7. Два этапа – примирение и освящение

Продолжим эту тему с того, что приверженцы группы 1888 года утверждают, якобы со смертью Христа все человечество получило спасение. Конечно, мы не соглашаемся с ними именно вот в такой трактовке. Но мы верим, что смерть Христа имеет всеобщее или вселенское влияние, но в каком смысле? Вот об этом мы и поразмыслим.

В области христианского богословия мы говорим о благодати, как об общей благодати, а также об освящающей благодати. Общая благодать, это работа Бога для всего человечества без исключения, и эта благодать исходит только от Бога и не требует посвящения веры человека. Когда мы говорим об общей благодати, что мы имеем в виду? Мы говорим о заслугах Христа, которые достигают не только каждого человека, но и каждый уголок нашей земли. Благодаря заслугам Христа Бог заботится о сотворенных Им существах. Он заинтересован в Своем творении, и Он сострадает всем в этом мире. Бог в любви Своей и облака низводит, чтобы дождь пролился на землю; и воздух, которым мы дышим, постоянно окружает нас. Это Божья благодать. И жизнь наша поддерживается на земле также по благодати Божией. И все это благодаря заслугам Христа на кресте. Если бы Христос не умер, мы не жили бы, так как возмездие за грех — смерть, смерть навеки. Но мы живем.

Самая главная цель благодати Божией, чтобы примирить нас с Небом. Именно это мы имеем в виду, когда говорим о вечной жизни, потому что грех разрушает жизнь, а Христос пришел чтобы даровать нам жизнь. Это результат смерти Христа. Бог посредством Духа Святого совершает основную работу спасения или восстановления человечества. Вы помните, что сказано в книге Дан.2:21? — «Бог изменяет времена и лета, низлагает царей и поставляет царей». Бог не оставил мир на произвол судьбы. Жизнь нашего мира не безразлична Ему. Политическая ситуация в нашем мире может быть не до конца уж опасной. Это благодаря смерти Христа Дух Божий все еще на земле контролирует опасные явления в обществе. И Дух Божий сдерживает проявление злой природы человека. Но все это вне зависимости от посвящения веры человека. Бог, таким образом, благословляет всю планету. Все это Он совершает для блага человечества, и все это мы называем благодатью Божией. Как результат смерти Христа Дух Божий непрерывно работает на нашей земле над сердцами грешников, обращая их внимание на крест Христа, привлекая их к нему.

Иисус сказал: «Когда Я вознесен буду от земли, всех привлеку к Себе» (Ин. 12:32),

Петр, проповедуя соотечественникам, заявил:

«Итак Он, быв вознесен десницею Божией и приняв от Отца обетование Святого Духа, излил то, что вы ныне видите и слышите» (Деян. 2:33).

«Когда Я буду вознесен, Я всех привлеку к Себе». Это очень серьезное заявление Христа. После вознесения Христа эта функция входит в компетенцию Святого Духа – убеждать все человечество и привлекать его взор на крест Христа, а это наиболее сложная работа когда-либо кому- либо порученная. Богу гораздо легче было сотворить человека из ничего, чем изуродованное грехом человеческое существо вернуть в прежнее состояние. Глубоко неправы те, кто заявляет, что Бог спас все человечество без участия в этом воли самого человека. Да, Бог сделал со Своей стороны все для примирения с человечеством, но без добровольного принятия, без воли человека, без участия обеих сторон полного примирения не произойдет. Таков характер Бога. Ему в Его вечном царстве не нужны безвольные роботы, которые спасены без их доброй воли. Поэтому функция Духа Божия — показать все ничтожество человека, чтобы человек почувствовал себя виновным. И Дух Божий продолжает работать над его сознанием. И вот когда человек почувствовал это состояние, Дух говорит: «Посмотри туда на крест. Вот там твое спасение». И Дух это делает постоянно вне зависимости от посвящения нашей веры. Это общая благодать или просто благодать как мы ее называем.

