6. Семь эпизодов

В ВИДЕНИЯ (10 ст. 2ч. – 20 ст.)

После слов: «Я был в духе…» (10 ст. 1ч.) – начинается описание Иоанном самого видения. Семь ключевых утвердительных глаголов до конца первой главы определяют семь эпизодов видения. Давайте рассмотрим каждый эпизод в отдельности.

ПЕРВЫЙ ЭПИЗОД (10 ст. 2ч.)

«Слышал позади себя громкий голос, как бы трубный» (10 ст.2 ч.). Ключевой глагол «слышал».

Самое первое восприятие Иоанном Того, Кто явился ему в видении, произошло через слуховой рецептор. Позади себя он услышал вдруг громкий голос как бы трубный. Что-то новое, неожиданное произошло в восприятии Иоанна. Он отвык от громкой речи. Обычно узники общаются между собой приглушенным полу слышным голосом: мало ли, чьё-то лишнее, не посвященное в разговор ухо, услышит их сокровенную речь. Но здесь тишину нарушил вдруг чей-то громкий голос. Он совершенно не похож и на сухой хриплый крик надзирателя.

Все это было для старца-узника совершенно неожиданным в данной обстановке; это было чем-то контрастирующим обычной речи патмосских заключенных. Иоанн не знает даже, с чем сравнить этот весьма громкий голос, ведь в то время не было ни усилителей, ни громкоговорителей.

Что же может так громко звучать? Только труба. Но это — не труба. Этот звук по громкости и по тембру был только подобен трубе, но это был чей-то голос. И хотя он был громкий, в то же время он был нежный, дружеский, притягивающий. Если что-то громкое и приходилось Иоанну слышать на острове, так это морской прибой. Волны с грохотом бились о скалистый берег острова. Но громкий плеск прибоя не был раздражающим. Хотя этот звук и громкий, но вполне можно провести время отдыха под шум и плеск вод многих; поэтому немного позже Иоанн сравнит голос Явившегося ему также и с шумом вод многих.

ВТОРОЙ ЭПИЗОД (10 ст. 3ч. – 11 ст.).

«Который говорил: Я есмь Альфа и Омега, Первый и Последний. То, что видишь, напиши в книгу и пошли церквам, находящимся в Асии: в Ефес, и в Смирну, и в Пергам, и в Фиатиру, и в Сардис, и в Филадельфию, и в Лаодикию» (10ст. 3ч. – 11 ст.). Ключевой глагол «говорил».

Громкий голос, как бы трубный, оказался не просто громким шумом, — это была понятная для Иоанна речь. И самое первое, что он услышал, были слова: «Я есмь Альфа и Омега». Прежде чем открыться Патмосскому узнику и предстать перед ним видимым образом, небесный Посланник открылся в речи, подобной трубному звуку или напоминающей шум вод многих. И прежде чем Иоанн что-либо или кого-либо увидел, он уже получил повеление: «То, что видишь, напиши в книгу и пошли членам малоазиатских церквей».

Церквей в Малой Азии, да и в других местах цивилизованного мира того времени, было, конечно, намного больше, чем семь, перечисленных в 11 стихе. Естественно, члены и других церквей с радостью желали бы получить весточку от любимого Спасителя. Христиане и Милита, и Иерополя, и Колосса, городов, расположенных неподалеку от перечисленных семи, и Антиохийцы, и Коринфяне, и Верийцы, и Фессалоникийцы, и Филиппийцы, и Римляне — не были лишены интереса к этому пророчеству; да и до нас дошла эта весть, и мы с радостью читаем и изучаем это пророчество, хотя мы не входим в число членов тех семи церквей малоазиатских городов. Но почему же тогда повеление «Первого и Последнего» прозвучало: пошли церквам, находящимся в Асии, и именно только в Ефес, и в Смирну, и в Пергам, и в Фиатиру, и в Сардис, и в Филадельфию, и в Лаодикию? Об особом значении церквей именно этих семи городов мы узнаем другой раз.

А теперь:

ТРЕТИЙ ЭПИЗОД (12 ст. 1ч.)

«Я обратился, чтобы увидеть, чей голос, говоривший со мною» (12ст. 1ч.). Ключевой глагол «обратился».

Человек устроен так, что имеет потребность в полном восприятии внешней среды. Его внутренним запросам недостаточно только слышать, он хочет еще и видеть того, чей голос он слышит. Если в начале еще прошлого века человек мог часами наслаждаться слушанием патефона, потом уже и радиоприемника, магнитофона, то живущего в XXI – веке уже не заставишь просто так сидеть и упиваться звуками, исходящими из динамика. Сегодня, если он и поймал волну радиоприемником, он слушает только между прочим делом: за рулем (и то умудряются приспособить автомобильный телевизор) или на кухне, готовя обед (да и хозяйки не лишены желания перетащить на кухню какой-нибудь старенький телевизор, — им слишком скучно без мыльно-пузырных сериалов). Человек хочет видеть того, кто ему говорит, и он изобрел телевидение, видеомагнитофон, компьютер. Эту потребность Бог вложил человеку, дав ему не только уши, но и глаза. Иоанн не был удовлетворен первым восприятием. Он обратился в сторону, откуда исходил голос, чтобы увидеть того, кто с ним говорил.

