7. Джеймс и Елена Уайт о Троице

В трудах Эллен Уайт описывается, по крайней мере, две разновидности тринитарных верований. Одной из этих точек зрения она последовательно противостояла в течение всего её зрелого служения, а другое она в конечном итоге поддержала. То понятие о Троице, которому она противостояла, «спиритуализировало» ипостаси Божества как далёкие, безличные, мистические и, в конечном счете, нереальные. То понятие, которому она сочувствовала, представляло Бога как личностного, буквального и осязаемого. Если у нее и были первоначально не совсем твердые основания в тринитарной сущности Бога, но утвердившись в них, она постоянно описывала Отца, Сына и Святого Духа как реальные Личности. Она впоследствии подчёркивала Их «троичность» как желающих, мыслящих, чувствующих, общающихся и находящихся в определённых отношениях Личностей, и объясняла Их единство как единство сущности, характера, цели и любви, но не как единство в одной Личности. Основание для проведения этого различия станет яснее, когда мы рассмотрим исторический контекст и процесс развития её мысли. Три факта имеют особое значение для реконструкции исторического контекста ранних высказываний Эллен Уайт о Божестве:

1. Роль «спиритуалистов» в миллерианстве после разочарования.

2. Полемика Джеймса Уайт и Эллен с этими спиритуалистами.

3. Современное им методистское вероучение, которое супруги Уайты (и другие ранние адвентисты) неоднократно цитировали в защиту отвержения ими традиционного тринитаризма.

В период после Разочарования в 1845 г. многие бывшие миллериты «спиритуализировали» второе пришествие, истолковав библейские пророчества о возвращении Христа как имеющие духовное, а не буквальное значение. [1] Следовательно, спиритуалисты могли верить, что Иисус всё же пришёл 22 октября 1845 г. (они еще раз продлили срок на один год), но не буквально, а «духовно». Эта точка зрения привела к различного рода отклонениям в поведении. Среди наиболее крайних были фанатики «неработания», которые верили, что уже началось седьмое тысячелетие как суббота постоянного покоя, и что спасающую веру следует показывать путём воздержания от всякого труда. Другие «спиритуалиты» баловались «месмеризмом» (Burt, dissertation, 145) и присоединялись к трясунам (Инок Джейкобс, редактор «Дей-стар») или становились приверженцами оккультного спиритизма (Burt, 242; George R. Knight, Millennial Fever and the End of the World (Boise, ID: Pacific Press, 1993), 260).

Джеймс Уайт и его супруга Эллен полагали, что эта доктрина была ложной, потому что она брала библейское учение, которое, как они считали, было «буквальным», и делала его небуквальным или «духовным». По этой причине и Джеймс, и Эллен рано пришли к убеждению, что они должны противостать этой спиритуализации как ереси. Полемика Эллен с этой доктриной и её действия, проистекающие отсюда, хорошо известны (E. G. White, Life Sketches, 85-94). Джеймс также неоднократно писал в постмиллерианской «Дей-Стар» против этих спиритуализирующих тенденций (Бёрт (146-147) перечисляя такие сочинения, каждое из которых озаглавлено «Письмо от брата Уайт» в «Дей-стар» от 6 сентября 1845 г., 17-18; 11 октября 1845 г., 47; 29 ноября 1845 г., 35 и 24 января 1846 г., 25).

В одном из выступлений Джеймса против «спиритуализаторов» содержалось антитринитарное замечание, которое подразумевало общность в верованиях между «спиритуалитами» и тринитариями (James White, Day-Star, January 24, 1846, 25); Первым из опубликованных сочинений Эллен Гармон было «Письмо от сестры Гармон» в том же выпуске «Дей-стар» от 24 января 1846 г., 31-32. Очевидно, некоторые «спиритуалиты» подкрепляли своё заблуждение ссылками на то, что Джеймс называл «старым небиблейским тринитарным учением». Джеймс обвинял и «спиритуалитов», и традиционных тринитариев в том, что они «успиритуализировали существование Отца и Сына как двух различных, буквальных, осязаемых личностей». [2]

Около 1850 г. Эллен Уайт сообщила: «Я часто видела прекрасного Иисуса, и то, что Он есть Личность. Я спрашивала Его, является ли и Его Отец такой же Личностью и имеет ту же форму, что и Он Сам. Иисус сказал: “Я точная копия образа Личности Моего Отца”»[3]

Таким образом, она получила в видении подтверждение того, что её муж писал в «Дей-Стар» в 1846 г. о том, что Отец и Сын – это «две различные, буквальные, осязаемые Личности». Хотя нет записей о том, что она отвергала «тринитарный догмат», как это делал её муж, обратите внимание на схожесть выражений в её точке зрения от 1852 г. и тем, что он писал в 1868 г.: «Отец и Сын были едины в творении человека и в его искуплении. Отец сказал Сыну: “Сотворим человека по Нашему образу.” И торжественная песнь, которую поют искупленные, обращена к “Сидящему на престоле и Агнцу, во веки веков.” Иисус молился о том, чтобы его ученики были едины, как он был един со Своим Отцом. В этой молитве не подразумевался один ученик с двенадцатью головами, ставшими одним целенаправленным индивидуумом, прилагающим усилия к делу своего господина. Также и Отец с Сыном не являются частями “триединого Бога.” Они являются двумя отдельными существами, однако едиными в замысле и в совершении дела искупления. Искупленные… воздают честь, славу и хвалу за их спасение и Богу, и Агнцу». [4]

С точки зрения тринитарного вопроса это двусмысленно. Само по себе это определение не содержит ничего противоречащего раннеадвентистскому антитринитаризму, хотя не противоречит и её ясно тринитарным высказываниям начала 1900-х гг.