Наши друзья из группы 1888 года почему-то не делают этого различия; и они верят, что благодать включает в себя и примирение, и оправдание, и спасение всех людей, и что это все произошло со смертью Христа, и все сразу и без участия одной из сторон. Нет и еще раз нет. Примирение происходит только после того как Дух Божий говорит: «Посмотри туда»! И человек видит Христа. Дух начинает влиять на этого человека, чтобы он почувствовал нужду во Христе, как единственную возможность выйти из этого состояния, в котором он оказался. Он должен осознать, что это единственный путь для него. Человек принимает решение отдать себя Богу. Дух Божий не говорит ему: Посмотри туда, ты уже спасен, не отвергай это спасение, которое ты уже имеешь. Дух Божий позволяет ему прежде почувствовать себя ничтожным.

Да, проблема человеческой расы в том и заключается, что человек думает, что с ним все в порядке. Но Дух Святой побуждает его: если ты не взглянешь туда, то ты погиб и при том навеки. Вот это общая благодать Божия. Она сделала все и продолжает делать все возможное, чтобы примирить человека с Небом. И кто-то уже примирен с Богом, кто-то нет, и это примирение продолжается.

Но и это еще не все. Нам нужно еще что-то для того, чтобы разделить общение со святым Богом во всю вечность. Мы читаем:

«И от полноты Его все мы приняли и благодать на благодать» (Ин. 1:16).

О какой второй благодати пишет Иоанн? Что за благодать нам необходима еще кроме общей благодати, которую Господь нам также дал?

Давайте приведем пример: Когда в 1953 году умер И. Сталин, была большая амнистия. Были освобождены и политические и уголовные преступники. Но что случилось дальше? Почти все попали обратно. Почему? Одной благодати мало для преступника. Его надо было не только выпустить на свободу, но и научить жить на свободе, что должно было произойти не без его воли.

Человеку не достаточно одной благодати, чтобы простить ему все его грехи и объявить его праведным и посаженным на небесах. После покаяния и примирения с Богом человек продолжает жить на этой грешной земле, и вы думаете, что грех его больше не влечет к себе? Сколько раз падала Мария Магдалина? Сколько раз ей прощались грехи ее? Сколько раз она была оправдана? Но до тех пор, пока она не ухватилась за ту благодать, которая не только прощает прошлые грехи, но и дает силы для победы над грехом, она спотыкалась и падала.

«И дал нам благодать на благодать». На языке богословия первая благодать дает нам возможность быть на небесах, а вторая делает нас пригодными жить на небе. Наше участие в этом акте? Как в первом, так и во втором аспекте спасения нам остается только лишь принять этот дар. Скажите, можно назвать это работой с нашей стороны? Нет. Это наша заслуга? Тоже нет. Но будет ли кто-либо принимать решение за нас? Будет ли Христос принимать решение вместо нас и за нас, отдавать нам сердце Богу и служить Ему или служить дьяволу? Решение — принять дар его любви — только за нами. За нас Христос праведной жизнью жить тоже не будет. Он все сделал для нас, чтобы именно мы жили праведной жизнью. Есть в этом какая-то наша заслуга? Нет. А кто же будет доверять Богу и соблюдать его Закон? Только мы. «Блаженны те, которые соблюдают заповеди Его, чтобы иметь им право на древо жизни и войти в город воротами» (Откр. 22:14). Но чьей силой? Своей? Нет. «Все могу в укрепляющем меня Иисусе Христе» (Фил. 4:13). Кто все может? Я. Чьей силой? Не свой, конечно.

Поэтому существует универсальный аспект или всеобщий аспект, связанный со смертью Христа. И нам нужно признать это. Но этот аспект не той природы, который представляют наши друзья из движения 1888 года.

Давайте теперь откроем несколько библейских текстов, которые используются теми, кто представляет движение 1888 года.

2 Кор. 5:14 стих и ниже до конца главы.

14 текст — это ключевой текст. 14 Ибо любовь Христова объемлет нас, рассуждающих так: если один умер за всех, то все умерли.

«Один умер за всех», — это очень легко понять. Но когда говорится: «Все умерли», — тогда мы должны спросить себя: Что значит: «все», и как они умерли? Как умерло все человечество, в каком смысле умер уже тот, кто еще сегодня даже не родился? Нашим друзьям из движения 1888 года ответить на этот вопрос самим трудно. Они предлагают все принять на веру; мол, так написано, значит, будь как малое дитя и только верь. Одна бабушка, когда ее атеисты спрашивали: «И ты веришь, что кит проглотил Иону»? – ответила: «Да, верю, и если бы в Библии было написано, что Иона проглотил кита, я бы и этому поверила». Хорошо, что этого в Библии не написано. А вот о том, что Лазарь находится на лоне Авраама, — написано; и многие также с детской наивностью верят в это буквально.