Четвертый эпизод, средний из семи, самый обширный, это момент непосредственного созерцания символического Христа. Давайте этот трогательный момент встречи оставим для рассмотрения на самый конец.

А теперь:

ПЯТЫЙ ЭПИЗОД (17 ст. 1ч.)

«И когда я увидел Его, то пал к ногам Его, как мертвый» (17ст. 1ч.) Ключевой глагол «пал».

Этот опыт пережил не только Иоанн. И другие пророки, видевшие в видении представителя Неба, в оцепенении и страхе падали ниц пред Святым, например, Даниил. Мы читаем:

«И остался я один, и смотрел на это великое видение, но во мне не осталось крепости, и вид лица моего чрезвычайно изменился, не стало во мне бодрости.

И услышал я глас слов его; и как только услышал глас слов его, в оцепенении пал я на лицо мое и лежал лицом к земле.

Но вот, коснулась меня рука и поставила меня на колени мои и на длани рук моих.

Когда он говорил мне такие слова, я припал лицом моим к земле и онемел» (Дан. 10:8-10,15).

Так что удивляться здесь нечему. Если Даниил оцепенел от голоса Ангела, явившегося ему, то перед взором Иоанна предстал сам Иисус Христос в прославленном символическом теле.

ШЕСТОЙ ЭПИЗОД (17 ст. 2ч.)

«И Он положил на меня десницу Свою» (17ст.2ч.) Ключевой глагол «положил».

Иоанн слышит, видит и наконец осязает. Это самый трогательный, самый близкий момент встречи с Христом. Он ощущает нежное прикосновение к своему плечу правой руки Христа.

СЕДЬМОЙ ЭПИЗОД (17 ст.3ч. – 20 ст.)

«И сказал мне: не бойся; Я есмь Первый и Последний,

И живой; и был мертв, и се, жив во веки веков, аминь; и имею ключи ада и смерти.

Итак, напиши, что ты видел, и что есть, и что будет после сего.

Тайна семи звезд, которые ты видел в деснице Моей, и семи золотых светильников есть сия: семь звезд суть Ангелы семи церквей; а семь светильников, которые ты видел, суть семь церквей» (17ст. 3ч. – 20 стих). Ключевой глагол «сказал».

Вот таковы были шесть эпизодов. Как вы помните, четвертый, средний эпизод из семи, мы оставили на рассмотрение в самый конец. Мы его в конце и рассмотрим, а теперь обратим внимание еще на один факт:

2 — СЕМЬ ФРАЗ ПРЯМОЙ РЕЧИ ИИСУСА (10ст.2ч. – 11; 17ст.2ч. – 20 ст.)

В первой главе мы обнаруживаем семь фраз, которые высказал Христос Иоанну. Прямая речь, которая началась в 10 стихе, прерывается описанием того, что Иоанн видел, но с 17 стиха она вновь продолжается. В 10 и 11 стихах мы уже рассмотрели две фразы прямой речи Иисуса:

1 – фраза была:«Я есмь Альфа и Омега, Первый и Последний» (10 стих, 2 часть).

2 – фраза была:«То, что видишь, напиши в книгу и пошли церквам, находящимся в Асии: в Ефес, и в Смирну, и в Пергам, и в Фиатиру, и в Сардис, и в Филадельфию, и в Лаодикию» (Откр 1:11).

Теперь, после слов: «И сказал мне», — мы обнаруживаем еще пять фраз. И в сумме мы, таким образом, имеем семь фраз Христа, сказанных Иоанну. Давайте рассмотрим остальные пять фраз.

3 – фраза:«Не бойся» (Откр. 1:17ст. 2ч.)

Иисус спешит ободрить растерянного и испуганного Иоанна. Положив правую руку на его плечо, Он говорит: «Не бойся». Этим выражением Первый и Последний, Сам лично или через посланников, не раз и не два ободрял церковь или отдельно избранных мужей. Этот ободряющий призыв, между прочим, 365 раз упомянут в Библии. Этим семибуквенным словосочетанием «не бойся» Бог ободряет нас, получается столько, сколько в году дней. Каждый день по одному ободрению. И так из года в год. Но я приведу сейчас из этих 365–ти хотя бы семь текстов:

1.«Не бойся, муж желаний, мир тебе» (Дан. 10:19).

2.«Не бойся, малое стадо»! (Лк. 12:32).

3.«Не бойся, дщерь Сионова»! (Ин. 12:15).

4.«Не бойтесь и не страшитесь» (Ис. 44:8).

5.«Но Иисус тотчас заговорил с ними и сказал: Ободритесь; это Я, не бойтесь» (Мф. 14:27).

6.«И услышавши, ученики пали на лица свои и очень испугались. Но Иисус, приступив, коснулся их и сказал: встаньте и не бойтесь» (Мф. 17:6).

И наконец, наш текст: «И когда я увидел Его, то пал к ногам Его, как мертвый. И Он положил на меня десницу Свою и сказал мне: не бойся» (Откр. 1:17).

