11. Небесное святилище

Итак, мы продолжаем наше исследование. В прошлой главе мы выяснили, что книга Откровение огромное внимание уделяет Божьему суду — суду, который представлен Библией в двух фазах. На суде, который происходит до Пришествия Христа, судятся святые Всевышнего, они являются ответчиками. Это суд кассационный. Святые Всевышнего уже были осуждены, и притом несправедливо. Теперь в Верховном небесном суде идет пересмотр их дела. Истец – диавол, он предъявляет на них претензии, но Адвокат выигрывает судебный процесс; и все те, кто доверил Ему свою судьбу при жизни, выйдут с этого суда оправданными. Если мы с Христом, — этого суда нам бояться не следует.

На втором суде, который произойдет после Пришествия Христа, на скамье подсудимых окажутся все нечестивые во главе с диаволом и его ангелами. Именно об этом суде Иоанн пишет, цитируя слова Христа: «Истинно, истинно говорю вам: слушающий слово Мое и верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную, и на суд не приходит, но перешел от смерти в жизнь» (Иоан.5:24). Верховный суд, который будет приговаривать всех неверных к вечной смерти, — не коснется тех, кто отдал свою жизнь в руки Божии и перешел от смерти в жизнь. Эту тему мы уяснили. Давайте теперь раскроем тему о небесном святилище. Мы вновь обратимся к тем семи светильникам, которые Иоанн увидел, оглянувшись назад:

12. Я обратился, чтобы увидеть, чей голос, говоривший со мною; и, обратившись, увидел семь золотых светильников (Откр.1:12).

Семь светильников. Да, эти семь светильников в Новом Завете приобретают новое значение. Христос объясняет Иоанну, что означают эти семь светильников, — это семь церквей; и сам Христос ходит посреди этих светильников. Но когда первые христиане читали про светильник, — куда были направлены их взоры? Что они сразу вспоминали? О чем у них защемило сразу в сердце? Ностальгия о чем? Мы говорили, что книга Откровение написана в 90 — ые годы, а в 70 году произошло очень страшное событие для еврейского народа. Гордость Иерусалима, основа иудейской религии, иудейский храм — был разрушен. Для евреев это — величайшая трагедия. Это было для них большим ударом. Семисвечник из храма был вынесен, и колонна римских воинов торжественно, победоносно пронесла его по Риму; и затем он исчез навсегда. Ко времени написания книги Откровение прошло уж немного больше двадцати лет. Иоанн обращает свой взор, и вот, пожалуйста, Иоанн видит семисвечник. Вопрос: где он его видит? Земного храма уже нет, и семисвечник римляне унесли. Он видит его там, где он видит и другую храмовую утварь.

Так, например, в Откр. 8:3 говорится о том, что он видит золотой жертвенник благовонных курений и кадильницу:

3 И пришел иной Ангел, и стал перед жертвенником, держа золотую кадильницу; и дано было ему множество фимиама, чтобы он с молитвами всех святых, возложил его на золотой жертвенник, который перед престолом (Откр. 8:3).

Об этом также записано в 9 главе 13 стих:

13 Шестой Ангел вострубил, и я услышал один голос от четырех рогов золотого жертвенника, стоящего перед Богом (Откр. 9:13).

А 11 глава 19 текст говорит нам о том, что Иоанн видит и ковчег завета. Ковчег, о котором сегодня ходят всякие сплетни и слухи. Одни говорят, что он в Ираке, другие говорят, — он в Эфиопии, а третьи вообще говорят, что его закопали под стенами Иерусалима в тоннели Езекии. Всякие разговоры, но Иоанн видит ковчег завета ни где-нибудь в Эфиопии или в археологических раскопках, а в 19 стихе 11 главы он пишет:

19 И отверзся храм Божий на небе и явился ковчег завета Его в храме Его…(Откр.11:19).

Иоанн видит храм Божий на небе; и мало того, он видит и всю утварь, которая там. Мы конечно понимаем, что земная храмовая утварь не была каким-то образом перенесена на небеса, но в описанном видении все это предстало перед взором Иоанна, и эту информацию он передал народу, и ностальгия по земному храму невольно охватила искренних и верных иудеев.

А о чем говорит эта храмовая утварь, которую Иоанн увидел на небе? Вряд ли она там на небе именно такая буквальная, это мы все понимаем, ведь земные предметы храма имели какой-то символ. Но Иоанн видит теперь небесные реалии в образе земных предметов. Но что это все означает? А то, что Иоанн обращается к верующему народу с очень важной вестью ободрения. Разрушение храма больно ударило как по иудеям, так и по христианам. Потому что очень многие христиане продолжали ходить в храм. Павел в своих посланиях постепенно готовит христианский народ к тому, что многие моменты, связанные с ритуалами, постепенно уйдут. Но мы видим на основании книги Деяний Апостолов, что из храма-то христиане не ушли, особенно те, кто жил в Иерусалиме.

