Как выбрать и использовать иллюстрации?

Выбирайте, исходя из цели Самая важная вещь, о которой ни в коем случае нельзя забывать, пользуясь этим материалом — то, что все эти истории — только лишь иллюстрации. Это не самостоятельные темы для бесед. Другими словами – не стройте свою речь вокруг этих или любых других иллюстраций. Начните с главной мысли, которую вы хотите донести до слушателей, и лишь затем подбирайте или придумывайте историю, демонстрирующую эту идею. Один мальчик, получив от своего отца в качестве подарка лук и стрелы, сразу же захотел испробовать их. Через несколько минут отец вышел во двор и увидел, что его сын выпустил стрелы в несколько мишеней, нарисованных на заборе. С удивлением отец заметил, что во всех случаях сын попал прямо в яблочко. Он сказал мальчику: «Я и не думал, что ты такой меткий стрелок!» Мальчик ответил: «О, это не так уж и трудно. Сначала я выстрелил, а потом нарисовал мишени вокруг стрел». Когда вы используете иллюстрации просто потому, что они хороши и занятны, вы рисуете мишени вокруг стрел. Начните планировать свою речь с главной идеи (мишени). Включайте в беседу какую-нибудь историю, только если она удачно помогает уяснить главную мысль. Запомните, что для разных мишеней нужны разные стрелы. Наполняя свой «колчан» историями, подходите к их выбору с умом. Вместе с каждой историей, приведенной в этой книге, я предложил одну-две темы, которые ими можно проиллюстрировать. Каждую иллюстрацию можно использовать в рамках разных тем. В конце книги вы найдете список тематических разделов, которые помогут вам при выборе историй. Не перестарайтесь! Некоторые идеи настолько очевидны, что просто не нуждаются в иллюстрациях. Однако, истинность вышеприведенного суждения может показаться не такой уж очевидной, поэтому мне следует ее пояснить. Предположим, я встал перед группой слушателей и сказал: «Господь благ». Истинность этого утверждения может оказаться не совсем ясной для некоторых слушателей, поэтому я проиллюстрирую ее какой-нибудь историей, примером или аналогией. С помощью них в воображении людей возникнут картины, показывающие, что мы имеем в виду, говоря «Господь благ». С другой стороны, когда в комнате температура воздуха всего +4˚С, мне совершенно не нужно пояснять это утверждение с помощью истории о человеке, замерзшем на смерть. Это утверждение совершенно очевидно, поэтому использование иллюстрации в этом случае лишь перегрузить речь ненужными деталями. Используя иллюстрации, когда необходимо, не забывайте и о том, что делать это нужно в меру. Для объяснения одной идеи вполне достаточно одной хорошей истории. Слушатели ее лучше запомнят и смогут даже поразмыслить над ней через какое-то время. К примеру, вы с легкостью запоминаете один анекдот, который вам за обедом рассказал ваш приятель — его вы можете даже пересказать потом своим друзьям. Но если ваш приятель рассказал два анекдота, велика вероятность того, что, смеясь над вторым, вы уже забудете содержание первого. Иллюстрации работают по этому же принципу. Если в одной беседе вы используете две или более иллюстраций одну за другой, вполне вероятно, что ваши слушатели очень скоро забудут их все. Недавно я слушал одного спикера, который использовал двадцать с лишним иллюстраций за один вечер. Хотя его речь была довольно занимательной, позже я не мог вспомнить ни одной из его историй. И что более важно — я забыл, какие идеи они разъясняли. Выбирайте иллюстрации с умом. Подчеркните важную мысль, проиллюстрируйте ее, затем переходите к следующей части — или просто остановитесь. Не нагромождайте одну историю на другую, говоря об одной и той же идее. Использовать иллюстрации — словно забивать молотком гвозди — когда гвоздь уже в дереве, вы тут же прекращаете ударять молотком, иначе можно повредить изделие, оставив на нем отметины. Такие же отметины оставляют некоторые спикеры на своих слушателях, перегружая свою речь историями. Не переборщите с объяснениями и выводами после историй. Слушателей оскорбляет, когда спикер делает за них всю умственную работу, «разжевывая» тему. Вы можете помочь им понять вашу идею, выразить ее как можно яснее — подобно пророку Нафану. Но с другой стороны, не объясни Нафан свою историю, Давид и сам бы, подумав немного, дошел бы до ее истинного смысла. Эта история, рассказанная Нафаном, ясна и нам, когда мы не ограничиваем ее значение только применительно ко греху царя