Скажите, страх Иоанна был оправдан или нет? В его поведении было нечто негативное, или то, что Иоанн пал к ногам Христа как мертвый, было естественным, нормальным явлением? Или он не должен был бояться или страшиться вообще ничего и никого? А как же тогда вот эти, например, семь текстов?

1.«Бойся Бога твоего» (Лев. 19: 14).

2.«Но ты бойся Бога» (Еккл. 5:6).

3.«Господа Бога твоего бойся» (Втор. 6:13).

4.«Бойся Господа, и удаляйся от зла» (Прит. 3:7).

5.«Всех почитайте, братство любите, Бога бойтесь, царя чтите» (1Петр. 2:17).

6.«Только бойтесь Господа и служите Ему истинно» (1Цар. 12:24).

7.«Убойтесь Бога и воздайте Ему славу» (Откр. 14:7).

Но может страшиться Бога должны только нечестивые? А праведным нечего страшиться и бояться Его? А? А как же тогда насчет таких семи текстов?

1.«Бойтесь Господа, святые Его» (Пс. 33:10).

2.«Да боится Господа вся земля; да трепещут пред Ним все, живущие во вселенной» (Пс. 32:8).

3.«Ангел сказал: не поднимай руки твоей на отрока и не делай над ним ничего, ибо теперь Я знаю, что боишься ты Бога и не пожалел сына твоего, единственного твоего для Меня» (Быт. 22:12).

4.«Начало мудрости – страх Господень» (Пс. 110:10).

5.«Страх Господень – источник жизни» (Прит. 14:27).

6.«Да будет страх Господень на вас» (2 Пар. 19:7).

7.«Собери народ, мужей, и жен, и детей, и пришельцев твоих, которые будут в жилищах твоих, чтоб они слушали и учились, и чтобы боялись Господа, Бога вашего, и старались исполнять все слова закона сего;

И сыны их, которые не знают сего, услышат и научатся бояться Господа, Бога вашего, во все дни, доколе вы будете жить на земле, в которую вы переходите за Иордан, чтоб овладеть ею» (Втор. 31:12-13).

Таким образом, призыв убояться Бога, иметь страх Господень, — звучит ко всем людям, как к нечестивым, так и к народу Божьему.

Скажите, как выйти из этого тупика? Как решить эту экзегетическую проблему? Бояться и страшиться ли нам Бога или нет? Бог есть Бог любви, или это объект страха? Страх Господень – это нечто негативное, или это положительное явление? Как совместить, ну, например, вот эти два антитетических, казалось бы, текста?

1 – й текст:«Итак, возлюбленные, имея такие обетования, очистим себя от всякой скверны плоти и духа, совершая святыню в страхе Божием» (2 Кор. 7:1).

2 – й антитетический первому текст: «В любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх, потому что в страхе есть мучение. Боящийся несовершенен в любви» (1Иоан.4:18).

Мы в тупике?! Но развязка, оказывается, есть, она в том, что существует два вида страха: первый страх – панический, когда смятение внезапно охватывает человека или сразу многих людей. Второй страх – это страх благоговения. О паническом страхе нечестивых мы читаем:

«И войдут люди в расселины скал и в пропасти земли от страха Господа и от славы величия Его, когда Он восстанет сокрушить землю» (Ис. 2:19).

Праведному таким паническим страхом бояться Бога нечего. И нечестивых, преследующих нас, также бояться нечего. Бог с нами, и Он нас укрепит.

Благоговейный же страх, — это чувство почтения, уважение Бога; и в то же время ощущение своего ничтожества перед Его Величием. Ап. Павел призывает верующих к этому виду почтения:

«Будем служить Богу с благоговением и страхом» (Евр. 12:28).

А вот текст, в котором сразу два вида страха: «И сказал Моисей народу: не бойтесь; Бог пришел, чтобы испытать вас и чтобы страх Его был пред лицом вашим, дабы вы не грешили» (Исх. 20:20).

Это была третья фраза Иисуса Христа, которую Он сказал упавшему как мертвому к Его ногам Иоанну: «Не бойся».

4 – фраза:«Я есмь Первый и Последний» (Откр. 1:17ст. 3ч.).

Продолжая Свою речь, Христос вновь представляется: «Я есмь Первый и Последний», подчеркивая Свою Божественную природу.

5 – фраза:«И живой; и был мертв, и се, жив во веки веков, аминь; и имею ключи ада и смерти» (Откр. 1:18).

В сравнении со всеми богами — выдуманными людьми и самозванцами — Иисус Христос имеет полный контраст. Он живой в отличие от богов каменных, деревянных и глиняных. Он был мертв ради искупления человечества. Но Он не остался мертвым, как боги – самозванцы. Он воскрес «и се, жив во веки веков». И это «Аминь», это верно и истинно. И мало того, — Он «имеет ключи ада и смерти»; и все, уповающие на Него, будут также непременно воскрешены для продолжения жизни вечной.

6 – фраза:«Итак, напиши, что ты видел, и что есть, и что будет после сего» (Откр. 1:19).