Вы помните, когда Павел пришел в Иерусалим, — ему сказали, что у нас есть те, которые рьяно чтут закон; пойди с ними, принеси жертвы. И он пошел с христианами в храм. То есть, этот процесс перехода от Ветхого Завета, от ритуальной прообразной формы к пониманию того, что совершил Иисус, он длился порядка сорока лет. Христиане продолжали посещать Иерусалимский храм; и поэтому разрушение храма было для них весьма болезненно. Но Иоанн выходит с вестью ободрения к народу и говорит: «Не переживайте, земной храм разрушен, но это же была всего лишь модель, а настоящий храм где? Он на небе».

И вот эта мысль о храме на небе, этот мотив небесного храма красной нитью проходит через всю книгу Откровение. И хотя мы не имеем конкретного оглавления, но вот эти моменты являются как бы знаковыми вехами, в которых мы четко можем увидеть структуру и содержание книги именно с позиции и перспективы небесного святилища. Для того чтобы понять служение в небесном святилище, — надо очень четко изучить Ветхозаветное прообразное служение, ведь каждая деталь, любое служение в земном святилище — нашли свое исполнение в небесном святилище. Давайте вспомним, что было самым важным, самым главным в земном святилище?

Трудно как-то выделить важное из того, что все важно. И агнец играл важную роль. И священник, и первосвященник играли не последнюю роль. И вся утварь в храме тоже не маловажная. И заключительное служение первосвященника в Святом святых по очищению святилища играло свою ключевую роль. Но эта храмовая утварь, все задействованные лица в служении в храме,- сами по себе ничего фактически с грехами и с прощением грехов не совершали, разве что давали только намек на то служение, на истинное служение, которое должно совершиться в истинном небесном храме. Это словно счетные палочки для первоклассника, это как наглядное пособие для познания того, что должно совершиться в самом деле. А что должно было совершиться в реальном его исполнении? Тень должна была встретиться с крестом, прообраз – с исполнением прообраза.

Давайте раскроем некоторые ветхозаветные символы, где они нашли свое исполнение? Кого олицетворяет агнец, тот агнец, которого приносили в жертву? Иоанн называет Иисуса Агнцем Божиим. Действительно, жертва Иисуса является исполнением тех многолетних ритуалов, которые проводились в храме, в результате которых были принесены в жертву тысячи агнцев; и все они указывали на свое исполнение в Новом Завете, когда Иисус исполнил это на Голгофе. И вот, этот образ встречается в книге Откровение. Посмотрите, в 5 главе у нас говорится о книге, которая находится за семью печатями. Мы читаем, что Иоанн плакал, и даже много плакал о том, что не нашлось достойного раскрыть эту книгу. И один из старцев указывает Иоанну (в 6 стихе) на Агнца, как бы закланного, и этот Агнец, оказывается, получает право открыть печати. Здесь мы видим, как ветхозаветный образ агнца находит свое воплощение в Новом Завете в Голгофской жертве Иисуса.

Есть еще одна роль, немаловажная роль в Ветхозаветном святилище, это роль первосвященника. В Новом Завете раскрывается нам этот Ветхозаветный образ. Возьмем Евр. 9:11-12:

11. Но Христос, Первосвященник будущих благ, придя с большею и совершеннейшею скиниею, нерукотворенною, то есть не такового устроения,

12. и не с кровью козлов и тельцов, но со Своею Кровию, однажды вошел во святилище и приобрел вечное искупление.

Оказывается — Христос является и Агнцем и Первосвященником. Мы не будем в рамках этой темы останавливаться на значении всей утвари храмовой, на всех тех деталях служения в храме. Но я уверяю вас, что все — все они нашли свое исполнение в Новом Завете. И если что-то еще не исполнилось, то оно непременно исполнится.

Что нас больше всего еще интересует, так это служение Первосвященника в небесном святилище. В земном святилище служение совершалось в Святом отделении в течение всего года, и лишь раз в году первосвященник совершал служение в Святом святых. Это не маловажная доктринальная деталь, и ее нам в этой теме надлежит раскрыть. Но нам надо увидеть не только то, как в книге Откровение раскрывается служение Первосвященника в небесном святилище, но и то, как параллельно этой службе совершается небесный суд. Эти темы очень тесно связаны. Но прежде я приведу пример.

Когда мы смотрим какой-либо художественный фильм, то можем, если мы умеем мыслить аналитически, заметить, как построен фильм. Обычно перекликаются два, а иногда и больше сюжета. Например, показывается короткий сюжет одной семьи, затем другой. И где-то потом они пересекаются, эти семьи встречаются, затем снова короткими такими вот фрагментами показывают их по отдельности. Или, например, военный фильм. Показывают, как один командир совещается со своими офицерами, потом вводит режиссер совещание вражеских генералов, и наконец, перед нашим взором предстает сама битва. Этот метод подачи событий, происходящих в одно время, — оправдан. Не будут же показывать пол фильма одну сторону, все — все события войны от ее начала до конца, а потом всю войну со стороны противника. Мысли разбегутся.