Да, вопрос: «В каком смысле все человечество умерло во Христе», — сопряжен с трудностями для его буквального понимания, как и вопрос Лазаря на лоне Авраама. Ответ труден еще и в том, что для такого толкования надо понимать, что все человечество было живо, когда Христос умер, иначе как мертвый может снова умереть? А Библия говорит, что люди не живые, а мертвые в своих грехах и преступлениях, поэтому естественное состояние человеческого существа, — они духовно мертвы. Как они тогда объяснят, что все умерли? Что ли духовные мертвецы еще раз умерли со Христом? Или мертвые духовно умерли со Христом второй смертью? Христос воскрес от второй смерти. Он единственный, Кто воскрес от второй смерти. От второй смерти никто не воскреснет, ни падшие ангелы, ни люди. Так в каком же тогда смысле все человечество умерло во Христе?

А вы рассмотрите, и при том очень внимательно, этот библейский текст и параллельно посмотрите, что этот же апостол в другом месте говорит на эту тему, и вы найдете ответ: Как человеческие существа умерли в результате смерти Христа, как они умирают во Христе? Мы обратимся к Рим.6:2-4:

2 Мы умерли для греха: как же нам жить в нем?

3 Неужели не знаете, что все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились?

4 Итак мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни.

Вот она оказывается, какова символика нашей смерти. Вот она смерть во Христе Иисусе. Но она отличается от смерти Христа. Христос умер за нас грешников второй смертью. А мы умираем для греха. Вот она развязка-то: мы, принимая крещение, умираем со Христом и во Христе. Мы были живыми для дискотеки, для увеселительных компаний и сжигали свечу своей жизни со всех сторон. Но вот мы узнали о Христе и умерли в Нем. Для чего? Для греха. Христос умер за нас, а мы для греха, но мы умерли для греха не сами, а во Христе. А когда мы умерли? Тогда, когда в смерть Христа крестились. Это слова Павла, комментирующие его же слова: «Во Христе». Принимая крещение, вы участвуете в смерти Христа. Другого пути нет.

Давайте возьмем восьмой текст:

8 Если же мы умерли со Христом, то веруем, что и жить будем с Ним,

«Если мы умираем со Христом…». И вот это умирание со Христом начинается тогда, когда мы крестимся, потому что через крещение мы становимся частью Христа, и мы умираем с Ним, и выходя после крещения, мы начинаем жить новой жизнью. Это умирание и возвращение к жизни. Именно так Библия объясняет феномен: «Во Христе».

А как понять, что мы были в Адаме? По природе мы в Адаме. Это не означает, что мы в нем внутри каким-то образом были, как вестники 1888 года иллюстрируют это нахождение всех людей в Адаме матрешкой. И здесь не детская вера нужна, а здравый смысл. Это означает, что мы в таком же состоянии, в котором был Адам. По природе мы принадлежим роду человеческому, который живет в состоянии или в обстоятельствах, в которых находился Адам. Это состояние греха, потому что мы родились в условиях, в которых жил Адам, разделенные с Богом, наследуемые вечную смерть, мертвые по грехам и преступлениям. Все это обстоятельство жизни в Адаме. Это жизнь во грехах; и мы говорим о старой человеческой природе. И вот теперь приходит Иисус. Да, это новый Адам. И Он пришел, чтобы сотворить новый род людей, так как природа, и Адамовы потомки, раса Адама, все отделились от Бога. А новая человеческая раса, она объединена с Богом. Почему? Потому что Христос пришел. Он был человеком, Он был Богом, и в Нем Божественное и человеческое объединилось. Если вы хотите объединиться с Богом, есть единственный путь как вы можете это сделать, надо умереть, и тогда вы вернетесь обратно к жизни, как члены нового человеческого рода во Христе. Это то, что мы проповедуем. Это новое рождение. Вы естественно рождаетесь в условиях, в которых Адам жил, но для того чтобы родиться в нового Адама, вам нужно умереть и вернуться обратно к жизни как новое творение.