Возможно, первым высказыванием Эллен Уайт, отчётливо расходящимся с мнением её коллег-антитринитариев, появляется в 1869 г. в главе «Страдания Христа», ставшей определённой вехой. Там она в первом абзаце утверждает на основании Евр.1:3; Кол. 1:19 и Фил.2:6, что Христос в Своём предсуществовании был «равен Богу». [5]

В этот момент становится очевидным, что если никто больше и не слушал, слушал её муж. Ранние высказывания Джеймса Уайта о Троице однообразно негативные. «Утверждение, будто изречения Сына и апостолов – это заповеди Отца, также далеко от истины, как и старая тринитарная нелепость о том, что Иисус Христом есть сам вечный Бог». [6], но в 1876 и 1877 гг. он последовал за женой. В редакционном сравнении представлений адвентистов седьмого дня с баптистами седьмого дня он поместил Троицу среди учений, которые «ни те, ни другие [АСД и БСД] не считают критериями христианского характера». «Адвентисты имеют мнение о божественности Христа настолько близкое к тринитарному, – заметил Джеймс Уайт, – что мы не опасаемся здесь споров». [7] Джеймс ясно отходил от своих ранних нападок на тринитаризм. Годом позже он объявил в «Ревью», что «Христос равен Богу». Он ещё не был тринитарием, но ещё одно замечание в той же самой статье показывает, что он симпатизировал определённым аспектам тринитарианства. «Необъяснимая троичность, которая делает божество тремя в одном и одним в трёх довольно плоха, – писал он, – но крайнее унитарианство, которое делает Христа ниже, чем Отец, ещё хуже». [8] Утверждая равенство Христа с Отцом, Джеймс эхом отзывался на то, что его жена написала за восемь лет до этого. Как ещё одно свидетельство её руководства мнением своих коллег заметим, что её утверждения о том, что Христос не был сотворён. [9]; позднее опубликовано в Spirit of Prophecy, vol. 2 [10], более, чем на два десятилетия опередило опубликованное Урией Смитом согласие с этим представлением [11] называет Христа первосотворённым существом; это мнение отвергается в Looking Unto Jesus [12].

Эллен Уайт по кирпичику (возможно, даже сама того не осознавая) медленно разбирала структуру антитринитарной точки зрения и строила тринитарную. Ясно отходя от преобладающего полуарианского консенсуса по ещё одному вопросу, она в 1878 году заявила, что Христос был «вечным Сыном». [13] Эллен Уайт понимала его вечное Сыновство не в том смысле происхождения от Отца. Сыновство в Его предсуществовании означало то, что Он имел ту же сущность, что и Отец, но не подразумевало, что у Христа было начало. Потому что приняв человеческую плоть, Христом стал Сыном Божьим «в новом смысле». С точки зрения Его человеческой природы, Он впервые обрёл «начало», и так же, как человек, вступил в новые отношения зависимости от Отца.

«В Своём воплощении Он в новом смысле получил титул Сына Божия. Ангел сказал Марии: “Сила Всевышнего осенит тебя, посему и рождаемое Святое наречётся Сыном Божиим”. Хотя Сын был человеком, Он стал Сыном Бога в новом смысле. Таким образом, Он находился в нашем мире – Сын Божий, но всё же связанный своим рождением с родом человеческим… Христос извечно был соединён с Отцом, и, восприняв Себе человеческую природу, Он всё же был един с Богом. [14]

Ещё более фундаментальный отход от «старого взгляда» произошёл в 1888 г., в контексте борьбы над словами о законе в Послании к Галатам 3:19-25 и ясным представлением об оправдании посредством заместительного искупления. Эллен Уайт и другие пришли к осознанию того, что более широкое понятие об искуплении и о праведности по вере требует полной божественности Христа. «Если люди отвергают свидетельство боговдохновенного Писания относительно божественности Христа, – писала она, – то напрасно спорить с ними по этому вопросу; ибо никакие доводы, даже самые убедительные, не смогут их убедить. Ни один человек, придерживающийся этого заблуждения, не может иметь истинного представления о характере миссии Христа или о великом замысле Бога по искуплению человека (см. 1 Кор.2:14)». [15] «Христос един с вечным Отцом, – един по сущности, по характеру и по цели, един по власти и по силе – провозглашала она, – Он – единственный, кто мог проникнуть во все замыслы и цели Бога». [16] Контекст показывает, что употреблённое ею слово «единственный» противопоставляет Христа ангелам. Тем не менее, это высказывание предшествует более полному изъяснению роли Святого Духа.