События истории, христианской истории, всей этой борьбы со злом, с сатаной, вся эта эпопея в книге Откровение преподана таким же стилем. Идут параллельно небольшими фрагментами образы служения в небесном храме и образы Божьего суда. И эти события очень тесно переплетены между собой и практически сливаются воедино, только воедино в двух аспектах. Один аспект, это служба в небесном храме, другой – суд Божий. Образ Божьего следственного суда (первого суда) у нас записан в Дан. 7 главе, который находит свое исполнение, практически, в Откровении с 1-18 главы. Параллельный образ, служба в небесном святилище, находится в 8 главе Даниила. Если в Откровении эти две службы идут фрагментами параллельно, то в Даниила каждой службе отведена целая глава.

О суде мы уже много говорили, целая тема была посвящена ему. Нам предстоит еще много посвятить раскрытию темы о небесном святилище.

Начнем снова с первой главы Откровения:

12. Я обратился, чтобы увидеть, чей голос, говоривший со мною; и, обратившись, увидел семь золотых светильников

13. и, посреди семи светильников, подобного Сыну Человеческому, облеченного в подир и по персям опоясанного золотым поясом:

Следующий 14 стих мы уже читали. Он привел нас как раз к 7 главе Даниила. А вот куда нас ведет 13 стих? Во что был облечен Сын Человеческий? В подир. Подир это длинное до пят льняное одеяние. Ап. Павел пишет об Иисусе в посл. к Евреям, что Он является Первосвященником. Но заметьте, одеяние Сына Человеческого в Откр. 1:13 радикально отличается от одеяния первосвященника в земном храме. Давайте прочитаем описание одежды земного первосвященника:

2. И сделай священные одежды Аарону, брату твоему, для славы и благолепия.

3. И скажи всем мудрым сердцем, которых Я исполнил духа премудрости, чтобы они сделали Аарону одежды для посвящения его, чтобы он был священником Мне.

4. Вот одежды, которые должны они сделать: наперсник, ефод, верхняя риза, хитон стяжной, кидар и пояс. Пусть сделают священные одежды Аарону, брату твоему, и сынам его, чтобы он был священником Мне (Исх. 28:2-4).

Это одежда, которую обычно носил первосвященник. Она была сделана из голубой и червленой шерсти и из крученого виссона. А виссон это тоже шерсть, только высококачественной обработки. Но в Откровении у Него простой подир. Ни ефода нет. Ефод — это жилетка, на которую прикреплены 12 камней по числу колен сынов Израилевых. На голове Первосвященника из Откровения нет кидара. Кидар — это головной убор с табличкой, на которой написано «Святыня Господня». Этого всего на Первосвященнике из Откровения нет, но одет Он в простую льняную одежду. О чем это говорит? 16 глава Левит раскрывает нам эту тайну. Читая ее, мы видим, что совершая служение в Святом святых раз в году, а это 10 день 7 месяца, в этот единственный день в году первосвященник одевался в особую одежду, вот в такую вот простую льняную одежду, у евреев она называлась подера, по-русски — подир:

2 И сказал Господь Моисею: скажи Аарону, брату твоему, чтоб он не во всякое время входил во святилище за завесу пред крышку, что на ковчеге, дабы ему не умереть, ибо над крышкою Я буду являться в облаке.

3 Вот с чем должен входить Аарон во святилище: с тельцом в жертву за грех и с овном во всесожжение;

4 священный льняной хитон должен надевать он, нижнее платье льняное да будет на теле его, и льняным поясом пусть опоясывается, и льняной кидар надевает: это священные одежды; и пусть омывает он тело свое водою и надевает их (Лев.16:2-4).

Единственный раз в году первосвященник, совершая очищение святилища от всех грехов сынов Израилевых, одевал вот эту простую льняную одежду. Этот ритуал очищения святилища на иврите называется ЙОМ ХА КИПУРИМ. Сегодня иудеи просто говорят ЙОМ КИПУР, упуская определенный артикль ХА. Это тот день, когда первосвященник снимает грех со всего святилища, или производит очищение святилища от грехов, которые в нем собирались на протяжении всего года.

Но, каким же образом грехи народа попадали в святилище, и как происходило очищение святилища? В течение года всякий израильтянин, совершавший грех, мог прийти к входу скинии собрания и на жертвеннике принести жертву. Священник, служивший в святилище, съедая мясо жертвенного животного, практически заносил кровь и грех этого человека внутрь святилища. Таким образом, святилище как бы вбирало в себя грехи всего народа на протяжении всего года. Лев.16:16 описывает нам, что первосвященник должен был один раз в году очистить святилище от нечистот сынов Израилевых и от преступлений их во всех грехах их.

