5. Роль Елены Уайт в преодолении ложных взглядов

Давайте посмотрим, как Эллен Уайт отвечала на ложные взгляды Адвентистских пионеров:

I. Сын и Отец – это две разные Личности

Эллен Уайт ответила на непонимание адвентистскими пионерами истины о существовании трех Личностей в Божестве, основывающих свои взгляды на буквальном толковании текста Втор.6:4 «Слушай, Израиль: Господь, Бог наш един есть».

1 – В письме брату Робертсону 14 марта 1846 г. Эллен Уайт писала о видении, которое она имела 15 февраля 1846 года: «Я видела престол, на котором восседали Отец и Сын. Я всматривалась в лицо Иисуса и восхищалась Его прекрасным обликом. Отца я не могла видеть, ибо Его скрывало облако ослепительного света. Я спросила у Иисуса, имеет ли Отец тот же облик, что и Он Сам. Он ответил утвердительно, но добавил: “Стоит тебе хоть раз увидеть Его славу, и ты умрешь”».

2 – Ранние произведения, 54, 77, в 1850 году она писала: «Христос и Отец являются Личностями в реальной форме».

3 – 1898 г. Желание Веков, с.833 – «Прежде основания земли Отец и Сын объединились в завете для искупления человека, если он будет искушен сатаной».

II – Предвечное существование Христа

«Христос есть предвечный, самосущий Сын Божий… Говоря о Своем предвечном существовании, Христос отсылает разум назад через бессчетные века. Он утверждает, что не было таких времен, когда Он не был в тесном единении с вечным Богом. Он, Чей голос в тот момент слышали евреи, был с Богом всегда». [1]

«В то время как Слово Божье говорит о человеческой сущности Христа во время пребывания Его на земле, оно столь же определенно утверждает Его предвечное существование. Слово существовало как Божественная Личность, как вечный Сын Божий, в единстве и согласии со Своим Отцом. Изначально Он был Посредником завета, Тем, в Ком все народы земли, как евреи, так и язычники, могли обрести благословение, если бы приняли Его. “Слово было у Бога и Слово было Бог”. До создания людей и ангелов “Слово было с Богом и являлось Богом”». [2]

«Сын есть полнота Божества явленного людям. Слово Божье провозглашает Его как “образ Бога невидимого”». [3]

«Пусть люди узнают нашу позицию. Наша линия должна быть следующей: до той поры не делать упор на спорные стороны нашей веры, вступающие в решительное противоречие с обычаями и традициями людей, пока Господь не даст людям достаточную возможность узнать, что мы тоже веруем во Христа, что мы действительно веруем в Божественность Христа и в Его предвечное существование». [4]

«Нам придется встретиться с ложными учениями. Вновь и вновь хочу сказать: нам необходимо быть готовыми к тому, чтобы воспрепятствовать влиянию людей, изучающих науки, происходящие от дьявола. Через такие науки сатана пытается превратить ни во что понятия о Боге и Христе. И Отец, и Сын являются личностями. Христос провозгласил: «Я и Отец одно». И, однако, именно Сын Божий пришел в мир в образе человека. Сняв с Себя Свои царские одежды и венец, Он облек Свою Божественную природу природой человеческой, чтобы люди могли благодаря Его бесконечной жертве стать соучастниками Божественной природы и избежать господствующего в мире растления похотью». [5]

«Христос – вечный Сын». [6]

«Христос существовал с Отцом от вечности». [7]

«Прежде основания земли Отец и Сын объединились в завете для искупления человека, если он будет искушен сатаной». [8]

«Время существования Христа до Его воплощения невозможно измерить. Господь Иисус Христос, Божественный Сын Божий, существует от вечности, будучи самобытной Личностью и в тоже время одно с Отцом». [9]

«Христос был прославлен славой, которой Он обладал от вечности совместно с Отцом». [10]

«Христос говорит слушающим, что, несмотря на то, что земная жизнь Его длилась менее пятидесяти лет, протяженность Его Божественной жизни не поддается человеческому измерению. Существование Христа до Его воплощения не может быть выражено математически». [11]

Ясные заявления Эллен Уайт о предвечном существовании Христа созвучны со Священным Писанием. Она утверждает, что Христос «вечный Сын» и «существовал с Отцом от вечности», что без сомнения указывает на Его вечное существование.