Это тема ап. Павла «Новое творение во Христе». В Иисусе теперь вы объединились с Богом. Поэтому мы говорим: «Теперь мы во Христе». И все дары, которые Бог дал Христу: оправдание, прощение грехов, все это во Христе Иисусе; и когда я крестился, — все эти дары стали моими. Это единственный путь спасения: я должен умереть. Именно это ап. Павел говорит во втором послании в пятой главе 14 стихе. Он хотел, чтобы все умерли. Но те, которые в самом деле умерли, это те, которые погреблись со Христом через крещение. Обратите особое внимание на 15 текст: «Он умер за всех, чтобы живущие уже не для себя жили, но для Умершего за них и Воскресшего».

Вот почему вопрос: «Во Христе» так важен. Это центр, это сердце Евангелия. Те, которые во Христе, это умершие через крещение, и они вышли из воды как новое творение.

17 текст: «Итак кто во Христе…», кем он становится? Обратите внимание на деталь, которую Павел вставляет. Не старое творение было завернутое. Вы не можете просто так завернуть, например, практикующего гомосексуалиста в плащ спасения. Нет, он должен умереть для греха, и лишь тогда и только тогда новое творение возвращается к жизни и становится одно со Христом или во Христе, и только тогда этот человек становится соединенным с Богом. И пока он соединен с Богом, он имеет вечную жизнь.

Обратите еще внимание на это выражение: «Если кто во Христе». Здесь не говорится о том, что все уже во Христе. Если кто-то во Христе, тот человек становится новым творением. Все это приходит от Бога, Который примирил нас с Собой Христом Иисусом и дал нам служение примирения. Я хочу, чтобы вы на это обратили внимание. Это доктрина примирения полагает, что человеческий род был в состоянии бунта против Бога, и Павел говорит: Христос пришел, чтобы положить конец этой вражде. И он взял на Себя инициативу спасения. Люди не могут взять на себя инициативу. Они ничего не могли сделать, поэтому Бог взял на Себя инициативу и примирил нас с Собой. Я хочу, чтобы вы обратили внимание на этот глагол: «примирил». Кто примирил и кого примирил? Если по модели вестников 1888 года, то на кресте все уже произошло. Мы уже там примирены. Кому Бог тогда дал это служение примирения? Кого примирять, если все уже примирены?

Давайте посмотрим, чему учит нас Слово Божие. Примирение подразумевает два элемента, первое действие примирения совершилось на кресте. Без Голгофы мы не имели бы возможности для примирения с Богом, теперь эту возможность мы имеем. Но иметь возможность, например, приобрести автомобиль, — это еще не означает, что я его уже имею. Я имею деньги на автомобиль, но я могу за эти деньги купить автомобиль, а могу и прокутить их. Право выбора за мной.

Христос примирил нас там, на кресте. То есть, там Он сделал все со Своей стороны в этом акте примирения, но окончательное примирение там не произошло, потому что примирение требует, чтобы другая сторона прекратила восстание, прекратила бунт. Тогда, когда Христос был вознесен на крест, человеческий род еще не отложил восстание против Бога. Поэтому Павел говорит о том, что на кресте Бог совершил акт примирения. А поскольку Он знал, что человеческий род еще не примирен с Ним окончательно, Он учредил служение примирения, чтобы сейчас мы могли, идя в мир, говорить людям: «Примиритесь с Богом».

Цитирую 20 текст:

20 Итак мы — посланники от имени Христова, и как бы Сам Бог увещевает через нас; от имени Христова просим: примиритесь с Богом.

Здесь не говорится о том, что вы были примирены с Богом. Нет, это не весть, которую мы проповедуем о примирении. Весть примирения вот в чем: вы еще не примирены с Богом. Идите и примиритесь с Богом. Вы видите, какая потрясающая разница. Два утверждения не могут быть истинными. Одно, по всей видимости, ложное.

В 18 стихе говорится: Он примирил нас. Для верующих примирение совершено. Но когда? Тогда, когда они оставили свое восстание и бунт против Бога, вот тогда они и примирились с Ним, ведь Он дал нам служение примирения. Если в 18 тексте сказано, что Бог Иисусом Христом примирил нас с Собой, то в 19 тексте сказано, что Бог во Христе примирил с Собою мир. Я хочу, чтобы вы обратили внимание на эти два стиха. В 18 стихе говорится, что Бог примирил нас христиан с Собой. О ком пишет Павел, говоря: «Он примирил нас»? Он пишет и о себе, как примиренном с Богом, и о коринфских христианах, которые также уже примирены с Богом. Поэтому ничего здесь нет удивительного, что акт примирения описывается прошедшим временем, как совершившийся акт. Да, Павел примирился в Дамаске, а коринфские христиане после проповеди Павла. Наши друзья оппоненты делают упор на прошедшем времени глагола «примирил» и заявляют: вот видите, это Бог все уже совершил: и примирение и оправдание; и снова их ошибка, раз в прошедшем времени, значит на кресте. Нет, это не так.