В этих словах Христа мы видим мысль: «Иоанн, поскорей утешь борющуюся церковь. Всё, что ты видел – напиши». А что Иоанн видел на тот момент, когда он лежал как мертвый у ног Христа и внимал ободряющей речи Спасителя? Он созерцал Самого Христа. И вот эту обстановку и было дано повеление ему описать. И не только это, но и всё то, что еще будет показано в дальнейших видениях.

7 – фраза:«Тайна семи звезд, которые ты видел в деснице Моей и семи золотых светильников есть сия: семь звезд суть Ангелы семи церквей; а семь светильников, которые ты видел, суть семь церквей» (Откр 1:20).

Предвидя, по всей видимости, недоумение Иоанна, озадаченного тем, что же означают эти звезды и таинственные светильники, Христос дает объяснение: «Звезды – это Ангелы, руководители церквей, которых Я в свою очередь держу в Своей руке; а светильники, среди которых Я хожу и горение которых поправляю, это сами церкви, свет от которых разливается на окружающих людей».

Вы заметили, как Иисус постепенно вводит пророка, а через него и нас, в мир таинственности, в среду пророческих символов? Разъясняя один из первых символов, Он дает понять, что и дальнейшим тайнам надлежит дать соответствующее, заложенное в них значение. Нечто идентичное мы находим в пророчестве Даниила. В обоих пророчествах как-то одинаково постепенно усекречиваются пророческие видения; и чем дальше — тем трудней их понять. Если взять первое видение, данное Навуходоносору об истукане (2 гл. Дан.), то, заметьте, о Вавилонском царе и о самом царстве дается ясное недвусмысленное толкование: «Ты – это золотая голова» (Дан. 2:38). Все просто и понятно. Но значения других частей истукана уже частично засекречены. И лишь сегодня, с позиции наших дней, зная историю мировых государств, не трудно догадаться, что означает серебро, медь и железо истукана.

О козле же из 8 главы Даниила, особенно о том злополучном небольшом роге, среди богословов разных школ имеются уже разномыслия; и на эту тему не одно столетие ведется горячая полемика.

Дальнейшие пророчества еще больше усложнены. Например, 2300 вечеров и утр, 70 седмин, особенно их взаимосвязь, 11–ая глава.

А если взять предпоследний стих Даниила: «Блажен, кто ожидает и достигнет тысячи трехсот тридцати пяти дней» (Дан. 12:12). Ну, никакой точки опоры. Нет ни начала отсчета периода, ни исторической обстановки, определяющей его конец, даже нет намека на причину для блаженства. Буквально все закодировано.

Я не хочу сказать, что надо быть экзегетом – виртуозом, чтобы понять глубины пророчеств. Бог хочет, чтобы мы у Него испрашивали значение труднопонимаемых пророческих символов, и Он с удовольствием откроет их Своим рабам, что и произошло в большей степени после разочарования 1844 года, когда горсточка доверяющих Богу проводила дни и ночи в молитвенном духе, ища значения многих библейских пророчеств, до того времени им непонятных. И Бог им открывал. Как Он им открывал? Он побуждал их к исследованию всей Библии. И тщательно с молитвой изучая ее, перед их взором вырисовывались значения пророчеств, как книги Даниила, так и книги Откровение.

Когда мы будем рассматривать Откровение дальше, мы увидим, что не все пророчества будут так ясно расшифрованы, как в 1–й главе. И к их пониманию надо будет также подходить в молитвенном духе.

Итак, рассматривая семь эпизодов 1-й главы, в седьмом эпизоде мы обнаружили семь фраз Иисуса Христа, и мы их рассмотрели.

Вы помните, что четвертый, средний из семи эпизодов, мы пропустили с тем, чтобы рассмотреть его в самом конце? К этому моменту мы подошли. Это самый волнующий эпизод: Момент созерцания таинственного, всего в символах, Иисуса Христа. Итак:

ЧЕТВЕРТЫЙ ЭПИЗОД (12 ст. 2ч. – 16 ст.)

«И, обратившись, увидел семь золотых светильников

И, посреди семи светильников, подобного Сыну Человеческому, облеченного в подир и по персям опоясанного золотым поясом:

Глава Его и волосы белы, как белая волна, как снег; и очи Его – как пламень огненный;

И ноги Его подобны халколивану, как раскаленные в печи, и голос Его – как шум вод многих.

Он держал в деснице Своей семь звезд, и из уст Его выходил острый с обеих сторон меч; и лицо Его – как солнце, сияющее в силе своей».

Ключевой глагол «увидел».

Что особенное мы можем увидеть в этом описании представленного в символе Иисуса Христа?

3 — СЕМЬ ЧАСТЕЙ ТЕЛА

Ни больше и ни меньше, а ровно семь частей тела упомянуты Иоанном в явившемся ему Христе:

1. Перси.

2. Волосы головы.

3. Очи.

4. Ноги.

5. Десница.

6. Уста.

7. Лицо.