III. Божественная природа Христа

«Наш Спаситель был сиянием славы Своего Отца и точным подобием Его Личности. Он обладал Божественным величием, совершенством и превосходством. Он был равен Богу». [12]

«Он был равен с Богом, бесконечным и всесильным… Он – вечный, самосущий Сын». [13]

«Христос обладает жизнью – самобытной, незаимствованной, изначальной. “ Имеющий Сына (Божия) имеет жизнь”(1Иоан.5:12). Божественность Христа – это гарантия вечной жизни верующего в Него. “Верующий в Меня, — сказал Иисус, – если и умрет, оживет; и всякий живущий и верующий в Меня, не умрет вовек”». [14]

«Другое опасное заблуждение заключается в отрицании Божественности Христа и Его существования до пришествия на землю. Это учение прямо противоречит ясным утверждениям нашего Спасителя относительно Его взаимоотношений с Отцом, Его Божественной сущности и предсуществования. Это учение могут принимать лишь те, кто умышленно хочет извратить Священное Писание. Оно не только принижает представление человека об искупительной Жертве, но и подрывает веру в Библию как Божье откровение. И потому это учение особенно опасно и трудно опровержимо. Когда люди отвергают свидетельство Слова Божьего о Божественности Христа, разубеждать их бесполезно, ни одно самое веское доказательство не подействует. Ни один человек, разделяющий это заблуждение, не может иметь правильного представления о характере и миссии Христа или же о великом Божьем плане искупления человека». [15]

«Есть много тех, кто отвергает предвечное существование Христа, тем самым они не принимают Его как личного Спасителя. Это является полным отвержением Христа». [16]

«В то время как Слово Божье говорит о человеческой сущности Христа во время пребывания Его на земле, оно столь же определенно утверждает Его предвечное существование. Слово существовало как Божественная Личность, как вечный Сын Божий, в единстве и согласии со Своим Отцом. Изначально Он был Посредником завета, Тем, в Ком все народы земли, как евреи, так и язычники, могли обрести благословение, если бы приняли Его. “Слово было у Бога, и Слово было Бог”. До создания людей или ангелов Слово было с Богом и являлось Богом». [17]

Здесь мы видим, что Эллен Уайт не приводит никаких своих логических умозаключений и выводов. Она ясно говорит, что Божественная природа Христа – это учение, основанное на Священном Писании. Непринятие Божественности Христа она называет неверием Священному Писанию.

IV. Нераздельное единство Божественной и человеческой природы воплотившегося Христа не искажает Его жертву, поскольку в Нем умирала только человеческая природа.

«Спаситель приобрел падшее человечество Своей собственной кровью. Это великая тайна, тайна, величие которой не может быть полностью постижимо, пока не завершится наше спасение… Когда ангел провозгласил “Отец зовет Тебя”, Того, Кто сказал: “Я жизнь Мою полагаю, чтобы взять ее опять. Разрушьте этот Храм и в три дня Я воздвигну его” – изошел из могилы к жизни, которая была в Нем самом. Божество в Нем не умирало. Его человеческая природа умерла, но теперь над гробницей Иосифа Христос провозглашает: “ Я есмь воскресение и жизнь”. В Своей Божественной природе Христос обладал силой победить узы смерти. Он заявил, что имеет жизнь в Себе самом, чтобы воскресить к жизни спасенных». [18]

В Наставнике молодежи она также писала, что «человеческая природа умирала; Божественная – не умирала». [19]

«Говоря о человеческой природе Христа, Слово Божие ясно говорит о Его предвечном существовании. Слово существовало как Божественное существо, будучи вечным Сыном Божьим, находясь в единении с Отцом». [20]

Итак, мы видим – воплощение Христа в соответствии со Священным Писанием и по сломам Эллен Уайт – это непостижимая тайна или «великая благочестия тайна». «И беспрекословно –великая благочестия тайна: Бог явился во плоти, оправдал Себя в Духе, показал Себя Ангелам, проповедан в народах, принят верою в мире, вознесся во славе» (1Тим.3:16).

Эллен Уайт поясняет, что для человека эта тайна является непонятным соединением двух природ. Но при этом Божественная природа не могла умереть на кресте, в противном случае она не может быть Божественной. Она очень ясно разделяет эти две природы, как в период земной жизни Спасителя, так и в момент Его крестной смерти.