А вот 19 стих начинается, заметьте, с выражения: «ὅτι — Потому что…».

Когда же речь идет о мире (κόσμος – земля, все человечество), говорится о том, что другого варианта нет для примирения с Богом, как только через смерть Христа. Если в 18 стихе говорится, что Бог дал Иисусом Христом дар примирения людям; мы, Павел и Коринфяне в данном случае, примирились с Богом, потому что Бог во Христе дал это преимущество всем людям на земле (не только еврейскому народу, а всем-всем людям, всему человечеству). То в 19 стихе в греческом варианте слово: «примирил» — καταλλάσσω означает, что действие примирения началось и продолжается. Вот один из современных переводов очень удачно отобразил суть этого греческого слова в данном тексте: «Мы несём послание о том, что Бог через Христа примиряет мир с Собой, не держа грехи людей против них, и о том, что Он поручил нам разнести повсюду послание, которое примиряет людей с Ним» (2 Кор 5:19 – совр. пер.).

В 18 стихе в случае с верующим человеком мы уже примирены с Богом. В прошедшем времени я уже примирен с Богом, потому что на кресте Бог начал процесс примирения, и Он решил, что Он не будет вменять людям преступлений их. Это процесс примирения, который начался на кресте и пришел к полному завершению, когда через служение примирения я приглашен, чтобы привести себя в состояние примирения с Богом. В данном случае два момента примирения: Крест и служение примирения. Первое дало мне возможность примирения; второе приглашает меня примириться с Богом. Почему теперь я могу примириться с Богом? Потому что то, что делало невозможным для меня примириться с Богом, было взято и возложено на Христа. Это мои грехи. Они были возложены на Него, а теперь открылась возможность через жертву Христа по-настоящему завершить этот процесс примирения. Поэтому неверно будет сказать, что на кресте уже все совершилось. Само действие примирения совершилось. Бог разрушил преграды, барьеры, которые делали для меня невозможным примириться с Богом, а теперь, когда я слышу весть о примирении, я слышу, как Бог говорит через его служителей. И Бог говорит мне: «Я готов сделать для тебя все, пожалуйста, примирись». Покаяние предваряет опыт прощения и оправдания. Оно сопровождается исповеданием грехов и крещением (Деян.2:38; 1Иоан.1:9). Это помогает объяснить такой факт: хотя прощение доступно всем, не все будут прощены.

И последний 21стих: «Ибо не знавшего греха Он сделал для нас [жертвою за] грех, чтобы мы в Нем сделались праведными пред Богом».

Именно это и подразумевает вопрос примирения. Христос, Который не знал греха, стал грехом за нас. Своей заместительной жертвой Он открыл для меня и для вас возможность примирения и единения с Богом. Это добрая весть? Да. Слава Богу за этот бесценный дар.

P. S.

Диалог с Василием Жуковым

Vasiliy Zhukov

(Василий цитирует мои слова): «Глубоко неправы те, кто заявляет, что Бог спас все человечество без участия в этом воли самого человека.»

Когда Бог спас на кресте все человечество вы где были брат Александр? И каково ваше участие в том что Бог совершил на кресте 2000 лет назад? Смиритесь в том что вы «ГЛУБОКО НЕ ПРАВЫ» и не переносите с «больной головы на з здоровую»!!!

Александр Серков

(Цитирую слова Жукова): Смиритесь в том что вы «ГЛУБОКО НЕ ПРАВЫ» и не переносите с «больной головы на з здоровую»!!!

Брат Василий, давайте начнем с последней части этого Вашего заявления. Я не совсем понял про головы. Какой смысл Вы вложили в эту поговорку?      

Давайте посмотрим: кто переносит с больной головы на здоровую. Сначала, что значит эта поговорка?

