не Личность, потому что Он сравнивается в Библии с неодушевленными предметами». В доказательство обычно приводят Библейские примеры. Вот два из них:

«Если же Я перстом Божиим изгоняю бесов, то, конечно, достигло до вас Царствие Божие» (Лк. 11:20).

«Если же Я Духом Божиим изгоняю бесов, то, конечно, достигло до вас Царствие Божие» (Мф. 12:28).

Некоторых это цитирование может смутить. Но это не доказывает правоту наших оппонентов, потому что Сам Христос неоднократно в Библии сравнивается с неодушевленными предметами, с проявлением Божьей силы. Например:

Иисус Христос – «Слово» Бога (Ин.1:1);

Иисус Христос – «Премудрость» Бога (Прит. 8 глава);

Иисус Христос – «Мышца» Господня (Ис.53:1; Иоан.12:38);

Иисус Христос – Я пролился как «вода» (Пс. 21:15).

Итак, весьма очевидно, что и Дух Святой, сравнивающийся в Ев. от Луки с перстом, вполне может являться также Личностью.

А вот еще один аналогичный текст:

«И ожесточил Господь сердце фараона, царя Египетского и он погнался за сынами Израилевыми; сыны же Израилевы шли под рукою высокою» (Исх.14:8).

Разве израильтяне на самом деле, буквально, «шли под рукою высокою»? Не говорит ли этот текст о гораздо большем, чем просто о руке? Рука, перст – это всё лишь символы присутствия Бога. Присутствие это выражается в видимом проявлении силы Святого Духа.

При этом Дух Святой не может являться активной, безликой силой Бога, так как о Духе сказано, что Он Сам обладает силой (Рим.15:13). «Бог же надежды да исполнит вас всякой радости и мира в вере, дабы вы, силою Духа Святого, обогатились надеждою».

Еще один момент. Дух может любить (см. Рим.15:30), поэтому Его чувства можно оскорбить (Ефес.4:30), как Анания и Сапфира, которые, вообще, солгали Духу. Но не бывает же такого, чтобы оскорбилась рука, перст или что-то неодушевленное, пусть даже исходящее от Бога.

Вывод здесь один: Бог имеет Дух Живой, Который может осуществлять Свои намерения повсеместно. Через этот Живой Дух Он ниспосылает человеку Божественную силу и благословения.

Вот таковы взаимодействия трех Личностей Бога. И ущемлять Бога на две третьих мы не имеем права.

1. Christensen O. H. Getting Aquainted with God, p. 69.

2. Там же.