4 — СЕМЬ СЛАВЯНИЗМОВ

Что не менее интересно, то же самое мы обнаруживаем и в отношении славянизмов (слов, вошедших в русский язык из старославянского языка): ни больше и ни меньше, а семь слов – славянизмов мы обнаруживаем в этом пророчестве первой главы (в синодальной Библии).

Дело в том, что когда готовился текст синодального перевода к изданию (в 1876 году он был издан), то эти славянизмы, хотя и исчезли уже почти из обихода в русском языке, здесь все же они были оставлены. Заменить их современными русскими словами переводчикам казалось чем-то кощунственным. Заметьте, даже сегодня как-то неловко было бы сказать, что Бог «пальцем написал Свой Закон на каменных плитах». Мы и сегодня скажем: «Перстом Бог написал на каменных скрижалях, и Моисей положил их не в ларец, а в ковчег».

Эти семь слов старославянского происхождения требуют некоторое объяснение или перевод на современный русский язык, потому что на сегодняшний день они ушли уже в архаизм. Вот они эти семь слов и их значение на современном русском языке:

1. Перси – грудь (напр.: наперсник у первосвященника = нагрудник).

2. В`олна – шерсть (не волн`а, а в`олна – тонкорунная белая шерсть).

3. Очи – глаза (напр.: очки, окуляр).

4. Десница – правая рука (одесную – направо, по правую сторону; в то время как шуйца – левая рука, ошуюю – налево, по левую сторону).

5. Уста – рот, губы (напр.: устная речь).

6. Есмь – глагол-связка, который ныне полностью утратил своё употребление в русской грамматике.

7. Се – указательная частица, означающая: Вот.

5 — СЕМЬ СРАВНЕНИЙ

Рассматривая этот текст (12-17ст. 1ч.), мы находим сравнения, к которым прибегает Иоанн, описывая символического Христа. Их также ни меньше и ни больше, а ровно семь. На них мы остановимся более обстоятельно.

1 – ПЕРВОЕ СРАВНЕНИЕ (13 стих).

«Посреди семи светильников увидел подобного Сыну Человеческому, облеченного в подир и по персям опоясанного золотым поясом» (Откр. 1:13).

«Подобный Сыну Человеческому» или просто «Подобный Человеку». Иоанн знаком со Христом, как с Человеком, с Которым он провел совместно три с лишним года. Христос не стал являться ему во всей славе Неба. Если Иоанн в этой обстановке пал к ногам Христа как мертвый, то что было бы с ним, если бы он увидел Христа во всей Его славе и величии?! Но, тем не менее, хотя Христос и явился как Человек, Его внешний облик говорил всё же о Его величии. Он был облечен в подир – это льняная одежда, ниспадающая до пола, которую носили израильские первосвященники в своем служении Богу в Святом Святых святилища в судный день (см. Лев. 16:2-4). Во Христе, истинном Первосвященнике, исполнилось то, прообразом чего были земные первосвященники.

По персям Христос был опоясан золотым поясом. Ничего необычного вы здесь не находите? Пояс мы привыкли видеть на талии. Так некоторые художники и изображают Христа из книги Откровение, но это не правильно. Он был опоясан золотым поясом по персям, по груди.

Сокрыт ли здесь какой-либо символ? Чтобы ответить на этот вопрос, давайте посмотрим, что носили на груди иудейские первосвященники, которые были прообразом истинного небесного Первосвященника. То, что они носили на груди, так и называлось «наперсник», то, что носят на персях, на груди. Вот что мы читаем в книге Исход 28 глава:

2 Сделай священные одежды Аарону, брату твоему, для славы и благолепия.

15 Сделай наперсник судный…из золота, из голубой, пурпуровой и червленой шерсти и из крученого виссона сделай его.

17 И вставь в него оправленные камни…

21 Сих камней должно быть по числу имен сынов Израилевых, двенадцать…

29 И будет носить Аарон имена сынов Израилевых на наперснике судном, у сердца своего.

Вы поняли теперь, почему подобный Сыну Человеческому был опоясан не по талии, а по груди? Если земной первосвященник носил сынов Израилевых на груди, ближе к сердцу, то этот золотой пояс на груди Христа – это мы, духовный Израиль, да и не только мы, а люди всех веков, боящиеся Господа и чтущие Его имя. И там, где-то близко у сердца Христа, вписано ваше и мое имя. Не символ ли это той самой памятной книги, в которую наши имена вписываются при заключении завета с Богом?! (см. Мал.3:16).

Христос опоясан нашими именами. Мы дороги Ему больше всего. Мы – это те, которые отозвались на Его призыв, и пришли к Нему, и Он искупил нас. Это только мы, порой неблагодарные, можем вдруг опоясаться доверием Бога где-то в области живота и, как Исав, за чечевичную похлебку продать преимущество Божьего благословения. Но Иисус так жаждет, чтобы мы впустили Его на трон своего сердца, и Он долго стоит и стучит, пока мы Его впустим.

Пример: Однажды один доблестный солдат наполеоновской Армии был тяжело ранен вражеской пулей. Пуля застряла где-то в области сердца. Когда хирург делал ему операцию и искал застрявшую пулю (тогда еще медицина не была знакома с анестезией), он воскликнул: «О, милейший, Вы уже совсем близко добрались до моего императора!» Этим он хотел сказать, что с императором в сердце он жил и шел в бой и готов был умереть за него.