В наше время — это высказывание приобрело такое значение. Сами видите, в какие времена живем. Нет стабильности ни в государстве, ни, как следствие, в жизни людей. Трудно найти работу, постоянная нехватка денег. На этой почве у многих людей возникают еще и проблемы в семье. Человек – это такое существо, которому, чтобы от навалившихся проблем не сойти с ума, хочется кому-нибудь высказаться, излить душу. К кому идут с такими вопросами? К друзьям, знакомым, родственникам. Но проблемы есть у всех и никому не хочется обременять себя еще и чужими заботами. Даже друзья могут отмахнуться, чтобы только не слушать, а тем более не помогать. Они считают, что человек пришел к ним для того, чтобы переложить проблемы с больной головы на здоровую.

Жестокие времена – жестокие нравы. Современная жизнь отучила многих людей быть человечными. Для многих легче отмахнуться от человека, потерять друга, главное не впустить в свою жизнь еще и чужие заботы. Сегодня рады только тем, кто устроен и благополучен в жизни, ведь при необходимости они смогут помочь. Но при этом забывается одна старая истина: «как аукнется, так и откликнется». Если вы постоянно отмахивались от «проблемных» друзей, а общались только с «полезными» людьми, то в один прекрасный момент может случиться так, что вам понадобится помощь ваших благополучных друзей, а они, не желая вникать в ваши проблемы, ответят вам хорошо знакомой фразой: «не перекладывай свои проблемы с больной головы на здоровую».

Теперь посмотрим нашу ситуацию в свете этой поговорки. Церковь АСД вопрос спасения видит в одном определенном ракурсе, Вы – в другом. Было время, когда и Вы и Ваш отец (я помню его) были солидарны с учением церкви. Но вот что-то у Вас случилось с головой (с Вашей точки, она перестала болеть, а с точки зрения поговорки – вдруг заболела) и Вы начали перекладывать с больной головы (в положительном смысле у Вас заболела голова новым учением) на здоровую (на церковь). Я от Вашей головной боли не отмахнулся. Переживаю за Вас. Уже семь тем выставил, чтобы у Вас голова перестала болеть, а Вы вместо того чтобы увидеть и признать свою неправоту, призываете меня смириться. Я не против смирения, но не перед лжеучением.

Таким образом, мы плавно подошли к первому Вашему предложению.

(Цитирую слова Жукова): Когда Бог спас на кресте все человечество вы где были брат Александр? И каково ваше участие в том что Бог совершил на кресте 2000 лет назад?

Давайте посмотрим сначала: где были Вы, Василий, когда Христос спас на кресте все человечество, а потом посмотрим, где был я, и в конце покаемся.

Вы были в то время во Христе по Вашим словам, только не говорите, что это, — по словам Павла. Павел в Дамаске умирал во Христе, а Вы на Голгофе. Вам в таком случае каяться не в чем. А я каюсь, только перед Богом, что в то время (если уж говорить языком образов) плевал в лицо Христа, бил Его по ланитам, смеялся над Ним и говорил Ему язвительные слова. Потом я вбивал Ему гвозди в руки и ноги. А Он шептал в изнеможении сил: «Прости, Отче, Александру».

Но об этом я узнал лишь спустя два тысячелетия и глубоко каюсь пред Ним в том, что я наделал. Да, я не считаю, что тогда я был уже в Нем, но то, что мой грех убил Его, я этого не отвергаю. Теперь я узнал, что Вы, Василий, были во Христе, когда Он умирал. В таком случае я у Вас также прошу прощение за то, что в лице Христа я и над Вами издевался и Вас, находящихся в Нем, тоже убил.           

Григорий Хорошевский

Самое интересное в этой теме то, что комитет по изучению вести 1888г. учит вопреки учению самой вести и главное — библии. Можно добавить ещё несколько нестыковок, например учение о том, что Богу нельзя ничего обещать, поскольку человеческие обеты — это пустое. Библия говорит иначе:» Делайте и воздавайте обеты Господу, Богу вашему; все, которые вокруг Него, да принесут дары Страшному:» Пс.75:12. » Так и нас ныне подобное сему образу крещение, не плотской нечистоты омытие, но обещание Богу доброй совести, спасает воскресением Иисуса Христа» 1 Петр.3:21. Так что весть 1888г. не виновата в том, что её недопонимают уважаемые братья комитетчики.

(Конец диалога после 7 темы)