V. Личность Святого Духа

«Сила Божья в третьей Личности. Князя сил зла может укротить только сила Божья в третьей Личности Божества, то есть Святом Духе». [21]

«Греху можно сопротивляться и противостоять только благодаря могущественному влиянию Третьей Личности Божества, Духу Святому, Который проявляет Себя не в видоизмененной энергии, но во всей полноте Божественной силы, очищающей сердце. Дух делает действенным все, что совершил Искупитель мира. Посредством Духа верующий становится причастником Божеского естества». [22]

«Святой Дух есть Личность, иначе Он не мог бы свидетельствовать духу нашему и вместе с нашим духом, что мы – дети Божии. Святой Дух должен быть именно Божественной Личностью, иначе Он не мог бы знать тайны, скрытые в разуме Бога. «Ибо кто из человеков знает, что в человеке, кроме духа человеческого, живущего в нем? Так и Божьего никто не знает, кроме Духа Божия”». [23]

«Сила Божья в третьей Личности. Князя сил зла может укротить только сила Божья в третьей Личности Божества, то есть Святом Духе». [24]

«Необходимо осознать, что Святой Дух, являющийся такой же Личностью, как и Бог, проходит по нашей земле». [25]

«Святой Дух является самосущей Личностью, ибо Он несет свидетельства вместе с нашим духом о том, что мы являемся детьми Божьими». [26]

«Нам вовсе не обязательно давать точное определение Святому Духу. Христос говорит, что Дух – это Утешитель, “Дух истины, Который от Отца исходит”. О Святом Духе ясно сказано, что когда Он будет направлять людей на всякую истину, Он “не от Себя говорить будет” (Иоан.15:26; 16:13). Природа Святого Духа остается тайной, которую мы не способны постичь, потому что Господь не открыл ее нам. Люди, обладающие богатым воображением, могут подыскивать тексты Священного Писания, придумывая свои толкования, однако это не укрепит Церковь. Тайны эти слишком глубоки для человеческого понимания и молчание здесь – золото». [27]

Мы видим, как очень осторожно Эллен Уайт говорит о природе Святого Духа. И хотя она ясно называет Дух Святой третьей Личностью Божества, все же Его природу она считает великой тайной.

«Утешитель, Которого Христос обещал послать после Его вознесения на небеса, является Духом во всей полноте Божества, являющим силу Божественной благодати каждому, кто принял Христа и уверовал в Него как в личного Спасителя». [28]

«Святой Дух является самосущей Личностью, ибо Он несет свидетельства вместе с нашим духом о том, что мы являемся детьми Божьими. Когда это свидетельство явлено, Он несет вместе с ним Свое Собственное свидетельство. В такие моменты мы веруем и знаем, что являемся истинными детьми Божьими…

Святой Дух есть Личность, иначе Он не мог бы свидетельствовать духу нашему и вместе с нашим духом, что мы – дети Божии. Святой Дух должен быть именно Божественной Личностью, иначе Он не мог бы знать тайны, сокрытые в разуме Бога. ”Ибо кто из человеков знает, что в человеке, кроме духа человеческого, живущего в нем? Так и Божьего никто не знает, кроме Духа Божия”». [29]

«Христос объяснил: приписывая деяния Святого Духа сатане, они лишают себя источника благословения. Те, кто выступал против Самого Иисуса, не понимая Его Божественной природы, могут получить прощение, потому что под воздействием Святого Духа способны увидеть свою ошибку и покаяться. Каким бы ни был грех, но, если душа кается и верует, вина смывается кровью Христа. Тот, кто отвергает Святого Духа, оказывается в таком состоянии, когда уже не может покаяться и уверовать. Именно через Духа Бог проникает в сердце человека, но если кто-то добровольно отвергает Дух, утверждая, что он исходит от сатаны, то тем самым лишает себя возможности общения с Господом. Когда Дух окончательно отвергнут человеком, Бог больше ничего не может сделать для него». [30]

Подумайте, не происходит ли нечто подобное и в наше время, когда отвергающие Духа Святого как Личность утверждают, что если мы называем Дух Святой Богом, то поклоняемся сатане. Я заметил еще нечто: отвергающие Святого Духа не только начинают сразу же отвергать Божественную природу Христа, так как функция Святого Духа и наставить на истину и возвеличить Христа, но почему-то в своих публикациях они начинают писать «сатана» с большой буквы. Вы проследите это, и вы это тоже увидите сами.