Давида. Иисус часто говорил притчами и историями, не сопровождая их объяснениями. Он давал своим слушателям возможность самим немного обдумать и обсудить все между собой. Без сомнения, Христос тем самым побуждал, в первую очередь, и своих учеников возрастать в познании благодаря тому, что им нужно было все время над чем-нибудь размышлять. Конечно, мы пользуемся благами этой стратегии Господа-Учителя. Используйте иллюстрации стратегически! Главная цель использования иллюстрации — объяснить какую-то мысль, но она может быть использована и для других целей. Вы можете применить историю исключительно для того, чтобы, к примеру, удержать внимание слушателей или разнообразить вашу речь. Я всегда с удивлением замечаю, что аудитория, которая откровенно скучает, дремлет на проповеди, рисует каракули на листочках бумаги и переговаривается между собой, вся превращается в слух, когда спикер начинает рассказывать какую-нибудь историю. Как по команде все головы поднимаются. Секунда — и все взгляды устремлены на говорящего. Все откладывают посторонние занятия, и внимание уделяется только проповеди. К сожалению, стоит только спикеру завершить историю, все вновь становится как прежде. Хороший оратор не допускает этого, стараясь выбирать не только интересные истории, но и делать всю свою речь как можно более острой и берущей за душу (не говоря этих слов в самой проповеди). Правильно выбранная иллюстрация заставляет слушателей оставаться «в ключе» речи оратора для того, чтобы понять, к чему тот ведет. Иллюстрации также могут использоваться как переход к новой идее. Другими словами, иллюстрация может сама по себе и не служить объяснению какой-то истины, но помогать говорящему, благодаря тому, что она интересна, забавна или разряжает обстановку, перейти к важной мысли, которую он или она хочет подчеркнуть. Разумеется, для этой цели незаменимы шутки и анекдоты. Я много раз рассказывал иллюстрацию «Свидание в слепую» для того, чтобы перейти к разговору о самооценке или свиданиях. Являясь просто анекдотом, она не должна восприниматься серьезно в отрыве от темы беседы. Как и всякая иллюстрация, она должна быть привязана к цели проповеди и иметь какой-то смысл. И хоть иллюстрации и могут использоваться для удержания внимания или для того, чтобы рассмешить слушателей, если это единственное, чему они служат, то аудитория вскоре запутается и устанет. Как в истории о мальчике, который постоянно кричал «Осторожно, волк!», когда никакого волка рядом не было, слушатели могут в конце концов устать от бессодержательных речей. На одной из встреч мне довелось слышать известного христианского автора, который, выступая на банкете, сыпал анекдотами и историями. Несмотря на то, что некоторые из них были очень интересными, его речь казалась бессвязной — было неясно, к чему он ведет. Он не говорил ни о чем серьезном – а если и говорил, то ему никак не удавалось развить свою мысль так, чтобы его слушатели поняли, о чем он повествует. Он говорил час с лишним, но, хоть ему и удавалось порой рассмешить зал, можно с уверенностью сказать, что публика попросту устала. Больше всего им хотелось домой. Я сделал для себя вывод: этот оратор в какой-то степени общественно опасен — его главной целью было не донести истину, а понравиться аудитории. На протяжении всего выступления он пытался развлекать, а не помогать пониманию важных вещей. Это вполне нормально для профессионального комика, но не для тех, кто ждет серьезного отношения. Правильно выбирайте иллюстрацию! Понятно без слов, что не следует выбирать иллюстрацию, которая не подходить для ваших целей или для конкретной аудитории. Некоторые из истории в этой книге нужно рассказывать с театральным пафосом или чувством юмора. Если ни то, ни другое у вас не получается, то лучше не использовать такие истории. Обдумывая вашу речь и иллюстрацию, задайте себе вопрос: Будет ли мне удобно рассказывать эту историю? Подходит она моему стилю изложения? Я помню, как пытался повторять манеры Билла Косби, когда был молодым. Чаще всего я лишь выставлял себя на посмешище. Почему у него все получается так естественно и смешно, а я, делая все то же самое, вечно проваливаюсь? Потому что я – не Билл Косби. Я не могу быть никем, кроме себя самого. Говоря с ребятами, я использую только те иллюстрации, рассказывая которые я чувствую себя в своей тарелке — я говорю естественно и с убеждением. Вы и сами можете