В 1890 г. она продолжила заявленное ею в 1888 г. утверждение единства Христа с Отцом (по сущности, по характеру и по цели) Своим, может быть, последним главным высказыванием, которое можно всё же воспринимать неоднозначно. «Сын Божий разделял престол Отца, и слава Вечного, Самосущего окружала обоих». [17] Ретроспективно эта фраза отлично гармонирует с её более поздними высказываниями (особенно в «Желании веков» 530) о том, что Христос «самосущ» и что Его божественность не является производной от Отца. Однако можно также прочитать это предложение с точки зрения «Двоицы» или полуарианства – что Иисус, возведённый на престол Отца перед лицом ангелов, был «окружён» славой «Вечного, Самосущего», т.е. Отца. Книга «Патриархи и пророки», где эта фраза появилась, была расширением более ранней работы (Дух пророчества, т.1, 1870), где в соответствующей фразе просто сказано: «Сын был возведён на престол с Отцом» («Патриархи и пророки» (1890) были расширенной версией более раннего труда «Дух пророчества», т. 1 (1870), где в соответствующем предложении сказано просто: «Сын воссел на престоле с Отцом, и небесный сонм святых ангелов собрался вокруг Них». [18] Окружающий контекст в обеих книгах одинаков и отражает её прежнюю позицию, в то время как фраза «слава Вечного, Самосущего окружала обоих» -отражает рост её понимания в 1890 г.

Итак, мы видим, что представления о природе Божества, как у Джеймса Уайта, так и у Эллен Уайт нормализовались, хотя, Эллен, прожившая несколько десятилетий дольше своего мужа, под водительством Божиим, дошла до более полной кондиции в этом вопросе, и она свое влияние оказала и на всю церковь в этом понимании. Утверждая равенство Христа с Отцом, Джеймс эхом отзывался на то, что его жена написала за восемь лет до этого.

В следующей главе рассмотрим, что Библия говорит о Триединстве Бога.

1. Schwarz and Greenleaf, Light Bearers, 53-54. НаиболееподробноенасейденьисследованиемиллерианствапослеРазочарования, егорасколираспадсм. вработе Merlin D. Burt, «The Historical Background, Interconnected Development, and Integration of the Doctrines of the Sanctuary, the Sabbath, and Ellen G. White’s Role in Sabbatarian Adventism from 1844 to 1849» (Ph.D. dissertation, Andrews University, 2002), 60-272.

2. James White, Day-Star, January 24, 1846, 25.

3. E. G. White, Early Writings, 77.

4. James White, Life Incidents [1868], 343.

5. (Ellen G. White, «Testimony 17 (1869),» в Testimonies for the Church, 9 vols. (1855-1909; переиздание Mountain View, CA: Pacific Press, 1948), 2:200; ср. «The Son of God was in the form of God, and he thought it not robbery to be equal with God» (E. G. White, Spirit of Prophecy [1877], 2:10)).

6. James White, «The Faith of Jesus,» Review and Herald, Aug 5, 1852, p. 52.

7. James White, «The Two Bodies,» RH Oct. 12, 1876, 116; ср. Froom, Movement of Destiny, 178.

8. James White, «Christ Equal with God,» Review and Herald, Nov. 29, 1877, p. 72.

9. Ellen G. White, «The First Advent of Christ,» Review and Herald, Dec. 17, 1872, par. 4

10. Battle Creek, MI: SDA Publishing Association, 1877), 9-10; ср. E. G. White, «Bible Study,» Review and Herald, Jan 11, 1881, par. 3

11. Урия Смит Thoughts on the Revelation Battle Creek, MI: SDA Publishing Association, 1865, 59

12. Battle Creek, MI: Review and Herald, 1898), 17, 12.

13. Ellen G. White, «An Appeal to the Ministers,» Review and Herald, August 8, 1878, par. 4; Ellen G. White to E. J. Waggoner and A. T. Jones, Feb. 18, 1887 (Letter 37, 1887), in Manuscript Releases,15:25, par. 3 (also in idem, 1888 Materials, 28.3); idem, «‘Search the Scriptures.’ John 5:39,» in Youth’s Instructor, August 31, 1887, par. 1; idem, «The Truth Revealed in Jesus,» Review and Herald, Feb. 8, 1898, par. 2.

14. E. G. White, «Christ Our Only Hope, Signs of the Times, Aug. 2, 1905, переизданиев E. G. White, Selected Messages, 1:226-228.

15. Ellen G. White, Great Controversy (1888 ed.), 524.Ср. утверждениеЭ. Дж. Ваггонераотом, что «нашейцельювэтомисследованииявляетсядоказательствоправомерногоравенстваХристасОтцом, чтобыЕгоискупительнаясилаполучилалучшуюоценку» (Christ and His ighteousness [Oakland, CA: Pacific Press, 1890; facsimile reprint, Riverside, CA: The Upward Way, 1988].

16. Signs of the Times, Oct. 14, 1897, par. 3.

17. Ellen G. White, Patriarchs and Prophets (1890), 36.

18. E. G. White, Spirit of Prophecy, vol. 1 (1870), 17.