«Князя сил зла может укротить только сила Божья в третьей Личности Божества, то есть Святом Духе». [31]

VI. Божество являет Себя в трех Личностях

«Вечные Небесные Личности Троицы – Бог, Христос и Святой Дух, вооружив их (апостолов) неземной энергией… помогали им в работе и в обличении мира в грехе». [32]

«Утешитель, Которого Христос обещал послать после Его вознесения на небеса, является Духом во всей полноте Божества, являющим силу Божественной благодати каждому, кто принял Христа и уверовал в Него как в личного своего Спасителя. Вот – три живые Личности Небесной Троицы. Именем этих трех великих сил – Отца, Сына и Святого Духа – каждый, принимающий Христа живой верой, крестится, и эти силы будут помогать покорным подданным Небесной обители в их усилиях жить новой жизнью во Христе». [33]

«Мы должны сотрудничать с тремя высочайшими силами Небесными – с Отцом, Сыном и Святым Духом; и эти Силы будут действовать через нас, делая нас соработниками с Богом». [34]

Свидетельства других источников:

В наше время сохранились исторические свидетельства того, что адвентисты до 1931 года уже верили в Троицу. Почему именно до 1931 года? Наши оппоненты заявляют, что именно в этом году адвентисты приняли «католическую Троицу». Так, в книге «Великое Адвентистское движение и Адвентисты Седьмого Дня в России» (издана в 1929 г. в Киеве) Г. И. Лебсак – один из руководителей церкви в России — писал следующее:

«Дух Святой, третье лицо Божества, во имя Которого, как во имя Отца и Сына нужно совершать крещение, многократно открывался как в апостольской общине, и во все время христианской церкви, так и в адвентистском движении. Он тысячи обличал во грехе, о правде и о суде (Иоан.16:18), так что они, как чада Божии, были омыты кровью Христа и присоединены к народу Божьему».

Далее предлагаю вам открыть сборник псалмов, изданный в 1927 «Псалмы Сиона» № 15. Вот слова:

Вечносущий Бог святой, Иисус Спаситель мой,

Милость, благодать Твоя укрепит в борьбе меня.

Неизменный и святой, радуюсь я всей душой;

Ты – мой Бог, мой свет скала, вся надежда для меня.

Здесь мы видим, как слова гимна отражают веру адвентистов в начале прошлого (XX) века. И как видим, в гимне, посвященном Христу, поется о Вечносущем Боге, т.е. о Христе, Который в Своем существовании не имеет начала. Следовательно, Он – Тот, Кто существует вечно.

Возвращаясь к высказываниям, записанным в трудах Духа пророческого, мы не можем не заметить, что тринитарные утверждения «Эллен Уайт не двусмысленны. Их невозможно трактовать по-другому. В них она ясно излагает свою позицию, основанную на утверждении Священного Писания.

Что примечательно, — в ранний период адвентизма Эллен Уайт к данной проблеме проявляла мудрые, последовательные и осторожные действия. Хочется отметить в связи с этим, что это не единственный случай, когда вестница Божья занимает такую позицию и действует таким образом. Во время дебатов и полемики, имевших место в предыстории Миннеапольской конференции 1888г., она поступала подобным образом.

Хочется напомнить в связи с этим еще один спорный вопрос в Церкви, полемика по вопросам «Закона» в третьей главе послания к Галатам и «десяти рогов» в 7 –ой главе книги пророка Даниила. Поскольку Д. Батлер и У. Смит с одной стороны, и А. Джоунс и Е. Ваггонер – с другой, имели большие разногласия по данным вопросам, Д. Батлер, тогда он был президентом ГК АСД, неоднократно обращался к Эллен Уайт за ее ответом по данным вопросам. Можно предположить, что он, как президент ГК, рассчитывал на то, что в своем ответе Эллен Уайт займет его позицию, которую он считал позицией Церкви. Тем не менее, Эллен Уайт не давала ответа. Только позже она сказала, что в дебатируемых вопросах ни одна из сторон не была права в своей позиции.

Это показывает определенный стиль служения вестницы Божьей. Можно утверждать, что как в полемике перед сессией Миннеапольской конференции 1888 года, так и в Тринитарных дебатах Эллен Уайт поступала с большой ответственностью. Она не спешила раскрывать свою позицию, поскольку обладала мудростью, исходившей от Бога, или понимала, что, во-первых, на ней, как вестнице Божьей, лежит большая ответственность за развивавшуюся Церковь; во-вторых, она понимала, что адвентистские пионеры не всегда были открыты и готовы понять и принять верную позицию, что могло привести к расколу и разделению Церкви на ее раннем этапе развития. Поэтому в подобные нелегкие для Церкви времена водимая Божьим Духом она осторожно, последовательно озвучивала конкретные взгляды по тому или иному вопросу.

Приведу пример из церковной жизни наших девяностых годов, когда после Евангельских кампаний люди сотнями приходили в церковь. Одному нашему пастору, который с детства был Адвентистом, поручили новую большую церковь. Все только что из мира, горели любовью к Богу, благодарны были за жертву Христа, которую Он совершил ради их искупления, но пастор обрушился на них в полном объеме своих традиционных представлений, каким должен быть истинный член церкви. Он с неудержимостью обличал их и наедине и во всеуслышание. Ему не нравилась ни их косметика, ни их одежда. В результате церковь подала заявление в конференцию, чтобы пастора заменили. Другой пастор имел успех, и постепенно нормализовался вопрос и в отношении облика христианина.