обнаружить, что вам трудно рассказывать некоторые истории из этой книги. Совет прост — просто не используйте их. С другой стороны, есть множество замечательных иллюстраций, которые можно смело использовать для донесения каких-либо идей. Когда вы уже выбрали историю, порепетируйте, пока не добьетесь естественности и убедительности изложения. Выучите ее наизусть, если это необходимо. Нет ничего хуже, чем рассказать историю, ставшую бессмысленной из-за того, что вы упустили самый важный момент. Я-то это знаю — такую ошибку я совершал не раз, и не два. Я начинал рассказывать историю и обнаруживал, что у меня из головы вылетела самая важная часть, объясняющая суть иллюстрации. Очень сложно начать все с начала и спасти ситуацию. Некоторые из иллюстраций в этой книге можно, и даже нужно зачитывать, как например, «Требование на страховку». При желании можно скопировать страницы с этой историей и захватить с собой лишь пару листочков, вместо того, чтобы зачитывать прямо из книги. Учтите особенности аудитории! Нет иллюстраций, подходящих абсолютно для любой аудитории! Несмотря на то, что для этой книги выбирались истории, в общем-то, рассчитанные именно для подростков и молодежи, это совсем не означает, что речь в них идет о проблемах, волнующих только подростков. Это лишь означает, что молодое поколение понимает их смысл, если эти истории правильно рассказаны. Большинство иллюстраций представлено в виде историй, ведь подростки любят истории – особенно те, из которых можно извлечь что-нибудь полезное лично для них. Подросткам нравится обнаруживать связи между конкретной историей и абстрактной идеей. Для многих из них подобное умственное усилие — нечто новое и захватывающее, и как раз поэтому рассказы и истории — отличный способ научить чему-нибудь представителей этой возрастной группы. Дети помладше тоже любят рассказы, но они еще не могут в полной мере понять язык метафор и символов. Им сложно понять истинный смысл аллегорий и притч. Как-то раз я включил иллюстрацию «Перчатка» в свою проповедь для малышей. Я продемонстрировал им, что перчатка ничего не может, если в ней не будет моей ладони. «Вот так же, — объяснял я детям, — и я ничего не могу без Христа. Я — словно перчатка, а Христос — как рука. Если Христос во мне, я могу делать все, что угодно Ему!» После проповеди я спросил у нескольких детей, что они поняли из моей речи. «Перчатка ничего не сможет, если в ней нет чьей-нибудь руки», — вызвался ответить один мальчик. Здорово. Однако, присутствовавшие в зале подростки и родители детей сказали мне потом, что проповедь была просто великолепной. Что ж, хоть кто-то понял, про что я говорил. Делайте иллюстрации ближе к слушателям! Часто, когда вы делаете иллюстрации ближе к слушателям, проповедь от этого только выигрывает. Если вы рассказываете «Летающая семья Валленда», вы можете запросто сказать: «Когда я был маленьким, мне очень нравилось ходить в цирк-шапито, когда он приезжал в наш город. Особенно меня восхищали воздушные акробаты — каждый день они рисковали жизнью, летая на трапеции или ходя по канату под куполом цирка. А ведь многие из них делали это без страховки! Одной из самых известных семей акробатов была семья Валленда…» Как видите, можно приблизить историю, связав ее с известным для слушателей человеком, и для этого совсем не требуется врать. Ошибкой будет подобное начало: «Я был в Кобо Холле в тот вечер, когда семья Валленда..» — кроме того случая, если вы там действительно были. Не привирайте, чтобы выглядеть важно, лучше или даже хуже, чем вы есть на самом деле. Будьте честны с вашими слушателями, и вы не только добьетесь большего, но и не наживете неприятностей из-за вольной или невольной лжи. Не так давно один известный христианский проповедник потерял свое служение из-за того, что был уличен во лжи: все, что он преподносил своим слушателям как истину, оказалось неправдой. Иллюстрации не настолько важны, чтобы из-за них приходилось привирать. Ограничьтесь изложением правды. Все остальное — неэтично и не имеет права присутствовать в служении церкви. С другой стороны, нужно сказать, что некоторые иллюстрации сами не совсем правдивы – даже те истории, которые приключились непосредственно с вами. Ни один из рассказов в этой книге не может считаться абсолютно правдивым. Некоторые из них основаны на исторических событиях (такие как «Александр Великий» или «Телемах идет в Рим»). Но они представлены