Хотели бы и вы также жить с Христом в груди? А мы готовы умереть за Него, если это потребуется ради спасения дела Божия? Христос не только был готов умереть за нас, Он это совершил; и наши имена, для Него драгоценные, как золото – у Него на груди.

Мы читаем дальше, что еще было на наперснике у ветхозаветного первосвященника, кроме двенадцати драгоценных камней с вырезанными на них именами сынов Израилевых:

«На наперсник судный возложи урим и туммим, и они будут у сердца Ааронова, когда будет он входить во святилище пред лицо Господне; и будет Аарон всегда носить суд сынов Израилевых у сердца своего пред лицом Господним» (Исх. 28:30).

Христос — истинный Первосвященник — служил не только в первом отделении Небесного Святилища. С 1844 года Он одел урим и туммим и совершает суд. Когда на небесном суде произносится имя человека, представленного на рассмотрение, Христос взывает: «Он сожалел о своих грехах, он раскаялся в них. Моя кровь, она омыла его. Да будет оставлено имя его в книге жизни. Да будет он со Мною всю вечность».

Может ли Христос сказать так о тех, кто не впустил Его в свое сердце? Имя того не вписано в книгу жизни или вычеркнуто из нее, и его нет на груди Христа. Вам хочется быть настолько близко к Христу, словно на Его груди? Мне тоже хочется. А мы этого преимущества и не лишены!

ВТОРОЕ СРАВНЕНИЕ (14 ст. 1ч.).

«Глава Его и волосы белы, как белая волна, как снег».

Голова Христа бела не от седины. Белизна Его волос означает чистоту Его характера.

Пример: Многие девушки сегодня пытаются стать блондинками, осветляя волосы на голове. Очевидно — они где-то вычитали, что в большинстве своем блондинки более добрые, милые и с более мягким, уравновешенным характером, чем брюнетки. А парней больше привлекает женская доброта и миловидность; и на эту искусственную приманку девушки и рассчитывают. Но искусственное осветление волос, заметьте, не делает лучшим характер, чем он есть на самом деле. Один мальчик спросил как-то маму:

-Почему у этой тети такие волосы?

— О, сынок, она их красит.

— Красит?! – удивился малыш.

— А почему она красит только корни волос в черный цвет?

Да, как ни крась волосы, как их ни осветляй, — они все же лезут такими, какие они есть. И характер наш никакая искусственная облуда не в силах прикрыть. Мы, как тот волк в овечьей шкуре, вскоре покажем свои зубы и истинную «окраску» нашего характера.

Христос же чист как белая тонкорунная шерсть. Если этого нам недостаточно, Иоанн сравнивает волосы на голове Христа еще со снегом. Есть ли что-либо белее снега? Наверное, нет. Всё остальное, как племянница моя однажды, когда ее спросили: «Какого цвета у этого дяди машина?» — ответила: «Темно – темно белая». Есть ли у нас надежда из темно- темно белых стать чисто-чисто белоснежными (не волосами, конечно, на голове, а характером)? Вы не задумывались: откуда берется снег? Это испарения из воды: и горькой, и соленой; из болота и из грязных луж и т.д. Но мороз превращает испарения в белоснежные звездочки.

Христос и нас хочет извлечь из болота грязи аморальности и сделать чистыми и белоснежными. Вы хотите этого? Я тоже. А мы и этой возможности не лишены.

ЧИСТЫЙ ЛИСТ

Передо мной бумаги лист.

Он чист, как капелька росы.

Хоть на словах я тоже чист, —

В душе моей нет той красы.

Я, как и все — борюсь, грешу;

Греша, вновь каюсь и молюсь,

Дать силы мне Творца прошу,

Но под откос опять качусь.

О, где ж вакцину от греха

Найти, чтоб лист свой не марать;

Да чтобы грешная труха

Могла листом вновь чистым стать.

Вакцина есть – на небесах.

Наверно, мало я молюсь?!

Хоть стон души и на устах,

Но я на месте всё топчусь.

Всосался, словно кровосос,

Грех в фибры сердца и души.

О, помоги, Иисус Христос,

Сам на листе души пиши!

(Стихотворение автора)

ТРЕТЬЕ СРАВНЕНИЕ (14 ст. 2ч.)

«Очи Его –как пламень огненный» (Откр. 1:14ст.2ч.).

Скажите: Каково свойство огня?

Он светит, согревает,

Сушит, испаряет,

Плавит, жарит и сжигает.

Этих семи глаголов для примера достаточно? Пламенные очи Христа всё это совершают. Они либо плавят наши черствые сердца, либо разогревают духовную жизнь. Они испаряют нас из болота и грязи, делая чистой утренней росинкой. Они освещают нам путь. Они сжигают и уничтожают грехи, о которых мы сожалели и сокрушались в них перед Богом. Либо может произойти совершенно иная картина.