Эллен Уайт пользовалась разумным методом по отношении к молодой, только что сплотившейся из разных деноминаций церкви. Она была мудрой и осторожной. Так произошло и во время тринитарных дебатов на раннем этапе развития Церкви АСД. Проанализировав все высказывания Эллен Уайт, нельзя не заметить ее последовательности в них. Ее высказывания не были случайными или хаотичными. Они были ответом на нужду и положение соответствующего времени или этапа. Давайте обратимся к ним:

1846 – упоминает о существовании 2-х Личностей – две Личности: Бог и Сын.

1850 – конкретно говорит о том, что Отец и Сын – это две отдельные Личности.

1869 – говорит о Божественности Христа: «Христос равен Богу».

1878 – говорит о предвечном существовании Христа: «Христос – вечный Сын Божий».

1887 — говорит о тайне воплощения Христа: «Вечное Слово согласилось стать плотью. Бог стал человеком».

1898 – говорит о третьей Личности Божества, о Духе Святом.

1901 – говорит о Троице: «Вечные Небесные Личности Троицы – Бог, Христос и Святой Дух».

Бог поступает также. В древности Он многие недостатки Своего народа терпел, но это не означало, что Он к ним благоволил. До 70 года Н. Э. христиане, вышедшие из иудаизма, по инерции приносили в храме жертвы, которые, фактически не имели уже никакого смысла. Бог их не отвергал, но терпел и постепенно через Своих слуг доводил до их сознания, что эти символы нашли свое исполнение на кресте; и апостолы поэтому об этом много пишут. И церковь постепенно вполне поняла назначение ветхозаветного служения.

Развивающейся молодой церкви АСД Бог также не сразу послал весь свет. Эта постепенность открывания света после средневековья идет еще от дней Лютера. Если бы через Свою вестницу Бог открыл Церкви сразу весь свет, то для чего нужно было ее служение в течение 70 лет? Оно утратило бы свою значимость. Руководимая Святым Духом, вестница Господня открывала свет по мере необходимости, по мере роста, развития Церкви.

В следующей главе мы вновь обратимся непосредственно к Библейским текстам на тему о Божестве.

1. Знамение времени, 29 августа, 1900, Евангелизм с. 615.

2. Ревью энд Геральд, 1906, 5 апр.

3. Особые свидетельства, серия Б, № 7, с. 63.

4. Свидетельства для проповедников, с. 253.

5. Свидетельства для Церкви, т. 9, с. 68. Евангелизм.

6. Ревью энд Геральд, 8 авг.1878.

7. Ревью энд Геральд, 5 июля 1887.

8. Желание Веков, с.833.

9. Вера, которой я живу, с. 46.

10. Знамение времени, 17 мая, 1899.

11. Знамения времени, 3 мая, 1899, Евангелизм, с. 616.

12. 1869г. Свид. для церкви, т.2 с. 200.

13. Рукопись 101, 1897, Евангелизм, с. 615.

14. 1898 г., Желание Веков, с. 530.

15. 1888 г., Великая Борьба, с. 524.

16. Знамение времени, 28 мая 1894.

17. Ревью энд Геральд, 5 апреля, 1906, Евангелизм, с. 615.

18. Рукопись № 131, 1897 г., Комментарий АСД том 5 стр. 1113.

19. Инструктор молодежи, 4 августа 1898.

20. Ревью энд Геральд, 5 апр. 1906; Возвысьте Его, 74.

21. 1897 г., Особые Свидетельства Серия А, №10, с.36.

22. 1898 г., Желание Веков, с. 671.

23. Рукопись 20, 1906.

24. Особые свидетельства, серия А, № 10, с. 37). Евангелизм, с. 617.

25. Рукопись 66, 1899. Из беседы с учащимися Авондэйлской школы.

26. Евангелизм, с. 616.

27. Деяния апостолов, 51-52.

28. Особые Свидетельства, серия Б, №7, с. 63.

29. Рукопись 20, 1906.

30. Желание веков, с. 322.

31. Особые свидетельства, серия А, №10, с. 37.

32. 1901 г., Рукопись 145, 1901.

33. Рукопись 212, 1906 г., Особые свидетельства, серия Б, №7, с. 62,63.

34. 1905 г., Особые свидетельства, серия Б, №7, с. 51, Евангелизм, с. 617.