16 И очистит святилище от нечистот сынов Израилевых и от преступлений их, во всех грехах их. Так должен поступить он и со скиниею собрания, находящеюся у них, среди нечистот их (Лев.16:16).

Очищение святилища или удаление грехов народа Божьего из святилища происходило тогда, когда первосвященник заходил за завесу, отделяющую Святое от Святого святых. Мы можем представить себе эту картину: вот он от семисвечника движется по направлению к завесе через жертвенник благовонных курений, где он берет полную кадильницу угольев и заходит за завесу в Святое святых. Заходя за завесу, первосвященник кропил кровью жертвы, последней жертвы за грех, на ковчег; и после этого все грехи народа, в конце концов, переносились на козла, на которого выпадал жребий, чтобы отпустить его в пустыню; он так и назывался «козел отпущения».

В небесном святилище происходит то же самое. Великий небесный Первосвященник одет в это же льняное простое одеяние, в этот подир (я не думаю, что на небе у Христа такие буквальные одежды, давайте подходить к этому вопросу без предвзятостей, Он в том символе, который был показан Иоанну).

В Откр.11:19 мы видим открывшуюся завесу и видим в Святом святых ковчег завета. Я надеюсь, что вы поняли вот эти две составляющие, эти два совершающихся действия: очищение небесного святилища и небесный суд, которые происходят до Пришествия Христа. Суд направляет нас прямо к 7 главе Даниила. Очищение Святилища направляет нас непосредственно к 8 главе книги Даниила, к 14 стиху. В книге Даниила дано пророчество на эти две составные небесного служения, а в Откровении описано исполнение этого пророчества. Давайте прочитаем Дан. 8:14. Этот текст дает нам видение того очищения, которое происходит в небесном святилище:

14 И сказал мне: «на две тысячи триста вечеров и утр; и тогда святилище очистится» (Дан. 8:14).

Здесь говорится о промежутке времени, равному 2300 вечеров и утр, по истечении которых святилище очистится. В одной из глав мы уже наиподробнейшим образом делали раскладку этого периода в 2300 вечеров и утр на его составные части. Период 2300 вечеров и утр закончился 22 октября 1844 года; и с этого периода на небе начался следственный суд над мертвыми, над теми, кто заключил завет с Богом и является претендентом на первое воскресение мертвых.

А теперь нам остается лишь резюмировать эту тему.

РЕЗЮМЕ

1. Когда первые христиане читали про светильник, куда были направлены их взоры? Что они сразу вспоминали? О чем у них защемило сразу в сердце? Ностальгия о чем?

2. Иоанн пишет, что он видел храм Божий на небе; и мало того, он видел и всю утварь, которая там.

3. Что было самым главным в земном святилище? Трудно как-то выделить важное из того, что все важно. И агнец играл важную роль. И священник, и первосвященник играли не последнюю роль. И вся утварь в храме. И заключительное служение первосвященника в Святом святых по очищению святилища.

4. Кого олицетворяет агнец, тот агнец, которого приносили в жертву? Иоанн называет Иисуса Агнцем Божиим.

5. Есть еще одна роль, немаловажная роль в Ветхозаветном святилище, это роль первосвященника. В Новом Завете раскрывается нам этот Ветхозаветный образ «Но Христос, Первосвященник будущих благ, придя с большею и совершеннейшею скиниею, нерукотворенною, то есть не такового устроения, и не с кровью козлов и тельцов, но со Своею Кровию, однажды вошел во святилище и приобрел вечное искупление (Евр. 9:11-12).

6. Каким образом грехи народа попадали в святилище? В течение года всякий израильтянин, совершавший грех, мог прийти к входу скинии собрания и на жертвеннике принести жертву. Священник, служивший в святилище, съедая мясо жертвенного животного, практически заносил кровь и грех этого человека внутрь святилища. Таким образом, святилище как бы вбирало в себя грехи всего народа на протяжении всего года.

7. Что делал земной первосвященник в судный день? Единственный раз в году первосвященник совершал очищение святилища от всех грехов сынов Израилевых. Совершая это служение, — он одевал вот эту простую льняную одежду. Этот ритуал очищения святилища на иврите называется ЙОМ ХА КИПУРИМ. Сегодня иудеи просто говорят ЙОМ КИПУР, упуская определенный артикль ХА. Это тот день, когда первосвященник снимает грех со всего святилища, или производит очищение святилища от грехов, которые в нем собирались на протяжении всего года.

В следующей главе нам предстоит разбить книгу Откровение на две части: историческую и эсхатологическую.