Иоанн Креститель об этом проповедовал:

7. Увидев же Иоанн многих фарисеев и саддукеев, идущих к нему креститься, сказал им: порождения ехиднины! Кто внушил вам бежать от будущего гнева?

8. Сотворите же достойный плод покаяния.

10. Уже и секира при корне дерев лежит: всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь.

11. Я крещу вас в воде в покаяние, но Идущий за мною сильнее меня; я не достоин понести обувь Его; Он будет крестить вас Духом Святым и огнем;

12. Лопата Его в руке Его, и Он очистит гумно Свое и соберет пшеницу Свою в житницу, а солому сожжет огнем неугасимым (Матф. 3:7,8,10,11,12).

Перед нами альтернатива: либо Христос крестит нас Духом Святым и очистит огнем испытаний, либо мы будем сожжены как солома огнем неугасимым. Вот что произойдет с семью сословиями людей, перечисленными в Откр. 6:15-17:

«И цари земные (1) и вельможи (2), и богатые (3) и тысяченачальники (4) и сильные (5), и всякий раб (6) и всякий свободный (7) скрылись в пещеры и ущелья гор.

И говорят горам и камням: падите на нас и сокройте нас от лица Сидящего на престоле и от гнева Агнца;

Ибо пришел великий день гнева Его, и кто может устоять»? (Откр. 6:15-17).

В тот день грешник, не раскаявшийся в своих грехах, не оставивший свою порочную жизнь, не выдержит огненного взора Грядущего на облаках небесных. В какой группе хотели бы быть вы в тот день? Я тоже в первой. Пусть лучше сейчас Его жгучие, пламенные очи, обжигая, обличают меня и исправляют, чем в тот великий день бежать от Его всепронизывающего взора к горам и камням, умоляя их скрыть нас от взора Сидящего на престоле.

ЧЕТВЕРТОЕ СРАВНЕНИЕ (15 ст. 1ч.)

«И ноги Его подобны халколивану, как раскаленные в печи».

Что такое «халколиван»? Это особый род твердой ливанской меди. Что может означать этот символ? Может ли он означать благоуспешность Евангельской проповеди через Христовых посланников — рабов Его — для возвещения которой нужны ноги, как бы из твердой меди; нужно рвение столь же горячее, как горяча раскаленная в печи медь? А почему бы и нет?! Мы читаем:

«Как прекрасны на горах ноги благовестника, возвещающего мир, благовествующего радость, проповедующего спасение» (Ис. 52:7).

Ноги Христа «раскалились» докрасна от хождения по Палестине с проповедью Евангелия. А наши? Они хотя бы чуть-чуть нагрелись об асфальт в хождении на миссионерском поприще? Ах, да, у нас же сегодня автомобили! Тогда хоть на миллиметр мы стерли шины колес, возвещая людям трехангельскую весть?

Хотели бы мы, чтобы и у нас ноги были подобны халколивану, как раскаленные в печи? Мы и этой возможности не лишены – разогреться у Того, Кто является нашим лучшим примером и, наконец-то, выступить вперед и встать на путь возвещения трехангельской вести.

ПЯТОЕ СРАВНЕНИЕ (15 ст. 2ч.)

«И голос Его как шум вод многих» (Откр. 1:15ст. 2ч.)

О значении этих слов мы уже частично говорили. Стоит лишь поставить риторический призывной вопрос: хотели бы вы, чтобы ваш голос при возвещении Евангелия был громким как труба, но не назойливым, а подобным шуму вод многих, подобным тому, как прибой, успокаивающий нервы? Хотя волны с силой и шумом бьются о скалистый берег, но этот шум не надоедает. Я очень хотел бы, чтобы мой голос был как шум вод многих. А вы? И этой возможности мы не лишены. У нас есть небесный Учитель!

ШЕСТОЕ СРАВНЕНИЕ (16 ст. 2ч.)

«И лицо Его – как солнце, сияющее в силе своей».

Я помню еще со школьной скамьи фрагмент из поэмы Некрасова «Мороз, Красный нос», где автор в апофеозе русской крестьянки усматривает исчезающий тип «величавой славянки»:

Их разве слепой не заметит,

А зрячий о них говорит:

«Пройдет — словно солнце осветит!

Посмотрит — рублем подарит!»

Да, действительно, этот тип не только женщин, но и мужчин исчезает. Как мало сегодня таких нежных, приятных человеческих взглядов. Сегодня быстрей можно было бы спеть с Аллой Борисовной:

«А ты такой холодный,

Как айсберг в океане…»

Взор же Христа совершенно иной. Его взор добрый, притягивающий. Общаться с Ним хочется, и никогда не надоедает. Но вы скажете: «Так сегодня же Христа нет среди людей!» Как можно видеть Его лицо, как солнце, сияющее в силе своей? А? Как вы ответите на этот вопрос? Мы называемся христианами. Подобно тому, как посол является лицом своей страны, так и мы – христиане — лицо Христа, лицо Небесной страны, вид на жительство которой мы имеем.

Ваши лица сияют как солнце в силе своей? Моё наверно – не всегда. А хотели бы вы, чтобы по вашему образу слагали стихотворения? Что-то вроде:

«Посмотрит – Христом взгляд горит.