здесь в качестве иллюстраций, а не пособия по истории. Без сомнения, они были изменены и немного приукрашены, чтобы более выйгрышно пояснять какие-то идеи. В лучшем случае, они — частично правдивы. Тони Комполо, говоря об иллюстрациях, обычно хитро подмигивает: «Ну, даже если это не правда, все должно было бы происходить именно так!». Несколько историй в этой книги произошли на самом деле. Это — просто истории или притчи, передающие истину. Но истории, происходившие на самом деле, и истории, передающие истину — разные вещи. Некоторых удивляет, что многие истории, которые рассказывал Иисус, не происходили в действительности. Это притчи, а притчи по определению — придуманные истории. Их придумывал Сам Иисус. Насколько мы знаем, блудного сына как такового не существовало. Иисус придумал эту историю, чтобы пояснить Свою мысль и сделал это настолько блестяще, что эта притча стала одной из самых любимых рассказов всех времен и народов. Порой люди берут чью-либо историю и рассказывают ее, как будто она приключилась лично с ними или они сами ее придумали. Плохо ли это? Не плагиат ли это? Думаю, что это так…иногда. Я знаю нескольких спикеров, которые не могли использовать свои собственные примеры и иллюстрации, потому что их уже «украли» и присвоили себе другие. Тони Комполо с улыбкой вспоминает один эпизод, когда он собирался рассказать прихожанам свою знаменитую историю «Сегодня пятница, но воскресенье уже близко», когда его остановил пастор. «Понимаете, — сказал он, — все думают, что это случилось со мной». Лучше всего, рассказывая чью-либо иллюстрацию, сослаться на источник. Если бы только этот пастор сказал: «Тони Комполо как-то рассказал одну замечательную историю о том, как..». Возможно, иллюстрация не произвела бы такого впечатления, но в таком случае ее можно было бы вообще не использовать. В этой книге очень мало историй, произошедших с самими спикерами, да и включены они сюда лишь в том случае, если их пересказ не представляет никаких трудностей. Однако, в любом случае, рассказать о жизненной ситуации другого человека всегда нелегко. А эти иллюстрации может использовать любой. Упоминайте о том, откуда эти истории, только если вы чувствуете, что это принципиально. По-другому приблизить иллюстрацию к слушателям и сделать ее понятнее можно, вспомнив аналогичную историю из своей жизни. Например, «Безнадежный бейсбольный матч» может превратиться в любой подобный матч. Или же в партию гольфа, в хоккейную игру или даже соревнование по Nintendo — это не так уж важно. Если вам удастся с помощью этого лучше донести до слушателей нужную мысль, то — вперед! Можно также добавить в иллюстрацию больше эмоций, изменить детали, переименовать героев и вообще сделать рассказ более интересным для слушателей. Обычно от этого рассказ только выигрывает, особенно, если это история из Библии. Дети лучше воспринимают рассказ, когда они могут соотнести его со знакомыми людьми, местами и событиями. Подростки воспринимают историю о блудном сыне близко к сердцу, если представляют его как старшеклассника, который решил бросить школу и ушел из дома, взяв с собой все сбережения. Пусть истории из этой книги вдохновят вас на поиски своих собственных иллюстраций — из вашей жизни или опыта других. Их можно обнаружить, смотря телевизор или фильмы, читая книги, журналы или газеты. Будьте начеку и записывайте то, что вам встретиться, чтобы эти истории можно было использовать в дальнейшем. Ваша цель — донести истину Может быть, вы видели комикс Гари Ларсона «Far Side», на котором изображен песик, сидящий рядом с хозяином. Подпись гласит: «Что мы говорим собакам». Хозяин ругает пса, говоря: «Джинджер, плохой пес! Я тебя проучу! Если ты будешь копошиться в мусоре, тебе не поздоровится! Ты меня понял, Джинджер? Понял?» На следующей картинке изображена та же сцена, только с другой подписью — «Что слышат собаки». На этом рисунке слова хозяина представлены так, как их на самом деле понимает пес: «Бу-бу-бу, Джинджер, бу-бу-бу!». Порой то же самое происходит, когда взрослые разговаривают с детьми. Нам нужно помнить о том, что нашей целью является донесение истины на понятном языке. Необходимо следить, чтобы наши слова совпадали с тем, что ребята на самом слышат, понимают и применяют на практике. Надеемся, что эта книга поможет вам достигнуть этой цели уже в следующий раз, когда вы вновь будете стоять перед юными слушателями.

***