Во взоре любовь, не сгорая, —

Горит, и горит, и горит,

И свечка любви всё не тает,

А светит, сверкает и всех согревает!»

Я бы хотел, чтобы обо мне так говорили. А вы? Лишены ли мы этой возможности? Я думаю, нет.

СЕДЬМОЕ СРАВНЕНИЕ (17 ст.1ч.)

«И когда я увидел Его, то пал к ногам Его, как мертвый» (Откр. 1:17ст.1ч.).

Какой контраст между описанием подобного Сыну Человеческому и просто рабом Его Иоанном, который пал к ногам Его как мертвый. Подобный Сыну Человеческому предстал в первосвященнических одеяниях. Он был облечен в величие и славу; а Иоанн, раб Его, лежал перед величием Неба, как мертвый. Это и есть тот благоговейный страх, о котором мы говорили раньше. Что мы, грешные, испорченные, деградированные люди, в сравнении со Святым, Праведным и Чистым Богом?! Ничто… Мы – рабы Его. Как противоположно это еще и тому, что люди сделали с именами давно ушедших из жизни людей. Сколько сегодня святых, которые заполнили канон и отодвинули на задний план самого Христа, принизив Его заслуги и отдав предпочтение деве Марии и многим другим «святым».

Вот одна притча: Пришла как-то женщина в храм помолиться; припала к лику пресвятой Богородицы и изливает душу. Прошел час… два… Вдруг сзади подходит Иисус, нежно кладет руку на плечо и говорит ей: «Поговори со Мной хоть немного…». Женщина оборачивается и отвечает: «Не мешай, Иисус, видишь, я разговариваю с твоей матерью!»

Кого хотите возвеличить вы: людей, возводя их в ранг святых (чаще всего посмертно)? А может себя? Или Христа? Я тоже хочу воздать должные почести Тому, Кто воистину их достоин, — Иисусу Христу.

Вот таковы были все семь сравнений.

6 — ОБОЮДООСТРЫЙ МЕЧ (16 ст.2ч.)

Остался вне нашего внимания один текст:

«Из уст Его выходил острый с обеих сторон меч» (Откр. 1:16ст. 2ч.)

В категорию «сравнений» его не поставишь; к «славянизмам» — не отнесешь. Описывая эту деталь, Иоанн не прибегает и к сравнению; он не пишет, что из уст Христа выходит нечто подобное мечу. Нет, он говорит прямо: «Из уст Его выходит острый с обеих сторон меч». Что это за меч, который выходит из уст Того, Кто есть Альфа и Омега? Мы читаем:

«И шлем спасения возьмите, и меч духовный, который есть Слово Божие» (Ефес. 6:17).

Недаром Христос провозглашает о Себе: «Я есмь Альфа и Омега» — весь Алфавит, потому что из уст Его исходит Слово Божие, и эта функция дает Ему звание, как Иоанн в 19 гл. Откровения и называет Его в 13 ст.:

«Имя Ему: Слово Божие» (Откр. 19:13).

Вот в таком символе предстал перед Иоанном в видении Иисус Христос. Я думаю, в этих символах мы можем многому научиться у Христа, чтобы нам, как христианам, быть похожими на Того, имя Которого мы носим.

7 — РЕЗЮМЕ К 6 – й ГЛАВЕ

Резюмируем эту тему семью мыслями:

1 – мысль. Человек устроен так, что имеет потребность в полном восприятии внешней среды. Его внутренним запросам недостаточно только слышать, он хочет еще и видеть того, кого он слышит. Эту потребность человека Бог вложил ему, дав не только уши, но и глаза. Иоанн не был удовлетворен слуховым восприятием, он обратился в сторону, откуда исходил голос, чтобы увидеть того, кто с ним говорил.

2 – мысль. В видении первой главы мы обнаруживаем семь фраз, которые произнес Христос Иоанну.

3 – мысль. Бояться и страшиться ли нам Бога или нет? Бог есть Бог любви, или это объект страха? Страх Господень, — это качество негативное, или это положительное явление? Отвечая на эти вопросы, мы выявили, что существует два вида страха: страх панический и страх благоговения.

4 – мысль. Ни больше, ни меньше, а ровно семь частей тела упомянуты Иоанном в явившемся ему Христе.

5 – мысль. Что не менее интересно, то же самое мы обнаруживаем и в отношении славянизмов. Ни больше и ни меньше, а ровно семь слов старославянского происхождения фигурируют в пророчестве первой главы (это, конечно, только в Библии Синодального перевода).

6 – мысль. Иоанн, описывая символического Христа, прибегает к семи сравнениям, из которых мы можем почерпнуть для себя немало поучительного.

7 – мысль. По персям Иисус был опоясан золотым поясом. Золотой пояс на груди Христа — это наши имена.

Ободряюще это звучит? Наши имена на груди Христа! А находим ли мы Христу уголочек в нашем сердце? И какое отводим Ему место в нем? Эти вопросы для нашего личного размышления. Да благословит нас Господь в этом выборе.